Инвестиционные проекты
Самара сегодня — город с высокоразвитой экономикой, основанной на сильном промышленном секторе, научном потенциале и коммуникационных возможностях, является одним из крупнейших транспортных узлов в России и с объективной точки зрения является инвестиционно привлекательной территорией.
Рост инвестиций в реализацию муниципальных проектов напрямую влияет не только на увеличение налоговых поступлений в бюджет, создание новых рабочих мест, но и на уровень и качество жизни населения.
Главной целью инвестиционной политики Администрации городского округа Самара является обеспечение экономического подъема, повышение комфортности жизни жителей за счет привлечения инвестиций в различные сферы экономики: эффективные и конкурентоспособные производства, социальную сферу, сферу жилищно-коммунального хозяйства и транспорта и т.д. Расширение инфраструктурных возможностей послужит предпосылкой роста инвестиционной активности, повышения уровня комфортности и привлекательности территории, развития въездного туризма и еще многими плюсами для города в целом.
Взаимодействие бизнеса с муниципальными властями посредством механизмов муниципально-частного партнерства (далее – МЧП) может обеспечить следующие преимущества предприятию:
высокие гарантии в достижении расчетных показателей рентабельности, окупаемости инвестиций, извлечении запланированного дохода;
получение ряда льгот, в том числе налоговых, позволяющих уменьшить расходы и повысить экономическую результативность предпринимательской деятельности;
наличие определенного круга потребителей либо гарантированного рынка для сбыта;
более высокую доступность кредитования;
гарантированное финансирование, если условия сделки предполагают участие средств муниципального образования;
возможность подписания договоров с солидарной ответственностью по определенным рискам;
получение ряда конкурентных, в том числе репутационных, преимуществ благодаря наличию стабильных и долговременных доходов, за счет участия в проектах, обладающих большим общественным значением.
Администрация городского округа Самара способствует увеличению открытости власти, расширению взаимодействия с населением и бизнесом.
Для Самары важно совместно с бизнес-сообществом создать объекты, которые существенно повлияют на качество жизни горожан, будут способствовать симметричному развитию различных сфер: туристической, экономической, и иных, что позволит решить существующие проблемы в городе.
Наиболее социально значимые проекты подлежат рассмотрению на заседании Координационного совета по работе с инвесторами и рассмотрению инвестиционных предложений при Администрации городского округа Самара (далее – Совет). На Совете как правило, рассматриваются инициативные заявки от представителей бизнеса и плановые мероприятия, определяются целесообразные формы реализации проектов МЧП. Определение формы взаимодействия государства и бизнеса является ключевым моментом для успешной реализации проекта.
В Российской Федерации на законодательном уровне предусмотрены различные формы МЧП, вот некоторые из них:
— соглашение о МЧП;
— инвестиционное соглашение (контракт с инвестиционными обязательствами частного бизнеса);
— договоры аренды государственного и муниципального имущества, включая лизинговые соглашения;
— совместное инвестирование (участие в капитале), создание совместных акционерных предприятий;
— соглашения о разделе продукции;
— контракты, сочетающие в себе различные виды работ и отношений собственности;
Концессионные соглашения и соглашения о МЧП являются наиболее популярными при реализации проектов, поэтому целесообразно подробнее рассмотреть именно эти формы взаимодействия государства и бизнеса.
Концессионные соглашения и соглашения о МЧП — это гражданско-правовые договоры, заключаемые между публично-правовым образованием (РФ, субъектом РФ или муниципальным образованием) и частным инвестором на длительный срок, которые приносят несомненную пользу и прибыль обеим сторонам – публичному партнеру и частному инвестору.
Предмет таких соглашений — создание частным инвестором объекта соглашения (объекта инфраструктуры, например, автомобильной дороги, объекта здравоохранения, объекта образования), эксплуатация и (или) техническое обслуживание данного объекта в течение срока, установленного соглашением.
В качестве объекта соглашений выступают недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной соглашением. Исчерпывающий перечень возможных объектов соглашений определен в соответствующих федеральных законах.
Заключение концессионных соглашений о МЧП осуществляется:
— путем проведения торгов в форме конкурса (инициатор — государственный орган или уполномоченное им лицо);
— в рамках процедуры частной инициативы (инициатор — частное лицо).
Необходимые для реализации проекта земельные участки передаются частному инвестору отдельно, во исполнение заключенных концессионных соглашений, соглашений о МЧП. Как правило, речь идет о договоре аренды, заключаемом без торгов (пп. 23 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ).
По общему правилу финансирование соглашений осуществляется частным лицом; инвестиции окупаются за счет поступлений от оказания услуг с использованием объекта инфраструктуры. Однако и законом № 115‑ФЗ, и законом № 224-ФЗ предусмотрена возможность финансового участия публичной стороны в расходах частного инвестора на инвестиционной и эксплуатационной стадиях реализации проекта.
Применяемые механизмы возврата частных инвестиций в рамках рассматриваемых отношений можно условно разделить на четыре группы:
Плата за доступность. Возврат вложений частного инвестора полностью или в большей мере обеспечивается за счет платежей публичного партнера. Плата за доступность включает компенсацию затрат на создание и эксплуатацию объекта, а также обеспечение определенного уровня доходности и покрытие расходов на обслуживание привлеченного финансирования.
Прямой сбор платы и осуществление иной коммерческой деятельности по регулируемым ценам (тарифам) – частный партнер обеспечивает возврат инвестиций за счет прямого сбора платы за услуги, товары, работы с потребителей и иной коммерческой деятельности по регулируемым ценам (тарифам). В силу особенностей законодательства при этом механизме возврата также часто используется компенсация невозмещенных капитальных затрат частного партнера по завершению проекта за счет публичного партнера;
Минимальная гарантированная доходность со стороны публичного партнера. Частный партнер обеспечивает возврат инвестиций за счет прямого сбора платы за услуги, товары, работы с потребителей и иной коммерческой деятельности, в том числе по регулируемым ценам (тарифам). При этом соглашением предусматривается условное обязательство публичного партнера компенсировать установленную недополученную прибыль за определенный период.
Прямой сбор платы и осуществление иной коммерческой деятельности без дополнительных гарантий со стороны публичного партнера. Частный партнер обеспечивает возврат инвестиций исключительно за счет осуществления коммерческой деятельности без каких-либо гарантий со стороны публичного партнера.
Следует отметить, что Закон № 224-ФЗ вступил в силу с 1 января 2016 года, практика реализации соглашений о МЧП в настоящее время находится в активной стадии формирования. Согласно п. 2 ст. 37 закона № 224-ФЗ положения региональных актов сохраняют свою силу в отношении только тех соглашений, которые были заключены до вступления в силу федерального закона.
В связи с устоявшейся практикой применения концессионные соглашения в настоящее время выступают наиболее предсказуемым инструментом для долгосрочных инвестиций. Тем не менее, соглашение о МЧП также является перспективной формой взаимодействия государства и бизнеса в связи с отдельными преимуществами перед концессионными соглашениями — например, по соглашению о МЧП объект соглашения по общему правилу находится в собственности частного инвестора, в то время как по концессионному соглашению объект поступает в публичную собственность.
Ключевыми характеристиками концессионных соглашений и соглашений о МЧП, приносящими основную выгоду, являются:
- возможность разделить отдельные риски, которые традиционно лежат на инвесторе, с публичной стороной — например, риск невыдачи разрешений, согласований государственными органами, риск негативного изменения законодательства, риск неполучения выручки;
- возможность заключения соглашений без проведения торгов на условиях, предложенных инвестором (в рамках процедуры частной инициативы);
- законодательно установленная возможность заключения прямого соглашения между публичной стороной, частным инвестором и финансирующей организацией, регулирующего порядок финансирования проекта;
- долгосрочный характер соглашений — традиционно соглашения заключаются на несколько десятилетий;
- достаточно длительная процедура предварительной проработки документов, необходимых для реализации проектов, юридического, финансового и технического характера;
- заключенное на длительный срок соглашение, включающее финансовые обязательства государства, порождает возникновение расходных обязательств — одной из гарантий того, что средства будут выделены из бюджета.
Администрация городского округа Самара работает над созданием условий для потенциальных инвесторов, механизмов для эффективного вложения средств в оптимальные сроки. Одним из основных вопросов при реализации инвестиционных проектов становится выбор земельного участка, включая такие аспекты как: соответствие генеральному плану, обеспечение санитарно-защитных зон, соотнесение земельного участка с соответствующим видом разрешенного использования, установление прав собственности.
Для предоставления обзорных сведений потенциальному инвестору о перспективных земельных участках в настоящее время ведется работа по созданию «Интерактивной бизнес карты городского округа Самара» в целях размещения на ней информации о важнейших инвестиционных проектах (сейчас такая информация на сайте Администрации г.о. Самара в разделе Департамент экономического развития, инвестиций и торговли Администрации городского округа Самара, инвестиционные проекты).
В настоящее время инвестиционные проекты в городском округе Самара уже реализуются посредством Федеральных законов № 115–ФЗ и № 224–ФЗ.
В 2019 году осуществляется работа по подготовке инвестиционных проектов в отношении объектов коммунальной инфраструктуры городского округа Самара, «Умные остановки общественного транспорта (островки безопасности)»,«Платные парковки»).13.06.2019 заключено концессионное соглашение в отношении объектов централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения, отдельных объектов таких систем муниципального образования городского округа Самара между Самарской областью, муниципальным образованием городского округа Самара и ООО «Самарские коммунальные системы. Объем инвестиций по условиям соглашения составит 17,22 млрд. руб. до 1 июля 2047 года.
Действующее законодательство о муниципально-частном партнёрстве предусматривает возможность работы по привлечению инвесторов не только на основании их инициативных предложений, но и вовлечение в инвестиционный оборот муниципального имущества по инициативе органов местного самоуправления.
В соответствии с постановлением Администрации городского округа Самара от 31.01.2019 № 67 «Об утверждении Перечня объектов, право собственности на которые принадлежит или будет принадлежать городскому округу Самара, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений» совместно со всеми подразделениями Администрации городского округа Самара и Департаментом управления имуществом городского округа Самара проводится работа по структурированию проектов в отношении объектов коммунальной инфраструктуры, а также социальных объектов.
В 2019 году в него вошли 9 объектов так называемого социально-культурного назначения, объекты теплоснабжения.
По этим объектам будут проведены конкурсы, но следует заметить, что Федеральным законом «О концессионных соглашениях» закреплены положения, наделяющие частного партнера правом выступления с предложением об инициативе заключения концессионного соглашения.
Любой заинтересованный инвестор в порядке, предусмотренном Федеральном законом «О концессионных соглашениях» №115-ФЗ вправе обратиться в письменной форме в адрес Главы городского округа Самара с инвестиционной инициативой.
При этом инвестором–инициатором может являться:
- индивидуальный предприниматель;
- российское или иностранное юридическое лицо;
- действующие без образования юридического лица по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) два и более указанных юридических лица.
Инвестор-инициатор может выбрать объект из Перечня объектов, право собственности на которые принадлежит или будет принадлежать городскому округу Самара, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений, либо разработать предложение на произвольный объект, при этом направив Главе городского округа Самара предложение о заключении концессионного соглашения (включая его проект).
Такое предложение подлежит рассмотрению в течение 30 календарных дней и по результатам принимается решение:
— возможности заключения концессионного соглашения на представленных в предложениях условиях;
— возможности заключения концессионного соглашения на иных условиях;
— невозможности заключения концессионного соглашения с указанием оснований отказа.
При принятии решения о возможности заключения концессионного соглашения предложение инвестора-инициатора и проект концессионного соглашения (или новые согласованные условия концессионного соглашения) размещаются на сайте torgi.gov.ru. При отсутствии в течение 45 календарных дней заявок от других участников рынка о заинтересованности участия в конкурсе с опубликованными условиями концессионное соглашение заключается с инициатором, в ином случае проводится конкурс.
Следует отметить, что вариантов для предварительной разработки потенциальным инвестором инвестиционного предложения очень много – это и объекты, заложенные в Генеральном плане городского округа Самара, и утверждаемый перечень объектов, по которым должны быть заключены концессионные соглашения, площадки, по которым требуется реновация городской среды, и возможность инвестора разработать инвестиционный проект на земельном участке, принадлежащем инвестору. Все предложения должны быть направлены на улучшение качества городской среды и ее развития и будут поддерживаться Администрацией городского округа Самара в рамках прогрессивной инвестиционной политики.
Начиная с 2014 года, проводится структурирование инвестиционного проекта по организации платного парковочного пространства.
Утверждены: порядок принятия решений о создании платных парковок (постановление Администрации городского округа Самара от 09.12.2014 № 1873 «Об утверждении Порядка создания и использования парковок (парковочных мест) на платной основе, расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения городского округа Самара»), перечень мест для создания платных парковок (постановление Администрации городского округа Самара от 10.12.2014 № 1874 «О создании и использовании на платной основе парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения городского округа Самара»), тарифы на оплату парковки и методика их расчета (постановление Администрации городского округа Самара от 12.12.2014 № 1888 «Об утверждении Методики расчета и максимального размера платы за пользование на платной основе парковками (парковочными местами), расположенными на автомобильных дорогах общего пользования местного значения городского округа Самара»).
Образована комиссия по вопросам создания платных парковок (постановление Администрации городского округа Самара от 14.11.2014 № 1693 «О комиссии по вопросам создания и использования на платной основе парковок, расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения городского округа Самара»).
В Самарскую Губернскую Думу внесен проект закона о штрафах за неоплату платных парковок. Разработаны проекты организации дорожного движения по утвержденному перечню парковок.
В настоящее время указанный перечень дорабатывается.
Разработан проект Закона Самарской области «О внесении изменения в статью 5 Закона Самарской области от 24.12.2018 № 105-ГД «Об организации дорожного движения на территории городского округа Самара», которым предлагалось закрепить понятие «непосредственно прилегающая территория» скорректировать перечень объектов, в отношении которых введен запрет на размещение платных парковок на территории городского округа Самара.
Министерством экономического развития и инвестиций Самарской области разрабатывается методика определения размера платы за пользование платными парковками и предельный размер платы за пользование парковкой.
В связи с вступлением в силу в 2019 году Федерального закона «Об организации дорожного движения» в целях дальнейшей реализации проекта «Платные парковки» и проведения конкурсных процедур необходимо осуществить в 2019 году разработку и принятие вышеуказанных нормативных документов.
С учетом необходимости разработки нормативно-правовых актов на уровне Самарской области проект по созданию платных парковок в городском округе Самара может быть реализован не ранее 2020 года.
Источник