- Письмо минфина налогообложение криптовалют
- Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 20 августа 2019 г. N 03-04-05/63704 О налогообложении НДФЛ доходов от осуществления операций с криптовалютами
- Обзор документа
- Вниманию владельцев криптовалют: закон, налоги, ответственность!
- Минфин пояснил порядок уплаты НДФЛ с операций с биткоинами
- Как правильно заплатить налоги с криптовалюты и токенов по мнению Минфин РФ?
Письмо минфина налогообложение криптовалют
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 20 августа 2019 г. N 03-04-05/63704 О налогообложении НДФЛ доходов от осуществления операций с криптовалютами
Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение и сообщает, что в соответствии с Регламентом Минфина России, утвержденным приказом Минфина России от 14.09.2018 N 194н, в Минфине России, если законодательством не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения по проведению экспертиз договоров, учредительных и иных документов организаций, а также по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
Консультационные услуги по вопросам налогообложения Департамент также не оказывает.
При этом по вопросу обложения налогом на доходы физических лиц доходов от осуществления операций с криптовалютами сообщаем, что особый порядок налогообложения доходов физических лиц при совершении ими операций с криптовалютами Налоговым кодексом Российской Федерации (далее — Кодекс) не установлен.
Согласно статье 41 Кодекса доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая для физических лиц в соответствии с главой 23 «Налог на доходы физических лиц» Кодекса.
В настоящее время законодательством Российской Федерации, включая законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, не определен правовой статус криптовалют. В связи с этим, а также с учетом положений пункта 7 статьи 3 Кодекса о том, что все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента), полагаем возможным до законодательного урегулирования вопросов, связанных с обращением и налогообложением криптовалют, при определении налоговой базы по доходам, полученным от операций купли-продажи криптовалют, исходить из нормы абзаца первого подпункта 2 пункта 2 статьи 220 Кодекса.
Одновременно сообщается, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, направленные налогоплательщикам и (или) налоговым агентам, имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам, налоговым органам и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента | В.А. Прокаев |
Обзор документа
Особый порядок налогообложения доходов физлиц при совершении операций с криптовалютами НК не установлен.
Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика. По мнению Минфина, при определении налоговой базы по доходам от операций купли-продажи криптовалют налогоплательщик вправе учесть расходы, связанные с приобретением этого имущества.
Источник
Вниманию владельцев криптовалют: закон, налоги, ответственность!
Важно! С 1 января 2021 года вступает в силу Закон о цифровых финансовых активах, регулирующий торговлю криптовалютой.
В 2020 году значительно увеличился интерес инвесторов к криптовалютам.
Если для Вас Bitcoin, Ethereum, Ripple, Litecoin, майнинг не просто набор непонятных слов, то эта статья обязательна к прочтению.
Тема будут актуальна еще и потому, что ЦБ РФ анонсировал скорый запуск цифрового рубля.
Криптовалюта – цифровой актив и в то же время платежная система, которая использует криптографическую функцию для шифрования записей. Считается альтернативой деньгам, которые выпускаются государством. В основе криптовалют лежит технология распределенного реестра — блокчейн.
Продажа криптовалюты рассматривается как продажа имущества, в связи с чем полученный доход подлежит обложению НДФЛ (13%).
N.B. Со следующего года 15%, если доходы превысят 5 млн. руб.
Налоговая база: разница между доходами от продажи и расходами на покупку цифровых валют, если они документально подтверждены (пп. 2 п. 2 ст. 220 НК РФ; Письма Минфина России от 08.11.2018 N 03-04-07/80764, от 17.05.2018 N 03-04-07/33234).
При получении дохода от продажи криптовалюты необходимо самостоятельно исчислить НДФЛ и подать налоговую декларацию.
Это важно знать о криптовалюте
— в России запрещается использовать криптовалюту для оплаты товаров, работ и услуг, а также распространять информацию о возможности расчетов цифровой валютой.
— цифровая валюта признается имуществом, следовательно, она может быть получена по сделкам, а также в порядке наследования, изъята в пользу кредиторов в исполнительном производстве и в процедуре банкротства.
— необходимо декларировать (информировать) ФНС о владении цифровой валютой – это обязательное условие судебной защиты.
Налоговые штрафы за неуплату (ст. 122 НК РФ): неумышленную — 20% суммы недоимки; умышленную — 40%.
Согласно п. 5 ст. 108 НК РФ привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает его от обязанности уплатить (перечислить) причитающиеся суммы налога и пени.
Если налогоплательщик не уплатил налог в установленный срок, но при этом налог рассчитал правильно – с него взыщут только пени.
Неуплата физлицом налогов в крупном размере (2 млн. 700 тыс. руб. в пределах 3х лет) путем непредставления декларации в налоговый орган, а равно умышленное включение в нее недостоверных сведений – вплоть до 300 тыс. руб. штрафа и лишения свободы до года (ст. 198 УК РФ).
За особо крупный размер (13 млн. 500 тыс. руб.) – штраф может достичь 500 тыс. руб., а лишение свободы – 3х лет.
Особое внимание! Минфин разработал поправки в УК РФ, УПК РФ об ответственности за незадекларированную криптовалюту, а также в НК РФ – в части регулирования цифровых валют и цифровых финансовых активов (ЦФА).
— установить обязанность владельцев криптоактивов декларировать сделки с цифровой валютой, если сумма операций превышает 600 тыс. руб.
— если в течение 3х лет более 2х раз данные в налоговый орган не представлялись – уголовная ответственность (наказание до 3 лет лишения свободы).
В последнее время участились случаи налоговых проверок физлиц, многократно увеличились запросы ФНС в банки, в связи с чем ЮК «Дмитренко и партнеры» рекомендует легализовать торговлю криптовалютой для защиты своих имущественных прав, передачи криптовалюты наследникам, а также избежания налоговой и уголовной ответственности.
Источник
Минфин пояснил порядок уплаты НДФЛ с операций с биткоинами
Министерство финансов дало пояснение относительно уплаты налога на доходы физических лиц (НДФЛ) при операциях с биткоинами. В ответ на частный запрос, направленный в министерство, департамент налоговой и таможенной политики уточнил, что особый порядок налогообложения доходов при совершении операций с биткоинами главой «Налог на доходы физических лиц» Налогового кодекса не установлен, но на них распространяются общие положения по уплате НДФЛ.
Физические лица, получающие вознаграждение на основе заключенных договоров гражданско-правового характера, должны самостоятельно исчислять сумму налога, подлежащую уплате в соответствующий бюджет, и представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую декларацию, отмечает Минфин.
Так как пока специальных законодательных норм по регулированию криптовалют в России не существует, граждане могут расценивать такую рекомендацию Минфина в качестве руководства к действию и выплачивать самостоятельно налог с операций, подавая налоговую декларацию, считает партнер адвокатского бюро Buzko & Partners Роман Бузько. «Если физическое лицо получает доход, как правило, в момент конвертации криптовалюты в фиатные средства (традиционные валюты), у этого физлица возникает обязанность по определению налоговой базы и уплате налога. Эта обязанность не перекладывается на налогового агента и несет ее непосредственно физическое лицо», — говорит глава группы по предоставлению юридических услуг для технологических проектов компании Deloitte СНГ Артем Толкачев.
Каким образом физическое лицо может исполнять эту обязанность и будет ли, большой вопрос, считает Толкачев. «На данный момент в подавляющем числе случаев такую обязанность физические лица не исполняют, хотя тенденция и меняется. Могу сказать по своей практике, что количество запросов на заполнение деклараций, уплату налогов с денежных средств, полученных либо в результате ICO (initial coin offering — первичное размещение токенов. — РБК), либо в результате торговли криптовалютой растет», — отмечает он.
В письме Минфина уточняется, что, согласно Налоговому кодексу, доходом признается «экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить». В связи с этим данное разъяснение актуально не только для игроков на рынке, но и для майнеров, считает Роман Бузько. «Майнинг точно подпадает под определение «экономической выгоды в натуральной форме», — говорит он.
Данное письмо ведомства не препятствует иным трактовкам норм законодательства, указано в документе. Соответственно, делать вывод о том, каким будет налоговое законодательство относительно криптовалют в будущем, нельзя. В октябре президент Владимир Путин поручил Банку России и правительству разработать регулирование криптовалют, майнинга и ICO. Соответствующие изменения в законодательство должны быть внесены до 1 июля 2018 года, говорится в перечне поручений президента по итогам совещания по цифровым технологиям в финансовой сфере 10 октября.
«Я совершенно точно не считаю правильным связывать выход этого письма с поручениями президента. Это две несвязанные вещи. Письмо опубликовано сейчас, вышло 13 октября, а значит, запрос был направлен намного раньше. Так что никаких выводов в контексте поручений президента сделать нельзя и даже не стоит пытаться», — уточнил Толкачев.
Источник
Как правильно заплатить налоги с криптовалюты и токенов по мнению Минфин РФ?
Не так давно, 17 мая 2018 года, в свет вышло письмо Минфин РФ № 03-04-07/33234, из которого вытекает ряд следующих, весьма важных, тезисов:
- Особого порядка для налогообложения криптовалют не существует;
- Нам напоминают про ст. 41 НК РФ попутно;
- Правовой статус криптовалют не определён;
- Налоговая база по данным операциям определяется как превышение суммы доходов над суммой расходов;
- Напомнили и про 225 и 228 ст. НК РФ.
Казалось бы — всё просто и понятно. Вот только есть несколько «но», которые, очевидно, затруднят сей процесс.
Первое — в 2014 г. вышло информационное письмо (разбор — здесь) ЦБ РФ, где было чётко сказано:
- Банкам и НКО стоит воздержаться от операций с криптовалютами;
- Юридическим лицам не стоит заниматься обменом криптовалют на рубли в силу того, что такие операции «считаются» подозрительными и подпадают под действие ФЗ №115.
Удивительно, что это письмо, выпущенное даже не самим ЦБ, а его пресс-службой, письмом не является, а есть по сути — обычная информация (новость), которая, конечно же, не может считать нормативно-правовым актом, но именно из-за этого акта все компании, начинавшие работу с криптоваютой (майнеры, агрегатов и обменники, магазины, включая Юлмарт), от затеи этой отказались: или закрыли направление, или ушли в оффшор.
Но ЦБ на этом не остановился. Впрочем, другие госструктуры тоже постарались: так, есть информационное сообщение (!) от Росфинмониторинга от всё того же 2014 года, где также даётся отсылка к информации («письму») ЦБ РФ от 2014 года и операции с криптовалютой относятся к подозирельным, а также даётся мягкий намёк на то, что они — денежные суррогаты (впрочем, в разборе чётко указал, что ни санкций за это нет, ни понятие не раскрыто официальной дефиницией).
Но в 2014 году эти два сообщения были лишь частью системы. Перечислю коротко:
- Прокуратура сделала официальное заявление, что криптовалюта — незаконное зло;
- Госнаркоконтроль также сделал официальное заявление о том, что криптовалюта в первую очередь используется в финансировании наркотрафика;
- Присоединились к этому и другие органы, включая Минфин.
И самое интересное, что открыть эти официальные заявления, а также появившийся на их основе проект закона от Минфина о криптовалюте можно лишь изрядно попотев: ссылки или не открываются, или зависают, или вовсе удалены. Но Сеть есть Сеть и информации — полно.
Как бы там ни было, но проект Минфина, который в свою очередь лоббировал интересы МВД, СК, прокуратуры и ФСБ, заключался в простом посыле: за майнинг — уголовное наказание, за распространение сведений о криптовалюте — административный штраф или уголовная ответственность, за торговлю криптовалютой — срок. И сроки были не малыми: сначала — до 4 лет лишения свободы, потом — до 7 (подробней о злоключениях можно почитать в брошюрке).
Но и на этом госслужащие не успокоились:
- Прокуратура Красноярска запретила уже в 2017 году продавать что-либо за Bitcoin и иже с ним;
- В 2017 же — Прокуратура Новосибирска запретила торговать в пабе за биткоины. И основание то же — ФЗ №115;
- А ещё в 2016 году Выборгский районный суд Санкт-Петербурга запретил ни с того ни с сего (как потом окажется) сайты, связанные с криптовалютой;
- Приморский районный суд г. Санкт-Петербурга решением по делу №2-10224/16 от 05.07.2016 заблокировал Localbitcoins;
- А решением по делу №2-10730/2016 была заблокирована биржа ecmo.com;
- Этот же суд решением 2-10750/15 от 10.11.2015 заблокировал btc-e & bistamp (между прочим — первая биржа с реальной лицензией);
- Он же принял и решение №2-10936/2016 от 16.06.2016. Интересно, что речь идёт именно о Питере, не правда ли? (Если интересно разобраться с судьбой сей практики и почему она — не законна — прошу внимательно изучить документы).
И везде — одни и те же отсылки к Письму ЦБ РФ, табулировании денежных суррогатов и подозрительных операциях в рамках ФЗ №115: ещё в 2016 ЦБ расширил перечень (хотя к чему — если он и так открытый?) подозрительных операций, а за год до этого — уточнил понятие высокорискованных клиентов и правила поведения с ними. На этом новости шум и гам по блокировке металлических счетов — детский лепет.
Справедливости ради отметим, что ВС РФ запретил блокировку криптовалютных сайтов без участия ответчиков и без прояснения вопросов о запрете самой информации. Есть также и положительное решение по проекту LavkaLavka (Biocoin) о невозможности блокировки.
Кроме того, чтобы уж совсем поставить точки над i и ё, а заодно и над умлаутом, скажу очевидное: СМИ часто накручивают и дают недостоверную информацию об отношении госорганов к криптовалюте. Так, известное дело по Костроме, где задержали якобы банду, отмывающую средства через криптовалюту, оказалось историей, правдивой на половину: на самом деле обвинение было выдвинуто по другому основанию — проведению операций без банковской лицензии.
Но как бы там ни было: практика блокировок криптовалютных ресурсов, ненормативные, но имеющие первостепенное значение для правоприменительной практики документы разных государственных органов (высшей категории при том!) — факт.
А это означает буквально следующее:
- Никаких официальных обменников и бирж, работающих с криптовалютой в России, нет и быть не может;
- Все операции с криптовалютой до сих пор являются подозрительными: ФЗ «О цифровых финансовых активах» и иже с ним ещё не приняты в окончательной редакции и тем более в силу не вступили, а вот рекомендации для банков никто не отменял;
- Статью 15.27 КоАП РФ, а также 174 УК РФ — тоже никто не отменял;
- На фоне массового отзыва лицензий у банков как раз в силу «не исполнения» ФЗ №115 и писем ЦБ от 2013-2018 гг. в его рамках, никакой из банков не согласится на проведение подобных операций, кроме как по прямому указанию ЦБ РФ.
А значит — физическим лицам остаётся только одно: менять деньги или через зарубежные биржи, или через обменники, где оплата проводится со счетов физических лиц.
Но и здесь возникает ряд противоречий:
- Статья 171 УК РФ буквально называется: «Незаконное предпринимательство» и говорит о том, что подобная деятельность сопряжённая с «. с извлечением дохода в крупном размере» . и далее по тексту. Но раз есть возможность уплатить НДФЛ, значит — есть доход? А раз есть доход, то при систематической деятельности, как указано в ст. 2 ГК РФ, будет и прибыль. А значит — и при крупном размере, что не так сложно достичь с курсами криптовалют, и будет и ст. 171;
- Октябрьский районный суд г. Санкт-Петербурга в 2017 году вынес решение о блокировке более 40 сайтов, связанных с обменом криптовалюты, включая известнейший агрегатор — bestchange.
- В связи с усилением контроля за исполнением ФЗ №115 банки, включая СБ РФ, в 2018 году, действительно куда более тщательно проверяют переводы между физическими лицами и блокируют счета без возможности последующей разморозки. Аналогичная практика давно ведётся в ВТБ, Альфа банке и т.д. Если говорить официальным языком, то: «использование криптовалют при совершении сделок по-прежнему является основанием для рассмотрения вопроса об отнесении таких операций к сделкам, направленным на легализацию доходов, полученных преступным путем, и финансирование терроризма».
Таким образом, если вы захотите получить доход за тот самый налоговый (кстати, какой — пояснений нет) период, то по факту — не сможете вывести деньги на банковский счёт с легальным примечанием о том, что это операции за криптовалюты, а значит и документально подтвердить подобные транзакции. Тем более — если речь пойдёт о зарубежных криптовалютных биржах или форексах: единственным исключением стоит признать торговлю фьючерсами на Биткоин, которую осуществляют БКС и Финам, но это даже не капля в море, а ничто в квадрате.
Второе — есть и ещё ряд моментов, которые ни мои коллеги, с чванливым видом доказывающие, что криптовалютчики должны раскошелиться, ни сам Минфин не учли:
- В 2016 году вышло письмо ФНС, где чётко сказано, что служба не знает, как облагать криптовалютные операции налогом, то есть — методики нет;
- В 2017 году сам Минфин уже издавал другое Письмо, где также не дал никакой методики (как и в письме 2018 года, впрочем);
- Статья 3 НК РФ помимо обязанности уплачивать налоги, оговаривает: «Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения». Это же тезис прямо вытекает из ст. 19 Конституции РФ. Более того, в этой же, ст. 3 НК РФ, говорится: «Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев«. Поскольку нет разработанной методики учёта, документально навряд ли получиться подтвердить операции раньше 2016 года, а также в силу перечисленных выше причин — дискриминация здесь прослеживается и весьма не тонко. Особенно в связи со следующим тезисом.
- Дело в том, что проект Минфина 2015 года и его же проекты 2017-2018 гг. — по-разному подходят к определению криптовалют и токенов: сначала под ними понимались имущественные права, а потом — иное имущество. То есть один налогоплательщик заявит в декларации — имущественные права, а второй — имущество? И то, и другое при этом будет, скажем, Bitcoin’ом? А как на счёт токенов, которые согласно Белым книгам могут быть: и скидкой, и предзаказом, и доступом на платформу, и ПО, и деривативом, и ещё чёрт знает чем.
- Кроме того, не стал просто так сидеть и сходил, да-да, не позвонил, а прямо физически сходил в налоговую: поговорить с консультантами. Жаль она не дала снять её на камеру: лицо после фразы «я хочу внести в качестве. для уплаты НДФЛ. криптовалюту» — было, пожалуй мимическим — в смысле порождало тысячи Интернет-мемов одновременно. Не думаю, что в других городах и подразделениях налоговой дела обстоят лучше.
Но и это ещё не всё: как же быть с юридическими лицами? При чём тут они? Да всё при том же: в силу уже перечисленных принципов Конституции РФ и ГК РФ — они полноправные и равные физическим лицам субъекты.
Если так, то почему поставить криптовалюту на баланс и учесть её, скажем, в расходах нельзя? Если можно, то как быть со всеми указанными табу по ФЗ №115? Если можно — то как?
Таким образом, Минфин уже второй год пытается принудить в буквально смысле платить налоги с того, что а) не определено по правому статусу, б) запрещено фактически (уж ограничено точно) к обороту в РФ, в) не имеет прямого выражения в рублях, кроме как через посредников, которые в России, опять же, никакого правового статуса не имеют.
Одним словом: сначала страшное Министерство магии и порядка распугало всех и вся, а теперь — пробует с напуганных собрать деньги: парадоксально, что даже после состоявшегося, десятилетней давности, прогноза по ПФР, люди готовы платить налоги — просто не знают как, когда и в каком размере.
Остаётся — ждать закон и нормативно-правовую базу к нему; судебную и правоприменительную практику и перестать нести полупрофессиональную чушь о том, что учёт криптоактивов — это легко и просто, особенно на фоне работы с оффшорными и зарубежными компаниями российский фирм через российские банки, норм об иностранных агентах и супер-категорией в области российского IT-права — ЭВМ.
Источник