Письмо минфина налогообложение криптовалют

Письмо минфина налогообложение криптовалют

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 20 августа 2019 г. N 03-04-05/63704 О налогообложении НДФЛ доходов от осуществления операций с криптовалютами

Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение и сообщает, что в соответствии с Регламентом Минфина России, утвержденным приказом Минфина России от 14.09.2018 N 194н, в Минфине России, если законодательством не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения по проведению экспертиз договоров, учредительных и иных документов организаций, а также по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.

Консультационные услуги по вопросам налогообложения Департамент также не оказывает.

При этом по вопросу обложения налогом на доходы физических лиц доходов от осуществления операций с криптовалютами сообщаем, что особый порядок налогообложения доходов физических лиц при совершении ими операций с криптовалютами Налоговым кодексом Российской Федерации (далее — Кодекс) не установлен.

Согласно статье 41 Кодекса доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая для физических лиц в соответствии с главой 23 «Налог на доходы физических лиц» Кодекса.

В настоящее время законодательством Российской Федерации, включая законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, не определен правовой статус криптовалют. В связи с этим, а также с учетом положений пункта 7 статьи 3 Кодекса о том, что все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента), полагаем возможным до законодательного урегулирования вопросов, связанных с обращением и налогообложением криптовалют, при определении налоговой базы по доходам, полученным от операций купли-продажи криптовалют, исходить из нормы абзаца первого подпункта 2 пункта 2 статьи 220 Кодекса.

Одновременно сообщается, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, направленные налогоплательщикам и (или) налоговым агентам, имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам, налоговым органам и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора Департамента В.А. Прокаев

Обзор документа

Особый порядок налогообложения доходов физлиц при совершении операций с криптовалютами НК не установлен.

Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика. По мнению Минфина, при определении налоговой базы по доходам от операций купли-продажи криптовалют налогоплательщик вправе учесть расходы, связанные с приобретением этого имущества.

Источник

Вниманию владельцев криптовалют: закон, налоги, ответственность!

Важно! С 1 января 2021 года вступает в силу Закон о цифровых финансовых активах, регулирующий торговлю криптовалютой.

В 2020 году значительно увеличился интерес инвесторов к криптовалютам.

Если для Вас Bitcoin, Ethereum, Ripple, Litecoin, майнинг не просто набор непонятных слов, то эта статья обязательна к прочтению.

Тема будут актуальна еще и потому, что ЦБ РФ анонсировал скорый запуск цифрового рубля.

Криптовалюта – цифровой актив и в то же время платежная система, которая использует криптографическую функцию для шифрования записей. Считается альтернативой деньгам, которые выпускаются государством. В основе криптовалют лежит технология распределенного реестра — блокчейн.

Продажа криптовалюты рассматривается как продажа имущества, в связи с чем полученный доход подлежит обложению НДФЛ (13%).

N.B. Со следующего года 15%, если доходы превысят 5 млн. руб.

Налоговая база: разница между доходами от продажи и расходами на покупку цифровых валют, если они документально подтверждены (пп. 2 п. 2 ст. 220 НК РФ; Письма Минфина России от 08.11.2018 N 03-04-07/80764, от 17.05.2018 N 03-04-07/33234).

При получении дохода от продажи криптовалюты необходимо самостоятельно исчислить НДФЛ и подать налоговую декларацию.

Это важно знать о криптовалюте

— в России запрещается использовать криптовалюту для оплаты товаров, работ и услуг, а также распространять информацию о возможности расчетов цифровой валютой.

— цифровая валюта признается имуществом, следовательно, она может быть получена по сделкам, а также в порядке наследования, изъята в пользу кредиторов в исполнительном производстве и в процедуре банкротства.

— необходимо декларировать (информировать) ФНС о владении цифровой валютой – это обязательное условие судебной защиты.

Налоговые штрафы за неуплату (ст. 122 НК РФ): неумышленную — 20% суммы недоимки; умышленную — 40%.

Согласно п. 5 ст. 108 НК РФ привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает его от обязанности уплатить (перечислить) причитающиеся суммы налога и пени.
Если налогоплательщик не уплатил налог в установленный срок, но при этом налог рассчитал правильно – с него взыщут только пени.

Читайте также:  Источники инвестиций для акционерного общества

Неуплата физлицом налогов в крупном размере (2 млн. 700 тыс. руб. в пределах 3х лет) путем непредставления декларации в налоговый орган, а равно умышленное включение в нее недостоверных сведений – вплоть до 300 тыс. руб. штрафа и лишения свободы до года (ст. 198 УК РФ).

За особо крупный размер (13 млн. 500 тыс. руб.) – штраф может достичь 500 тыс. руб., а лишение свободы – 3х лет.

Особое внимание! Минфин разработал поправки в УК РФ, УПК РФ об ответственности за незадекларированную криптовалюту, а также в НК РФ – в части регулирования цифровых валют и цифровых финансовых активов (ЦФА).

— установить обязанность владельцев криптоактивов декларировать сделки с цифровой валютой, если сумма операций превышает 600 тыс. руб.

— если в течение 3х лет более 2х раз данные в налоговый орган не представлялись – уголовная ответственность (наказание до 3 лет лишения свободы).

В последнее время участились случаи налоговых проверок физлиц, многократно увеличились запросы ФНС в банки, в связи с чем ЮК «Дмитренко и партнеры» рекомендует легализовать торговлю криптовалютой для защиты своих имущественных прав, передачи криптовалюты наследникам, а также избежания налоговой и уголовной ответственности.

Источник

Минфин пояснил порядок уплаты НДФЛ с операций с биткоинами

Министерство финансов дало пояснение относительно уплаты налога на доходы физических лиц (НДФЛ) при операциях с биткоинами. В ответ на частный запрос, направленный в министерство, департамент налоговой и таможенной политики уточнил, что особый порядок налогообложения доходов при совершении операций с биткоинами главой «Налог на доходы физических лиц» Налогового кодекса не установлен, но на них распространяются общие положения по уплате НДФЛ.

Физические лица, получающие вознаграждение на основе заключенных договоров гражданско-правового характера, должны самостоятельно исчислять сумму налога, подлежащую уплате в соответствующий бюджет, и представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую декларацию, отмечает Минфин.

Так как пока специальных законодательных норм по регулированию криптовалют в России не существует, граждане могут расценивать такую рекомендацию Минфина в качестве руководства к действию и выплачивать самостоятельно налог с операций, подавая налоговую декларацию, считает партнер адвокатского бюро Buzko & Partners Роман Бузько. «Если физическое лицо получает доход, как правило, в момент конвертации криптовалюты в фиатные средства (традиционные валюты), у этого физлица возникает обязанность по определению налоговой базы и уплате налога. Эта обязанность не перекладывается на налогового агента и несет ее непосредственно физическое лицо», — говорит глава группы по предоставлению юридических услуг для технологических проектов компании Deloitte СНГ Артем Толкачев.

Каким образом физическое лицо может исполнять эту обязанность и будет ли, большой вопрос, считает Толкачев. «На данный момент в подавляющем числе случаев такую обязанность физические лица не исполняют, хотя тенденция и меняется. Могу сказать по своей практике, что количество запросов на заполнение деклараций, уплату налогов с денежных средств, полученных либо в результате ICO (initial coin offering — первичное размещение токенов. — РБК), либо в результате торговли криптовалютой растет», — отмечает он.

В письме Минфина уточняется, что, согласно Налоговому кодексу, доходом признается «экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить». В связи с этим данное разъяснение актуально не только для игроков на рынке, но и для майнеров, считает Роман Бузько. «Майнинг точно подпадает под определение «экономической выгоды в натуральной форме», — говорит он.

Данное письмо ведомства не препятствует иным трактовкам норм законодательства, указано в документе. Соответственно, делать вывод о том, каким будет налоговое законодательство относительно криптовалют в будущем, нельзя. В октябре президент Владимир Путин поручил Банку России и правительству разработать регулирование криптовалют, майнинга и ICO. Соответствующие изменения в законодательство должны быть внесены до 1 июля 2018 года, говорится в перечне поручений президента по итогам совещания по цифровым технологиям в финансовой сфере 10 октября.

«Я совершенно точно не считаю правильным связывать выход этого письма с поручениями президента. Это две несвязанные вещи. Письмо опубликовано сейчас, вышло 13 октября, а значит, запрос был направлен намного раньше. Так что никаких выводов в контексте поручений президента сделать нельзя и даже не стоит пытаться», — уточнил Толкачев.

Источник

Как правильно заплатить налоги с криптовалюты и токенов по мнению Минфин РФ?

Не так давно, 17 мая 2018 года, в свет вышло письмо Минфин РФ № 03-04-07/33234, из которого вытекает ряд следующих, весьма важных, тезисов:

  • Особого порядка для налогообложения криптовалют не существует;
  • Нам напоминают про ст. 41 НК РФ попутно;
  • Правовой статус криптовалют не определён;
  • Налоговая база по данным операциям определяется как превышение суммы доходов над суммой расходов;
  • Напомнили и про 225 и 228 ст. НК РФ.

Казалось бы — всё просто и понятно. Вот только есть несколько «но», которые, очевидно, затруднят сей процесс.

Первое — в 2014 г. вышло информационное письмо (разбор — здесь) ЦБ РФ, где было чётко сказано:

  • Банкам и НКО стоит воздержаться от операций с криптовалютами;
  • Юридическим лицам не стоит заниматься обменом криптовалют на рубли в силу того, что такие операции «считаются» подозрительными и подпадают под действие ФЗ №115.
Читайте также:  Ставки с отрицательной доходностью

Удивительно, что это письмо, выпущенное даже не самим ЦБ, а его пресс-службой, письмом не является, а есть по сути — обычная информация (новость), которая, конечно же, не может считать нормативно-правовым актом, но именно из-за этого акта все компании, начинавшие работу с криптоваютой (майнеры, агрегатов и обменники, магазины, включая Юлмарт), от затеи этой отказались: или закрыли направление, или ушли в оффшор.

Но ЦБ на этом не остановился. Впрочем, другие госструктуры тоже постарались: так, есть информационное сообщение (!) от Росфинмониторинга от всё того же 2014 года, где также даётся отсылка к информации («письму») ЦБ РФ от 2014 года и операции с криптовалютой относятся к подозирельным, а также даётся мягкий намёк на то, что они — денежные суррогаты (впрочем, в разборе чётко указал, что ни санкций за это нет, ни понятие не раскрыто официальной дефиницией).

Но в 2014 году эти два сообщения были лишь частью системы. Перечислю коротко:

  • Прокуратура сделала официальное заявление, что криптовалюта — незаконное зло;
  • Госнаркоконтроль также сделал официальное заявление о том, что криптовалюта в первую очередь используется в финансировании наркотрафика;
  • Присоединились к этому и другие органы, включая Минфин.

И самое интересное, что открыть эти официальные заявления, а также появившийся на их основе проект закона от Минфина о криптовалюте можно лишь изрядно попотев: ссылки или не открываются, или зависают, или вовсе удалены. Но Сеть есть Сеть и информации — полно.

Как бы там ни было, но проект Минфина, который в свою очередь лоббировал интересы МВД, СК, прокуратуры и ФСБ, заключался в простом посыле: за майнинг — уголовное наказание, за распространение сведений о криптовалюте — административный штраф или уголовная ответственность, за торговлю криптовалютой — срок. И сроки были не малыми: сначала — до 4 лет лишения свободы, потом — до 7 (подробней о злоключениях можно почитать в брошюрке).

Но и на этом госслужащие не успокоились:

  • Прокуратура Красноярска запретила уже в 2017 году продавать что-либо за Bitcoin и иже с ним;
  • В 2017 же — Прокуратура Новосибирска запретила торговать в пабе за биткоины. И основание то же — ФЗ №115;
  • А ещё в 2016 году Выборгский районный суд Санкт-Петербурга запретил ни с того ни с сего (как потом окажется) сайты, связанные с криптовалютой;
  • Приморский районный суд г. Санкт-Петербурга решением по делу №2-10224/16 от 05.07.2016 заблокировал Localbitcoins;
  • А решением по делу №2-10730/2016 была заблокирована биржа ecmo.com;
  • Этот же суд решением 2-10750/15 от 10.11.2015 заблокировал btc-e & bistamp (между прочим — первая биржа с реальной лицензией);
  • Он же принял и решение №2-10936/2016 от 16.06.2016. Интересно, что речь идёт именно о Питере, не правда ли? (Если интересно разобраться с судьбой сей практики и почему она — не законна — прошу внимательно изучить документы).

И везде — одни и те же отсылки к Письму ЦБ РФ, табулировании денежных суррогатов и подозрительных операциях в рамках ФЗ №115: ещё в 2016 ЦБ расширил перечень (хотя к чему — если он и так открытый?) подозрительных операций, а за год до этого — уточнил понятие высокорискованных клиентов и правила поведения с ними. На этом новости шум и гам по блокировке металлических счетов — детский лепет.

Справедливости ради отметим, что ВС РФ запретил блокировку криптовалютных сайтов без участия ответчиков и без прояснения вопросов о запрете самой информации. Есть также и положительное решение по проекту LavkaLavka (Biocoin) о невозможности блокировки.

Кроме того, чтобы уж совсем поставить точки над i и ё, а заодно и над умлаутом, скажу очевидное: СМИ часто накручивают и дают недостоверную информацию об отношении госорганов к криптовалюте. Так, известное дело по Костроме, где задержали якобы банду, отмывающую средства через криптовалюту, оказалось историей, правдивой на половину: на самом деле обвинение было выдвинуто по другому основанию — проведению операций без банковской лицензии.

Но как бы там ни было: практика блокировок криптовалютных ресурсов, ненормативные, но имеющие первостепенное значение для правоприменительной практики документы разных государственных органов (высшей категории при том!) — факт.

А это означает буквально следующее:

  • Никаких официальных обменников и бирж, работающих с криптовалютой в России, нет и быть не может;
  • Все операции с криптовалютой до сих пор являются подозрительными: ФЗ «О цифровых финансовых активах» и иже с ним ещё не приняты в окончательной редакции и тем более в силу не вступили, а вот рекомендации для банков никто не отменял;
  • Статью 15.27 КоАП РФ, а также 174 УК РФ — тоже никто не отменял;
  • На фоне массового отзыва лицензий у банков как раз в силу «не исполнения» ФЗ №115 и писем ЦБ от 2013-2018 гг. в его рамках, никакой из банков не согласится на проведение подобных операций, кроме как по прямому указанию ЦБ РФ.

А значит — физическим лицам остаётся только одно: менять деньги или через зарубежные биржи, или через обменники, где оплата проводится со счетов физических лиц.

Но и здесь возникает ряд противоречий:

  • Статья 171 УК РФ буквально называется: «Незаконное предпринимательство» и говорит о том, что подобная деятельность сопряжённая с «. с извлечением дохода в крупном размере» . и далее по тексту. Но раз есть возможность уплатить НДФЛ, значит — есть доход? А раз есть доход, то при систематической деятельности, как указано в ст. 2 ГК РФ, будет и прибыль. А значит — и при крупном размере, что не так сложно достичь с курсами криптовалют, и будет и ст. 171;
  • Октябрьский районный суд г. Санкт-Петербурга в 2017 году вынес решение о блокировке более 40 сайтов, связанных с обменом криптовалюты, включая известнейший агрегатор — bestchange.
  • В связи с усилением контроля за исполнением ФЗ №115 банки, включая СБ РФ, в 2018 году, действительно куда более тщательно проверяют переводы между физическими лицами и блокируют счета без возможности последующей разморозки. Аналогичная практика давно ведётся в ВТБ, Альфа банке и т.д. Если говорить официальным языком, то: «использование криптовалют при совершении сделок по-прежнему является основанием для рассмотрения вопроса об отнесении таких операций к сделкам, направленным на легализацию доходов, полученных преступным путем, и финансирование терроризма».
Читайте также:  Кто является объектом портфельных инвестиций

Таким образом, если вы захотите получить доход за тот самый налоговый (кстати, какой — пояснений нет) период, то по факту — не сможете вывести деньги на банковский счёт с легальным примечанием о том, что это операции за криптовалюты, а значит и документально подтвердить подобные транзакции. Тем более — если речь пойдёт о зарубежных криптовалютных биржах или форексах: единственным исключением стоит признать торговлю фьючерсами на Биткоин, которую осуществляют БКС и Финам, но это даже не капля в море, а ничто в квадрате.

Второе — есть и ещё ряд моментов, которые ни мои коллеги, с чванливым видом доказывающие, что криптовалютчики должны раскошелиться, ни сам Минфин не учли:

  • В 2016 году вышло письмо ФНС, где чётко сказано, что служба не знает, как облагать криптовалютные операции налогом, то есть — методики нет;
  • В 2017 году сам Минфин уже издавал другое Письмо, где также не дал никакой методики (как и в письме 2018 года, впрочем);
  • Статья 3 НК РФ помимо обязанности уплачивать налоги, оговаривает: «Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения». Это же тезис прямо вытекает из ст. 19 Конституции РФ. Более того, в этой же, ст. 3 НК РФ, говорится: «Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев«. Поскольку нет разработанной методики учёта, документально навряд ли получиться подтвердить операции раньше 2016 года, а также в силу перечисленных выше причин — дискриминация здесь прослеживается и весьма не тонко. Особенно в связи со следующим тезисом.
  • Дело в том, что проект Минфина 2015 года и его же проекты 2017-2018 гг. — по-разному подходят к определению криптовалют и токенов: сначала под ними понимались имущественные права, а потом — иное имущество. То есть один налогоплательщик заявит в декларации — имущественные права, а второй — имущество? И то, и другое при этом будет, скажем, Bitcoin’ом? А как на счёт токенов, которые согласно Белым книгам могут быть: и скидкой, и предзаказом, и доступом на платформу, и ПО, и деривативом, и ещё чёрт знает чем.
  • Кроме того, не стал просто так сидеть и сходил, да-да, не позвонил, а прямо физически сходил в налоговую: поговорить с консультантами. Жаль она не дала снять её на камеру: лицо после фразы «я хочу внести в качестве. для уплаты НДФЛ. криптовалюту» — было, пожалуй мимическим — в смысле порождало тысячи Интернет-мемов одновременно. Не думаю, что в других городах и подразделениях налоговой дела обстоят лучше.

Но и это ещё не всё: как же быть с юридическими лицами? При чём тут они? Да всё при том же: в силу уже перечисленных принципов Конституции РФ и ГК РФ — они полноправные и равные физическим лицам субъекты.

Если так, то почему поставить криптовалюту на баланс и учесть её, скажем, в расходах нельзя? Если можно, то как быть со всеми указанными табу по ФЗ №115? Если можно — то как?

Таким образом, Минфин уже второй год пытается принудить в буквально смысле платить налоги с того, что а) не определено по правому статусу, б) запрещено фактически (уж ограничено точно) к обороту в РФ, в) не имеет прямого выражения в рублях, кроме как через посредников, которые в России, опять же, никакого правового статуса не имеют.

Одним словом: сначала страшное Министерство магии и порядка распугало всех и вся, а теперь — пробует с напуганных собрать деньги: парадоксально, что даже после состоявшегося, десятилетней давности, прогноза по ПФР, люди готовы платить налоги — просто не знают как, когда и в каком размере.

Остаётся — ждать закон и нормативно-правовую базу к нему; судебную и правоприменительную практику и перестать нести полупрофессиональную чушь о том, что учёт криптоактивов — это легко и просто, особенно на фоне работы с оффшорными и зарубежными компаниями российский фирм через российские банки, норм об иностранных агентах и супер-категорией в области российского IT-права — ЭВМ.

Источник

Оцените статью