Конспект по технологии на тему «Составление бизнес-плана»(10кл.)
специалист в области арт-терапии
Тема: Выбор путей и способов реализации проектируемого объекта. Бизнес-план.(2ч.
способствовать формированию понятий: бизнес-план, бизнес-планирование, составные части бизнес плана, резюме бизнес-плана;
способствовать расширению представлений о составных частях бизнес-плана, о составлении резюме и бизнес-плана;
способствовать воспитанию хозяйственности, деловых качеств;
способствовать привитию навыков аккуратности; развитию пространственного представления, логического мышления.
Планируемые результаты: (составление бизнес-плана)
Методическое обеспечение уроков:
1. Материально-техническая база:
— кабинет (мастерская) трудового обучения;
2. Дидактическое обеспечение:
— раздаточный материал (информационные карты, схемы, таблицы,
3. Материалы для контроля знаний учащихся;
Тип уроков: комбинированный;
Вид уроков: урок усвоения и закрепления новых знаний.
1. Организационный момент:
— проверка присутствия учащихся;
— заполнение учителем журнала;
— проверка готовности учащихся к уроку;
— доведение до учащихся плана урока: сообщение темы урока, целей и последовательности урока.
2. Актуализация прежних знаний учащихся и необходимых знаний, для проведения урока :
Упражнение «Что такое бизнес-план».
Цель:определиться в понимании бизнес-плана, настроить учащихся на восприятие темы.
Описание проведения упражнения:
1. Предложите учащимся ответить на вопрос, одним словом: «Какую ассоциацию вызывает у вас слово «бизнес-план»?» Ответы запишите на бумаге.
2. Предложите участникам ответить на вопросы: «Зачем нужен бизнес-план?», «Кому нужен бизнес-план?». Ответы запишите на бумаге.
3.Освоение нового материала.
Объяснение материала учителем.
Бизнес-план — это изложение планов и надежд, компас в море бизнеса, проводник и наставник, философия бизнеса в союзе с реализмом, рентгеновский снимок вашего бизнеса в настоящем и будущем, список неотложных дел и каждодневных обязанностей и многое другое.
Бизнес-план представляет собой документ, в котором формулируются цели предприятия, дается их обоснование, даются пути достижения, необходимые для реализации средств, и конечные финансовые показатели работы.
Как правило, он разрабатывается на несколько лет (на 3-5 лет) с разбивкой по годам.
В бизнес-плане находит отражение сущность проекта (вид деятельности), его обоснование (состояние спроса и предложения), обеспечение (производственный, маркетинговый и организационный планы), необходимые для реализации проекта средства, конечные финансовые итоги осуществления проекта.
Бизнес-план — это документ, который описывает все основные аспекты будущей коммерческой деятельности, анализирует все проблемы, с которыми можно столкнуться, а так же способы решения этих проблем.
Для кого необходим бизнес-план.
Круг пользователей бизнес-плана весьма широк:
Разработчики , для которых полезным является сам процесс разработки, когда им приходиться продумывать и решать конкретные вопросы, связанные с налаживанием производства, разработкой маркетинга, организацией управления и контроля, поиском партнеров.
Сотрудники предприятия , которые могут принимать участие в подготовке. Знакомство с документом позволяет им получить четкое представление о стратегических направлениях развития своего предприятия и тактике роста.
Потенциальные инвесторы , которых необходимо убедить в высокой степени надежности, перспективности, проработанности и окупаемости проекта.
Когда необходимо писать бизнес-план.
Бизнес-план необходим, если вы хотите:
начать новый бизнес
расширить свой бизнес
продать его или передать другому лицу
Структура бизнес-плана (приложение 1).
определение рыночной ниши,
Характеристика (описание) составляющих :
Обложка ( титульная страница ): имя предпринимателя, адрес, телефон/факс. Название и тип бизнеса.
Резюме: содержит краткую характеристику предлагаемого проекта. Объем — примерно 1-3 страницы. При этом полезно сделать его настолько полным, четким и производящим хорошее впечатление, насколько это возможно. Некоторые инвесторы просматривают только резюме, чтобы решить, стоит ли рассматривать ваше заявление дальше. Так как, чаще всего это люди чрезвычайно занятые, они хотят видеть краткое описание бизнеса. Готовить резюме нужно очень тщательно. Сначала необходимо составить бизнес-план целиком, затем, извлекая из него ответы на вопросы (пример в приложении № 2), в сжатом виде разместить их в начале плана, в разделе «Резюме». «Первое впечатление» инвестора весьма важно. Некоторые инвесторы просматривают только резюме, чтобы решить, стоит ли рассматривать ваше заявление дальше.
(а) Тип: Что представляет собой бизнес и где он расположен?
(б) История: Как и почему был создан этот бизнес, когда и кем?
(в) Вид собственности: Бизнесом владеет один человек или это партнерская фирма?
(г) Рост: Как продвигаются дела? Каков рост объемов продажи, прибыли, количества покупателей?
(д) Тенденции отрасли: Каковы текущие тенденции типичного бизнеса? Увеличивается ли рынок? Изменяются ли покупатели? Изменяется ли использование товара? Улучшается ли товар благодаря изобретениям (нововведениям)?
Товар (описание товаров): Какой товар предлагается? Превышает ли спрос предложение? Источники информации. Товар является сезонным или круглогодичным? Какие потребности покупателей удовлетворяются и какие преимущества предлагаются? Каковы специфические или уникальные особенности данного товара по сравнению с товарами конкурентов?
Рынок ( определение рыночной ниши ): Сфокусируйте описание на людях и группах, которые, скорее всего, будут покупать данный товар.
Ответьте на вопросы: Что представляет собой целевой рынок — это мужчины или женщины? Каков их возраст? Каков уровень их доходов? Кто они по профессии? Каков уровень их образования? Где они проживают: в городе или в сельской местности? Существует ли еще целевой рынок? Кто и где? (дайте подробную характеристику). Какую территорию и сколько людей охватывает основной рынок? Приведите данные маркетинговых исследований. Темп увеличения рынка. Какому количеству людей планируется предоставлять услуги ежемесячно (источники информации)?
Конкуренция ( определение конкуренции ): Опишите другие виды бизнеса, непосредственно или опосредствованно конкурирующие на данном рынке. Продемонстрируйте ваше понимание прямой и косвенной конкуренции. Укажите, в частности, какие еще фирмы и предприятия предлагают такой же товар? Как у них продвигаются дела? Какие цены они устанавливают? Какие преимущества или особые характеристики товара они предлагают покупателям? Почему люди покупают у них? В чем заключается их конкурентное преимущество? Кто покупает у них (каков уровень доходов их потребителей?).
Маркетинговый план: Инвесторы хотят знать все о данном товаре и о том, как планируется сообщать о нем.
Основные разделы маркетингового плана, которые необходимо раскрыть в бизнес-плане:
Конкуренция:особенности предложения по сравнению с конкурентами.
Упаковка:Какой имидж планируется придать товару?
Продажа:Каким образом планируется продавать товар покупателям — продажа «за прилавком», услуги по доставке, продажа на дому? Каковы цены (в сравнении) и их преимущества?
Ценообразование:Какова цена данного товара? Что представляет собой точка безубыточности? Могут ли покупатели позволить себе заплатить такую сумму за данный товар?
Продвижение:Каким образом планируется сообщать покупателям о товаре: по радио, в газетах, журналах, по телефону, на выставках, в киосках вдоль проезжей части, в других средствах массовой информации? Какие специальные кампании о продвижении товара запланированы? Приведите пример плана на 6–12 месяцев, демонстрирующий достижение целей по продаже товара.
Финансовый план: Минимальные финансовые показатели, которые следует включить в бизнес-план для инвесторов:
Необходимая сумма дополнительного финансирования: Опишите, почему нужны инвестиции и как их планируется использовать.
Прогнозирование движения средств:Движение денежных средств — это взгляд в будущее, показывающий, сколько денег предприниматель получит по сравнению с затратами на заработную плату, оборудование, продвижение товара, возвращение займа и пр. Если бизнес действенный, то инвестор желал бы получить сведения о движении денежных средств за минувший год и прогноз на следующий год. Если бизнес только учреждается, инвестор потребует прогноз только на следующий год.
Приложение к финансовому плану: Приложите перечень имеющегося оборудования и его оценку. Также приложите баланс, показывающий активы (то, чем обладает предприятие, включая контракты, недвижимость, оборудование) и пассивы (задолженности, включая налоги и долги).
Приложения. Здесь должны быть документы, которые использовались при подготовке бизнес-плана.
Как писать бизнес-план.
Не смотря на то, что существует стандартные требования к оформлению бизнес-плана и его типовая структура, бизнес-план, это, прежде всего творчество, особенно процесс его написания.
Бизнес-план лучше готовить самостоятельно : Только владелец или владелица в состоянии вложить в него «душу и сердце». Инвесторы обычно заинтересованы в том, чтобы «почувствовать» идею, а не техническую правильность выполнения или цифровую убедительность бизнес-плана.
Бизнес-план делайте кратким и доступным: желательно избегать длинных слов и сложных предложений. Объем бизнес-плана не должен превышать 10–15 страниц. Если бизнес-идея изложена нечетко, предприниматель, скорее всего, и сам не понимает ее. Значит, не поймет и инвестор.
Консультируйтесь с экспертами: Составленный бизнес-план следует показать узким специалистам: финансистам, юристам, экспертам, чтобы они со своей точки зрения оценили его сильные и слабые стороны, и в первую очередь, финансовые показатели, тенденции рынка и особенности конкуренции.
Следует помнить! Инвесторы могут отказать в финансировании бизнеса, даже не читая бизнес-плана, если он оформлен небрежно или имеет большой объем. Не используйте дорогих обложек, чтобы скрыть за ними непрофессиональный план. План отпечатайте. Он должен давать ответы на перечисленные выше вопросы и соответствовать требованиям кредиторов. Прежде всего, инвесторов интересуют финансовые данные. Бизнес-план должен включать прогнозы относительно доходов, затрат и прибылей на период от 1 до 5 лет (в зависимости от требований). Обязательно приложите соответствующий баланс и прогнозы оборота средств.
Оформите бизнес- план качественно, аккуратно на хорошей бумаге!
Сделайте свой бизнес-план жизненным. План — это кратковременная или долгосрочная стратегия конкретного бизнеса. В дальнейшем его можно использовать для успешного управления бизнесом.
4. Физкультминутка. ( Разминка рук, плечевого пояса, упражнения для глаз).
5. Закрепление знаний учащихся
Упражнение «Резюме бизнес-плана».
Цель:приобретение учащимися практических навыков написания резюме бизнес-плана.
Метод:работа в малых группах.
Время проведения:1 час (знакомство, заполнение на следующем уроке).
Описание проведения упражнения:
1. Предложите учащимся просмотреть раздаточный материал по плану составления резюме бизнес-плана. Ответьте на их вопросы.
2. Предложите учащимся объединиться в малые группы по своим «предприятиям» и составить резюме бизнес-плана по образцу (приложение № 2).
Заметьте учащимся, что в представленном раздаточном материале даны вопросы для написания резюме на любом этапе развития предприятия. При выполнении упражнения не нужно отвечать на все вопросы. Обсудите, если позволяет время, с учащимися, на какие вопросы им необходимо обратить внимание при выполнении упражнения.
Практическая работа выполняется в рабочей тетради или на листах формата А4.
Вводный инструктаж учителя (объясняет цель и порядок выполнения практической работы, раздаёт приложения).
— Цель нашей работы:
закреплению освоенных понятий по теме уроков;
практическому применению полученных знаний.
— оказание помощи в выполнении задания;
— рациональное использование учебного времени учащимися.
Заключительный инструктаж учителя:
— анализ выполнения работы учащимися;
— разбор типичных ошибок;
— вскрытие причин допущенных ошибок учащихся;
— повторное объяснение учителем способов устранения ошибок.
7. Инструктаж учителя по выполнению домашнего задания
8. Уборка рабочих мест.
9. Подведение итогов урока учителем:
Домашнее задание: определиться с темой проекта, предприятия.
Источник
Методическая разработка урока «Составление бизнес-плана и расчет его отдельных показателей»
Представленная методическая разработка учебного занятия на тему «Составление Бизнес-плана и расчет его отдельных показателей» рассматривает технологию проведения практического занятия с применением активных методов обучения: работой в микрогруппах.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока «Составление бизнес-плана и расчет его отдельных показателей»»
Методическая разработка урока
расчет его отдельных показателей»
Представленная методическая разработка учебного занятия на тему «Составление Бизнес-плана и расчет его отдельных показателей» рассматривает технологию проведения практического занятия с применением активных методов обучения: работой в микрогруппах.
Цель данной методической разработки — активизировать учебный процесс, разнообразить, сформировать у студентов комплекс теоретических знаний, умений и навыков, способствующих повышению качества уровня подготовки современных специалистов, а также выявить уровень знаний студентов по теме «Планирование деятельности предприятия». Данное занятие проводится для закрепления полученных знаний по дисциплине, что позволяет преподавателю выяснить уровень подготовки студентов, применение полученных знаний на практике. А студентам повторить ранее изученный материал и закрепить полученные знания и умения.
При использовании современных образовательных технологий преподаватель должен уметь организовать работу обучающихся по микрогруппам. В микрогруппе студенты работают над одной и той же проблемой и пытаются общими усилиями, на основе единого мнения, выдвинуть свежие идеи, комбинации или нововведения. Работа в микрогруппах, обсуждение тем, принятие самостоятельных решений дают хорошие результаты в процессе активизации познавательной деятельности, нацеливает студентов во время обучения к более глубокому пониманию производственных ситуаций, вырабатываются умения анализировать сложившую ситуацию на предприятии, предлагать свои методы, рекомендации по улучшению работы.
Поведение преподавателя при организации работы практического занятия по микрогруппам отличается от привычного поведения на традиционном уроке. Микрогруппы сами работают над выполнением поставленных заданий, роль преподавателя – лишь помогать им в этом процессе.
В микрогруппах формируется положительная взаимозависимость. Обучающиеся понимают, что нуждаются друг в друге для выполнения группового задания.
К методической разработке учебного занятия прилагаются:
задание практической работы;
карточка «Оцени себя на уроке».
Календарно-тематическим планом по дисциплине «Экономика организации» для специальности № 0518000 «Учет и аудит» предусмотрено практическое занятие по теме «Составление Бизнес-плана и расчет его отдельных показателей».
Образовательная цель данного занятия: обобщить и систематизировать полученные знания об организации и создании фирм; закрепить знания и привить умения в составлении Бизнес-плана. Наряду с образовательной целью сформулированы развивающие и воспитательные цели. Развивающие цели предусматривают формировать у обучающихся умения использовать теоретические знания при решении заданий, развивать познавательную самостоятельность, профессиональное мышление, внимание. Воспитательные цели: воспитание у обучающихся умения работать в команде.
В ходе практического занятия проводятся следующие этапы:
Организационный момент заключается в проверке наличия студентов на уроке, готовности учебного кабинета к занятию.
Сообщаются тема занятия, цели занятия.
Проводится фронтальный (беглый) опрос, который необходим для проверки знаний по ранее изученным темам и подготовки студентов к выполнению практического задания.
Практическое занятие преподаватель начинает с проведения Инструктажа по выполнению практической работы:
Студенты разбиваются на микрогруппы. Участники могут задавать преподавателю вопросы с целью уточнения ситуации. В ходе работы микрогрупп преподаватель может давать некоторые пояснения, избегая прямых консультаций.
Подведение итогов занятия:
Обобщение результатов работы и оценка деятельности обучающихся на уроке.
Проведение рефлексии. Преподаватель предлагает обучающимся ответить на вопросы:
– Какой жизненный урок вы получили сегодня?
– Какие открытия сегодня вы сделали?
– Есть ли у вас еще новые идеи, планы?
«Оцени себя на уроке» Обучающемуся дается индивидуальная карточка, в которой нужно
подчеркнуть фразы, характеризующие работу студента на уроке по трем направлениям.
Источник