Первую интегрированную нефтяную компанию стандарт ойл создал

Standard Oil — история бренда

Standard Oil — американская монополия, осуществлявшая добычу, транспортировку, переработку нефти и маркетинг нефтепродуктов. Была основана в 1870 году как Ohio Corporation. Создана путем присоединения разрозненных нефтедобывающих компаний Америки. Контроль над железнодорожными перевозками позволил Джону Рокфеллеру стать практически монополистом в добыче нефти на континенте. Впоследствии компания попала под действие антимонопольного закона и была разделена на ряд более мелких компаний.

После Гражданской войны экономика США вошла в период экономического бума. Бурно развивалась нефтяная промышленность и, в частности, Standard Oil. Компания активно поглощала мелкие и средние предприятия, пользуясь тем, что федеральное и местное правительства закрывали глаза на махинации нефтяного гиганта. К 1880 году компания перерабатывала 95 % нефти, добываемой в США. В 1882 году создатель Standard Oil Джон Рокфеллер организовал Standard Oil Trust — группу из 40 корпораций индустрии, что давало ему возможность контролировать всю индустрию переработки нефти. В 1894 году Рокфеллер стал первым американским миллиардером.

В то время большинство корпораций не могли владеть собственностью за пределами штата регистрации. Это создавало определенную проблему, которую Рокфеллер пытался решить. Standard Oil в начале своей деятельности была очень похожа на множество других мелких компаний. Интересно отметить, что Рокфеллер очень хорошо представлял, как эта новая структура должна выглядеть для потенциальных инвесторов, и поэтому он написал Устав Standard Oil, в соответствии с которым служащие компании не должны были получать какое-либо жалование, а только акции. Он полагал, что владение акциями будет стимулировать служащих работать старательно, чтобы повысить их стоимость, а не искушаться высокой зарплатой или премиями. В то время Рокфеллер и его партнеры Эндрюс (Andrews) и Флэйджер (Flager) тщательно прорабатывали почти каждый аспект бизнеса. Вместо того, чтобы покупать бочки по цене 2.50 доллара, они начали производить собственные по 1 доллару.

Рокфеллер придумал, как воспользоваться конкуренцией между различными транспортными компаниями, что привело его к величайшему успеху. Его план был настолько удачным, что еще до официального открытия компании Standard Oil, он добился средней стоимости транспортных услуг в 1.65 долларов на баррель нефти против средней по индустрии стоимости в 2.40 долларов. Эта разница, помноженная на сотни, а затем и тысячи баррелей, стала настоящим конкурентным преимуществом. Пока Рокфеллер сталкивал железную дорогу с водным транспортом и одну железную дорогу с другой, пытаясь восстановить контроль над индустрией, железные дороги решали собственные проблемы.

В действительности существовал факт тайного долговременного соглашения между нефтяным гигантом и местной железной дорогой, в соответствии с которым Standard Oil получала значительные скидки на грузоперевозки. При этих обстоятельствах другие нефтепереработчики не могли конкурировать со Standard Oil и разорялись. Мысль Джона Рокфеллера о том, что на самом деле выгодней заниматься процессом переработки и транспортировки нефти, чем её добычей, оказалась верной. Он построил свою стратегию, используя железные дороги, предназначенные для транспортировки нефти из месторождений в Кливленд и делавшие мелких производителей зависимыми от перевозчиков. Используя систему скидок, он извлекал максимальную прибыль и без колебаний использовал бывших конкурентов, которых он перекупал, в качестве шпионов среди тех, кто еще оставался таковыми. Это позволило ему основать в 1870 году акционерное общество Standard Oil Company с капиталом в 1 миллион долларов, в котором его доля составляла 27 %. В скором времени между картелем производителей и картелем перевозчиков развязалась битва во главе со Standard Oil.

В то время сырая нефть перевозилась в вагонах-платформах в открытых деревянных бочках, из-за чего испарялась наиболее ценная часть груза. По прибытию оставался лишь густой осадок, который терял свою главную ценность. Втайне являясь владельцем железнодорожной транспортной компании Union Tanker Car Company и обладая патентом на металлические и герметичные вагоны-резервуары, используемые по сей день, Джон Рокфеллер сдавал их в аренду своим конкурентам, чтобы те могли перевозить свою продукцию на нефтеперерабатывающие заводы. Когда новые производители развивали свою инфраструктуру для увеличения количества производимой продукции, Union Tanker в одностороннем порядке разрывала договоры об аренде вагонов для транспортировки нефти, из-за чего производители, вложившие немалые деньги в модернизацию производства, несли колоссальные убытки и, в конечном итоге, разорялись. После этого компания Рокфеллера Standard Oil покупала обанкротившиеся компании по ничтожной цене, как правило, получая заодно прилегающие железные дороги. Он пользовался этой уловкой на протяжении многих лет, не вызывая никакой ответной реакции, так как никто не знал о том, что он был собственником Union Tanker.

Читайте также:  Открыть фирму для обнала

Судебное разбирательство, в котором Standard Oil обвинялась, в частности, в нарушении антимонопольного законодательства, приковало к себе внимание американской общественности и стало новым судебным прецедентом. Рокфеллер был вынужден распустить трест. Конгресс США, во многом под нажимом общественного мнения, принял решение о создании Министерства Торговли и Бюро по Делам Корпораций, в чьи обязанности, в частности, входил надзор за выполнением антимонопольного законодательства.

В 1911 году правительство Соединенных Штатов берется за монополию Standard Oil и требует ее разделения. После этого она распадается на несколько маленьких компаний, в названии которых продолжают фигурировать инициалы «S.O.»: SOHIO в Огайо, SOCONY в Нью-Йорке и, разумеется, Esso, которая впоследствии станет Exxon.Однако, раскол на самом деле удвоил стоимость акций Standard Oil. Тем не менее, он пообещал взять реванш у всемогущего государства. Для этого он вложил существенную часть своего состояния в создание 12 гигантских банков, которые стали Федеральным резервом, когда в 1913 году Конгресс решил использовать их для сбора налогов. Отныне, ежегодно собранные Федеральным резервом средства до их перечисления государству оседали в сейфах династии Рокфеллера.

Рокфеллер основал корпорацию Standard Oil в нескольких штатах, с тем, чтобы приспособиться к правовым нормам акционерной собственности. Такая схема позволила Рокфеллеру построить и консолидировано управлять национальной компанией. Данная трастовая концепция стала синонимом монополии.

В результате расформирования возник уникальный список выдающихся корпораций:
Standard Oil, штат Нью-Джерси, стала ESSO, ныне Exxon.
Standard Oil, штат Огайо, стала Sohio.
Standard Oil, штат Индиана, стала Amoco.
Standard Oil, штат Нью-Йорк, стала Mobil Gas.
Standard Oil, штат Калифорния, стала Chevron.
Standard Oil, стала ConocoPhillips.
The Ohio Oil Company — чаще называемая просто «Огайо», продающая бензин под маркой Marathon. Компания теперь известна как Marathon Oil Corporation, и часто была конкурентом с основанным в штате отделением Standard Oil, Sohio.

Изначально Standard Oil распалась на тридцать восемь различных компаний, включая вышеперечисленные, а также такие компании как ARCO, BP America и Cheeseborough-Ponds, в качестве наследников Standard Oil. В результате распада Standard Oil у Рокфеллера осталась внушительная часть акций во всех компаниях, и во всех них он имел контрольный пакет.

Источник

Нефтяная империя Джона Рокфеллера. Standart oil.

Историческая рубрика на канале RNDCoin. И сегодня вы узнаете как создавалась и как закончилась жизнь компании Standart oil — детища легендарного Джона Рокфеллера.

Империя американского миллиардера Джона Рокфеллера стала первой, кто попал под нож антимонопольного законодательства США.

Компания была основана в 1870 году, а уже к 1880 контролировала 95% переработки нефти, добываемой в США.

На начальном этапе Standard Oil ничем не выделялась среди конкурентов. Однако, сговор с местной железнодорожной компанией помог Рокфеллеру получить конкурентное преимущество.

Транспортировка обходилась в $1,65 за баррель против средней по индустрии в $2,40.

Это привело к тому, что конкуренты Standard Oil стали терять рынок, а позже банкротились. Рокфеллер скупал их активы за бесценок.

Позже Джон понял, что вся сила у транспортных компаний, и стал проворачивать махинации с железными дрогами.

Большая часть нефти во время транспортировки испарялась, поскольку перевозилась на открытых платформах.

Рокфеллер сдавал конкурентам современные герметичные вагоны в аренду, а после того, как компании становились “жирными”, разрывал соглашение в одностороннем порядке и скупал новейшие активы компаний за бесценок.

Читайте также:  Свой цирк как бизнес

Администрация Пенсильвании решила бросить вызов господству Standard Oil в сфере транспорта, инициировав строительство трубопровода.

Строящийся трубопровод постоянно подвергался набегам банд, нанятых Рокфеллером.

Когда он все же был достроен, Standard Oil проложила параллельно 4 магистрали и предложила бросовые цены на прокачку, что разорило трубопровод властей, и позже он был выкуплен Рокфеллером.

Так Джон Рокфеллер построил свою нефтяную империю.

Начало концу компании положила журналистка Аида Минерва Тарбелл, которая написала книгу об истории Standard Oil.

Книга попала в руки Теодора Рузвельта. Действующий президент США после прочтения сказал: «руководители нашей нефтяной индустрии — это самые опасные преступники в мире»

Это положило начало длительным судебным процессам, которые будут длиться 6 лет.

В 1911 году суд постановил признать Standard Oil виновной в нарушении антимонопольного законодательства.

Компания была разделена на 38 различных предприятий. Рокфеллер сохранил долю в каждой из них, но нигде не имел контрольного пакета.

Джон Рокфеллер пообещал взять реванш у правительства и вложил вместе с другими влиятельными семьями огромную часть состояния в создание 12 гигантских банков, которые стали Федеральным резервом США (ФРС).

Осколками Standard Oil Trust являются крупные компании современности, такие как Chevron, ExxonMobil, BP, Marathon oil и другие.

Источник

Краткая история династии – от Standard Oil до наших дней

В Нью-Йорке в возрасте 101 года скончался Дэвид Рокфеллер – глава одной из богатейших династий США. Его семья, сделавшая состояние на переработке нефти (из ее проектов вышли крупнейшие нефтяные компании США), пользовалась статусом неофициальной аристократии. Ее представители занимались политикой (один из них, Нельсон Рокфеллер, собирался стать президентом) и контактировали с мировыми лидерами.

Сейчас династия насчитывает несколько сотен человек. Она по-прежнему в списке семей-миллиардеров, хотя ее состояние и влияние сокращаются. По оценке Forbes на прошлый год, в списке богатейших семей США Рокфеллеры заняли 23-е место – с общим состоянием $11 млрд. Состояние Дэвида Рокфеллера оценивалось примерно в $3 млрд. Если сравнить это с тем, что заработал Джон Рокфеллер – основатель династии и богатейший человек в истории США, – получится гораздо меньше.

Его состояние ⁠оценивалось ⁠в $1,5 млрд – с поправкой на инфляцию это больше ⁠25 млрд нынешних долларов. По данным ⁠на 1918 год, ⁠это было примерно 2% ВВП ⁠США (сейчас 2% американской экономики – это ⁠свыше $350 млрд).

Институт Катона сравнивал богатство Рокфеллера с ВВП на душу населения – по данным на 1918 год, они соотносились как 2 млн к 1. Теперь пропорция намного меньше – если сравнивать состояние семьи с этим показателем, то оно, по подсчетам института, с начала XX века сокращалось на несколько процентов в год.

По словам источников, близких к семье, многие из тех, кто представляет пятое и шестое поколение Рокфеллеров, уже не могут рассчитывать на то, что семейные фонды обеспечат им безбедную жизнь. В прессу попала история миллионера из Нью-Йорка, который помог одному из потомков династии запустить небольшой бизнес. «Только представьте, я одолжил деньги Рокфеллеру», – говорил он.

С чего начиналась династия?
Родоначальник династии – Уильям Рокфеллер, известный также как Дьявольский Билл. Он занимался мелкой торговлей, среди прочего – торговал сомнительными снадобьями, выдавая себя за доктора. Одним из ингредиентов, согласно биографии Рокфеллеров, оказалась нефть, на которой позднее его дети заработали миллиарды.

Отец не стеснялся обманывать собственных детей – он даже гордился этим, заявляя, что это хорошее воспитание. Когда Джон еще был малышом, он сделал вид, что хочет взять ребенка на руки, потом резко убрал их, и ребенок упал. После этого Билл заявил сыну, чтобы тот «никогда никому не доверял».

По слухам, родоначальник династии занимался и кражей лошадей. А в 1849 году его обвинили в изнасиловании служанки. Скрываясь от суда, семья Рокфеллер переехала. История тогда не получила широкой огласки, о ней стало известно позднее – уже в начале XX века. Об этом рассказала дочь одного из предпринимателей, которых вытеснила с рынка нефтяная империя Рокфеллера-младшего.

Читайте также:  Документы которые нужны для открытия своего дела

Уильям Рокфеллер тогда был еще жив, но скрывался. Журналисты искали его (одна из газет даже объявила награду $8 тысяч – почти 200 тысяч нынешних долларов), но так и не нашли.

Его сын Джон в детстве работал на ферме. Но зарабатывал и другими средствами – покупал сладости, а потом продавал своим же братьям и сестрам. Когда ему было 16 лет, он устроился на работу бухгалтером, а через несколько лет основал торговую фирму.

В начале 1860-х годов, как и многие другие, Джон Рокфеллер решил заработать на нефтяном буме. А именно на переработке. Он основал компанию Standard Oil и стал избавляться от конкурентов. Одних покупал (деньги для этого занимал у банков), других вытеснял с рынка. Например, скупал оборудование для переработки нефти, создавая искусственный дефицит, или сдерживал движение грузов по железной дороге (известно, что Джон тайно договорился с железнодорожными компаниями, что позволило контролировать движение грузов и цены на перевозки).

В 1880-е годы Standard Oil контролировала 90% переработки нефти в США, она стала одной из самых прибыльных компаний мира. По нынешним меркам, ее основатель к тому времени уже был миллиардером. Но неконтролируемый рост компании остановили власти. В 1890 году был принят Акт Шермана – первый антимонопольный закон в США. Спустя годы Теодор Рузвельт применил всю мощь нового законодательства против империи Рокфеллера. В 1907 году суд обязал разбить ее на несколько десятков компаний. Среди ее наследников оказались, в частности, Exxon, Mobil и Chevron.

Стоимость отдельных компаний позднее выросла. Состояние Рокфеллера, сохранившего доли в них, к 1913 году увеличилось до $900 млн. По нынешним деньгам – около $15 млрд.

За что осуждали Рокфеллеров?
Династия Рокфеллеров заслужила признание, потратив миллиарды на благотворительность – науку, культуру и образование. Но вместе с тем ее часто критиковали – в частности, за неразборчивость в методах ведения бизнеса, агрессивное поведение по отношению к конкурентам.

Дэвида Рокфеллера осуждали за то, что он «вел дела с тиранами». Например, с китайскими лидерами периода культурной революции (рассказывали, что для организации одной из встреч с послом КНР он передал китайцам дипломат с $50 тысячами).

В биографии Джона Рокфеллера – бойня в Ладлоу в 1914 году, подавление профсоюзной забастовки шахтеров, работавших на его компанию Colorado Fuel and Iron. Тогда погибли 19 человек, включая женщин и детей. Забастовка началась в 1913 году. Шахтеры – около 800 человек – потребовали повышения зарплаты и разбили палаточный лагерь близ города Ладлоу (штат Колорадо), где поселились вместе с семьями. Компания наняла вооруженную охрану, ее сторону заняла и Национальная гвардия, которой фактически платили Рокфеллеры (она помогла сформировать дружины, которые противостояли бастующим). Глава семьи, выступая в Конгрессе, заявил, что не пойдет на уступки профсоюзам, даже если забастовка приведет к жертвам.

Вскоре после этого конфликт вылился в вооруженное противостояние. Между дружинниками и шахтерами завязалась перестрелка (версии, кто ее начал, расходятся). Были убиты по нескольку человек с обеих сторон. При этом в лагере вспыхнул пожар – в результате погибли 15 женщин и детей. Позднее сообщалось, что дружины, выступавшие на стороне компании, сознательно занимались поджогами и мародерством в лагере шахтеров. Рокфеллер уверял, что они лишь защищались, и называл их «защитниками закона и собственности».

Чем Рокфеллеры занимаются сегодня?
Хотя семья сохраняет миллиардное состояние, контроль над некоторыми ключевыми активами она утратила. Например, 51% акций Rockefeller Group, занимающейся недвижимостью, в 1989 году продали японской Mitsubishi. Комплекс зданий Rockefeller Center в Нью-Йорке в 2000 году перешел к Tishman Speyer.

Источник

Оцените статью