Инвестиционный рынок в Российской Федерации
За последние полтора десятилетия отмечены динамичным и достаточно интенсивным развитием российской экономики. Данную тенденцию не смогли переломить даже экономические санкции, введенные рядом стран западного мира. Да, они замедлили развитие, но не смогли обратить его вспять. Непременным условием роста экономики страны является повышение уровня внешних и внутренних инвестиций. Таким образом, мы можем смело говорить о том, что с начала 2000 годов экономический рынок России довольно динамично развивается.
Состояние и проблемы рынка инвестиций
Несмотря на озвученный выше тренд, на сегодняшний день в Российской Федерации существует проблема необходимости фактического увеличения уровня вложений в реальный сектор экономики. И это при том, что экономический блок Правительства РФ в своей деятельности делает основной акцент именно на реальные, а не на финансовые инвестиции.
Такое положение вещей нетрудно понять. Ведь именно уровень реального инвестирования является основой, обеспечивающей экономическое развитие промышленных предприятий. Результатом этого процесса становится выпуск инновационной современной продукции, повышение ее конкурентоспособности и возможность проникновения отечественных товаров на новые для себя рынки.
Кроме того, если сравнивать реальные и финансовые вложения, то первые обладают гораздо более высоким уровнем рентабельности. Это автоматически позволяет инвесторам получать большую прибыль. Лучше мотива к активным действиям для предпринимателей просто не существует.
В то же самое время реальный сектор экономики требует привлечения колоссального объёма инвестиций. К сожалению, собственных денежных средств, которые есть в наличии у отечественных инвесторов зачастую недостает. Это создает потребность в привлечении заемного капитала. Фактически это находит свое выражение в банковских кредитах и займах, а также инвестиций в ценные бумаги (преимущественно акции) компаний. То есть в данном случае мы уже говорим про финансовые инвестиции. Другими словами, подобные вложения также содействуют началу экономического подъема в любом государстве.
Изменения, которые на сегодняшний день происходят в России, определяются бурным становлением инновационного пространства. Подобные инновационные процессы развития государства имеют два основных составляющих элемента:
- реализация проектов, связанных с инновациями;
- развитие инновационного потенциала.
При этом можно бесконечно долго рассуждать про позитивные черты рыночной экономики и невидимую руку рынка, но при этом данные экономические институты не способны осуществлять автоматическое регулирование предпринимательской и инвестиционной деятельности.
Представители частного бизнеса не заинтересованы во вложении собственного капитала в те инвестиционные проекты, которые не способны приносить серьезной прибыли. В то же время для страны в общем и для каждого гражданина в отдельности эти отрасли являются жизненно необходимыми.
С помощью одной только рыночной экономики невозможно решить и другие существующие проблемы. В этой ситуации роль государства, как основного экономического регулятора многократно возрастает.
Говоря о главных проблемах инвестиционного рынка в России можно выделить следующие аспекты:
- большие объемы неплатежей;
- низкие реальные доходы граждан;
- пробелы и коллизии в российском инвестиционном законодательстве.
Таким образом, мы приходим к выводу о серьезном значении финансовых инвестиций для развития экономики нашего государства. Во-первых, подобные вложения – это самостоятельная форма инвестиций. Во-вторых, их необходимо рассматривать в качестве связующего звена на пути трансформации капитала в реальные инвестиции.
Перспективы развития инвестиционного рынка
Россия – уникальная страна. Она богата колоссальными природными ресурсами и могучим человеческим потенциалом. Если сравнивать текущий уровень развития отечественного рынка инвестиций с 90 годами прошлого века, то можно констатировать, что наше государство уже сделало огромный шаг вперед. Тем не менее Российская Федерация обладает огромным нереализованным потенциалом для развития всех сфер экономики, в том числе и инвестиционного рынка. Огромную роль в этом процессе должно сыграть государство.
Прямые инвестиции нуждаются в государственной поддержке. Мы можем выделить следующие ее аспекты:
Государственная поддержка прямых инвестиций заключается:
- законодательные гарантии обеспечения деятельности инвесторов;
- наличие одного органа исполнительной власти, который уполномочен быть представителем РФ перед российскими и иностранными инвесторами;
- создание и развитие системы преференций;
- предоставление надежных гарантий, связанных с покрытием инвестиционных рисков.
Государственная поддержка инвесторов должна иметь своей целью сформировать благоприятный инвестиционный климат в стране. Безусловно, это наилучшим образом скажется на производстве товаров, работ и услуг в основных отраслях экономики.
Вместе с достижением озвученной выше цели будут решаться и другие сопутствующие вопросы. К ним относятся:
- модернизация существующей производственной базы, чему будут способствовать новые технологии, ноу-хау, появление современного оборудования;
- реализация программы поддержки российских производителей;
- становление отраслей экономики, работающих на импортозамещение;
- бережное и эффективное использование природных ресурсов;
- повышение производительности труда;
- повышение уровня занятости населения;
- повышение покупательной способности граждан;
- интенсификация производства.
Невозможно переоценить значение рынка прямых инвестиций для развития экономики России. Они способны обеспечить не только ее стабилизацию, но также оживление и подъем.
Источник
Перспективы развития российского рынка инвестиций
Россия богатейшая страна мира, как по территории, так и по природно-ресурсным запасам. На сегодняшний день наша страна имеет достаточный производственный, технический и научный потенциал. Но, несмотря на эти положительные факторы, у России есть существенные проблемы с инвестиционной привлекательностью для иностранных инвесторов.
Под инвестиционной привлекательностью понимается – совокупность различных объективных и субъективных признаков, свойств, средств, возможностей экономической системы, обусловливающих потенциальный платежеспособный спрос на инвестиции [5]. Для характеристики привлекательности чаще всего используют весьма сложное и многомерное понятие инвестиционный климат. Под которым, понимается учет следующих условий, определяющих эффективность и целесообразность вложений различного рода (инвестирования) в экономику страны (региона):
Экономических условий – состояния микро- и макроэкономической среды, динамика ВВП и НД, оборота промышленной продукции, инновационного развития, инфляции, количеством рабочей силы и её квалификацией.
Государственной инвестиционной политики – уровня государственной поддержки иностранных инвестиций, участия в международных договорах, доверия и эффективности государственной деятельности.
Нормативно-правовой базы инвестиционной деятельности – простоты восприятия системы налогообложения, регистрации деятельности, валютного и таможенного режима, урегулирование споров.
Информационного, статистического материала о положении различных факторов определяющих инвестиционный климат.
На сегодняшний день Россия не входит в состав стран по инвестиционной привлекательности. Более того, после кризиса 2014 года зарубежные инвесторы высказывают большее недоверие по отношению к РФ. В последние годы развитие экономики России происходит достаточно быстрыми темпами, однако не в полной мере реализованный потенциал, приводит к медленному росту иностранных инвестиций.
При рассмотрении данной проблемы возникает вопрос, а как же оценить привлекательность для инвесторов? Для решения этого вопроса различные периодические издания экономического профиля, государственные аналитические и статистические организации проводят исследования, и в конце каждого отчетного периода предоставляют результаты анализа в закрытом или открытом доступе (в зависимости от организации, проводящей анализ).
Так, журнал «Euromoney» составляет рейтинг стран мира по инвестиционной привлекательности, используя следующие показатели: эффективность экономики, уровень политического риска, состояние задолженности, способность обслуживания долга, кредитоспособность, доступность банковского кредитования, доступность краткосрочного финансирования, доступность долгосрочного ссудного капитала, вероятность возникновения форс-мажорных обстоятельств. Важно заметить, что подходы к составлению данного рейтинга могут меняться, в зависимости от изменения конъюнктуры мирового рынка.
Специалисты компании Bloomberg составили рейтинг наиболее привлекательных для инвестиций развивающихся стран в 2018 году (табл. 1) [2].
Наиболее привлекательные для инвестиций развивающиеся страны 2018 г.
Где Россия заняла всего лишь 15 место, в основном из-за относительно низких показателей по сальдо текущих счетов, оценки активов и суверенного кредитного рейтинга.
В свою очередь методика Всемирного экономического форума заключается в оценке конкурентоспособности стран в таких секторах, как:
• экономика, движимая факторами производства;
• экономика, движимая эффективностью;
• экономика, движимая инновациями.
Исследуя итоги оценки конкурентоспособности, Российская Федерация показывает положительные тенденции [4]. Она улучшила свои позиции, по сравнению с 2016 годом на 2 позиции, поднявшись с 45 на 43 место. А если провести аналогию с 2014–2015 годами, то она и вовсе подняла свою позицию к 2017 году на 10 пунктов (53-е место).
Таким образом, можно сделать вывод, что в настоящее время реализуются несколько международных проектов, позволяющих оценить тот или иной аспект инвестиционной привлекательности страны.
Инвестиционная привлекательность страны в основном определяется макроэкономическими факторами развитости страны, которые зависят от уровня развития производств, технологий, количества трудоспособного населения и других показателей позволяющих составить целостную картину инвестиционной привлекательности той или иной страны.
Макроэкономические показатели (ВВП) и данные об инвестициях в основной капитал представлены на следующем графике.
Рис. 1. ВВП и данные об инвестициях в основной капитал (по данным Росстата России)
По результатам, представленным на рис. 1 можно сделать вывод, что рост инвестиций в основной капитал за 2010–2016 гг. составил 202 %, а рост ВВП 216 % [6]. Получается, повышение инвестиционной активности привело к увеличению ВВП, который складывается в основном из результатов деятельности региональных хозяйственных систем страны. Но достигнутый темп роста инвестиций недостаточен для современной модернизации экономики страны, которой необходимы преобразования на качественно новом витке инновационных процессов.
Важно развивать инвестиционную деятельность и привлекать инвесторов по разным регионам России. Для этого местные власти проводят работу по стимулированию и поддержке инвестиций. Это осуществляется 4 путями: усовершенствование регионального инвестиционного законодательства, поддержка путем предоставления различных льгот, формирование инвестиционной открытости и привлекательности регионов и улучшения их инвестиционного имиджа, а также формирование инфраструктуры [3].
Для России характерно и немного странно, что в отдельных крупных регионах (Москва, Санкт-Петербург) привлекательность достаточно сильна и сопоставима со странами Европы, когда другие регионы РФ и вовсе неизвестны для инвесторов.
Вышесказанные слова подтверждают статистические данные по регионам РФ проведенные национальным рейтинговым агентством.
Рис. 2. Распределение поступивших прямых иностранных инвестиций по категориям регионов (данные платежного баланса РФ за первое полугодие 2017 года, согласно данным Банка России)
На долю 25 регионов (Москва, Санкт-Петербург, Ямало-Ненецкий автономный округ, Сахалинская область, Республика Татарстан, Тюменская область и т.д.), инвестиционная привлекательность которых, оценивается в рейтинге НРА как «высокая» приходится около 86 % от общероссийского притока прямых иностранных инвестиций и 65 % от суммарного объема инвестиций в основной капитал [2].
С другой стороны, 27 регионов (Приморский край, Пермский край, Ростовская область, Томская область, Новосибирская область, Оренбургская область, Саратовская область, Удмуртская Республика и т.д.) с умеренной инвестиционной привлекательностью занимают только 12 % от притока ПИИ. А в регионах, отнесенных к низкой рейтинговой категории (Курганская область, Псковская область, Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика, Ивановская область, Республика Северная Осетия – Алания и т.д.) практически отсутствуют иностранные инвестиции (2 % приток ПИИ).
Для того чтобы рационально оценить ситуацию с инвестиционной привлекательностью в Российской Федерации важно проанализировать видовую структуру инвестиций (рис. 3)
Рис. 3. Структура инвестиций по видам основных фондов в 2016 году, в % к итогу (по данным Росстата России)
По рисунку видно, что наибольшую долю инвестиций в основной капитал занимают здания и сооружения, за последние несколько лет она возросла почти на 2 %. Здания и сооружения действительно на сегодняшний день являются перспективной и самой обширной областью экономической и инвестиционной деятельности. Большинство проектов в РФ направлены именно в эту область. Почти треть инвестиций направлена на машины, оборудование и транспортные средства (30,6 %), в 2011 году они были на уровне 37,9 %. Всего лишь 8,8 % приходится на прочие виды деятельности, куда также входят инновации[6] Из чего следует, что государство должно поддерживать эту отрасль и улучшать её инвестиционный климат.
На развитие таких видов деятельности, как операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг, добыча полезных ископаемых, транспорт и связь, обрабатывающие производства, производство и распределение электроэнергии, газа и воды, направляется почти 80 % вложений. И подобное соотношение сохраняется на протяжении нескольких последних лет (табл. 2).
Изменение структуры инвестиций в основной капитал по основным видам деятельности, в % к общему объему инвестиций
Транспорт и связь
Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг
Добыча полезных ископаемых
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды
Источник: Росстат России.
Финансовые средства в Российской экономике, несомненно, увеличиваются, но частный сектор до сих пор нуждается в больших объёмах инвестиционный ресурсов. Предприниматели, как и малого, так и среднего бизнеса вынуждены искать зарубежных инвесторов или участвовать в государственных инвестиционных программах и проектах. Существует два основных источника финансирования инвестиционной деятельности: внутренние (собственные средства) и внешние (заёмные и привлеченные средства).
Данные рис. 4 свидетельствуют о том, что собственные и привлеченные средства составляли практически одинаковую долю инвестиций в основной капитал в 2016 г. – 50,9 % и 49,1 % соответственно. Если еще в 2011 году использование инвестиционных вложений происходило в большей степени за счет привлеченных источников, то по итогам 2016 года ситуация изменилась и на первый план выходят собственные средства организаций. Сложившаяся ситуация говорит о том, что государству и дальше нужно поддерживать инвестиционную активность.
Рис. 4. Структура источников финансирования инвестиций, в % к итогу (по данным Росстата России)
Если рассматривать структуру привлеченных инвестиций, то можно заметить, что заметную часть занимают бюджетные средства (1855,1 млрд рублей), хотя их доля сократилась с 19,2 % в 2011 году до 16,5 – в 2016. Возрос также уровень кредитов банков и достиг 10,4 %. При этом каждый второй руководитель обследованной организации (по результатам выборочного обследования) отметил высокий процент коммерческого кредита как один из факторов, ограничивающих инвестиционную активность.
Россия на 2016–2017 год занимает достаточно важную роль в мировых инвестиционных процессах. Так, в соответствии с отчетом «World Investment Report»-2017, опубликованным ЮНКТАД (конференция Организации Объединенных Наций по торговле и развитию), Россия находится на десятом месте в мире по объему поступивших иностранных инвестиций по итогам 2016 г.[4] Объем иностранных инвестиций, поступивших в Россию, составил 38 млрд долларов в 2016 году, несмотря на ограниченный доступ к международным рынкам капитала. А в 2015 году этот показатель составлял всего 12 млрд. долларов, что показывает значительный рост. Такие результаты в основном из-за преодоления РФ барьера санкций и усовершенствования национальных факторов для инвестирования.
Ежегодно международная консалтинговая компания A.T. Kearney публикует рейтинг самых привлекательных для инвестиций стран мира. Эксперты A.T. Kearney составляют рейтинг на основе экономических и политических факторов. Кроме того, учитываются функционирующие в государствах системы регулирования [1].
Россия по оценкам A.T. Kearney не вошла в 25 самых привлекательных стран мира для инвесторов. Более того, последний раз Россия входила в этот список в 2013 году и занимала 11 место. На ее резкий спад в рейтинге оказал влияние кризис 2014 года, нестабильная ситуация с Украиной и вследствие санкции введенные против РФ, а также высокий уровень коррупции и нецелевого использования выделяемых средств и сложность ведения бизнеса. В свою очередь 1 место в списке занимает США, а замыкает его Южная Африка.
Для того чтобы определить какие шаги нужно предпринять России для увеличения своей инвестиционной привлекательности необходимо выделить сильные и слабые стороны инвестиционной привлекательности РФ (табл. 3).
Из приведенных данных следует, что политическим и экономическим силам нашего государства важно обратить пристальное внимание на слабые стороны в сфере инвестиций, и постепенно сужать их круг. Это возможно при правильной разработке политики по решению вышеизложенных проблем, государственной поддержке инвестиций. Одним из таких решений может стать, к примеру, приоритетное направление инвестиций в отрасли, где больше всего ощущается недостаток собственных средств для модернизации производственных мощностей предприятий, нуждающихся во внешних источниках инвестиций.
Сильные и слабые стороны инвестиционной привлекательности России
Выгодное экономико-географическое положение
Источник