Передай господу дела свои

Книга притчей Соломоновых, глава 16 Притчи, гл 16

Человеку принадлежат предположения сердца, но от Господа ответ языка.

Все пути человека чисты в его глазах, но Господь взвешивает души.

Предай Господу дела твои, и предприятия твои совершатся.

Все сделал Господь ради Себя; и даже нечестивого блюдет на день бедствия.

Мерзость пред Господом всякий надменный сердцем; можно поручиться, что он не останется ненаказанным.

Милосердием и правдою очищается грех, и страх Господень отводит от зла.

Когда Господу угодны пути человека, Он и врагов его примиряет с ним.

Лучше немногое с правдою, нежели множество прибытков с неправдою.

Сердце человека обдумывает свой путь, но Господь управляет шествием его.

В устах царя — слово вдохновенное; уста его не должны погрешать на суде.

Верные весы и весовые чаши — от Господа; от Него же все гири в суме.

Мерзость для царей — дело беззаконное, потому что правдою утверждается престол.

Приятны царю уста правдивые, и говорящего истину он любит.

Царский гнев — вестник смерти; но мудрый человек умилостивит его.

В светлом взоре царя — жизнь, и благоволение его — как облако с поздним дождем.

Приобретение мудрости гораздо лучше золота, и приобретение разума предпочтительнее отборного серебра.

Путь праведных — уклонение от зла: тот бережет душу свою, кто хранит путь свой.

Погибели предшествует гордость, и падению — надменность.

Лучше смиряться духом с кроткими, нежели разделять добычу с гордыми.

Кто ведет дело разумно, тот найдет благо, и кто надеется на Господа, тот блажен.

Мудрый сердцем прозовется благоразумным, и сладкая речь прибавит к учению.

Разум для имеющих его — источник жизни, а ученость глупых — глупость.

Сердце мудрого делает язык его мудрым и умножает знание в устах его.

Приятная речь — сотовый мед, сладка для души и целебна для костей.

Есть пути, которые кажутся человеку прямыми, но конец их — путь к смерти.

Трудящийся трудится для себя, потому что понуждает его к тому рот его.

Человек лукавый замышляет зло, и на устах его как бы огонь палящий.

Человек коварный сеет раздор, и наушник разлучает друзей.

Человек неблагонамеренный развращает ближнего своего и ведет его на путь недобрый; прищуривает глаза свои, чтобы придумать коварство; закусывая себе губы, совершает злодейство.

Венец славы — седина, которая находится на пути правды.

Долготерпеливый лучше храброго, и владеющий собою лучше завоевателя города.

В по́лу бросается жребий, но все решение его — от Господа.

Источник

Глава 16

1–3. О Боге, как Владыке всех жизненных путей человека. 4–9. О премудром и праведном воздаянии Божием за дела человеческие, добрые и злые. 10–15. О царях как посредниках или орудиях мироуправления Божия. 16–26. Правда Божия – в отношении к мудрым и к глупым. 27–33. Неодинаковая судьба праведных и неправедных.

Притч.16:1 . Человеку принадлежат пред­положе­ния сердца, но от Го­с­по­да ответ языка.

Притч.16:2 . Все пути человека чисты в его глазах, но Го­с­по­дь взвешивает души.

Притч.16:3 . Предай Го­с­по­ду дела твои, и пред­приятия твои совершат­ся.

Ввиду несомненного факта поразительной зависимости судеб человеческих от Бога (ст. 1, сн. Иер 10.23 ), а также присутствия только у Бога истинной оценки действительного достоинства намерений и действий человека (ст. 2), Премудрый наставляет слушателей всецелой преданности Промыслу Божьему, обещая отсюда всякий успех предприятий (ст. 3, сн. Пс 21.9, 36.5 ).

Притч.16:4 . Все сделал Го­с­по­дь ради Себя; и даже нечестивого блюдет на день бедствия.

Притч.16:5 . Мерзость пред Го­с­по­дом всякий надмен­ный сердцем; можно по­ручиться, что он не останет­ся не­на­ка­за­н­ным. [Начало доброго пути – делать правду; это угоднее пред Богом, нежели при­носить жертвы. Ищущий Го­с­по­да найдет знание с правдою; истин­но ищущие Его найдут мир.]

Притч.16:6 . Мило­сердием и правдою очищает­ся грех, и страх Го­с­по­день отводит от зла.

Притч.16:7 . Когда Го­с­по­ду угодны пути человека, Он и врагов его при­миряет с ним.

Притч.16:8 . Лучше немногое с правдою, нежели множе­с­т­во при­бытков с неправдою.

Притч.16:9 . Сердце человека обдумывает свой путь, но Го­с­по­дь управляет ше­с­т­вием его.

Из общего положения о том, что все сотворенное Богом имеет свои цели и назначение (ст. 4), выводимые, с указанием на гибельность высокомерия (ст. 5), образ положительного благоугождения человека Богу: милосердие и правда в отношении ближних (ст. 6а), соединенные с страхом Божьим (6б), последствием чего явится мир, даже примирение враждующих (ст. 7). Затем вновь повторяется мысль о том, что жизнь и намерения человека всецело зависят от Бога (ст. 9).

Читайте также:  Своим делом надо жить

Притч.16:10 . В устах царя – слово вдохновен­ное; уста его не должны по­грешать на суде.

Притч.16:11 . Верные весы и весовые чаши – от Го­с­по­да; от Него же все гири в суме.

Притч.16:12 . Мерзость для царей – дело беззакон­ное, по­тому что правдою утверждает­ся пре­стол.

Притч.16:13 . Приятны царю уста правдивые, и говорящего истину он любит.

Притч.16:14 . Царский гнев – вест­ник смерти; но мудрый человек умилостивит его.

Притч.16:15 . В светлом взоре царя – жизнь, и благо­воле­ние его – как облако с по­здним дождем.

Идет ряд притчей политико-общественного содержания: преимущественно относительно царской власти. Царь здесь, как и в других местах книги Притчей ( Притч 20.28, 21.1, 25.5 ) представляется идеальной нравственной силой, воплощением и охранителем нравственного миропорядка, орудием Божественного мироуправления. Царю прямо усвояется вышеестественная, как бы пророческая способность и сила, евр.: gesem, греч.: μαντειον , Vulg.: divinatio, слав.: пророчество (ст. 10): как ставленник и представитель Бога на земле, царь теократический, в делах управления и суда изрекает бесспорные и выше сомнений стоящие решения (ср. 3Цар 3.27 7 ).

В связи с этим замечается, что и все общественные отношения (напр., купля и продажа, должны быть проникнуты духом честности и справедливости (ст. 11, сн. Притч 11.1 ). В ст. 12–13 – в первом с отрицательной стороны, а во втором с положительной – высказывается мысль о том, что царь есть непогрешимое мерило нравственной правоты, почему для него отвратительно всякое беззаконие, и он благоволит лишь к делающим правду и говорящим истину. Соответственно с тем, в ст. 14–15 характеризуется противоположное, то грозно карающее, то благоволительно-милующее отношение царя к явлениям зла и добра. Выражение «царский гнев – вестник смерти» (ст. 14) ближе всего объясняется из обычаев деспотических властителей Востока (ср. Есф 7.7 ).

Притч.16:16 . Приобрете­ние мудрости гораз­до лучше золота, и при­обрете­ние ра­зу­ма пред­почти­тель­нее отборного серебра.

Притч.16:17 . Путь праведных – укло­не­ние от зла: тот бережет душу свою, кто хранит путь свой.

Притч.16:18 . Погибели пред­ше­с­т­ву­ет гордость, и паде­нию – надмен­ность.

Притч.16:19 . Лучше смиряться духом с кроткими, нежели раз­делять добычу с гордыми.

Притч.16:20 . Кто ведет дело ра­зу­мно, тот найдет бла­го­, и кто надеет­ся на Го­с­по­да, тот блажен.

Притч.16:21 . Мудрый сердцем про­зовет­ся бла­го­ра­зу­мным, и сладкая речь при­бавит к уче­нию.

Притч.16:22 . Разум для имеющих его – источник жизни, а ученость глупых – глупость.

Притч.16:23 . Сердце мудрого делает язык его мудрым и умножает знание в устах его.

Притч.16:24 . Приятная речь – сотовый мед, сладка для души и целебна для костей.

Притч.16:25 . Есть пути, которые кажут­ся человеку прямыми, но конец их путь к смерти.

Притч.16:26 . Трудящийся трудит­ся для себя, по­тому что по­нуждает его к тому рот его.

Высокая оценка мудрости (ст. 16) встречается у Премудрого не раз (ср. Притч 3.14, 8.10–19 ). В ряду отдельных проявлений мудрости на первом месте здесь (ст. 17) поставляется праведность, благочестие, уклонение от зла; особенно отличается (ст. 16) гибельность гордости, неизбежно влекущей за собой падение (сн. Есф 3.1 ), и восхваляется смирение и кротость, обеспечивающие человеку мирное состояние духа и довольство. Это нравственное счастье обеспечивается частью разумным, обдуманным трудом жизни, главным же образом твердой надеждой человека на Бога: два эти фактора, человеческий и Божеский, взаимно предполагают друг друга (ст. 20). Далее указывается, что в деле научения мудрости имеет значение и сама внешняя форма, в которой преподается учение (ст. 21), отмечается высокая жизненная полезность мудрости (ст. 22), приятность и спасительность вместе – подобно меду, имеющему приятность и приносящему исцеление (ст. 24). После этого делается предостережение от самообольщения (ст. 25) и указывается побуждение к физическому труду – в чувстве самосохранения (ст. 26).

Притч.16:27 . Человек лукавый замышляет зло, и на устах его как бы огонь палящий.

Притч.16:28 . Человек коварный сеет раз­дор, и наушник раз­лучает друзей.

Притч.16:29 . Человек небла­го­намерен­ный раз­вращает ближнего своего и ведет его на путь недобрый;

Притч.16:30 . прищуривает глаза свои, чтобы при­думать ковар­с­т­во­; закусывая себе губы, совершает злодей­с­т­во­; [он – печь злобы].

Притч.16:31 . Венец славы – седина, которая находит­ся на пути правды.

Притч.16:32 . Долготерпеливый лучше храброго, и владеющий собою лучше завоевателя города.

Притч.16:33 . В по­лу бросает­ся жребий, но все реше­ние его – от Го­с­по­да.

В ст. 27–30 дается характеристика трех типов злобы: человека, злоумышляющего против ближнего (ст. 27), клеветника, возмутителя и раздорника (ст. 28), и притеснителя, насильника (ст. 29), причем отмечается свойственная им мимика (ст. 30, сн. Притч 6.12–13 ). В противоположность ожидающей всех таких гибели, удел праведных и благочестивых – честная старость и долголетие (ст. 31); высшее благонравственное самообладание, научиться владеть собой труднее, чем отличаться храбростью в битве и брать крепости (ст. 32). В Мишне (тр. Авот, гл. IV, §1) на вопрос: кто силен? дается ответ: тот кто осиливает свой йецер (т. е. побуждение ко злу), ибо сказано: «долготерпеливый лучше храброго, а владеющий собою лучше завоевателя» ( Притч 16.32 ).

Читайте также:  Государственная помощь при открытии своего бизнеса

Заключительный стих (ст. 33), особенно вторая его половина, выражает главную мысль всей (16) главы.

Мидраш (5, 50) здесь справедливо видит указание на мудрость мудрейшего из царей – Соломона.

Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : в 7 т. / под ред. А. П. Лопухина. — Изд. 4-е. — Москва : Дар, 2009. / Т. 3. : Исторические книги. Учительные книги. — 960 с. / Книга притчей Соломоновых. 538-654 с. ISBN 978-5-485-00272-5

Вам может быть интересно:

  1. Толкование на книгу Екклесиаста, или Проповедника – Глава 5 – профессор Александр Павлович Лопухин
  2. Толкования на Притчи Соломона – святитель Иоанн Златоуст
  3. Книга Притчей Соломоновых – Глава 16 – профессор Павел Александрович Юнгеров
  4. Толкование на послание к Евреям – Глава двенадцатая – Феофилакт Болгарский, архиепископ Охридский
  5. Руководство к изучению Нового Завета. Евангелие – Последние дни земной жизни Иисуса Христа – профессор Александр Васильевич Иванов

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Источник

Передай господу дела свои

Отрывки ежедневных чтений: Числа 22-23, Притчи 16 и Ефесянам 3,4.

Книга Притч изобилует жизненными советами, в ней говорится о человеческой глупости и содержится размышление о мудрых Божьих путях. Наша сегодняшняя проповедь основана на главе 16. Мы разберем несколько примеров из этой главы, которые помогут нам на нашем пути в Царство.

Давайте начнем со стиха 1: «Человеку [принадлежат] предположения сердца, но от Господа ответ языка». Слово «предположения» здесь также может быть переведено как «планы или замыслы». Таким образом, предположения сердца – это наши внутренние мысли и желания. О чем мы думаем? Что мы планируем? Во второй части этого стиха говорится: «От Господа ответ языка». Мы должны понимать, что то, что исходит из наших уст, слышат не только другие люди, но и ГОСПОДЬ. В современном мире, в век Интернета и мобильных телефонов, ГОСПОДЬ также видит всё, что мы пишем и говорим он-лайн. Иисус говорит нам в Матфея 15:11: «Не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека». Нас увещевает и Псалом 18:15: «Да будут слова уст моих и помышление сердца моего благоугодны пред Тобою, Господи, твердыня моя и Избавитель мой!»

В Притчах 16:2 наоборот говорится: «Все пути человека чисты в его глазах, но Господь взвешивает души». Интересно, что в еврейском языке фраза, которая переведена как «все пути», обозначает «жизненный путь, манеры или путь». По своей природе люди думают, что то, что они говорят и делают, правильно. Современный мир подталкивает людей делать то, что они хотят, не думая о других людях или о Боге. Но дальше в этом стихе нам напоминают, кто на самом деле всё контролирует: «Но Господь взвешивает души». На еврейском языке эта фраза дословно звучит так: «измеряет дух». В Иове 33:4 говорится: «Дух Божий создал меня, и дыхание Вседержителя дало мне жизнь». Давайте не забывать, что наше дыхание (а следовательно и наши жизни) полностью находятся в Божьих руках и мы должны стараться, чтобы наша жизнь была достойной последователя Господа Иисуса.

Дальше в Притчах 16:3 говорится: «Предай Господу дела твои, и предприятия твои совершатся». В еврейском языке слово «совершатся» имеет значение «быть правильным», «верным» или «готовым». Мы все хотим быть верными и готовыми, когда вернется наш Учитель Иисус. Но мы будем таковыми только тогда, когда мы предадим все наши планы ГОСПОДУ. Вспомните слова Иакова 4:13-15: «Теперь послушайте вы, говорящие: ‘сегодня или завтра отправимся в такой-то город, и проживем там один год, и будем торговать и получать прибыль’; вы, которые не знаете, что случится завтра: ибо что такое жизнь ваша? пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий. Вместо того, чтобы вам говорить: ‘если угодно будет Господу и живы будем, то сделаем то или другое’».

Читайте также:  Человек имеющий свое дело это бизнесмен

Вернемся к Притчам 16:4, здесь нам напоминается: «Всё сделал ГОСПОДЬ ради Себя». Какова была цель Бога, когда Он создавал землю? Ответ на этот вопрос содержится в Числах 14:21, где Отец говорит: «Но жив Я, и славы Господней полна вся земля». То есть Его целью было наполнить землю Своей славой. Каким прекрасным местом будет земля! В Исаие 2:2-4 говорится: «И будет в последние дни, гора дома Господня будет поставлена во главу гор и возвысится над холмами, и потекут к ней все народы. И пойдут многие народы и скажут: придите, и взойдем на гору Господню, в дом Бога Иаковлева, и научит Он нас Своим путям и будем ходить по стезям Его; ибо от Сиона выйдет закон, и слово Господне – из Иерусалима. И будет Он судить народы, и обличит многие племена; и перекуют мечи свои на орала, и копья свои – на серпы: не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать». Насколько всё изменится по сравнению с сегодняшним днем! Больше не будет войн и люди не будут выступать друг против друга. Вместо этого люди и народы будут собираться в Иерусалиме для мирного поклонения (Захария 14:16-17).

Далее в Притчах 16:4 содержится утверждение: «…и даже нечестивого [блюдет] на день бедствия». Хорошо вспомнить этот стих, когда видишь, как люди поступают друг с другом и что делают с планетой, которую создал Бог. Всё делается в соответствии с Его божьей целью, даже нечестивые постепенно осуществляют Его план. В Писаниях описано много случаев, когда использовались нечестивые люди и злые дела для осуществления Его цели. Вспомним царя Навуходоносора, который вторгся в Израиль и забрал многих людей в плен. В Иеремии 27:6 о нем говорится как о Божьем слуге. А в недалеком прошлом, во Второй мировой войне, фашисты очень жестоко обошлись с евреями и тем самым проложили путь к созданию государства Израиль.

Из Бытия 8:21 мы знаем, что «помышление сердца человеческого – зло от юности его». О злых делах мы слышим ежедневно из выпусков новостей. Это относится к гражданской войне в Сирии и использовании химического оружия против мирного населения. ООН сообщала, что там нашли тысячи тонн таких химикатов, которых хватит для уничтожения многих тысяч людей. Мы также являемся свидетелями беспорядков в Ливане, Египте, Ливии и во многих других странах на Ближнем Востоке. Многие страны мира, а особенно Европу, охватил глубокий экономический кризис, страны на самом деле становятся банкротами.

Эти события Бог контролирует, и они приведут к осуществлению Его цели на земле. Господь Иисус увещевал своих учеников в Марка 13:7-8, 24-27, 32-33: «Когда же услышите о войнах и о военных слухах, не ужасайтесь: ибо надлежит [сему] быть, – но [это] еще не конец. Ибо восстанет народ на народ и царство на царство; и будут землетрясения по местам, и будут глады и смятения. Это – начало болезней… Но в те дни, после скорби той, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются. Тогда увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках с силою многою и славою. И тогда Он пошлет Ангелов Своих и соберет избранных Своих от четырех ветров, от края земли до края неба. О дне же том, или часе, никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец. Смотрите, бодрствуйте, молитесь, ибо не знаете, когда наступит это время».

Пока мы бодрствуем и молимся о возвращении нашего Господа, вспоминая жертву Иисуса с помощью символов хлеба и вина, давайте воплощать в жизнь слова из Послания Ефесянам 4:29, 31-32: «Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим… Всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас; но будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас».

Также в Ефесянам 5:1-2 говорится: «Итак, подражайте Богу, как чада возлюбленные, и живите в любви, как и Христос возлюбил нас и предал Себя за нас в приношение и жертву Богу, в благоухание приятное».

Источник

Оцените статью