Пенсионные фонды и коллективные инвестиции
Рынок коллективных инвестиций объединяет негосударственные пенсионные фонды (НПФ), инвестиционные фонды, их управляющие компании и специализированные депозитарии.
Негосударственные пенсионные фонды предоставляют услуги по обязательному пенсионному страхованию (ОПС) и негосударственному пенсионному обеспечению (НПО).
НПФ, которые имеют лицензию по ОПС, осуществляют управление пенсионными накоплениями, формирующимися за счет уплачиваемых работодателями за своих работников страховых взносов по ОПС. С 2014 года перечисление работодателями новых взносов на формирование накопительной части пенсии приостановлено, и в настоящий момент НПФ управляют средствами, накопленными за прошлые периоды. Все фонды, которые занимаются ОПС, включены в систему гарантирования прав застрахованных лиц. Средства, доверенные таким фондам, гарантируются Агентством по страхованию вкладов.
В рамках НПО фонды осуществляют управление средствами пенсионных резервов, формирующимися за счет исключительно добровольных пенсионных взносов юридических и физических лиц.
Средства НПФ являются источником так называемых длинных денег. Одним из главных трендов последних лет является увеличение доли вложений НПФ в реальный и государственный секторы экономики на фоне сокращения финансового сектора.
Инвестированием средств НПФ занимаются управляющие компании, которые также предоставляют услуги по управлению средствами ипотечного покрытия и жилищного обеспечения военнослужащих, собственными средствами и страховыми резервами страховщиков, а также средствами инвестиционных фондов.
В последние годы среди розничных инвесторов растет популярность инвестиционных фондов, которые бывают паевыми и акционерными.
В августе 2018 года Банк России зарегистрировал правила доверительного управления первого в России биржевого ПИФ, ознаменовав тем самым новый этап в развитии российского рынка инвестиционных фондов.
Банк России является одновременно регулятором и контролирующим органом для управляющих компаний инвестиционных фондов, НПФ и инвестиционных фондов: он устанавливает правила на рынке коллективных инвестиций и следит за их соблюдением. С учетом социальной значимости участников рынка коллективных инвестиций и прежде всего НПФ Банком России уделяется особое внимание вопросам их финансовой устойчивости и надежности, противодействия недобросовестным практикам и защиты прав потребителей финансовых услуг.
Помимо Банка России в отрасли существует еще один контролирующий институт — специализированные депозитарии ПИФ и НПФ (хранят имущество фондов и контролируют распоряжение им), а также регулирующий — саморегулируемые организации участников рынка коллективных инвестиций (задают стандарты для своих членов). Их деятельность также находится под контролем Банка России.
Источник
Инвестиционный доход пенсионных накоплений
Инвестирование пенсионных накоплений призвано не только сохранить от инфляции, но и преумножить средства на накопительную пенсию за счет инвестиционного дохода. Сегодня допущены к управлению пенсионными накоплениями одна государственная и пятнадцать частных управляющих компаний, с которыми ПФР заключил договоры доверительного управления.
Если граждане не подавали никаких заявлений в ПФР об управлении пенсионными накоплениями («молчуны»), их накопления по умолчанию находятся во Внешэкономбанке (ВЭБ) – который с 2003 г. является государственной управляющей компанией (ГУК) и осуществляет доверительное управление средствами пенсионных накоплений.
У Внешэкономбанка два инвестиционных портфеля – расширенный и государственных ценных бумаг. Различия между портфелями заключается в перечне разрешенных к приобретению активов. В расширенном портфеле средства пенсионные средства размещаются в депозиты в рублях и в иностранной валюте, приобретаются бумаги субъектов РФ, ипотечные бумаги, ценные бумаги международных финансовых учреждений.
Доходы от инвестиционной деятельности ГУК ВЭБ за 2019 г. составили 8,70% и 12,14% соответственно, за второй квартал текущего года 7,34% и 9,19% соответственно. Сведения о результатах инвестиционной деятельности всех УК ежеквартально публикуются на сайте ПФР http://www.pfrf.ru/grazdanam/pensions/pens_nak/osnov_sved_invest/.
Негосударственные пенсионные фонды, работающие с пенсионными накоплениями, являются участниками системы гарантирования пенсионных накоплений на случай недостаточности собственных средств фонда для исполнения обязательств перед застрахованными лицами.
Сейчас в системе гарантирования пенсионных накоплений 29 негосударственных пенсионных фондов (НПФ).
Информация об основных показателях деятельности негосударственных пенсионных фондов по обязательному пенсионному страхованию публикуется на сайте Банка России в разделе «Рынок коллективных инвестиций» http://www.cbr.ru/RSCI/statistics/. Так, по итогам 2019 г. десять НПФ показали доходность ниже полученной ВЭБом, доходность двух фондов превысила результаты ГУК.
Уполномоченным органом, осуществляющим контроль и регулирование на рынке страхования является Центральный банк России.
С персонифицированной информацией о результатах управления средствами пенсионных накоплений, мужчины 1953 года рождения и моложе, женщины — 1957 и моложе, могут ознакомиться в выписке из индивидуального лицевого счета, сформировав ее в Личном кабинете на сайте ПФР (НПФ) или на ЕПГУ.
За счет средств инвестиционного дохода ежегодно осуществляется беззаявительный перерасчет накопительной пенсии и срочной пенсионной выплаты. В Республике Карелия 686 пенсионеров получат в августе выплаты в новом размере.
Источник
Инвестиционная деятельность пенсионных фондов Российской Федерации
Рубрика: Экономика и управление
Дата публикации: 31.12.2019 2019-12-31
Статья просмотрена: 371 раз
Библиографическое описание:
Паплаускас, Д. А. Инвестиционная деятельность пенсионных фондов Российской Федерации / Д. А. Паплаускас. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 52 (290). — С. 389-391. — URL: https://moluch.ru/archive/290/65929/ (дата обращения: 12.06.2021).
В статье рассматриваются основные вопросы и задачи инвестиционной деятельности государственных Фондов Российской Федерации на примере Пенсионного Фонда Российской Федерации. Пенсионный Фонд Российской Федерации осуществляет управление денежными средствами населения, которые также являются их пенсионными накоплениями. Дается оценка деятельности Пенсионного Фонда РФ и других государственных Фондов на основе рэнкинга по уровню доходов и интегрированного рейтинга по комплексу показателей, отражающие итоги их деятельности. По результатам выявлены государственные Фонды с лидирующими данными.
Ключевые слова: инвестиционная деятельность, инвестиции, Пенсионный Фонд РФ, государственные фонды.
The article discusses the main issues and tasks of investment activities of state funds of the Russian Federation on the example of the Pension Fund of the Russian Federation. The Pension Fund of the Russian Federation manages the money resources of the population, which are also their pension savings. An assessment is given of the activities of the Pension Fund of the Russian Federation and other state funds on the basis of ranking by income level and integrated rating by a set of indicators reflecting the results of their activities. Based on the results, state funds with leading data were identified.
Keywords: investment activities, investments, Pension Fund of the Russian Federation, state funds.
Пенсионные Фонды в Российской Федерации представляют собой сложный механизм, воздействующий на социальное и экономическое состояние населения страны, а также поддержание политической деятельности. Пенсионные накопления граждан РФ преобразуются в финансовые ресурсы, которые аккумулируются в государственных Фондах России и инвестируются в экономику государства. В том числе, выходя на пенсию — граждане РФ имеют право на ежемесячные выплаты с перспективой индексации сравнимо выше инфляции по расчёту за один календарный год.
С 2019 года в силу вступил закон, по которому женщины уходят на пенсию по достижению возраста 60 лет, а мужчины по достижению возраста 65 лет. Уже с 2002 года Пенсионная система в РФ терпела изменения, так она была смешанной (накопительная и страховая пенсия), но с 2014 года накопительная часть была заморожена.
На современном этапе с появлением нового предельного возраста выхода на пенсию вопрос о реформах с накоплением пенсионных средств по–прежнему актуален. Прежде всего, население интересуется тем, каким образом и в каком объёме пенсионные выплаты будут увеличиваться. Этот вопрос является очень спорным.
Доходы пенсионных фондов от инвестиционной деятельности являются одной из основных статей доходной части данных структур. Для того, чтобы доходность можно было увеличить следует увеличить и сроки вложения пенсионных накоплений и предложить инновационные механизмы в этом аспекте, что поможет в улучшении отраслей экономики РФ, и в то же время повысит величину пенсионных накоплений граждан. То есть, на современном этапе развития рыночной системы: вложение в реальный сектор экономики денежных средств пенсионных фондов, путём обеспечения дешёвого кредита населению, малому и среднему бизнесу — выглядит квазиоптимально.
Создание накопительной части будущих пенсионеров может быть реализовано как в государственных Фондах, так и в негосударственных. Прежде всего, гражданам дано право выбора — куда именно будет перечисляться денежные средства накопительной пенсии, что даёт данной системе больше экономической гибкости.
Однако большая часть граждан РФ предпочитает инвестировать будущие накопления в государственный Пенсионный Фонд России. Рассмотрим процент доходности в Пенсионном Фонде России за 2018 год, так с 2018 года процент составил лишь 2,68 % годовых, что сравнительно ниже инфляции, которая на тот год составила 11,4 %. В 2018 году, например, доход негосударственного Пенсионного Фонда «Внешэкономбанк» составил 13 % по отношению к уровню цен в 13,2 %.
Но все же доходы негосударственных Пенсионных Фондов на 2018 год выше государственных, что вызывает массу вопросов к эффективности инвестиционной деятельности основной части денежных средств граждан РФ.
Таким образом, я считаю, что вопрос выбора надежного и выгодного для гражданина Пенсионного Фонда очень важен. Сравнение эффективности инвестиционной деятельности негосударственных и государственных Фондов проводилось с помощью рэнкинга.
Рэнкинг отражает данные государственных и негосударственных Пенсионных Фондов по их итогам управления накоплениями граждан и помогает определить их место в связи с этими данными. Здесь присутствуют данные о доходах населения, которые показаны в процентах годовых. В итоге из 59 пенсионных фондов мы выбрали 10 фондов, которые на момент отбора имели высокую доходность за последние 10 лет накопительной пенсии.
Так, наиболее эффективная компания «НПФ Сбербанк», накопительная часть в этом пенсионном фонде составила 165,84 %, но рассматривая 2009 и 2011 года, можем сказать, что доходность была отрицательной [6].
По итогам 2016 года, который считается сверхприбыльным для российского фондового рынка, доходность НПФ составила в среднем около 11 %. У ВЭБа средняя доходность по портфелю государственных ценных бумаг и по расширенному инвестиционному портфелю составила в том же году 10.53 %. В 1 полугодии 2017 доходность ВЭБа опустилась до 8.8 % годовых. 20 из 66 НПФ показывают инвестиционный результат ниже ВЭБа, но в среднем по отрасли продолжают опережать его. Разрыв между доходностью ПФР и НПФ сокращается и глобальной разницы по этому показателю сейчас нет. В силу низкой инфляции в 2017–2018 годах, и частным и государственному пенсионным фондам, скорее всего, удастся опередить её [7].
Еще один аргумент в пользу НПФ — обещанная реализация в 2019 году идеи индивидуального пенсионного капитала (ИПК). Напомню, она предусматривает переход от обязательного пенсионного страхования (ОПС) к добровольной системе. Сейчас реформа по созданию ИПК отложена на неопределенное время. Однако, велика вероятность, что растущий дефицит пенсионного фонда заставит к этой идее вернуться.
Источники, которыми мы пользовались стали открытые данные пенсионных фондов, которые являются отчетностью об инвестировании накоплений.
На основе агрегирования показателей, составлены отдельно два ранжированных списка по причине больших различий по объему привлеченных средств населения частными управляющими компаниями.
В первом списке интегрированного рейтинга мы выделили негосударственный пенсионный фонд компанию «НПФ Сбербанк». Доходность от инвестирования данной компании является самой высокой, составляет 2,71 %.
С 1 января 2019 года индексация страховых пенсий составляет 7,05 %, что выше показателя прогнозной инфляции по итогам 2018 года. Размер фиксированной выплаты после индексации увеличится до 5334,2 рубля в месяц, стоимость пенсионного коэффициента — до 87,24 рубля. В результате индексации страховая пенсия по старости выросла в среднем по России на 1 тыс. рублей, а ее среднегодовой размер составляет 15,4 тыс. рублей.
Прибавка к пенсии у каждого пенсионера индивидуальна в зависимости от размера получаемой пенсии. Для того чтобы узнать, на сколько с 1 января 2019 года повысится пенсия, необходимо размер получаемой пенсии умножить на 0,0705 (7,05 %).
Пример: если страховая пенсия по инвалидности неработающего пенсионера составляет 9137 рублей. После индексации с 1 января пенсия увеличится на 644 рубля и составит 9781 рубль.
Пример: страховая пенсия по старости неработающего пенсионера составляет 15437 рублей. После индексации с 1 января пенсия увеличится на 1088 рубля и составит 16525 рублей [7].
Однако степень доходов и надежности пенсионных фондов нельзя оценивать на основе экономических и математических моделей, так как существуют многочисленные плюсы и минусы участия пенсионера в том или ином пенсионном фонде.
Таким образом, следует выделить следующие аспекты:
- Требуется увеличение прибыли Государственного Пенсионного Фонда РФ от инвестиционной деятельности, что позволит сократить объём трансферта из федерального бюджета на погашение нужд данной структуры. В качестве примера, который успешно реализован стоит учитывать Пенсионный Фонд Норвегии. За период с 1998 по 2019 среднегодовая доходность Норвежского фонда составила 5,9 % годовых. При текущей капитализации — получаем прибыль в $60 миллиардов ежегодно.
- Выведя ПФР на независимую от федерального бюджета финансовую систему — удастся перераспределить выделяемые государством денежные средства в размере 3.3 трлн рублей на иные государственные нужды.
- Обладая финансовой стабильностью и независимостью ПФР способен принимать участие в поддержке малого и среднего бизнеса, о котором я упомянул выше. Реализовать это можно через такой инструмент, как дешёвый кредит, который будет незначительно выше уровня инфляции, но гораздо ниже средней ставки кредитования, предлагаемых коммерческими банками.
- Стоит учесть и социальное значение ПФР. Является ли материнский капитал успешным инструментом, влияющим на демографические показатели государства? Не стоит забывать, что данное положение выделено в качестве Национального проекта. Однако, за январь-октябрь 2019 года естественная убыль населения России, то есть превышение числа умерших над числом родившихся, составила 259,6 тыс. человек, что наталкивает на вывод о недееспособности этих механизмов. Возможно, стоит рассмотреть вариант разработки системы ипотечного кредитования по выгодным для населения условиям?
Источник