Пенсионные фонды как источники инвестиций

Инвестиционная деятельность пенсионных фондов Российской Федерации

Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 31.12.2019 2019-12-31

Статья просмотрена: 371 раз

Библиографическое описание:

Паплаускас, Д. А. Инвестиционная деятельность пенсионных фондов Российской Федерации / Д. А. Паплаускас. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 52 (290). — С. 389-391. — URL: https://moluch.ru/archive/290/65929/ (дата обращения: 12.06.2021).

В статье рассматриваются основные вопросы и задачи инвестиционной деятельности государственных Фондов Российской Федерации на примере Пенсионного Фонда Российской Федерации. Пенсионный Фонд Российской Федерации осуществляет управление денежными средствами населения, которые также являются их пенсионными накоплениями. Дается оценка деятельности Пенсионного Фонда РФ и других государственных Фондов на основе рэнкинга по уровню доходов и интегрированного рейтинга по комплексу показателей, отражающие итоги их деятельности. По результатам выявлены государственные Фонды с лидирующими данными.

Ключевые слова: инвестиционная деятельность, инвестиции, Пенсионный Фонд РФ, государственные фонды.

The article discusses the main issues and tasks of investment activities of state funds of the Russian Federation on the example of the Pension Fund of the Russian Federation. The Pension Fund of the Russian Federation manages the money resources of the population, which are also their pension savings. An assessment is given of the activities of the Pension Fund of the Russian Federation and other state funds on the basis of ranking by income level and integrated rating by a set of indicators reflecting the results of their activities. Based on the results, state funds with leading data were identified.

Keywords: investment activities, investments, Pension Fund of the Russian Federation, state funds.

Пенсионные Фонды в Российской Федерации представляют собой сложный механизм, воздействующий на социальное и экономическое состояние населения страны, а также поддержание политической деятельности. Пенсионные накопления граждан РФ преобразуются в финансовые ресурсы, которые аккумулируются в государственных Фондах России и инвестируются в экономику государства. В том числе, выходя на пенсию — граждане РФ имеют право на ежемесячные выплаты с перспективой индексации сравнимо выше инфляции по расчёту за один календарный год.

С 2019 года в силу вступил закон, по которому женщины уходят на пенсию по достижению возраста 60 лет, а мужчины по достижению возраста 65 лет. Уже с 2002 года Пенсионная система в РФ терпела изменения, так она была смешанной (накопительная и страховая пенсия), но с 2014 года накопительная часть была заморожена.

На современном этапе с появлением нового предельного возраста выхода на пенсию вопрос о реформах с накоплением пенсионных средств по–прежнему актуален. Прежде всего, население интересуется тем, каким образом и в каком объёме пенсионные выплаты будут увеличиваться. Этот вопрос является очень спорным.

Доходы пенсионных фондов от инвестиционной деятельности являются одной из основных статей доходной части данных структур. Для того, чтобы доходность можно было увеличить следует увеличить и сроки вложения пенсионных накоплений и предложить инновационные механизмы в этом аспекте, что поможет в улучшении отраслей экономики РФ, и в то же время повысит величину пенсионных накоплений граждан. То есть, на современном этапе развития рыночной системы: вложение в реальный сектор экономики денежных средств пенсионных фондов, путём обеспечения дешёвого кредита населению, малому и среднему бизнесу — выглядит квазиоптимально.

Создание накопительной части будущих пенсионеров может быть реализовано как в государственных Фондах, так и в негосударственных. Прежде всего, гражданам дано право выбора — куда именно будет перечисляться денежные средства накопительной пенсии, что даёт данной системе больше экономической гибкости.

Однако большая часть граждан РФ предпочитает инвестировать будущие накопления в государственный Пенсионный Фонд России. Рассмотрим процент доходности в Пенсионном Фонде России за 2018 год, так с 2018 года процент составил лишь 2,68 % годовых, что сравнительно ниже инфляции, которая на тот год составила 11,4 %. В 2018 году, например, доход негосударственного Пенсионного Фонда «Внешэкономбанк» составил 13 % по отношению к уровню цен в 13,2 %.

Но все же доходы негосударственных Пенсионных Фондов на 2018 год выше государственных, что вызывает массу вопросов к эффективности инвестиционной деятельности основной части денежных средств граждан РФ.

Таким образом, я считаю, что вопрос выбора надежного и выгодного для гражданина Пенсионного Фонда очень важен. Сравнение эффективности инвестиционной деятельности негосударственных и государственных Фондов проводилось с помощью рэнкинга.

Рэнкинг отражает данные государственных и негосударственных Пенсионных Фондов по их итогам управления накоплениями граждан и помогает определить их место в связи с этими данными. Здесь присутствуют данные о доходах населения, которые показаны в процентах годовых. В итоге из 59 пенсионных фондов мы выбрали 10 фондов, которые на момент отбора имели высокую доходность за последние 10 лет накопительной пенсии.

Читайте также:  Рейтинг торговых ботов для криптовалюты

Так, наиболее эффективная компания «НПФ Сбербанк», накопительная часть в этом пенсионном фонде составила 165,84 %, но рассматривая 2009 и 2011 года, можем сказать, что доходность была отрицательной [6].

По итогам 2016 года, который считается сверхприбыльным для российского фондового рынка, доходность НПФ составила в среднем около 11 %. У ВЭБа средняя доходность по портфелю государственных ценных бумаг и по расширенному инвестиционному портфелю составила в том же году 10.53 %. В 1 полугодии 2017 доходность ВЭБа опустилась до 8.8 % годовых. 20 из 66 НПФ показывают инвестиционный результат ниже ВЭБа, но в среднем по отрасли продолжают опережать его. Разрыв между доходностью ПФР и НПФ сокращается и глобальной разницы по этому показателю сейчас нет. В силу низкой инфляции в 2017–2018 годах, и частным и государственному пенсионным фондам, скорее всего, удастся опередить её [7].

Еще один аргумент в пользу НПФ — обещанная реализация в 2019 году идеи индивидуального пенсионного капитала (ИПК). Напомню, она предусматривает переход от обязательного пенсионного страхования (ОПС) к добровольной системе. Сейчас реформа по созданию ИПК отложена на неопределенное время. Однако, велика вероятность, что растущий дефицит пенсионного фонда заставит к этой идее вернуться.

Источники, которыми мы пользовались стали открытые данные пенсионных фондов, которые являются отчетностью об инвестировании накоплений.

На основе агрегирования показателей, составлены отдельно два ранжированных списка по причине больших различий по объему привлеченных средств населения частными управляющими компаниями.

В первом списке интегрированного рейтинга мы выделили негосударственный пенсионный фонд компанию «НПФ Сбербанк». Доходность от инвестирования данной компании является самой высокой, составляет 2,71 %.

С 1 января 2019 года индексация страховых пенсий составляет 7,05 %, что выше показателя прогнозной инфляции по итогам 2018 года. Размер фиксированной выплаты после индексации увеличится до 5334,2 рубля в месяц, стоимость пенсионного коэффициента — до 87,24 рубля. В результате индексации страховая пенсия по старости выросла в среднем по России на 1 тыс. рублей, а ее среднегодовой размер составляет 15,4 тыс. рублей.

Прибавка к пенсии у каждого пенсионера индивидуальна в зависимости от размера получаемой пенсии. Для того чтобы узнать, на сколько с 1 января 2019 года повысится пенсия, необходимо размер получаемой пенсии умножить на 0,0705 (7,05 %).

Пример: если страховая пенсия по инвалидности неработающего пенсионера составляет 9137 рублей. После индексации с 1 января пенсия увеличится на 644 рубля и составит 9781 рубль.

Пример: страховая пенсия по старости неработающего пенсионера составляет 15437 рублей. После индексации с 1 января пенсия увеличится на 1088 рубля и составит 16525 рублей [7].

Однако степень доходов и надежности пенсионных фондов нельзя оценивать на основе экономических и математических моделей, так как существуют многочисленные плюсы и минусы участия пенсионера в том или ином пенсионном фонде.

Таким образом, следует выделить следующие аспекты:

  1. Требуется увеличение прибыли Государственного Пенсионного Фонда РФ от инвестиционной деятельности, что позволит сократить объём трансферта из федерального бюджета на погашение нужд данной структуры. В качестве примера, который успешно реализован стоит учитывать Пенсионный Фонд Норвегии. За период с 1998 по 2019 среднегодовая доходность Норвежского фонда составила 5,9 % годовых. При текущей капитализации — получаем прибыль в $60 миллиардов ежегодно.
  2. Выведя ПФР на независимую от федерального бюджета финансовую систему — удастся перераспределить выделяемые государством денежные средства в размере 3.3 трлн рублей на иные государственные нужды.
  3. Обладая финансовой стабильностью и независимостью ПФР способен принимать участие в поддержке малого и среднего бизнеса, о котором я упомянул выше. Реализовать это можно через такой инструмент, как дешёвый кредит, который будет незначительно выше уровня инфляции, но гораздо ниже средней ставки кредитования, предлагаемых коммерческими банками.
  4. Стоит учесть и социальное значение ПФР. Является ли материнский капитал успешным инструментом, влияющим на демографические показатели государства? Не стоит забывать, что данное положение выделено в качестве Национального проекта. Однако, за январь-октябрь 2019 года естественная убыль населения России, то есть превышение числа умерших над числом родившихся, составила 259,6 тыс. человек, что наталкивает на вывод о недееспособности этих механизмов. Возможно, стоит рассмотреть вариант разработки системы ипотечного кредитования по выгодным для населения условиям?

Источник

Инвестиционный пенсионный фонд в РФ

Как известно, большинство людей в любой стране и при любом состоянии экономики мечтает о спокойной и обеспеченной старости. Но не всегда эти желания, к сожалению, совпадают с возможностями, особенно при условии, если для этого нет соответствующих политических и экономических условий.

Тем не менее, во множестве современных стран вот уже порядка более полувека с разной степенью успеха работают свои пенсионные программы и системы. Основной задачей этих государственных и частных институтов является обеспечение приемлемого уровня жизни и потребления материальных и интеллектуальных благ на всем протяжении жизни человека, в зависимости от его непосредственного вклада в развитие экономического потенциала страны.

Читайте также:  Известны темпы роста инвестиций за каждый год по двум регионам

Естественно, что не всегда и везде эти системы работают безукоризненно, но сам факт того, что в странах с развитой финансовой инфраструктурой и продолжительность жизни выше и доступность для пожилых людей практически всех возможных благ цивилизации говорит о том, что правильное понимание существа пенсионной формы обеспечения не имеет предела совершенства.

Основой такой системы, кроме собственно состояния самой экономики и национальных финансов, определяется наличием и развитием таких важных финансовых институтов, как пенсионные фонды.

По своему принципу работы они ничем практически не отличаются от инвестиционных фондов, работающих на своих учредителей или акционеров. Но главное отличие пенсионных фондов состоит в том, что и учредителями (в виде правительственных или коммерческих) структур и акционерами являются сами бенефициары, т.е. будущие и настоящие пенсионеры.

Далее в статье будут подробно рассмотрены, какие пенсионные фонды существуют в России, как они работают и насколько стоит быть уверенным, что они обеспечат спокойную и обеспеченную старость.

Пенсионные инвестиционные фонды России, основные виды и характеристики

В настоящее время в Российской Федерации законодательством предусмотрено и разрешено функционирование двух основных видов пенсионных фондов:

  1. Учрежденный государством и находящийся под его непосредственным контролем — Пенсионный фонд России (ПФР)
  2. Не государственные пенсионные фонды, учредителями которых являются различные коммерческие структуры или отдельные предприниматели, которые на основе специальных договорных отношений (с одной стороны государство, с другой — сами граждане) осуществляют за определенное вознаграждение управление пенсионными накоплениями будущих и существующих пенсионеров.

Деятельность как ПФР, так и НПФ регламентируется довольно обширным перечнем нормативных документов (для краткости изложения нормативные документы в данной статье будут упомянуты только при необходимости) и подлежит строгому надзору со стороны специальных надзорных органов в виде ЦБ, ФСФР, ФНС.

Инвестиционная деятельность Пенсионного фонда РФ строится на правовой базе, которую составляет — Федеральный закон № 182-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах» и Федеральный закон «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации». В соответствии с ним Государственная управляющая компания, функции которой в настоящее время выполняет «Внешэкономбанк» (ВЭБ), вкладывает пенсионные накопления граждан в два инвестиционных портфеля.

Эти портфели представлены следующими видами:

  • Базовый портфель инвестирования:
  1. Государственные ценные бумаги — облигации федерального займа (ОФЗ), долговые обязательства регионов (например, облигации Правительства г. Москвы)
  2. Корпоративные облигации российских эмитентов, по которым имеется гарантия правительства страны (например, облигации Сбербанка или Газпрома)
  • Расширенный портфель инвестирования:
  1. государственные ценные бумаги Российской Федерации;
  2. корпоративные ценные бумаги российских эмитентов, гарантированные Российской Федерацией;
  3. банковские депозиты в рублях и иностранной валюте;
  4. ипотечные ценные бумаги (например, бонды АИЖК или девелоперских групп федерального значения);
  5. облигации международных финансовых организаций (например, Еврооблигации или казначейские бумаги ФРС США)

Главной особенностью работы ПФР и его управляющей компании ВЭБа являются несколько существенных моментов, на которые стоит обратить пристальное внимание, прежде, чем сделать окончательный выбор:

  1. ПФР не несет никакой ответственности за результаты работы с пенсионными накоплениями граждан, поскольку непосредственно договорных отношений застрахованного гражданина с организацией управляющей его деньгами (в данном случае с ВЭБ) не существует. Другими словами, все риски по управлению своими пенсионными капиталами несет на себе сам инвестор, т.е. пенсионер.
  2. Будущий пенсионер может изменить управляющую компанию (т.е. ПФР на не государственный фонд) только 1раз в году и до определенного срока (до 31 декабря), подав соответствующее заявление. Правда эта опция имеет только одно достоинство – такое заявление можно сейчас подать в электронном виде через портал «Госуслуги».
  3. Другим немаловажным фактором является доходность или эффективность работы ПФР и его УК по увеличению благосостояния добропорядочного гражданина, деньгами которого они пользуются не много ни мало — порядка 30-50 лет. Для этого стоит взглянуть на представленную таблицу, где показаны результаты работы всех пенсионных фондов России за 2015 год. Как видно из нее, УК ВЭБ всего на пару процентов перекрывает официальную инфляцию, при том, что ее реальный уровень как минимум в два раза выше.

Что касается НПФ, то здесь все таки ситуация немного лучше, поскольку принцип работы НПФ построен на конкуренции в получении от ПФР доступа к управлению пенсионными активами населения. Правда наилучшую доходность, как видно из таблицы, показали только четверть УК НПФ, что в принципе является неплохой альтернативой ПФР

№ п/п Формализованное наименование управляющей компании Наименование инвестиционного портфеля
доход средняя СЧА без учета вновь переданных
сумма отношение к средней СЧА
руб. % руб.
1 АГАНА УК КОНСЕРВАТИВНЫЙ 3 711 845,27 17,04 18 695 321,48
2 АГАНА УК СБАЛАНСИРОВАННЫЙ 39 569 934,64 14,82 232 190 652,87
3 АК БАРС КАПИТАЛ УК 374 560 811,83 14,20 2 354 811 878,47
4 АЛЬФА-КАПИТАЛ УК 190 255 566,53 19,43 899 543 380,43
5 АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР УК 5 912 603,44 19,00 28 287 758,00
6 АТОН-МЕНЕДЖМЕНТ УК 140 131 517,16 18,03 723 745 885,93
7 БИН ФИНАМ ГРУПП УК 65 367 954,69 13,85 444 001 151,72
8 БКС УК ДОХОДНЫЙ 140 951 916,96 21,31 613 078 753,45
9 БКС УК СБАЛАНСИРОВАННЫЙ 7 077 257,05 12,56 50 592 563,56
10 БФА УК 190 312 808,57 14,39 1 244 841 990,02
11 ВТБ КАПИТАЛ ПЕНСИОННЫЙ РЕЗЕРВ УК 1 289 354 054,05 18,16 6 594 337 773,65
12 ВТБ КАПИТАЛ УПРАВЛЕНИЕ АКТИВАМИ УК 188 969 723,97 19,77 755 847 244,01
13 ВЭБ УК РАСШИРЕННЫЙ 237 339 346 805,75 12,47 1 706 232 095 262,79
14 ВЭБ УК ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЦЕННЫХ БУМАГ 2 462 859 116,00 13,36 9 549 106 024,26
15 ИНВЕСТ ОФГ УК 17 232 395,05 16,95 95 709 078,84
16 ИНГОССТРАХ-ИНВЕСТИЦИИ УК 30 342 353,59 14,66 147 620 540,33
17 КАПИТАЛЪ УК 285 707 472,92 12,55 2 077 419 157,39
18 ЛИДЕР УК 79 947 485,41 16,75 427 873 408,38
19 МДМ УК 27 118 238,09 13,11 193 724 682,14
20 МЕТАЛЛИНВЕСТТРАСТ УК 85 231 194,31 15,09 501 162 060,31
21 МЕТРОПОЛЬ УК 5 377 207,53 5,28 95 434 180,15
22 МОНОМАХ УК 14 392 684,40 23,22 53 081 608,79
23 НАЦИОНАЛЬНАЯ УК 3 382 929,17 12,67 24 765 033,87
24 ОТКРЫТИЕ УК 64 401 463,93 13,67 383 407 232,98
25 ПАЛЛАДА УК 9 609 392,78 12,06 75 821 645,02
26 ПЕНСИОННАЯ СБЕРЕГАТЕЛЬНАЯ УК 27 463 688,66 16,72 144 133 334,34
27 ПРОМСВЯЗЬ УК 22 377 144,58 9,52 220 850 411,52
28 РЕГИОН ПОРТФЕЛЬНЫЕ ИНВЕСТИЦИИ УК 77 493 518,72 16,89 418 621 676,44
29 РЕГИОН ТРАСТ УК 158 884 649,43 13,24 1 139 699 294,72
30 РЕГИОН ЭСМ УК 21 348 171,09 24,12 84 204 961,74
31 РФЦ-КАПИТАЛ УК 157 838 726,34 10,97 1 320 400 917,65
32 СБЕРБАНК УПРАВЛЕНИЕ АКТИВАМИ УК 1 069 082 755,09 14,94 6 274 545 218,96
33 СОЛИД МЕНЕДЖМЕНТ УК 306 306 824,46 13,01 1 702 135 018,02
34 ТКБ ИНВЕСТМЕНТ ПАРТНЕРС УК 110 198 018,69 17,66 565 942 117,72
35 ТРИНФИКО УК СБАЛАНСИРОВАННЫЙ 5 149 705,20 13,39 34 393 318,71
36 ТРИНФИКО УК ДОЛГОСРОЧНОГО РОСТА 10 604 029,01 11,44 75 791 501,31
37 ТРИНФИКО УК КОНСЕРВАТИВНОГО СОХРАНЕНИЯ КАПИТАЛА 1 948 588,90 10,48 15 777 112,67
38 УМ УК 81 610 018,25 19,07 382 972 014,50
39 УРАЛСИБ УК 792 306 429,35 16,19 4 566 151 077,31
40 ФИНАМ МЕНЕДЖМЕНТ УК 8 528 893,77 14,44 52 954 303,04
ИТОГО 245 912 265 894,63 15,16 1 750 815 766 547,49
в т.ч. без ГУК 6 110 059 972,88 15,68 35 034 565 260,44
Читайте также:  Bitcoin segregated witness segwit

Если же рассматривать саму деятельность НПФ и их УК, то следует принять во внимание следующие интересные аспекты:

  1. инвестиционная декларация для пенсионных фондов, работающих вне государственной системы страхования, включает в себя более широкий перечень финансовых инструментов, чем у ВЭБа. Подход к инвестированию у НПФ построен на принципе получения высокой доходности, так как вознаграждение УК напрямую зависит от ее уровня.
  2. негосударственный пенсионный фонд, инвестиционная политика которого определяется не закрытым перечнем нормативных требований, а следованию рыночной конъектуры финансового рынка, во многом более успешна, даже при существующих рисках работы с ценными бумагами
  3. негосударственные пенсионные фонды имеют договорные отношения с каждым из своих клиентов, ведут персональный учет застрахованных лиц и поступивших на их счета сумм, т.е. они работают вплотную с самими клиентами
  4. Правилами большинства негосударственных пенсионных фондов, кроме обязательного ежегодного публичного предоставления отчетности (в некоторых продвинутых фондах это можно делать в он-лайн режиме) и информирования о состоянии пенсионных счетов, предусмотрена обязанность своевременно информировать о состоянии пенсионного счета по запросу инвестора.
  5. Персонифицированный учет позволяет фонду доводить до сведения клиентов информацию о рыночной стоимости пенсионных накоплений практически ежемесячно, что невозможно в довольно примитивной и устаревшей системе «ПФР – клиент».
  6. Кроме того, крупнейшие негосударственные пенсионные фонды имеют развитую сеть представительств и фронт — офисов практически во всех регионах страны, что позволяет обеспечить непосредственный контакт с будущими и существующими пенсионерами.

Оборотной стороной медали НПФ можно считать (также как и в ПФР) то, что риски инвестирования несет сам инвестор, и кроме всего прочего, вознаграждение причитающееся УК НПФ выше, чем у того же ВЭБ.

Источник

Оцените статью