Политические партии, как механизм завоевания власти
Неотъемлемой частью политической системы современного демократического общества являются политические партии.
Политическая партия — добровольная политическая организация, объединяющая лиц с общими интересами и идеалами, деятельность которой направлена на завоевание политической власти либо участие в её осуществлении.
В настоящее время борьба за власть-это не борьба отдельных личностей, а борьба партий и их идеологий. Ведь партии могут различаться по идеологии, по отношению к власти, по организационному принципу, по способу деятельности.
По сути, партия представляет собой союз единомышленников, который является носителем определенной идеологии, и который нацелен на завоевание власти.
Кроме борьбы за власть любая политическая партия выполняет ряд других функций.
Например, выражение интересов определенных слоев населения, подготовка и выдвижение политических кадров, участие в избирательных компаниях, формирование политической культуры граждан.
Сегодня политические партии «растут» из гражданского общества, таким образом, соединяя его с государством. Каждая партия создается для защиты интересов определенных групп населения.
Для того чтобы выразить интересы как можно большего числа избирателей, партии образуют фракции. Опорой партии как раз являются избиратели, регулярно отдающие свои голоса за данную партию на выборах. По окончании выборов партия получает определенное число мест в парламенте страны. Чем больше мест в парламенте, тем больше возможность у партии оправдать доверие ее избирателей и повлиять на принятие законов в стране. Таким образом, появляется партия власти. Партия власти — это условное обозначение партий и движений, обслуживающих интересы высшего чиновничества и крупного капитала России.
Такой правящей партией является Единая Россия, которая на протяжении нескольких лет принимает в парламенте законы. Эти законы, безусловно, способствуют стабилизации государства и консолидации демократических общественных сил. Однако, политическая партия, придя к власти, принимает нужные именно ей законы, совершенно не задумываясь об их влиянии на население. Как эти законы отражаются на гражданах страны?! Статистика социального опроса населения, при принятии какого-либо закона или поправки в закон, говорит о его недовольстве. Ведь для чего принимать закон, например об образовании, если полностью нарушаются принципы воспитания в школе, программа обучения отвечает европейским стандартам, независимо от того, что менталитет у стран абсолютно разный.
Тем не менее, Россия старается всё больше и больше укрепиться на международной арене, равняясь на Европу. Каждую партию возглавляет свой лидер. Немаловажную роль для избирателей играет именно личность лидера партии.
Большинство избирателей при голосовании связывают свои ожидания именно с харизматичностью определенного лидера, а не только ориентируясь на программу партии.
Представители политических партий составляют политическую элиту страны — группу людей, обладающих влиянием, престижем, непосредственно участвующих в принятии решений, связанных с политической властью.
За первые несколько месяцев нового тысячелетия Россия успела значительно продвинуться по пути формирования партийной системы. Становление многопартийности в стране идет трудно и противоречиво.
Но, несмотря на это, возрождение России требует не просто взаимодействия партий, но и взаимодействия просто политических сил. Они должны сотрудничать друг с другом на разумных условиях.
В 2001 году в результате слияния трёх центристских политических организаций – «Единство», «Отечество» и «Вся Россия» были созданы общероссийские организации “Союз «Единство» и «Отечество»”. Впоследствии “Союз «Единство» и «Отечество»” был преобразован во Всероссийскую политическую партию «Единая Россия».
По данным Манифеста на момент регистрации в 2001 году партия насчитывала 19579 членов, по данным официального сайта партии в 2003 г. в ней состояли уже 500 тысяч человек. По итогам выборов 2003 г. 304 человека – депутаты Госдумы, 1,5 тысячи человек и сторонников «Единой России» — депутаты законодательных собраний субъектов РФ, 134 – мэры российских городов. «Единая Россия» — единственная партия, которая имеет региональные отделения во всех субъектах РФ, включая Чечню.
Эти данные говорят о том, что «Единая Россия» таким образом, превратилась в «партию власти».
На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что каждая партия стремится к завоеванию власти, дабы пропагандировать свою идеологию во благо населения. И только граждане решают, путем выборов, какая из партий будет стоять у власти.
Источник
Нацеленность на завоевание политической власти — это… Разъяснение понятия
Тесты по обществознанию содержат задание, заключающееся в продолжении данной формулировки. Разберемся.
Политическая власть бывает двух видов — государственная и общественная. Основной инструмент и основной субъект осуществления политической власти — политическая партия. Организация объединяет наиболее энергичных приверженцев определенной идеологии или конкретного лидера, организует их и служит для борьбы за высшую политическую власть.
Формирование партий
Нацеленность на завоевание политической власти – это принцип деятельности и главный структурообразующий компонент политической партии. Если организация борется за власть, она является политической партией; если не борется, а только пытается тем или иным образом на нее влиять, то это только общественно-политическое движение (ОПД).
В эпоху Средневековья и раннего Нового времени, когда вся власть принадлежала монарху, партии появиться не могли. Даже после того, как монархи позволили гражданам влиять на политический процесс, политические организации не приняли того вида, в каком мы знаем их сейчас.
Известный немецкий социолог М. Вебер видел три этапа формирования политических партий:
- Аристократические кружки (котерии), в которых люди собирались и обсуждали вопросы политики вместе с вопросами моды, культуры и т.д. Подобные кружки появились в Англии после Английской революции. Тори, консерваторы, сторонники пуританской церкви и виги, либералы, сторонники англиканской церкви обсуждали вопросы в подобного рода закрытых собраниях. Примером такого кружка можно считать общество, которое собиралось у Анны Павловны Шерер, персонажа романа Л. Н. Толстого «Война и мир».
- Второй этап формирования политических партий представляли политические клубы. От котерий они отличались наличием членства, тогда как в деятельности аристократических кружков могли принимать участие все, кто входил в высший свет. Первый подобный политический клуб «Чарльтон клаб» был создан консерваторами в Лондоне в 1831 г. Через несколько десятков лет появился «Реформ клаб», созданный либералами.
Основные черты политических партий
Нацеленность на завоевание политической власти — это характерная черта политической партии. Насколько партия, возможно, не очень большая, может реально претендовать на полноту обладания государственной властью? Она реально осуществлять государственную власть не может, но участвовать в выборном процессе и пытаться влиять на власть любая политическая партия должна, в противном случае таковой ее считать нельзя.
У политической партии должна существовать структурно оформленная организация, предполагающая наличие рядовых членов и органов управления, а также программных документов (устава). Устав определяет цели и задачи, порядок принятия, порядок исключения, порядок назначения лиц на высшие партийные должности. В программе должны быть определены стратегические и тактические задачи, то есть цели, к которым стремиться партия. Нацеленность на завоевание политической власти — это главная цель деятельности любой политической партии, кроме той, которая уже находится во власти.
Еще одна важная черта — борьба за влияние в массах. На современном этапе политического развития, когда в мире господствуют массовые партии, любая из них стремится увеличить свой электорат, привлечь наибольшее число сторонников.
Отличие партии от общественно-политического движения
Поскольку общественно-политическое движение изначально представляет интересы той или иной социальной группы, бороться за расширение своего влияния в массах ему достаточно сложно. ОПД может вообще не иметь фиксированного членства, органы управления могут быть выборными и переизбираться довольно часто. Движение пытается влиять на власть, тогда как политическая партия стремится прийти к власти. Нацеленность на завоевание политической власти — это главный отличительный признак политической партии.
Функции
Политические партии в современном обществе выполняют целый ряд функций.
- Социальная функция заключается в обобщенном выражении и защите интересов какой-либо социальной группы, доведение ее требований до уровня государственной власти.
- Идеологическая функция — разработка, распространение и пропаганда партийной идеологии.
- Завоевание и использование политической власти — это политическая функция любой политической партии.
- Организация и направление действий государственной власти — это управленческая функция.
- Участие в выборах, организация избирательных компаний и другие формы участия в избирательном процессе — электоральная функция.
Подведем итог. Нацеленность на завоевание политической власти — это. Ответами на данный вопрос могут быть следующие тезисы:
- основная цель деятельности партии;
- характерная ее черта;
- одна из ее функций.
Источник
Негосударственные виды политической власти
к негосударственным субъектам политической системы обычно относят: партии, общественно-политические движения, другие общественные объединения, профсоюзы, трудовые коллективы, церковь, органы местного самоуправления и другие организации.
Политическая партия – это организованная группа единомышленников, представляющая интересы части общества и ставящая своей целью их реализацию путем завоевания государственной власти или участия в ее осуществлении.
Особенности политических (современных) партий:
– они представляют собой политические организации;
– представляют собой организации общественные (негосударственные);
– являются устойчивыми и широкими политическими объединениями, имеющими свои органы, региональные отделения, рядовых членов;
– имеют свою программу и устав;
– построены на определенных организационных принципах;
– имеют, как правило, фиксированное членство;
– опираются на определенный социальный слой, массовую базу в лице голосующих за представителей партии на выборах;
– имеют единые идеологию и политические взгляды как основу для создания партии. Другие общественные организации создаются по признаку социальной принадлежности (профсоюзы), на основе возрастных и иных признаков (союзы молодежи, женщин);
– имеют ярко выраженный политический характер, стремятся к захвату и удержанию власти.
– программная – разработка, формирование и реализация политической программы общества;
– идеологическая – формирование, развитие и внедрение в сознание своей идеологии;
– властно-конкурентная – участие в соревновании (борьбе) за государственную власть, за ее удержание;
– властно-практическая – реализация и защита через государственную политику интересов соответствующей части общества;
– властно-кадровая – подготовка и выдвижение кадров государственного аппарата.
Группы давления. Группа давления – общественное объединение, активно добивающееся удовлетворения собственных интересов с помощью целенаправленного воздействия на структуры политической власти (А.В. Малько).
Сила групп давления (профсоюзы, объединения крестьян, молодежи, потребителей и т. д.) зависит от количества членов, их финансовых возможностей, от организованности, сплоченности, от престижа в обществе и т. д. Группы давления разными путями (забастовки, митинги, демонстрации, пикеты, петиции и т. д.) оказывают воздействие на парламент, государственную организацию, администрацию, партии с целью принятия выгодных им решений. Они могут поддержать те или иные партии в предвыборной борьбе.
К группам давления относят: движения; профессиональные союзы; ассоциации предпринимателей; союзы кооперативов, потребителей; добровольные общества и другие общественные объединения. Группами давления можно считать и традиционно присутствующие в политике и политической деятельности тайные общества и организации (например масоны и т. п.) (А.В. Малько).
Общественно-политические движения. Общественно-политическое движение – это наиболее активная часть, выражающая интересы определенных социальных групп граждан и направленная на достижение какой-либо значительной политической цели.
Отличие общественно-политического движения от политических партий состоит в следующем:
– социальная база движений более широкая, аморфная, пестрая (к одному движению могут принадлежать представители различных социальных, идеологических, национальных, конфессиональных и других групп);
– они, как правило, придерживаются только одной политической концепции и добиваются решения одной крупной политической проблемы, имеют одну цель, а не комплекс целей, как партии;
– движения не столь долговременны, как партии;
– движения не стремятся к власти, пытаются воздействовать на нее, «повернуть» данную власть к решению своих проблем (при борьбе за власть движение трансформируется в политическую партию);
– в движении отсутствуют формальная внутренняя иерархия, четко выраженное постоянное членство и соответствующие документы (программа, устав и пр.);
– центром политической активности в движении выступает его ядро – инициативные группы, клубы, союзы и т. п.
Взаимодействие государственных и негосударственных организаций. Субъекты политической системы общества взаимодействуют на следующие принципах:
– помощи и содействия друг другу,
– поиска и достижения компромисса,
Формы воздействия на государство негосударственных субъектов могут быть гласными и негласными.
Гласными, открытыми путями воздействия на государственную власть являются:
– использование средств массовой информации;
– участие в массовых акциях одобрения или протеста;
– демократические процессы (выборы, референдумы, митинги), включающие в себя узаконенную деятельность партий, профсоюзов и других политических институтов.
Негласные (теневые) пути воздействия на государственную власть проявляются в политических интригах с помощью:
– групп давления, так называемых мозговых центров;
– политических фракций (Н.Г. Назаренко).
Типичными формами (способами) воздействия на государственные органы являются:
– непосредственное выдвижение своих членов в состав представительных и исполнительных органов власти, а также в качестве функционеров управленческого аппарата;
– участие членов общественных объединений в работе парламентских комиссий и подкомиссий, межведомственных комитетов и служб;
– поддержание личных контактов с членами парламента, правительства, прочими чиновниками и т. д.
Формы воздействия государства на негосударственные организации. Государство, как главная властвующая сила общества:
1) предоставляет конституционное право гражданам на объединение в общественные организации;
2) создает необходимые условия для их деятельности;
3) определяет правовое положение некоторых общественных организаций;
4) утверждает уставы данных организаций;
5) охраняет права и интересы общественных организаций (через суд, прокуратуры и другие государственные органы).
Государство также может использовать негласные методы. Так называемые теневые структуры в целях решения государственных задач работают в режиме секретности, используют негласных сотрудников и негласные методы деятельности.
В ряде случаев официальные государственные учреждения осуществляют негласные функции, а высшие должностные лица государства скрывают смысл открытых политических действий, т. е. ведут политическую игру.
Необходимость теневых элементов и функций на верхнем и среднем уровнях политической системы обусловлена наличием противостоящих и противоборствующих элементов в политическом обществе, которые в случае необходимости осуществляют скрытые действия.
Источник