Ответственность социального работника за результат своей деятельности

Ответственность социального работника и социального педагога за результаты своей деятельности

Социальный работник и социальный педагог, занимаясь решением конкретных проблем клиента, несут личную ответственность за результаты своей деятельности, за качество и эффективность, своевременность и действенность социальной помощи и за ее последствия.

Социальный работник (социальный педагог) несет ответственность и перед обществом за результаты своей деятельности. Он призван не только гармонизировать отношения своего клиента и его социальной среды, но и восстановить, повысить социальный статус этого человека, снизившийся в силу ряда объективных или субъективных причин, помочь восстановить его активную личную и социальную жизнедеятельность.

Социальный работник (социальный педагог) несет ответственность и перед собой и своей семьей. Постоянное его участие в разрешении множества проблем своих клиентов, проживание вместе с ними их бед, нужд, трагедий, несчастий объективно приводит к профессиональному «выгоранию», снижению порога эмоциональной восприимчивости, ослаблению эмпатии, развитию цинизма. Каждый социальный педагог и социальный работник обязан уметь защищать себя и в личных интересах, и в интересах своих клиентов.

Социальные педагоги и социальные работники несут ответственность и перед своей профессией, повышая ее престиж, социальный статус в обществе, значимость в межличностном и межгрупповом общении в различных видах и типах социума, обеспечивая ее притягательность для молодежи и интеграцию молодых специалистов в профессии социального работника и социального педагога.

При этом важно учесть, что в условиях взаимодействия общества, клиента и социального работника (социального педагога) вся ответственность за результаты такого взаимодействия не может быть возложена только на работника социальной сферы. Нецелесообразно ожидать только от социального работника и социального педагога их личной ответственности за отдаленные результаты совместных с клиентом действий и за их последствия: когда задача решена, связь с клиентом может быть утрачена; клиент вправе самостоятельно воспользоваться результатами совместной с социальным работником деятельности для решения своих актуальных проблем; результат находится в зависимости от характера этих проблем и морального облика самого клиента и может быть различным.

Источник

Ответственность социального работника за результат своей деятельности

Муниципальное бюджетное учреждение

«Комплексный центр социального обслуживания населения»

КОДЕКС ЭТИКИ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА

«Кодекс этики социального работника (далее Кодекс) Муниципального бюджетного учреждения «Комплексный центр социального обслуживания населения» (далее учреждение) является документом, провозглашающим ценности и принципы, способствующие повышению и поддержанию высокого стандарта профессиональной деятельности каждого социального работника учреждения.

1. Общие положения

Цели и задачи Кодекса:

1.1. Определение, установление и сохранение этических, моральных норм и правил профессионального поведения и взаимопонимания социальных работников учреждения при выполнении ими своего профессионального долга для поддержания достойного имиджа и престижа своей специальности в обществе.

1.2. Действие настоящего Кодекса распространяется на всех социальных работников учреждения.

2. Ценности социальной работы

2.1. Человеческое достоинство и толерантность.

Социальные работники учреждения признают ценность каждого человека и его право на реализацию своих способностей, на достойные условия жизни и благосостояние, на свободный выбор жизненной позиции с условием, чтобы права одного человека не препятствовали реализации интересов и прав других людей.

2.2. Социальная справедливость и гуманизм.

Социальная справедливость и гуманизм являются ценностями социальных работников учреждения и предполагают:

— справедливое и равноправное распределение ресурсов для удовлетворения основных социальных потребностей человека;

— создание и соблюдение равных гарантированных возможностей использования потенциала государственных и общественных социальных служб, организаций и объединений;

— обеспечение равных прав и возможностей их реализации при обращении и защите согласно закону.

Компетентность (профессионализм) является ценностью социальных работников учреждения и:

— обеспечивает качественное решение социальных проблем обратившегося за помощью человека, его социума, социальной среды в целом;

Читайте также:  Свой небольшой прибыльный бизнес

— определяет возможность их быстрого профессионального роста и привлечения для решения более сложных задач клиента;

— побуждает к постоянному повышению уровня профессионализма, освоению новых знаний, развитию навыков и умений практической деятельности, глубокого понимания ценностей социальной работы.

3. Принципы социальной работы

3.1. Принятие человека таким, каков он есть.

Ни негативные личные качества, физические недостатки, психические отклонения, ни вероисповедания, сексуальная ориентация или расовая принадлежность, ни социальная неприспособленность, ни предрассудки и предубеждения – ничто не может служить основанием в отказе человеку в помощи социальным работником, причиной для любой формы дискриминации клиента. Все специфические особенности клиента должны быть учтены при принятии решения на оказание ему социальной помощи.

3.2. Уважение права клиента на принятие самостоятельного решения на любом этапе совместных действий.

Социальный работник не может оказывать помощь клиенту без его согласия с их планом действий. Клиент имеет право на изменение своих взглядов, позиций, убеждений. Также он имеет право отказаться от взаимодействия на любом этапе совместной работы с уверенностью в сохранении конфиденциальности сведений о нем.

3.3. Конфиденциальность сотрудничества социального работника с клиентом:

— сведения личного характера, ставшие известными при оказании социальных услуг, составляют профессиональную тайну;

— социальные работники, виновные в разглашении профессиональной тайны, несут ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

— конфиденциальной (доверительной, не подлежащей разглашению) информацией является все, что касается жизни, его личных качеств и проблем клиента;

— любая информация может быть передана только с разрешения клиента и только тем, кто имеет отношение к решению его проблем;

— социальный работник несет ответственность за необходимый уровень конфиденциальности при получении, сборе, обработке, переносе и сохранении письменной, автоматизированной или существующей в ином виде информации.

— нарушение конфиденциальности возможно только в условиях непосредственной опасности для клиента: для его жизни, здоровья, материального благополучия, психического состояния. При этом нарушение конфиденциальности должно сопровождаться предварительным извещением клиента о вынуждающих к этому условиях, об обязанностях и ответственности социального работника.

3.4. Полнота информирования клиента о предпринимаемых в его интересах действиях.

Соблюдение принципа защиты прав клиента обуславливают обязанность социального работника информировать человека, обратившегося за социальной помощью, обо всех действиях, предпринимаемых для решения его проблем. Клиент имеет полное право знать обо всех действиях, которые предполагается предпринять с его участием или без его участия.

3.5. Ответственность за результаты своей деятельности:

— социальный работник лично несет ответственность за результаты своей деятельности, за качество, эффективность, своевременность и действенность социальной помощи и за ее последствия;

— социальный работник несет ответственность перед своей профессией, повышая ее престиж и социальный статус в обществе.

3.6. Порядочность во взаимодействии с клиентом.

Социальные работники, являясь представителями учреждения, действуют в интересах клиента, обратившегося к ним за помощью, делая зачастую для него больше, нежели это предписывается должностной инструкцией. Личная порядочность социального работника гарантирует качество и эффективность их профессиональной деятельности и обеспечивает выполнение ими требований Кодекса этики социального работника.

4. Стандарты этического поведения социального работника

4.1. Этические обязательства социальных работников учреждений по отношению к клиентам.

4.1.1. Социальные работники учреждения:

— уважают убеждения своих клиентов, их ценности, культуру, цели, нужды, предпочтения, защищают и поддерживают их достоинство, учитывают индивидуальность, интересы и социальные потребности клиентов на основе построения толерантных отношений с ними;

— выявляют и адекватно реагируют на социальные условия, которые приводят к социальным противоречиям, трудностям и страданиям людей, или препятствуют их облегчению;

— в меру своих возможностей и уровня профессиональной деятельности влияют на формирование социальной политики, способствующей справедливому удовлетворению социальных потребностей клиентов;

Читайте также:  Производит осуществление своей деятельности

не используют свои профессиональные знания, навыки и умения, а также отношения с клиентами в личных целях, избегают связей и отношений, которые идут во вред клиентам;

— глубоко и искренне заинтересованы в клиенте и работе с ним, принимают клиента таким, какой он есть, привлекают клиента к активной совместной работе, обеспечивают конфиденциальность сотрудничества, информации и доступ к ней, несут ответственность за результаты своей работы с клиентом;

— отдают приоритет поддержке основных интересов клиента, но при этом уважают и учитывают интересы и других людей; в тех случаях, когда возникает конфликт интересов различных клиентов или конфликт интересов клиента и действующего в России законодательства, предупреждают клиента о том, что его интересы и просьбы могут быть отвергнуты;

— никогда не проявляют, не способствуют, не участвуют в любой форме дискриминации на основе расовых предрассудков или в связи с полом, возрастом, вероисповеданием, национальностью, семейным положением, политическими убеждениями, умственными или физическими недостатками, или по какому-либо другому признаку, или личностным характеристикам, условиям, статусу; напротив цель социального работника – всеми доступными ему средствами бороться с такой дискриминацией;

— завершают работу с клиентом и профессиональные отношения с ним, когда такая работа и отношения не являются необходимыми и более не служат нуждам и интересам этого человека;

не позволяют вовлекать себя в любые действия, которые оскверняют или ущемляют гражданские или юридические права клиента, даже если это делается по просьбе клиента;

— в работе с клиентами минимизируют использование юридических, психологических, экономических или других видов принуждения; в случаях, когда такое принуждение неизбежно, оно должно быть этически, профессионально и юридически оправдано.

4.1.2. Социальным работникам учреждения не следует:

-давать клиентам свой адрес или номер домашнего телефона;

-приглашать клиентов к себе домой;

-продавать или покупать что-либо у клиента;

-обслуживать клиента, имеющего опекуна, а также в случае завещания -клиентом в пользу работника жилплощади, денежных вкладов и др.;

-одалживать клиенту деньги.

В любом из перечисленных случаев, социальному работнику необходимо поставить в известность своего непосредственного руководителя. Решения, противоречащие этим правилам, могут быть приняты только администрацией учреждения.

4.1.3. Ни при каких обстоятельствах социальные работники учреждения не должны:

— использовать отношения с клиентом в личных интересах;

— брать у клиентов какие-либо вещи или деньги в долг;

— вовлекать в рабочий процесс своих детей, родственников, друзей;

— вступать с клиентами в сексуальные (личные) отношения;

— получать от клиентов подарки, денежные вознаграждения;

— оказывать на клиента давление и выдавать свое мнение за выражение его воли.

4.2. Этические обязательства социальных работников учреждения по отношению к коллегам.

4.2.1. Социальным работникам учреждения социального обслуживания следует:

— с уважением относится к коллегам вне зависимости от их уровня профессиональной подготовки и стажа практической работы, оказывать им всемерное содействие для достижения высокой эффективности деятельности;

уважать различные мнения и подходы коллег, следовать их советам и консультациям, если те служат интересам дела;

— высказывать в адрес коллег деловую и предметную критику, которая носит конструктивный характер;

— воздерживаться от действий, препятствующих коллегам выполнять их служебные обязанности, не брать на себя без необходимости выполнение обязанностей, не предписанных ему по должности;

— при замещении коллеги, действовать в интересах репутации того, кого он замещает;

— стремится к созданию здорового морально-психологического климата в коллективе, учитывать интересы коллег в служебных отношениях, препятствовать созданию конфликтных ситуаций

Источник

Ответственность социального работника и социального педагога за результаты своей деятельности

Социальный работник и социальный педагог, занимаясь решением конкретных проблем клиента, несут личную ответственность за результаты своей деятельности, за качество и эффективность, своевременность и действенность социальной помощи и за ее последствия.

Читайте также:  Как открыть компанию по проектированию

Социальный работник (социальный педагог) несет ответственность и перед обществом за результаты своей деятельности. Он призван не только гармонизировать отношения своего клиента и его социальной среды, но и восстановить, повысить социальный статус этого человека, снизившийся в силу ряда объективных или субъективных причин, помочь восстановить его активную личную и социальную жизнедеятельность.

Социальный работник (социальный педагог) несет ответственность и перед собой и своей семьей. Постоянное его участие в разрешении множества проблем своих клиентов, проживание вместе с ними их бед, нужд, трагедий, несчастий объективно приводит к профессиональному «выгоранию», снижению порога эмоциональной восприимчивости, ослаблению эмпатии, развитию цинизма. Каждый социальный педагог и социальный работник обязан уметь защищать себя и в личных интересах, и в интересах своих клиентов.

Социальные педагоги и социальные работники несут ответственность и перед своей профессией, повышая ее престиж, социальный статус в обществе, значимость в межличностном и межгрупповом общении в различных видах и типах социума, обеспечивая ее притягательность для молодежи и интеграцию молодых специалистов в профессии социального работника и социального педагога.

При этом важно учесть, что в условиях взаимодействия общества, клиента и социального работника (социального педагога) вся ответственность за результаты такого взаимодействия не может быть возложена только на работника социальной сферы. Нецелесообразно ожидать только от социального работника и социального педагога их личной ответственности за отдаленные результаты совместных с клиентом действий и за их последствия: когда задача решена, связь с клиентом может быть утрачена; клиент вправе самостоятельно воспользоваться результатами совместной с социальным работником деятельности для решения своих актуальных проблем; результат находится в зависимости от характера этих проблем и морального облика самого клиента и может быть различным.

Порядочность социального работника и социального педагога во взаимодействии с клиентом

Порядочность социального педагога и социального работника является весьма важным принципом в связи с необходимостью обеспечить баланс интересов, как своих личных, так и интересов клиента и его социального окружения, профессионального сообщества социальных работников и социальных педагогов, общества в целом. Интересы одних не могут превалировать над интересами других, реализовываться в ущерб кому-либо.

Личная порядочность социального педагога и социального работника заключается в обеспечении разумного баланса, в гармонизации интересов всех заинтересованных сторон, умении предотвратить установление приоритета одних над другими, в том числе — приоритета общества над интересами клиента и наоборот, своих личных интересов над интересами клиента или общества.

Важным условием социальной работы является бескорыстие социального работника и социального педагога. Социальные работники и социальные педагоги делают для своего клиента все, что, по их мнению, необходимо для разрешения проблемы.

Социальные работники и социальные педагоги, являясь представителями государственных социальных институтов, общественных неправительственных организаций и объединений, действуют в интересах человека, обратившегося к ним за помощью, делая зачастую для него существенно больше, нежели это предписывается должностной инструкцией.

Социальный работник и социальный педагог не должны поддаваться влияниям и нажимам, встречающимся на пути их профессиональной деятельности; их долг — беспристрастно выполнять свои профессиональные обязанности.

Доброжелательность присутствует на всех этапах взаимодействия социального работника и социального педагога с клиентом. Именно она обеспечивает верный тон при совместной работе с человеком, который обратился за помощью, вызывает его на откровенность и взаимодействие. Желая добра человеку, обратившемуся за помощью, социальный работник и социальный педагог осуществляют необходимое руководство его действиями, тактично указывают на ошибки и недостатки, помогают в решении трудных проблем или полностью берут на себя заботу о клиенте.

Личная порядочность социального педагога и социального работника гарантирует качество и эффективность их профессиональной деятельности и обеспечивает выполнение ими требований международного и национального Кодексов этики социального работника и социального педагога.

Источник

Оцените статью