Ответственность религиозной организации по своим обязательствам

Статья 123.28. Имущество религиозной организации

1. Религиозные организации являются собственниками принадлежащего им имущества, в том числе имущества, приобретенного или созданного ими за счет собственных средств, а также пожертвованного религиозным организациям или приобретенного ими по иным предусмотренным законом основаниям.

2. На принадлежащее религиозным организациям имущество богослужебного назначения не может быть обращено взыскание по требованиям их кредиторов. Перечень такого имущества определяется в порядке, установленном законом о свободе совести и о религиозных объединениях.

3. Учредители религиозной организации не сохраняют имущественные права на имущество, переданное ими этой организации в собственность.

4. Учредители религиозных организаций не отвечают по обязательствам этих организаций, а эти организации не отвечают по обязательствам своих учредителей.

Комментарий к статье 123.28 ГК РФ

1. Религиозные организации относятся к юридическим лицам, в отношении которых их учредители не имеют имущественных прав. В комментируемой статье прямо закреплено правило об утрате имущественных прав учредителей религиозной организации на передаваемое ими этой организации имущество. Согласно общему правилу п. 4 ст. 50 ГК РФ любые некоммерческие организации могут осуществлять приносящую доход деятельность, если это предусмотрено их уставами, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и если это соответствует таким целям. Религиозная организация, являясь некоммерческой унитарной организацией, с учетом общего правила ГК РФ и положений ст. 23 Закона о свободе совести, вправе осуществлять предпринимательскую деятельность и создавать собственные предприятия, т.е. выступать учредителем (участником) коммерческих юридических лиц в установленном законом порядке. Доходы от предпринимательской деятельности религиозных организаций не могут перераспределяться между членами этих организаций и должны использоваться только для достижения уставных целей.

2. Согласно ст. 21 Закона о свободе совести религиозные организации обладают правом собственности на имущество, приобретенное или созданное ими за счет собственных средств, пожертвованное гражданами, организациями или переданное религиозным организациям в собственность государством либо приобретенное иными способами. Одновременно предусмотрено, что передача в собственность религиозным организациям для использования в функциональных целях культовых зданий и сооружений с относящимися к ним земельными участками и иного имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется безвозмездно. Особо следует обратить внимание, что на движимое и недвижимое имущество богослужебного назначения не может быть обращено взыскание по претензиям кредиторов. Перечень видов такого имущества устанавливается Правительством РФ по предложениям религиозных организаций.

С учетом ст. 22 названного выше Закона передача в пользование религиозным организациям культовых зданий и сооружений с относящимися к ним земельными участками и иного имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется безвозмездно. Порядок передачи указанного имущества установлен Федеральным законом от 30 ноября 2010 г. N 327-ФЗ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности» . Следует отметить, что данным Законом определяется в том числе и порядок передачи религиозным организациям имущества, не относящегося к категории «религиозного назначения». Так, с учетом ч. 3 ст. 5 данного Закона безвозмездная передача религиозным организациям государственного или муниципального имущества, не имеющего религиозного назначения и предназначенного для обслуживания имущества религиозного назначения и (или) образующего с ним монастырский, храмовый или иной культовый комплекс, осуществляется в порядке, установленном Законом для передачи имущества религиозного назначения, либо одновременно с передачей религиозным организациям государственного или муниципального имущества религиозного назначения, либо после его передачи. Кроме того, передача в собственность религиозных организаций государственного или муниципального имущества, которое не имеет религиозного назначения, но на день вступления в силу названного Закона перепрофилировано (целевое назначение которого изменено), реконструировано для осуществления и (или) обеспечения видов деятельности религиозных организаций и передано религиозным организациям в безвозмездное пользование, осуществляется также безвозмездно.

———————————
Собрание законодательства РФ. 2010. N 49. Ст. 6423.

Необходимо отметить, что согласно п. 1 ст. 65 ГК РФ религиозная организация не может быть признана по решению суда несостоятельной (банкротом).

Источник

Имущество религиозной организации

Источниками образования имущества организации выступают пожертвования религиозной общины, либо собственные доходы.

Правовой статус религиозных организаций определен в ст. 123.26 – 123.28 ГК, а также законом «О свободе совести и религиозных объединениях».

Определение религиозной организации дано в ст. 123.26 ГК и в ст. 8 закона. Под ней понимается объединение граждан основанное на добровольном участии, созданное ими для того, чтобы исповедовать и распространять веру и зарегистрированное как юридическое лицо. В такой форме создаются местные организации, действующие на территории муниципального образования.

В форме объединений деятельность осуществляют централизованные религиозные организации. Последние могут создавать религиозные организации, а также координирующий или руководящий орган.

Каждый из предусмотренных вариантов обладает гражданской правоспособностью.

Имущественные права учредителей религиозных организаций

Помимо ст. 123.28 ГК, к ней применяются общие нормы, определяющие права учредителей на имущество (ч. 4 ст.50 ГК). Указанный порядок предусматривает отсутствие имущественных прав последних.

Если с переданными предметами и правами ситуация ясна, то возникает вопрос, касающийся правил регулирования полученных в ходе деятельности доходов.

Общий порядок, предусмотренный ГК, а также ст. 23 закона предоставляет религиозным организациям возможность осуществлять предпринимательскую деятельность, направленную на достижение целей, заявленных при ее создании. Последняя должна предусматриваться уставом.

Помимо этого, такие субъекты могут выступать учредителями коммерческих предприятий, получая прибыль в результате распределения.

Действующие нормы запрещают распределять между учредителями религиозных организаций прибыль, полученную в ходе ее деятельности. Указанные средства должны использоваться для того, чтобы исповедовать и распространять веру.

В качестве способов такого расходования можно указать:

  • производство печатной продукции религиозного толка;
  • строительство религиозных зданий и сооружений;
  • проведение массовых мероприятий для членов религиозной общины;
  • иные способы.

Аналогичный порядок действует в части ответственности. Организация и ее учредители не несут ее по обязательствам друг друга.

Имущество религиозной организации, распоряжение и право собственности на него

Ст. 21 Закона конкретизирует положения ГК и указывает круг объектов гражданский прав, которые могут находиться в собственности этого юрлица.

К нему относится следующее:

  • Недвижимое имущество. Предусматривается возможность пребывания в собственности земельных участков и зданий.
  • В отдельную категорию выделены объекты социального и культурно-просветительского назначения, к которому относятся и исторические памятники.
  • Также в собственности могут быть предприятия.

Источниками образования имущества организации выступают пожертвования религиозной общины, либо собственные доходы.

Ст. 21.1 закона устанавливает правила распоряжения имуществом. Согласно этой норме, организация вправе совершать сделки по отчуждению или приобретению имущества, передаче его в аренду или безвозмездное пользование, а также заключать договоры кредитования и займа только с согласия уполномоченного органа этого юрлица.

Последствием заключения указанных соглашений в обход этого правила является возможность признания их недействительными.

Если речь идет об отчуждении памятников культуры или истории, то существует ограничение. Согласно нему, право на такие объекты может переходить только в пользу государственного или муниципального образования, а также другой религиозной организации, исповедующей ту же веру, что и передающая.

Читайте также:  Свой бизнес портал франшиз

Передача в пользование религиозным организациям культовых зданий и сооружений

Процедура передачи религиозным организациям в безвозмездном порядке государственного или муниципального имущества религиозного назначения предусмотрена одноименным законом.

Как правило, указанные объекты передаются в собственность. Однако, в случае, когда особенности государственного или муниципального имущества предполагают лишь частичное его использование в религиозных целях, то оно переходит к религиозной организации на праве безвозмездного пользования.

Процедуру предусматривает специальный документ – план передачи религиозным организациям имущества религиозного назначения.

Он принимается органами соответствующего публичного образования и должен включать следующее:

  • перечень, в котором определен состав передаваемой недвижимости;
  • наименование каждого муниципального или государственного предприятия (учреждения), на балансе которого находятся такие объекты;
  • название муниципального или государственного органа, курирующего работу пользователя недвижимости;
  • срок планируемой передачи и необходимые действия;
  • источник финансирования (средства государственного или муниципального бюджета или другие);

После передачи имущества, религиозная организация обязана использовать его исключительно в уставных целях.

Источник

Обязанности и ответственность религиозных организаций

XII. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

12.1 Приход принимает и увольняет работников по трудовым договорам в соответствии с законодательством Российской Федерации. На лиц, работающих в Приходе по трудовым договорам, распространяется законодательство о труде. Работники, а также священнослужители Прихода, на общих основаниях подлежат пенсионному и социальному обеспечению, социальному и медицинскому страхованию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Приход вправе привлекать добровольцев в целях осуществления ими безвозмездного труда в интересах Прихода.

Документы на священнослужителей хранятся Епархией. Документы по личному составу работников Прихода по трудовым договорам хранятся Приходом в соответствии законодательством Российской Федерации.

12.2 Работники Прихода обязаны соблюдать правила внутреннего распорядка, учитывающие особенности условий труда в Приходе как религиозной организации Русской Православной Церкви.

12.3 Приход может быть ликвидирован по решению Епархиального архиерея, а также по решению суда в порядке и по основаниям, предусмотренным законодательством.

В случае принятия Приходским собранием решения о выходе Прихода из структуры и юрисдикции Русской Православной Церкви, Приход лишается подтверждения принадлежности Епархии Русской Православной Церкви, что влечет ликвидацию Прихода и лишает его права использовать в наименовании словосочетания и религиозную символику, указывающие на принадлежность Русской Православной Церкви.

(материал официального сайта Министерства юстиции РФ www.minjust.ru/ru/activity/nko/religorg/)

Содержание обязанностей религиозной организации

В соответствии с положениями пункта 9 статьи 8 Федерального закона от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» религиозная организация обязана:

1.1. ежегодно информировать Министерство юстиции Российской Федерации о продолжении своей деятельности;

1.2. информировать Министерство юстиции Российской Федерации об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней с момента таких изменений.

2. В соответствии с положениями пункта 3 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» религиозная организация обязана представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства по форме и в сроки, установленные постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2006 № 212 «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций» (форма ОР0001) .

В соответствии с указанным постановлением Правительства Российской Федерации религиозная организация обязана представлять отчет о своей деятельности до 15 апреля года, следующего за отчетным.

3. Исполнять в установленный срок предупреждения, вынесенные Министерством юстиции Российской Федерации;

4. Оказывать содействие должностным лицам Министерства юстиции Российской Федерации при осуществлении ими контрольных полномочий;

5. Нести иные обязанности, установленные действующим законодательством.

Ответственность за невыполнение обязанностей

В соответствии с положениями подпункта пятого пункта 5 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации или совершения религиозной организацией действий, противоречащих целям, предусмотренным ее учредительными документами, Министерство юстиции Российской Федерации имеет право вынести ей письменное предупреждение с указанием допущенного нарушения и срока его устранения.

В соответствии с положениями пункта 9 статьи 8 Федерального закона от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» неоднократное непредставление религиозной организацией в установленный срок обновленных сведений, необходимых для внесения изменений в единый государственный реестр юридических лиц, является основанием для обращения Министерства юстиции Российской Федерации в суд с требованием о признании данной организации прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении ее из единого государственного реестра юридических лиц.

В соответствии с положениями пункта 10 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных указанной статьей (в том числе отчета о расходовании денежных средств и использовании иного имущества по форме ОР0001), является основанием для обращения Министерства юстиции Российской Федерации в суд с заявлением о ликвидации данной религиозной организации.

В соответствии с положениями статьи 7 Федерального закона от 25.07.2002 № 114 «О противодействии экстремистской деятельности» религиозной организации в случае выявления фактов, свидетельствующих о наличии в ее деятельности признаков экстремизма, выносится предупреждение в письменной форме о недопустимости такой деятельности с указанием конкретных оснований вынесения предупреждения, в том числе допущенных нарушений.

Предупреждение выносится Министерством юстиции Российской Федерации или его территориальным органом. Предупреждение может быть вынесено также Генеральным прокурором Российской Федерации или подчиненным ему соответствующим прокурором.

В случае, если в установленный в предупреждении срок религиозной организацией не устранены допущенные нарушения, послужившие основанием для вынесения предупреждения, либо если в течение двенадцати месяцев со дня вынесения предупреждения выявлены новые факты, свидетельствующие о наличии признаков экстремизма в ее деятельности, религиозная организация подлежит ликвидации.

В соответствии с положениями статьи 10 Федерального закона от 25.07.2002 № 114 «О противодействии экстремистской деятельности» в случае осуществления религиозной организацией экстремистской деятельности, повлекшей за собой нарушение прав и свобод человека и гражданина, причинение вреда личности, здоровью граждан, окружающей среде, общественному порядку, общественной безопасности, собственности, законным экономическим интересам физических и (или) юридических лиц, обществу и государству или создающей реальную угрозу причинения такого вреда, Министерство юстиции Российской Федерации с момента его обращения в суд с заявлением о ликвидации религиозной организации вправе своим решением приостановить деятельность религиозной организации до рассмотрения судом указанного заявления.

Перечень религиозных организаций, деятельность которых приостановлена в связи с осуществлением ими экстремистской деятельности, подлежит размещению в международной компьютерной сети «Интернет» на сайте Министерства юстиции Российской Федерации.

В соответствии с положениями статьи 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ (далее — КоАП РФ) непредставление или несвоевременное представление в государственный орган сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом его законной деятельности, а равно представление в государственный орган таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде является административным правонарушением, за совершение которого предусмотрено наложение штрафа на юридическое лицо в размере от тридцати до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда.

Читайте также:  Открыл бизнес по производству затраты

В соответствии с положениями части первой статьи 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок предупреждения Министерства юстиции Российской Федерации об устранении нарушений законодательства влечет наложение административного штрафа на юридическое лицо в размере от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда.

Согласно положениям статьи 19.4 КоАП РФ неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный контроль, а равно воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом служебных обязанностей влечет наложение административного штрафа на юридическое лицо в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда.

[1] См. Вероисповедная политика Российского государства/ Отв. ред. М.О. Шахов. М., 2003. С. 9 и сл.

[2] В светских государствах может иметь место финансирование содержания и реставрации культовых зданий, признанных памятниками истории и культуры, предоставление религиозным организациям налоговых льгот, выплата государством заработной платы военному и тюремному духовенству (капелланам). В то же время государственная Англиканская церковь не финансируется государством.

[3] Государственное вмешательство возможно в целях защиты религиозных чувств граждан от оскорбления.

[4] Цыпин В. Каноническое право. М., 2009. С. 771

[5] См.: Мирошникова Е.М. Кооперационная модель государственно-церковных отношений: опыт и проблемы. М., 2007.

[6] См.: Причина и следствие// Новая философская энциклопедия. М., 2001. Т.3. С. 353.

[7] Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. М., 2003, с. 58-59.

[8] Государственно-церковные отношения в России (опыт прошлого и современное состояние). М., 1996. С. 60

[9] Цыпин В. История Русской Церкви. 1917-1997 //История Русской Церкви. Книга 9. М., 1997 — С. 456.

[10] Там же, — С. 461, 471.

[11] См.: Дегтярев Ю.М. История «религиозного вопроса». // Религия и право — № 2 (11), — 1999. — С. 13.

[12] Статистические данные приведены в: Вероисповедная политика Российского государства. С. 50.

[13] Одинцов М.И. Двадцатый век в российской истории: государство и религиозные организации // Вступая в третье тысячелетие: религиозная свобода в плюралистическом обществе. Материалы международной конференции. — М., 2000. — С. 45.

[14] Хааршер Ги. Терроризм, секуляризация и религиозная свобода: размышления об аль-каидистском дискурсе // Религия, политика и права человека. Материалы конференции. – М., 2002. – С. 99.

[15] Одинцов М.И. Двадцатый век в российской истории: государство и религиозные организации // Вступая в третье тысячелетие: религиозная свобода в плюралистическом обществе. Материалы международной конференции. М., 2000. С. 46.

[16] Итоговая цифра включает не только суммарную численность религиозных организаций, отраженных в таблице, но также число религиозных организаций всех остальных конфессий, зарегистрированных в России.

[17] Морозова Л.А. Теория государства и права. М., 2003. С. 157-158.

[18] Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства. M., 2002. С. 449, 450.

[19] Цит. по: Религиозные объединения. Свобода совести и вероисповедания. Нормативные акты. Судебная практика. Заключения экспертов / Сост. и общ. ред. А.В. Пчелинцева, В.В. Ряховского. М., 2006. С. 637.

[20] Нами применяется здесь в несколько переработанном виде классификация, разработанная А.И. Кудрявцевым. (См., напр.: Вероисповедная политика Российского государства: Учебное пособие / Отв. ред. М.О. Шахов. М., 2003. С. 86-90.

[21] Все цитируемые в книге нормативные правовые акты приводятся с учетом последующих изменений и дополнений по состоянию на 01 сентября 2010 г.

[22] См.: Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. М., 2003. С. 192.

[23] Проблемы теории государства и права / Под ред. М.Н. Марченко. – М., 2002. – С. 544.

[24] Международное право/ Отв. ред. Г.И. Тункин. М., 1994. С. 128-129.

[25] См.: Проблемы теории государства и права: Учеб. пособ. С. 158.

[26] Уайтхед А.Н. Избранные работы по философии. М., 1990. С. 449.

[27] Атаманчук Г.В. Новое государство: поиски, иллюзии, возможности. М., 1996. С. 109.

[28] См.: Российская правовая политика / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Мальцева. М., 2003. С. 109

[29] См.: Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства. M,2002. С. 88.

[30] См.: Поляков А.В. Общая теория права. СПб., 2004. С. 592.

[31] Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства. С. 335

[32]См.: Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. М., 2003. С.75-90.

[33] Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства. С. 336-337.

[34] Пчелинцев А.В. Свобода совести и вероисповедания как правовой институт // Религия, политика и права человека. Мат-лы конференции. М., 2002. С. 251, 252.

[35] См.: Залужный А.Г. Правовые проблемы государственно-конфессиональных отношений в современной России. M., 2004. С. 68–69.

[36] Лупарев Г.П. Свобода совести: «священная корова» или конституционно-правовой анахронизм? // Религия и право. 2002. № 2. С. 4.

[37] См.: Дурэм К. Свобода религии или убеждений. Варшава, 1999. С.8.

[38] Дурэм К. Перспективы религиозной свободы: сравнительный анализ. М., 1999. С. 19.

[39] См.: Дурэм К. Свобода религии или убеждений. С. 13–14.

[40] Лобье де. П. Три града. Социальное учение христианства. СПб.,2001. С. 16–17.

[41] Там же. С. 331.

[42] Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. М., 2001. С. 26.

[44] Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. С. 125.

[45] Основные положения социальной программы российских мусульман. М., 2001. С.9.

[46] Дурэм К. Права человека и правительственная политика по отношению к религиозному экстремизму и терроризму // Религия, политика и права человека. Мат-лы конференции. С. 36.

[47] Тексты многих важных решений, в том числе ниженазванных, опубликованы в: Религиозные объединения. Свобода совести и вероисповедания. Нормативные акты. Судебная практика. Заключения экспертов / сост. А.В. Пчелинцев, В.В. Ряховский, С.В. Чугунов; под общ. ред. А.В. Пчелинцева. 3-е изд., испр. и доп. М., 2009, а также в журнале «Религия и право».

[48] См.: Правоведение: Учебник / Под общ.ред. Г.В. Мальцева. М., 2003. С. 316–319.

[49] Поляков А.В. Общая теория права. СПб., 2004. С. 591.

[50] Черданцев А.Ф. Теория государства и права. М.,1999. С.154—155.

[51] Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. С. 449.

[52] Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации / Отв. ред. В.В. Лазарев. М., 2001. С. 82.

[53] Куницын И.А. Правовой статус религиозных объединений в России. М., 2000. С.128–129.

[54] Понкин И.В. Правовые основы светскости государства и образования. М., 2003. С. 129.

[55] См. Конституция Российской Федерации: Проблемный комментарий/ Отв.ред. В.А. Четвернин. М., 1997. С. 96–97.

[57] См.:Там же. С.181–182.

[58] Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации / Отв. ред. В. В. Лазарев. C. 110.

[59] См.: Конституция Российской Федерации: Проблемный комментарий/Отв. ред. В.А. Четвернин. С. 180–181.

[60] См.: Конституция Российской Федерации: Научно-практический комментарий/ Под. ред. В.Н. Топорнина. М., 1996. С.232–233.

[61] Конституция Российской Федерации: Проблемный комментарий/Отв. ред. В.А. Четвернин. С. 198–199.

[62] Конституция Российской Федерации: Проблемный комментарий/Отв. ред. В.А. Четвернин. С. 30.

[63] Себенцов А.Е. Комментарий к Федеральному закону «О свободе совести и о религиозных объединениях» // Религия, свобода совести, государственно-церковные отношения в России: Справочник. М., 1997. С. 5.

[64] Цит. по: Религия и право. 1997. № 2—3. С. 17.

Читайте также:  Свой бизнес по продаже iphone

[65] Выражение «право на свободу» представляется нам не вполне корректным, в том числе ввиду сказанного ранее о свободе как о «негативном праве». Однако, это выражение использовано в тексте рассматриваемого закона и в некоторых других нормативных актах.

[66] Малолетними, согласно гражданскому законодательству, являются дети до 14 лет.

[67] Подробнее принципы государственно-конфессиональных отношений рассмотрены в главе 8.

[68]Правом создания учреждений профессионального религиозного образования обладают только централизованные религиозные организации, местные же могут создавать только общеобразовательные учреждения (см. ст. 8 п. 6 и ст. 19 рассматриваемого закона).

[69] Залужный А.Г. Правовые проблемы государственно-конфессиональных отношений в современной России. M., 2004. С. 87–88.

[70]Себенцов А.Е. Комментарий к Федеральному закону «О свободе совести и о религиозных объединениях». С. 35.

[71]Европарламент в своем Постановлении о сектах в Европе от 29.02.96 (п. 4) «призывает правительства государств стран-членов не предоставлять статус религиозной организации автоматически».

[72] См.: Себенцов А.Е. Комментарий к Федеральному Закону «О свободе совести и о религиозных объединениях». С. 56.

[73]Не лишена определенного теоретического и практического интереса проблема: как следует расценивать попытку регистрируемой религиозной организации идентифицировать свое вероучение с уже известным, если фактически оно разнится с изложением этого вероучения уже действующими религиозными организациями. Следует считать это недостоверными сведениями или реализацией права на свободу совести? Поясним на примере: старообрядцы считают, что их вероучение православное и в то же время, что оно отличается от вероучения Русской православной церкви. Более того — представим, что новое религиозное движение настаивает, что именно его вероучение — истинно православное. Может ли некий эксперт определять, верна ли вероисповедная самоидентификация и можно ли такому экспертному заключению придавать обязательную силу? Вопрос пока остается открытым.

[74] См.: Себенцов А.Е. Комментарий к Федеральному Закону «О свободе совести и о религиозных объединениях». С. 83.

[75] Данное положение попыталась оспорить местная религиозная организация РПЦ – православный приход храма пророка Илии в Москве, полагая, что отказ в передаче имущества религиозного назначения незаконен. Верховный Суд Российской Федерации в решении от 05.10.2004 № ГКПИ04—1253 констатировал, что «из… положений Федерального закона… не следует, что имущество религиозного назначения подлежит безусловной передаче религиозным организациям на основании их обращений».

[76] Загайнова С.К., Горбунова Н.В. Религиозные организации: организационно-правовые основы деятельности, бухгалтерский учет, налогообложение. СПб, 2004. С. 157.

[77] Себенцов А.Е. Комментарий к Федеральному Закону «О свободе совести и о религиозных объединениях». С. 94.

[78] Постановление Конституционного Суда РФ от 23 ноября 1999 г. N 16-П // Религиозные объединения. Свобода совести и вероисповедания. Нормативные акты. Судебная практика. Заключения экспертов / Сост. и общ. ред. А.В. Пчелинцева, В.В. Ряховского. М., 2009. С. 518-527.

[79] С 2006 г. данная отсрочка от призыва на военную службу отменена и соответствующая норма исключена из текста закона.

[80] См.: Религиозные объединения. Свобода совести и вероисповедания. Нормативные акты. Судебная практика. Заключения экспертов / Сост. и общ. ред. А.В. Пчелинцева, В.В. Ряховского. М., 2009. С. 531-536.

[81] См.: Там же. С. 536-541

[82] Например, умышленное неприменение компетентным должностным лицом санкций к религиозному объединению, нарушающему законодательство.

[83] См.: Конституция Российской Федерации: Проблемный комментарий/Отв. ред. В.А.Четвернин. М., 1997. С.30

[84] См.: Сырых В.М. Теория государства и права. М.: 2004. С 161-162.

[85] Религиозные объединения. Свобода совести и вероисповедания. Религиоведческая экспертиза. С. 521-522.

[86] Речь здесь идет не о прямом бюджетном финансировании , а о косвенном субсидировании в виде уменьшения или отмены отдельных видов налогов.

[87] Демин А.В. Налоговое право. М., 2008. С. 107.

[88] Налоговым периодом в отношении НДФЛ признается календарный год (ст. 216 НК РФ).

[89] Никишина Е.А., Макальская М.Л. Финансовое обеспечение деятельности православных религиозных организаций. М., 2008. С. 52.

[90] Загайнова С.К., Горбунова Н.В. Религиозные организации: организационно-правовые основы деятельности, бухгалтерский учет, налогообложение. СПб., 2004. С. 287.

[91] С.Ю. Головина указывает на норму п. 5 ст. 4 ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», согласно которой «религиозное объединение… выбирает и назначает и заменяет свой персонал согласно своим собственным установлениям». Она полагает, что это означает отступление от общего принципа ст. 3 ТК РФ о недопустимости ограничений прав и установления преимуществ в зависимости от отношения к религии. Поэтому при приеме на работу в религиозные организации религиозность человека будет считаться «деловым качеством», которое дает преимущество в трудоустройстве. (См.: Ora et labora. Правовое регулирование труда работников религиозных организаций по новому Трудовому Кодексу РФ// Религия и право, № 3, 2002. С. 32). Мы, однако, полагаем, что ст. 4 ФЗ «О свободе совести…» защищает только от вмешательства государства во внутреннюю жизнь религиозных объединений. Во избежание недоразумений было бы целесообразно модифицировать ст. 3 ТК РФ, чтобы религиозные организации могли нанимать работников с учетом их вероисповедания.

[92] Например, во Франции в порядке применения антидискриминационного законодательства подвергаются судебному преследованию работодатели, дающие объявление о найме лиц определенного вероисповедания.

[93] Отметим, что в соответствии со ст. 86 ТК РФ, «работодатель не имеет права получать и обрабатывать персональные данные работника о его политических, религиозных и иных убеждениях и частной жизни. В случаях, непосредственно связанных с вопросами трудовых отношений, в соответствии со статьей 24 Конституции Российской Федерации работодатель вправе получать и обрабатывать данные о частной жизни работника только с его письменного согласия». Поэтому, чтобы религиозная организация имела возможность контролировать вероисповедание и благочестивый образ жизни работника, соответствующее условие должно быть включено в трудовой договор.

[94] Добровольцы – граждане, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного труда в интересах благополучателя, в том числе, в интересах благотворительной организации.

[95] Термин «духовные образовательные учреждения» введен как синоним учреждения профессионального религиозного образования.

[96] Для православных приходов достаточно типична ситуация, когда человек, фактически являющийся постоянным прихожанином, активно участвующим в жизни прихода, не состоит формально членом религиозной организации. Таким образом, военнослужащие могут быть прихожанами с точки зрения церковных канонов: посещать церковные службы, иметь духовного отца, исповедоваться и причащаться, но при этом не числиться в списках членов прихода. Впрочем, ст. 9 Федерального Закона «О статусе военнослужащих» устанавливает, что «военнослужащие могут состоять в общественных, в том числе религиозных объединениях, не преследующих политические цели, и участвовать в их деятельности, не находясь при исполнении обязанностей военной службы».

[97] Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. М., 2001. С. 57, 60-61.

[98] Основные положения социальной программы российских мусульман. М., 2001. С. 39-40.

[99] Социальная позиция протестантских Церквей России. М., 2009. С. 57-58.

[100] См. Погасий А.К. Религия и право. Учебное пособие. Казань, 2007. С. 64

[101] Применительно к религиозным объединениям речь может идти о религиозных организациях (местных, централизованных, религиозных учреждениях), входящих в состав централизованной религиозной организации.

[102] Решение Останкинского межмуниципального народного суда г. Москвы от 18 апреля 1995 г.

[103] Здесь речь идет о всех религиозных объединениях, включая как религиозные организации, так и незарегистрированные религиозные группы.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Оцените статью