Ответственность педагога за результативность своей деятельности

Ответственность учителя
статья на тему

В привычном понимании ответственность педагога ограничивается, чаще всего, необходимостью обеспечить безопасность здоровья и жизни детей в ходе педагогической деятельности. Но есть педагогическая ответственность иного рода. Речь идет об ответственности педагога-воспитателя за сущность и содержание воспитания, обучения и развития, а значит – за будущее доверенных ему детей.

Скачать:

Вложение Размер
otvetstvennost_uchitelya.doc 45.5 КБ

Предварительный просмотр:

В привычном понимании ответственность педагога ограничивается, чаще всего, необходимостью обеспечить безопасность здоровья и жизни детей в ходе педагогической деятельности. Но есть педагогическая ответственность иного рода. Речь идет об ответственности педагога-воспитателя за сущность и содержание воспитания, обучения и развития, а значит – за будущее доверенных ему детей.

В качестве составляющих компонентов педагогической ответственности учителя выступает целый ряд профессиональных качеств. К ним относятся:

  • профессиональная направленность личности;
  • профессиональные идеалы, преданность избранной профессии;
  • организованность;
  • инициативность;
  • требовательность;
  • справедливость;
  • гибкость;
  • интеллектуальная активность;
  • креативность;
  • устойчивость нервной системы;
  • высокий эмоционально – волевой тонус;
  • хорошая работоспособность.

Перечисленные качества не могут реализовываться успешно, если у педагога не развиты личностно-педагогические качества:

  • способность делать учебный материал доступным;
  • творчество в работе;
  • педагогически-волевое влияние на учащихся;
  • способность организовать коллектив учащихся;
  • интерес и любовь к детям;
  • содержательность и яркость речи, ее образность и убедительность;
  • педагогический такт;
  • способность связать учебный предмет с жизнью;
  • наблюдательность;
  • педагогическая требовательность.

Педагог несёт ответственность за осуществляемую педагогическую деятельность. Сегодня востребован педагог, умеющий созидать педагогическую реальность, понимающий смысл педагогической деятельности и осознающий себя причиной изменений педагогической реальности, умеющий предвидеть последствия ответственной деятельности, находить верное решение.

Ответственность учителя – это профессионально-этическое качество, выражающееся в умении и готовности предвидеть результаты педагогической деятельности и держать за нее ответ. Учителю должно быть свойственно:

  • владение содержанием учебных дисциплин;
  • владение современными теориями и технологиями обучения и воспитания;
  • знание и реальный учет факторов, обеспечивающих успешность педагогической деятельности.

Ответственность как профессионально-этическое качество личности педагога развиваемо. Это развитие имеет свои качественно отличные этапы и специфические особенности.

Понятие «ответственность педагога» рассматривается как определенное отношение к действительности, как свойство или качество личности, проявляющееся в педагогической деятельности. Поскольку ответственность и деятельность имеют непосредственную связь, то именно педагогическая деятельность становится тем пространством, где проявляется это свойство личности педагога.

Профессиональный педагогический потенциал учителя не может быть сформирован однажды и навсегда. Учитель ответственен за постоянный личностный и профессиональный рост. Это является неотъемлемой чертой профессионализма учителя.
Показателями профессионализма учителя можно считать:

  • самокритичность;
  • требовательность к себе;
  • потребность в обновлении теоретического и практического опыта педагогической деятельности;
  • склонность к инновационной деятельности;
  • исследовательский стиль деятельности.

Таким образом, можно сказать, что ответственность учителя проявляется в его характере, восприятии, осознании действительности и в различных формах поведения личности.

Процесс развития ответственности учителя в системе носит целостный характер и основан на взаимодополнении и преемственности в процессе повышения квалификации.

Успешность процесса развития профессиональной ответственности учителя обеспечивается соблюдением следующих условий: единством формирования когнитивной, эмоциональной и поведенческой сфер ответственности личности; развитием у учителя саморегуляции и рефлексии; развитием способности к педагогическому целеполаганию; умением анализировать результаты своей педагогической деятельности.

Ведущей педагогической целью педагога является формирование у обучающихся устойчивого интереса к образованию и самообразованию, раскрытие индивидуальности каждого учащегося. Эффективность педагогической деятельности будет определяться тем, насколько сформированы учителем такие качества личности учащегося, как ответственность и самоопределение в личной и профессиональной сферах жизни. Эта задача под силу учителю, который сам обладает этими качествами.

Чем больше учитель готов взять на себя ответственности, тем больше ему присуща ответственность как личностная черта, тем более он ответственный человек .

Ответственность как личностная черта и характеристика человека включает привычку подходить к любому делу продуманно, внимательно и, если уж взялся, доводить дело до конца; смелость брать на себя ответственность, способность отвечать за многое и многих.

Осознание педагогом смысла собственной деятельности — показатель наличия профессиональных целей и ценностей, которые помогают ему нести ответственность за последствия педагогической деятельности.

Чем более очевиден для педагога смысл его педагогической деятельности, тем более ответственными являются его действия.

Источник

Социальная и персональная ответственность педагога

Ответственность педагога – это профессионально-этическое качество, выражающееся в умении и готовности предвидеть результаты педагогической деятельности и держать за нее ответ.

Учителю должно быть свойственно:

· владение содержанием учебных дисциплин;

· владение современными теориями и технологиями обучения и воспитания;

· знание и реальный учет факторов, обеспечивающих успешность педагогической деятельности.

Ответственность как профессионально-этическое качество личности педагога развиваемо. Это развитие имеет свои качественно отличные этапы и специфические особенности.

Понятие «ответственность педагога» рассматривается как определенное отношение к действительности, как свойство или качество личности, проявляющееся в педагогической деятельности. Поскольку ответственность и деятельность имеют непосредственную связь, то именно педагогическая деятельность становится тем пространством, где проявляется это свойство личности педагога.

В привычном понимании ответственность педагога ограничивается, чаще всего, необходимостью обеспечить безопасность здоровья и жизни детей в ходе педагогической деятельности. Но есть педагогическая ответственность иного рода. Речь идет об ответственности педагога-воспитателя за сущность и содержание воспитания, обучения и развития, а значит – за будущеедоверенных ему детей.

В качестве составляющих компонентов педагогической ответственности учителя выступает целый ряд профессиональных качеств. К ним относятся:

· профессиональная направленность личности;

· профессиональные идеалы, преданность избранной профессии;

· устойчивость нервной системы;

· высокий эмоционально – волевой тонус;

Перечисленные качества не могут реализовываться успешно, если у педагога не развиты личностно-педагогические качества:

· способность делать учебный материал доступным;

· творчество в работе;

· педагогически-волевое влияние на учащихся;

· способность организовать коллектив учащихся;

· интерес и любовь к детям;

· содержательность и яркость речи, ее образность и убедительность;

· способность связать учебный предмет с жизнью;

Важнейшая задача системы образования сегодня состоит в том, чтобы предоставить учащимся возможность выбора собственной образовательной траектории, развить их мышление и эмоциональное восприятие действительности, помочь им стать полноценными гражданами страны.

Школа должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности. Результатом гуманистической направленности педагогического процесса становятся современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, самостоятельно принимающие ответственные решения в ситуации выбора, способные к сотрудничеству, отличающиеся динамизмом, мобильностью и конструктивностью.

Социальная ответственность педагога имеет большое значение в современном мире. Представление о целях образования предполагает как можно более полное развитие тех способностей, которые необходимы учителю и обществу, приобщение педагога к активному участию в жизни.

Только социально ответственный педагог способен отвечать на вызовы современности. Сегодня главным источником их возникновения в педагогической сфере является образовательная политика и реформы, проводимые без участия широкой педагогической общественности. Помочь противостоять наметившимся регрессивным и разрушительным тенденциям могло бы профессиональное педагогическое сообщество. При этом каждый педагог должен быть критически мыслящим, способным к анализу происходящих событий и конструктивной критике, а также обладать коммуникативной компетентностью. Социальную ответственность педагога можно рассматривать как характеристику его профессионализма.

Сегодня педагогический профессионализм приобретает способность оказывать гражданское и общественное влияние на образовательную политику (систему норм, прав, принципов). Поле для проявления гражданских позиций педагогов задается выполнением ими новых социальных функций, к которым относится:

1. Распространение гуманистических идей, формирование соответствующих ценностей у нового поколения средствами образования.

2. Выявление возможностей для позитивных инноваций в образовательной микросреде, участие в педагогических проектах.

3. Публичная оценка инновационных идей и мероприятий.

4. Сохранение независимости инновационных инициатив.

Профессиональное выполнение педагогами вменяемых им в обязанности социальных функций способствует формированию гражданского общества и является гарантией ответственного отношения к результатам собственной педагогической деятельности.

Педагог несёт и персональную, личную ответственность за осуществляемую педагогическую деятельность. Сегодня востребован педагог, умеющий созидать педагогическую реальность, понимающий смысл педагогической деятельности и осознающий себя причиной изменений педагогической реальности, умеющий предвидеть последствия ответственной деятельности, находить верное решение.

Профессиональный педагогический потенциал учителя не может быть сформирован однажды и навсегда. Учитель ответственен за свой постоянный личностный и профессиональный рост. Это является неотъемлемой чертой профессионализма учителя.

Показателями профессионализма учителя можно считать:

· требовательность к себе;

· потребность в обновлении теоретического и практического опыта педагогической деятельности;

· склонность к инновационной деятельности;

· исследовательский стиль деятельности.

Таким образом, можно сказать, что личная ответственность учителя проявляется в его характере, восприятии, осознании действительности и в различных формах поведения личности.

Процесс развития ответственности учителя в системе носит целостный характер и основан на взаимодополнении и преемственности в процессе повышения квалификации.

Успешность процесса развития профессиональной ответственности учителя обеспечивается соблюдением следующих условий: единством формирования когнитивной, эмоциональной и поведенческой сфер ответственности личности; развитием у учителя саморегуляции и рефлексии; развитием способности к педагогическому целеполаганию; умением анализировать результаты своей педагогической деятельности.

Ведущей педагогической целью педагогаявляется формирование у обучающихся устойчивого интереса к образованию и самообразованию, раскрытие индивидуальности каждого учащегося. Эффективность педагогической деятельности будет определяться тем, насколькосформированы учителем такие качества личности учащегося, как ответственность и самоопределение в личной и профессиональной сферах жизни. Эта задача под силу учителю, который сам обладает этими качествами.

Чем больше учитель готов взять на себя ответственности, тем больше ему присуща ответственность как личностная черта, тем более он ответственный человек.

Ответственность как личностная черта и характеристика человека включает привычку подходить к любому делу продуманно, внимательно и, если уж взялся, доводить дело до конца; смелость брать на себя ответственность, способность отвечать за многое и многих.

Осознание педагогом смысла собственной деятельности — показатель наличия профессиональных целей и ценностей, которые помогают ему нести ответственность за последствия педагогической деятельности.

Чем более очевиден для педагога смысл его педагогической деятельности, тем более ответственными являются его действия.

Источник

Размышления об ответственности педагога за результаты своей педагогической деятельности

Говорят: «В руках учителя – будущее наших детей, в руках учителя – будущее нашей России». На мой взгляд, это не высокопарные слова – это большая ответственность, потому что сегодняшние дети – это наше завтра.

Я из педагогической династии и мне прививали с детства стремление к здоровому образу жизни. В свои школьные годы я с удовольствием занимался спортом, футболом, участвовал во всех соревнованиях, как за честь школы, так и за честь горда, страны. По окончании школы я сделал свой выбор, и связал свою судьбу с физкультурой и спортом. Думаю, что моя специальность одна из самых нужных и востребованных, так как учитель физической культуры, тренер, ставит перед собой задачу заинтересовать, приобщить к ежедневным занятиям физической культурой каждого подростка. И каждый уважающий себя учитель физкультуры должен гордиться не только мастерами спорта, вышедшими из стен школы, сколько здоровыми людьми, которых он вырастил и которые так нужны нашей стране.

Мне нравится работать с мальчишками, их требовательными родителями. Мне нравится рассуждать о мире глазами детей. Находить в этом радость и удовлетворение. Думать о своих воспитанниках. Сопереживать их успехам и неудачам. Нести за них ответственность. Избрав свою профессию, я раз и навсегда поставил цель: я отвечаю за здоровье детей, за их физическое, духовное, нравственное развитие. Именно родители-педагоги открыли мне, что дружеское участие, живое, доверительное общение с детьми, пожалуй, — одно из главных условий успеха и удовлетворения от своей работы. Учитель должен не «работать с детьми», а «жить с ними», «делить радости и печали, взлеты и падения, не допуская фальши в отношениях».

Я не могу повлиять на изменение, улучшение условий образовательной среды, но я могу через занятия любимым видом спорта, взаимодействие с семьей помочь укреплению и сохранению здоровья детей. Я убежден, что творческий подход к работе, а именно, разработка и реализация образовательных здоровьесберегающих программ, проведение комплексных профилактических и оздоровительных мероприятий могут реально помочь не только физическому, но и духовному становлению ребенка. Почему мне близка эта тема? С самого начала педагогической деятельности появилась убежденность, что именно спорт помогает воспитанию характера, воли, личности ребенка. Физическая культура и спорт оказывают всестороннее воздействие на учащихся. Для многих физкультурно-спортивная деятельность – единственная возможность восстановления здоровья, преодоления уже имеющихся отклонений от норм физического развития.

В своей практической деятельности я стараюсь воспитывать обучающихся в духе преодоления трудностей, вести их по пути «от простого к сложному», от изученного к неизученному, т.е., все время создать учащимися систему перспективных направлений в стремлении к самосовершенствованию.

На мой взгляд, спорт помогает сохранять собственное достоинство, быть сильным, порождает желание стать востребованным в обществе. Некоторые считают: подумаешь, побегали, попрыгали, поиграли в футбол, очки, секунды – все это не таит в себе никаких широких знаний и умений, а я стараюсь давать во время спортивной тренировки чувственно-конкретное представление о красоте человеческого тела и удивительных возможностях организма.

Между тем, здоровье – основополагающая составляющая всей жизни и деятельности человека. Имея крепкий организм, совершенствуя свой физический потенциал, можно добиться больших успехов в карьере и жизни вообще. Хотя в наше время трудно утвердиться в жизни, и чтобы добиться чего-то, нужна цель, к которой бы человек стремился, не страшась неудач, не опуская рук перед препятствиями. Немаловажное значение играет физическая культура в организации досуга сегодняшних школьников, отвлечении от «улицы», что является хорошим средством профилактики правонарушений, а также отказу от вредных привычек (курения, алкоголя, наркомании).

Если душа чиста, если душа богата, то к такому человеку люди будут тянуться. Но чтобы добиться этой духовной силы, человеку надо трудиться над собой, может, даже больше, чем для достижения физического совершенства.

Каждому подростку надо определиться, чего он хочет в жизни: счастья, здоровья, богатства или заболеваний, мытарств по больницам, приёма лекарств, ранней старости и др. Я уверен, все хотят быть здоровыми и успешными. Как педагог, я обязан быть сам здоров, знать законы здорового образа жизни и уметь передавать эти знания и личный опыт обучающимся. Посредством спортивных занятий, личным примером я постараюсь формировать у своих воспитанников потребность к здоровому образу жизни и заполнения досуга любимым видом спорта.

Дон Шула, который в соавторстве с Кеном Бланшаром написал книгу «Каждый является тренером» («Everyone’s a Coach»), всегда говорил своим «Дельфинам», футбольной команде в Майами, что у них только одна цель – выиграть в каждой игре.

Было ли это возможно? Очевидно, нет, но если вы не добиваетесь совершенства в каждой игре, вы никогда не получите шанса достигнуть этой цели.

Вероятно, именно поэтому команды Дона Шулы выиграли больше футбольных матчей, чем команды любого другого тренера в истории НФЛ (Национальной футбольной лиги), и поэтому его «Дельфины» 1972 г. все еще являются единственной командой, не потерпевшей ни одного поражения за весь сезон.

Цель, к которой вы стремитесь, тесно связана с эффективностью вашей работы.

Ключевые образовательные компетенции позволяют выстроить структуру личностного самосовершенствования, умение вырабатывать и закреплять позитивные привычки, регулировать и контролировать свое поведение, создавать ситуацию успеха в повседневной жизни, планировать и организовывать деятельность, постоянно совершенствовать в себе положительные личностные качества, заниматься ежедневной физической культурой, совершенствованием своего тела и духа.

Источник

Читайте также:  Свое дело идеи 2017
Оцените статью