Особенности оценки деятельности учащихся по ее результатам
статья по теме
Выступление на районном методическом семинаре «Современный урок в свете требований ФГОС 2 поколения» на тему «Особенности оценки деятельности учащихся по ее результатам»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_otsenki_deyatelnosti_uchashchikhsya_po_ee_rezultatam.doc | 59.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на районном методическом семинаре
«Современный урок в свете требований ФГОС 2 поколения»
«Особенности оценки деятельности учащихся по ее результатам»
В учебнике «Педагогика» под редакцией Ю. К. Бабанского написано: «Результаты контроля учебно-познавательной деятельности учащихся выражаются в ее оценке. В широком смысле слова оценкой называют характеристику ценности, уровня или значения каких-либо объектов или процессов . Оценить значит установить уровень, степень или качество чего-нибудь. Оценка должна учитывать результативность всех видов учебно-познавательной деятельности ученика (с учетом требований программ), характеризовать полноту и качество усвоения знаний, сознательность их усвоения, наличие общеучебных и специфических для данного предмета умений и навыков. Оценка должна быть гласной, достаточно мотивированной и убеждающей, правильно соотноситься с самооценкой и мнением коллектива учащихся класса».
Применяемая в настоящее время система контроля и оценки сложилась давно, в других условиях образовательной системы. Эти условия изменились, что выявило недостатки применяемого контроля и оценки:
1. Ежедневный устный опрос как форма контроля учебной деятельности и ее результатов является выборочным и случайным. Это создает условия для непостоянной работы отдельных учащихся. Педагог при таком контроле не знает, что фактически усвоено каждым учащимся.
2. Иногда педагоги используют оценку как средство давления на учащихся, что создает напряженную обстановку в обучении. Оценка часто для них становится главным итогом деятельности и в силу этого стимулом для дальнейшей работы. Учебно-познавательные мотивы заслоняются, отодвигаются на второй план, что деформирует мотивационную сферу учащихся и искажает весь учебный процесс.
3. Некоторые учащиеся убеждены, что оценка их учебной деятельности не зависит от результата, а обусловлена внешними моментами, личными мотивами. Все это не способствует формированию значимости личной ответственности учащихся за свою учебную деятельность и ее результаты.
4. Внешний контроль и оценка педагога являются главными, а зачастую и единственными при проверке. И как следствие этого — не осуществляется формирование у учащихся привычки и умений самоконтроля и самооценки. Значит, в существующей системе контроля и оценки ее функции не реализуются полностью, что приводит к снижению возможностей педагогического стимулирования учащихся.
Перечисленные недостатки применяемой системы контроля и оценки в учебном процессе позволяют сделать вывод о том, что ее необходимо совершенствовать и, возможно, радикально изменить.
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования разработана система оценки, ориентированная на выявление и оценку образовательных достижений учащихся с целью итоговой оценки подготовки выпускников на ступени начального общего образования.
Особенностями такой системы оценки являются:
- комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования);
- использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки;
- оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе системно-деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач;
- оценка динамики образовательных достижений обучающихся;
- сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования;
- уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представлению их.
Чем младше школьник, тем более он нуждается в оценке каждого своего учебного усилия. Отметка в баллах непригодна для младшего школьного возраста, как и любой другой вариант сравнения достижений ребенка со стандартом. Оценка должна отражать процесс продвижения ребенка, а не уровень, достигнутый на данный момент. Поэтому недостаточно просто отменить отметку; важно заменить ее более инструментальным и содержательным способом оценки достижений каждого ученика.
Система контроля и оценки ставит более важную социальную задачу: развить у школьников умение контролировать, прежде всего, самого себя, критически оценивать свою деятельность, находить ошибки, пути их устранения, определять границу своего «знания-незнания».
Основой учебной самостоятельности является здоровая самооценка: уверенность в себе и самокритичность. Когда человек говорит: «Я это могу», он говорит сразу о двух вещах. Во-первых, он сообщает о вере в собственные возможности, о том, что не считает себя ни инвалидом, ни неудачником. Во-вторых, он сообщает о том, что считает себя компетентным взяться именно за это дело.
Основная цель оценки деятельности учащихся по ее результатам заключается в постепенном формировании у обучающегося действий контроля и оценки как способности проводить рефлексию собственной деятельности (постепенный перевод с внешней оценки учителя на внутреннюю самооценку).
Особенностями оценки деятельности учащихся по ее результатам являются следующие принципы:
ПРИОРИТЕТ САМООЦЕНКИ. Учительской оценке должна всегда предшествовать самооценка ученика. Например, на уроке русского языка после написания словарного диктанта предлагаю сверить свои записи со словарем. Затем называю детям критерии оценивания, и они самостоятельно, в соответствии с критериями, учатся ставить себе оценку. В учебнике «Окружающий мир» по итогам изучения темы есть тесты «Оценка достижений». Ученики выполняют работу, сверяют с образцом и оценивают себя в виде смайлика. Во внеурочной деятельности интеллектуального направления «Способный ребенок» по окончании работы школьники самостоятельно оценивают свою деятельность, закрашивая квадратики в специальной таблице. На этапе рефлексии в конце урока предлагаю учащимся ответить на вопросы (тип и тема урока определяют содержание вопросов). После чего предлагаю ребятам отметить в листах обратной связи цветным кружком мнение о своей работе на уроке.
КРИТЕРИАЛЬНОСТЬ. Учитель обеспечивает такие педагогические условия, при которых самооценка ученика постепенно дифференцируется, т.е. представляется ребенку как сумма многих умений. Оценка в каждом конкретном случае проводится на основе выработанных совместно с детьми четких и однозначных критериев. Например, на уроке «Литературного чтения» при выразительном чтении стихотворения или прочитанного отрывка учащиеся оценивают друг друга по критериям, которые мы разработали вместе с детьми:
2. С запинками – без запинок.
3. Выразительно – невыразительно.
4. Понравилось – не понравилось.
ЛИЧНОСТНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ. В процессе оценки фиксируется личностный рост ребенка, оценка промежуточных результатов обучения осуществляется только в динамике предыдущих достижений ученика; не допускается сравнения учащихся друг с другом. Например, один мальчик очень не любил в первом классе выполнять домашние задания и не понимал смысла оценок, равнодушно к ним относился. В процессе обучения я много раз индивидуально беседовала с ребенком и его родителями по этому вопросу, старалась никогда не сравнивать его с другими учениками классами, хвалила по каждому возможному случаю. В результате к третьему классу ребенок научился оценивать свою деятельность, сравнивать свои результаты с теми, которые были раньше и заметно улучшил свою успеваемость.
СИСТЕМАТИЧНОСТЬ ОЦЕНИВАНИЯ. Учебное содержание по каждому предмету представляет собой систему учебных задач. Решение каждой учебной задачи включает в себя специально организованные действия контроля и оценки, где определяются границы «знания – незнания», оцениваются потенциальные возможности ребенка, формулируются проблемы, которые предстоит решить в ходе осуществления учебной деятельности. С первого класса обучаю детей целеполаганию, то есть на уроке дети самостоятельно формулируют тему, цели урока и его задачи. Затем в соответствии с целями и задачами учатся планировать свою деятельность и прогнозировать её результативность, то есть оценку. В начале изучения темы они себя оценивают по критериям «понял — не понял», «запомнил — не запомнил», «смогу — не смогу». При выполнении проверочной и контрольной работы ребенок предполагает, какую оценку он может за неё получить, ставит перед собой цель и находит пути её достижения. По итогам выполнения какой-либо работы проходит сравнение оценки учителя и учеников, обнаружение различий в оценке, выяснение причин расхождения и определение путей коррекции учебных универсальных действий.
ВАРИАТИВНОСТЬ. Безоценочного обучения не бывает и быть не может по своей природе. Безотметочное оценивание предполагает педагогически целесообразное сочетание качественной оценки, обеспечивающей фиксацию динамики развития способностей учащихся (коммуникативность, умение работать в группе, отношение к предмету, индивидуальный стиль мышления и др.) и количественной оценки, позволяющей сопоставлять полученные результаты с критериями и сравнивать сегодняшние достижения ученика с его предыдущими успехами. Например, я использую такие виды оценивания:
- формализованное (отметки);
- вербальное – устная похвала «Молодец!», «Хорошо», «Замечательно» и др. В первом классе вместо оценок писала в тетрадях слова «Умница» «Старайся!»; «Пиши лучше!» и др.
- взаимооценивание. Например, на уроке «Окружающий мир» после проведения тестов дети обмениваются тетрадями и, с помощью образца и критериев оценки, исправляют ошибки и ставят отметки. При обучении учащихся оцениванию устных ответов одноклассников уже с первого класса предлагаю высказать своё мнение по поводу рассказанного. При этом учу, в первую очередь, отмечать положительное в ответе учащегося, а о недочётах высказываться только по пожеланию. В результате организации такой деятельности учащиеся приучаются внимательно слушать говорящего, объективно оценивать ответ одноклассника. Нередко чтение наизусть стихотворения ребята сопровождают аплодисментами, если им нравится, что создаёт доброжелательную дружескую атмосферу в коллективе.
- Графическое: например, «Лесенка успеха». Ребенок ставит себе цель по изучению материала и помещает её на верхнюю ступеньку. Затем отвечает для себя на вопрос «Что нужно для достижения этой цели?». Работа над поставленной задачей делится на 3 этапа: 1. «Сомневаюсь, что я это смогу изучить». 2. «Я уже понял, как это выполнить». 3. «Я хорошо разбираюсь в этом и могу научить другого». (см. Рисунок)
- Визуальное. Например, во время рефлексии в конце урока использую «Светофор»: дети поднимают цветные кружки – зеленый «Я умею сам», желтый «Я умею, но не уверен», красный «Нужна помощь». Ещё использую в работе смайлики или наклейки-картинки «Солнышко» означает «Отлично», «Цветочек» — «Хорошо», «Тучка» — «Не очень хорошо».
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ. Контроль и оценка проводится в естественных для ребенка условиях познавательной деятельности (то есть во время урока в классе), исключающих стресс и эмоциональную тревожность. Например, стараюсь не оглашать вслух оценки за контрольную работу, диктант, чтобы не задеть самолюбие ребенка. Устные ответы оценивают сначала одноклассники, затем даю пояснения в соответствии с критериями.
Наряду со стандартными письменными или устными работами использую такие формы и методы оценки учебных универсальных действий, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения и др. Предъявление (демонстрация) достижений ученика или группы в творческой, проектной, исследовательской деятельности проводится публично. Эта форма оценки характеризуется тем, что в ней смещается акцент с того, что учащийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет по данной теме (то есть на его достижения). Например, по всем основным предметам обучающиеся выполняют учебные проекты в виде электронных презентаций, стендового доклада, сообщения, рисунка, плаката и др. Дважды мы участвовали в районных конференциях проектных работ, где занимали призовые места.
ФГОС предполагает использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений. «Портфолио» достижений представляет собой форму и процесс организации продуктов учебно-познавательной деятельности школьника. Портфолио служит для сбора информации о продвижении в учебной и социально значимой деятельности ученика, что пригодится при переходе на вторую ступень обучения. (Показать образец)
Подведем итог. При традиционном обучении наиболее значимыми по стимулирующему воздействию являются виды контроля, связанные с внешним контролем: контроль и оценка учебной деятельности педагогом (1 место), сочетание контроля и самоконтроля в процессе обучения (2 место). Самоконтроль и самооценка находится на третьем месте.
При обучении по требованиям ФГОС наиболее значимыми по стимулирующему воздействию оказываются виды контроля, связанные с самоконтролем: сочетание контроля и самоконтроля в процессе обучения (1 место), самоконтроль и самооценка деятельности учащимся (2 место). Третье и четвертое место разделили контроль со стороны педагога и контроль со стороны коллектива учащихся.
Оценка учебной деятельности учащихся имеет большое образовательное и воспитательное значение Образовательная роль оценки состоит в том, что учащиеся получают объективную информацию о результатах своей учебной работы. Дополняемая самооценкой ученика, оценка учителя указывает на достижения школьника в овладении учебными универсальными действиями, а также на недостатки, пробелы, упущения и пути их устранения.
Воспитательная роль оценки заключается в осознании учениками способов совершенствования различных видов учебной деятельности и путей повышения эффективности учения. Правильная оценка учебной деятельности учащихся служит важным стимулом формирования и развития познавательных интересов, положительных качеств личности: коллективизма, честности, трудолюбия, активности, самостоятельности, ответственности за выполнение своих обязанностей, умения преодолевать трудности и др. И наоборот, ошибка в оценке вызывает обычно серьезные осложнения в обучении, воспитании и развитии учащихся, отрицательно влияя на результативность учебно-воспитательного процесса.
Источник
Система работы по обучению детей оцениванию собственной деятельности
статья (1 класс) по теме
Налаженная система самооценки и контроля помогает школьнику стать равноправным участником процесса обучения. В такой ситуации он готов и стремится к проверке своих знаний, чтобы выяснить, чего он достиг, а что ему ещё предстоит преодолеть.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 39.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Концептуальной программе записано, что начальное обучение должно быть направлено на повышение уровня социально-значимого мотива учебной деятельности, выведение детей на более высокий уровень образованности и духовно-нравственного воспитания, формирование способности жить в гармонии с собой и окружающим миром.
Один из способов решения данных задач я вижу в формировании в ребенке способностей анализировать свою деятельность, поступки, свое поведение. Я считаю, что самооценка является важным фактором формирования личности. Она позволяет делать человеку активный выбор в самых разнообразных жизненных ситуациях, определяет уровень его стремлений и ценностей.
Если открыть словарь Ожегова, то там мы читаем: самооценка — оценка самого себя, своих достоинств и недостатков. А оценка — это мнение о ценности, уровне или значении кого — чего — нибудь.
В словаре практического психолога (составитель Головин) написано: «Самооценка — оценка личностью самой себя, своих возможностей, качества и места среди других людей».
Для учащегося начальной школы, я считаю, что самооценка — это оценка себя, своих возможностей, достоинств и недостатков. Для этого необходимо знать себя. Всегда ли совпадает то, что думают о нас другие? Вопрос становления самооценки, ее формирование у ребенка — важнейший вопрос, определяющий развитие его личности.
Самооценка внешне выражается в том, как человек оценивает возможности и результаты своей деятельности и деятельности других.
Высокая самооценка – человек верит в себя, чувствует себя “на коне”, но иногда, будучи уверен в своей непогрешимости, он может попасть в сложную ситуацию, когда требуется отказаться от привычного взгляда на вещи и признать чужую правоту .
Если у ребенка завышенная самооценка — возможно негативное развитие личности: развивается высокомерие, зазнайство, проявление грубости.
Адекватная самооценка – человек реально оценивает себя, видит как свои положительные, так и отрицательные качества. Он способен адаптироваться к изменяющимся условиям среды.
Адекватная самооценка ведет к воспитанию положительных черт личности: доброжелательности, взаимовыручки, воли, терпения и т.д.
Низкая самооценка свойственна людям, склонным сомневаться в себе, принимать на свой счет замечания, недовольство других людей, переживать и тревожиться по малозначительным поводам. Такие люди часто не уверены в себе, им трудно дается принятие решений, необходимость настоять на своем. Они очень чувствительны.
Заниженная самооценка проявляется в повышенной тревожности, постоянной боязни отрицательного мнения о себе, повышенной ранимости, побуждающей человека сокращать контакты с другими людьми. Заниженная самооценка разрушает у человека надежды на хорошее отношение к нему и успехи, а реальные свои успехи и положительную оценку окружающих он воспринимает как временные и случайные. Для человека с заниженной самооценкой многие проблемы кажутся неразрешимыми, эти люди очень ранимы, их настроение подвергнуто частым колебаниям, они острее реагируют на критику, смех, порицания. Они более зависимы.
Повысить самооценку можно либо максимизируя успех, либо минимизируя неудачи. Расхождение между притязаниями и реальным поведением человека ведет к искажениям самооценки. Чем выше притязания, тем большими должны быть успехи, чтобы человек чувствовал себя удовлетворенным.
У младших школьников самооценка основывается на мнении и оценке окружающих и усваивается в готовом виде, без критического анализа.
Методы определения самооценки младших школьников
Для определения самооценки младших школьников можно использовать методику “Лесенка”, методику изучения самооценки (Дембо-Рубинштейн) “Какой Я?”.
Рисуем на листе бумаги лестницу из 7 ступенек.
Показываем ребенку лесенку и говорим, что на самой нижней ступеньке стоят самые плохие мальчики и девочки.
На второй — чуть-чуть получше, а вот на верхней ступеньке стоят самые хорошие, добрые и умные мальчики и девочки.
На какую ступеньку поставил бы ты себя? (Нарисуй себя на этой ступенечке. Можно нарисовать 0, если ребенку трудно нарисовать человечка).
1-2 ступенька — низкий уровень самооценки (заниженный);
3-5 ступенька — средний уровень самооценки (правильный);
- ступенька — высокий уровень самооценки (завышенный).
Методика, “ Какой Я? ” предназначена для определения самооценки ребенка 6-9 лет. Экспериментатор, пользуясь представленным далее протоколом, спрашивает у ребенка, как он сам себя воспринимает и оценивает по десяти различным положительным качествам личности. Оценки, предлагаемые ребенком самому себе, предоставляются экспериментатором в соответствующих колонках протокола, а затем переводятся в баллы.
ответы типа “да” оцениваются в 1 балл,
ответы типа “нет” оцениваются в 0 баллов
ответы типа “не знаю” или “иногда” оцениваются в 0,5 балла.
Уровень самооценки определяется по общей сумме баллов, набранной ребенком по всем качествам личности.
Выводы об уровне развития самооценки:
10 баллов — очень высокий
8-9 баллов — высокий
4-7 баллов — средний
2-3 балла — низкий
1-0балл — очень низкий
Проведя такое исследование в первом классе, выяснилось , что у большинства детей высокая самооценка 15 учеников, адекватная самооценка у 3 учеников, 8 учеников заниженная самооценка.
Согласно возрастной норме, самооценка школьника высокая. Следует отметить, что ответы ребенка на некоторые вопросы (например , послушный, честный ) могут свидетельствовать об адекватности самооценки. Так, например, если наряду с ответами “да” на все вопросы ребенок утверждает, что он “послушный всегда”, “честный всегда”, можно предположить, что он не всегда достаточно критичен к себе. Адекватность самооценки можно проверить, сравнив ответ ребенка по данной шкале с ответами родителя о ребенке по тем же личностным качествам.
Через самооценку ребенок проходит такие стадии: потребность в саморазвитии, в самопознании, в самоконтроле.
Самоконтролем необходимо заниматься, чтобы пользоваться доверием в коллективе, нести добро людям, уважать себя и быть уважаемым. В отечественной психологии разработан вопрос влияния самооценки на познавательную деятельность человека, определены приемы формирования адекватной самооценки, а при ее деформации — приемы ее преобразований путем воспитательных воздействий. И именно в младшем школьном возрасте одним из основных психологических новообразований является рефлексия — способность наблюдать и оценивать себя. Такой анализ позволяет оценить себя, сравнить свои достижения с другими, зафиксировать изменения в себе самом сегодняшнем в сравнении с собой вчерашним, представить себя завтрашним. Ученик должен видеть своё продвижение, свои успехи и пробелы в знаниях. Определив своё незнание, имеет возможность улучшить свою работу, добиться успеха. Это необходимо для мотивационного обучения. У ребёнка возникает потребность в улучшении своей работы по собственной инициативе.
Учитель наглядно видит процесс формирования предметных знаний у учащихся и обеспечивает целенаправленную и своевременную коррекцию.
Однако, для установления обратной связи с ребёнком при обучении , на мой взгляд, учителю следует иметь подборку обращённых к ребёнку «слов учителя». Особенно это касается первоклассников , так как у них идёт период адаптации к школе.
Поэтому я пытаюсь сделать подборку фраз, стимулирующих активную творческую позицию учащегося, вызывающих поддержку и одобрение, желание сделать работу лучше, стимулирующих учащихся к самоанализу, вызывающих желание задуматься, изменить отношение к работе.
- Молодец!
- Замечательно!
- Умник! Умница!
- Ты меня удивил(а)!
- Красивое оформление работы!
- Восхитительно!
- Прекрасно!
- Здорово!
- Я горжусь тобой!
- Ты меня порадовал(а)!
- Мне нравится , как ты работаешь!
- Это действительно прогресс!
- Спасибо!
- Всё идёт прекрасно!
- Хорошо, благодарю тебя!
- Я рада, что пробовал(а) это сделать, хотя всё получилось не так, как ты ожидал(а).
- Наконец у тебя всё получилось! Я очень рада за тебя!
- Я сегодня самая счастливая учительница! Спасибо за … аккуратность, прилежание, красивую запись, точность выполнения заданий.
- Я признательна тебе за…
- Я благодарна тебе за…
- У тебя всё получится.
- Я верю в твой успех.
- Твоё отношение к домашним задания изменилось. Ты — молодец!
- Я уважаю в тебе настойчивость в достижении хорошего результата.
Считаю, что данные фразы помогут педагогам в оценке как устных, так и письменных достижений младших школьников, установить между учителем и детьми взаимопонимание, взаимодоверие, сделать педагогический процесс гуманным и направленным на развитие личности ребёнка.
Стимулируют учащихся к самооценке, вызывают желание задуматься и изменить отношение к своей работе следующие слова:
- А тебе это нравится?
- Как ты к этому относишься?
- А ты доволен (довольна) своим результатом?
- Я этого очень ждала, а ты?
- Ты меня озадачила.
- Что с тобой случилось?
- Что с тобой произошло?
- Постарайся не спешить при выполнении задания.
Очень важно при общении с детьми не употреблять следующие выражения:
- я тысячу раз говорил тебе, что.
- сколько раз надо повторять.
- о чем ты только думаешь.
- неужели тебе трудно запомнить, что.
- ты становишься.
- ты такой же, как.
- отстань, некогда мне.
- почему Лена (Настя, Вася и т. д.) такая, а ты — нет.
Таким образом, мы учителя должны вовремя заметить достижения ребенка, поддержать его, вовремя удивиться его талантам, тем самым, формируя положительную самооценку и помогая успешно развиваться, и расти как личности.
Данная тема очень актуальна, так как задача учителя, прежде всего, состоит в повышении мотивации обучения и его результативности, а адекватная самооценка ученика помогает решить эту задачу достаточно эффективно. Трудность лишь в том, чтобы добиться адекватной самооценки у каждого учащегося. Для этой цели уже в 1-м классе необходимо начать формировать такую самооценку. Система контроля и оценки также ставит перед нами важную социальную задачу: развить у школьников умение проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, находить ошибки и пути их устранения.
Как показала практика, от уровня самооценки зависит активность личности, её стремление к самовоспитанию, её участие в жизни коллектива. Самооценка формируется прежде всего под влиянием результатов учебной деятельности, особенно у детей младшего возраста. Эти определения появляются в сравнении с реальными возможностями младшего школьника. Самооценка не остается стабильной, в зависимости от успехов в деятельности, возрастных особенностей она имеет тенденцию изменяться.
Основными факторами, от которых зависит становление самооценки младших школьников, является школьная оценка, особенности общения учителя с учащимися, стиль домашнего воспитания. Но самое большое влияние на развитие самооценки оказывает школьная оценка успеваемости, она, по существу, является оценкой личности в целом и определяет социальный статус ребенка, поэтому следует различать оценку деятельности и оценку личности и не переносить одно на другое. Младшие школьники негативный отзыв о своей работе воспринимают как оценку: ты — плохой человек. Традиционно в школе для оценивания используется отметка. Такая система имеет существенные недостатки – это и недооценка детьми отметочных суждений учителя, и субъективность выставляемых отметок. Оценочный приговор ставит детей в безвыходное положение. Особенно опасно её применение при обучении детей в первом и втором классе. Оценка учителя является основным мотивом и мерилом их усилий, их стремлений к успеху, поэтому не надо сравнивать его с другими детьми, а показывать ему положительные результаты собственной работы прежде и теперь. Учителям необходимо не просто отказаться от выставления отметок обучающимся 1-х и 2-х классов, но и перестроить всю свою оценочную деятельность.
Особая роль в оценивании учебной деятельности начинающих учеников отводится самооценке. Особенность самооценки состоит в том, что она должна предшествовать учительской оценке. Важность самооценки заключается в том, что она позволяет увидеть ребёнку сильные и слабые стороны своей работы, и получает возможность выстроить собственную программу дальнейшей деятельности.
Анализируя литературу по изучаемой проблеме можно составить рекомендации для учителей по формированию самооценки младших школьников:
1) Оценка должна служить главной целью – стимулировать и направлять учебно-познавательную деятельность школьника. Учитель должен давать содержательную оценку работе ученика. Совершенным процесс учебно-познавательной деятельности будет только тогда, когда оценка не завершает его, а сопровождает на всех ступенях.
2) В учебной деятельности необходимо сравнивать детей, которые обладают приблизительно одинаковыми способностями, но достигают в учебной деятельности разных результатов из-за различного отношения к учению.
3) Необходимо использовать взаимное рецензирование, при этом отмечать достоинства и недостатки, высказывая мнения об оценке. После рецензирования работа возвращается автору и учащиеся самостоятельно анализируют свою работу.
4) Предлагать слабо успевающему ученику, с заниженной самооценкой, оказывать помощь слабоуспевающему младшему школьнику.
5) Необходимо включать ситуации, актуализирующие самооценку ребенка, ставящие перед ним задачу осознания особенности своей работы, ее сильных и слабых сторон и способствующих обращенности ребенка на собственные способы действия.
6) Необходимо выполнять работу над ошибками, в которой учащиеся по специальной схеме делают записи, анализируя и оценивая свою работу на уроке, определяя меру усвоения материала, степень его сложности, выделяя наиболее трудные моменты работы.
Введение процедуры самооценивания в педагогический процесс.
Используя прием сравнения для показа ученику его собственного, пусть даже очень малого продвижения вперед по сравнению со вчерашним днем, мы укрепляем и поднимаем доверие к себе, к своим возможностям. Для развития адекватной самооценки необходимо создавать в классе атмосферу психологического комфорта и поддержки. С этой целью уже в 1 классе я стараюсь создать на уроке для каждого ученика ситуацию успеха, используя для этого разноуровневые формы работы, и ввожу систему самооценки. Цветными карандашами прошу нарисовать на полях условные знаки: «плюс»(+) — задание выполнено верно; «минус»(-) задание выполнено неверно или вообще не выполнено; «кружочек»(-) — задание выполнено не в полном объеме или вызывает сомнение у ребенка.
Лишь затем идет проверка на доске или фронтально, и ребенок сравнивает свою оценку с реальной. Собрав тетради, я выясняю адекватность самооценки, фиксирую в лист индивидуальных достижений, а в тетради ребенка обвожу красным кружком только адекватную оценку. В конце четверти подвожу итог и каждого ребенка хвалю за старание и отмечаю их удачи в реальной самооценке достигнутых результатов и выражаю уверенность в том, что ребенок обязательно достигнет желаемого результата, если у него завышенная самооценка, а также показываю положительную динамику результативности тем, у кого заниженная самооценка. В итоге каждый ребенок чувствует себя комфортно и уверен в дальнейших успехах, что способствует мотивации к дальнейшей учебной деятельности.
Для выявления психологической атмосферы на уроках, я использовала условные обозначения разного настроения, предлагала детям нарисовать в конце урока солнышко с рожицей и мимикой рожицы показать свое настроение или оценить усвоение нового материала.
Чаще всего дети рисовали улыбку, что, конечно, поднимало и мое настроение. Если мимика была грустной, это давало мне возможность своевременно оказать ребенку необходимую помощь, поработать с ним индивидуально. С такими детьми я провожу дополнительные занятия после уроков, даю возможность поднять уровень результативности обучения до их самооценки. В результате в конце 1 класса все ученики справились с программой и научились читать и писать в соответствии со стандартом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс разработан для:учителей начальных классов, реализующих новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО);для педагогов-психологов общеобр.
Сегодня в российском образовании чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одарённых детей. Раскрытие и реализация их способностей и талантов важны не только для одарённого ребёнк.
Инклюзивное обучение с ввведением ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ.
Данная презентация иллюстрирует тему преемственности при обучении младших школьников. Преемственность – один из общедидактических принципов системы непрерывного образования вообще и методик.
По мере роста знаний и умений у школьников развивается и самоанализ и самооценка. Возникает интерес к оцениванию не только своей деятельности, но и одноклассников.Но как сохранить систему самооценки у.
Важнейшим инструментом проверки и оценки эффективности внедряемого содержания обучения детей -инвалидов и детей с ограничением возможностей здоровья является мониторинг.
Азбука, созданная группой авторов под руководством Н.В. Нечаевой, ставит целью усвоение грамоты на основе развития интеллектуальной, эмоционально-волевой активности ребёнка, его нравственных представл.
Источник