Экспертная оценка инвестиционной привлекательности регионов
В дотационных регионах особое внимание в сфере взаимодействия предприятий с бюджетной системой должно уделяться не фискальным функциям управления, а мероприятиям, связанным с повышением инвестиционной привлекательности территорий. Именно через инвестиции правительство таких регионов может увеличить приток финансовых ресурсов, что, в конечном счете, приведет к росту налоговой базы и региональных бюджетов. В этой связи оценка инвестиционной привлекательности регионов и выявление факторов, способствующих ее повышению, является актуальной задачей.
Согласно данным Министерства финансов РФ, за последние годы в России значительно выросло число дотационных регионов. Так в 2013 году дефицит региональных бюджетов побил все рекорды, достигнув цифры в 642 млрд. рублей. Причем положительных изменений в будущем, а именно сокращения бюджетного дефицита, в регионах не предвидится. По мнению министра финансов Силуанова А.Г. в том, что большинство региональных руководителей как не умели, так и не умеют привлекать инвестиции.
Оценка инвестиционной привлекательности субъектов РФ базируется на официальных данных Росстата и федеральных ведомств, например, Министерства экономического развития РФ. Кроме того, свои независимые оценки проводят экспертные агентства, в частности, нами была изучена методика, применяемая Российским агентством «Эксперт РА» 1 .
Согласно данной методике инвестиционная привлекательность регионов оценивается по двум параметрам: инвестиционный потенциал и инвестиционный риск. Первый представляет собой рейтинговую оценку доли региона на общероссийском рынке, второй – оценку масштабов значимых для инвестора тех или иных проблем в регионе.
Суммарный инвестиционный потенциал оценивается через потенциал в девяти сферах:
- трудовой (состав трудовых ресурсов региона, их образовательный уровень);
- потребительской (совокупная покупательная способность населения региона);
- производственной (совокупный результат хозяйственной деятельности в регионе);
- природно-ресурсной (средневзвешенная обеспеченность запасами основных видов природных ресурсов);
- финансовой (объем налоговой базы и прибыльность предприятий региона);
- институциональной (степень развития ведущих институтов рыночной экономики);
- инновационной (уровень развития науки и внедрения достижений научно-технического прогресса);
- инфраструктурной (экономико-географическое положения региона и его инфраструктурная обеспеченность);
- туристической (совокупность причин и условий, влияющих на туристическую привлекательность региона).
Интегральный риск формируется из управленческого, финансового, экономического, социального, экологического и криминального рисков.
Вклад отдельных составляющих в совокупный рейтинг инвестиционного потенциала и риска оценивается на основе анкетирования экспертов, потенциальных инвесторов, а также представителей банковского сообщества.
Соответственно, регион может иметь высокий (В) инвестиционный потенциал (П) – ВП и низкий (Н) инвестиционный риск (Р) – НР, т.е. быть наиболее перспективным для инвестирования.
Другие вариант очевидны: ВП и ВР, НП и НР, НП и ВР. Последний вариант – самый неблагоприятный для инвестирования в регион.
Рассматриваются также промежуточные случаи с умеренным инвестиционным риском и потенциалом.
Так, например, Пензенская область, согласно данным агентства «Эксперт РА», в рейтинге инвестиционной привлекательности регионов располагается в группе 3B1, которая характеризуется умеренным риском (46-е место в стране), но низким инвестиционным потенциалом (52-е место в РФ), особенно в природно-ресурсной и производственной сферах.
Рассмотренная методика экспертного ранжирования, на наш взгляд, нуждается в совершенствовании в связи со следующими возникающими проблемами:
- наличие парной коллинеарности отдельных составляющих инвестиционного потенциала и инвестиционного рынка, их взаимообусловленности;
- отсутствием проверки на согласованность мнений экспертов при определении весов отдельных составляющих для построения интегрального рейтинга.
Решение первой проблемы рассмотрим на примере инвестиционного потенциала одновременно с выявлением факторов, оказывающих на него наибольшее влияние.
Задачами исследования являлись:
- выявление тесноты связи между общим рейтингом инвестиционного потенциала региона (Y) и частными рейтингами инвестиционных потенциалов (X1, X2, … Xn);
- формирование укрупненных групп инвестиционных потенциалов регионов и оценка их влияния на общий рейтинг инвестиционного потенциала.
Результаты многофакторного корреляционного анализа взаимосвязи между общим рейтингом инвестиционного потенциала региона (Y) и частными рейтингами инвестиционных потенциалов (X1, X2, … Xn) представлены в таблице 1.
Таблица 1.
Из приведенной таблицы можно сделать вывод, что в большей степени на совокупный инвестиционный потенциал оказывают влияние факторы X1-X6, X9 и в меньшей степени – X7, Х8. Мультиколлинеарность среди факторных признаков вполне объяснима логикой экономической взаимообусловленности показателей.
В связи с этим нами предложено отдельные виды инвестиционного потенциала объединить в группы, не имеющие высокой мультиколлинеарности и характеризующие ресурсные (кроме человеческих) социально-производственные и интеллектуальные факторы 2 .
Исследование тесноты связи между среднегрупповыми рейтингами указанных видов потенциала и совокупным рейтингом инвестиционной привлекательности регионов дало следующие результаты (таблица 2).
Проведенное исследование позволило сделать вывод, что в наибольшей степени на интегральный рейтинг инвестиционного потенциала оказывает влияние среднеарифметический рейтинг интеллектуального потенциала, в который входит трудовой, институциональный и инновационный потенциалы. На втором месте социально-производственный потенциал и на третьем – ресурсный потенциал.
Таблица 2. Связь рейтингов частных инвестиционных потенциалов с рейтингом инвестиционной привлекательности региона
Данный вывод может иметь практическое применение в деятельности руководства дотационных регионов РФ по привлечению дополнительных инвестиций (внутренних и внешних).
В частности, результаты проведенного исследования были использованы при разработке локальных и нормативных актов Пензенской области, направленных на развитие инновационной деятельности в регионе.
Проведенный комплекс мероприятий привел к тому, что Пензенская область по рейтингу инвестиционного потенциала сумела переместиться с 35-ого места в 2005 году на 22-ое место в 2013 году. Удельный вес инвестиций в ВРП региона составил почти 35%, что на5 % выше, чем в среднем по Приволжскому федеральному округу 3 .
Итак, эмпирическим путем, опираясь на логико-содержательный и статистический анализ проблем развития регионов в условиях инновационной экономики, мы приходим к выводу, что уровень интеллектуального потенциала существенно влияет на инвестиционную привлекательность территорий и необходимы меры по стимулированию и развитию его основных составляющих – трудовой, институциональной и инновационной.
Для решения проблемы определения степени согласованности мнений экспертов предлагается метод качественной оценки. Данные, полученные в результате экспертного ранжирования, сводятся в матрицу, имеющую следующий общий вид (таблица 3).
Таблица 3. Матрица данных экспертного ранжирования видов инвестиционного потенциала (риска)
где Аj – составляющие инвестиционного потенциала (риска),
Эi – объекты (эксперты);
rij –значение i-той строки и j-того столбца (соответствующий ранг Аi).
Затем определяется множественный коэффициент конкордации:
где К – число категорий качества, в нашем случае отвечающее за значимость составляющих инвестиционного потенциала (риска):
- ранг 3 – существенно значимая составляющая;
- ранг 2 –значимая составляющая;
- ранг 1 – несущественно значимая составляющая.
Только при w≥0,75 (хорошая согласованность) эксперты переходят к определению значений весов ki, исходя из количества полученных максимальных и минимальных рангов инвестиционного потенциала (риска) и условия ∑ki=1.
Предложенный способ повысит достоверность результатов экспертного ранжирования регионов и позволит точнее определить степень их инвестиционной привлекательности.
2 Лосева О.В., Финогеев Д.Г. Факторы повышения инвестиционной привлекательности регионов // Современные научные исследования. Выпуск 2 / Под ред. П. М. Горева и В. В. Утемова. Концепт. 2014. Приложение № 20.
Источник
Факторы инвестиционной привлекательности региона
Инвестиционная привлекательность региона формируется за счет совокупность объективных социальных, экономических и природных ресурсов, возможностей и ограничений. Другими словами, чем удобнее и выгоднее инвестировать средства в данную территорию, тем выше будет ее привлекательность для бизнеса. Так образуется приток капитала на территорию, который реализуется посредством хозяйственной активности бизнеса.
На практике оценка инвестиционной привлекательности региона осуществляется через оценку двух показателей:
- инвестиционного риска;
- инвестиционного потенциала.
Инвестиционный потенциал
Инвестиционный потенциал показывает спектр возможностей, которые есть у предпринимателя на данной территории. С другой стороны, инвестиционный риск иллюстрирует масштаб проблем, которые могут возникнуть в данном регионе у инвестора.
Инвестиционный потенциал территории складывается из следующих частных потенциалов:
- туристический потенциал региона характеризуют наличие привлекательных для посещения мест, развитие гостиничной и ресторанной инфраструктуры, развитие транспорта;
- потребительский потенциал территории характеризуется покупательной способностью населения, структурой распределения доходов, наличием групп с высокими доходами;
- инфраструктурный потенциал иллюстрирует обеспеченность региона потребительской и предпринимательской инфраструктурой (магазины, учреждения, организации, предоставляющие различные услуги);
- институциональный потенциал территории – уровень развития ключевых экономических и правовых институтов (работа банковской системы, судов, защита прав потребителей, регистрация сделок);
- финансовый потенциал территории складывается из уровня доходов населения, уровня прибыльности и рентабельности действующих предприятий, объема собираемых налогов, объема федеральной бюджетной поддержки;
- трудовой – достаточность трудовых ресурсов и качество человеческого капитала (возрастная структура населения, распространенность хронических болезней, структура смертности, уровень и качество образования персонала);
- инновационный – достигнутое в регионе развитие науки и степень внедрения инноваций в производство (число вузов и научно-исследовательских организаций, количество научных публикаций, аспирантов, кандидатских и докторских защит, наличие бизнес-инкубаторов и венчурных организаций);
- производственный потенциал – развитие на территории ключевых промышленных отраслей (число предприятий и объем их деятельности);
- природно-ресурсный – обеспеченность региона важнейшими природными ресурсами, наличие редких и уникальных ресурсов.
к оглавлению ↑
Инвестиционные риски
Уровень инвестиционного риска в регионе определяется как интегральная оценка отдельных рисков. Среди них выделяют экономический, социальный, финансовый, криминальный, управленческий и экологический риски.
Естественно, чем больше в регионе возможностей для бизнеса, тем выше уровень его привлекательности для инвесторов. И наоборот – высокий уровень риска обоснованно отталкивает предпринимателей и сокращает инвестиционную привлекательность территории. к оглавлению ↑
Рейтинг инвестиционной привлекательности регионов
Инвестиционная привлекательность любого территориального образования определяется совокупностью информации о характере инвестиционной деятельности в регионе. Инструментом для получения такой информации является рейтинг инвестиционной привлекательности регионов. Он ежегодно составляется компанией «Эксперт.РА» и публикуется в общем доступе.
Для построения рейтинга используются статистические данные основных федеральных ведомств, среди которых:
- ЕМИСС;
- Госкомстат;
- Министерство финансов;
- Казначейство России;
- МВД;
- Банк России
- Минкомсвязь;
- Минприроды России.
По результатам оценки статистических данных каждый регион получает свой рейтинг инвестиционной привлекательности. Он рассчитывается как индекс, характеризующий соотношение между уровнями инвестиционного потенциала и инвестиционного риска территории. Имеется 13 рейтинговых категорий.
Территориям с максимальным инвестиционным потенциалом и минимальным уровнем риска присваивается наивысший рейтинг 1А. Регионы, у которых имеется низкий потенциал и прослеживается экстремальный риск для инвесторов, получают минимальный рейтинг 3D.
В декабре 2016 г. рейтинг 1А был присвоен Санкт-Петербургу, Московской области и Краснодарскому краю. Москва и Свердловская область получили рейтинг 1В, при этом рейтинг Москвы понизился по сравнению с прошлым годом. Белгородская область, Республика Татарстан и Нижегородская область отмечены рейтингом 2А, при этом рейтинг Нижегородской области повышен по сравнению с 2015 годом. Также в десятку наиболее привлекательных для инвесторов территорий входят Красноярский край и Республика Башкортостан с рейтингом 2В. Минимальный рейтинг 3D получили Тыва и Ингушетия. Среди наименее перспективных территорий также следует назвать Чукотский автономный округ, Магаданскую область, Чечню, Карачаево-Черкессию, Калмыкию, Северную Осетию и Камчатский край.
- У локомотивов, полюсов роста и опорных регионов имеется высокий инвестиционный потенциал и значительные внутренние ресурсы развития. В результате эти территории самостоятельно развиваются без привлечения федеральной поддержки.
- Точки роста отличаются небольшой численностью населения и ограниченной экономической мощью, но и инвестиционный риск в таких регионах низкий. Перспективы экономического роста у данных территорий невысокие и исчерпываются через 10-15 лет. Это обусловлено ограниченностью природных, трудовых и прочих видов ресурсов. В результате край больше не может привлекать дополнительные инвестиции.
- Проблемными являются территории, ресурсы роста которых использованы не полностью по причине неблагоприятного инвестиционного климата. При повышении привлекательности для инвесторов крупные регионы могут достичь положения полюсов роста, а небольшие могут стать точками роста.
- Территории с неопределенными перспективами – это наиболее многочисленная группа отечественных регионов. Их дальнейшее положение напрямую зависит от управленческой компетентности региональной власти.
- Инвестиционная политика региона представляет собой совокупность действий региональных властей, направленных на расширение и обновление потенциала территории. Ее цель – достижение стабильной финансовой устойчивости края в настоящем и будущем периодах, создание условий для воспроизводства капитальных ресурсов.
Разработкой инвестиционной политики на микроуровне занимается муниципальная и региональная администрация. Здесь оцениваются перспективы развития территорий, формируются проекты и целевые программы. На макроуровне федеральные органы власти определяют объем бюджетного финансирования представленных проектов, разрабатывают собственные меры поддержки перспективных территорий и отраслей.
Источник