Зеленые проекты — как расширить доступ к инвестициям?
Зеленое финансирование — основа устойчивого развития. В прошлом году международный рынок зеленых инвестиций составил 108,3 млрд долларов. Рассмотрим, в каком состоянии зеленый финансовый рынок в России и как расширить доступность финансовых средств для инвестирования в зеленые проекты.
Термин «зеленое финансирование». Понятие зеленого, или экологического, финансирования получило развитие в банковском секторе экономики в 1980–1990-е годы. В это понятие входили финансирование природоохранных проектов и усиление финансового контроля за реализацией проектов, оказывающих воздействие на состояние окружающей среды. Деятельность банковских и финансовых структур, ориентированных на поддержку зеленых проектов, получило развитие в Германии, Австрии и Швейцарии. Позже это направление начало развиваться в латиноамериканских странах и получило определение как ответственное финансирование.
Современный термин «зеленое финансирование» обозначает финансовую поддержку экономической деятельности, направленной на улучшение состояния окружающей среды, смягчение последствий климатических изменений и более эффективное использование природных ресурсов. Основная цель направления — создание институциональной среды, в которой происходит объединение государственного и частного финансирования, направленного в зеленые отрасли, а также эффективный контроль инвестиций в проекты с высоким уровнем риска негативного воздействия на окружающую среду.
Зеленое финансирование в России. С 1990-х годов в России существовали банки, которые поддерживали экологически значимые проекты. К ним относились «Поволжский банк охраны окружающей среды», «Экобанк-Волга», «Экопромбанк», акционерный национальный банк охраны окружающей среды «Эконацбанк» и др. К сожалению, сейчас у этих банков отозваны лицензии. В настоящее время поддержку реализации ряда природоохранных проектов отказывают ПАО «Сбербанк России», банк «ВТБ», «Альфа-банк» и другие крупные кредитные организации.
К примеру, «ВТБ» совместно с Всемирным фондом дикой природы (WWF) России и Министерством природных ресурсов и экологии РФ в 2016–2021 годах реализует проект по сохранению редких видов крупных кошачьих России. Он направлен на сохранение дальневосточного леопарда и амурского тигра на Дальнем Востоке, снежного барса на Алтае, а также восстановление переднеазиатского леопарда на Кавказе. Общий бюджет составил 60 млн долларов (включая софинансирование со стороны Минприроды России, субъектов РФ, WWF и других организаций).
«Почта Банк» является финансовым партнером проекта по лесовосстановлению и лесоразведению, одним их результатов которого является увеличение поглощения двуокиси углерода и снижение негативной нагрузки на климат планеты. Кроме того, банком разработана линейка финансовых продуктов в розничном банковском секторе (например, программ лояльности, программ, связанных с кредитными картами) с целью увеличения объемов привлечения финансирования в проекты, направленные на улучшение качества среды, приоритетные природоохранные программы. Речь, в частности, о микрокредитах на природоохранные мероприятия, зеленых платежных картах и ряде других продуктов.
Помимо банков, финансирование экологических проектов осуществляет и частный бизнес. К примеру, холдинг ООО «Арктик капитал» (Якутск) в 2017 году вложил 1,2 млрд рублей в инвестиционный проект по добыче россыпного золота в Усть-Янском районе Республики Саха (Якутии) на основе переработки и вовлечении в хозяйственный оборот техногенных ресурсов, образовавшихся в ходе добычи полезных ископаемых в предыдущие годы. Выполненные нами исследования и социологические опросы жителей района о реализации проекта по добыче россыпного золота, в том числе с использованием отходов добычи полезных ископаемых в бассейне ручья Суор-Уйалаах (левый приток реки Яна), показали, что большинство опрошенных (90,7%) поддерживают данный проект. В опросе приняли участие 129 человек из числа коренных малочисленных народов Севера (эвенки, эвены, юкагиры и др.). При этом формой учета интересов местных жителей при реализации проекта является применение таких зеленых инструментов регулирования, как создание фонда устойчивого развития территории за счет средств компании и применение экологического страхования.
При осуществлении национального проекта «Экология» и ряда программ по переработке отходов, ликвидации накопленного экологического ущерба уже активно используются механизмы зеленого финансирования. Они базируются на государственно-частном партнерстве. Например, инфраструктурный проект в сфере водоснабжения и водоотведения ОАО «ПО «Водоканал»» в Ростове-на-Дону выполняется за счет субсидий (Минприроды России) и собственных средств предприятия.
Энергоэффективная экономия. Значительные перспективы в применении механизмов зеленого финансирования имеются при реализации проектов в сфере энергоэффективности и снижения выбросов парниковых газов. С учетом развития в мире рынка торговли квотами на выбросы парниковых газов, у России имеются предпосылки для формирования соответствующих финансовых фондов (адаптивный фонд, углеродное партнерство в области лесоводства, климатические инвестиционные фонды) за счет сокращения и продажи выбросов парниковых газов.
Исследования РЭУ им. Г.В. Плеханова показывают, что объем выбросов парниковых газов зависит от энергоэффективности зданий, выбора строительных материалов. По нашим оценкам, энергоэффективный вариант утепленной стены здания дает снижение тепловой энергии на 38 кВт ч/м2, или на 40%. Соответственно, эффект от применения энергоэффективного варианта утепленной стены проявляется в аналогичном сокращении выбросов парниковых газов.
Рассмотрим в качестве примера территории реорганизуемых промышленных и коммунальных зон Москвы, где согласно решению Департамента градостроительной политики города Москвы, в 2018 году было построено 1,4 млн м2 жилья. При выборе более энергоэффективных материалов и ограждающих конструкций здания сокращение выбросов парниковых газов СО2 составит от 24 500 т (снижение выбросов за счет применения двухкамерного стеклопакета) до 37 240 т (за счет применения двухкамерного стеклопакета с мягким селективным покрытием) в год.
В некоторых регионах, где реализуются проекты по сокращению выбросов парниковых газов в эксплуатируемых зданиях, предлагается применение льгот на имущество в зависимости от достигнутого класса энергетической эффективности объекта. Например, льготы в случае достижения высокой энергоэффективности многоквартирных зданий.
С учетом того, что в настоящее время на мировом рынке квота на выброс 1 т СО2 составляет примерно 30 евро, суммарные поступления от реализации разрешений на выбросы парниковых газов при применении энергоэффективных конструкций в нашем примере могут составить от 735 тыс. до 111,7 тыс. евро в год в зависимости от материалов. Указанные средства могут передаваться в специальный углеродный фонд и как зеленые инвестиции направляться на стимулирование мер по энергосбережению и снижению выбросов парниковых газов.
Таким образом, предложенный подход позволяет осуществлять пересчет энергии, сэкономленной за счет применения различных технологий и материалов (например, различных вариантов ограждающих конструкций), в сэкономленные выбросы парниковых газов с последующим экономическим регулированием снижения данных выбросов.
Финансы от государства. На наш взгляд, с одной стороны, необходимо повысить долю государственных расходов бюджета на охрану окружающей среды с сегодняшних 0,5 до 1,5–2% и повысить эффективность их расходования. С другой стороны, надо создать механизмы поддержки и стимулирования зеленых инвестиций бизнеса в природоохранную сферу, для чего нужно развивать механизмы управления в сфере экологически ориентированных проектов. Бизнесу необходимы четкие правила поведения, которые бы позволяли активно инвестировать в реальный сектор экономики с учетом не только достижения экономических целей (получения прибыли от этой деятельности), но и решения важных экологических, социальных и климатических задач.
Подпишитесь на нашу рассылку, и каждое утро в вашем почтовом ящике будет актуальная информация по всем рынкам.
Источник
«Зеленое» финансирование в России: цели и противоречия современного рынка
В января 2019 года в России был утвержден национальный проект «Экология». По его итогам к 2024 году в границах городов не должно остаться несанкционированных свалок, а система обращения с отходами должна стать полностью прозрачной.
В августе 2019 года на Московской бирже заработал Сектор устойчивого развития, первая на финансовом рынке России полноценная платформа поддержки экологических проектов. На текущий момент в России пять эмитентов разместили семь выпусков «зеленых» облигаций на общую сумму 7,55 млрд руб. и €500 млн. Для сравнения на международном рынке в 2019 году было выпущено «зеленых» облигаций на сумму $257,5 млрд.
А в сентябре прошлого года Правительство России подтвердило свои намерения соблюдать обязательства Парижского соглашения, цель которого — удержание роста глобальной средней температуры. Это стало еще одним сигналом для «озеленения» российской финансовой сферы.
Корпорация развития ВЭБ.РФ развивает сектор ответственного финансирования в России. Своим видением актуальных процессов на «зеленом» рынке поделился Алексей Мирошниченко, заместитель председателя ВЭБ.РФ.
Сейчас в мире сектор «зеленого» финансирования гораздо более развит и востребован.
С точки зрения логики зарубежных рынков, «зеленый» проект должен соответствовать одному из трех направлений — предотвращение изменения климата (снижение углеродных выбросов), сохранение природных ресурсов и биоразнообразия, снижение уровня загрязнения.
Есть несколько международных организаций, которые разработали стандарты для определения экологически значимых проектов. Первые и самые известные — Международная ассоциация рынков капитала (ICMA) и Climate Bonds Initiative. Национальные стандарты есть в Европейском союзе и Китае. В России локального стандарта пока нет, его разработкой занимается государственная корпорация развития ВЭБ.
Статус «зеленого» на международном рынке сейчас может привлечь значительно больше инвесторов, чем в России. В 2019 году РЖД стала первой в России компанией — эмитентом «зеленых» облигаций на международном рынке. На своем последнем размещении она сэкономила на фондировании 0,3%, это очень много. Международный рынок сейчас более емкий, поскольку там многие инвесторы в своих меморандумах ставят ограничение, что определенную долю средств они должны вкладывать в «зеленые» проекты.
Второе направление ВЭБ в «зеленом» секторе — это прямое финансирование проектов. Для их реализации ВЭБ также привлекает средства коммерческих банков.
В своей работы мы во многом ориентируемся на национальный проект «Экология», который собрал в единый документ все актуальные экологические проблемы в стране. Российские проблемы не уникальны, они типичны для большинства стран, особенно индустриальных: это загрязнение воздуха, воды и почвы.
В перспективе у ВЭБ должна появится и третья функция — перекредитование небольших проектов. Множество экологических проектов реализуются на уровне муниципалитетов, по меркам рынка облигаций эти проекты слишком малы. Задача ВЭБ — группировать такие проекты и выпускать под них портфельные ценные бумаги. Это что-то схожее с тем, что сейчас делает Дом.рф в секторе жилищного ипотечного кредитования.
Что такое «зеленая» облигация
Процесс выпуска «зеленой» облигации отличается от обычной тем, что эмитент ценной бумаги сначала обращается к независимому агентству — верификатору, которое анализирует проект и выпускает отчет. Этот отчет описывает, какие экологические цели можно достичь в результате проекта, и выпускается вместе с ценной бумагой. Участники рынка на основании отчета делают вывод, является ли проект «зеленым», и принимают решение об инвестиции.
В России институт верификации пока не развит. Эмитенты могут обращаться к международным организациям. В России этим занимается агентство Эксперт РА. После разработки российского стандарта такие независимые компании могут быть созданы. Не исключено, что это будет дочерняя компания одной из существующих международных. Мы ведем общение с национальными рейтинговыми агентствами, они проявляют большой интерес, так как это оценка проектов — привычная для них задача.
Отчет верификатора — это не истина в последней инстанции. Это только экспертные расчеты и сравнения, на основании которых инвестор может принять собственное решение. В этом кроются определенные противоречия.
Например, на проект мусоросжигательного завода можно посмотреть с двух точек зрения — он уменьшает количество свалок, но не решает проблемы декарбонизации. Это выбор, что для конкретного покупателя значимее, что соответствует целям конкретного инвестора. Эти суждения очень экспертны, их сложно формализовать.
После получения инвестиции эмитент должен с определенной периодичностью раскрывать информацию о ходе проекта, а верификатор должен контролировать, как расходуются полученные средства.
Российский сектор «зеленых» проектов находится на начальном этапе развития. Чтобы его стимулировать, государству необходимо на оказывать поддержку инвесторам. Государство планирует компенсировать компания часть затрат на внедрение экологичных технологий «зелеными» кредитами, а по программе «зеленых» инвестиций — возмещать предприятиям от 70 до 90% выплачиваемого ими купонного дохода.
На международных рынках такую «премию» дает сам рынок. Но для того, чтобы разогнать российский рынок со стартовой позиции, государственная поддержка необходима.
Это не совсем про деньги, это про ответственное отношение
Цены на нефть всегда проходят определенный цикл, и все участники рынка об этом знают. «Зеленые» проекты — это игра в долгую. Поэтому текущий кризис вряд ли сильно повлияет — ориентировать долгосрочные проекты на нефть сейчас бессмысленно.
Инвесторы, которые вкладывают в «зеленые» облигации, руководствуются меньше материальными стимулами, больше — соображениями ответственности. Они иногда даже готовы переплачивать за идею. С этой точки зрения кризис вряд ли может повлиять на позицию инвестора. Объем ответственных денег в мире постоянно растет.
Гринвошинг встречается: не было бы такого опыта — не было бы и термина. Здесь важнее обратить внимание на другое: есть разные цели, иногда конфликтующие друг с другом.
Вот в проекте «Энергия из отходов» снижается загрязнение, но увеличиваются выбросы СО2. С точки зрения борцов против изменения климата это может выглядеть как гринвошинг, а с точки зрения борцов с мусорными полигонами — это хороший проект.
Понятие гринвошинга возникает из-за разницы в подходах. Один подход абсолютен — нужно достичь идеала здесь и сейчас. Другой подход — постепенное улучшение, идеал достигается позже. В странах, где «зеленая» повестка существует давно, можно смело идти по первому пути. В странах с ощутимыми проблемами, которые мешают жить здесь и сейчас, нужно начинать двигаться по второму пути.
Подписывайтесь и читайте нас в Яндекс.Дзене — технологии, инновации, эко-номика, образование и шеринг в одном канале.
Источник