Как оценить уровень эффективности управления инвестициями
Нередко экономистам компаний, осуществляющих инвестиционную деятельность, необходимо представить руководству информацию об уровне эффективности управления инвестициями. В ходе подготовки такой информации анализируются отдельные инвестиционные операции, исследуются уровень и динамика основных показателей эффективности инвестиций. Кроме того, проводится фундаментальный анализ факторов, которые оказывают влияние на показатели инвестиционной деятельности компании. В данной статье на конкретном примере рассмотрим, каким образом можно оценить уровень эффективности управления инвестициями на основе разработанных ключевых показателей эффективности (KPI).
Прежде всего отметим, что оценка должна проводиться по утвержденному регламенту компании, устанавливающему порядок работы, последовательность выполнения отдельных действий и операций, то есть в соответствии с документами, регламентирующими процедуру работы. Это может быть положение о порядке контроля и формирования ключевых показателей эффективности, инструкция по расчету KPI, порядок определения балльных оценок по показателям.
В процессе оценки эффективности управления инвестициями необходимо использовать несколько фактических и целевых показателей компании, которые будут адекватно отражать степень эффективности операционных и функциональных процессов в совокупности и соответствовать выбранной инвестиционной стратегии. Представим принципы выбора того или иного показателя (с учетом приоритетности):
- показатель отражает ключевой аспект в процессе управления инвестициями;
- играет существенную роль в принятии управленческих решений;
- является управляемым, то есть ответственные лица могут в значительной степени влиять на величину показателя в пределах своих должностных обязанностей;
- имеет потенциальную устойчивую причинно-следственную связь с другими показателями;
- простой в расчете.
Напомним, что показатели эффективности вырабатывает руководство компании. Кроме того, они подлежат утверждению советом директоров и акционерами.
Например, в компании «Лидер» (название условное) выбраны следующие показатели, характеризующие эффективность управления инвестициями:
- выручка от реализованной продукции за счет инвестирования, тыс. руб.;
- прибыль от инвестирования, подлежащая налогообложению, тыс. руб.;
- объем инвестиций в основной капитал за счет средств местного (областного) бюджета (получение субсидий), тыс. руб.;
- количество реализуемых инвестиционных проектов, ед.;
- количество отклоненных инвестиционных проектов, ед.;
- процент загруженности структурных подразделений, %;
- уровень информационного обеспечения управлением инвестиционного проекта, %.
По мнению руководителей компании, именно эти семь показателей оказывают существенное влияние на управление инвестициями.
В перечень выбранных показателей эффективности управления инвестициями могут быть внесены соответствующие корректировки. При этом все изменения должны быть обязательно закреплены в регламенте.
Далее проставляются как фактические, так и целевые значения предложенных показателей. Основными источниками фактических данных являются бухгалтерский и управленческий отчеты, а также отчет о финансово-экономических результатах по реализации инвестиционного проекта (табл. 1).
Таблица 1. Порядок измерения фактических и целевых значений показателей эффективности управления инвестициями в компании «Лидер»
Показатель
Фактическое значение за 2013 г.
Источник данных фактических значений
Целевое значение
Как устанавливается целевое значение
Выручка от реализованной продукции за счет инвестирования, тыс. руб.
Данные может предоставить служба маркетинга и сбыта, если инвестиции были, например, вложены в разработку нового продукта
Важно увеличить объем продаж как минимум на 15 % с целью получения большей прибыли от инвестирования (установлено исходя из данных бюджета продаж)
Прибыль от инвестирования, подлежащая налогообложению, тыс. руб.
Отчет о финансово-экономических результатах, полученных при реализации проекта
Целевое значение определяется исходя из планируемых затрат на инвестиционный проект, а также из бюджета продаж. При этом учитывается количество реализуемых проектов
Объем инвестиций в основной капитал за счет средств местного (областного) бюджета (получение субсидий), тыс. руб.
Бухгалтерские отчеты. Счет 91-1 «Прочие доходы» — данные о размере субсидий
Важно максимизировать размер субсидий, чтобы уменьшить объем инвестиций за счет собственных средств. Целевое значение устанавливается исходя из суммы, заявленной в документах для получения субсидии
Количество реализуемых инвестиционных проектов, ед.
Отчет по реализации инвестиционного проекта
Установленная потребность в данном количестве проектов, необходимая для достижения конечных результатов компании
Количество отклоненных инвестиционных проектов, ед.
Данные предоставляет инвестиционная служба
Важно минимизировать количество отклоненных проектов
Процент загруженности структурных подразделений, %
Отчет по выполнению мероприятий плана реализации проекта
Важно достичь максимального уровня загруженности структурных подразделений в диапазоне 90–100 %
Уровень информационного обеспечения управлением инвестиционного проекта, %
Бухгалтерский и управленческий отчеты
Устанавливается исходя из потребности в данных затратах для успешной реализации проектов
Согласно данным табл. 1 фактическое значение инвестиционной прибыли, подлежащей налогообложению, можно получить из отчета о финансово-экономических результатах по реализации инвестиционного проекта, а целевое — исходя из планируемых инвестиционных затрат и бюджета продаж.
Завершающим этапом оценки управления инвестициями должен стать расчет комплексного показателя эффективности.
Представим алгоритм расчета коэффициента эффективности:
1. Построение таблицы показателей и определение веса i-го показателя (). Чем более важный показатель в данный период, тем больший вес ему присваивается (суммарный вес всех показателей равен 100 %). Можно также учитывать и сложность получения оптимального значения показателя. Важность (значимость) показателя устанавливается экспертным путем.
В экспертную группу компании «Лидер» входят коммерческий директор, финансовый директор и три специалиста инвестиционной службы (бюро). Эксперты проставляют балл напротив каждого показателя.
При оценке важности показателей использована пятибалльная шкала:
1 — совсем не важен;
2 — почти не важен;
4 — важен, но не настолько;
Примерная оценка важности и весового значения показателей эффективности управления инвестициями в компании «Лидер» представлена в табл. 2.
Таблица 2. Оценка важности и весового значения показателей эффективности управления инвестициями в компании «Лидер»
Показатель
Баллы
Средний балл
Вес, %
эксперт 1
эксперт 2
эксперт 3
эксперт 4
эксперт 5
Выручка от реализованной продукции за счет инвестирования, Х1
Источник
Оценка качества управления инвестициями
Оценивая деятельность региональных органов власти, необходимо помнить, что одним из основных элементов государственного управления является проведение анализа и оценки уровня качества управления инвестиционными процессами, то есть оцениваются различные аспекты и параметры государственного управления инвестиционной сферы региона. На сегодняшний день можно назвать три основных типа оценок:
1) оценка качества планирования инвестиционного процесса;
2) оценка управления инвестициями (результатов управления);
3) оценка эффективности организации контроля за ходом реализации инвестиционной политики в регионе (доходы государства от участия в инвестиционных проектах, расширение налогооблагаемой базы и т.д.) [1, 5, 7, 11].
По форме своего выражения предстоящая оценка управленческих решений может быть двух видов: качественной и количественной (рейтинги, баллы, коэффициенты). В отечественной теории и практике рассматриваемой проблемы существует достаточно значительное количество подходов к оценке управления инвестициями. В свою очередь, практику применения оценки качества управления инвестиционной деятельностью в регионе нельзя назвать многочисленной, скорее она единична и каждый из подобных подходов чаще всего основан на специфической и уникальной методике. К примеру, методика оценки степени соблюдения концептуальных основ управления инвестициями со стороны государственных органов и органов местного самоуправления основана на оценке соблюдения теоретических основ функций управления инвестициями. Данный подход имеет существенное и принципиальное значение при реализации его на практике. Однако данный подход нуждается в некотором уточнении. Уточнение предлагаем провести в виде формирования адекватной системы критериев оценки, условно объединенных в три большие группы: 1) планирование этого процесса; 2) текущее управление инвестиционным процессом; 3) эффект организации контроля хода реинвестиций (таблица).
Показатели оценки качества управления инвестициями
Показатели организации планирования инвестиционных процессов
Среднесрочные и краткосрочные инвестиционные программы региона
1. Наличие законодательной базы, закрепляющей основные направления развития инвестиционной политики. Наличие стратегии социально экономического развития региона;
2. Информационная поддержка со стороны региональных СМИ приоритетным направлениям развития инвестиционной политики;
3. Одобрение стратегии развития региона и, в частности, инвестиционной политики со стороны предпринимательской среды;
4. Наличие программы по проведению различных мероприятий направленных на привлечение дополнительных инвестиционных ресурсов в регион.
Комплексный подход к инвестиционной деятельности
1. Включение всех объектов государственных инвестиций в комплексную региональную программу развития инвестиционной деятельности в регионе;
2. Создание «бюджета развития» в региональном бюджете;
3. Включение в региональный бюджет инвестиционные расходы.
Показатели текущего управления инвестиционными процессами
1. Создание специализированного консультативно-совещательного органа по развитию инвестиционной сферы;
2. Соблюдение и развитие принципов и подходов единства органа управления инвестициями;
3. Деятельность центрального органа управления инвестициями направлена на привлечение дополнительных инвестиций.
1. Проводится работа по анализу основных проблем развития малого и среднего предпринимательства, и их участия при реализации различных инвестиционных проектов;
2. Основные критерии развития инвестиционной деятельности в регионе разработаны и соответствуют приоритетам социально-экономического развития региона;
3. Анализ внутренних резервов привлечения инвестиционных ресурсов в экономику региона.
1. Информационное обеспечение инвестиционной деятельности в регионе;
2. Актуальность и достоверность информации о порядке представления государственной помощи при реализации инвестиционных проектов;
3. Наличие готовых инвестиционных площадок.
1. Координация инвестиционной деятельности на территории региона в целях выполнения стратегии социально-экономического развития;
2. Центральный орган управления инвестиционной деятельностью региона координирует деятельность местного самоуправления по вопросам инвестиционной деятельности;
3. Центральный орган управления инвестиционной деятельностью региона координирует деятельность иных структурных подразделений.
Показатели эффективности организации контроля реализации инвестиционной политики в регионе
Мониторинг и контроль
1. Мониторинг хода реализации приоритетных инвестиционных проектов;
2. Оценка эффективности региональных расходов;
3. Контроль хода реализации приоритетных инвестиционных проектов и бюджета развития.
Базовой схемой в работе являются показатели качества управления инвестициями, отражающиеся в классификации «функции – критерии». В предложенной схеме использована взаимосвязь различных критериев оценки функциями органов управления, что, безусловно, облегчает проведение анализа и оценки полученных промежуточных результатов. Значения, соответствующие степени выполнения показателей управления инвестициями по каждой функции и по конкретному критерию, определяются экспертным опросом, ответы на вопросы выражаются в баллах: нет = 0; да, иногда, не систематически = 0,5; да, систематически = 1 [2, 4, 6, 9].
Вычисление суммарного балла региона определяется по формуле:
где С – суммарный балл оценки;
Б – максимальная оценка показателей в баллах;
В – возможные баллы.
Чем выше значение С, тем лучше состояние управления инвестициями в регионе. Для оценки уровня управления инвестициями предлагается использовать методику с выделением пяти условных уровней управления: [3, 8, 10].
1. Уровень бессистемного управления, когда любые мероприятия по управлению инвестициями не объединены в систему, нет единой цели, отсутствует стратегия (концепция) инвестиционного развития.
2. Декларативный уровень управления, при котором органы власти недостаточно активно используют инструменты и методы управления инвестициями.
3. Стратегически активный, но недостаточно эффективный уровень управления, при котором пассивное использование методов прямого участия не компенсируется повышением эффективности проводимых мероприятий. В управлении инвестициями не используются все принципы и инструменты управления. Наблюдается несогласованность нормативных актов между собой и со стратегией развития, а также несогласованность в организационной структуре органов власти, занятых управлением инвестициями.
4. Стратегически активный, эффективный уровень управления, характеризующий высокую степень активности органов власти в управлении инвестициями, стратегический характер осуществляемых ими мероприятий.
5. Высокоэффективный уровень управления. Высокая степень органов власти в использовании инструментов и методов управления инвестициями; высокая инвестиционная привлекательность территории, координация задач управления инвестициями обеспечивает достаточность предложения капитала в экономике региона.
Общий расчет суммарного балла для Республики Дагестан будет выглядеть следующим образом: Б – максимальная оценка показателей в баллах – 8, В – возможные баллы – 21, итог С = 0,38. Согласно предложенной методике мы имеем «Декларативный уровень управления, при котором органы власти недостаточно активно используют инструменты и методы управления инвестициями», но весьма близки к уровню «Стратегически активный, но недостаточно эффективный уровень управления, при котором пассивное использование методов прямого участия не компенсируется повышением эффективности проводимых мероприятий. В управлении инвестициями не используются все принципы и инструменты управления. Наблюдается несогласованность нормативных актов между собой и со стратегией развития, а также несогласованность в организационной структуре органов власти, занятых управлением инвестициями».
Следует учитывать, что представленная выше методика оценки качества управления инвестициями направлена на общий анализ уровня этого управления в регионе. В результате ее использования можно выявить эффективные направления инвестиционной политики региона и очертить круг проблем, требующих пристального внимания.
Источник