Самооценка учащихся своей деятельности.
статья
«Самоконтроль и самооценка составляют основу успешности обучения». С.Т. Шацкий.
Самооценка- это оценка личностью себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Она определяет критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Самооценка в учебном процессе происходит при помощи самоанализа своей учебной деятельности. Самооценка позволяет ставить цели, планировать способы и методы для достижения поставленных целей. Каждый школьник должен пройти все этапы оценочной деятельности, для того, чтобы осознать:
-что нужно оценивать,
-как оценивать,
-зачем оценивать,
-какие формы оценок существуют.
Таким образом, ученик проверяет и контролирует себя, критически оценивает свою деятельность, устанавливает ошибки и находит пути их устранения. Здесь самооценка как результат оценочной деятельности учащегося. Чтобы учащийся выполнил самооценку своей деятельности, необходимы критерии, на которые он опирается . Они должны быть однозначны и предельно четкими.
Основными средствами самооценки являются: самонаблюдение, самоанализ, самоотчет, сравнение.
В оценочной деятельности участвуют учитель (оценка), ученик (самооценка), класс (взаимооценка). Учить самооценке — задача современного урока.
Действия по развитию у учеников самооценки
1 шаг. Сначала учитель просит оценивать результаты своей работы более подготовленных учеников.
2 шаг. Первое время учитель помогает ученику: сам задает ему вопросы по алгоритму самооценки. Ученик дает ответы, учитель поправляет его, объясняет, если наблюдается завышение или занижение оценки. Все остальные ученики в этот момент наблюдают, как происходит самооценка.
3 шаг. На последующих уроках самооценку по алгоритму предлагается дать по очереди всем ученикам класса.
4 шаг. Постепенно вместо проговаривания вопросов учитель предлагает ученикам самим задавать себе вопросы и отвечать на них. Помимо диалога самооценка может производиться при коллективной проверке письменных заданий. Каждый ученик по образцу проверяет правильность выполнения свей работы и оценивает свое решение. Учитель опрашивает учеников, как они себя оценили и выясняет причины, по которым они оценили себя так, а не иначе. Тут же приводятся пути решения проблемы на будущее.
5 шаг. Когда ученики научаться оценивать себя самостоятельно, базовое умение самооценки можно считать сформированным.
Алгоритм самооценки.
1. Какова была цель задания?
2. Удалось ли получить результат?
3. Правильно или с ошибками?
4. Самостоятельно или с чей-то помощью?
Инструменты формирования самооценки или способы выражения самооценки:
«Светофор»
— красный – я не знаю, прошу помощи,
— желтый– сомневаюсь, не уверен,
— зеленый – знаю, умею, могу помочь другим.
«Говорящие рисунки»
Если доволен собой, все получалось, то рисуют улыбающееся лицо.
Если на уроке было временами непросто, не все получалось, то рисуют такое лицо «СПОКОЙНОЕ». Если на уроке было сложно, многое не получалось, то рисуют грустное лицо.
«Лесенка успеха»
1-я ступенька – ученик не понял, ничего не запомнил, у него осталось много вопросов;
2-я и 3-я ступеньки –остались вопросы по новой теме
4-я ступенька – ученик хорошо усвоил новое
«Я понял все»;
«Карточка сомнений»
+ — «Я понял все»;
— — «Не совсем усвоил, сомневаюсь»;
? – «Не понял».
На уроках чтения и окружающего мира при самостоятельной работе с текстом учащиеся делают пометки:
V – УЖЕ ЗНАЛ ЭТО
+ — НОВОЕ
? – НЕ ПОНЯЛ, ВОЗНИК ВОПРОС
0 – ДУМАЛ ИНАЧЕ
«Волшебные линеечки»
Самооценка представляет собой постановку ребенком крестика на данной шкале, зная, что вверху ставят крестик в том случае, если данный критерий выполнен полностью, соответственно внизу – если данный критерий не выполнен вообще.
«Дерево успехов»
Итоги дня можно подводить на «Дереве успехов». После уроков дети прикрепляют на дерево (нарисован плакат) плод, цветок или листок: яблоко – все удалось, цветок – неплохо поработал, но что-то не совсем получилось, листок – сегодня не получилось, но я не отчаиваюсь.
Таким образом, использование различных форм учета учебных достижений можно рассматривать как средство развития адекватной самооценки, а формирование самооценки и самоконтроля положительно влияет на личностное развитие учащихся.
Внутренняя самооценка предшествует внешней – это позволяет учащемуся увидеть, что любая учебная работа выполняется для него самого, а не для учителя. В результате у учащихся формируется ценностное отношение к процессу и результату своего труда.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya._samootsenka_uchashchihsya_svoey_deyatelnosti.docx | 16.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Самооценка учащихся своей деятельности .
«Самоконтроль и самооценка составляют основу успешности обучения». С.Т. Шацкий.
Самооценка- это оценка личностью себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Она определяет критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Самооценка в учебном процессе происходит при помощи самоанализа своей учебной деятельности. Самооценка позволяет ставить цели, планировать способы и методы для достижения поставленных целей. Каждый школьник должен пройти все этапы оценочной деятельности, для того, чтобы осознать:
-что нужно оценивать,
-как оценивать,
-зачем оценивать,
-какие формы оценок существуют.
Таким образом, ученик проверяет и контролирует себя, критически оценивает свою деятельность, устанавливает ошибки и находит пути их устранения. Здесь самооценка как результат оценочной деятельности учащегося. Чтобы учащийся выполнил самооценку своей деятельности, необходимы критерии, на которые он опирается . Они должны быть однозначны и предельно четкими.
Основными средствами самооценки являются: самонаблюдение, самоанализ, самоотчет, сравнение.
В оценочной деятельности участвуют учитель (оценка), ученик (самооценка), класс (взаимооценка). Учить самооценке — задача современного урока.
Действия по развитию у учеников самооценки
1 шаг. Сначала учитель просит оценивать результаты своей работы более подготовленных учеников.
2 шаг. Первое время учитель помогает ученику: сам задает ему вопросы по алгоритму самооценки. Ученик дает ответы, учитель поправляет его, объясняет, если наблюдается завышение или занижение оценки. Все остальные ученики в этот момент наблюдают, как происходит самооценка.
3 шаг. На последующих уроках самооценку по алгоритму предлагается дать по очереди всем ученикам класса.
4 шаг. Постепенно вместо проговаривания вопросов учитель предлагает ученикам самим задавать себе вопросы и отвечать на них. Помимо диалога самооценка может производиться при коллективной проверке письменных заданий. Каждый ученик по образцу проверяет правильность выполнения свей работы и оценивает свое решение. Учитель опрашивает учеников, как они себя оценили и выясняет причины, по которым они оценили себя так, а не иначе. Тут же приводятся пути решения проблемы на будущее.
5 шаг. Когда ученики научаться оценивать себя самостоятельно, базовое умение самооценки можно считать сформированным.
Алгоритм самооценки.
1. Какова была цель задания?
2. Удалось ли получить результат?
3. Правильно или с ошибками?
4. Самостоятельно или с чей-то помощью?
Инструменты формирования самооценки или способы выражения самооценки:
«Светофор»
— красный – я не знаю, прошу помощи,
— желтый– сомневаюсь, не уверен,
— зеленый – знаю, умею, могу помочь другим.
«Говорящие рисунки»
Если доволен собой, все получалось, то рисуют улыбающееся лицо.
Если на уроке было временами непросто, не все получалось, то рисуют такое лицо «СПОКОЙНОЕ». Если на уроке было сложно, многое не получалось, то рисуют грустное лицо.
«Лесенка успеха»
1-я ступенька – ученик не понял, ничего не запомнил, у него осталось много вопросов;
2-я и 3-я ступеньки –остались вопросы по новой теме
4-я ступенька – ученик хорошо усвоил новое
«Я понял все»;
«Карточка сомнений»
+ — «Я понял все»;
— — «Не совсем усвоил, сомневаюсь»;
? – «Не понял».
На уроках чтения и окружающего мира при самостоятельной работе с текстом учащиеся делают пометки:
V – УЖЕ ЗНАЛ ЭТО
+ — НОВОЕ
? – НЕ ПОНЯЛ, ВОЗНИК ВОПРОС
0 – ДУМАЛ ИНАЧЕ
«Волшебные линеечки»
Самооценка представляет собой постановку ребенком крестика на данной шкале, зная, что вверху ставят крестик в том случае, если данный критерий выполнен полностью, соответственно внизу – если данный критерий не выполнен вообще.
«Дерево успехов»
Итоги дня можно подводить на «Дереве успехов». После уроков дети прикрепляют на дерево (нарисован плакат) плод, цветок или листок: яблоко – все удалось, цветок – неплохо поработал, но что-то не совсем получилось, листок – сегодня не получилось, но я не отчаиваюсь.
Таким образом, использование различных форм учета учебных достижений можно рассматривать как средство развития адекватной самооценки, а формирование самооценки и самоконтроля положительно влияет на личностное развитие учащихся.
Внутренняя самооценка предшествует внешней – это позволяет учащемуся увидеть, что любая учебная работа выполняется для него самого, а не для учителя. В результате у учащихся формируется ценностное отношение к процессу и результату своего труда.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступленине на педагогическом совете. Публичное представлени педагогического опыта.
Выступление на МО.
Материалы для анкетирования,результаты исследования.
Фрагменты уроков по формированию контрольно-оценочной деятельности младших школьников.
На методическом семинаре Муниципального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России -2017» мне хотелось познакомить коллег с методикой формирования самооценки.
Важнейшим в оценивании учащимися своих работ является формирование иподдержание мотивациии учащихся к целенаправленному учению. Мотивация — это процесснепрерывного выбора и принятия решений на основеа.
Статья о том, что такое «самооценка» , о её формировании у учащихся начальной школы.
Источник
XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2019
МЕТОДЫ ОЦЕНКИ И САМООЦЕНКИ ПРОДЕЛАННОЙ РАБОТЫ
В управлении персоналом очень важной является степень объективности оценки работы, проделанной сотрудником, и степень справедливости вознаграждения либо наказания. С целью реализации стратегии по управлению персоналом, краеугольным камнем которой является система формальной оценки совершенной деятельности (ФОСД), требуется проведение ряда мероприятий:
♦ оценки и проектирования рабочего места (ОРМ);
♦ формирования параметров и технологий формального оценивания совершенной деятельности, под которыми подразумевается выявление исходного уровня, необходимых структур для определения оценки и точное определение сроков ее проведения;
♦ конструирования механизма, координирующего ФОСД и систему вознаграждения за труд, подразумевающего включение в систему определения заработной платы, размеров премии и некоторых других видов трудового вознаграждения ФОСД как одного из важнейших элементов;
♦ реализации механизмов, связывающих систему служебного продвижения (карьеру) и развития сотрудника в рамках данной организации с ФОСД;
♦ создания механизма, связывающего различные мероприятия по улучшению качества трудовой среды с ФОСД, включая и систему повышения квалификации и переквалификации сотрудников в фирме.
Классификации методов оценки персонала
По характеру исследования
Основываются на субъективной оценке руководителя или коллег
Рассматривают рабочую группу (подразделение, бригаду, коллектив) и ставят ударение на оценку работника его коллегами и способность работать в группе
По направлению исследования
Тестирование; деловая игра; защита бизнес-плана; анализ конкретных ситуаций; самоотчет; оценка методом комитетов; метод независимых судов; метод 360; метод групповых дискуссий; комплексная оценка труда; аттестация персонала
Оценка личных качеств
Биографический; метод стандартных оценок; интервьюирование; анкетирование; социологический опрос; экспертные оценки
Методы биографического описания, деловой характеристики, специальной устной характеристики, а также метод обсуждения
Методы с количественной оценкой уровня качеств работника и метод коэффициентов
Методы экспертной оценки, тестирование
Для традиционных методов оценки персонала наиболее характерны следующие черты:
♦ сфокусированность на работнике как отдельной, независимой единице коллектива предприятия и его дальнейшая оценка вне организационного контекста;
♦ оценка осуществляется руководителем на основе достигнутых результатов без учета долгосрочных перспектив развития предприятия и потенциала работника.
Большим преимуществом традиционных методов является их простота применения, незначительные затраты при их внедрении и общедоступность. Но эти методы имеют ряд серьезных уязвимых позиций. В частности, они не учитывают личных качеств работника, оказывающих влияние на результат труда и потенциал работника.
Переход к постиндустриальной экономике изменил отношение к персоналу. Осуществился переход от рассмотрения трудового коллектива как трудовых ресурсов к пониманию его сущности как человеческого капитала. Каждый работник должен рассматриваться как активный экономический агент, который имеет собственные цели, принимает рациональные решения, обеспечивающие рост его собственной полезности, воспринимает информацию и использует ее при принятии решений. При этом он не является независимым, а входит как элемент в сложную социально-экономическую систему — трудовой коллектив организации.
Рассмотрим краткие характеристики некоторых основных методов формирования оценки совершенной деятельности, которые наиболее актуальны в настоящее время.
1. Оценочный тест — метод, который является одним из самых распространенных в формировании оценки совершенной работы. Данный метод применяется в различных модификациях. В ряде случаев с каждым критерием соотносится шкала оценок, благодаря которой опрашиваемый сотрудник выделяет определенный уровень выполненной им работы.
2. Определение рабочего стандарта — этот метод направлен на оценивание исполнительского персонала в материальном производстве. Метод способствует формированию производственных задач для данной категории персонала. Рабочий стандарт отражает нормальную дневную выработку и определяет результат трудовой деятельности для среднего исполнителя.
3. Метод автономизации предназначен для применения руководителями самостоятельных подразделений организации или для сотрудников с относительно самостоятельным характером выполняемой деятельности. Обычно сотрудниками руководители оцениваются в основном по итогам выполнения поставленных масштабных задач или же по результатам достижения конечных целей. Данный метод применяет так называемый предпринимательский доход, согласно которому материальное вознаграждение руководителю составляет фиксированный процент от общей суммы, полученной за данную работу. Метод автономизации становится все более популярным способом установления взаимосвязи между результатами и вознаграждением и как средство стимулирования активности и творческой инициативы сотрудников.
4. Оценка через написание эссе, представляющего собой прозаический этюд, демонстрирующий общие или предварительные рассуждения о каком-либо предмете или по какому-либо поводу. Оценивающему необходимо дать письменную характеристику выполнения тем или иным сотрудником своей работы. Предварительно могут быть разработаны определенные показатели или стандарты для написания эссе. Этот метод применяется, когда необходимо оценить деятельность сотрудника, выполняющего специфические задачи, которые трудно подвести под какие-то нормативы.
5. Метод управления целями используется при оценке деятельности специалистов и руководителей и состоит из следующих компонентов:
♦ формулировка ясных и хорошо конструированных целей работы, которую необходимо выполнить сотруднику;
♦ создание плана действий, в котором описываются пути достижения целей;
♦ выполнение плана сотрудником;
♦ оценка достигнутых результатов;
♦ в случае необходимости корректировка деятельности;
♦ постановка новых целей будущей деятельности.
6. Метод контрольных картпредставляет собой однозначные ответы «да» или «нет» на серию вопросов, характеризующих поведение сотрудника. Необходимо отметить, что все вопросы имеют различную значимость (разный удельный вес при формулировании общей оценки).
7. Оценка методом принудительного выбора— метод, при котором оценивающий отвечает на целый ряд вопросов-утверждений о выполнении сотрудником своей работы. Каждое такое заявление (утверждение) имеет свою ценность, значимость, выраженную в условных единицах. Оценивающий при ответах не знает этой значимости (удельного веса ответа, являющегося ключом) каждого утверждения, чтобы не оказать на него субъективного влияния. Затем на основании ключа к этим утверждениям отдел кадров формирует окончательную оценку.
8. Метод оценки через экстремальные ситуации— один из наиболее эффективных методов исследования специфики личности работника, так как свои истинные возможности человек лучше всего демонстрирует не в обычных, а именно в экстремальных условиях. Однако не все люди могут улучшать свои результаты в критической ситуации. Некоторые, напротив, в сложной обстановке теряются и не способны показать даже свой обычный результат.
9. Самооценка— метод изучения личности работника, дающий возможность руководителю исследовать непосредственно его собственные представления о своих личных и деловых качествах, о целях, которые он ставит, с которыми сталкивается и которые его больше всего волнуют.
Часто бывает, что представления, которые имеет работник о качестве всего труда, не соответствуют объективной действительности. Определить это помогает организация и проведение аттестации персонала.
Список использованных источников:
Кибанов А.Я. Управление персоналом: учебное пособие / А.Я. Кибанов. – 5-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2015. 202 с. – (Среднее профессиональное образование).
Менеджмент в торговле: учеб. пособие / Г.А. Короленок. –Минск : БГЭУ, 2017. – 269 с.
Управление персоналом: учебное пособие / А.М. Руденко, В.В. Котлярова; под ред. А.М. Руденко. – Ростов н./Д: Феникс, 2017. -414 с. – (среднее профессиональное образование).
Источник