Оценка достигнутых результатов своей деятельности это самооценка

Самооценка учащихся своей деятельности.
статья

«Самоконтроль и самооценка составляют основу успешности обучения». С.Т. Шацкий.
Самооценка- это оценка личностью себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Она определяет критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Самооценка в учебном процессе происходит при помощи самоанализа своей учебной деятельности. Самооценка позволяет ставить цели, планировать способы и методы для достижения поставленных целей. Каждый школьник должен пройти все этапы оценочной деятельности, для того, чтобы осознать:
-что нужно оценивать,
-как оценивать,
-зачем оценивать,
-какие формы оценок существуют.
Таким образом, ученик проверяет и контролирует себя, критически оценивает свою деятельность, устанавливает ошибки и находит пути их устранения. Здесь самооценка как результат оценочной деятельности учащегося. Чтобы учащийся выполнил самооценку своей деятельности, необходимы критерии, на которые он опирается . Они должны быть однозначны и предельно четкими.
Основными средствами самооценки являются: самонаблюдение, самоанализ, самоотчет, сравнение.
В оценочной деятельности участвуют учитель (оценка), ученик (самооценка), класс (взаимооценка). Учить самооценке — задача современного урока.
Действия по развитию у учеников самооценки
1 шаг. Сначала учитель просит оценивать результаты своей работы более подготовленных учеников.
2 шаг. Первое время учитель помогает ученику: сам задает ему вопросы по алгоритму самооценки. Ученик дает ответы, учитель поправляет его, объясняет, если наблюдается завышение или занижение оценки. Все остальные ученики в этот момент наблюдают, как происходит самооценка.
3 шаг. На последующих уроках самооценку по алгоритму предлагается дать по очереди всем ученикам класса.
4 шаг. Постепенно вместо проговаривания вопросов учитель предлагает ученикам самим задавать себе вопросы и отвечать на них. Помимо диалога самооценка может производиться при коллективной проверке письменных заданий. Каждый ученик по образцу проверяет правильность выполнения свей работы и оценивает свое решение. Учитель опрашивает учеников, как они себя оценили и выясняет причины, по которым они оценили себя так, а не иначе. Тут же приводятся пути решения проблемы на будущее.
5 шаг. Когда ученики научаться оценивать себя самостоятельно, базовое умение самооценки можно считать сформированным.
Алгоритм самооценки.
1. Какова была цель задания?
2. Удалось ли получить результат?
3. Правильно или с ошибками?
4. Самостоятельно или с чей-то помощью?
Инструменты формирования самооценки или способы выражения самооценки:
«Светофор»
— красный – я не знаю, прошу помощи,
— желтый– сомневаюсь, не уверен,
— зеленый – знаю, умею, могу помочь другим.
«Говорящие рисунки»
Если доволен собой, все получалось, то рисуют улыбающееся лицо.
Если на уроке было временами непросто, не все получалось, то рисуют такое лицо «СПОКОЙНОЕ». Если на уроке было сложно, многое не получалось, то рисуют грустное лицо.
«Лесенка успеха»
1-я ступенька – ученик не понял, ничего не запомнил, у него осталось много вопросов;
2-я и 3-я ступеньки –остались вопросы по новой теме
4-я ступенька – ученик хорошо усвоил новое
«Я понял все»;
«Карточка сомнений»
+ — «Я понял все»;
— — «Не совсем усвоил, сомневаюсь»;
? – «Не понял».
На уроках чтения и окружающего мира при самостоятельной работе с текстом учащиеся делают пометки:
V – УЖЕ ЗНАЛ ЭТО
+ — НОВОЕ
? – НЕ ПОНЯЛ, ВОЗНИК ВОПРОС
0 – ДУМАЛ ИНАЧЕ
«Волшебные линеечки»
Самооценка представляет собой постановку ребенком крестика на данной шкале, зная, что вверху ставят крестик в том случае, если данный критерий выполнен полностью, соответственно внизу – если данный критерий не выполнен вообще.
«Дерево успехов»
Итоги дня можно подводить на «Дереве успехов». После уроков дети прикрепляют на дерево (нарисован плакат) плод, цветок или листок: яблоко – все удалось, цветок – неплохо поработал, но что-то не совсем получилось, листок – сегодня не получилось, но я не отчаиваюсь.
Таким образом, использование различных форм учета учебных достижений можно рассматривать как средство развития адекватной самооценки, а формирование самооценки и самоконтроля положительно влияет на личностное развитие учащихся.
Внутренняя самооценка предшествует внешней – это позволяет учащемуся увидеть, что любая учебная работа выполняется для него самого, а не для учителя. В результате у учащихся формируется ценностное отношение к процессу и результату своего труда.

Читайте также:  Самые эффективные идеи для бизнеса

Скачать:

Вложение Размер
statya._samootsenka_uchashchihsya_svoey_deyatelnosti.docx 16.64 КБ

Предварительный просмотр:

Самооценка учащихся своей деятельности .
«Самоконтроль и самооценка составляют основу успешности обучения». С.Т. Шацкий.
Самооценка- это оценка личностью себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Она определяет критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Самооценка в учебном процессе происходит при помощи самоанализа своей учебной деятельности. Самооценка позволяет ставить цели, планировать способы и методы для достижения поставленных целей. Каждый школьник должен пройти все этапы оценочной деятельности, для того, чтобы осознать:
-что нужно оценивать,
-как оценивать,
-зачем оценивать,
-какие формы оценок существуют.
Таким образом, ученик проверяет и контролирует себя, критически оценивает свою деятельность, устанавливает ошибки и находит пути их устранения. Здесь самооценка как результат оценочной деятельности учащегося. Чтобы учащийся выполнил самооценку своей деятельности, необходимы критерии, на которые он опирается . Они должны быть однозначны и предельно четкими.
Основными средствами самооценки являются: самонаблюдение, самоанализ, самоотчет, сравнение.
В оценочной деятельности участвуют учитель (оценка), ученик (самооценка), класс (взаимооценка). Учить самооценке — задача современного урока.
Действия по развитию у учеников самооценки
1 шаг. Сначала учитель просит оценивать результаты своей работы более подготовленных учеников.
2 шаг. Первое время учитель помогает ученику: сам задает ему вопросы по алгоритму самооценки. Ученик дает ответы, учитель поправляет его, объясняет, если наблюдается завышение или занижение оценки. Все остальные ученики в этот момент наблюдают, как происходит самооценка.
3 шаг. На последующих уроках самооценку по алгоритму предлагается дать по очереди всем ученикам класса.
4 шаг. Постепенно вместо проговаривания вопросов учитель предлагает ученикам самим задавать себе вопросы и отвечать на них. Помимо диалога самооценка может производиться при коллективной проверке письменных заданий. Каждый ученик по образцу проверяет правильность выполнения свей работы и оценивает свое решение. Учитель опрашивает учеников, как они себя оценили и выясняет причины, по которым они оценили себя так, а не иначе. Тут же приводятся пути решения проблемы на будущее.
5 шаг. Когда ученики научаться оценивать себя самостоятельно, базовое умение самооценки можно считать сформированным.
Алгоритм самооценки.
1. Какова была цель задания?
2. Удалось ли получить результат?
3. Правильно или с ошибками?
4. Самостоятельно или с чей-то помощью?
Инструменты формирования самооценки или способы выражения самооценки:
«Светофор»
— красный – я не знаю, прошу помощи,
— желтый– сомневаюсь, не уверен,
— зеленый – знаю, умею, могу помочь другим.
«Говорящие рисунки»
Если доволен собой, все получалось, то рисуют улыбающееся лицо.
Если на уроке было временами непросто, не все получалось, то рисуют такое лицо «СПОКОЙНОЕ». Если на уроке было сложно, многое не получалось, то рисуют грустное лицо.
«Лесенка успеха»
1-я ступенька – ученик не понял, ничего не запомнил, у него осталось много вопросов;
2-я и 3-я ступеньки –остались вопросы по новой теме
4-я ступенька – ученик хорошо усвоил новое
«Я понял все»;
«Карточка сомнений»
+ — «Я понял все»;
— — «Не совсем усвоил, сомневаюсь»;
? – «Не понял».
На уроках чтения и окружающего мира при самостоятельной работе с текстом учащиеся делают пометки:
V – УЖЕ ЗНАЛ ЭТО
+ — НОВОЕ
? – НЕ ПОНЯЛ, ВОЗНИК ВОПРОС
0 – ДУМАЛ ИНАЧЕ
«Волшебные линеечки»
Самооценка представляет собой постановку ребенком крестика на данной шкале, зная, что вверху ставят крестик в том случае, если данный критерий выполнен полностью, соответственно внизу – если данный критерий не выполнен вообще.
«Дерево успехов»
Итоги дня можно подводить на «Дереве успехов». После уроков дети прикрепляют на дерево (нарисован плакат) плод, цветок или листок: яблоко – все удалось, цветок – неплохо поработал, но что-то не совсем получилось, листок – сегодня не получилось, но я не отчаиваюсь.
Таким образом, использование различных форм учета учебных достижений можно рассматривать как средство развития адекватной самооценки, а формирование самооценки и самоконтроля положительно влияет на личностное развитие учащихся.
Внутренняя самооценка предшествует внешней – это позволяет учащемуся увидеть, что любая учебная работа выполняется для него самого, а не для учителя. В результате у учащихся формируется ценностное отношение к процессу и результату своего труда.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступленине на педагогическом совете. Публичное представлени педагогического опыта.

Выступление на МО.

Материалы для анкетирования,результаты исследования.

Фрагменты уроков по формированию контрольно-оценочной деятельности младших школьников.

На методическом семинаре Муниципального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России -2017» мне хотелось познакомить коллег с методикой формирования самооценки.

Важнейшим в оценивании учащимися своих работ является формирование иподдержание мотивациии учащихся к целенаправленному учению. Мотивация — это процесснепрерывного выбора и принятия решений на основеа.

Статья о том, что такое «самооценка» , о её формировании у учащихся начальной школы.

Источник

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2019

МЕТОДЫ ОЦЕНКИ И САМООЦЕНКИ ПРОДЕЛАННОЙ РАБОТЫ

В управлении персоналом очень важной является сте­пень объективности оценки работы, проделанной сотруд­ником, и степень справедливости вознаграждения либо наказания. С целью реализации стратегии по управлению персоналом, краеугольным камнем которой является систе­ма формальной оценки совершенной деятельности (ФОСД), требуется проведение ряда мероприятий:

оценки и проектирования рабочего места (ОРМ);

формирования параметров и технологий формального оценивания совершенной деятельности, под которыми подразумевается выявление исходного уровня, необ­ходимых структур для определения оценки и точное определение сроков ее проведения;

конструирования механизма, координирующего ФОСД и систему вознаграждения за труд, подразумевающего включение в систему определения заработной платы, размеров премии и некоторых других видов трудового вознаграждения ФОСД как одного из важнейших элементов;

реализации механизмов, связывающих систему служеб­ного продвижения (карьеру) и развития сотрудника в рамках данной организации с ФОСД;

создания механизма, связывающего различные меропри­ятия по улучшению качества трудовой среды с ФОСД, включая и систему повышения квалификации и пе­реквалификации сотрудников в фирме.

Классификации методов оценки персонала

По характеру исследования

Основываются на субъективной оценке руководителя или коллег

Рассматривают рабочую группу (подразделение, бригаду, коллектив) и ставят ударение на оценку работ­ника его коллегами и способность работать в группе

По направле­нию исследо­вания

Тестирование; деловая игра; защита бизнес-плана; анализ конкретных ситуаций; самоотчет; оценка мето­дом комитетов; метод независимых судов; метод 360; метод групповых дискуссий; комплексная оценка труда; аттестация персонала

Оценка лич­ных качеств

Биографический; метод стандарт­ных оценок; интервьюирование; анкетирование; социологический опрос; экспертные оценки

Методы биографического описания, деловой характеристики, специаль­ной устной характеристики, а также метод обсуждения

Методы с количественной оценкой уровня качеств работника и метод коэффициентов

Методы экспертной оценки, тести­рование

Для традиционных методов оценки персонала наиболее характерны следующие черты:

♦ сфокусированность на работнике как отдельной, не­зависимой единице коллектива предприятия и его дальнейшая оценка вне организационного контекста;

♦ оценка осуществляется руководителем на основе до­стигнутых результатов без учета долгосрочных пер­спектив развития предприятия и потенциала работ­ника.

Большим преимуществом традиционных методов явля­ется их простота применения, незначительные затраты при их внедрении и общедоступность. Но эти методы имеют ряд серьезных уязвимых позиций. В частности, они не учиты­вают личных качеств работника, оказывающих влияние на результат труда и потенциал работника.

Переход к постиндустриальной экономике изменил отношение к персоналу. Осуществился переход от рас­смотрения трудового коллектива как трудовых ресурсов к пониманию его сущности как человеческого капитала. Каждый работник должен рассматриваться как активный экономический агент, который имеет собственные цели, принимает рациональные решения, обеспечивающие рост его собственной полезности, воспринимает информацию и использует ее при принятии решений. При этом он не яв­ляется независимым, а входит как элемент в сложную со­циально-экономическую систему — трудовой коллектив организации.

Рассмотрим краткие характеристики некоторых основ­ных методов формирования оценки совершенной деятель­ности, которые наиболее актуальны в настоящее время.

1. Оценочный тест — метод, который является одним из самых распространенных в формировании оценки совер­шенной работы. Данный метод применяется в различных модификациях. В ряде случаев с каждым критерием соот­носится шкала оценок, благодаря которой опрашиваемый сотрудник выделяет определенный уровень выполненной им работы.

2. Определение рабочего стандарта — этот метод направ­лен на оценивание исполнительского персонала в матери­альном производстве. Метод способствует формированию производственных задач для данной категории персонала. Рабочий стандарт отражает нормальную дневную выработ­ку и определяет результат трудовой деятельности для сред­него исполнителя.

3. Метод автономизации предназначен для применения руководителями самостоятельных подразделений организа­ции или для сотрудников с относительно самостоятельным характером выполняемой деятельности. Обычно сотруд­никами руководители оцениваются в основном по итогам выполнения поставленных масштабных задач или же по результатам достижения конечных целей. Данный метод применяет так называемый предпринимательский доход, согласно которому материальное вознаграждение руково­дителю составляет фиксированный процент от общей сум­мы, полученной за данную работу. Метод автономизации становится все более популярным способом установления взаимосвязи между результатами и вознаграждением и как средство стимулирования активности и творческой иници­ативы сотрудников.

4. Оценка через написание эссе, представляющего собой прозаический этюд, демонстрирующий общие или пред­варительные рассуждения о каком-либо предмете или по какому-либо поводу. Оценивающему необходимо дать письменную характеристику выполнения тем или иным сотрудником своей работы. Предварительно могут быть разработаны определенные показатели или стандарты для написания эссе. Этот метод применяется, когда необходи­мо оценить деятельность сотрудника, выполняющего спе­цифические задачи, которые трудно подвести под какие-то нормативы.

5. Метод управления целями используется при оценке де­ятельности специалистов и руководителей и состоит из сле­дующих компонентов:

♦ формулировка ясных и хорошо конструированных целей работы, которую необходимо выполнить со­труднику;

♦ создание плана действий, в котором описываются пути достижения целей;

♦ выполнение плана сотрудником;

♦ оценка достигнутых результатов;

♦ в случае необходимости корректировка деятельности;

♦ постановка новых целей будущей деятельности.

6. Метод контрольных картпредставляет собой одно­значные ответы «да» или «нет» на серию вопросов, харак­теризующих поведение сотрудника. Необходимо отметить, что все вопросы имеют различную значимость (разный удельный вес при формулировании общей оценки).

7. Оценка методом принудительного выбора метод, при котором оценивающий отвечает на целый ряд вопро­сов-утверждений о выполнении сотрудником своей работы. Каждое такое заявление (утверждение) имеет свою цен­ность, значимость, выраженную в условных единицах. Оце­нивающий при ответах не знает этой значимости (удельно­го веса ответа, являющегося ключом) каждого утверждения, чтобы не оказать на него субъективного влияния. Затем на основании ключа к этим утверждениям отдел кадров фор­мирует окончательную оценку.

8. Метод оценки через экстремальные ситуации— один из наиболее эффективных методов исследования специфики личности работника, так как свои истинные возможности человек лучше всего демонстрирует не в обычных, а именно в экстремальных условиях. Однако не все люди могут улуч­шать свои результаты в критической ситуации. Некоторые, напротив, в сложной обстановке теряются и не способны показать даже свой обычный результат.

9. Самооценка— метод изучения личности работника, дающий возможность руководителю исследовать непосред­ственно его собственные представления о своих личных и деловых качествах, о целях, которые он ставит, с которыми сталкивается и которые его больше всего волнуют.

Часто бывает, что представления, которые имеет работ­ник о качестве всего труда, не соответствуют объективной действительности. Определить это помогает организация и проведение аттестации персонала.

Список использованных источников:

Кибанов А.Я. Управление персоналом: учебное пособие / А.Я. Кибанов. – 5-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2015. 202 с. – (Среднее профессиональное образование).

Менеджмент в торговле: учеб. пособие / Г.А. Короленок. –Минск : БГЭУ, 2017. – 269 с.

Управление персоналом: учебное пособие / А.М. Руденко, В.В. Котлярова; под ред. А.М. Руденко. – Ростов н./Д: Феникс, 2017. -414 с. – (среднее профессиональное образование).

Источник

Читайте также:  Бизнес идеи для гаража своими руками
Оцените статью