- Критерии оценки эффективности деятельности работников образования. Деятельность преподавателя
- Кто оценивает работу преподавателя и для чего это нужно
- Как формируется система оценки
- Что входит в систему
- Сложности оценивания
- Где могут учиться преподаватели
- Как определяется уровень квалификации учителей
- Рейтинговая система оценки учителей
- Критерии, включённые в рейтинг
- Особенности оценки работы преподавателей высших учебных заведений
- Традиционная квалификационная система в вузах
- Кто такой профессиональный преподаватель
- Оценка качества профессиональной деятельности учителя
- Рекомендации по разработке системы показателей
- Представленная модель апробирована на протяжении последних 10-ти лет в образовательных учреждениях Москвы и других городов России в рамках мониторинга роста и развития внутренних ресурсов успеха ученика и компетентности преподавателя. В течение прошедшего года она обсуждалась столичными учителями-предметниками в рамках деятельности городской экспериментальной площадки (ГЭП), слушателями курсов повышения квалификации ФПК ППРО МПГУ и дистанционных курсов Педагогического университета «Первое сентября»*. Было отмечено, что модель требует доработки и конкретизации, однако она выявляет необходимую и достаточную совокупность составляющих системы оценки за качество работы педагога.
Критерии оценки эффективности деятельности работников образования. Деятельность преподавателя
Сложившаяся на сегодня система отечественного образования находится на сложном этапе своего развития. Что в общем-то не удивительно, поскольку в современном глобализирующемся мире любой социальный институт определённым образом трансформируется, пытаясь приспособиться к новым условиям существования.
Требования, которые сегодня выдвигает общество к образованию, уже не позволяют ему игнорировать процессы, происходящие как внутри государства, так и на международном уровне. Все вышесказанное приводит к необходимости определения основных критериев оценки деятельности людей, занимающихся реализацией одной из важнейших социальных задач – образования.
Кто оценивает работу преподавателя и для чего это нужно
Задача, о который пойдёт речь, достаточно сложна и очень ответственна. Она требует к себе особого внимания, поскольку критерии оценки эффективности деятельности работников образования определить непросто, учитывая характер вида их работы.
Этому вопросу сегодня посвящено немалое количество публикаций научного и публицистического характера, а также ряд нормативно-правовых актов.
Последние включают документы различного уровня:
- законы, задающие общее направление развития этой сферы;
- решения комитета по образованию, регулирующие деятельность всех уровней, включённых в этот процесс;
- государственные стандарты; здесь конкретизируются требования, касающиеся структуры, объёма, условий реализации и освоения документов следующего уровня;
- программы, которые разрабатываются на основе предыдущих бумаг самими образовательными учреждениями;
- положения; здесь уже чётко сформулированы требования и критерии оценки эффективности деятельности работников образования конкретной учебной организации.
Как видим, процесс определения качественных показателей труда преподавателя, учителя привлекает целую систему государственных органов. Естественно, что в нём также задействованы и сами образовательные организации.
Целью этого процесса является получение возможности оценивать качество преподавательской деятельности, влиять на него и на основании этого экономически мотивировать работников этой сферы. Хотя, следует отметить, что на сегодняшний день вся эта система ещё далека от совершенства.
Как формируется система оценки
Каждый уважающий себя педагог, как правило, имеет свои представления о том, как реализовывать процесс обучения. Понятно, что на определённом этапе деятельности он формирует свои методы, способы преподавания, которые в целом можно представить как педагогические технологии. Эффективность реализации последних во многом зависит от сформированной системы, которая будет отображать взаимосвязь между особенностями этих технологий и показателями, позволяющими оценить степень их исполнения. Она обязательно должна пройти экспериментальную проверку педагогическим составом, которая выявит её недостатки и позволит скорректировать их.
Что входит в систему
Она должна включать основные критерии оценки эффективности деятельности работников образования. Понятно, что для каждого учебного заведения они будут свои, но есть ряд наиболее общих, в рамках которых сформированы все остальные. Итак, сюда включают:
- динамику индивидуальных достижений в учебном процессе, степень освоения учениками той или иной предметной программы;
- возможность и степень вовлечения учащихся в исследовательскую и внеучебную деятельность, включающую различные конкурсы, соревнования, олимпиады и т. д.;
- результаты методической работы учителя и его участие в написании программ;
- проведение инновационной, научно-исследовательской работы и наличие её документального подтверждения;
- степень участия в различных дополнительных проектах социального, оздоровительного, учебно-воспитательного характера, экскурсионных программах и т. д.;
- работа со сложными учениками, включающая психологические и различные инновационные формы деятельности;
- степень вовлечения в различные педагогические проекты, которые реализуются коллективом;
- осуществление мероприятий, которые позволяют взаимодействовать с родителями учащихся, их уровень, периодичность проведения и наличие обратной связи;
- участие в оформлении составляющих образовательной инфраструктуры: кабинетов, специальных аудиторий, мастерских, лабораторий, музеев и т. д.;
- презентация особенностей своей педагогической деятельности и результативность её организации: наличие сертификатов, дипломов, участие в профессиональных конкурсах и т. д.
Как видно из приведённого перечня, критерии оценки эффективности деятельности работников образования не исчерпываются только учебно-методической и воспитательной работой, но также касаются самых разных сфер его активности.
Сложности оценивания
Понятно, что в целом приведённые критерии лишь устанавливают верхнюю планку. К сожалению, они не всегда могут отобразить все стороны и особенности учительского труда. Для получения адекватной оценки необходимо, чтобы она как интегральный показатель соответствовала ряду факторов, среди которых называются следующие: объективность, универсальность, своевременность, надёжность, точность и гибкость.
Однако определённо можно сказать, что главной задачей любого педагога является активная работа над собой и постоянное совершенствование своих навыков. Этой цели служат специальные организации, деятельность которых направлена на повышение квалификации работников образования.
Где могут учиться преподаватели
Учитывая, что на учителей школ, преподавателей высших учебных заведений и других участников этого процесса возложена такая важная и непростая задача, как обучение и воспитание подрастающего поколения, то и уровень их собственного образования всегда должен быть на высоте. Как правило, раз в пять лет учитель или преподаватель должен повышать свой профессиональный уровень, и помогает ему в этом институт повышения квалификации работников образования.
Подобные организации также реализуют учебный процесс, который имеет свои особенности.
Первое – это, конечно, то, что специалисты здесь должны быть высокого уровня. Сюда приглашаются лучшие представители сферы образования, которым уже есть чем поделиться, психологи-практики, программисты, юристы и т. д.
Второе – длительность подготовки. Она, как правило, непродолжительна и может составлять 36, 72 или 108 часов.
Третье — это то, что после обучения институт повышения квалификации работников образования может продолжать с педагогами сотрудничество, предлагая различные платформы для стажировки, программы, целевые проекты и другие виды так называемых учебных продуктов.
Как определяется уровень квалификации учителей
От вышеупомянутых критериев, которые задают рамки в характеристике деятельности педагога следует перейти к более конкретным показателям. Сегодня в российских школах применяется такая оценка профессиональной деятельности педагога, как аттестация. Она позволяет установить уровень его квалификации и производится один раз в пять лет. Существует две формы аттестации:
- добровольная, позволяющая повысить свою категорию и уровень оплаты труда;
- обязательная, определяет соответствие педагога занимаемой им должности.
В первом случае результатом успешного прохождения аттестации является присвоение соответствующей категории: первой или высшей. Форма прохождения здесь регламентируется на основе аттестационных правил. Однако она может включать различные творческие элементы, которые определяются проводящей это мероприятие комиссией.
Второй вид – обязательная аттестация, является подтверждением компетентности учителя. Форма её проведения, как правило, включает тесты для аттестации педагогов. На основании полученных результатов принимается решение о соответствии учителя занимаемой должности.
Иногда путают аттестацию работников образования школ и вузов, говоря о категории преподавателей, которой формально не существует. Такой вид квалификации возможен лишь применительно к учителям.
Рейтинговая система оценки учителей
Применяется в качестве дополнения к вышеупомянутой. В этом случае оценка деятельности педагога формируется в виде рейтинга. Он составляется на основе непрерывной диагностики результатов работы учителя. В конце каждого отчётного периода производится расчёт рейтинга, исходя из ряда показателей.
Критерии, включённые в рейтинг
Они касаются разных сторон деятельности учителя и характеризуют:
- результаты учебной работы;
- наличие и формы методических разработок;
- различные виды и формы общественной работы;
- соблюдение трудовой дисциплины;
- аккуратность в ведении документов;
- классное руководство и формы внеклассной работы;
- соблюдение техники безопасности в вопросе охраны здоровья и жизни учащихся.
На своё усмотрение педагогический коллектив школы может вносить собственные коррективы в этот перечень, исходя из реальной ситуации.
Основной задачей рейтинговой оценки является повышение мотивации учителя к дальнейшему саморазвитию.
Особенности оценки работы преподавателей высших учебных заведений
Здесь тоже есть свои критерии и формы. Они позволяют получить представление об особенностях оценки таких участников образовательного процесса, как преподаватели вузов.
Модернизация затронула и эту сферу. Яркий пример тому – введение рейтинговой системы оценивания, которая включает показатели, характеризующие деятельность преподавателя. В целом они сформированы по такому же принципу, как и для учителей школ, только больший акцент делается на научно-исследовательской работе.
Традиционная квалификационная система в вузах
Сложилась она достаточно давно и позволяет определить ранг научно-педагогического сотрудника. Эта система включает учёные степени и звания.
Что касается первого показателя, то здесь различают кандидата и доктора наук. Учёная степень присуждается на основе написания преподавателем соответствующего научного труда (диссертации) и защиты её на заседании специального совета. Он может проходить при вузе, научно-исследовательском институте или какой-либо другой организации. Степень доктора наук может присуждаться лишь в том случае, если уже есть кандидатская.
Второй показатель квалификации преподавателя – учёное звание. С 2013 года их два: доцент и профессор. Раньше учёное звание могло быть присвоено по кафедре или по специальности. Делалось это, исходя из места работы. Если речь шла о ВУЗе, то присваивалось звание доцента или профессора по кафедре, если же говорилось про научно-исследовательский институт, то присвоение шло по специальности. Сегодня эта норма отменена Высшей аттестационной комиссией. Теперь учёные звания присваиваются без ссылки на кафедру или специальность.
Кто такой профессиональный преподаватель
Сегодня можно встретить и такое словосочетание. О чём здесь идёт речь?
В формально определённой сфере квалификации преподавателей или аттестации учителей такая категория не встречается. Как правило, речь может идти либо о профессиональной культуре преподавателя, либо же о каких-либо других качествах, которые его характеризуют с этой точки зрения.
Чаще всего такую характеристику дают в том случае когда речь касается обучения какому-либо одному предмету или навыку, например, английскому языку, физике или математике. Иногда можно встретить предложения своих услуг профессиональным преподавателем по танцам или музыке.
Источник
Оценка качества профессиональной деятельности учителя
Рекомендации по разработке системы показателей
Представленная модель апробирована на протяжении последних 10-ти лет в образовательных учреждениях Москвы и других городов России в рамках мониторинга роста и развития внутренних ресурсов успеха ученика и компетентности преподавателя. В течение прошедшего года она обсуждалась столичными учителями-предметниками в рамках деятельности городской экспериментальной площадки (ГЭП), слушателями курсов повышения квалификации ФПК ППРО МПГУ и дистанционных курсов Педагогического университета «Первое сентября»*. Было отмечено, что модель требует доработки и конкретизации, однако она выявляет необходимую и достаточную совокупность составляющих системы оценки за качество работы педагога.
Сегодня, когда критерии оценки трудовой деятельности ложатся в основу распределения доплаты за качество работы в школе, проблема их формулировки стоит очень остро. При этом в последние годы все чаще параметры, отражающие успех в профессиональных конкурсах, преобладают над показателями, описывающими ежедневный, кропотливый труд.
Несомненно, победы учителя и его учеников во всевозможных состязаниях – одно из доказательств высокого уровня преподавания. Но при расчете оплаты за качество профессионального труда – это далеко не главное.
За годы реализации ПНПО выявился социальный риск формального переноса заслуг победителей в систему оценки каждого педагога в отдельном образовательном учреждении. Подмена профессиональной инвариантной составляющей успешности преподавателя в школе вариативными характеристиками учителей-победителей, акцент в профессиональных конкурсах на умение преподнести, подать себя приводит к тому, что при проектировании системы критериев оплаты за качество на первое место (по количеству баллов!) нередко выносятся показатели успеха в социуме.
Если мы позиционируем введение оплаты за качество как мотивационный фактор (Ф.Герцберг) для учителя, то в системе оснований для премирования определенные критерии и их относительная ценность должны отражать цели и задачи любого образовательного учреждения. И в первую очередь – обеспечение максимально комфортных условий обучения для каждого ученика. Если за участника и победителя олимпиады педагогу платят больше, чем за работу с детьми группы учебного риска, ему выгоднее заниматься с отличниками, ограничивая время работы с остальными ребятами.
Итак, успех учителя необходимо оценивать, рассматривая три набора показателей:
1. Учебные достижения учеников.
2. Создание качественных условий и ресурсов для учебного успеха школьников.
3. Реализация деятельности педагога в профессиональном социуме.
Первый набор отражает главные итоги работы – учебный успех учеников. Здесь необходимо выбирать и такие показатели, которые показывают абсолютное значение достижений (количество учащихся, получивших «4» и «5» по предмету, наличие победителей олимпиад и конкурсов), и те, что выявляют динамику изменений в обученности и обучаемости, повышение мотивации к учебе и т.д.
Без ее учета (только по положительным оценкам!) можно спровоцировать фальсификацию результатов. Более того, мы все знаем, какие усилия прикладывает учитель, максимально индивидуализируя учебный процесс (например, в классах КРО или в работе с детьми группы учебного риска в обычных школах).
В этих условиях успех ученика за короткий срок (период сбора информации для оплаты за качество!) зачастую можно оценить только по росту мотивации, уровню общеучебных навыков, общему уровню обучаемости. Если в школе не ведется мониторинг по иным внутренним ресурсам учащегося, кроме обученности, мы не сможем оценить динамику их развития и тогда рискуем обесценить индивидуализацию и личностно ориентированный подход.
Второй набор показателей отражает результаты усилий учителя по созданию внешних ресурсов успеха ученика – условий образовательного процесса. В течение учебного года в системе ВШК производится постоянная оценка качества уроков, внеклассных мероприятий, оснащения кабинета, дидактических материалов и т.д. Однако, если в школе нет единой системы оценки перечисленных ресурсов, невозможно соотнести мнение всех администраторов для достижения достаточной степени объективности в отношении работы педагога.
Учитывая комплексную структуру объектов оценки (в уроке проявляются все ключевые компетентности учителя), предлагаем производить оценку внешних ресурсов учебного успеха ученика в матрице компетентностей педагога, соотнеся каждую из них с данными, получаемыми в процедурах ВШК. Это позволит:
– объективизировать оценку качества уроков и др., сделав ее максимально прозрачной для коллектива;
– минимизировать временные затраты, объединив в одной процедуре ВШК и «оценку за качество для оплаты»;
– реализовать связи системы «оплата за качество» с содержанием методической работы, определяя одновременно, к примеру, с оценкой уроков «мишень» для развития конкретной компетенции.
Третий набор показателей оценивает деятельность учителя через признание его достижений в педагогическом сообществе. Такие параметры, как участие и победы в конкурсах, успешное обучение на курсах повышения квалификации, активная деятельность в школьной методической системе, разработка авторских программ, благополучное прохождение аттестации и др., свидетельствуют об усилиях преподавателя по обеспечению высокого уровня качества образовательной среды не только в собственной школе, но и в профессиональной сфере в целом.
В разработке представленной открытой системы оценки качества работы учителя использованы следующие подходы:
– деятельностный (определены виды деятельности, на основании которых замеряется качество);
– компетентностный (установлены ключевые компетентности педагога, обеспечивающие качество его профессиональной деятельности);
– ресурсный (найдены внутренние ресурсы ученика для оценки качества результатов, внешние ресурсы учебного успеха ребенка для оценки качества работы учителя, управленческие ресурсы для осуществления процедур оценки).
иже приведены примерные показатели комплексной оценки качества работы для расчета стимулирующих выплат.
Наивысшая сумма баллов, которую может набрать педагог за анализируемый период, – 100.
Сначала определяется максимальная сумма выплат для всего педагогического коллектива
(М общ. пед.).
Далее – максимальная сумма выплат, на которую может рассчитывать каждый учитель
(М кажд. пед.) как частное от деления предельно возможной суммы выплат (М общ. пед.) на количество педагогических работников (К пед.):
Устанавливается цена одного балла: делением максимальной суммы выплат отдельного учителя на 100 баллов:
Наконец, цена одного балла умножается на количество баллов, реально набранных каждым педагогом (Б реальн.), и высчитывается сумма выплаты за анализируемый период (СВ конкр. пед.):
Она корректируется с учетом коэффициента трудового участия, учитывающего долю реально отработанных дней (КТУ конкр. пед.).
В окончательном виде формула расчета выплаты за качество каждому педагогическому работнику будет выглядеть так:
Распределение максимального значения баллов по различным показателям произведено с учетом действительности – запросов ученического и родительского сообщества, требований государства к системе образования, рекомендаций научного социума.
Каждый руководитель может соотнести реалии и потребности своего учреждения с представленной моделью и перегруппировать баллы.
В нижеприведенной Таблице будут использоваться следующие пометки:
* В данной графе выделены управленческие процедуры, которые не входят или редко входят в структуру школьного мониторинга, т.е. потребуют модернизации последнего.
** При необходимости администрация может управлять уровнем данных параметров, изменяя соотношение максимальных значений баллов, естественно, заранее вынося этот вопрос на обсуждение коллектива.
1. Качество результатов профессиональной деятельности учителя (учебный успех учеников)
Измеряемый параметр
Показатель
Процедуры оценки *
Кто осуществляет
Учащиеся, успевающие на «4» и «5»
Доля учащихся, успевающих на «4» и «5» (в %)
Мониторинг обученности
Замдиректора по УВР
Учащиеся, получившие статус победителей олимпиад, конкурсов, смотров
Доля учащихся, получивших статус победителей в соревнованиях разного уровня
Мониторинг результативности образовательного процесса
Замдиректора по УВР
международный – 10
Учащиеся, повысившие уровень обученности за анализируемый период
Степень обученности учащихся (СОУ)
Пересчет данных мониторинга обученности без сбора дополнительных данных
Замдиректора по УВР
Учащиеся, повысившие общий уровень обучаемости и/или отдельных параметров общей обучаемости (кроме обученности)
Рост внутренних ресурсов учебного успеха ученика
Мониторинг уровня развития общеучебных навыков, мотивации, мыслительных навыков по специальным контрольно-методическим срезам, анкетированию, опросам психологов, социологов
Замдиректора по УВР, председатель МО, психологи, социологи
Максимум – 5
Активность и успешность учащихся во внеклассной и внешкольной учебной деятельности
Не менее 50 процентов учащихся от числа школьников, обучаемых данным учителем, разработали проект или провели исследование по данному предмету
Мониторинг социализированности учащихся
МО классных руководителей, данные ВШК замдиректора по ВР
Максимум – 5
2. Качество деятельности учителя по созданию условий и ресурсов для учебного успеха учащихся
Измеряемый параметр – компетентности учителя
Показатель
Процедуры оценки
Кто осуществляет
Предметно-методологическая
Содержание предметной урочной и внеурочной деятельности.
Организация предметной урочной и внеурочной деятельности (структура уроков, технологии обучения и т.д.).
Информационно-дидактическое обустройство предметного кабинета (с позиций предметного подхода)
В системе ВШК (внутришкольный контроль уроков, школьных событий, внешкольной предметной деятельности учителя – экскурсионная и музейная педагогика и т.д.).
Данные экспертных оценок (окружные смотры кабинетов и т.д.)
Председатель МО, замдиректора по УВР
Максимум – 10**
Психолого-педагогическая
Индивидуализация и дифференциация учебного процесса на уроках и во внеурочной деятельности с учетом уровня развития внутренних ресурсов учебного успеха ученика.
Проектирование и реализация индивидуализированных программ обучения предмету.
Информационно-дидактическое обустройство предметного кабинета (с позиций личностно ориентированного подхода)
В системе ВШК (внутришкольный контроль уроков, школьных событий, внешкольной предметной деятельности учителя – экскурсионная и музейная педагогика и т.д.).
При анализе эффективности и результативности проектно-исследовательской деятельности учащихся.
Данные экспертных оценок (окружные смотры кабинетов и т.д.)
Председатель МО, замдиректора по УВР, психологическая служба
Максимум – 10**
Валеологическая
Качество образовательной среды, создаваемой учителем с позиций здоровьесбережения:
– акцентирование содержания, ориентированного
на здоровьесбережение и развитие;
– организационные аспекты создания и поддержания здоровьесберегающей среды
В системе ВШК (внутришкольный контроль уроков, школьных событий, внешкольной предметной деятельности, работа учителя как классного руководителя – реализация системы классных часов по здоровьесбережению и т.д.).
Тематические микроисследования
Председатель МО, замдиректора по УВР, психологическая служба
Максимум – 10**
Коммуникативная
Проектирование учителем среды конструктивного педагогического общения, позволяющего без насилия, с позиций толерантности достигать поставленных задач педагогического взаимодействия.
Стиль общения с коллегами – конструктивность, толерантность
В системе ВШК (внутришкольный контроль уроков, школьных событий, внешкольной предметной деятельности, работа учителя как классного руководителя – качество взаимодействия с родителями).
Председатель МО, замдиректора по УВР, психологическая служба
Максимум – 10**
Управленческая
Реализация учителем управленческих технологий, обеспечивающих качество образовательного процесса (педагогический анализ целей, ресурсов, процесса в системе «учитель–ученик»).
Владение учителем медиатехнологиями.
Владение навыками педагогического экспериментирования
(при внедрении инноваций)
В системе ВШК (внутришкольный контроль уроков, школьных событий, внешкольной предметной деятельности, дежурств по школе и др.).
Деятельность учителя в рамках экспериментальных площадок
Замдиректора по НМР, замдиректора по УВР, председатель МО, психологическая служба
Максимум – 10**
3. Деятельность учителя по обеспечению высокого уровня качества образовательной среды в профессиональном социуме
Измеряемый параметр
Показатель
Процедуры оценки*
Кто осуществляет
Участие в реализации образовательной программы и программы развития школы
Активное участие в работе школьной методической системы.
Разработка, апробация, трансляция образовательных продуктов (программ, учебников, технологий), принятых
и одобренных профессиональным социумом
Аналитические материалы НМС школы.
Внешняя экспертиза ОМЦ, МИОО, Центра качества
Замдиректора по НМР, замдиректора по УВР, председатель МО
Максимум – 5
карьера» учителя
Благополучное прохождение аттестации
Экспертные заключения
Замдиректора по НМР, замдиректора по УВР
Максимум – 5
Успешное обучение на курсах повышения квалификации
Дипломы, свидетельства
Участие в реализации образовательной программы округа, города, России
в профессиональных конкурсах
Дипломы, свидетельства
Замдиректора по НМР, замдиректора по УВР
Максимум – 10
* В частности, в данной рекомендации учтены мнения участников ГЭП «Условия роста и реализации профессиональных компетенций учителя в системе внутришкольной методической и экспериментальной деятельности» (из московских школ №№ 1178, 196, 1272, 1054) и заместителей директоров школ Южного округа г. Москвы (данные получены в ходе деятельности лаборатории основ управления ОМЦ Южного округа (заведующая – к. пед. н. И.Г. Корнеева)).
Источник