Отраслевая и территориальная структура иностранных инвестиций
Политика Правительства РФ направлена ныне на привлечение иностранных инвестиций в экономику России, так как это все виды вложений имущественных (денежных) и интеллектуальных ценностей иностранными инвесторами, а также зарубежными филиалами российских юридических лиц в объекты предпринимательской и других видов деятельности на территории России с целью получения последующего дохода.
Привлечение иностранных инвестиций важно для России не только с точки зрения возможности увеличить реальные активы. Может быть, для нашего времени еще большее значение имеет тот факт, что иностранные инвесторы привносят с собой новую, более высокую культуру бизнеса.
Глубинный экономический смысл привлечения иностранного капитала заключается в том, «что вместе с ним в национальную экономику привносятся новые технологии и формы организации производства и бизнеса, и именно они обеспечивают принципиально иной и более значительный экономический эффект по сравнению с возможностями отечественного предпринимательства. Это главный факт, который служит основанием при принятии решения об открытии национальных границ для массового притока зарубежных капиталов».
Проблема состоит в стимулировании эффективного притока иностранного капитала. В этой связи встает два вопроса: во-первых, в какие отрасли и в каких формах следует в первую очередь его привлекать, а во-вторых, в какие сферы приток должен быть ограничен.
Два вида инвестиций (прямые и портфельные) движимы аналогичными, но не одинаковыми мотивами. В обоих случаях инвестор желает получить прибыль за счет владения акциями доходной компании. Однако при осуществлении портфельных инвестиций инвестор заинтересован не в том, чтобы руководить компанией, а в том, чтобы получать доход за счет будущих дивидендов. Предпринимая прямые капиталовложения, иностранный инвестор (как правило, крупная компания) стремится взять в свои руки руководство предприятием. Вкладывая капитал, он считает, что Россия — самое подходящее место для выпуска его продукции, которая будет реализовываться либо на российском потребительском рынке (пример ресторанов Макдональдс), либо на мировом рынке (как в случае с некоторыми зарубежными инвестициями в российскую авиационно-космическую промышленность).
В Российской Федерации иностранные инвестиции могут осуществляться:
— путем создания предприятий с долевым участием иностранного капитала (совместных предприятий);
— путем приобретения иностранным инвестором в собственность предприятий, имущественных комплексов, зданий, сооружений, долей участий в предприятиях, акций, облигаций и других ценных бумаг;
— путем приобретения прав пользования землей и иными природными ресурсами, а также иных имущественных прав;
— путем предоставления займов, кредитов, имущества и имущественных прав и т.п.
Иностранный капитал может иметь доступ во все сферы экономики, за исключением находящихся в государственной монополии, без ущерба для национальных интересов. Отраслевые ограничения должны распространяться только на прямые иностранные инвестиции. Их приток следует ограничить в отрасли, связанные с непосредственной эксплуатацией национальных природных ресурсов (например, добывающие отрасли, вырубка леса, промысел рыбы), в производственную инфраструктуру (энергосети, дороги, трубопроводы и т.п.), телекоммуникационную и спутниковую связь. Подобные ограничения закреплены в законодательствах многих развитых стран. В перечисленных отраслях целесообразно использовать альтернативные прямым инвестициям формы привлечения иностранного капитала. Это могут быть зарубежные кредиты и займы. Несмотря на то, что они увеличивают бремя государственного долга, привлечение их было бы оправданным с точки зрения соблюдения национальных интересов — имеется в виду быстрая окупаемость капиталовложений в названные сферы. Зарубежный капитал в форме предприятий со 100-процентным иностранным участием целесообразно привлекать в производство и переработку сельско-хозяйственной продукции, производство строительных материалов, строительство (в том числе жилищное), для выпуска товаров народного потребления, в развитие деловой инфраструктуры. Стимулировать приток портфельных инвестиций следует во все отрасли экономики. Они обеспечивают приток финансовых ресурсов без потери контроля российской стороны над объектом инвестирования. Это преимущество важно использовать в отраслях, имеющих стратегическое значение для страны, и в первую очередь связанных с добычей ресурсов.
Другие материалы
Анализ ликвидность и деловой активности ЗАО «Параллель 2000»
Следующим этапом анализа является оценка платежеспособности и ликвидности ЗАО «Параллель 2000». Рассчитаем показатели платёжеспособности и ликвидности. (2.3.) на начало года: на конец года: Расчеты показывают реальную способность ЗАО «Парал .
Система управления муниципальной собственностью
Управление муниципальной собственностью представляет собой деятельность органов и должностных лиц местного самоуправления по владению, пользованию и распоряжению объектами муниципальной собственности в целях максимального обеспечения социально знач .
Источник
Отраслевая и территориальная структура иностранных инвестиций и ее динамика
По институциональному признаку функционирование иностранных инвесторов в России можно подразделить на четыре группы.
Первая группа — международные экономические организации (Всемирный банк, Европейский и Азиатский банки реконструкции и развития (ЕБРР, АБРР)).
Вторая группа — транснациональные корпорации (ТНК). На их долю приходится более половины мировых инвестиций. ТНК выступают, как стратегические инвесторы. Они создают в России свои предприятия со 100% иностранными инвестициями (ПИИ) и современные предприятия (СП). Вместе с тем следует отметить, что ТНК не заинтересованы в развитии конкурирующих отраслей высокой технологии.
Третья группа — финансовые инвесторы (инвестиционные фонды и банки). Они приобретают, как правило, высокодоходные и менее рискованные ценные бумаги, в то же время они не располагают какими-либо производственными технологиями. Получение таких денежных средств позволяет улучшать платежный баланс страны, выплачивать задолженность по налогам и заработной плате, покрывать бюджетный дефицит. Однако высокая доля портфельных инвесторов с краткосрочными конъюнктурными интересами ставит бюджет и весь фондовый рынок в сильную зависимость от финансово-экономического положения на иностранных биржах. Чтобы не допустить подобных случаев следует усилить внимание к отечественным инвесторам и по возможности ограничивать внешние портфельные заимствования.
Четвертая группа — малый и средний бизнес. Он не располагает крупными финансовыми ресурсами и поэтому ориентируется на торговые и посреднические операции.
Инвестиционная привлекательность региона – это совокупная характе-ристика отдельных территорий страны с точки зрения инвестиционного климата, уровня развития инвестиционной инфраструктуры, возможностей привлечения финансовых ресурсов, существенно влияющих на формирование доходности вкладываемых средств и инвестиционных рисков[8].
Любой инвестиционный проект имеет конкретную направленность и с наибольшей эффективностью может быть реализован в тех регионах, где для этого имеются наиболее благоприятные условия. Поэтому анализ инвестиционной привлекательности регионов имеет большое значение и должен быть увязан с государственной региональной политикой. Целью такой политики служит обеспечение быстрого и качественного развития регионов с учётом рационального использования разнообразных экономических возможностей каждого из них, оптимальной интеграции, территориального разделения труда и взаимной экономической кооперации. Реализация подобных задач предполагает успешную государственную и частную инвестиционную деятельность.
Анализ инвестиционной привлекательности регионов проводится по следующим показателям[9]:
1. уровень общеэкономического развития;
2. степень развития инвестиционной инфраструктуры;
3. демографическая ситуация;
4. развитие рыночных отношений и коммерческой деятельности;
5. возможные криминогенные, экологические и другие риски.
По результатам исследований рейтингового агентства «Эксперт РА» российские регионы имеют свои оценки инвестиционной привлекательности, представленные в таблице 2.1, где:
1А — максимальный потенциал — минимальный риск;
2А — средний потенциал — минимальный риск;
3А — низкий потенциал — минимальный риск;
1В — высокий потенциал — умеренный риск;
2В — средний потенциал — умеренный риск;
3В1 — пониженный потенциал — умеренный риск;
3В2 — незначительный потенциал — умеренный риск;
2С – средний потенциал — высокий риск;
3С1– пониженный потенциал — высокий риск;
3С2– незначительный потенциал — высокий риск;
3Д – низкий потенциал — экстремальный риск.
Таблица 1.3 Оценка инвестиционной привлекательности российских регионов[10]
№ п/п | Регионы в соответствии с сеткой экономического районирования России | Характер инвестиционного климата (шифр) |
1. | Республика Карелия | 3В2 |
2. | Республика Коми | 3В1 |
3. | Архангельская область | 3В1 |
4. | Ненецкий автономный округ | 3В2 |
5. | Вологодская область | 3В1 |
6. | Мурманская область | 3В1 |
7. | Санкт-Петербург | 1В |
8. | Ленинградская область | 3В1 |
9. | Новгородская область | 3А |
10. | Псковская область | 3В2 |
11. | Брянская область | 3С1 |
12. | Владимирская область | 3В1 |
13. | Ивановская область | 3В2 |
14. | Калужская область | 3В1 |
15. | Костромская область | 3В2 |
16. | Москва | 1А |
17. | Московская область | 1В |
18. | Орловская область | 3В2 |
19. | Рязанская область | 3В1 |
20. | Смоленская область | 3В1 |
21. | Тверская область | 3В1 |
22. | Тульская область | 3С1 |
23. | Ярославская область | 3В1 |
24. | Республика Марий Эл | 3В2 |
25. | Республика Мордовия | 3В2 |
26. | Чувашская республика | 3В1 |
27. | Кировская область | 3В1 |
28. | Нижегородская область | 2В |
29. | Белгородская область | 2А |
30. | Воронежская область | 3В1 |
31. | Курская область | 3В1 |
32. | Липецкая область | 3В1 |
33. | Тамбовская область | 3В1 |
34. | Республика Калмыкия | 3В2 |
35. | Республика Татарстан | 2В |
36. | Астраханская область | 3В1 |
37. | Волгоградская область | 2В |
38. | Пензенская область | 3В1 |
39. | Самарская область | 2В |
40. | Саратовская область | 2В |
41. | Ульяновская область | 3В1 |
42. | Республика Адыгея | 3В2 |
43. | Республика Дагестан | 3С1 |
44. | Республика Ингушетия | 3Д |
45. | Кабардино-Балкарская республика | 3В2 |
46. | Карачаево-Черкесская Республика | 3С2 |
47. | Республика Северная Осетия — Алания | 3В2 |
48. | Чеченская Республика | 3Д |
49. | Краснодарский край | 2В |
50. | Ставропольский край | 3В1 |
51. | Ростовская область | 2В |
52. | Республика Башкортостан | 2В |
53. | Удмуртская Республика | 3В1 |
54. | Курганская область | 3В2 |
55. | Оренбургская область | 3В1 |
56. | Пермская область | 2В |
57. | Коми-Пермяцкий автономный округ | 3С2 |
58. | Свердловская область | 3А |
59. | Челябинская область | 2С |
60. | Республика Алтай | 3В2 |
61. | Алтайский край | 3В2 |
62. | Кемеровская область | 2В |
63. | Новосибирская область | 2В |
64. | Омская область | 3В1 |
65. | Томская область | 3В1 |
66. | Тюменская область | 3В1 |
67. | Ханты-Мансийский автономный округ | 1В |
68. | Ямало-Ненецкий автономный округ | 2С |
69. | Республика Бурятия | 3В1 |
70. | Республика Тыва | 3С2 |
71. | Республика Хакасия | 3В2 |
72. | Красноярский край | 2В |
73. | Таймырский автономный округ | 3Д |
74. | Эвенкийский автономный округ | 3С2 |
75. | Иркутская область | 2В |
76. | Усть-Ордынский Бурятский Автономный округ | 3С2 |
77. | Читинская область | 3В1 |
78. | Агинский Бурятский автономный округ | 3С2 |
79. | Республика Саха (Якутия) | 2С |
80. | Еврейская автономная область | 3В2 |
81. | Чукотский автономный округ | 3С2 |
82. | Приморский край | 2В |
83. | Хабаровский край | 3С1 |
84. | Амурская область | 3В1 |
85. | Камчатская область | 3С2 |
86. | Корякский автономный округ | 3С2 |
87. | Магаданская область | 3С2 |
88. | Сахалинская область | 3В2 |
89. | Калининградская область | 3Д |
Из таблицы 1.3 видно, что максимальным потенциалом и минимальным риском инвестиционной привлекательности — обладает только Москва. Согласно оценке инвестиционной привлекательности около 90% российских регионов имеют — пониженный потенциал с умеренным, высоким и экстремальными рисками. Это во многом объясняет большое количество иностранных инвестиций в Москве и Санкт-Петербурге и почти полное их отсутствие в удаленных от центра регионах России.
Более 35% валового регионального продукта приходится на долю промышленного сектора. В довольно обширный список наиболее перспективных отраслей входят машиностроение, металлургия, целлюлозно-бумажная промышленность, химия и нефтехимия, высокотехнологичный оборонно-промышленный комплекс (радиоэлектроника и приборостроение, ядерная физика и энергетика). Ключевыми преимуществами области являются развитая образовательная и инновационная инфраструктура.
Удельный вес прямых иностранных инвестиций до сих пор составляет не более 50% общего объема накопленных частных иностранных капитальных вложений, основную их часть составляют прочие (46-48% — товарные и иные кредиты и займы, банковские вклады), на портфельные приходится (4-5%).
Многие аналитики объясняют такую структуру тем, что Россия проигрывает в конкуренции за привлечение капитала другим потенциальным реципиентам по многим параметрам. Среди них — сложность и многочисленность процедур, требующихся для запуска бизнеса, забюрократизированность принятия решений, высокие издержки при прохождении импортного оборудования через таможню, неудовлетворительная работа правоохранительных и судебных органов и т.д.
Нельзя считать нормальной и отраслевую структуру прямых иностранных инвестиций в экономику России. До сих пор в привлечении иностранного капитала доминируют отрасли, производящие продукцию для сбыта на внутреннем рынке с быстрым оборотом вложенных средств, а также добывающей промышленности. В последнее время удельный вес прямых иностранных инвестиций в торговле и общепите составил 30,5% величины их притока, в транспорте — 2,2%, в пищевой промышленности — 7,4%, топливной – 16%, мясной и деревообрабатывающей — 2,7%; на общую коммерческую деятельность по обеспечению функционированного рынка пришлось 7,7%. В целом же доля указанных отраслей составляет более 60%[11].
Одной из форм привлечения иностранного капитала в экономику России является размещение за рубежом облигационных займов в виде выпуска евробондов, номинированных в ведущих валютах стран мира.
Условия привлечения средств с международных рынков капитала для России оказались более привлекательны, чем заимствования на внутреннем рынке и выпуск государственных казначейских обязательств (ГКО).
Однако, основной организационной формой деятельности иностранного капитала в России являются коммерческие организации с иностранными инвестициями. Согласно российскому законодательству коммерческая организация с участием иностранного капитала может быть организована в форме открытого или закрытого акционерного общества и зарегистрировано как российская компания.
Доля иностранного капитала в совместных коммерческих организациях, созданных на территории России, составляет в среднем 35-45%, причем прослеживается тенденция к росту этого показателя, что, прежде всего, связано со стремлением получить льготы при налогообложении.
Большинство совместных коммерческих организаций создавалось в основном в сфере мелкого и среднего бизнеса, в сфере услуг и в тех отраслях экономики, где гарантирована быстрая окупаемость вложений и доходы в свободно конвертируемой валюте.
При создании совместных предприятий используются различные организационно-правовые формы, включая коммерческие организации со 100%-ным иностранным капиталом, доля которых неуклонно растет.
Российское законодательство предусматривает возможность создания на территории страны отделений и филиалов иностранных инвесторов, которые должны быть зарегистрированы как российские компании со 100%-ным иностранным капиталом. По такому принципу в России функционируют отделения зарубежных коммерческих и государственных банков.
В настоящее время в инвестиционной деятельности в России ведущие позиции занимают российско-американские компании, составляя 17% общего количества зарегистрированных в России коммерческих организаций с иностранными инвестициями.
Среди приоритетных сфер вложения американского капитала можно выделить такие отрасли народного хозяйства России, как добыча и переработка нефти, пищевая промышленность, машиностроение, легкая промышленность, производство стройматериалов, переработка сельскохозяйственной продукции, транспорт. Кроме того, американский капитал участвует в конверсии предприятий оборонных отраслей, предоставлении информационных и консультационных услуг.
Наиболее капиталоемкими и перспективными объектами для приложения американского капитала в России являются экспортно-ориентированные проекты, связанные с разработкой нефтяных и газовых месторождений.
Приток иностранных инвестиций в экономику России пока еще заметно не компенсирует вывоз отечественного капитала за границу, особенно в первом полугодии 2015 г. по данным Центробанка, из страны вывезено капитала на 5 млрд. долл. больше, чем ввезено, тогда как в аналогичный период 2014 г. в страну, наоборот поступило на 3,8 млрд. долл. больше, чем выбыло. По итогам 2015 г. по данным ЦБ чистый отток составил 6,5 млрд. долл.
Сопоставление величины чистого оттока капитала с объемом экспорта (главный источник вывоза капитала — удержание за рубежом выручки экспортерами) показывает, что в 1-м полугодии 2015 г. чистый отток капитала составил 6,9 % от объема экспорта.
Таблица 1.4 Объем инвестиций, поступивших в РФ от иностранных инвесторов, по видам в млн. долл. США[12]
Показатели | Год |
Всего инвестиций | |
в том числе: Прямые инвестиции | |
из них: Взносы в капитал | |
Кредиты, получе-нные от зарубеж-ных совладельцев предприятий | |
Прочие | |
Портфельные инвестиции | |
из них: Акции и паи | |
Всего инвестиций | |
Долговые ценные бумаги | |
Прочие инвестиции | |
из них: Торговые кредиты | |
Прочие кредиты | |
Прочие |
В структуре иностранного капитала, поступающего в Россию на протяжение 2013-2015 гг., произошли существенные изменения. Так, если в 2013 г. наибольшая доля в общем объеме иностранных инвестиций приходилась на прямые инвестиции (67,7 %), прочие инвестиции составляли 31 %, а удельный вес портфельных инвестиций находился на уровне 1,3 %, то к 2015 г. ситуация изменилась на противоположную: доля прямых иностранных инвестиций снизилась почти в три раза (22,8 %), а доля прочих инвестиций увеличилась до 75,8 %. При этом удельный вес портфельных инвестиций продолжал оставаться незначительным, составив в 2014 г. 1,4 %.
Таблица 1.5 Структура инвестиций, поступивших от иностранных инвесторов, по видам в % к итогу[13]
Показатели | Год | ||
Всего инвестиций | |||
в том числе: Прямые инвестиции | 20,2 | 22,8 | 19,2 |
из них: Взносы в капитал | 8,6 | 7,6 | 6,4 |
Кредиты, полученные от зарубежных совладельцев предприятий | 6,6 | 7,1 | 5,7 |
Прочие | 5,0 | 8,1 | 7,1 |
Портфельные инвестиции | 2,4 | 1,4 | 0,8 |
из них: Акции и паи | 1,4 | 1,2 | 0,7 |
Долговые ценные бумаги | 0,7 | 0,1 | 0,1 |
Прочие инвестиции | 77,4 | 75,8 | 80,0 |
из них: Торговые кредиты | 11,3 | 10,0 | 11,5 |
Прочие кредиты | 65,4 | 64,7 | 67,9 |
прочие | 0,7 | 0,6 | 0,6 |
Удельный вес прямых иностранных инвестиций до сих пор составляет не более 50% общего объема накопленных частных иностранных капитальных вложений, основную их часть составляют прочие (46-48% — товарные и иные кредиты и займы, банковские вклады), на портфельные приходится (4-5%). Нельзя считать нормальной и отраслевую структуру прямых иностранных инвестиций в экономику России. До сих пор в привлечении иностранного капитала доминируют отрасли, производящие продукцию для сбыта на внутреннем рынке с быстрым оборотом вложенных средств, а также добывающей промышленности. В последнее время удельный вес прямых иностранных инвестиций в торговле и общепите составил 30,5% величины их притока, в транспорте — 2,2%, в пищевой промышленности — 7,4%, топливной – 16%, мясной и деревообрабатывающей — 2,7%; на коммерческую деятельность по обеспечению функционированного рынка пришлось 7,7%. В целом же доля отраслей составляет более 60%[14]. Однако, участие иностранного капитала в развитии отраслей, определяющих научно-технический прогресс России, а именно — машиностроения, химии, черной и цветной металлургии крайне невелико, поскольку эти отрасли остаются непривлекательными для иностранных инвесторов по многим причинам как экономического, так и иного порядка.
Источник