- Открываем свой автосервис с нуля
- Как открыть автосервис с нуля?
- Потенциал бизнеса
- Будет ли выгода?
- С чего начать?
- Выбор помещения для автосервиса
- Оборудование и инвентарь для СТО
- Бизнес-план автосервиса
- Описание проекта автосервиса
- Актуальность бизнеса по ремонту авто
- Ситуация на рынке
- Анализ рынка и конкурентов
- Разновидности СТО
- Выбор основного направления деятельности
- Что нужно для начала?
Открываем свой автосервис с нуля
Несмотря на то, что конкуренция среди российских автосервисов очень высока, клиентский спрос от этого не страдает. В каждом населенном пункте РФ найдется несколько центров СТО, даже в городах и поселках с небольшим количеством населения. Ни кризис, ни общая платежеспособность населения в регионе не может повлиять на актуальность услуг автомастерской, ведь количество автомобилистов только растет и потребитель всегда ищет более качественный сервис. По этой причине открытие собственного СТО предлагает большее количество вариантов для развития бизнеса в любой сезон и при любой экономической ситуации в стране.
Как открыть автосервис с нуля?
Закупка необходимого оборудования и выбор локации – это, безусловно, одни из самых важных задач перед открытием автомастерской, однако далеко не первостепенные. Будущему владельцу бизнеса придется продумать поэтапное развитие своего сервиса еще до того момента, когда он начнет совершать конкретные действия по благоустройству. Это подразумевает, что необходимо обозначить не только минимальный список всего необходимого для обслуживания клиентов, но еще и построить стратегию по привлечению постоянного и дополнительного потока новых потребителей. В список того, что нужно, чтобы открыть автосервис с нуля, входит:
- Анализирование целевой аудитории, составление прайс-листа с ценовой категорией, доступной для большинства среднестатистических жителей данного региона
- Выбор специализации автосервиса, основных услуг, приносящих наибольшую прибыль
- Оформление ИП или ООО
- Прохождение проверок санэпидемстанции и пожарной безопасности
- Регистрация в налоговой
- Выбор помещения, оформление аренды или покупка собственности
- Поиск первоначального финансирования и дополнительных средств для расширения бизнеса
- Благоустройство ремонтной и клиентских зон
- Обеспечение работ коммунальных служб, своевременный выброс мусора и т.д.
- Поиск квалифицированных опытных мастеров, на которых и будет опираться успех бизнеса (а также административных сотрудников)
- Оформление и разработка единого узнаваемого клиентами дизайна
- Закуп оборудования и поиск наиболее выгодных предложений
- Поиск проверенных поставщиков, которые могут оперативно доставлять запчасти и предоставлять гибкую систему скидок
- Бухгалтерия
- Реклама
Каждый из этих пунктов неминуемо влечет за собой денежные вложения. При грамотном анализе всех предложений можно существенно сэкономить, однако минимальный капитал, необходимый для того, чтобы открыть свой автосервис, будет составлять 1 000 000 – 1 500 000 рублей. Этой суммы будет достаточно для мастерской с ограниченным функционалом без долгосрочно продуманной кампании по привлечению новых клиентов. Размышляя о том, сколько нужно денег, чтобы открыть автосервис, хорошо раскрученный и оборудованный для оказания большого спектра услуг, в зависимости от региона потребуется около 3 000 000 – 5 000 000 рублей.
Потенциал бизнеса
Несмотря на то, что авторемонт считается сезонным бизнесом, на деле это оказывается не всегда так. Весной и осенью особенно востребован шиномонтаж и балансировка колес, круглогодично требуется ремонт любой сложности. С приходом тепла становятся более актуальны кузовные работы и тюнинг, ведь дефекты покраски и вмятины после ДТП не так заметны, когда на улице снег и слякоть. Так, можно выявить статистику наиболее востребованных услуг за конкретный период. Специализируясь на нескольких видах услуг, можно гарантировать круглогодичный поток клиентов.
Месяцами «упадка» считаются январь и февраль, когда общая платежеспобность населения падает в связи с началом нового квартала и календарного года. В этот момент после длинных праздников дорогостоящие услуги ремонта запрашиваются не так широко, как в штатном режиме. Оплата труда большинства граждан из-за каникул производится в непривычном порядке, да и из-за условий российского климата автовладельцы откладывают визит в автосервис ближе к теплому сезону.
В зависимости от того, какая была выбрана специализация СТО, можно планировать дальнейшее эффективное расширение, приносящее большую прибыль. Всего существует несколько разных концепций, согласно которым разнопрофильные автосервисы предлагают свои услуги:
- Шиномонтаж
- Ремонтные работы
- Кузовные работы
- Ремонт электрики
- Диагностика и проведение ТО
- Тюнинг и художественная покраска
- Автомойка
Для открытия своего автосервиса с нуля достаточно выбрать только 1-3 позиции из этого списка и впоследствии, по мере развития бизнеса, предлагать большее количество возможных работ. При выборе только 1 направления следует обратить внимание на выполнение только ремонтных работ, т.к. это предложение актуально всегда в любое время года и приносит достаточное количество прибыли для окупаемости вложений и выплаты достойной зарплаты сотрудника и владельцу бизнеса.
Открытие только автомойки или только шиномонтажа не совсем рентабельно с той точки зрения, что такие услуги актуальны или в тёплый сезон, или в межсезонье. Постоянной прибыли, дающей развитие бизнесу, эти заведения не приносят.
Оптимальный вариант – это комбинирование услуг ремонта, шиномонтажа и автомойки на старте и постепенное добавление других работ по кузовной покраске и т.д. Это предложение гарантирует постоянный наплыв посетителей и их увеличение в долгосрочной перспективе.
Для тех СТО, что зарекомендуют себя на рынке, есть и следующая ступень привлечения еще большей прибыли. Их владельцы могут подавать заявки на тендеры по обслуживанию муниципального и другого транспорта. Также автосервис потенциально может войти в регистр официально аккредитованных СТО, имеющих право выдавать автовладельцам диагностические карты ТО, необходимые для получения полиса ОСАГО.
Для увеличения суммарной прибыли также можно развивать свою сеть автомастерских или продавать франшизу: в этом отношении достигнуть «потолка» невозможно, т.к. в каждом городе РФ или СНГ можно открывать по несколько филиалов, при этом контролируя их работу только удаленно.
В зависимости от выбора концепции будет отличаться также и стратегия развития:
- СТО, занимающиеся обслуживанием отдельных марок или стран-производителей
Услуги таких мастерских могут быть очень востребованы, особенно, если данная ниша никем не занята в данном регионе. Например, идеально подойдет для малонаселенных городов Дальнего Востока, где вообще не открыто много СТО. Однако развиваться в таком бизнесе намного сложнее, потому что деятельность заведения оказывается подконтрольна официальным дилерским центрам и прочим инстанциям. Тем не менее, наплыв клиентов обеспечен, т.к. не все автовладельцы могут позволить себе обратиться в далеко удаленные официальные представительства своих марок, особенно, когда их ценник завышен на 20-40% по сравнению с местным центром.
На данный момент в РФ не существует единых всеми узнаваемых автомастерских с филиалами в самых густонаселенных городах. Объективно рынок нуждается в таком сетевом бизнесе, ведь клиенты при обнаружении поломок всегда ищут новые автосервисы, пытаясь найти качество, гарантированное брендом компании. Потенциально открыть свой автосервис и зарекомендовать его как ориентир качества вполне реально хотя бы на региональном уровне. Самое главное – это то, что потребность у автовладельцев в узнаваемой, действительно известной в городе или области компании существует.
Несмотря на то, что этот малый бизнес сложно запустить, он пользуется очень большим спросом, ведь цены у частных предпринимателей намного ниже, чем где-либо. Актуальный вопрос на современном рынке – это недостаточно высокое качество. Если постараться и найти опытных мастеров и заслужить в своей округе славу качественного автоцентра, то можно выйти на выручку в несколько миллионов в месяц (так, владелец бизнеса будет лично получать 100 000 – 400 000 рублей/месяц).
- СТО, специализирующиеся на конкретных видах услуг
Если владелец не знает, с чего начать автосервис, как выстроить работу на практике, то он может набраться опыта, открыв маленький центр, предлагающий конкретный вид услуг: замену масла, шиномонтаж и т.д. Этот вариант стратегии предполагает постепенное расширение и увеличение предложения. Он может быть не таким прибыльным, как выше названные, однако не требует такого большого количества вложений (достаточно ограничиться капиталом до 250 000 рублей и производить расширение и улучшение сервиса за счет прибыли).
Выбирать конкретный вид СТО и способ того, как открыть автосервис с нуля, зависит от конкретного региона (потенциальная аудитория и ее запросы определяют предложение) и амбиций владельца, его готовности основательно взяться за идею и уверенно вести бизнес.
Самое удачное в открытии автомастерской – это то, что бизнесу не страшен кризис и экономическая ситуация в стране. Снижение реального заработка населения с одной точки зрения даже будет стимулировать деятельность СТО, ведь бюджетные акции и прочие предложения по программе лояльности станут выходом для автовладельцев, особенно тех, кто уже купили поддержанную машину, так или иначе постоянно требующую ремонта.
Будет ли выгода?
Согласно статистике среднестатистический автосервис, открытый с нуля, окупает себя в течение 12-15 месяцев с момента открытия. После этого времени, работая в штатном режиме без дополнительных затрат на закупку дополнительного оборудования и прочие улучшения, он потенциально может приносить 15-20% прибыли от общего месячного оборота.
Бизнес автосервис с нуля, который постепенно превращается в сеть автомастерских, может приносить владельцу прибыль, равную 15-20% выручки, помноженной на количество открытых филиалов.
С чего начать?
Организация автосервиса с нуля предполагает решение множества вопросов. К первостепенно важным относится:
Из-за того, что для открытия автосервиса требуется большая сумма денег (от 700 000 до 5 000 000 рублей) сразу в один момент, а будущему владельцу неоткуда взять таких средств, есть смысл задуматься об оформлении кредита малому бизнесу. Это решение оказывается намного более простым, чем продажа квартиры и т.п. С учетом того, что практически все банки кредитуют бизнесменов сроком на 5-10 лет, выручки хватит для того, чтобы преждевременно гасить задолженность и обладать приличным заработком после окупаемости вложений.
После того, как предприниматель начнет осуществлять первые организационные действия, и перед тем, как автомастерская начнет работу, пройдет около 4-6 месяцев. Несмотря на то, что этот срок не кажется столь большим, он окажется очень напряженным. Для того, чтобы начать работу вовремя, владельцу нужно грамотно организовать план своих действий и оставить запас времени для казусных ситуаций и их решения.
Этот пункт оказывается самым важным, т.к. при отсутствии рекламы нет и клиентов. Открытие автосервиса в центре города не гарантирует потока автолюбителей и быстрой окупаемости. Продвижение в социальных сетях и в интернете – это главные слагаемые современного бизнеса, точечно работающие с пользователями, уже обращавшимися по этой проблеме в поисковики. Люди, которые уже придут платить за ремонт в автосервис – это уже подготовленные клиенты.
Выбор помещения для автосервиса
Самая большая проблема для тех, кто хочет открыть автомастерскую с нуля, — это вопрос покупки или аренды помещения. Даже в области рента подходящего помещения не будет дешевой. Если месячная оплата не кажется такой дорогой, то стоит сравнить ее с затратами на покупку такой же нежилой недвижимости. Приобретение в собственность всегда оказывается выгодней, ведь запуск работы автосервиса планируется минимум на 10-15 лет вперед.
Часто встречается и такая ситуация, что в городе нет подходящих объектов ни для продажи, ни для аренды. В таком случае придется только возводить строительство. Насколько это рентабельно, должен оценивать сам владелец в соответствии со своими амбициями и планами на потенциальную выручку.
Даже если помещение арендуется или покупается у собственника, это не значит, что оно автоматически соответствует ГОСТам, принятым у СЭС и пожарных. При выборе нескольких площадок нужно ориентироваться, какой объем ремонта потребуется и есть ли грубые нарушения стандартов, которые придется исправлять за свой счет для открытия автомастерской. К основным требованиям, предъявляемым к помещениям для автосервисов, относятся:
- Наличие отдельно стоящего здания (расположение в жилых домах или ТЦ не допустимо)
- Отдаленность от жилых домов и объектов социального значения 15 и 50 м соответственно
- Отопление в холодное время года
- Наличие источника естественного света
- Проведение водоснабжения и канализации
- Общая площадь как минимум 250-300 квадратных метров
- Высота потолков 4,5 м
- Рабочая зона каждого сотрудника как минимум 5 квадратных метров
- Наличие клиентской зоны (не менее 10 квадратных метров)
Оборудование и инвентарь для СТО
По статистике 40% затрат при открытии СТО с нуля – это закупка оборудования. В среднем на эти цели уходит по крайней мере 600 000 рублей. Сэкономить на этой статье бюджета можно, но трудно. Продешевить и купить заведомо некачественное оборудование – это обреченность вложений на крах. По этой причине длительное время займет поиск надежных поставщиков, а затем строителей, который произведут качественный монтаж.
В список всего, что нужно для автосервиса входит:
- Грузоподъемное спецоборудование — подъемники.
- Оборудование для проведения развал-схождения колес: стенд, стоечный фуникулер;
- Шиномонтажное спецоборудование: электробалластировочный стенд, шиномонтажный электростанок, электростанок с целью забортовки покрышки в накопитель, электрокомпрессор с целью накачки покрышек, ёмкости для мойки покрышек, динамический рычаг, расходные материалы
- Диагностическое спецоборудование
- Моечное спецоборудование: мойки для очистки кузова и очищения элементов
- Заправочное спецоборудование
- Автоинструмент: приборные телеги с ложементами
Дополнительное оборудование закупается уже при желании владельца расширить количество и качество услуг.
Источник
Бизнес-план автосервиса
Несмотря на обилие автосервисов и мастеров в каждом городе, никто из них не сидит без работы: внутренний спрос на авторемонтные услуги остается открытым. Количество машин растет, как новых, так и поддержанных, и все они требуют технической поддержки.
В таких условиях открытие СТО представляется выгодным направлением для инвестирования. В этом материале мы приведем подробный бизнес-план автосервисного центра с нуля, расскажем об этапах развития и приведем примерный расчет окупаемости.
Описание проекта автосервиса
На автосервисе реально можно делать деньги. Несмотря на высокую конкуренцию на рынке, спрос на авторемонтные услуги остается высоким и продолжает расти вместе с ростом автомобильного парка в России.
Начинать работу можно в разных форматах; в данном бизнес-плане автосервиса рассмотрена идея открытия мультифункционального автосервисного центра, который будет предлагать широкий ассортимент услуг, от ремонта до мойки. Это позволит охватить как можно больше клиентов, увеличить объемы выручки.
Нужно предупредить, открывать этот бизнес лучше человеку с опытом работы в автосервисах либо с поддержкой такого эксперта.
Дело потребует достаточно крупных инвестиций, более 10 млн руб. Реализовать проект можно своими усилиями либо с помощью франчайзеров.
Актуальность бизнеса по ремонту авто
Количество автотранспорта в России растет ежегодно. По состоянию на начало 2019 года парк автомобильной техники в стране насчитывал почти 52 млн ед., 84% из которых приходилось на легковые автомобили.
Это непосредственно влияет на емкость рынка автосервисов, ибо каждому автомобилю требуется тех. обслуживание. В стоимостном выражении емкость рынка составляет около 600 млрд руб. в год. Есть потенциал для дальнейшего расширения, связанный с ростом автопарка и износом транспорта.
Высоким спросом пользуются следующие услуги:
Другие услуги Автосервисов также востребованы: от поломок не застрахован никто. Автовладельцы не любят оттягивать ремонт, и при случае сразу обращаются в мастерские.
Ситуация на рынке
На рынке технического обслуживания автомобильного транспорта конкуренция высокая: в регионах страны работает множество одиночных, сетевых сервисов и отдельных мастеров.
Независимые сервисы (одиночные либо сетевые) занимают более половины рынка. На индивидуальные автомастерские (в том числе «гаражного» типа) приходится около четверти емкости рынка. Авторизированные дилерские центры занимают долю порядка 12-15%.
Но существующее предложение не удовлетворяет всего спроса в тех. обслуживании. Российская экономика находится в кризисе, который ведет к снижению доходов граждан. Это побуждает людей экономить и покупать поддержанные авто, которые априори требуют больше ремонта.
Анализ рынка и конкурентов
На рынке сложилась отчетливая тенденция, свидетельствующая об оттоке автовладельцев из официальных сервисных центров в частные компании (сетевые и одиночные). Об этом свидетельствует снижение объема продаж у «официалов» с 49 млрд руб. в 2017 г до 46 млрд руб. в 2018 г. В 2019 г. ожидается снижение до 43 млрд руб.
В России работает несколько крупных сетевых компаний, которые открыли свои филиалы в десятках российских городов. Есть сервисы, специализированные на грузовых авто (к примеру, «ТРАК ЦЕНТР»), хотя большинство СТО нацелены, естественно, на автомобили категории В.
У сетевых компаний есть своя клиентура, на все же россияне по большей части предпочитают делать ремонт в более дешевых одиночных сервисах либо у отдельных мастеров. Автосервисный рынок в России считается непрозрачным: по всей стране очень распространены (и популярны) незарегистрированные «гаражные» предприятия.
Разновидности СТО
Разновидности автомастерских отличаются как по видам ремонтных услуг, так и по конкретной специализации. Виды сервисов можно группировать в 4 категории.
- Официальные дилеры. Это сетевые сервисы, которые обслуживают автомобили конкретной марки. Встречаются в России не так часто; спрос на услуги таких дилеров умеренный, в том числе по причине высоких цен.
- СТО, обслуживающие ТС одного производителя или конкретной модели. Работа в этой нише рискованна, поскольку бизнес ограничен определенной группой потребителей.
- Одиночные СТО с или без аккредитации. Спрос на такие сервисы высокий, цены на услуги значительно более приемлемые в сравнении с официальными центрами.
- Автосервисы в гараже. В незарегистрированных СТО, работающих подпольно, можно сделать недорогой ремонт, но профессионализм работников зачастую не слишком высокий.
Выбор основного направления деятельности
Перед тем, как открыть станцию тех. обслуживания, необходимо тщательно проанализировать ситуацию на рынке, соотношение российских и зарубежных авто, конкурентную среду, их направленность, возможности и цены.
Большая часть россиян, купивших новый автомобиль, после окончания срока гарантии уходят в альтернативные сервисы, предлагающих хорошее качество работы по более низким ценам. А владельцы поддержанных авто в официальные центры и не обращаются.
В данном бизнес-плане рассмотрен проект открытия одиночного СТО со следующим перечнем услуг:
- шинoмoнтaж. Рaбoтa c кoлecaми: балансировка, замена peзины, ремонт шины и т.д.;
- диагностика и рeмoнт. Автocepвиc будет paбoтaть c мaшинaми paзных мapoк. Бoльшaя чacть paбoт cвязaнa c двигaтeлeм и хoдoвoй чacтью;
- кyзoвные paбoты. Ремонт кyзoвa: cвapкa, пoкpacкa, pихтoвкa;
- автомойка.
Что нужно для начала?
Открытие современного СТО потребует достаточно крупных инвестиций. Особенно выделяется статья «оборудование и инвентарь» – покупка качественной техники потребует дополнительных вложений. Запас расходников и сырья создать необходимо, но нужно помнить, что многие детали заказываются на внешних сервисах за счет клиента.
Таблица 1. Размер первоначальных расходов для открытия автосервиса.
Источник