- Рассказываю об особенностях бизнеса компьютерного клуба по франшизе
- Для кого открываются компьютерные клубы
- Особенности ниши компьютерных клубов
- Компьютерный клуб: бизнес-план с расчетами
- Франшиза компьютерного клуба или самостоятельное открытие
- Бизнес компьютерного клуба – стоит или нет?
- Остались вопросы?
- Как открыть бизнес в киберспорте и не облажаться. Опыт Павла Голубева
- Разберитесь, что происходит на рынке киберспорта
- Как продвигать финансовые проекты в интернете?
- Выберите, чем хотите заниматься
- Поймите, что вам нужно много денег
- Будьте готовы искать нестандартные решения
- Любите своё комьюнити
- Изучите ваших конкурентов и нишу, в которой они работают
Рассказываю об особенностях бизнеса компьютерного клуба по франшизе
На сегодняшний день киберспортивная индустрия получила очень динамичное развитие. Кроме того, киберспортивная отрасль сейчас признана полноценным видом спорта, по которому проводятся соревнования и турниры разного уровня – от региональных до международных. В связи с популяризацией индустрии, целевая аудитория, вовлеченная в киберспорт, постоянно растет.
На сегодняшний день киберспортивная индустрия получила очень динамичное развитие. Кроме того, киберспортивная отрасль сейчас признана полноценным видом спорта, по которому проводятся соревнования и турниры разного уровня – от региональных до международных. В связи с популяризацией индустрии, целевая аудитория, вовлеченная в киберспорт, постоянно растет.
Согласно опросу, проведенному в Москве, 75% детей в возрасте 13-17 лет желают получить в подарок компьютеры, приставки и сопутствующую технику. Как известно, это достаточно дорогое «удовольствие», в связи с чем бизнес компьютерных клубов в настоящее время получил новый виток развития.
Моя команда занималась разработкой франшизы компьютерного клуба Арена Арсенал, поэтому я с уверенностью могу гарантировать надежность этой компании.
Для кого открываются компьютерные клубы
Пожалуй, почти в каждом доме сейчас есть компьютеры, ноутбуки, планшеты. Но этот факт совсем не означает того, что компьютерные клубы обходят стороной, на что есть несколько причин:
- во-первых, для этого спорта подходит только очень качественная техника с высокой скоростью реагирования;
- во-вторых, в процесс игры хочется погрузиться полностью, не отвлекаясь на оклики домочадцев;
- в-третьих, приятно оказаться в дружественной атмосфере единомышленников, которые полностью разделяют ваши интересы.
Давайте посмотрим, как развивалась индустрия киберспорта на мировой арене.
2016 г. | 2017 г. | 2018 г. | март 2019 г. | |
Объем рынка | $892,8 млн | $1 млрд | $1,1млрд | $1,2 млрд |
Целевая аудитория компьютерного клуба гораздо шире, чем кажется, что позволяет построить успешный бизнес в данной сфере.
Когда мы открывали клуб, мы хотели завоевать сначала доверие возрастной группы 35+. Мы были убеждены, что именно это приведет к успеху – подтянутся друзья, дети, племянники этих людей. И у нас получилось! Мы организовали турнир по Fortnite, на который собрались более 100 человек.
основатель сети киберспортивных клубов Арена Арсенал
Если вы уже задумались об открытии компьютерного клуба, нужно составить бизнес-план, который должен начинаться с анализа целевой аудитории. Давайте рассмотрим конкретные показатели соотношения посетителей киберспортивного клуба Арена Арсенал:
- 12-17 лет – 56%;
- 18-25 лет – 28%;
- 25-35 лет – 10%;
- 35+ лет – 6%.
Ежедневно клуб посещает около 100 человек, люди приходят компаниями или поодиночке. Около 85% тех, кто посетил наш клуб однажды, становятся нашими постоянными клиентами. Бывает и такое, что люди ждут своей очереди, хотя техническое оснащение у нас богатое – 60 компьютеров и 7 приставок.
основатель Арена Арсенал
Особенности ниши компьютерных клубов
Главная особенность бизнеса компьютерных клубов – острая зависимость от качества оборудования, в связи с чем предприниматели предпочитают приобрести готовый бизнес или открыть бизнес по франшизе. Именно от оборудования зависит комфортное времяпрепровождение посетителей и репутация клуба.
Также важное значение в бизнесе игрового компьютерного клуба имеет маркетинговая стратегия. В этой индустрии важна грамотная реклама, чтобы не понести колоссальных затрат и в то же время добиться нужного эффекта.
Мы пробовали разные каналы рекламы на этапе старта. Спустя некоторое время мы поняли, что самым результативным является продвижение в социальных сетях. На сегодняшний день мы делаем упор именно на этот канал.
комментирует управляющий компьютерным клубом Арена Арсенал
Еще одна важная особенность – необходимость держать руку на пульсе и постоянно быть на волне. Посетители приходят в клуб не только, чтобы поиграть, но и затем, чтобы:
- поучаствовать в турнире;
- посмотреть трансляцию чемпионатов;
- поучаствовать в тематическом ивенте;
- посмотреть презентацию нового продукта;
- провести или посмотреть стрим.
Чтобы клуб завоевал популярность и не терял ее, нужно тщательно следить за всеми мероприятиями и событиями в данной сфере. Доверие аудитории завоевать очень сложно, а вот потерять – к сожалению, довольно легко.
Также к особенностям бизнеса можно отнести сложности в выборе помещения.
Помещение в нашем бизнесе играет немаловажную роль. Поскольку большая часть целевой аудитории не обладает личным транспортом, необходимо выбирать расположение рядом с остановками общественного транспорта и высоким пешеходным трафиком.
комментирует основатель сети Арена Арсенал
К техническому состоянию помещения также выдвигаются определенные требования: наличие хорошей вентиляции, канализации, водоснабжения. Безусловно, эти характеристики можно улучшить в процессе ремонта, однако эта статья расходов значительно увеличит инвестиции на запуск.
Площадь помещения по действующему законодательству должна составлять не менее 6м2 на каждое игровое место. Отдельно выделяют зону ресепшн и уборные.
В процессе ремонта отдельное внимание нужно уделить дизайну. Дизайн помещения под компьютерный клуб должен быть лаконичным и запоминающимся. В случае запуска бизнеса компьютерного клуба по франшизе дизайн-проект помещения чаще всего предоставляет франчайзер.
Компьютерный клуб: бизнес-план с расчетами
Чтобы начать бизнес в сфере киберспорта, нужно подготовить бизнес-план. Безусловно, в рамках одной статьи создать готовый бизнес-план компьютерного клуба невозможно, однако я составил схему открытия и примерные расчеты, справедливые для клуба с 60 компьютерами и 8 игровыми приставками.
Поиск и аренда помещения – 210 000 руб.
Ремонт помещения – 2 800 000 руб.
Открытие ИП/ООО, получение разрешений – 5000.
Оборудование и оснащение зала – 7 600 000 руб.
Поиск и оформление на работу сотрудников.
Оснащение зоны ресепшн – 195 000 руб.
Видеонаблюдение – 70 000 руб.
Униформа для персонала – 10 000 руб.
Прочие расходы – 50 000 руб.
Запуск рекламных кампаний – 15 000 руб.
ИТОГО: 11 055 000 руб.
Обратите внимание, для приведенного бизнес-плана компьютерного клуба использовались актуальные рыночные цены 2019 года, данные расчеты усредненные и могут сильно отличаться в зависимости от региона.
Что же ждет предпринимателя после открытия? Как скоро можно окупиться? Какую прибыль можно получать? Ответить на эти вопросы нам поможет ответить основатель киберспортивного пространства Арена Арсенал.
Если говорить о ежемесячных постоянных расходах, бизнес предусматривает следующие: аренда, ПО, интернет, антивирус, маркетинг, оплата труда персонала, хозтовары, коммунальные расходы, закупка напитков и снеков для продажи. Все это суммарно обходится примерно в 700 000 рублей.
говорит основатель клуба
Развиваться после открытия клуб может по разным сценариям. Однако если предпринять все необходимые меры и быстро ориентироваться в происходящих изменениях, бизнес может приносить очень хорошие результаты.
Наш клуб стал покрывать расходы на третий месяц после открытия. Уже к шестому месяцу мы добились выручки в размере 1 600 000 руб. Окупить вложения можно на второй год функционирования – 17-20 месяц.
отмечает управляющий клубом Арена Арсенал
Франшиза компьютерного клуба или самостоятельное открытие
Франшизой компьютерного клуба на сегодняшний день интересуются многие предприниматели как в Москве, так и в регионах. Перед бизнесменами встает логичный вопрос: стоит ли тратить средства на паушальный взнос, если можно инвестировать их в открытие бизнеса. Давайте разберемся.
Как было рассмотрено в примере бизнес-плана компьютерного клуба, есть ряд очень внушительных статей расходов. Прежде всего, я говорю о ремонте помещения и закупке оборудования.
Если бы на этапе старта у меня был куратор в лице франчайзера, я бы не совершил ошибок и сэкономил свои средства. Именно поэтому мы решили масштабировать свой бизнес по модели франчайзинга и помогать партнерам.
говорит основатель сети компьютерных клубов Арена Арсенал
На мой взгляд, преимущества франшизы в этой сфере очевидны. Чтобы построить успешный бизнес компьютерного клуба, нужно продумать все до мелочей: от того, как расположить столы и стулья, до эффективной рекламы и выгодного позиционирования. Именно в этом и помогает франчайзер.
Чаще всего бизнес компьютерного клуба предполагает наличие дизайн-проекта помещения. Поскольку предполагаются довольно большие площади – от 170 м2, нужно максимально эффективно и удобно для посетителей использовать пространство. По франшизе обычно передается дизайн-проект помещения, созданный индивидуально под условия каждого партнера.
Если говорить об оборудовании – франшиза тоже дает явные преимущества. Франчайзер чаще всего имеет проверенных поставщиков и систему лояльности, что позволит сократить инвестиции и не беспокоиться о качестве оборудования.
Для своих партнеров мы предусмотрели возможность аренды оборудования с последующим выкупом. Проще говоря, мы предлагаем рассрочку для франчайзи, чем максимально облегчаем вход в нашу сеть.
Бизнес компьютерного клуба – стоит или нет?
После проведенного анализа я считаю, что стоит. Если вы располагаете стартовым капиталом, готовы развиваться и вкладывать силы в свой бизнес – я считаю идею компьютерного клуба очень удачной.
Кстати, чтобы открыть этот бизнес не нужны специальные знания, образование или экспресс-курсы. Достаточно думать о комфорте своих посетителей, обладать конкурентными преимуществами и завоевать доверие гостей
управляющий клубом Арена Арсенал
Если вы раздумываете о том, чтобы открыть бизнес компьютерного клуба, выбираете франшизу в этой нише, или у вас появились какие-то вопросы, заполните форму заявки, и я с радостью помогу вам разобраться!
Есть вопросы? Напишите нам, постараемся помочь! Написать
Расскажите ее через эту форму, мы изучим материалы и свяжемся с вами для уточнения деталей.
Остались вопросы?
Напишите мне на почту, заполнив форму ниже, и я помогу разобраться в проблеме!
Либо воспользуйтесь одним из следующих контактов:
Источник
Как открыть бизнес в киберспорте и не облажаться. Опыт Павла Голубева
К чему быть готовым, если вы решили делать бизнес в киберспорте. Реальным опытом поделился Павел Голубев, директор по развитию холдинга Cyberspace.
По прогнозам компании Newzoo, объём рынка видеоигр достигнет 143,5 млрд $ уже к 2020 году. В России тренд так же набирает обороты: появляются филиалы мировых издателей-гигантов, развиваются киберспортивные организации и укрепляют позиции разработчики.
Но у киберспорта есть ряд особенностей, которые стоит учитывать, если вы решили сделать бизнес на этом рынке. Это перспективный и интересный рынок, поэтому мы создали киберспортивную арену. Но всё не так просто. Делимся своим опытом с читателями Cossa.
Разберитесь, что происходит на рынке киберспорта
Для начала важно понимать, что человеку, далёкому от игр, будет не так просто разобраться во всех тонкостях взаимодействия с клиентами и заказчиками. Перед тем как пытаться открыть собственный бизнес, лучше поработать в этой сфере в качестве наёмного работника, понять процессы изнутри и набраться опыта. Также есть несколько важных исследований и рейтингов, которые стоит изучить. Это отчёты аналитических агентств — Newzoo, SuperData, PwC — и данные по популярным сейчас играм — например, топы Twitch от Gamoloco.
Как продвигать финансовые проекты в интернете?
Спецпроект о цифровых инструментах, которые помогают банкам, стартапам и другим финкомпаниям. Тексты экспертов и ничего лишнего:
- какие инструменты и подходы использовать для маркетинга;
- как распределить рекламный бюджет и настроить воронку продаж;
- какие каналы пора освоить, пока этого не сделали конкуренты;
- как развиваться и адаптировать рекламу под горячий рынок финуслуг.
Видео из отчёта PwC
Появление на рынке Cyberspace — это не спонтанный, а продуманный шаг: руководство нашей материнской компании, которая занимается продажей электроники и компьютерного оборудования, изучало очередной отчёт по продажам и обратило внимание на то, что при общем снижении спроса на электронику сегмент производительного компьютерного железа продолжает расти. То есть люди играют! И пока не планируют останавливаться.
Конечно, чтобы превратиться из куколки в бабочку, идее потребовалось время. Основатели Cyberspace собирались в баре после работы и обсуждали с коллегами, как здорово было раньше проводить время в компьютерных клубах с друзьями. Однако сам формат клубов практически исчерпал себя в начале 2000-х, поэтому нужно было что-то новое, но на понятном фундаменте.
Если времени изучать рынок нет, и хочется открывать бизнес «здесь и сейчас», то необходимо найти себе подходящего ментора или партнёра, который поможет на первых этапах учесть «подводные камни» и настроить процессы взаимодействия клиентов с вашим продуктом. Стоит уделить внимание и формированию релевантной команды.
В Cyberspace мы пережили несколько этапов массового подбора персонала и пришли к выводу: даже суперпрофессионалу необходим игровой бэкграунд, чтобы он смог оперативно влиться в происходящее.
Вполне нормальная практика, если HR на собеседовании поинтересуется, играете ли вы или насколько осведомлены об индустрии в целом. Однако бывают и обратные ситуации, когда соискатель на первый план выводит именно своё увлечение. Как пример: молодой человек 25 лет в первой строчке резюме указывает, что имеет 20-летний игровой опыт. Это, безусловно, прекрасно, но не главное и не самое важное.
Тонкий момент: кроме знания своего профиля, нужно понимать, что происходило в индустрии и куда она движется. Поэтому наш HR играет в League of Legends в свободное от работы время, а игровой стаж ключевых сотрудников, определяющих стратегию развития проекта, насчитывает годы, а порой десятки лет.
Выберите, чем хотите заниматься
Каков будет ваш продукт? В игровой индустрии практически невозможно эффективно захватить все сегменты рынка единовременно: даже гиганты типа Activision Blizzard свою Blizzard Arena открыли далеко не сразу.
Blizzard Arena, фото: Blizzard
Поэтому очень важно определиться с направлением, которое будет основным на начальном этапе и станет вашим фундаментом при развитии бизнеса. Это может быть разработка игровых продуктов, киберспорт, издательская деятельность, дистрибуция, игровые медиа, локализация продуктов на рынках распространения и другое.
Когда мы задумывали холдинг Cyberspace, то сосредоточили своё внимание на создании офлайн-площадки, где посетителям будет доступна вариативность гейминга — место для проведения досуга и популяризации индустрии в целом. Это позволило напрямую общаться с клиентами, для которых обычно комфортной средой является онлайн: мы перетянули их ближе к себе, познакомились с ними лично и создали место для сбора комьюнити.
Поймите, что вам нужно много денег
Какой бы сегмент видеоигрового рынка вы не выбрали, в любом случае понадобится высокопроизводительная техника. Это относится как к непосредственно рабочим компьютерам, так и к другому техническому обеспечению. Разработка игр — мощные ПК для работы и тестирования, локализация — студия и опять мощные ПК, игровое медиа — несколько игровых платформ для рецензирования игр и проведения стримов, киберспорт — снова мощные игровые ПК и периферия.
Здесь может быть несколько путей решения вопроса: использование собственных денег, кредитование, поиск инвесторов и спонсоров, партнёрские договорённости для снижения финансовой нагрузки. В случае с Cyberspace мы использовали сразу несколько источников для обеспечения интерактивно-развлекательного комплекса более чем сотней мощных ПК, собственной студией и профессиональной системой освещения и коммуникаций. На сцене флагманского комплекса у нас стоят игровые капсулы с топовыми видеокартами GeForce GTX 1080 (8 Гб), 16 Гб оперативной памяти, мониторами ASUS ROG: PG258Q (240 Гц) и креслами DX Racer. Стоимость такого места достигает 200 тысяч ₽.
Для нас первым инвестором стала материнская компания. После чего мы развивали партнёрство с известными брендами-производителями. Первое время было непросто убедить партнёров в целесообразности и эффективности вложений в зарождающийся проект, так как индустрия молода, а успешных кейсов к 2016 году были единицы. Здесь нам очень помог наш индивидуальный подход к каждому партнёру и политика истинной взаимовыгодности. Мы стремимся к тому, чтобы партнёр действительно получал результат, который ему необходим, а не просто работаем «на себя».
Их техника представлена у нас на площадке, что позволяет партнёрам получить прямой контакт с потенциальными покупателями и укреплять имидж киберспортивного и прогрессивного бренда. А для нас это минимизация издержек и лучший сервис для посетителей. Бо́льшую часть оборудования предоставили партнёры, так что основные траты пришлись на закупку светового и звукового оборудования.
Будьте готовы искать нестандартные решения
Игровое комьюнити жаждет «хлеба и зрелищ», как и все клиенты. Однако в коммуникации с любителями игр очень важную роль играет ваша способность погрузиться в тему, интерпретировать её под свой продукт. Например, изучив отзывы и комментарии наших посетителей, мы поняли, что люди хотели бы видеть турнир по игре PlayerUnknown’s Battlegrounds — до этого в России никто не проводил такие LAN-соревнования.
Чтобы понять, что интересно вашей аудитории, важно читать фидбек по каждой активности и анализировать его. Например, мы устраиваем турнир по Counter Strike, а люди в комментариях спрашивают «когда пубг?». Мы анонсируем ивент по Fortnite, и в обсуждении уже появляются шутки на тему противостояния с PUBG, а комьюнити развивает дискуссию о том, какой battle royale лучше. На первый взгляд, это может показаться мелочью, но это важно. И «услышать», что именно хотят видеть клиенты, не такая сложная задача, если подойти к ней серьёзно.
Мы понимали, что быть первыми в России — очень ответственная задача, и решили организовать что-то действительно запоминающееся для фанатов игры. При подготовке мероприятия нам было важно достать качественные чугунные сковородки. Если вы не в курсе, почему и зачем, то завоевать лояльность этой аудитории не выйдет. Ключевой мем игры PUBG не стоит дорого, но принесёт положительные эмоции всем участникам турнира. Параллельно велись поиски металлических бочек. В ходе мозгового штурма родилась идея креативной фотозоны, и в итоге наш event-менеджер закупал инвентарь на Avito. Все эти странные манипуляции нужны были для того, чтобы участники чувствовали себя уютно. Если есть важные детали в виртуальном мире, которые радуют или наоборот очень злят игроков, то важно их учитывать в коммуникации, создавая таким образом эмоциональную связь с вашей аудиторией.
Любите своё комьюнити
В игровой индустрии особое внимание уделите SMM, ведь этой аудитории комфортно в соцсетях.
В своей практике мы изучали все доступные каналы коммуникации и пришли к выводу, что наиболее эффективные коммуникационные платформы в этом бизнесе — ВКонтакте и Twitch. За рубежом существуют и другие популярные у игровой аудитории сервисы, где компании общаются напрямую с пользователями, например Reddit, но для России они не так актуальны.
Если вернуться к кейсу с PUBG, то стоит отметить: мы узнали о желаниях посетителей именно из социальных сетей. Наша практика показывает, что лояльность достигается благодаря отработке каждого вопроса или комментария индивидуально. Например, вы можете написать в комментариях к любому посту в паблике Cyberspace предложение по улучшению сервиса или какое-то замечание. И будьте уверены, что в рабочее время наш сммщик оперативно ответит на комментарий и обязательно даст фидбек по вопросу, а не пришлет отписку.
Это важно, ведь доверие — ключевая характеристика отношений с клиентом в сфере видеоигр. Именно доверие даст вам возможность безболезненно пережить кризис, если вы допустите ошибку. Например, компания Bungie завоевала доверие миллионов пользователей, выпуская качественные игры под брендом Halo, однако сейчас у них есть спорные моменты в рамках нового продукта Destiny 2. Даже в такой ситуации комьюнити — это тот фундамент, который помогает компании работать над ошибками и становиться лучше. Bungie слушают фанатов игры и стараются не обмануть их доверие, редактируя продукт с самого релиза. Тем временем, игроки в Destiny 2 не оставляют надежду увидеть лучшее решение в будущем, продолжая приносить деньги разработчикам.
Изучите ваших конкурентов и нишу, в которой они работают
Под луной ничто не ново: велика вероятность, что та бизнес-идея, которую вы вынашиваете в голове, уже реализована другой компанией. Если мы говорим о площадках для проведения игровых мероприятий, то современные комплексы, как наш Cyberspace, — это переосмысление идеи компьютерных клубов конца 90-х и начала нулевых. Задумывая наш комплекс, мы понимали, что хотим создать арену, где можно не только поиграть в игры, но и провести масштабные мероприятия. Поэтому солидную часть комплекса занимают зрительный зал и сцена — так мы выделяемся на фоне конкурентов. И благодаря этому мы можем предложить потенциальному заказчику больше возможностей для интеграции, а наша студия трансляции позволяет нам отработать мероприятие не только на площадке, но и в онлайне.
Сегодня всё чаще проводятся конференции игровой и киберспортивной индустрии, и вопросы площадок и инфраструктуры поднимаются на них всё чаще. Наши спикеры уже не раз раз выступали на таких активностях, потому что мы знаем рынок и чем он живёт. Поэтому мы можем предлагать что-то новое, а также знаем, в чём наши сильные стороны по сравнению с другими площадками и компаниями.
Источник