- Специальная оценка условий труда (СОУТ) в 13 шагов: к проведению готовы!
- Шаг 1. Издать приказ об образовании комиссии по проведению специальной оценки условий труда
- Шаг 2. Утвердить перечень рабочих мест для проведения специальной оценки
- Шаг 3. Издать приказ об утверждении графика проведения специальной оценки условий труда
- Шаг 4. Заключить со специализированной организацией договор на проведение специальной оценки условий труда
- Шаг 5. Передать организации, проводящей специальную оценку условий труда, необходимые сведения, документы и информацию
- Шаг 6. Утвердить результаты идентификации потенциально вредных и/или опасных производственных факторов
- Шаг 7. Утвердить отчет о проведении специальной оценки условий труда
- Шаг 8. Уведомить специализированную организацию об утверждении отчета о проведении специальной оценки условий труда
- Шаг 9. Подать декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда
- Шаг 10. Ознакомить работников с отчетом о проведении специальной оценки условий труда
- Шаг 11. Разместить результаты спецоценки на сайте организации
- Шаг 12. Уведомить о результатах спецоценки ФСС России
- Шаг 13. Применить результаты специальной оценки условий труда
- Как открыть компанию по охране труда
Специальная оценка условий труда (СОУТ) в 13 шагов: к проведению готовы!
racorn / Depositphotos.com |
С 1 января 2014 года работодатели обязаны проводить специальную оценку условий труда (Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»; далее – Закон № 426-ФЗ). Эта процедура введена вместо аттестации рабочих мест и во многом ее повторяет.
31 декабря 2018 года завершился период, когда работодатели могли поэтапно провести спецоценку условий труда в отношении рабочих мест, на которых проводится идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов. Речь идет о так называемых безопасных, «несписочных» рабочих местах, то есть не указанных в ч. 6 статьи 10 Закона № 426-ФЗ. По сути к этой категории относится большинство рабочих мест. Кроме того, лишь до этой даты могли действовать результаты ранее проведенной аттестации рабочих мест (письмо Минтруда России от 1 июня 2018 г. № 15-4/10/В-4010 «О специальной оценке условий труда»).
Таким образом, срок, в течение которого нужно было сделать СОУТ, уже истек для работодателей. С 1 января не выполнившие эту обязанность могут быть привлечены к ответственности по ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП. Отметим при этом, что ответственность по указанной части не находится в зависимости от количества работников, чьи трудовые права были нарушены (письмо Роструда от 28 ноября 2016 г. № ПГ/31983-03-3).
Может ли быть проведена специальная оценка условий труда на вакантном рабочем месте? Узнайте ответ в «Энциклопедии решений. Трудовые отношения, кадры» интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!
Тем не менее, во-первых, спецоценку должны как можно скорее осуществить те, кто опоздал – в частности, Минтруд России пообещал реализовать в отношении малого бизнеса и ИП механизм предупреждения нарушений, в рамках которого работодателю сначала направят предостережение о недопустимости нарушения требований охраны труда, и лишь в случае его неисполнения – оштрафуют.
Кроме того, спецоценку могут впервые проводить те, кто только создал новые рабочие места. На это отводится год с момента их образования. То есть, например, если рабочее место создано в декабре 2018 года, то срок завершения СОУТ – декабрь 2019 года.
И тем, и другим категориям работодателей очень пригодится наша инструкция. В ходе проведения спецоценки им необходимо учесть ряд особенностей, чтобы избежать административной ответственности за нарушение установленного порядка проведения спецоценки по той же ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ.
Рассмотрим порядок проведения этой процедуры подробнее.
Шаг 1. Издать приказ об образовании комиссии по проведению специальной оценки условий труда
Приняв решение о проведении специальной оценки условий труда, руководитель организации должен издать соответствующий приказ, определив в нем состав комиссии по проведению такой спецоценки, включая руководителя, а также порядок ее деятельности. При этом число членов комиссии должно быть нечетным, а в ее состав обязательно следует включить специалиста по охране труда (ч. 1-2 ст. 9 Закона № 426-ФЗ). Главой комиссии, как правило, назначается генеральный директор (ч. 4 ст. 9 Закона № 426-ФЗ).
Шаг 2. Утвердить перечень рабочих мест для проведения специальной оценки
Перечень рабочих мест, в отношении которых должна быть проведена спецоценка, в том числе и аналогичных, определяется созданной работодателем комиссией (ч. 5 ст. 9 Закона № 426-ФЗ).
Специальная оценка при наличии аналогичных рабочих мест проводится только в отношении 20% от их общего числа, но в любом случае их должно быть больше двух (ч. 1 ст. 16 Закона № 426-ФЗ). Результаты спецоценки при этом применяются ко всем аналогичным рабочим местам.
Аналогичные рабочие места – рабочие места, которые расположены в одном или нескольких однотипных производственных помещениях, оборудованных одинаковыми или однотипными системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения, на которых работники работают по одной и той же профессии, должности, специальности, осуществляют одинаковые трудовые функции в одинаковом режиме рабочего времени при ведении однотипного технологического процесса с использованием одинаковых производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья и обеспечены одинаковыми средствами индивидуальной защиты (ч. 6 ст. 9 Закона № 426-ФЗ).
Шаг 3. Издать приказ об утверждении графика проведения специальной оценки условий труда
Одновременно с определением перечня рабочих мест, в отношении которых должна быть проведена специальная оценка условий труда, комиссия составляет график проведения спецоценки. Он должен быть утвержден соответствующим приказом руководителя организации.
БЛАНКИ
- Приказ о проведении специальной оценки условий труда и образовании комиссии по ее проведению
- Перечень рабочих мест для проведения специальной оценки условий труда
- Приказ об утверждении графика проведения специальной оценки условий труда
- Договор на проведение специальной оценки условий труда
- Декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда
- Дополнительное соглашение к трудовому договору об условиях труда на рабочем месте
При составлении данного графика следует учесть следующее.
По общему правилу, спецоценка проводится в отношении каждого рабочего места, включая офисные помещения, не реже чем один раз в пять лет (ч. 4 ст. 8 Закона № 426-ФЗ).
Если ранее специальная оценка условий труда работодателем не проводилась, ее необходимо было провести не позднее 31 декабря 2018 года (ч. 6 ст. 27 Закона 426-ФЗ). При этом закон позволял сделать это поэтапно.
Исключение составляют рабочие места:
- тех сотрудников, чья профессия, должность или специальность дает им право на досрочное назначение страховой пенсии по старости;
- работа на которых дает право на гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
- на которых по результатам ранее проведенных аттестации рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда были установлены вредные и/или опасные условия труда (ч. 6 ст. 10 Закона № 426-ФЗ).
Специальную оценку этих рабочих мест нужно было провести первоочередно, без разделения на этапы (письмо Минтруда России от 8 декабря 2014 г. № 15-1/В-1829). За неисполнение этой обязанности работодателю грозит административная ответственность, в том числе штраф в размере до 10 тыс. руб – для должностных лиц и ИП, до 80 тыс. руб. – для юридических лиц (ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ).
Если же до 31 декабря 2013 года работодателем была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальную оценку в отношении этих рабочих мест можно не проводить в течение пяти лет со дня завершения аттестации (ч. 4 ст. 27 Закона № 426-ФЗ).
Кроме того, помимо плановой спецоценки рабочих мест работодатель обязан проводить и внеплановую – например, при вводе в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест, изменении технологического процесса, получении соответствующего предписания от ГИТ и др. (ч. 1 ст. 17 Закона № 426-ФЗ). Срок, в течение которого должна быть проведена внеплановая спецоценка условий труда, составляет от 6 до 12 месяцев в зависимости от основания для ее проведения (ч. 2 ст. 17 Закона № 426-ФЗ).
Шаг 4. Заключить со специализированной организацией договор на проведение специальной оценки условий труда
Чтобы провести специальную оценку условий труда, работодатель должен заключить с выбранной специализированной организацией соответствующий договор (ч. 2 ст. 8, ст. 19-21 Закона № 426-ФЗ). С реестром аккредитованных организаций можно ознакомиться на сайте Минтруда России (http://akot.rosmintrud.ru/).
Шаг 5. Передать организации, проводящей специальную оценку условий труда, необходимые сведения, документы и информацию
Как только договор со специализированной организацией будет заключен, работодатель обязан предоставить ей сведения, документы и информацию, характеризующие условия труда на рабочих местах (например, технологическую документацию, проекты строительства зданий и др.).
Шаг 6. Утвердить результаты идентификации потенциально вредных и/или опасных производственных факторов
При проведении специальной оценки условий труда специализированная организация первым делом осуществляет идентификацию потенциально вредных и/или опасных производственных факторов. Результаты этой идентификации, по ее завершении, утверждаются созданной работодателем комиссией (ч. 2 ст. 10 Закона № 426-ФЗ).
Затем организация приступает к измерению фактических значений вредных и/или опасных факторов, если таковые были выявлены (ч. 5 ст. 10 Закона № 426-ФЗ). По итогам исследования эксперт специализированной организации классифицирует условия труда на рабочих местах по степени вредности и/или опасности на оптимальные, допустимые, вредные и опасные (ч. 8 ст. 12, ст. 14 Закона № 426-ФЗ).
Шаг 7. Утвердить отчет о проведении специальной оценки условий труда
По итогам проведения спецоценки организация составляет отчет, который должен быть подписан всеми членами созданной работодателем комиссии и утвержден ее председателем (ч. 2 ст. 15 Закона № 426-ФЗ). Член комиссии, не согласный с результатами специальной оценки условий труда, может изложить свое мотивированное мнение в письменной форме и приложить его к отчету.
Шаг 8. Уведомить специализированную организацию об утверждении отчета о проведении специальной оценки условий труда
В течение трех рабочих дней с момента утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда работодатель обязан уведомить об этом специализированную организацию, а также направить в ее адрес копию утвержденного отчета (ч. 5.1 ст. 15 Закона № 426-ФЗ). Сделать это можно любым доступным способом, обеспечивающим возможность подтвердить факт такого уведомления.
Шаг 9. Подать декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда
Если наличие вредных и/или опасных производственных факторов по результатам идентификации выявлены не были либо если по результатам измерений условия труда на рабочих местах признаны оптимальными или допустимыми, работодатель должен уведомить об этом трудовую инспекцию по месту нахождения организации (ч. 1 ст. 11 Закона № 426-ФЗ). Для этого нужно заполнить декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (утв. приказом Минтруда России от 7 февраля 2014 г. № 80н). Подать эту декларацию работодатель должен в течение 30 рабочих дней с момента утверждения отчета о проведении спецоценки (п. 5 Порядка подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, утв. Приказом Минтруда России от 7 февраля 2014 г. № 80н).
Следует отметить, что до 1 мая 2016 года работодатель указывал в декларации только сведения об отсутствии вредных и/или опасных производственных факторов. В связи с этим, если по результатам измерений, проведенных до 1 мая 2016 года условия труда в отношении других рабочих мест были признаны оптимальными или допустимыми, работодатель должен подать в трудовую инспекцию уточненную декларацию с включением в нее этих рабочих мест (ч. 4 ст. 3 Федерального закона от 1 мая 2016 г. № 136-ФЗ).
Шаг 10. Ознакомить работников с отчетом о проведении специальной оценки условий труда
В срок не позднее чем 30 календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки работодатель должен под роспись ознакомить работников с результатами спецоценки (ч. 5 ст. 15 Закона № 426-ФЗ). В указанный срок не включаются периоды временной нетрудоспособности работника, нахождения его в отпуске или командировке, периоды междувахтового отдыха.
Шаг 11. Разместить результаты спецоценки на сайте организации
В течение 30 календарных дней после утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда работодателю следует разместить сводные данные о результатах спецоценки на своем официальном сайте – при его наличии (ч. 6 ст. 15 Закона № 426-ФЗ).
Размещаемая на сайте информация должна содержать сведения:
- об установлении классов (подклассов) условий труда на рабочих местах;
- о перечне мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, на рабочих местах которых проводилась специальная оценка условий труда.
Это, в частности, разделы V и VI отчета о специальной оценке условий труда.
Шаг 12. Уведомить о результатах спецоценки ФСС России
При подаче отчетности по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний работодатель также должен сообщить ФСС результаты специальной оценки условий труда (подп. 18 п. 2 ст. 17 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»).
Для этого нужно отразить соответствующие данные в форме 4-ФСС (утв. приказом ФСС России от от 26 сентября 2016 г. № 381).
Шаг 13. Применить результаты специальной оценки условий труда
Результаты проведенной спецоценки влияют на установление гарантий и компенсаций работникам. Так, сотрудники, условия труда на рабочих местах которых признаны вредными, в зависимости от степени вредности имеют право на сокращенную рабочую неделю не более 36 часов, дополнительный отпуск не менее семи календарных дней и/или компенсацию в размере 4% от оклада (абз. 5 ч. 1 ст. 92, ч. 2 ст. 117, ч. 2 ст. 147 Трудового кодекса).
Кроме того, пункт об условиях труда на соответствующем рабочем месте должен быть включен в трудовой договор с новыми работниками (абз. 9 ч. 2 ст. 57 ТК РФ). А в договоры с уже работающими сотрудниками следует внести изменения, заключив с ними соответствующее дополнительное соглашение (ст. 72 ТК РФ).
Источник
Как открыть компанию по охране труда
Согласно российскому законодательству, компании с количеством работников не более 50 человек могут не иметь в штате сотрудника по охране труда и передать эти обязанности на аутсорсинг. Основные направления деятельности компаний, оказывающих такие услуги, следующие:
- проведение аудита охраны труда организации (общая оценка предприятия по вопросам охраны труда);
- проведение инструктажей и обучения по охране труда и промышленной безопасности;
- помощь в расследовании несчастных случаев и поиска причин профзаболеваний (оформление всех документов, консультации и представление интересов работодателя в Государственной инспекции по труду);
- аттестация рабочих мест по условиям труда;
- подготовка должностных и иных инструкций и оформление всех необходимых бумаг;
- сертификация по охране труда;
- проведение экспертизы промышленной безопасности.
Чтобы ваш бизнес как можно быстрее вышел на уровень самоокупаемости, желательно предлагать не отдельные виды услуг, а весь комплекс работ – от аутсорсинга и обучения до аттестации рабочих мест.
Если вы собираетесь оказывать услуги по проведению работ по аутсорсингу в области охраны труда, прежде всего, вам нужно подать заявление на уведомительную аккредитацию в Министерстве здравоохранения и социального развития РФ (МЗСР РФ). Аккредитация осуществляется на основании поданных заявлений. Все сведения заносятся в реестр аккредитованных организаций, оказывающих услуги в области охраны труда.
В перечень услуг, для оказания которых требуется аккредитация, входит: проведение аттестации рабочих мест по условиям труда, обучение работодателей и работников вопросам охраны труда и осуществление функций службы охраны труда или специалиста по охране труда работодателя, численность работников которого не превышает 50 человек.
Для ведения этого вида деятельности можно зарегистрировать организацию с ограниченной ответственностью (около 10-12 тысяч рублей). Впрочем, такой деятельностью можно заниматься в рамках уже существующей компании или же зарегистрироваться самому в качестве ИП (до пяти тысяч рублей).
Свой тренинговый центр за 55 000 руб. Можно вести бизнес онлайн!
В стоимость входят комплект материалов для очного проведения всех программ + 2 дня живого обучения онлайн. Бессрочное право проведения 10 программ. Никаких дополнительных отчислений и платежей. Запуск за 2 дня.
Кроме того, вам понадобится офис. Большинство сотрудников будут работать на выезде, поэтому желательно, чтобы ваш офис располагался в центре города. Аренда офиса обойдется в 15-20 тысяч рублей в месяц. Также придется приобрести необходимую мебель (около 30-50 тысяч рублей), офисную технику (компьютеры, принтеры и пр. обойдутся примерно в 100 тысяч рублей), программное обеспечение (например, справочная правовая система «Консультант Плюс» – около 4-5 тысяч рублей). Ежемесячные расходы, помимо оплаты аренды, включают в себя покупку расходных материалов (бумага, картриджи для принтера), справочные материалы, бланки, журналы, канцелярские товары. В сумме получается около 5-7 тысяч в месяц.
Штат сотрудников зависит от того, насколько ваши услуги будут востребованы. Вначале достаточно будет двух-трех специалистов с опытом работы в этой области, которые будут работать на полный рабочий день. Кроме того, понадобится бухгалтер и юрист (они могут работать и по совместительству). Обязанности администратора (включая работу на телефоне) можно выполнять в первое время самостоятельно.
Большинство компаний по охране труда нанимает специалистов с испытательным сроком в один месяц. Если работник хорошо себя зарекомендовал, то по окончании испытательного срока проводится его обучение по курсу «Охрана труда и промышленная безопасность» (ОтиПБ). Заработные платы станут самой большой статьей расходов. Крайне желательно, чтобы текучка в вашей компании была как можно ниже, поэтому экономить на вознаграждениях специалистам не стоит.
За каждой организацией должен быть закреплен свой специалист. Он будет знать всех ответственных лиц и специфику своего «объекта». В зависимости от объемов работы один человек может обслуживать от пяти до десяти компаний (если объем работы небольшой, то это может быть и 12-20 организаций). По мере увеличения количества клиентов можно будет набирать на работу новых сотрудников.
При составлении договора на обслуживание предприятия можно взять за основу типовое Положение о службе охраны труда. Стоимость своих услуг рассчитывайте с учетом трудоемкости и временных затрат на обслуживание. Например, существует такая схема расчета: оплата труда специалиста – 1500-2000 рублей в день, что составляет около 40-50% от итоговой суммы, которую заплатит заказчик. Таким образом, один день работы обходится клиенту в 3500-4000 рублей.
Затем полученная сумма умножается на количество дней, которые потребуются для выполнения услуг по договору. Минимальная стоимость договора для региональных городов составляет около 8000-10000 рублей в месяц (для Москвы, соответственно, 20 тысяч рублей в месяц).
Таким образом, если один специалист обслуживает от 10 до 20 компаний (посещает каждую из них 1-2 раза в месяц и 1-2 раза в квартал), то его заработная плата при такой нагрузке составляет 20-25 тысяч рублей месяц. Эти цифры приводятся по регионам. В Москве они будут выше (там, например, заплата специалиста составит минимум 40-50 тысяч рублей в месяц).
Большое значение имеет уровень конкуренции в вашем регионе. Посмотреть, сколько подобных аккредитованных организаций работает в вашем городе, можно в реестре на сайте Министерства здравоохранения и социального развития. Доступ к базе данных абсолютно свободный. В большинстве регионов конкуренция невысока и составляет порядка 10-12 компаний на город.
Еще одна существенная статья расходов – реклама и продвижение. Минимальный бюджет (объявления в газетах и журналах, бегущая строка на телевидении, радиореклама) составляет 15-25 тысяч рублей в месяц.
Итак, первоначальный капитал, необходимый для открытия компании по охране труда составляет минимум 150-200 тысяч рублей плюс примерно 40-50 тысяч рублей ежемесячно на текущие расходы. Для выхода на уровень безубыточности достаточно взять на обслуживание около пяти организаций. Для получения нормальной прибыли необходимо иметь не менее 15-20 клиентов.
Срок окупаемости компании по охране труда составляет от трех месяцев до года, в зависимости от уровня конкуренции, вашей политики ценообразования, наличия клиентской базы и квалификации ваших сотрудников.
Источник