Открыть организацию образовательная деятельность

Как создать образовательную организацию?

Наши юристы достаточно часто получают от посетителей сайта письма с вопросами об открытии частных школ, детских садов, различных учебных курсов и т.п. Поэтому мы решили осветить данный вопрос в отдельной статье.

Образовательная деятельность регулируется Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (далее по тексту — «Законом»).

Определение образования приведено в Законе — под ним понимается «единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов».

Несколько отличается от приведенного выше определение термина «обучение» , которым согласно Закону является «целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни».

Согласно Закону, образовательную деятельность вправе осуществлять:

  • образовательные организации, которые могут создаваться только в форме некоммерческих организаций;
  • организации, осуществляющие обучение — осуществляющие образовательную деятельность научные организации, организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организации, осуществляющие лечение, оздоровление и (или) отдых, организации, осуществляющие социальное обслуживание, и иные юридические лица;
  • индивидуальные предприниматели — как осуществляющие индивидуальную педагогическую деятельность, так и привлекающие наемных педагогических работников.

Отметим, что ранее действовавшая редакция Закона (до 1 сентября 2013 года) исключала коммерческие организации из образовательного процесса — ООО, АО и им подобные юридические лица, целью создания которых было получение прибыли, были не вправе вести образовательную деятельность.

Образовательная деятельность, осуществляемая юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями, привлекающими педагогических работников, подлежит обязательному лицензированию. В то же время, не лицензируется образовательная деятельность, осуществляемая индивидуальным предпринимателем непосредственно (т.е. лично, без приема на работу других преподавателей).

В качестве примера деятельности, которую индивидуальный предприниматель может вести без лицензии, можно привезти репетиторство, гувернерство и т.п.

Порядок лицензирования образовательной деятельности, осуществляемой образовательными организациями, организациями, осуществляющими обучение, а также индивидуальными предпринимателями (за исключением ИП, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно), устанавливается законодательством РФ о лицензировании отдельных видов деятельности, а также соответствующими Постановлениями Правительства РФ.

Образовательная организация может быть государственной, муниципальной или частной.
Государственной является образовательная организация, созданная Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации.
Муниципальной является образовательная организация, созданная муниципальным образованием (муниципальным районом или городским округом).
Частной является образовательная организация, созданная физическим лицом или физическими лицами и (или) юридическим лицом, юридическими лицами или их объединениями, за исключением иностранных религиозных организаций.

Наиболее часто частные образовательные организации создаются в организационно-правовой форме АНО — автономных некоммерческих организаций.

Образовательные организации подразделяются на типы в соответствии с образовательными программами (основными и/или дополнительными), реализация которых является основной целью их деятельности.

Законом устаноавлены следующие типы образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы:
1) дошкольная образовательная организация — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми;
2) общеобразовательная организация — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования;
3) профессиональная образовательная организация — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования и (или) по программам профессионального обучения;
4) образовательная организация высшего образования — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования и научную деятельность.

Типы образовательных организаций, реализующих дополнительные образовательные программы: 1) организация дополнительного образования — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам;
2) организация дополнительного профессионального образования — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам.

Перечисленные выше образовательные организации вправе осуществлять образовательную деятельность по следующим образовательным программам, реализация которых не является основной целью их деятельности:
1) дошкольные образовательные организации — дополнительные общеразвивающие программы;
2) общеобразовательные организации — образовательные программы дошкольного образования, дополнительные общеобразовательные программы, программы профессионального обучения;
3) профессиональные образовательные организации — основные общеобразовательные программы, дополнительные общеобразовательные программы, дополнительные профессиональные программы;
4) образовательные организации высшего образования — основные общеобразовательные программы, образовательные программы среднего профессионального образования, программы профессионального обучения, дополнительные общеобразовательные программы, дополнительные профессиональные программы;
5) организации дополнительного образования — образовательные программы дошкольного образования, программы профессионального обучения;
6) организации дополнительного профессионального образования — программы подготовки научно-педагогических кадров, программы ординатуры, дополнительные общеобразовательные программы, программы профессионального обучения.

Читайте также:  Регистрация компаний открыть компанию

По Закону наименование образовательной организации должно содержать указание на ее организационно-правовую форму и тип образовательной организации.

Организациями, осуществляющими обучение, могут быть юридические лица любых организационно-правовых форм, в том числе такие коммерческие организации, как ООО и АО. При этом:
Научные организации вправе осуществлять образовательную деятельность по программам магистратуры, программам подготовки научно-педагогических кадров, программам ординатуры, программам профессионального обучения и дополнительным профессиональным программам.
Организации, осуществляющие лечение, оздоровление и (или) отдых, организации, осуществляющие социальное обслуживание, вправе осуществлять образовательную деятельность по основным и дополнительным общеобразовательным программам, основным программам профессионального обучения.
Дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, представительства Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях (далее — загранучреждения Министерства иностранных дел Российской Федерации) вправе осуществлять образовательную деятельность по основным и дополнительным общеобразовательным программам с учетом особенностей, установленных статьей 88 Закона.
Иные юридические лица вправе осуществлять образовательную деятельность по программам профессионального обучения, образовательным программам дошкольного образования и дополнительным образовательным программам.

Для осуществления образовательной деятельности организацией, осуществляющей обучение, в ее структуре создается специализированное структурное образовательное подразделение. Деятельность такого подразделения регулируется положением, разрабатываемым и утверждаемым организацией, осуществляющей обучение.

Регистрация бизнеса в сфере образования

Как уже было сказано, деятельность в сфере образования вправе осуществлять юридические лица — образовательные организации и организации, осуществляющие обучение, а также физические лица (граждане), зарегистрированные в качестве ИП.

Требования к учредительным документам юридических лиц, осуществляющих деятельность в сфере образования, имеет свою специфику. Интересующиеся данным вопросом найдут ответ на него в Законе, здесь же только отметим, что уставы таких организаций должны содержать сведения об образовательных программах, в соответствии с которыми будет проводиться обучение.

Поскольку образовательными организациями по Закону могут быть только некоммерческие организации, их регистрация осуществляется уполномоченным на это государственным органом — Министерством юстиции РФ и его региональными Управлениями (в частности, в Санкт-Петербурге — Главным управлением Минюста России по Санкт-Петербургу). Подробнее о регистрации некоммерческих организаций можно прочитать на этой стрнаице.

Как было сказано выше, организации, осуществляющими обучение, могут быть созданы как в форме НКО, так и коммерческих организаций. В последнем случае регистрирующим органом для них является налоговая инспекция (в Санкт-Петербурге — МИ ФНС No 15). Регистрация таких организаций производится налоговым органом в общем порядке, не отличающимся от процедуры регистрации «обычных» ООО.

Аналогично, процедура регистрации индивидуальных предпринимателей — как осуществляющих образовательную деятельность непосредственно, так и привлекающих по найму педагогических работников, за исключением необходимости дополнительно представлять справки об отсутствии судимости, ничем не отличается от процедуры регистрации ИП других сфер деятельности. Регистрирующий орган — налоговая инспекция.

После государственной регистрации субъект образовательной деятельности (образовательная организация, организация, осуществляющая обучение или ИП, привлекший педагогических работников) должен получить лицензию, и лишь после этого он может приступать к оказанию образовательных услуг. С требованиями у соискателям лицензий можно ознакомиться в Законе и в соответствующих Постановлениях Правительства РФ.

По прошествии некоторого периода после получения лицензии образовательная организация имеет право в порядке и сроки, установленном Правительством РФ, обратиться в Министерство образования (или другой соответствующий государственный орган системы Министерства образования) с заявлением о получении государственной аккредитации.

Образовательные организации, имеющие государственную аккредитацию и реализующие общеобразовательные (за исключением дошкольных) и профессиональные образовательные программы, вправе выдавать лицам, прошедшим итоговую аттестацию, документы государственного образца об уровне полученного образования и (или) квалификации.

Подготовить учредительные и другие необходимые документы для государственной регистрации образовательной организации, организации, осуществляющей обучение или индивидуального предпринимателя (ИП), а также выполнить регистрацию Вам всегда помогут специалисты компании «Петролекс».

Источник

Как открыть образовательное учреждение?

Каждый хороший бизнес начинается с построения плана действий, поэтому составить бизнес-план образовательного учреждения – это сделать прогноз на будущее, рассчитать стартовые вложения и окупаемость, взвесить все за и против. Потенциал такого рода услуг почти что безграничен, обучать людей можно чему угодно, что поможет им в будущем и будет приносить доход. Направление заведения можно выбрать, какое угодно, но в нынешних реалиях, большим спросом пользуются маркетинг и бизнес направления, финансы и психология. Открыть частные курсы, школы или ВУЗы – значит открыть прибыльное дело с перспективой на будущее.

Читайте также:  Фирма распродает автопарк свой

Платные образовательные услуги

Выбор количества и вида предоставляемых платных услуг зависит от направления вашего бизнеса.

Существуют такие виды образовательных услуг:

  • Образование дошкольников, их подготовка к школе.
  • Начальное, среднее и высшее профессиональное образование.
  • Специальное обучение для людей, закончивших университеты.
  • Получение дополнительного образования для взрослых людей.
  • Предоставление репетиторских услуг учащимся других заведений.
  • Курсы для абитуриентов, курсы по повышению квалификации.
  • Курсы обучения иностранным языкам.
  • Курсы для детей предметов, не входящих в школьную программу. К примеру, хореографии, дизайна, музыки.
  • Инклюзивное образование для детей и взрослых.

Все вышеперечисленное – это не все услуги, которые может предоставлять частное учебное заведение. Можно организовать услуги по охране детей, их оздоровлению, устраивать культурные мероприятия и развивать их досуг.

При выборе направления можно остановиться на каком-то одном и предоставлять услуги только в его направлении, или же выбрать сразу несколько и развивать их параллельно.

С чего начать открытие высшего учебного заведения?

В самом начале стоит определиться с профильным направлением вашего учебного заведения. После этого стоит приступить к созданию бизнес-плана. Он должен содержать в себе такие пункты:

  • Учебный устав.
  • План учебной программы.
  • Методические разработки.
  • Должностные инструкции для персонала.
  • Оформление лицензии на деятельности в Министерстве образования.

Создать собственный ВУЗ с нуля будет непросто, лучше остановиться на каких-либо популярных курсах: иностранные языки, дизайн, программирование, обучение мастеров визажа и парикмахерского искусства.

Конечно, можно начать бизнес и с открытия ВУЗа, но стоит учитывать, что его популярность будет зависеть от аккредитации и от того, насколько высоко котируется диплом.

Получение лицензии на открытие частного, высшего учебного заведения

Лицензия на открытие образовательного учреждения должна быть обязательно, без нее вы не сможете вести бизнес в этой сфере и выдавать выпускникам сертифицированные дипломы.

Для того, чтобы оформить лицензию вам понадобится обратиться в Министерство образования и предоставить им пакет документов, который включает в себя:

  1. Заявление на получение лицензии, в котором будет указан подробный перечень образовательных программ и услуг заведения.
  2. Представить справку, о преподавательском составе и предположительном потоке клиентов.
  3. Предоставить договор об аренде, а также сведения о состоянии помещения образовательного учреждения.
  4. Потребуются учредительные документы, свидетельство о регистрации бизнеса, справка о постановке на учет в налоговую службу.
  5. Предоставить отчетные сведенья о материальном и техническом обеспечении организации.
  6. Предоставить перечень приобретенной научной и художественной литературе.

После проведения специально назначенной комиссии, ВУЗ может получить лицензию на будущую деятельность. Помимо этого, стоит позаботиться о государственной аккредитации – это документ, который позволит выдавать дипломы государственного образца, которые выше ценятся студентами и работодателями.

Будьте готовы к тому, что аккредитация учебного заведения проходит каждые пять лет, поэтому стоит заботиться о качестве предоставляемых услуг, штате сотрудников и соответствующем материально-информационном обеспечении.

Бюджетные места

Бизнес-план ВУЗа должен содержать в себе пункт о создании бюджетных мест для учащихся. С недавних пор, коммерческие учебные заведения получили возможность открывать такие места, но в строго ограниченном количестве и по определенным направлениям.

Перечень направлений, которым доступны бюджетные места:

  1. Образование, педагогика.
  2. Естественные науки.
  3. Гуманитарные науки.
  4. Экономика и управление.
  5. Информатика, вычислительная техника.

Преподавательский состав

Доходность предприятия, его репутация и количество желающих поступить в него во многом зависит от набранного преподавательского состава. Квалифицированные специалисты, способные оригинально доносить информацию, нескучно вести лекции и находить подход ко всем студентам, просто на вес золота. Найти такого специалиста бывает очень трудно, так как такие люди зачастую долго без работы не сидят и очень редко переходят с одного места работы в другое, даже на более выгодные условия.

В самом начале работы вашего ВУЗа преподавательский состав может быть непостоянным, но в будущем рекомендуется заключить договора и нанять профессиональный штат педагогов на долговременное сотрудничество.

Зачастую, преподаватели, работающие в частных учебных заведениях, регистрируются как индивидуальные предприниматели, что предполагает отсутствие дополнительных лицензий на их деятельность. Это достаточно выгодно для руководителя, но не для них самих. При такой схеме действий они не могут устроиться на несколько работ одновременно.

Одной из главных сложностей является то, что в вашем штате должно быть минимум 60% преподавателей с ученой степенью, а также минимум двое со степенью доктора наук.

Кроме педагогического состава и директора учреждения, потребуется нанять администратора, который будет заниматься всеми организаторскими моментами, привлекать в ВУЗ клиентов. Так же необходимо открыть медицинский кабинет, нанять психолога и бухгалтера. Никак не обойтись и без нескольких уборщиц и охранников.

Прочие аспекты работы частного ВУЗа

После набора штата преподавателей и прочих сотрудников, следует обратить внимание на составление программ обучения, они так же понадобятся при подаче заявления на лицензию.

Читайте также:  Владелец свх вправе ограничить сферу своей деятельности

Помещения для аудиторий должны быть просторными, вмещать в себя весь состав группы и преподавателя, так же требуется оснастить его всем необходимым: мебелью, методическими материалами, необходимым для занятий оборудованием. Требуется оснастить помещение для библиотеки, а так же желательно наличие столовой, где можно перекусить во время перерывов.

Желательно создать специализированные аудитории, к примеру, компьютерные классы или лаборатории. Престижные ВУЗы, с высоким доходом, способны обеспечить собственные санатории и базы отдыха, игровые комнаты, спортзал, бассейн и конференц-залы. Конечно, все это требует немалых финансовых вложений, но это того стоит, так как поднимет престиж вашего заведения.

Организационное планирование

Бизнес-план образовательных услуг должен быть четко организован и распланирован, ведь иначе вся затея может просто рухнуть, так и не начавшись.

В данном пункте плана следует описать работы, выполнение которых необходимо для исполнения бизнес-плана.

В план организации Вуза входит:

  • Аренда или покупка здания.
  • Получение государственной лицензии и оформление всех документов.
  • Проведение ремонта в помещении, оборудование его согласно всем нормам ВУЗа.
  • Прохождение всех проверок – Пожарная инспекция, СЭС.
  • Формирования штата преподавателей и другого персонала.
  • Проведение рекламной кампании.

Организационная форма такого учреждения будет ООО. Руководство проектом будет осуществлять непосредственно начальник, все консультации, технические и другие вопросы будет решать персонал и администрация учреждения.

Экономический план, финансовые расчеты

Ценовая политика предоставления образовательных услуг, в разных коммерческих заведениях, отличается. В среднем, за год обучения, студент должен заплатить 60 000 рублей. Студент заключает с ВУЗом договор, где указана стоимость оплаты, которая производится раз в месяц, семестр или год.

Финансовый план просто жизненно необходим, в нем будут учтены все расходы и предполагаемые доходы бизнеса.

Стартовые вложения в открытие образовательного учреждения включают в себя:

  • Арендная плата зависит от выбранного помещения.
  • Ремонтные работы в помещении – от 500 000 рублей.
  • Необходимая для обучения и работы мебель – 240 000 рублей.
  • Покупка необходимых учебных пособий – 50 000 рублей.
  • Покупка техники для обучения студентов – от 700 000 рублей.
  • Покупка организационной техники (принтера, кондиционеры) – 150 000 рублей.
  • Оформление всех документов и лицензии – 25 000 рублей.
  • Выплата заработных плат персоналу – 30-40 000 рублей на человека.
  • Расходы на рекламу – от 60 000 рублей.
  • Расходы на питание, медикаменты, уборку территории – от 150 000 рублей в месяц.
  • Другие расходы – 50 000 рублей.

В общей сложности, учитывая все расходы, на открытие такого бизнеса понадобится сумма в районе 2 500 000 рублей. Сроки окупаемости такого масштабного бизнеса занимают до 3 лет.

Пошаговое открытие образовательного учреждения

Пошаговый бизнес-план колледжа выглядит примерно так:

  1. Изучение рынка образовательных учреждений в городе.
  2. Выбор наилучшего места для открытия.
  3. Разработка устава учреждения согласно нормам.
  4. Регистрация учреждения в ФНС, необходимо указать вид деятельности «образовательные услуги». Заказать печать.
  5. Подбор профессиональных педагогов.
  6. Разработка методичек, учебных планов.
  7. Получение лицензии на открытие заведения.
  8. Подготовка помещения к открытию – аренда, ремонтные работы, закупка оборудования, техническое оснащение помещений.
  9. Получить разрешения на работу от пожарников и СЭС.
  10. Организация учебного процесса.

Клиентура и рынок

Рынок в данной сфере является довольно широким и продолжает неумолимо расширяться, всегда можно принести что-то новое в сферу образования. Формы образования, предоставляемые клиентам, самые разнообразные, как и ценовая политика учреждений и их методы обучения. В конкурентных баталиях за новых студентов, учреждения предлагают более выгодные условия обучения, различные варианты аккредитаций и широкий выбор услуг.

Чтобы склонить клиента к выбору именно вашего ВУЗа, необходимо предложить уникальные, взаимовыгодные условия и качество предоставляемого обучения.

Конкуренция

Конкуренция на рынке образовательных услуг существует в разумных пределах. Зачастую, частный образовательный бизнес борется за студентов с государственными учреждениями.

В сравнение с государственным, частное предприятие отличается рядом преимуществ:

  • Надежность и качество предоставляемых услуг.
  • Почти полностью исключают материальный риск для своих клиентов.
  • Стоимость обучения может посоревноваться с государством.
  • Вариативность услуг.
  • Новейшие учебные программы.

Завоевать доверие абитуриентов легко, главное предоставлять им качественное образование в оригинальной манере, перспективы в карьере, разумную оплату обучения.

Таким образом, можно четко представить себе систему частного образования, сполна оценить его плюсы. Вложения в бизнес-план учебного заведения, хоть и окупаются довольно долго, но при этом всем являются вложением в постоянно развивающуюся, всегда необходимую сферу. С открытием образовательного заведения вам открываются и почти безграничные возможности, перспективы развития. После того, как ваше предприятие окупит себя и начнет приносить стабильный доход, стоит расширяться, открывать филиалы в других городах, улучшать качество образования и отдыха студентов.

Источник

Оцените статью