Открыть обособленное подразделение иностранной организации

Открытие обособленного подразделения иностранной организации на территории России

С. Гаврилова, ведущий юрист ООО «РосКо — Консалтинг и аудит»

Опубликовано в «Финансовой газете. Региональный выпуск» № 41/2010

Иностранные организации, в соответствии со ст. 2 ГК РФ, являются полноправными участниками гражданских отношений на территории Российской Федерации. Соответственно, они вправе открывать на территории Российской Федерации обособленные подразделения — филиалы и представительства. При этом представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту (ч. 1 ст. 55 ГК РФ). Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства (ч. 2 ст. 55 ГК РФ). Филиал иностранного юридического лица создается в целях осуществления на территории Российской Федерации той деятельности, которую осуществляет за пределами Российской Федерации головная организация (абз. 1 ст. 21 Федерального закона от 09.07.1999 N 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» (далее — Закон — N 160-ФЗ)).

Открытие филиала и представительства иностранной организации состоит из нескольких этапов, а именно:

— аккредитации филиала или представительства в регистрационной палате при Минюсте России;

— постановки на учет филиала или представительства в налоговом органе;

— постановки на учет филиала или представительства в фондах социального, медицинского страхования и Пенсионном фонде Российской Федерации.

Дополнительно при открытии филиала производится открытие банковского счета для осуществления денежных расчетов. Кроме того, при открытии филиала или представительства в необходимых случаях производится аккредитация работников.

Государственный контроль как за созданием, так и за деятельностью и ликвидацией филиала иностранного юридического лица осуществляется посредством его аккредитации. Порядок аккредитации определен Правительством Российской Федерации (ст. 21 Закона N 160-ФЗ). Выполнение процедур по аккредитации филиалов и представительств иностранных юридических лиц осуществляет Государственная регистрационная палата при Минюсте России (ст. 24 Закона N 160-ФЗ, Постановление Правительства Российской Федерации от 21.12.1999 N 1419). Аккредитация представительства предоставляется на срок от года до трех лет, филиала иностранной компании — от года до пяти лет. При необходимости аккредитация может быть продлена. Для аккредитации представительства или филиала в регистрирующий орган представляются документы по установленному в законодательстве перечню, а именно:

— письменное заявление с просьбой разрешить открытие представительства (филиала) иностранного юридического лица в Российской Федерации;

— выписка из торгового реестра страны происхождения иностранного юридического лица или иной документ, подтверждающий факт регистрации иностранного юридического лица в соответствии с законодательством страны места нахождения;

— устав (учредительный договор) иностранного юридического лица;

— решение иностранного юридического лица об открытии представительства (филиала) в Российской Федерации;

— положение о представительстве (филиале) иностранного юридического лица в Российской Федерации;

— рекомендательное письмо банка, обслуживающего иностранное юридическое лицо в стране регистрации, с подтверждением его платежеспособности;

— рекомендательные письма российских деловых партнеров;

— нотариально заверенная копия генеральной доверенности о наделении главы представительства иностранного юридического лица в Российской Федерации необходимыми полномочиями;

— удостоверенная нотариусом доверенность уполномоченному лицу на ведение дел в регистрационной палате;

— документ, подтверждающий адрес представительства иностранного юридического лица в Российской Федерации;

— карточка сведений о представительстве иностранного юридического лица;

— оригиналы квитанций об оплате;

— документ о согласовании с администрациями субъектов Российской Федерации (администрациями краев, областей, республик, национальных округов) создания филиала в необходимых случаях;

— заключения соответствующих экспертиз в случаях, предусмотренных законами Российской Федерации (Минэнерго России, Минприроды России и др.).

Иностранные документы регистрирующим органом принимаются только с подлинными отметками о консульской легализации, если освобождение от этих процедур не предусмотрено международными соглашениями Российской Федерации, вместе с заверенным нотариально либо в консульском загранучреждении переводом на русский язык. Данные документы, в зависимости от их вида, действительны от 6 месяцев до одного года с даты выдачи.

В Регистрационной палате одновременно с аккредитацией представительство или филиал вносятся в сводный государственный реестр аккредитованных на территории Российской Федерации представительств или филиалов иностранных компаний. Внесение в реестр обязательно для всех обособленных подразделений независимо от того, когда и при какой организации они аккредитованы. Факт аккредитации удостоверяется соответствующим свидетельством. Свидетельство о внесении в реестр служит подтверждением официального статуса представительства или филиала. Данное свидетельство предъявляется при открытии банковских счетов, постановке на учет в налоговых органах, оформлении российских виз, прохождении таможенных процедур и в других необходимых ситуациях.

Читайте также:  Как открыть любой бизнес с нуля

После завершения процедуры аккредитации осуществляется постановка обособленного подразделения на налоговый учет. Особенности учета иностранных организаций и иностранных граждан устанавливаются Минфином России (п. 1 ст. 83 НК РФ). В частности, вопросы постановки на учет иностранных организаций регулируются Положением об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций, утвержденным Приказом МНС России от 07.04.2000 N АП-3-06/124 (далее — Положение).

Положением установлены сроки постановки на налоговый учет обособленного подразделения иностранных организаций. Данные сроки соблюдаются в ситуации, когда иностранная организация осуществляет или намеревается осуществлять деятельность в Российской Федерации через обособленное подразделение в течение периода, превышающего 30 календарных дней в году (непрерывно или по совокупности). В таком случае организация обязана встать на учет в налоговом органе по месту осуществления деятельности не позднее 30 дней с даты ее начала.

Что же считать датой начала деятельности иностранной организации на территории Российской Федерации? Согласно п. 3 ст. 306 НК РФ постоянное представительство иностранной организации считается образованным с начала регулярного осуществления предпринимательской деятельности через ее отделение.

Нарушение установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 500 до 1 тыс. руб. (ч. 1 ст. 15.3 КоАП РФ).

Постановка на налоговый учет иностранной организации не связана с фактом возникновения обязанности по уплате налогов. Именно поэтому постановке на налоговый учет подлежат представительства, которые на территории Российской Федерации не осуществляют налогооблагаемую деятельность. Кроме того, постановка иностранной организации на налоговый учет осуществляется независимо от того, было аккредитовано обособленное подразделение в регистрирующих органах Российской Федерации или нет. Это обусловлено тем, что свидетельство об аккредитации не значится в числе документов, представляемых для постановки на налоговый учет.

Если иностранная организация осуществляет деятельность в нескольких местах на территориях, подконтрольных различным налоговым органам, то в каждом налоговом органе она обязана встать на учет. В ситуации, когда иностранная организация осуществляет деятельность в нескольких местах на территории, подконтрольной одному налоговому органу, она обязана информировать налоговый орган о каждом таком месте осуществления деятельности путем направления сообщения по установленной форме. Повторная постановка на налоговый учет в данном случае не требуется.

Положением установлено, что иностранные организации подлежат постановке на учет в налоговых органах с присвоением идентификационного номера налогоплательщика (ИНН) и указанием кода причины постановки на учет (КПП). Постановка на учет осуществляется в течение пяти дней. Данный срок исчисляется со дня подачи заявления о постановке на учет с приложением всех необходимых документов. Полный перечень документов для постановки иностранной организации на налоговый учет приводится в Положении. Так, при постановке на учет в налоговый орган представляются следующие документы:

— заявление о постановке на учет по установленной форме;

— легализованные выписка из торгового реестра, или сертификат об инкорпорации, или другой документ аналогичного характера, содержащие информацию об органе, зарегистрировавшем иностранную организацию, регистрационном номере, дате и месте регистрации. Для организаций, создание которых не требует специальной регистрации (внесение в торговый реестр и т.п.), — легализованные копии учредительных документов. Могут быть предоставлены другие документы, содержащие информацию о получении права на ведение предпринимательской деятельности;

— справка налогового органа иностранного государства о регистрации иностранной организации в качестве налогоплательщика в стране инкорпорации с указанием кода налогоплательщика (или его аналога);

— решение уполномоченного органа иностранной организации о создании обособленного подразделения в Российской Федерации или в случае отсутствия такого решения копия договора, на основании которого осуществляется деятельность в Российской Федерации;

— доверенность, выданная иностранной организацией на главу (управляющего) отделения.

Документы для постановки на налоговый учет представляются в налоговые органы на русском языке или на иностранном языке с переводом на русский язык, заверенным в установленном порядке. Требование налоговыми органами дополнительных, не установленных законодательством документов для постановки на учет иностранных организаций не допускается. В случае непредставления полного комплекта документов или представления документов, оформленных ненадлежащим образом, налоговый орган обязан проинформировать об этом заявителя в течение пяти дней со дня поступления документов.

Факт постановки на налоговый учет удостоверяется выдачей свидетельства по форме N 2401ИМД с указанием ИНН и КПП.

Читайте также:  Бизнес идея востребованных услуг

Постановка на учет в фондах социального страхования, медицинского страхования и ПФР осуществляется после завершения регистрационных процедур в налоговом органе.

Источник

Открыть обособленное подразделение иностранной организации

Уважаемые коллеги, хотел бы услышать Ваше мнение по следующему вопросу.

В соответствии с частью 1 статьи 21 Федерального закона от 09.07.1999 N 160-ФЗ (ред. от 05.05.2014) «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» представительство иностранного юридического лица создаются, открываются, прекращают свою деятельность на территории Российской Федерации на основании решения иностранного юридического лица.

На территории РФ в Москве действует аккредитованное в установленном законом порядке представительство иностранной организации.

Согласно подпункта 7 пункта 4 Приказа Министерства финансов Российской Федерации (Минфин России) от 30 сентября 2010 г. N 117н для постановки иностранной организации на налоговый учет в Российской Федерации иностранная организация должна представить в налоговый орган документы, подтверждающие аккредитацию Отделения иностранной организации на территории Российской Федерации.

У московского представительства имеется соответствующая аккредитация и представительство стоит на налоговом учете.

Согласно 1 пункту 2 статьи 11 НК РФ под обособленным подразделением понимается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.

Вопрос: Может ли представительство иностранной организации, которое само является обособленным подразделением иностранной компании, открыть просто обособленное подразделение по сути в другом административном образовании поставить стол, стул и т.п.?

Уточню. Вариант того, что само иностранное общество открывает просто ещё одно представительство не может быть рассмотрен, поскольку необходимо будет получать аккредитацию, которую невозможно получить по политическим мотивам.

А вот открыть обособленное подразделение (стационарное рабочее место) московского представительства, имеющего аккредитацию, и есть задача, которую пытаюсь решить.

Согласно статье 83 Кодекса в целях проведения налогового контроля налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения обособленных подразделений и в этих целях не имеет значения создание одного или нескольких рабочих мест, территориально отделенных от основной организации.
И поставить это обособленное подразделение на учёт.

Меня терзают смутные сомнения, ведь исходя из ст. 55 ГК РФ представительство не является юридическим лицом, поскольку само — обособленное подразделение. При этом обособленное подразделение, не являющееся ни филиалом, ни представительством могут создавать российские компании.

Может ли это сделать представительство?

В гражданском законодательстве выделены представительства и филиалы и определен их правовой статус, позволяющий установить их существование и место нахождения на основании официальных документов юридического лица, прошедшего государственную регистрацию. Иные обособленные подразделения официально нигде не обозначены, место их нахождения не зафиксировано и может быть произвольно изменено путем издания юридическим лицом внутренних распорядительных документов, не представляемых на государственную регистрацию.

Источник

Нужна ли аккредитация обособленных подразделений иностранных компаний?

У многих иностранных компаний, работающих в России, возникает потребность в более оперативном осуществлении деятельности в разных регионах страны. Российские организации, как правило, открывают для этих целей обособленные подразделения (далее – ОП1). В настоящее время постановка ОП иностранных компаний на учёт в налоговом органе иногда сопряжена с некоторыми трудностями, которые обусловлены тем, что порядок постановки на учёт не приведён в соответствие с порядком аккредитации обособленных подразделений.

В качестве примера, иллюстрирующего такие трудности, можно использовать следующую ситуацию: иностранная компания, имеющая филиал в России и занимающаяся установкой и обслуживанием оборудования для производства деталей, планирует обслуживать несколько заводов в различных регионах России, причём как установка, так и обслуживание производятся на территории этих заводов в течение срока более 30 календарных дней. Исходя из смысла абз.18 п.2 ст.11 НК РФ, если рабочее место создаётся на срок более одного месяца, то оно считается стационарным, и поскольку оно является территориально обособленным от филиала этой компании, это обуславливает создание ОП, которое должно быть поставлено на учёт в налоговом органе в течение 30 календарных дней с момента его создания. Порядок постановки на учёт в налоговом органе ОП иностранного юридического лица содержится в п. 4 Приказа Минфина РФ от 30.09.2010 № 117н «Об утверждении Особенностей учета в налоговых органах иностранных организаций, не являющихся инвесторами по соглашению о разделе продукции или операторами соглашения» (далее – Приказ Минфина). Стоит отдельно отметить, что там же указана возможность осуществления деятельности иностранной компании через «филиал, представительство, отделение, бюро, контору, агентство, любое другое обособленное подразделение». Подобная позиция подтверждается в том числе в п. 2 ст. 306 НК РФ и Письмом Минфина РФ от 26 октября 2015 г. №03-08-05/61259. Наконец, в абз. 4 п. 4 ст. 83 НК РФ напрямую указано, что иные обособленные подразделения (не отнесённые к филиалам и представительствам) становятся на налоговый учёт на основании соответствующего заявления в ФНС.

Читайте также:  Развивать свой бизнес по франчайзингу

Однако если порядок постановки ОП на учёт в налоговом органе можно считать детально регламентированным, то его аккредитация представляется невозможной в силу действующего Приказа ФНС от 26 декабря 2014 г. № ММВ-7-14/680@ (далее – Правила аккредитации), который предусматривает возможность аккредитации только филиалов и представительств. Это довольно странно, учитывая тот факт, что представленная в качестве примера ситуация по всем признакам соответствует той, которая используется для определения понятия «строительная площадка иностранной организации» в ст. 308 НК РФ. Данная категория впервые появилась в редакции НК РФ от 31.12.2001 для более детального регламентирования деятельности иностранных инвесторов в целях налогообложения. По всей видимости, на тот момент предполагалось, что иностранные компании будут осуществлять свою деятельность через множество ОП.

Выполнение работ на такой площадке создаёт все необходимые предпосылки для возникновения «постоянного представительства», ещё одного понятия, используемого в налоговом законодательстве в целях налогообложения: согласно п.2 ст. 306 НК РФ, постоянным представительством является «филиал, представительство, отделение, бюро, контора, агентство, любое другое обособленное подразделение или иное место деятельности этой организации, через которое организация регулярно осуществляет предпринимательскую деятельность», связанную в том числе с «проведением предусмотренных контрактами работ по строительству, установке, монтажу, сборке, наладке, обслуживанию и эксплуатации оборудования».

Строительная площадка иностранной организации – это частный случай образования постоянного представительства, и выделение такого понятия, как «строительная площадка иностранной организации», в НК РФ предполагает наличие порядка аккредитации ОП в Правилах аккредитации. Дополнительным фактом в подтверждение этому являются практически идентичные требования в Приказе Минфина при постановке на учёт в налоговые органы ОП как российских, так и иностранных юридических лиц, их идентичное правовое положение, а также их практическое использование в целом. Однако если ставить ОП иностранных компаний на учёт в налоговом органе можно, то открывать их нельзя.

В настоящее время единственным верным решением в плане соблюдения законодательства является аккредитация нескольких филиалов, необходимость в которых отпадает сразу после завершения работ, и такая ситуация представляется неприемлемой по нескольким причинам.

    Во-первых, смысл аккредитации состоит, прежде всего, в признании правосубъектности ОП иностранных юридических лиц, которое возможно после проверки сведений о самом юридическом лице, а также в учёте ОП. После аккредитации его филиала или представительства все нужные данные содержатся в реестре аккредитованных филиалов и представительств, поэтому нет никакой необходимости в повторном требовании соответствующих документов, кроме тех, которые свидетельствуют о создании нового ОП.

Во-вторых, за процедуру аккредитации каждого из филиалов/представительств взимается государственная пошлина. В рамках ситуации, приведённой в качестве примера, осуществление работ будет связано со значительными затратами, что может сделать создание филиалов экономически нецелесообразным вариантом.

  • В-третьих, срок аккредитации каждого из филиалов в соответствии с Правилами аккредитации занимает до 25 рабочих дней, на практике это может занять до 30 рабочих дней вкупе со сроком выдачи свидетельства. Такой срок может быть в некоторой степени обоснован анализом новых данных, но в случае открытия нового ОП, как упоминалось выше, вся информация о компании и филиале уже имеется в реестре, поэтому представляется разумным установить для регистрации ОП срок, равный сроку его постановки на налоговый учёт. В таком случае иностранные компании смогли бы таким образом более оперативно осуществлять свою деятельность.
  • Кроме того, в случаях, связанных с проведением продолжительных строительных работ или работ, связанных с установкой оборудования, российскими компаниями преимущественно используется практика открытия ОП, и было бы разумно позволить иностранным компаниями также аккредитовывать ОП.
    Таким образом, на данный момент существует необходимость оптимизации законодательства о филиалах и представительствах иностранных компаний. Это поспособствует повышению инвестиционной привлекательности России и приданию иностранным инвесторам большей гибкости при ведении хозяйственной деятельности.

    Источник

    Оцените статью