- Толкования Священного Писания
- Содержание
- Толкования на Мф. 12:37
- Свт. Иоанн Златоуст
- Прав. Иоанн Кронштадтский
- Блж. Иероним Стридонский
- Блж. Феофилакт Болгарский
- Евфимий Зигабен
- Еп. Михаил (Лузин)
- Лопухин А.П.
- Троицкие листки
- Толкование на От Матфея 12:36
- Толкование на От Матфея 12:36 / Мф 12:36
- Симеон Новый Богослов (949−1022)
- Никодим Святогорец (1749−1809)
- Иоанн Кронштадтский (1829−1908)
- Иероним Стридонский (
- Феофилакт Болгарский (
- Евфимий Зигабен (
- Михаил (Лузин) (1830−1887)
- Лопухин А.П. (1852−1904)
- Учение Господа о хуле на Духа Святаго, о сокровищах сердца и о слове праздном. (Мф. 12:31–37)
Толкования Священного Писания
Содержание
Толкования на Мф. 12:37
Свт. Иоанн Златоуст
ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься
Итак, тем, кого злословят, не о чем заботиться, потому что от них не потребуется ответа за то, что другие говорили о них дурно, но говорившим дурно надо страшиться и трепетать, потому что за свое злоязычие они будут повлечены в суд. Поистине это дьявольская сеть, это грех, который не приносит никакой радости, но только вред. Поистине злое сокровище копит такой человек в своей душе. Если одержимый дурными соками сам больше всех терпит от этой болезни, то тем более накапливающий в себе злобу, которая горче всякой желчи, претерпит ужасные [мучения], причинив себе страшную болезнь. Если изрыгаемые им слова столь печалят других, то гораздо сильнее душу, породившую их. Ибо замышляющий дурное прежде всего убивает самого себя, так же как раздувающий огонь сжигает самого себя, бьющий по алмазу причиняет вред самому себе и наступающий на острые гвозди сам себе наносит рану.
Беседы на Евангелие от Матфея.
См. также Толкование на Мф. 12:35
Прав. Иоанн Кронштадтский
ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься
Если слово доброе, назидательное, то оно оправдает нас, а если худое, гнилое, то осудит.
Дневник. Том I. 1856.
Блж. Иероним Стридонский
ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься
См. Толкование на Мф. 12:36
Блж. Феофилакт Болгарский
ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься
См. Толкование на Мф. 12:36
Евфимий Зигабен
от словес бо своих оправдишися и от словес своих осудишися
За добрые будешь оправдан, а за злые – осужден.
Толкование Евангелия от Матфея.
Еп. Михаил (Лузин)
ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься
От слов своих оправдаешься и пр.: слова суть выражение мыслей и чувств человека и вообще внутреннего нравственного состояния его; по ним познается человек, как дерево по плоду. Если слова человека правдивы, честны, благочестивы, назидательны, они показывают хорошего человека в произносящем их, и такой человек получит оправдание на суде. Если слова лживы, нечестивы — они указывают на злое сердце человека, и таковой не может получить оправдания, а подвергнется осуждению. Впрочем все сие изречение не так должно понимать, будто только слова человека будут единственною причиной оправдания или осуждения его на суде; оправдывается человек верой и по вере добрыми делами, осуждается же неверием и происходящим отсюда отсутствием добрых дел или делами худыми; слова же представляются здесь только как выражение внутреннего состояния человека (ср. Иак. 3:3—12). Своих: «не по речам другого, но по твоим собственно словам Судья выносит приговор. Что может быть сего справедливее? Ибо в твоей власти говорить и не говорить. Посему не злословимым надобно страшиться и трепетать, но злословящим» (Злат.)
Толковое Евангелие.
Лопухин А.П.
ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься
Ближайший смысл этого выражения тот, что человек оправдывается или осуждается своими словами на обыкновенном человеческом суде. Но эта мысль возводится в принцип, и говорится вообще о том, что слова человека оправдывают или обвиняют его. Под судом и оправданием здесь разумеются обвинение или оправдание преимущественно на страшном суде.
Толковая Библия.
Троицкие листки
ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься
Источник
Толкование на От Матфея 12:36
Сравнение переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.
Толкование на От Матфея 12:36 / Мф 12:36
Симеон Новый Богослов (949−1022)
Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда
Если мы отдадим отчет за каждое праздное слово, то не тем ли паче будем осуждены и наказаны за такие слова? Праздное слово не есть только слово бесполезное; но праздным (αργος — неделанным) должно называть и такое слово, которое говорим, прежде чем делом сделаем и искусом познаем то, о чем говорим. Если я, не презревши славы мира сего и не отвергши ее от всей души, то есть когда она губит душу мою и лишает меня славы Божией, — учу других убегать ее, то не будет ли слово мое праздно, неделанно, пусто и не буду ли осужден я, как лживый? И опять, если я, не приявши с сознанием и чувством умной благодати Святого Духа, не сделавшись наученным от Бога чрез сию благодать и не сподобившись получить свыше слова премудрости и разума, без удержи устремлюсь истолковывать и изъяснять Божественные Писания и выступлю в чине учителя, вооружен будучи только одною внешнею мудростию, то оставит ли Господь это без обличения, не потребует ли отчета в сем от меня? Конечно не оставит этого так.
Источник: Слова (Слово 45-е).
Никодим Святогорец (1749−1809)
Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда
О суетных и праздных помыслах. Суетными и праздными помыслами я называю те помыслы, которые не содействуют спасению и не направлены к нему. Это как помыслы нашей собственной души, так и помыслы ближнего, не направленые на необходимое поддержание нашего телесного состава, но на излишнее и не необходимое, даже если эти помыслы и добры. Суетные и праздные помышления, согласно Великому Василию, рождаются от праздности ума, который не занят необходимым и не верит в то, что Бог везде присутствует и испытывает сердца и помышления: «Рассеянность происходит от праздности ума, не занимающегося необходимым. А ум остается в праздности и беспечности от неверия в присутствие Бога, испытующаго сердца и утробы… а кто размышляет об этом, тот никогда не осмелится и не будет иметь досуга помыслить что-либо не клонящееся к созиданию веры, хотя бы казалось это и хорошим» (Правила, кратко изложенные в вопросах и ответах. Ответ 21). О них, говорю, то есть о суетных и праздных помышлениях давай кающемуся совет не заниматься ими и не рассеиваться в них. Во-первых, потому что как за праздное слово мы дадим ответ в день Суда, как сказал Господь: «Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда», — так, вероятно, дадим ответ и за суетные и праздные помышления, если, конечно, по собственной воле позволяем уму прибегать к ним. Это ясно из того, что Господь укоряет и осуждает тех рабов, которые стоят праздными: «Что вы стоите здесь целый день праздно?» (Мф. 20:6). Во-вторых, потому что эти суетные помыслы лишают нас помышлений полезных и спасительных, которые мы можем иметь вместо них. И, в-третьих, потому что эти праздные помыслы сами по себе злы, ибо являются прекращением добра и началом зла, потому что дают вход и разрешение диаволу засеять в нашем праздном уме плевелы злых помыслов. Так утверждает Григорий Богослов: «Пусть погибнет зло и первое его начало. Когда мы дремали, лукавый посеял плевелы, дабы небрежение о добре стало началом зла, как и отступление света является началом тьмы» (Слово).
Источник: Руководство к исповеди.
Иоанн Кронштадтский (1829−1908)
Глаголю же вам, яко всяко слово праздное, еже аще рекут человецы, воздадят о нем слово в день судный
Достойно и праведно: потому что настоящая жизнь вся должна быть употреблена на приготовление к жизни будущей; для нас нет здесь праздного ни дня, ни часа, ни слова, ни дела, все у нас должно быть направлено к одной цели. Нам некогда празднословить.
Источник: Дневник. Том I. 1856.
Иероним Стридонский (
Ст. 36−37 Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься
Это изречение также связано с вышесказанным. И смысл такой: если слово праздное, которое не служит к назиданию слушающих, не остается без опасности для того, кто говорит, и если в День Суда каждый воздаст за слова свои; то тем более вы, хулящие дела Святого Духа и говорящие, что Я именем Веельзевула изгоняю бесов, дадите отчет в ваших хулениях: праздное слово это есть слово, произносимое не на пользу говорящего и слушающего, когда мы, оставив важное, говорим о пустом и рассказываем древние басни. Но тот, кто занимается шутовством и возбуждает других к хохоту, и произносит что-нибудь постыдное, тот повинен в произнесении уже не праздного, но преступного слова.
Источник: Толкование на Евангелие от Матфея.
Феофилакт Болгарский (
Ст. 36−37 Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдишься и от слов своих осудишься
Здесь Господь устрашает нас, что и мы дадим ответ за каждое пустое слово, то есть за ложное, клеветническое или бестактное и насмешливое. Затем приводит свидетельство из Писания, чтобы не подумали, что Он говорит нечто Свое: от слов, говорит, своих получишь оправдание и от слов своих будешь осужден.
Источник: Толкование на Евангелие от Матфея.
Евфимий Зигабен (
Глаголю же вам, яко всяко слово праздное, еже аще рекут человецы, воздадят о нем слово в день судный
Праздным называет исполненное клеветы и лжи, или излишнее и вредное; а словом — оправдание и обвинение. Немаловажным средством к исправлению служит не только оправдание и обвинение, но и угроза, — что часто Он делает.
Источник: Толкование Евангелия от Матфея.
Михаил (Лузин) (1830−1887)
Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда
«Праздное слово есть слово, несообразное с делом, ложное, дышущее клеветой, а также, по изъяснению некоторых, и пустое слово, например возбуждающее беспорядочный смех, срамное, бесстыдное, неблагопристойное» (Злат.), «всякое слово, не служащее к действительной христианской пользе» (Феофил.). — В день суда: каковый суд произведет Христос при втором своем пришествии (Мф. 25:31−46).
Источник: Толковое Евангелие.
Лопухин А.П. (1852−1904)
Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда
Связь речи понятна. Фарисеи говорили праздные слова, высказывая хулу на Духа Святого. Не только за такие праздные слова, но и вообще за всякое праздное слово люди должны будут дать отчет в день суда. Возвышенное и высоконравственное учение. Буквально стих следует перевести так: говорю же вам, что всякое слово праздное, которое говорят люди, воздадут о нем ответ в день суда.
Источник
Учение Господа о хуле на Духа Святаго, о сокровищах сердца и о слове праздном. (Мф. 12:31–37)
В глубине души фарисеи и книжники и сами хорошо сознавали, что этого быть не может, что они лгут и перетолковывают Его Божественные действия; но злоба и зависть заглушили в них голос совести, и они, чтобы отвлечь народ от Спасителя, не останавливались перед страшным богохульством: намеренно превращали истину Божию в дело диавола, приписывали действия всемогущества Божия сатане, обвиняя Господа в союзе с диаволом, и Святаго Духа, пребывавшего в Господе, называли нечистым духом, князем бесовским. Это было уже не только гнусной клеветой на Иисуса Христа, но и упорным сопротивлением, злобным оскорблением для Духа Святаго; это было крайнее неверие и ожесточение сердца, тем более виновного, что происходило из диавольской злобы и высказывалось совершенно против совести. Враги Господа вначале и сами не сознавали ясно, в какое сатанинское состояние ведет их дух злобы и зависти; и милосердный Господь, обличая всю нелепость, всю ложь их клеветы, раскрыл перед ними и эту адскую пропасть, в которую сами они стремились в своем безумии.
Между Мной и сатаной, как бы говорил им Господь, нет и не может быть ничего общего; добро, которое Я творю, и зло, которого ненасытно алчет сатана, непримиримы. Скажу больше: кто знает Божественную истину, но равнодушен к ней, не хочет служить ей, тот, хотя бы и не противился ей, есть уже противник Мой, от которого Я отрекаюсь перед лицом неба и земли. «Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною» (людей к вере в Меня), «тот расточает» ( Мф. 12:30 ) тех, которых Я собрал. Тем более есть враг Мне – тот, кто явно противится истине Божией. ПОСЕМУ ГОВОРЮ ВАМ: одумайтесь, перестаньте изрыгать хулы на Духа Святаго. Вы много о Мне говорили, что Я – обманщик, что Я – противник Божий; Я вам это прощу и не потребую вашего наказания, если вы раскаетесь в этом; ВСЯКИЙ ГРЕХ И ХУЛА ПРОСТЯТСЯ ЧЕЛОВЕКАМ, Бог готов простить самые великие, самые тяжкие грехи кающимся грешникам. А ХУЛА НА ДУХА – Святаго – НЕ ПРОСТИТСЯ ЧЕЛОВЕКАМ, потому что Дух Святый вам известен: по Его внушению говорили пророки, а вы не стыдитесь отвергать очевидную истину. Ибо если уж вы говорите, что Меня не знаете, то верно знаете, что изгонять бесов и совершать исцеления есть дело Духа Святаго. Итак, вы не Меня только поносите, но и Духа Святаго. Я вам отпускаю все то, чем вы Меня злословили прежде креста, даже и то, что вы хотите распять Меня на кресте, и на самом кресте Я буду молиться за вас, чтобы неверие ваше не было поставлено вам в вину. Но то, что вы говорите о Духе, не будет прощено вам. ЕСЛИ КТО СКАЖЕТ СЛОВО хульное НА СЫНА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО, кто станет хулить Меня как Человека и, соблазнившись тем, что Я ем, пью, сплю, утруждаюсь, как человек, будет называть Меня ядцей и винопийцей, другом мытарей и грешников, тот еще заслуживает некоторое извинение, ибо он под покровом плоти Моей не предполагает во Мне Бога, и потому ПРОСТИТСЯ ЕМУ грех сей. Заблуждение может пройти, неведение рассеяться, и тогда явится вера и при помощи благодати Святаго Духа человек раскается, и грех его омоется Кровью Искупителя. ЕСЛИ ЖЕ КТО СКАЖЕТ НА ДУХА СВЯТАГО, кто не по неведению произносит хулы на Меня, кто сам воочию видит чудеса Моего Божественного Всемогущества, видит Мою власть в изгнании бесов, тот хулит Меня уже не как Сына Человеческого, а как Бога, хулит Божество Мое, которое Я столь очевидно открываю, и тем самым этот хульник злобно оскорбляет Духа Святаго, Мне единосущнаго и соприсущнаго, и потому НЕ ПРОСТИТСЯ ЕМУ хула эта НИ В СЕМ ВЕКЕ, НИ В БУДУЩЕМ, его ждет неизбежное наказание как здесь, так и там.
Не простится ему этот «грех грехов» потому, что сам человек сделается вовсе неспособным к восприятию обновляющей и спасающей всякого человека благодати Духа Святаго. Сопротивляясь Духу Божию, произнося на Него хулы, может ли он воспринять Его животворящую благодать в свое грешное сердце? Ведь это сердце полно ненависти и злобы против Самого Бога; допустит ли оно прикосновение к себе любви Божией? Душа такого человека сама закрывает себя для света Божия и добровольно избирает своим уделом мрак злобы и лжи, и доходит этот несчастный человек до того ужасного состояния нераскаянности, в каком находятся демоны; он сам гонит от себя прочь благодать Духа Святаго, и покаяние через это становится для него невозможным, ибо насильно и Бог никого не спасает. Я предостерегаю вас, – говорит Господь фарисеям. – Если вы хотите порицать дела Мои, то пусть будет так; только зачем же вы допускаете в своих обвинениях несообразности и противоречия? Ибо о дереве судят по плоду, а не о плоде по дереву. Что-нибудь одно из двух:ИЛИ ПРИЗНАЙТЕ ДЕРЕВО ХОРОШИМ И ПЛОД ЕГО ХОРОШИМ, признайте Меня за доброе дерево и дела Мои добрыми плодами; ИЛИ ПРИЗНАЙТЕ ДЕРЕВО ХУДЫМ И ПЛОД ЕГО ХУДЫМ, докажите, что дела Мои худы, и тогда обвиняйте Меня, как хотите, ИБО ДЕРЕВО ПОЗНАЕТСЯ ПО ПЛОДУ, дерево узнают по плодам его. А вы поступаете напротив: не находя ничего предосудительного в делах Моих, которые суть плод, вы осуждаете и хулите дерево, называете Меня беснующимся. Не есть ли это верх безумия? Вы, считающие себя праведниками, здесь являетесь лукавыми и злыми лицемерами (и так как далее Спаситель говорит уже не о Себе Самом, а о Духе Святом, то и обличения Свои Он произносит с большей строгостью): ПОРОЖДЕНИЯ ЕХИДНИНЫ! Вы хвалитесь происхождением от Авраама, но нет, вы не чада этого великого в смирении праотца, вы и не можете приносить доброго плода, ибо КАК ВЫ МОЖЕТЕ ГОВОРИТЬ ДОБРОЕ о Мне, БУДУЧИ ЗЛЫ? Потому-то Я и не удивляюсь, что вы злословите Меня, ибо, происходя от злого рода, вы и воспитаны худо, и усвоили себе мысли худые. Ваше сердце полно всякого зла, и вот, это зло, переполняя сердце, рвется наружу: ИБО ОТ ИЗБЫТКА СЕРДЦА ГОВОРЯТ УСТА. «Видишь ли, – замечает при этом святитель Златоуст, – какой крепкий удар наносит Иисус Христос фарисеям? Если слова их так исполнены зла и происходят от духа диавольского, то подумай, каков должен быть корень и источник слов? Обыкновенно так бывает, что язык, удерживаемый стыдом, еще не все худое изливает в словах; напротив, сердце, не имея никого свидетелем своих движений, безпрестанно порождает в себе всякое зло, какого только захочет, потому что оно не думает много о Боге».
ДОБРЫЙ ЧЕЛОВЕК, – говорит Спаситель, – хранит в своем сердце, как бы в некоей сокровищнице, много доброго, и ИЗ этого ДОБРОГО СОКРОВИЩА ВЫНОСИТ ДОБРОЕ, А ЗЛОЙ ЧЕЛОВЕК наполняет свое сердце всяким злом, и ИЗ ЗЛОГО СОКРОВИЩА этого ВЫНОСИТ ЗЛОЕ. И у добрых больше скрывается добродетели внутри, чем является снаружи в словах, как и у злых больше зла в сердце, чем в словах. Вот почему и на Страшном Суде Божием строго будут судимы не только дела, но и слова; слова свидетельствуют о том, чем полно сердце. ГОВОРЮ ЖЕ ВАМ, ЧТО ЗА ВСЯКОЕ ПРАЗДНОЕ СЛОВО, слово с делом несообразное, ложное, дышащее клеветой, всякое слово пустое, смехотворное, гнилое, безстыдное, всякое слово безполезное, ненужное, КАКОЕ СКАЖУТ ЛЮДИ, ДАДУТ ОНИ ОТВЕТ за него В ДЕНЬ СУДА. Если слова человека честны, правдивы, благочестивы, то можно думать, что и сердце у него таково же, и такой человек будет оправдан на суде Божием. Если же слова лживы, нечестивы, то и сердце его полно лжи и нечестия, и такой человек будет осужден. ИБО ОТ СЛОВ СВОИХ ОПРАВДАЕШЬСЯ И ОТ СЛОВ СВОИХ ОСУДИШЬСЯ – эта истина была известна и в Ветхом Завете. Если же за простое слово праздное, которое иные почитают невинной шуткой, люди дадут ответ Богу, то чего же должно ожидать за хулу на Духа Святаго? «Видишь ли, – замечает святитель Иоанн Златоуст, – как безобиден суд? Как кротки требования ответа? Не по речам другого, но по твоим собственным словам Судия произнесет приговор. Что может быть справедливее? Ибо в твоей власти – говорить и не говорить».
Источник: Святое Евангелие с толкованием святых отцов. — Москва : Синтагма, 2010. — 639 с. ISBN 978-5-7877-0053-4
Источник