Осознанная деятельность человека с целью изменения своей личности это

Самореализация — это реализация потенциала личности. Как самореализоваться в жизни

  • 10 Октября, 2018
  • Психология личности
  • Денис Дмитриев

У любой личности, которая является зрелой в психологическом смысле, присутствуют неповторимые отличительные черты, придающие ей индивидуальность. Вопрос самореализации человека заключается в успешном прохождении пути самопринятия и самопознания, способности к раскрытию собственных возможностей и потенциала, поиске своей области и удовлетворении от полученного результата.

Потребность в самореализации при этом есть не у каждого человека. Некоторые совершенно не ищут пути самосовершенствования и раскрытия своих талантов, а живут ради сиюминутных удовольствий, то есть «прожигают» жизнь. Другие все же пытаются раскрыть свой потенциал, но за весь отпущенный им срок так и не находят предназначения и умиротворения, не достигают идентичности личности в зрелости.

Понятие самореализации человека

Это понятие может в различных областях трактоваться несколько по-разному, однако главная суть сохраняется в любом из них. В общем смысле самореализация — это активация полного потенциала и способностей индивида, активная жизненная позиция личности по реализации своих возможностей в разных сферах деятельности и отношений в рамках индивидуального потенциала.

Данный процесс подразумевает реализацию собственных способностей, навыков, знаний и талантов вне зависимости от того, были они врожденными или приобретенными. Претворять в жизнь допустимо как просоциальные, так и антисоциальные элементы реализации. Действия всегда при этом должны быть целенаправленными и осознанными, восприниматься личностью в качестве важных составляющих ее существования.

Потребность в реализации себя

Психологи утверждают, что потребности в самовыражении и самореализации личности ставятся человеком ваше всех остальных потребностей. Так или иначе, но большинство людей постоянно хотят проявить себя в социуме, что является, в свою очередь, одним из главных двигателей на пути самореализации. Человек в той или иной мере стремится полностью раскрыться перед собой и обществом, продемонстрировать свои личностные качества, использовать знания и навыки, осуществить желанные замыслы и реализовать таланты.

Каждый стремится достигнуть того, что хочет больше всего. Потребность в становлении лучшим в чем-либо столь же велика, сколь и желание чувствовать удовлетворенность от позиции победителя. Таких людей социум называет состоявшимися личностями. Современный мир предлагает большее число путей для реализации потенциала личности, потому как тяжелый физический труд и вынужденная непосильная деятельность ушли в прошлое, тем не менее широкие возможности не всегда тождественны с легким достижением цели.

Этапы самореализации

Традиционно в данном процессе выделяют два последовательных этапа:

  1. Становление общего механизма самореализации.
  2. Поддержания работы механизма и его улучшение через самоуправление и самопознание.

Первый этап самореализации — это борьба индивидуализации и социализации. Исход этого противостояния знаменуется становлением личности, формированием определенных способностей и навыков, появлением ценностных ориентиров. Окончание данного этапа совпадает с периодом, когда человек успел внести какой-либо вклад в социум и как-то реализовать себя в нем.

На втором этапе созданный механизм всячески совершенствуется, позволяет достигать новых целей, продолжать оттачивать избранные навыки, таланты и способности. Переход от первого ко второму этапу обычно происходит с окончанием школьного обучения, тогда как первая самореализация учащихся в обществе характерна для дошкольного и школьного периодов.

Стоит отметить, что некоторые индивиды так и не переходят на второй этап по причине отсутствия потребности в самореализации. Они следуют далее по инерции или, как говорится, «плывут по течению». Такие люди не достигают поставленных целей (или не ставят их вовсе) и живут исключительно в собственной зоне комфорта, не покидая ее пределов без крайней необходимости.

Способы самореализации

Пути реализации себя и своего потенциала, как правило, доступны человеку с самого момента рождения. Дети впервые открывают в себе новые навыки, применение которых делает их жизнь комфортнее, интереснее и счастливее. Первое зерно самореализации сеется еще в раннем детстве, когда личность только формируется и не так сильно подвержена влиянию общества.

В период взросления социум все теснее взаимодействует с индивидом, насыщая только формирующуюся картину его мира все большим количеством различных стереотипов. В последующем они становятся фундаментом для барьера в сознании, который всеми способами будет преграждать путь к самореализации личности и раскрытию ее талантов. Без преодоления общественных стереотипов и догм самореализация человека в любом виде становится невозможной.

Мнение науки о самореализации

Представитель гуманистической психологии доктор Абрахам Маслоу в своем труде отметил ряд личностей, достигших самореализации. Среди них указывались Альберт Эйнштейн, Элеонор Рузвельт и Абрахам Линкольн. Мнение психолога заключалось в том, что достижение полной самореализации не может быть осуществлено без удовлетворения некоторых базовых потребностей человека.

Читайте также:  Свой бизнес шкаф купе

Примеры таких потребностей приводятся в иерархии потребностей Маслоу. По мнению специалиста, данные потребности необходимо удовлетворить перед становлением на путь самореализации. Стоит также отметить, что Маслоу использовал несколько иной термин вместо слова «самореализация» — «самоактуализация». Впрочем, данный термин удовлетворяет базовому определению самореализации.

Реальность такова, что большая часть населения нашей планеты не может удовлетворить собственные базовые потребности в рамках иерархии потребностей Маслоу. Это приводит к невозможности активизации механизмов самореализации у многих людей. Психолог относит к таким индивидам тех, кто не может, к примеру, заплатить за аренду жилья или купить продукты для себя и своей семьи. Недостаток денег ведет к нескончаемым переживаниям по поводу того, как погасить очередной платеж или заплатить в магазине за товары первой необходимости. В таком режиме человек начинает не жить, но выживать. Соответственно, в подобной ситуации лишь немногие ищут ответ на вопрос о том, как самореализоваться в жизни и применить это для решения сложившихся проблем.

Мнение религии о самореализации

Различные мировые религии рассматривают проблему самореализации человека с другого ракурса. Центральную роль в процессе играет человеческая душа, которая не привязывается к физическому телу и пространству, является неким эфемерным высшим существом и полностью занимает тело и сознание индивида. Для того чтобы воссоединиться с собой настоящим, необходимо покинуть пределы собственного тела и сознания.

По сути, в религиозных учениях самореализация — это ответ на главный вопрос всего мироздания, фундаментальный вопрос: «Кто я такой?» Смысл этого ответа через реализацию собственного потенциала заключается в том, что собственное «Я» — это не испытываемые эмоции или возникающие мысли, не тело или сознание, а только лишь приобретенный за все время опыт.

Люди же, которые слишком сильно связаны с ложными проявлениями собственного «Я», растрачивают всю свою энергию и потенциал на негативный опыт вроде тревоги, страха и постоянного стресса. В итоге меняются мысли, чувства, эмоции и физическое тело, но сам человек остается точно таким же, каким и был в самом начале пути, то есть не развивается и не самореализуется.

Творческая самореализация

На протяжении всех эпох в основе любого творческого порыва всегда была попытка самореализации конкретных личностей. Творчество лучше всего раскрывает индивидуальные таланты, воплощает планы, позволяет достигать высот в общественной деятельности. Реализация потенциала достигается путем совмещения деятельности под влиянием социума и личностных убеждений. Существует мнение, что только творческая деятельность может расширить пределы потенциала отдельно взятого индивида.

Творческий подход применим практически к любой человеческой сфере деятельности, будь то уборка территории или игра на фортепьяно. Это значит, что проявить творческий потенциал для самореализации личности в равной степени доступно и директору, который проводит деловые встречи, и рабочему, трудящемуся на сталелитейном заводе. Каждый вид творчества отражает в известной степени мировоззрение своего автора. Любое творческое начало является опытом, который впоследствии начинает выражаться в собственной позиции индивида.

Профессиональная самореализация

Успешность человека в карьерном плане напрямую связана с реализацией его потенциала в глазах современного общества. Мнение большинства гласит, что высокий статус и должность на работе можно приравнять к успешному становлению на путь саморазвития и самореализации. С упрощением условий жизни в развитых странах мира люди стали больше времени уделять реализации собственного потенциала именно на профессиональном поприще в поисках так называемого места под солнцем.

Для начала человек непременно должен найти нужную, подходящую именно ему сферу деятельности, а затем определить собственные возможности и потенциальные пути развития в ней. Создание условий для самореализации в границах выбранной профессиональной компетенции позволяет индивиду достичь желаемого социального статуса и уровня благополучия. Успех в развитии приведет к формированию у личности необходимых способностей и навыков, а также к развитию особого мышления профессионального работника. Отличительными чертами такого мышления можно назвать следующие:

  • осознание собственной значимости для профессии;
  • понимание принадлежности своей личности к работе;
  • построение четкого плана по реализации себя в дальнейшей карьере и жизни в целом;
  • справедливая оценка важности признания отдельного человека обществом;
  • умение найти свои слабые и сильные стороны, который в будущем станут точкой опоры для достижения новых вершин.

Социальная самореализация

Данный вид реализации личностного потенциала больше остальных коррелирует с духовным ростом личности. Почему? Социальная самореализация — это прежде всего самоотдача человека, умение что-то бескорыстно и добровольно делать для других.

Часто люди реализуются через социум благодаря различной волонтерской деятельности. Социальные работники, к примеру, физически и морально помогают тем, кто находится за гранью бедности или пережил стихийное бедствие. От помощи окружающим индивид получает духовное вознаграждение и развитие личности в данном направлении. Материальная награда в данном случае не является для индивида приоритетом, целью самореализации.

Читайте также:  Открыть юридическую фирму для регистрации юридических лиц

Пути реализации своего потенциала для женщин

Если творческая, профессиональная и социальная самореализация для женщины не является достаточной или интересной, то она может выбрать и другой путь развития личности. Тогда представительницы прекрасного пола задаются вполне закономерным вопросом: «Как самореализоваться женщине в современном мире?» Многие девушки видят себя в роли любящей супруги, хозяйки домашнего очага и хорошей матери. Во главу угла ставится именно семейное счастье и забота о близких.

Психологи считают женскую самореализацию единственно истинной и заложенной природой в качестве основного предназначения. Большинство девушек не чувствуют себя счастливыми, полноценными и состоявшимися без реализации собственного потенциала в любви, создании семьи и заботе о детях. Каждый из перечисленных компонентов самореализации у девушек является неотъемлемым звеном в нелегком деле построения крепкой и счастливой личности.

Составляющие успеха при самореализации

Психолог С. Мадди провел обширные исследования и построил на их основе теорию личности, которая имеет задатки к реализации собственного потенциала. Среди характеристик полноценно функционирующего индивида он привел следующие:

  1. Наличие творческого потенциала.
  2. Ощущение самостоятельного контролирования жизни.
  3. Обладание свободой воли и действия во всех жизненных ситуациях.
  4. Спонтанное принятие решений в различной обстановке.
  5. Высокий уровень возможностей к адаптации, повышенная подвижность.

Данные характеристики сами по себе еще не дают гарантии самореализации. По мнению многих психологов, важны не столько врожденные качества, сколько приобретенные. Особую роль в становлении на путь реализации потенциала индивида играют уверенность в себе, целеустремленность, решительность, здоровый азарт, любовь к труду и осознание поставленной цели. Кроме того, подобная личность должна уметь оперативно выбирать, изменять и дополнять стратегии, адаптироваться к изменяющимся условиям и менять тактику при необходимости, но при этом оставаться в трезвом уме и спокойном рассудке.

Одни смотрят на проблему самореализации с точки зрения гуманистической психологии, другие же опираются на религиозные догматы о наличие у каждого человека души. Какую опору и основу для начала движения по пути реализации собственного потенциала выбрать — вопрос строго индивидуальный. Тем не менее известно, что независимо от точки опоры, успешное применение знаний и навыков в избранных личностью сферах для самореализации является неизменной составляющей обретения счастья в жизни.

Источник

Самовоспитание – деятельность человека, направленная на изменение своей личности в соответствии с сознательно поставленными целями, сложившимися идеалами и убеждениями (А.И. Жук, И.И. Казимирская).

Предпочтительнее, ко­гда самовоспитание превращается в направляемый и поддер­живаемый педагогом процесс, органически сочетаемый с общей направленностью школьного, семейного, общественного воспи­тания. Психолого-педагогические исследования показали, что личность является активной силой в формировании себя. Потребность в самовоспитании – это высшая форма развития личности. Возникнуть у всех одновременно не может.

ЗАВИСИТ: от направленности личности (эгоистическая, общественная, деловая); от сферы деятельности; от идеалов личности; от волевых свойств.

Предпосылка для возникновения потребности самовоспитания – умение реально анализировать и оценивать свои качества и поступки.Это создает мотив для самовоспитания. Влияет: 1) общественное мнение, 2) критика и самокритика, 3) знание как заниматься самовоспитанием.

Компонентами самовоспитания являются

· самопознание, самоанализ, самооценка, самоотчет, самоконтроль, так как самовоспитание предполагает определенный уровень развития личности, ее самосознания, способности к ее анализу при сознательном сопоставлении своих поступков с поступками других людей. Отношение человека к своим потенциальным возможностям, правильность самооценки, умение видеть свои недостатки характеризуют его зрелость и являются предпосылками организации самовоспитания.

самообязательство (добровольное задание самому себе осознанных целей и задач самосовершенствования, решение сформировать у себя те или иные качества);

самоотчет (ретроспективный взгляд на пройденный за определенное время путь);

осмысление собственной деятельности и поведения (выявление причин успехов и неудач);

самоконтроль (систематическая фиксация своего поведения с целью предотвращения нежелательных последствий).

· самопознание, которое включает(самонаблюдение, самоанализ, самооценку, самосравнение)

· самообладание,которое опирается на самоубеждение, самоконтроль, самоприказ, самовнушение, самоподкрепление, самоисповедь, самопринуждение;

· самостимулирование,котрое предполагает самоутверждение, самоодобрение, самопоощерение, самонаказание, самоограничение.

Стимул самовоспитания –правильное воспитание, которое включает не только воспитательную деятельность воспитателя, но и собственные усилия воспитанника.

Уровень самовоспитания характеризует уровень воспитанности в целом. Самовоспитание находится в неразрывной взаимосвязи с воспитанием: подкрепляет и развивает процесс формирования личности.

Самовоспитание осуществляется в процессе самоуправления, которое строится на основе сформированных человеком целей, программы действий, контроля за выполнением программы, оценки полученных результатов, самокоррекции.

Классный руководитель создает условия для опережения ка­ждым воспитанником возрастных и психологических границ своего развития. Известно, что человек ярче и полнее раскры­вает себя в деятельности и поступках, связанных с осознанием необходимости своего внутреннего роста. Но одного осознания недостаточно, требуется самовоспитание —переживание анало­гичных ситуаций и событий, упражнения, усилия.

Читайте также:  Как создать саморегулируемую организацию строительство

Чтобы успешно руководить процессом самовоспитания, что­бы школьник доверился педагогу в своем личном и таком труд­ном взрослении, ему необходимо хорошо представлять общую схему развития самовоспитания и достижения запроектирован­ных результатов. На уровне представлений школьника она мо­жет быть представлена так:• мне интересно;• я хочу;• могу ли я?• что нужно делать?• как начинать;• тренинг поведения;• усвоение привычки;• награда.

Как видим, действует стандартная схема тренинга поведе­ния. Сперва интерес, потом желание попробовать себя, сомне­ния, колебания, поиск информации, наконец, постановка задачи и последующий тренинг приводят школьника к усвоению привычки. Для вредной будут неудобства и трудности, для полезной — здоровье и радости.

Начинается самовоспитание с цели. Детский и подростковый возрасты характеризуются неста­бильностью, непостоянством целей: сегодня хочется одного, зав­тра другого. Потому так трудно детям и их воспитателям орга­низовать действенное самовоспитание, ведь для него нужны:• четко сформулированная цель,• воля и настойчивость,• планомерная, длительная деятельность,• самоограничения,• самоконтроль,• время.

Великие, достойные и действенные цели диктуются самой жиз­нью. Выбору правильной цели необходимо уделить главное вни­мание. Педагоги будут терпеливо, доходчиво направлять своих воспитанников на достижение достойных человека целей.

Мельтешат перед детьми и подростками ложные кумиры, Равняясь на которые, они мечтают выстроить свою жизнь. «Западая» на приманки, молодые люди разрушают свое буду­щее. Классный руководитель поступит правильно, приведя, на­пример, прогноз одной из всемирно известных страховых ком­паний «Нью Инг ланд Лайф»: «Из каждых 100 молодых людей, начинающих самостоятельную жизнь в 21 год, 16 не доживет до 65 лет (т. е. до пенсионного возраста), 1 станет богатым чело­веком с годовым доходом свыше 100 тыс. долларов, 3 обеспечат себе сносное существование, 33 будут вести борьбу за прожи­точный минимум, 16 — жить в условиях, близких к нищете, 32 останутся без средств к существованию».

Обычно самовоспитание приостанавливается и не достигает цели потому, что классный руководитель ограничивается общи­ми призывами. Нет личностной направленности и индивиду­альной работы, нет основы, на которую мог бы опереться вос­питанник, размышляя над своим будущим. Поэтому общий перечень задач и содержание самовоспитания целесообразно заменить личностной программой.

Программа самовоспитания, которую предложит школьни­кам классный руководитель, будет содержать небольшой пе­речень универсальных качеств, овладев которыми, молодой человек может рассчитывать на успех в любой области. Программа самовоспита­ния составлена в виде динамической схемы, ориентируясь на которую, школьник постоянно видит: 1) на какие качества сле­дует обращать особое внимание, 2) как он продвигается в своем совершенствовании. Программа предназначена только школьнику, к ней, как к личному дневнику, никто не должен иметь доступа, никто не будет контролировать и выставлять оцен­ки за «самовоспитанность». Цель здесь — реальная помощь школьнику (качества, внесенные в программу, мо­гут быть скорректированы в зависимости от конкретных обстоя­тельств, проблем, перспективных направлений.

Будем формировать умение осуществлять самоанализ своей воспитанности, оценка которой часто бывает ошибочной из-за одностороннего подхода к анализу своего поведения. Например, в характеристику волевых качеств подростки вкладывают свое собственное понимание и истолкование этих качеств. Оно час­то бывает недостаточным или даже неправильным. В связи с этим учащихся необходимо знакомить с содержанием тех качеств, которые будут выработаны самовоспитанием.

В ряде случаев помогают специальные инструкции по само­контролю за отдельными видами деятельности. Например, для самоконтроля за подготовкой урока можно порекомендовать по­следовательность следующих действий:• Уточни, что предстоит сделать.• Уточни, сколько времени нужно потратить на подготовку всех уроков.• Определи последовательность их выполнения.• Наметь время на подготовку каждого урока.• Проверь, делаешь ли ты то, что требуется.• Проверь, правильно ли выполнено задание по каждому уроку.• Проверь в конце, все ли выполнено.• Если нужно — доработай.• Поставь себе оценку.• Если оценка тебя не удовлетворяет, повтори работу.

Этапы процесса самовоспитания:

1.Осознание необходимости работать над собой. Этап самопознания.

2.Выработка программы работы над собой на основе поставленных целей (после составления программы следует перейти к планированию самовоспитания, определению конкретных задач, содержания, средств, методов решения поставленных задач).

3.Реализация программы самовоспитания

4.Оценка результатов самовоспитания. Это снова этап самопознания (Чего я достиг?заканчивается постановкой новых задач самовоспитания).

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Источник

Оцените статью