Осознание значимости своей деятельности

Портал образования

Автор: Мануковская Татьяна Сергеевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ ВО ВТСТ
Населённый пункт: г. Воронеж
Наименование материала: статья
Тема: Осознание значимости своей будущей профессии
Дата публикации: 23.04.2021
Раздел: среднее профессиональное

ОСОЗНАНИЕ ЗНАЧИМОСТИ СВОЕЙ БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИИ

Мануковская Татьяна Сергеевна, преподаватель ГБПОУ ВО ВТСТ

В современных реалиях формирование контингента студентов СПО зачастую определяется

не только четким выбором будущей профессии. Поэтому успешность протекания процесса

профессионального самоопределения, становления будущих специалистов, во многом ложится на

Процесс осознания значимости своей профессии зависит от многих условий, одним из

Е.М. Борисова предлагает включать в структуру готовности к профессиональному

самоопределению следующие составляющие:

1. Наличие знаний о мире профессий и их динамике (с учетом социально-исторического

подхода к профессиям);

2. Развитые интересы и склонности к разным видам деятельности, которые могут иметь

выход на профессиональную деятельность;

3. Развитые профессиональные намерения;

4. Адекватная оценка своих возможностей по отношению к разным видам деятельности;

5. Умение соотносить свои интересы и способности с миром профессий;

6. Активность в стремлении познать себя;

профессиональных намерений, аргументированность предпочтений в выборе профессии;

8. Определенная зрелость личности.

Соответственно помощь в осознании личностной и социальной значимости своей

профессии является важнейшей задачей при работе с контингентом студентов. В этом вопросе

важна правильная мотивация – четкое формулирование перспективных целей всего процесса

обучения. Как мотивы учебной деятельности для современного студента можно выделить

направленность на получение знаний и профессии, и направленность просто на получение

диплома. В этой связи отмечаются разные типы деятельности и поведения студентов в процессе

обучения. У одних интересы направлены на разностороннюю профессиональную подготовку. Они

имеют хорошую успеваемость, активно участвуют во всех видах учебной деятельности. Другой

тип студентов имеет четкую ориентацию на узкую специализацию. Они изучают большое

количество дополнительной информации по интересующим их темами имеют хорошую

успеваемость только по специальным предметам. Третий тип студентов проявляют интерес только

к тем предметам, которые им нравятся и только в рамках предусмотренной учебной программы.

Эта категория студентов часто пропускает занятия и не проявляет интереса к различным видам

учебной деятельности. Прослеживается прямая связь между такими мотивами и качеством

обучаемости. Основной причиной низкой успеваемости у студентов было названо – отсутствие

интереса к учебе (более 55% опрошенных). Второй, и не менее значимой для студентов, причиной

было названо дистанционное обучение в период апрель-июнь и ноябрь-декабрь 2020 года, которое

показало неумение многих организовать своё обучение в удаленном формате (37% опрошенных).

Остальные мотивировали низкую успеваемость систематическими пропусками занятий.

Опросы, проводимые в 2020 году среди студентов второго курса, показали, что около 22,7%

из них не имеют четкого представления о том, смогут ли они применить умения и навыки,

получаемые в процессе получения образования, в будущем. Около 44% учатся лишь для

получения диплома о среднем профессиональном образовании и никак не связывают свою

специальность с будущей профессиональной деятельностью, и лишь оставшиеся 33,3% учатся для

получения знаний и профессии. При этом около 11% студентов из последней группы начинают

сомневаться в правильности выбранной специальности.

Поэтому в процессе обучения важна не только теоретическая составляющая учебного

процесса. Необходимо вносить в образовательный процесс практические составляющие, в том

ключе, в котором они могут непосредственно применяться в профессиональной деятельности. В

частности – неотъемлемой частью можно считать экскурсии в рамках образовательного процесса,

соответствующие профессиональные компетенции, которые формируются при обучении в СПО.

Это может помочь учащимся сформировать более четкое представление о разнообразии

применения своих будущих навыков, повысить у них положительную мотивацию к учебной

деятельности во всех ее проявлениях.

В настоящее время насчитывается более 40 тыс. профессий. При этом примерно 500 из них

ежегодно исчезают и почти столько же появляется новых. Экономисты подсчитали, что среднее

Действительно, многие профессии безвозвратно уходят в прошлое (например, требующие

тяжелого физического труда). Другие же настолько меняются по своему содержанию, составу

операций, входящих в них, что тоже становятся новыми, требующими от работника значительной

переподготовки, повышения квалификации. Меняется сама система требований к профессионалу,

его квалификации, системе обучения. Более того, появляются новые рабочие места, во многом

изменяющие наши привычные представления о профессии.

Поэтому необходимо правильно ориентировать студента как на определенную профессию,

так и на ряд родственных специальностей. Важно показать, что высококвалифицированный

специалист должен быть готовым к частичной смене специальности, к постоянному повышению

своей квалификации. Здесь будет актуально проведение тематических бесед по расширению

представлений студентов о типах профессий абсолютной и относительной профессиональной

психофизиологическим и психологическим особенностям человека, что позволяет овладевать ими

практически любому здоровому человеку (эти профессии еще называют профессиями с

относительной профессиональной пригодностью).

образовательного процесса становится формирование именно мотивированной компетентной

личности, способной быстро ориентироваться в динамично развивающемся и обновляющемся

информационном пространстве. Основные необходимые навыки — получение, использование и

создание разнообразной информации, способность принимать обоснованные решения и решать

жизненные проблемы на основе полученных знаний, умений и навыков. И подводить студентов к

этому осознанию должна система профессионального образования.

Список использованной литературы:

Рабочая книга школьного психолога / И.В. Дубровина, М.К. Акимова, Е.М. Борисова и др.;

Под ред. И.В. Дубровиной.— М.: Просвещение, 1991.— 303 с.: ил.— (Психол. наука—

Профессиональная ориентация. Выбор профессии. / Е. М. Борисова, Г. П. Логинова. — М. :

Знание, 1991. — 78,[2] с.; 17 см. — (Новое в жизни, науке, технике. Подписная научно-

Читайте также:  Создать свою компанию идеи

популярная серия «Педагогика и психология»; N 11).; ISBN 5-07-002164-8 : 25 к.

Источник

Осознание собственной значимости – шаг к преуспеванию

Пять процентов людей, которые владеют 90 процентами богатств мира, держат в секрете ключи знаний относительно денег. Эти люди никогда не преподают, но именно они разрабатывают систему образования для 95 процентов жителей земли. Все они занимают такие посты, такое положение в обществе, что их влияния вполне достаточно для сохранения главенствующих позиций. А 95 процентов жителей земли работают и будут продолжать работать на умножение ресурсов этих людей.

Один директор банка пришел к потомственному миллионеру, который был его клиентом, и у них возник спор по какому-то вопросу. Миллионер сказал банкиру, что тот ничего не понимает. Банкир был задет за живое: “Я закончил Гарвард. Я – самый лучший из выпускников за последние 25 лет! У меня самый популярный банк в стране”. В ответ на это он услышал: “Именно поэтому ты на меня работаешь. Ты – мой клерк только потому, что ты лучший из лучших. Но, несмотря на свое образование, ты не знаешь, как работают деньги. В Гарварде разработана система обучения для таких, как ты: чтобы научить тебя управлять моим капиталом. Без меня у тебя не будет работы”. Вот тогда-то у банкира и открылись глаза…

Вы можете учиться, где вам заблагорассудится, и получить множество ученых степеней, но в итоге вы все равно обратитесь за работой к кому-то из богачей. Именно обладающие деньгами контролируют и определяют размер ваших доходов. Пока вы работаете ради зарплаты – вы остаетесь рабом. Начните работать только ради Царства, – а для этого не обязательно служить какому-то Дону Крису, – есть другие способы, как вы можете зарабатывать деньги.

Нужно иметь не только университетские знания (хотя они очень нужны), но и знания гораздо более превосходные, которые приходят от Бога, чтобы войти в пять процентов богатых мира сего, стать представителем Господа над финансами и вернуть Богу Его серебро и золото. деньги нужно использовать для утверждения Божьего Царства на земле и освобождения людей, которых дьявол держит в узах неверия и беззакония. Мир никогда не научит нас, как “собирать” деньги, он может научить только работать и управлять этими финансами – служить им, а не владеть ими. Вы всего лишь менеджер, даже если вам платят 50 тысяч долларов в месяц. Такую зарплату получают единицы, и она свидетельствует о том, что каждый месяц вы обогащаете своего работодателя огромными суммами денег. Так отчего же вам не заплатить 50 тысяч? Но даже такая зарплата не делает вас свободными и тем более богатыми. Вам платят большие суммы только для того, чтобы взращивать ваше эго. Раньше вы ездили на “Опеле”, теперь надо купить “Мерседес”, потому что с вашими доходами ездить на чем-то другом просто несолидно. Раньше вы жили в трехкомнатной квартире, теперь надо купить дом, послать детей в дорогую школу, купить машину жене.

Таким образом вы постоянно делаете вложения (затраты), которые влекут за собой еще большие расходы. Вам столько платят, чтобы по окончании месяца вы снова вернулись к ним, нуждаясь в деньгах для оплаты накопившихся за текущий месяц счетов. Теперь вы вынуждены крепко держаться за эту работу, потому что если вы ее потеряете – конец… Подобным образом работодатель привязывает или, точнее, связывает служащих. Это, во-первых. Во-вторых, если вам увеличивают зарплату, то возрастают и ваши затраты, и вы еще больше держитесь за эту работу, т. е. вы не свободны. Вы получаете зарплату у работодателя, тратите ее в его же магазинах, и эти деньги опять возвращаются к нему. В банках вам предлагают взять кредит, рисуя радужные перспективы, и вы делаете это, а потом, выплачивая проценты, опять-таки возвращаете деньги тем, у кого их заработали. Брать кредит нужно умно – так, чтобы использовать его, а не оказаться используемым. Но для этого нужно знание законов. Рекламируя свои банки и предлагая самые “выгодные” кредиты, богатые рассчитывают на невежество населения. Кто разрабатывает такую “политику”? Те пять процентов, которые имеют контроль над капиталом. Как дети Бога, мы должны вырваться из этого заколдованного круга и стать свободными, в мыслях прежде всего.

Источник

Самосознание личности — что это, структура, определение

Самосознание личности – это осознание человеком самого себя как отличного от других людей и мира. Это восприятие собственной уникальности и независимости, цельности. Оно включает в себя следующие компоненты: понимание человеком своих потребностей, желаний, мыслей, эмоций и мотивов, а также понимание индивидом специфики его отношений с миром и самим собой. Основой знания о себе является самопознание.

Разберем подробнее, что такое самосознание кратко, понятно и простыми словами. А также определим, как оно связано с развитием личности, и затронем теорию самосознания из философии, определим его структуру, содержание, свойства, уровни и формы.

Что такое самосознание

Что значит самосознание? Дословно это можно перевести как «знание себя» или «знания о себе». Термин пришел из философии. Уже нельзя сказать точно, кто ввел это понятие, но в психологии его связывают с именем Л.С. Выготского. Вот что автор называет знанием о себе: «осознание человеком себя как индивидуальности, направленность сознания человека на самого себя: на собственное тело, потребности, чувства, поведение».

Объясним простыми словами понятие самосознания, дадим определение из психологии, обозначим основные характеристики. В психологии знание личности о себе – это осознание субъектом себя как отдельной единицы, личности, участника общества и понимание своего места в мире.

Читайте также:  Малый бизнес для сельской местности идеи

Из каких частей состоит знание человека о себе? Из осознания и оценки человеком своих мыслей, поведения, желаний. Оно связано со многими другими «само»:

Знание о себе основано на принятии человеком себя и осознании своей уникальности. От этого, в свою очередь, зависит поиск предназначения и самоопределение в жизни, убеждения и ценности личности, мировоззрение. Знание о себе помогает человеку оценить перспективы дальнейшего развития в жизни.

Определения самосознания из других наук практически не отличаются:

  1. В обществознании определение звучит так: «это осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего положения в обществе. А также это осознание себя как личности, способной принимать решения и нести за них ответственность».
  2. В философии определение сформулировано так: «это осознание, оценка человеком своего знания, нравственного облика и интересов, идеалов и мотивов поведения, целостная оценка самого себя как чувствующего и мыслящего существа, как автора деятельности. Это самосознание души.

Разберем особенности знания о себе. Восприятие человеком самого себя влияет на то, как складываются отношения субъекта с обществом. Но в то же время общество влияет на формирование самосознания личности.

Итак, в чем же проявляется социальная обусловленность самосознания? Разберем на примере. До 6-7 лет у ребенка еще не развито критическое мышление, поэтому вместо самооценки он ориентируется на оценку взрослых. С их слов ребенок определяет, какой он. Если родители убеждают его в том, что он плохой и недостойный, то ребенок вырастает с такой установкой. В будущем, выстраивая отношения с социумом, он придерживается именно этого убеждения, а потому ему попадаются плохие люди, манипуляторы, тираны.

Пример проявления самосознания из жизни: человек понимает, что для продвижения по карьерной лестнице ему не хватает усидчивости и мотивации. Он начинает анализировать, почему не хватает мотивации, сравнивает свои действия с моделями поведения успешных людей. В итоге он составляет план по развитию в себе нужных качеств и в скором времени добивается успеха.

Интересно! Иногда знание о себе называют способностью человека отделять и выделять себя из всего, что его окружает.

Уровни

Знание о себе предполагает формирование у человека Я-концепции – устойчивой системы представлений о себе. Это продукт самосознания. В Я-концепции можно выделить три уровня, их же называют уровнями самосознания:

  • познавательный – представления человека о самом себе как личности, индивидуальности, познание и принятие всех своих особенностей;
  • оценочный – чувство самоценности, собственной значимости, в том числе осознание человеком значимости и ценности его профессии, внешних особенностей, характера;
  • поведенческий – поведенческие установки и отношение человека к собственной личности.

Эти элементы можно считать структурой самосознания. Однако в психологии в качестве структуры принято рассматривать другую систему.

Структура самосознания

Что входит в структуру самосознания? В структуру самосознания личности входят следующие элементы:

  1. Когнитивный компонент или самопонимание. Это познание человеком самого себя и разработка Я-образов. Обычно выделяют четыре: Я-реальное (какой человек есть), Я-идеальное (каким хотел бы и может быть), Я-фантастическое (каким мечтает быть, если бы у него не было никаких ограничений) и Я-зеркальное (каким человека видят окружающие по его мнению).
  2. Эмоционально-оценочный компонент или самоотношение. Принятие или непринятие себя, уверенность или неуверенность, чувство самоценности или обесценивание себя – все это и подобное входит в этот элемент. В общем, это эмоциональное и оценочное отношение человека к самому себе: самооценка, самоуважение, самопринятие. Оно формируется на базе общественных норм и стереотипов, стандартов. А также на основе сравнения человеком себя с другими людьми.
  3. Поведенческий компонент или саморегуляция. Это стремление вписаться в общество, быть принятым и понятым, соответствовать его нормам, стать уважаемым лицом и ценной единицей.
  4. Самоактуализация. Этот компонент обеспечивает реализацию и саморазвитие человека. Признаки здоровой самоактуализации личности: жизнь «здесь и сейчас», занятие любимым делом, беспрерывное саморазвитие, открытость новому, честность с собой и другими, ответственное и осознанное отношение к жизни, уверенность в себе.
  5. Уровень притязаний. Это желание покорить такие цели, которые находятся чуть дальше, чем зона актуального развития, то есть чуть сложнее того, что уже покорилось человеку.

Согласно другим источникам, главные компоненты самосознания выглядят так:

  1. Самопознание (интеллектуальный аспект). Формируется через самонаблюдение и самооценку.
  2. Самоконтроль (саморегуляция). Обусловлено самооценкой. Чем устойчивее и адекватнее самооценка, тем выше уровень самоконтроля.
  3. Самосовершенствование. Работа с Я-образами.

Формирование подструктуры связано с уровнем развития самосознания. Проанализируем структуру через схему:

Функции самосознания

Какие функции и роли выполняет знание человека о себе? В психологии принято выделять следующие функции самосознания:

  1. Функция развития и самосовершенствования. Потребность в самореализации толкает личность на путь позитивных изменений, превращение Я-идеального образа в Я-реальный.
  2. Экзистенциальная функция. Самосознание помогает человеку найти смысл и цель жизни.
  3. Регулятивная функция. На основе своего самосознания человек выстраивает отношения с социумом, регулирует и организует свое поведение, деятельность.
  4. Интегративная функция. Человек ищет баланс между личным и общественным, внутренним и внешним миром.
  5. Защитная функция. Несмотря на стремление к позитивным изменениям, человек в то же время борется за сохранение привычного образа Я. В жизни это выглядит, например, как отстаивание личных границ.

Функции самосознания проявляются как по отдельности, так и вместе.

Какую роль играет система знаний о самом себе в жизни человека, становлении его личности? Главную. Чем лучше человек понимает и знает себя, тем эффективнее он выстраивает свою жизнь. Знание о себе дает возможность работать над собой, развиваться, самосовершенствоваться.

Формы

Знание личности о себе – это система представлений человека о самом себе, своих психических и физических состояниях. Существует несколько форм самосознания.

По типологии В.В. Миронова формами самосознания являются:

  1. Самочувствие. Это осознание человеком своего тела и его места, участия в мире.
  2. Самоидентификация. Отнесение человеком себя к какой-либо социальной или культурной группе.
  3. Личностное знание о себе. Человек осознает себя как кого-то похожего на других людей, но в то же время отличного от них. Вместе с этим приходит осознание свободы действий и ответственности за них. На фоне этого в работу включается самоконтроль и самооценка.
Читайте также:  Как создать компанию по охране труда

Иногда эти формы называют уровнями самосознания человека. Первая форма – низший уровень, третья – высший.

Кроме форм в психологии принято выделять виды или типы самосознания:

  1. Общественное или социальное. Это комплекс коллективных убеждений, представлений об обществе в определенный период времени.
  2. Частное. Это осознание человеком отдельных аспектов себя. Например, когда субъект смотрит в зеркало и видит свое лицо.
  3. Нравственное. Это система моральных образов и идеалов, к которым стремится человек.

Все типы тесно связаны между собой.

Как формируется самосознание

Проблема самосознания сложная. В психологии ее рассматривают с разных сторон. Например, изучают становление знания о себе соответственно возрастным изменениям человека.

Как формируется самосознание по мере взросления человека (этапы развития знания о себе):

  1. От 0 до 1 года. Возникает зачаточное знание о себе. Ребенок понимает, что он существует. Первый уровень развития самосознания характеризуется осознанием биологических потребностей: в еде, воде, уходе.
  2. От 2 до 3 лет. Аллопсихическое знание о себе. Ребенок начинает видеть в себе самостоятельную личность, отделять свои действия от действий других людей.
  3. От 4 до 7 лет. Формируется самотопсихическое знание о себе, то есть ребенок уже может оценить, понимает и распознает свои физические состояния, эмоции, чувства.
  4. От 8 до 17 лет. Формирование самосознания заканчивается. У юноши возникает устойчивая система представлений о самом себе.

В дальнейшем знание о себе не формируется, а видоизменяется. Таким образом, самосознание личности в основном складывается к 17 годам.

Что влияет на формирование самосознания? На формирование знания о себе влияет значимое окружение, общество в целом, оценка субъекта другими людьми, статус в группе сверстников, оценка человеком самого себя, соотношение образов Я-реального и Я-идеального.

А вот, в чем состоят предпосылки формирования самосознания:

  • сознание человеком своей схожести с другими людьми;
  • сознание своего Я как активного начала;
  • сознание человеком своих психических свойств и качеств;
  • формирование системы социально-нравственных установок.

Л.С. Выготский полагал, что развитие структуры самосознания происходит по схеме, близкой к развитию высших психических функций.

Развитие самосознания

Развитие самосознания человека начинается с рождения и продолжается всю жизнь. Представим тезисно план развития самосознания:

  • осознание ребенком самого факта своего существования (на физическом уровне через ощущения, осознание себя в своем физическом теле);
  • выделение ребенком себя из окружающего мира, общества;
  • осознание ребенком своих эмоций, чувств и желаний;
  • развитие самооценки (оценка действий, поступков, поведения, личных качеств);
  • способность определять психические состояния, распознавать чувства и мотивы;
  • осознание достоинств и недостатков и других индивидуальных особенностей, разработка образов Я-реального и Я-идеального;
  • формирование чувства самоценности, которое не зависит от внешних обстоятельств.

В классификации отечественного психолога и философа С.Л. Рубинштейна выделены такие этапы развития самосознания человека:

  • интерес к телу и овладение им;
  • освоение произвольных движений;
  • обучение самообслуживанию;
  • восприятие своего Я через призму прошлого, настоящего и будущего;
  • формирование самосознания, его принятие человеком.

Знание о себе формируется через самопознание и самоанализ. А также люди познают себя через общение с другими людьми. Причем это первый фактор, влияющий на становление самосознания. До трех лет дети не распознают себя как отдельного уникального человека. И только с трех лет человек начинает отстаивать свою уникальность, искать баланс между ней и схожестью с другими людьми. Пик поисков приходится на подростковый возраст.

Признаки развитого самосознания:

  • осознание себя как активного существа или чувство деятельности;
  • ежеминутное ощущение внутреннего единства, целостности;
  • осознание идентичности;
  • осознание уникальности.

Эти же критерии помогают оценить развитость знания человека о самом себе.

Ошибки в развитии самосознания

Процесс формирования самосознания можно определить как кризис идентичности – поиск человеком своего предназначения, места и роли в обществе. Если кризис разрешается неблагополучно, то есть, у человека не формируется здоровая Я-концепция, самооценка и другие элементы самосознания, то возникают следующие отклонения:

  • человек избегает близких отношений, самоизолируется от общества, замыкается в себе;
  • человек отказывается взрослеть, боится любых перемен;
  • человек неадекватно воспринимает время (искажена хроноцепция);
  • человек не может определиться в жизни, растрачивает свои силы и потенциал на множество маловажных дел и сомнительные виды деятельности;
  • человек не принимает себя, выбирает негативные примеры для подражания.

Кроме этого, ошибки в процессе формирования знания о себе приводят к зависимости от чужого мнения, искаженному восприятию человеком своей внешности или внутреннего мира. В особо запущенных случаях развиваются психические расстройства.

Заключение

Таким образом, под самосознанием понимают определение человеком самого себя как активной и отдельной единицы. В психологии знание о себе рассматривают и как процесс, и как результат. Если говорить о нем как о результате, то это понимание человеком своей уникальности, создание образа Я. Если рассматривать феномен как процесс, то речь идет об осознании человеком себя как активного участника социума, независимой и уникальной личности, но в то же время это осознание человеком своей идентичности с другими людьми, миром.

Знание о себе – это динамичная система. Каждый день в ней происходят изменения. И это продолжается всю жизнь. С каждым годом структура самосознания все больше усложняется. И в итоге у человека формируется все более глубокий, осознанный, собирательный образ Я. Для чего человеку необходимо знание о себе? Чтобы быть здоровым и успешным, гармонично выстраивать отношения с окружающими.

Источник

Оцените статью