Особые экономические зоны как вид инвестиций

Особые экономические зоны как инструменты инвестиций

Одна из основных целей, которые преследуются при создании ОЭЗ, – привлечение инвестиций, вкладываемых как иностранными, так и отечественными инвесторами в приоритетные направления российской экономики. Ими могут быть как государственные, так и частные структуры – резиденты особых зон. Свою долю вносят бюджеты разных уровней.

Особенности и перспективы развития инвестирования в ОЭЗ

На сегодняшний день в России действуют 38 экономических зон с особым статусом, в которых работает 856 резидентов. В 149 из них присутствует иностранный капитал, принадлежащий предприятиям более чем из 40 стран. Только в 5 ОЭЗ Сибирского ФО было привлечено 22 миллиарда вложений.

Всего в развитие особых зон было привлечено более 460 миллиардов инвестиций. Компаниями-резидентами предварительно заявлено инвестиций более 1 триллиона рублей.

По общим объемам инвестиционных вложений в российские ОЭЗ лидируют страны:

  • Китай (96,5 млн. руб.);
  • США (63,5);
  • Турция (40,7);
  • Япония (33,5);
  • Австрия (20,5);
  • Германия (16,8);
  • Франция (7,4);
  • Вьетнам (7,4).

Общий объем иностранных инвестиций составил более 243 миллиардов рублей. Основными инвесторами в отечественные ОЭЗ являются российские предприятия и предприниматели. Производствам инвестиционная деятельность позволяет выйти на качественно новый уровень развития.

В помощь инвесторам при участии Минэкономразвития на его сайте ежегодно публикуются бизнес-навигаторы по особым зонам и рейтинги, отражающие инвестиционную привлекательность таких зон. Этой информацией пользуются:

  • инвесторы,
  • финансовые институты,
  • глобальные корпорации,
  • инвестиционные фонды,
  • органы власти,
  • институты развития.

По результатам 2020 года среди промышленно-производственных и портовых ОЭЗ по инвестиционной привлекательности «Титановая долина» из Свердловской области занимает 5-е место, то есть имеет достаточно высокий инвестиционный рейтинг.

В связи с пандемией увеличиваются инвестиции в медицинское производство. Развитие ОЭЗ в России имеет существенные тенденции к росту. Только за два года поступило 17 заявок на их создание. Правительство России планирует совершенствовать режим их функционирования, снизить число их типов, усовершенствовать критерии отбора инвестиционных проектов, внести соответствующие изменения в законодательство.

Какие преимущества получает резидент

Особые экономические зоны предлагают своим резидентам существенные преимущества при вложении инвестиций в производство России и для экспансии на зарубежный рынок. Среди них можно назвать:

  • минимизацию административных препятствий;
  • таможенные преференции;
  • льготы по налогам разных уровней;
  • снижение цен на выкуп и аренду земли;
  • помощь инвесторам на начальной стадии реализации их проекта и его сопровождение в дальнейшем сотрудниками управляющих компаний ОЭЗ;
  • пользование развитой инфраструктурой;
  • получение госгарантий.

Государство инвестирует огромные средства в инфраструктуру ОЭЗ, а в июле 2020 года начали действовать изменения в постановление Правительства РФ №1119 о предоставлении поддержки государством создания инфраструктуры особых зон, по которым регионам и УК ОЭЗ возмещаются расходы, произведенные в связи:

  • с реконструкцией, созданием и модернизацией зданий, помещений, коммунальной и транспортной инфраструктуры;
  • с покупкой технологического оборудования для инфраструктуры;
  • с уплатой кредита и процентов по нему в размере акцизов, таможенных пошлин и налогов, перечисленных резидентами особых зон в счет федерального бюджета.
Читайте также:  Фингерборд рампа своими руками

Инфраструктура является одним из факторов определения инвестиционной привлекательности ОЭЗ для резидентов и важнейшим условием осуществления проектов инвестиций.

Как стать резидентом ОЭЗ

Для получения статуса резидента ОЭЗ необходимо пройти 4 стадии процедуры:

  • совершить регистрацию в качестве ИП или юридического лица в муниципальном образовании российского региона, в котором функционирует ОЭЗ;
  • отправить бизнес-план инвестиционного проекта и заявку на получение статуса резидента в исполнительный орган региональной власти;
  • защитить бизнес-план на заседании экспертного совета;
  • заключить трехсторонний договор между резидентом, управляющей компанией особой зоны и исполнительным органом региона.

Для резидентов различных типов ОЭЗ существуют требования о прядке инвестирования. Предприятия-резиденты, осуществляющие инвестиции в промышленное производство, за первые 3 года должны вложить 40 миллионов рублей, а в целом по проекту – не менее 120 миллионов.

В чем выгода инвестиций в производство

ОЭЗ становятся локомотивом развития промышленных кластеров на региональном уровне. Привлечение инвестиций в производство ПП ОЭЗ позволяет:

  • повышать производительность труда;
  • изменять уровень добавленной стоимости;
  • расширять рынок сбыта промышленной продукции;
  • развивать материально-техническую базу производства;
  • пользоваться благоприятным инвестиционным климатом;
  • обмениваться между резидентами и членами кластера передовыми технологиями и методами производства.

Наличие налоговых и таможенных преференций, минимизация торговых пошлин, дешевая аренда помещений под производство позволяют резидентам экономить до 30% затрат по сравнению с обычным режимом работы, что соответственно ведет к снижению себестоимости и повышению доходности. Эффективность инвестиций в производство позволяет увеличить выручку резидентов.

Инвестиции в промышленно-производственные зоны каждого региона имеют свои особенности, ОЭЗ ППТ «Титановая долина» с 2012 года по 1919 привлекла 8,13 миллиарда рублей инвестиций, которые поступили от 19 резидентов, включая 4 иностранных. Что повышает инвестиционную привлекательность «Титановой долины»:

  • близость к единственному в стране и крупнейшему в мире производителю продукции из титана;
  • развитие в среде крупнейшего промышленного комплекса Свердловской области;
  • доступ к основным автомобильным и железнодорожным путям;
  • близость к международному аэропорту;
  • возможность использовать преимущества крупного регионального промышленного рынка;
  • наличие квалифицированных промышленных кадров.

В течение двух лет будет осуществляться программа государственно-частного партнерства по развитию железнодорожной инфраструктуры на площадке «Верхняя Салда».

Инвесторы предлагают к реализации проекты по производству:

  • гранулированного чугуна;
  • внутрискважинного оборудования и материалов;
  • систем безопасности для опасных горнодобывающих предприятий;
  • стеклянных изоляторов;
  • станков и материалов для строительства, металлургии и горной добычи.

Инвестиции в эти проекты составили 5,13 миллиардов рублей.

Помимо перечисленных преимуществ, носящих региональный характер, резиденты ОЭЗ «Титановая долина» пользуются региональными налоговыми преференциями:

  • сниженной ставкой налога на прибыль;
  • нулевыми ставками налогов: земельного, транспортного, имущественного.
Читайте также:  Fun криптовалюта прогноз 2021

Кроме региональных налоговых льгот ОЭЗ пользуется общими федеральными преференциями по налогам, таможенным платежам и страховым взносам, большая часть которых возвращается резидентам.

На 2019 год накопительным итогом ОЭЗ получило инвестиций около 13 миллиардов, из которых:

  • более 8 миллиардов составили частные инвестиции;
  • почти 2,3 миллиарда внес региональный бюджет;
  • более 990 миллионов поступило из федерального бюджета;
  • около 1,3 миллиарда внесла управляющая компания.

Наличие налоговых и таможенных преференций, минимизация торговых пошлин, вложения бюджетов позволяет резидентам экономить до 30% затрат по сравнению с обычным режимом работы, что соответственно ведет к снижению себестоимости и повышению доходности, повышению конкурентоспособности выпускаемой продукции, увеличению ее объема. В результате должна расти и выручка резидентов – инвесторов в развитие промышленных особых зон.

Источник

Свободные экономические зоны как способ привлечения иностранных инвестиций

Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 08.11.2017 2017-11-08

Статья просмотрена: 2008 раз

Библиографическое описание:

Лесняк, О. В. Свободные экономические зоны как способ привлечения иностранных инвестиций / О. В. Лесняк. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 45 (179). — С. 189-190. — URL: https://moluch.ru/archive/179/46291/ (дата обращения: 12.06.2021).

В процессе научно- технического прогресса, а также находящейся на пике развития межгосударственной и межрегиональной конкуренции, регионы стран с высоким уровнем развития экономики, рыночной экономикой, и стран, в области передовых технологий и ноу-хау относящихся к переходной экономике, с главной целью внедрения технических достижений в производство, повышения конкурентоспособности страны, уровня ее жизни, активно разрабатывают меры по креплению своих экономических позиций. Для решения таких проблем особо важную роль все страны участницы мирохозяйственных связей отводят территориальным структурам, которые имеют особый статус «свободные экономические зоны».

Ключевые слова: свободная экономическая зона, инвестиции

In the process of scientific and technological progress, as well as at the peak of the development of interstate and interregional competition, regions of countries with a high level of economic development, market economy, and countries in the field of advanced technologies and know-how relevant to the transition economy, with the main goal of introducing technical achievements in production, increasing the country’s competitiveness, the level of its life, are actively developing measures to strengthen their economic positions. To solve such problems, all countries participating in world economic relations assign a particularly important role to territorial structures that have a special status of «free economic zones».

Key words: free economic zone, investment

Понятие «Свободная экономическая зона» (далее- СЭЗ) в своем общем виде было закреплено в 1973 году Международной конвенцией. По своей природе возникновения, развития и классификации СЭЗ определены как территории внутри страны для предпринимателей национального и иностранного уровней, а также территории с правом обладания определенного юридического статуса, льготных условий по ведению экономической деятельности.

Целью создания ограниченных территорий служит решение стратегических задач по развитию государства и его территориальных регионов, а именно: общеэкономических (активизация экономики региона, путем привлечения иностранных инвестиций), внешнеторговых (путем роста экспортного потенциала территории страны), социальных (повышение уровня занятости населения и подготовка высококвалифицированных кадров) и научно- технических задач (ускорение научно- технического прогресса).

Читайте также:  Chia far industrial factory co ltd

Основными характеристиками СЭЗ определены внедрение в мировое хозяйство и привлечение иностранного капитала. Свободные экономические зоны, как правило, создаются на пересечении важных транспортных магистралей, рядом с морскими и речными портами, международными аэропортами. В СЭЗ устанавливается особые юридические правила. Чтобы привлечь иностранный капитал, импорт сырья и оборудования и экспорт готовой продукции освобождается от налогов, таможенный контроль сводится к минимуму, ограничения на права собственности упраздняются.

Общей характерной чертой различных видов свободных экономических зон является наличие благоприятного инвестиционного климата, включающего в себя таможенные, финансовые, налоговые льготы и преимущества по сравнению с общим режимом для предпринимателей, существующим в той или иной стране. Конкретные льготы и стимулы имеют некоторые количественные отличия по зонам разных стран, по существу они, как правило, сходны.

Выделяют четыре основные группы льгот:

  1. Внешнеторговые льготы. Они предусматривают введение особого таможенно-тарифного режима (снижение или отмену экспортно-импортных пошлин) и упрощенного порядка осуществления внешнеторговых операций.
  2. Налоговые льготы содержат нормы, связанные с налоговым стимулированием конкретных видов деятельности или поведения предпринимателей. Эти льготы могут затрагивать налоговую базу (прибыль, стоимость имущества и т. д.), отдельные ее составляющие (амортизационные отчисления, издержки на зарплату, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, транспорт), уровень налоговых ставок, вопросы постоянного или временного освобождения от налогообложения.
  3. Финансовые льготы включают различные формы субсидий. Они предоставляются в виде более низких цен на коммунальные услуги, снижения арендной платы за пользование земельными участками и производственными помещениями, льготных кредитов и др.
  4. Административные льготы предоставляются администрацией зоны с целью упрощения процедур регистрации предприятий и режима въезда-выезда иностранных граждан, а также оказания различных услуг.

Свободные экономические зоны, функционирующие в развивающихся странах, имеют ряд общих черт и моментов развития. Так, наибольшее распространение в этих странах получили, во-первых, экспортно-производственные зоны. Как было сказано выше, целесообразность создания экспортно-производственных зон определяется рядом экономических причин и, прежде всего: потребностью развития индустрии и производства промышленных товаров на экспорт, привлечением в страну иностранного капитала, передовой науки и технологии, современной технической информации.

Во-вторых, особый режим хозяйствования в СЭЗ развивающихся стран становится более либеральным и льготным для иностранных предпринимателей. Это связано с усилением международной конкуренции между зонами и, соответственно, попытками продемонстрировать ее сравнительные преимущества перед другими подобными свободными экономическими зонами.

В-третьих, в процессе функционирования свободных экономических зон происходит торгово-промышленная диверсификация их деятельности, комплексное развитие. Современная научно-техническая революция на первый план выдвигает такие экономические зоны, в которых сосредоточиваются наукоемкие отрасли производства, связанные с разработками новой и высокой технологий.

Источник

Оцените статью