Глава XVIII. Особенности правового режима иностранных инвестиций в России
Общие положения
Становление и развитие правового регулирования иностранных инвестиций в новых рыночных условиях отражает особенности сложного переходного периода, переживаемого современной Россией. Это объективная реальность, с которой необходимо считаться при усовершенствовании отечественного инвестиционного законодательства*(319).
Значительный вклад в создание международно-правового механизма защиты иностранных инвестиций внес Международный банк реконструкции и развития (МБРР), или просто Мировой банк. По инициативе последнего были учреждены Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС) — International Сenter for Settlement of Investment Disputes (ICSID)*(320), действующий в соответствии с Вашингтонской конвенцией от 18 марта 1965 г.*(321), а также Международное агентство по гарантиям инвестиций (МАГИ) — Multilateral Investment Guarantee Agency (MIGA), действующее на основании Сеульской конвенции от 11 октября 1985 г., участниками которого являются около 150 государств. Россия подписала Сеульскую конвенцию в 1992 г. и путем ратификации стала участницей Конвенции с 29 декабря 1992 г. Задачей МАГИ является стимулирование потока инвестиций в производственных целях между странами-членами, и особенно в развивающихся государствах, и регулирование тем самым деятельности МБРР, Международной финансовой корпорации и других международных учреждений.
Действие созданного Мировым банком международно-правового механизма защиты прав иностранных инвесторов обеспечивается двусторонними инвестиционными договорами, в которых юридически закреплено обязательство договаривающегося государства применять международно-правовые формы и методы разрешения инвестиционных споров. Например, МАГИ восполняет пробел в международном публичном праве в отношении подсчета суммы компенсации, выплачиваемой иностранному инвестору в случае наступления политических рисков с принятием государством мер по национализации иностранной собственности и равнозначных по своему эффекту акту национализации иных мер регулирования иностранных инвестиций.
Принятие нового Закона об иностранных инвестициях было вызвано тем, что акт 1991 г. давно уже не соответствовал практике инвестиционной деятельности и не выполнял задачи привлечения и защиты иностранных инвестиций в новых экономических условиях.
Новый Закон об иностранных инвестициях исходит из другой концепции. В преамбуле закреплено, что «Закон определяет основные гарантии прав иностранных инвесторов на инвестиции и получаемые от них доходы и прибыль, условия предпринимательской деятельности иностранных инвесторов на территории Российской Федерации». Другими словами, предмет регулирования этого закона ограничен отношениями, связанными с государственными гарантиями прав иностранных инвесторов. Смысл п. 2 ст. 1 означает, что новый закон отказался регламентировать все стороны деятельности предприятий с иностранными инвестициями и сосредоточил свое внимание на регулировании гарантий сохранности капиталовложений со стороны государства и стабильности условий их осуществления.
О том, что действующий в настоящее время Закон об иностранных инвестициях серьезно сузил область своего применения, чем предыдущий аналог, прямо свидетельствует также п. 2 ст. 1, озаглавленной «Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом и сфера его применения». Законодатель исключил из его действия инвестиции в банковской сфере, в области страхования и инвестиции в некоммерческие организации. Здесь прямо говорится, что настоящий федеральный закон не распространяется на отношения, связанные с вложениями иностранного капитала в банки и иные кредитные организации, а также страховые организации, которые регулируются, соответственно, законодательством Российской Федерации о страховании, а также на отношения, связанные с иностранными инвестициями в некоммерческие организации для достижения определенной общественно полезной цели, в том числе образовательной, благотворительной, научной или религиозной, отсылая к законодательству Российской Федерации о некоммерческих организациях.
Можно сделать вывод о том, законодатель учел высказанную в адрес предшествующего закона критику относительно неопределенности сферы его применения.
В отличие от Закона об иностранных инвестициях (1991), в нем не упоминаются концессионный договор и схожие с ним договорные формы инвестиций как правовые формы, объединяющие по некоторым общим признакам гражданско-правовые договоры при осуществлении инвестиций российскими и иностранными физическими лицами. Кстати, к категории таких гражданско-правовых договоров относится, например, соглашение о разделе продукции. Новый закон предусматривает определенные гарантии и льготы иностранным инвесторам, которые не содержал предшествующий акт. Например, введена стабилизационная оговорка, или так называемая дедушкина оговорка.
Однако Закон об иностранных инвестициях вызывает критические замечания как у инвесторов, так и у зарубежных и отечественных юристов*(322). Некоторые основные положения этого закона сформулированы, по мнению А.Н. Кучер и М.С. Никитина, недостаточно четко, он является фрагментарным и затрагивает лишь часть отношений, возникающих в процессе иностранного инвестирования и нуждающихся в особом урегулировании. Также в законе не упоминается о портфельных инвестициях, свободных экономических зонах, он регулирует в основном лишь прямые инвестиции (точнее, один их подвид — приоритетные инвестиционные проекты).
По мнению этих авторов, несмотря на довольно прогрессивные идеи, которым законодатель пытался следовать, окончательное их разрешение в тексте закона не позволяет говорить о том, что его принятие существенно улучшит инвестиционный климат в стране.
Не соглашаясь полностью с этим утверждением, трудно возразить насчет того, что «многие положения Закона нуждаются в разъяснениях, и только по истечении определенного времени станет ясно, каким путем пойдет правоприменительная практика и какие нормы получает реальное воплощение в жизнь, а какие останутся лишь на бумаге»*(323).
Источник
Особенности правового регулирования иностранных инвестиций в Российской Федерации
Дата публикации: 28.10.2019 2019-10-28
Статья просмотрена: 954 раза
Библиографическое описание:
Дружинин, Д. В. Особенности правового регулирования иностранных инвестиций в Российской Федерации / Д. В. Дружинин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 43 (281). — С. 71-73. — URL: https://moluch.ru/archive/281/63321/ (дата обращения: 12.06.2021).
В данной статье рассмотрены особенности правового регулирования иностранных инвестиций Российской Федерации. Проанализированы основные нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность иностранных инвесторов, перспективы и тенденции формирования и развития инвестиционной политики страны.
Ключевые слова: иностранные инвестиции, правовое регулирование.
Изучая вопрос правового регулирования иностранных инвестиций в Российской Федерации многими отечественными и зарубежными авторами ставился вопрос об определении понятия «иностранные инвестиции». Кстати, данный вопрос остается на сегодняшний вопрос дискуссионным по причине постоянно меняющихся экономических реалий на региональных и международном уровнях. Данное обстоятельство присуще «иностранным инвестициям» по причине двоякости природы самого определения. Его изучением занимаются представители как экономических, так и юридических наук. Но стоит отметить, что в самом общем понятии «иностранными инвестициями» принято считать долгосрочное вложение капитала или других средств, представляющих собой определенную ценность, в какие-либо организации, предприятия, инвестиционные проекты с целью извлечения прибыли. Спектр экономических взаимоотношений, а также используемых в целях инвестиций средств и форм их осуществления, в наше время, настолько велик, что в современной экономической и юридической науке до сих пор нет унифицированного и однозначного определения категории «иностранная инвестиция».
Также, исходя из анализа теоретико-правового анализа, можно сделать вывод об отсутствии единого подхода в определении правовой природы понятия «правового режима» деятельности иностранных инвесторов. Следуя логике в определениях правовых режимов, можно представить правовой режим иностранных инвестиций в самом общем виде, как совокупность условий инвестиционной деятельности, комплекс льгот и гарантий прав и законных интересов иностранных инвесторов [6].
Стоит отметить, что многие авторы схожи во мнениях о использовании в юрисдикции многих стран определенных видов правовых режимов. К ним можно отнести:
– режим наибольшего благоприятствования;
– специальный и дифференцированный режим;
Говоря о классификации правовых режимов иностранных инвестиций, их принято подразделять на относительные и абсолютные.
Абсолютный вид правового режима гарантирует полную защиту всех видов инвестиций иностранного инвестора, также сохранения его правовых гарантий и прав.
Относительный правовой режим предоставляет различную градацию объема предоставления прав и гарантий инвестору относительно инвесторов своей страны или даже инвесторов третьих стран
Иностранные инвестиции играют важную роль в развитии и укреплении национальной экономики, и как социально-экономический феномен порождают совокупность взаимоотношений, регулирование которых находит свое отражение в национальном законодательстве страны, а также международных нормах права. Основным источником права в Российском законодательстве, регулирующим отношения в отношении иностранных инвестиций, является Федеральный закон 09.07.1999 N 160-ФЗ (ред. от 31.05.2018) «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», устанавливающий основные гарантии и льготы осуществления иностранными инвесторами своей деятельности. Основу национального законодательства также составляют федеральные законы защищающие права и гарантии иностранных инвесторов при осуществлении инвестиций в форме капитальных вложений в объекты предпринимательской деятельности и осуществлении своей деятельности в форме хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение для обороноспособности страны [2, 3] Нормами национального законодательства введены и урегулированы отношения касательно Соглашений о разделе продукции, что в основном касается топливо-энергетического и добывающих отраслей экономики [4]. В целях эффективного использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и повышение качества товаров, работ, услуг, предоставляемых потребителям, за счет привлечения инвестиций, законодательством приняты нормы регулирующие отношения в указанной сфере на основе концессионных соглашений [5].
Касательно организационно-правовых форм осуществления инвесторами своей деятельности, нормами национального законодательства достаточно хорошо проработан этот вопрос, что не составит иностранным инвесторам непреодолимых правовых преград по регистрации себя в качестве инвестора в юрисдикции Российской Федерации. Они могут существовать в форме некоммерческих организации (потребительские кооперативы, общественных объединения, религиозные, автономные некоммерческие организации, некоммерческие партнерства и другие) Существовать в форме коммерческих организаций (хозяйственные общества, публичные акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью) Также широка классификация организационно-правовых форм иностранных инвестиций по принадлежности к государственным, частным или смешанным организациям; по виду применения инвестиционных инструментов и видам инвестиционных соглашений и контрактов. Для каждого вида правовых форм существует свой нормативно-правовой механизм регулирования в национальном и международном правовом поле.
Проводя анализ законодательства, видим, что в основе нормативно-правового регулирования иностранных инвестиций заложены принципы международного инвестиционного права. Основой регулирования иностранных инвестиций выступают международные конвенции и многосторонние договоры. Наибольшее распространение для Российской Федерации получили двусторонние соглашения о поощрении и взаимной защите капиталовложений. Россия принимает участие в деятельности в Многостороннем агентстве по гарантиям инвестиций (Сеульская конвенция). Вашингтонская конвенция 1965 г. о создании Международного центра по урегулированию инвестиционных споров была подписана, но не ратифицирована Россией. На сегодняшний день Россией подписаны и ратифицированы свыше 60 таких соглашений. Соглашения, подписанные СССР, обязательны для России как правопреемника Советского Союза [7]. Нельзя обойти стороной Соглашение об избежание двойного налогообложения. Данные взаимоотношения по избеганию двойного налогообложения при осуществлении иностранных инвестиционных взаимоотношений регулируют нормы, введенные в силу Постановлением Правительства «О заключении межгосударственных соглашений об избежание двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от уплаты налогов на доходы и имущество». Актуальность постановления определена наличием в нем конкретизированной терминологии и наличием типового соглашения по составлению условий налогообложения.
Поднимая вопрос регулирования иностранных инвестиций на территории Российской Федерации, необходимо рассмотреть механизм налогового регулирования деятельности иностранных инвесторов. Данный вопрос является основным при налоговом планировании иностранного юридического лица перед началом осуществления своей деятельности и является наиболее болезненным при наступлении всякого рода претензий со стороны налоговых органов. Таким образом аспект налогового регулирования предпринимательской деятельности в стране принимающей инвестиции является для иностранного инвестора одним из самых важных. Налогообложение иностранных инвесторов урегулировано нормами Налогового законодательства Российской Федерации. Налоговая база иностранного инвестора будет рассчитана в соответствии с организационно-правовой формой осуществления его деятельности. В общем виде это могут быть организации с образованием постоянного представительства или без такового. К иностранным инвесторам могут относится все виды налогов. В отношении иностранных инвесторов применяется режим льготного налогообложения в соответствии с нормами международных договоров и нормами национального законодательства. Также иностранные инвестиции регулируются нормами Таможенного законодательства и Нормами Таможенного кодекса Евразийского Экономического Союза.
В целях исследования правового регулирования иностранных инвестиций актуально проанализировать проблемы, возникающие в указанной сфере. Так, например, судебная практика разрешения споров, связанных с защитой деятельности иностранных инвесторов, показала неправомерные действия со стороны органов исполнительной власти в отказе от регистрации иностранных инвесторов, отказ в льготном налогообложении и неправомерном доначислении им неустоек по налоговым платежам. Отказ в предоставлении таможенных льгот. Такая практика связана в основном с разным толкованием норм национального законодательства и норм международного права и международных договоров [8].
Проведя анализ национального законодательства можно отметить, что в Российской Федерации отношения, связанные с иностранными инвестициями, регулируются достаточно большим числом нормативных правовых актов. Спектр норм, закрепленных в Федеральных законах, подзаконных актах, постановлениях и кодексах достаточно широк. Отношения в области осуществления иностранных инвестиций регулируются публичным и частным правом. На законодательном уровне иностранные инвестиции регулируются смешанными правовыми актами. Стоит отметить мнение многих авторов о необходимости кодификации норм права, регулирующих иностранные инвестиции. Такая необходимость обоснована парильным толкованием противоречивых положение норм федеральных законов и подзаконных актов.
Открытой остается проблема правового регулирования нормами международного права рисков, связанных с негативными политическими изменениями на международном уровне. Такая потребность обоснована ужесточением санкционной политики стран запада в отношении Российской Федерации, ряда стран Ближнего востока, Азии и стран Латинской Америки. Так, например, 2 августа 2019 года Президент США Дональд Трамп подписал указ о введении второго пакета санкций против России. США намерены препятствовать предоставлению России любых займов, финансовой или технической помощи со стороны международных институтов, вроде МВФ или Всемирного банка. Американским банкам запрещено участвовать в первичной продаже российских суверенных долговых обязательств не в рублях и предоставлять не рублёвые кредиты российскому правительству. Также предполагается дальнейшее ограничение американского экспорта в РФ и ужесточение правил предоставления России американских технологий.
- Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 09.07.1999 N 160-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 31.05.2018 N 122-ФЗ);
- Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25.02.1999 N 39-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 25.12.2018 N 478-ФЗ);
- Федеральный закон от 29.04.2008 N 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» (в ред. Федеральных законов от 31.05.2018 N 122-ФЗ);
- Федеральный закон «О соглашениях о разделе продукции» от 30.12.1995 N 225-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 27.06.2018 N 164-ФЗ);
- Федеральный закон от 21.07.2005 N 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (ред. от 27.12.2018);
- Романовская В. Б., Пужаев В. В. Правовой режим как общетеоретическая категория: проблемные аспекты понимания // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. 2014. Т. 20. N 4. С. 178–181;
- Веселкова Е. Е. Международные договоры Российской Федерации в области иностранных инвестиций. «Законодательство и экономика», 2015, N 11;
- «Обзор практики разрешения судами споров, связанных с защитой иностранных инвесторов» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 12.07.2017);
Источник