Особенности международно правового регулирования иностранных инвестиций

Содержание
  1. Особенности правового регулирования иностранных инвестиций в Российской Федерации
  2. Библиографическое описание:
  3. Особенности правового регулирования иностранных инвестиций в России в 2020 году
  4. Что такое иностранные инвестиции
  5. Кто такой иностранный инвестор
  6. Нормативно-правовая база для инвестиционной деятельности
  7. Правовые формы осуществления инвестиционной деятельности
  8. Компании с зарубежными вкладчиками
  9. Представительства и филиалы
  10. Инвестиции в форме договоров
  11. Принципы регулирования инвестиций в РФ
  12. Применение национального законодательства
  13. Равноправие иностранных и российских инвесторов
  14. Международная нормативная база об инвестициях
  15. Конвенция о порядке разрешения инвестиционных споров
  16. Конвенция об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций
  17. Международные договоры в рамках СНГ
  18. Меры государственного регулирования зарубежных инвестиций
  19. Государственные гарантии иностранным инвесторам
  20. Правительственные органы, контролирующие инвестиции
  21. Иностранные инвестиции в стратегические отрасли экономики
  22. Правовое регулирование инвестиционной деятельности: актуальные проблемы
  23. Зачем России иностранные инвестиции: Видео

Особенности правового регулирования иностранных инвестиций в Российской Федерации

Дата публикации: 28.10.2019 2019-10-28

Статья просмотрена: 954 раза

Библиографическое описание:

Дружинин, Д. В. Особенности правового регулирования иностранных инвестиций в Российской Федерации / Д. В. Дружинин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 43 (281). — С. 71-73. — URL: https://moluch.ru/archive/281/63321/ (дата обращения: 12.06.2021).

В данной статье рассмотрены особенности правового регулирования иностранных инвестиций Российской Федерации. Проанализированы основные нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность иностранных инвесторов, перспективы и тенденции формирования и развития инвестиционной политики страны.

Ключевые слова: иностранные инвестиции, правовое регулирование.

Изучая вопрос правового регулирования иностранных инвестиций в Российской Федерации многими отечественными и зарубежными авторами ставился вопрос об определении понятия «иностранные инвестиции». Кстати, данный вопрос остается на сегодняшний вопрос дискуссионным по причине постоянно меняющихся экономических реалий на региональных и международном уровнях. Данное обстоятельство присуще «иностранным инвестициям» по причине двоякости природы самого определения. Его изучением занимаются представители как экономических, так и юридических наук. Но стоит отметить, что в самом общем понятии «иностранными инвестициями» принято считать долгосрочное вложение капитала или других средств, представляющих собой определенную ценность, в какие-либо организации, предприятия, инвестиционные проекты с целью извлечения прибыли. Спектр экономических взаимоотношений, а также используемых в целях инвестиций средств и форм их осуществления, в наше время, настолько велик, что в современной экономической и юридической науке до сих пор нет унифицированного и однозначного определения категории «иностранная инвестиция».

Также, исходя из анализа теоретико-правового анализа, можно сделать вывод об отсутствии единого подхода в определении правовой природы понятия «правового режима» деятельности иностранных инвесторов. Следуя логике в определениях правовых режимов, можно представить правовой режим иностранных инвестиций в самом общем виде, как совокупность условий инвестиционной деятельности, комплекс льгот и гарантий прав и законных интересов иностранных инвесторов [6].

Стоит отметить, что многие авторы схожи во мнениях о использовании в юрисдикции многих стран определенных видов правовых режимов. К ним можно отнести:

– режим наибольшего благоприятствования;

– специальный и дифференцированный режим;

Говоря о классификации правовых режимов иностранных инвестиций, их принято подразделять на относительные и абсолютные.

Абсолютный вид правового режима гарантирует полную защиту всех видов инвестиций иностранного инвестора, также сохранения его правовых гарантий и прав.

Относительный правовой режим предоставляет различную градацию объема предоставления прав и гарантий инвестору относительно инвесторов своей страны или даже инвесторов третьих стран

Иностранные инвестиции играют важную роль в развитии и укреплении национальной экономики, и как социально-экономический феномен порождают совокупность взаимоотношений, регулирование которых находит свое отражение в национальном законодательстве страны, а также международных нормах права. Основным источником права в Российском законодательстве, регулирующим отношения в отношении иностранных инвестиций, является Федеральный закон 09.07.1999 N 160-ФЗ (ред. от 31.05.2018) «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», устанавливающий основные гарантии и льготы осуществления иностранными инвесторами своей деятельности. Основу национального законодательства также составляют федеральные законы защищающие права и гарантии иностранных инвесторов при осуществлении инвестиций в форме капитальных вложений в объекты предпринимательской деятельности и осуществлении своей деятельности в форме хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение для обороноспособности страны [2, 3] Нормами национального законодательства введены и урегулированы отношения касательно Соглашений о разделе продукции, что в основном касается топливо-энергетического и добывающих отраслей экономики [4]. В целях эффективного использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и повышение качества товаров, работ, услуг, предоставляемых потребителям, за счет привлечения инвестиций, законодательством приняты нормы регулирующие отношения в указанной сфере на основе концессионных соглашений [5].

Касательно организационно-правовых форм осуществления инвесторами своей деятельности, нормами национального законодательства достаточно хорошо проработан этот вопрос, что не составит иностранным инвесторам непреодолимых правовых преград по регистрации себя в качестве инвестора в юрисдикции Российской Федерации. Они могут существовать в форме некоммерческих организации (потребительские кооперативы, общественных объединения, религиозные, автономные некоммерческие организации, некоммерческие партнерства и другие) Существовать в форме коммерческих организаций (хозяйственные общества, публичные акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью) Также широка классификация организационно-правовых форм иностранных инвестиций по принадлежности к государственным, частным или смешанным организациям; по виду применения инвестиционных инструментов и видам инвестиционных соглашений и контрактов. Для каждого вида правовых форм существует свой нормативно-правовой механизм регулирования в национальном и международном правовом поле.

Проводя анализ законодательства, видим, что в основе нормативно-правового регулирования иностранных инвестиций заложены принципы международного инвестиционного права. Основой регулирования иностранных инвестиций выступают международные конвенции и многосторонние договоры. Наибольшее распространение для Российской Федерации получили двусторонние соглашения о поощрении и взаимной защите капиталовложений. Россия принимает участие в деятельности в Многостороннем агентстве по гарантиям инвестиций (Сеульская конвенция). Вашингтонская конвенция 1965 г. о создании Международного центра по урегулированию инвестиционных споров была подписана, но не ратифицирована Россией. На сегодняшний день Россией подписаны и ратифицированы свыше 60 таких соглашений. Соглашения, подписанные СССР, обязательны для России как правопреемника Советского Союза [7]. Нельзя обойти стороной Соглашение об избежание двойного налогообложения. Данные взаимоотношения по избеганию двойного налогообложения при осуществлении иностранных инвестиционных взаимоотношений регулируют нормы, введенные в силу Постановлением Правительства «О заключении межгосударственных соглашений об избежание двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от уплаты налогов на доходы и имущество». Актуальность постановления определена наличием в нем конкретизированной терминологии и наличием типового соглашения по составлению условий налогообложения.

Поднимая вопрос регулирования иностранных инвестиций на территории Российской Федерации, необходимо рассмотреть механизм налогового регулирования деятельности иностранных инвесторов. Данный вопрос является основным при налоговом планировании иностранного юридического лица перед началом осуществления своей деятельности и является наиболее болезненным при наступлении всякого рода претензий со стороны налоговых органов. Таким образом аспект налогового регулирования предпринимательской деятельности в стране принимающей инвестиции является для иностранного инвестора одним из самых важных. Налогообложение иностранных инвесторов урегулировано нормами Налогового законодательства Российской Федерации. Налоговая база иностранного инвестора будет рассчитана в соответствии с организационно-правовой формой осуществления его деятельности. В общем виде это могут быть организации с образованием постоянного представительства или без такового. К иностранным инвесторам могут относится все виды налогов. В отношении иностранных инвесторов применяется режим льготного налогообложения в соответствии с нормами международных договоров и нормами национального законодательства. Также иностранные инвестиции регулируются нормами Таможенного законодательства и Нормами Таможенного кодекса Евразийского Экономического Союза.

Читайте также:  Что такое верт рампа

В целях исследования правового регулирования иностранных инвестиций актуально проанализировать проблемы, возникающие в указанной сфере. Так, например, судебная практика разрешения споров, связанных с защитой деятельности иностранных инвесторов, показала неправомерные действия со стороны органов исполнительной власти в отказе от регистрации иностранных инвесторов, отказ в льготном налогообложении и неправомерном доначислении им неустоек по налоговым платежам. Отказ в предоставлении таможенных льгот. Такая практика связана в основном с разным толкованием норм национального законодательства и норм международного права и международных договоров [8].

Проведя анализ национального законодательства можно отметить, что в Российской Федерации отношения, связанные с иностранными инвестициями, регулируются достаточно большим числом нормативных правовых актов. Спектр норм, закрепленных в Федеральных законах, подзаконных актах, постановлениях и кодексах достаточно широк. Отношения в области осуществления иностранных инвестиций регулируются публичным и частным правом. На законодательном уровне иностранные инвестиции регулируются смешанными правовыми актами. Стоит отметить мнение многих авторов о необходимости кодификации норм права, регулирующих иностранные инвестиции. Такая необходимость обоснована парильным толкованием противоречивых положение норм федеральных законов и подзаконных актов.

Открытой остается проблема правового регулирования нормами международного права рисков, связанных с негативными политическими изменениями на международном уровне. Такая потребность обоснована ужесточением санкционной политики стран запада в отношении Российской Федерации, ряда стран Ближнего востока, Азии и стран Латинской Америки. Так, например, 2 августа 2019 года Президент США Дональд Трамп подписал указ о введении второго пакета санкций против России. США намерены препятствовать предоставлению России любых займов, финансовой или технической помощи со стороны международных институтов, вроде МВФ или Всемирного банка. Американским банкам запрещено участвовать в первичной продаже российских суверенных долговых обязательств не в рублях и предоставлять не рублёвые кредиты российскому правительству. Также предполагается дальнейшее ограничение американского экспорта в РФ и ужесточение правил предоставления России американских технологий.

  1. Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 09.07.1999 N 160-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 31.05.2018 N 122-ФЗ);
  2. Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25.02.1999 N 39-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 25.12.2018 N 478-ФЗ);
  3. Федеральный закон от 29.04.2008 N 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» (в ред. Федеральных законов от 31.05.2018 N 122-ФЗ);
  4. Федеральный закон «О соглашениях о разделе продукции» от 30.12.1995 N 225-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 27.06.2018 N 164-ФЗ);
  5. Федеральный закон от 21.07.2005 N 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (ред. от 27.12.2018);
  6. Романовская В. Б., Пужаев В. В. Правовой режим как общетеоретическая категория: проблемные аспекты понимания // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. 2014. Т. 20. N 4. С. 178–181;
  7. Веселкова Е. Е. Международные договоры Российской Федерации в области иностранных инвестиций. «Законодательство и экономика», 2015, N 11;
  8. «Обзор практики разрешения судами споров, связанных с защитой иностранных инвесторов» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 12.07.2017);

Источник

Особенности правового регулирования иностранных инвестиций в России в 2020 году

Иностранная инвестиционная деятельность является важной составляющей нормального функционирования экономики любого государства, и Россия не исключение. В контексте этого тезиса правовое регулирование иностранных инвестиций в РФ приобретает огромное значение для страны, ибо их отсутствие негативно отражается на экономике. Проблемы с их привлечением вызваны не только кризисом, но и несовершенством правовой базы и правовых институтов, действующих на территории страны. Поэтому целесообразно рассмотреть особенности регулирования капиталовложений в 2020 году подробнее.

Что такое иностранные инвестиции

Понятие и правовой режим иностранных инвестиций в России определены положениями Федерального закона «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 09.07.1999 № 160-ФЗ (далее – «Об иностранных инвестициях в РФ»). Таковыми, согласно ст. 2 закона, являются имущественные вложения зарубежных инвесторов в объект предпринимательства на территории РФ.

Инвестиции могут осуществляться в форме вложения материальных и нематериальных ценностей, денег или акций, имущества и имущественных прав, услуг и даже информации, при этом они обязательно должны принадлежать иностранному инвестору и быть не изъятыми из гражданского оборота.

На зарубежную инвестиционную деятельность влияют не только правовые аспекты, но и политико-экономические факторы. Во избежание связанных с ними неблагоприятных последствий для иностранных инвесторов, ст. 4 закона предписывает иностранным инвестициям национальный правовой режим. Он, в частности, не может быть менее благоприятным, чем «правила игры», предоставленные отечественным инвесторам. При этом законодательство может предусматривать как ограничительные, так и стимулирующие исключения из этого правила.

Кто такой иностранный инвестор

Иностранным инвестором, согласно ст. 2 Закона «Об иностранных инвестициях в РФ», признается лицо, осуществляющее инвестиционную деятельность на территории РФ и являющееся:

  • иностранной правоспособной коммерческой организацией – юридическим лицом ;
  • иностранной правоспособной организацией, не образующей юридического лица;
  • право- и дееспособным гражданином другого государства;
  • право- и дееспособным апатридом;
  • международной организацией;
  • другим государством.

Правовые основы инвестиционной деятельности, установленные законодательством РФ, в равной мере гарантируют инвесторам – и иностранным, и российским – недискриминацию и соблюдение их прав и интересов, в частности: равнозначные условия ведения бизнеса, исключение неблагоприятных изменений в законодательстве, компенсацию при национализации и реквизиции, правосудие, участие в приватизации и другие. Кроме того, для привлечения зарубежного капитала в РФ законодательство предусматривает некоторые льготы.

Рекомендуем узнать больше информации о том, кто такой иностранный инвестор .

Нормативно-правовая база для инвестиционной деятельности

Российское законодательство призвано к всеобъемлющему охвату и решению комплекса и многообразия проблем, потенциально возникающих у иностранных инвесторов. Согласно ст. 3 Закона «Об иностранных инвестициях в РФ», именно этот нормативный правовой акт наравне с другими федеральными законами, кодексами и законами субъектов Федерации является основой нормативно-правовой базы, регулирующей зарубежные капиталовложения.

Так как в основном регулируются отношения в области иностранных инвестиций именно такими нормативно-правовыми актами, целесообразно рассмотреть их подробнее:

  • Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» (ред. от 18.07.2017) – определяет ряд государственных гарантий иностранным инвесторам при совершении ими инвестиционной деятельности;
  • Федеральный закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 08.12.2003 № 164-ФЗ – определяет общие нормативы, связанные с ввозом и вывозом товаров, услуг, работ, результатов интеллектуальной деятельности и т. д.;
  • Налоговый кодекс РФ – регулирует отношения инвесторов и налоговых органов в вопросе налогообложения;
  • Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25.02.1999 № 39-ФЗ регулирует инвестиционную деятельность в форме капитальных вложений;
  • Федеральный закон «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» (далее – «О порядке осуществления иностранных инвестиций») от 04.2008 № 57-ФЗ – определяет некоторые ограничения для иностранных инвестиций.
Читайте также:  Как работает майнинг криптовалюты это что

Вместе с тем государство осуществляет и универсальное правовое обеспечение, которое регламентирует общие принципы и правила, касающиеся инвестиционной деятельности субъектов. Это, в частности, Гражданский и другие кодексы, Федеральный закон «Об акционерных обществах» и многие другие. Кроме того, нельзя не упомянуть международные договоры, заключенные РФ.

Правовые формы осуществления инвестиционной деятельности

Устанавливая национальный режим для зарубежных капиталовложений, законодатель, согласно ст. 6 Закона «Об иностранных инвестициях в РФ», допускает право инвестора осуществлять их как угодно, если это не запрещено законом. Правоприменительная практика традиционно выделяет три правовые формы осуществления иностранных инвестиций:

  • компании с иностранными инвестициями;
  • создание филиалов и представительств зарубежных компаний;
  • инвестиции в форме договоров.

Рассмотрим каждую из них подробнее.

Компании с зарубежными вкладчиками

Коммерческие организации с иностранными инвестициями традиционно создаются в форме хозяйственных товариществ и обществ. Несмотря на наличие иностранного капитала, они регистрируются налоговыми органами в общем порядке, в соответствии с Законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 № 129-ФЗ.

При этом правовое положение коммерческих организаций с иностранными инвестициями определяется нормативами Закона «Об иностранных инвестициях в РФ». Стоит учесть, что инвесторы могут осуществлять вложения не только в новые компании, но и приобретать доли в уже существующих обществах. С момента проведения такой сделки компания будет признаваться организацией с иностранными инвестициями.

При организации предприятий с иностранными вложениями должны быть учтены не только права иностранных инвесторов, но и права отечественных участников: в частности, следует предотвращать создание дочерних компаний иностранных юридических лиц в РФ.

Кстати, важно различать инвестиционную и предпринимательскую деятельность: последняя осуществляется не путем вложений, а путем создания российских филиалов.

Представительства и филиалы

Представительства и филиалы – это, как указано в ст. 55 Гражданского кодекса РФ, обособленные структурные подразделения, через которые, согласно Закону «Об иностранных инвестициях в РФ», иностранные компании вправе осуществлять предпринимательскую деятельность в РФ.

Источники регулирования иностранных инвестиций требуют от таких филиалов и представительств обязательной государственной аккредитации, которую проводят налоговые органы. С момента ее проведения филиал и представительство приобретают право на ведение деятельности, соответствующей их целям. Несмотря на это, в силу необходимости иностранных финансовых вложений, это не только организационная форма предпринимательства, но и форма инвестиционной деятельности.

В силу действия ст. 55 ГК РФ, филиалы и представительства иностранного юридического лица в России имеют различия. Так, если филиалы способны выполнять все или часть хозяйственных функций юридического лица, то представительства выполняют лишь организационно-правовые функции. Но независимо от этих отличий обе формы не являются самостоятельными юридическими лицами.

Инвестиции в форме договоров

Международное частное право различает множество форм договорных отношений, но лишь некоторые из них могут иметь характер инвестиционного сотрудничества.

Они, в частности, должны отвечать таким признакам:

  1. Иметь долгосрочный характер.
  2. Иметь инвестиционный риск неокупаемости, невозврата инвестиций и т. д.
  3. Договоры содержат обязанность целевого использования инвестиций.
  4. Вложения должны иметь коммерческий характер, т. е. быть направленными на получение дохода.

По сути, законодательство различает множество договоров, подпадающих под такие признаки. В контексте этого инвестиционными могут быть признаны договоры различного характера и различной деятельности. Таковыми, в частности, могут быть:

  • договор о привлечении инвестиций;
  • договор коммерческой концессии;
  • договор простого товарищества;
  • договор займа для инвестирования в основные средства предприятия;
  • договор финансовой аренды;
  • соглашение о разделе продукции.

Обратим внимание, что существующая в РФ свобода форм осуществления иностранных инвестиций, закрепленная ст. 6 Закона «Об иностранных инвестициях в РФ», позволяет инвесторам заключать любые договоры, носящие инвестиционный характер.

Принципы регулирования инвестиций в РФ

Правовая доктрина и анализ правоприменительной практики позволяют выделить три главных принципа, на основании которых осуществляется правовое регулирование иностранных инвестиций:

  • безусловно, основой правового регулирования иностранных инвестиций в России является национальное законодательство. Регулирование капиталовложений осуществляется исключительно на федеральном уровне;
  • безальтернативное действие национального правового режима, регламентирующее обязательное уравнивание в правах отечественных и иностранных инвесторов, за исключением стимулирующих или ограничительных изъятий. Такие особенности правового регулирования могут быть установлены федеральным законодательством, но в целом равноправие гарантируется всем инвесторам, независимо от национальности;
  • необходимость соблюдения отечественной нормативной базой норм международных договоров и международного законодательства.

Рассмотрим особенности каждого принципа отдельно.

Применение национального законодательства

Внутреннее право, безусловно, является одной из основ регулирования инвестиционной деятельности в любом из государств, и Россия не исключение.

Инвестиционное законодательство следует воспринимать как комплекс нормативно-правовых актов, регулирующих не только инвестиционную деятельность, но и валютные отношения и контроль, трудовые правоотношения и иные аспекты инвестиционной деятельности.

При этом нужно отметить, что в России национально-правовое регулирование иностранных инвестиций основано на специальных инвестиционных законах, что характерно для стран с переходной экономикой.

Эти законы определяют единый режим для иностранных и отечественных инвестиций, однако не применяют коллизионного метода регулирования, прямо устанавливая порядок отношений между инвесторами и государством.

Интересно, что в развитых странах подобного инвестиционного законодательства вообще не существует, в силу чего к иностранным инвесторам применяются те же нормы, что и для других гражданских субъектов.

Равноправие иностранных и российских инвесторов

Гражданско-правовое регулирование иностранных инвестиций в предпринимательском праве на территории Российской Федерации направлено на обеспечение интересов каждого инвестора, независимо от формы осуществляемых им инвестиций, национальности, объемов капиталовложений, полученной прибыли и иных субъективных аспектов их деятельности.

Гарантии такой защиты закреплены как отечественным законодательством, так и обязательствами РФ по международным договорам и конвенциям. На такую защиту от любых неэкономических факторов вправе претендовать каждый инвестор, и государство обязано ему ее предоставить.

Международная нормативная база об инвестициях

Помимо национального законодательства, правовое регулирование иностранных инвестиций в РФ и других странах осуществляется также и международными договорами, заключенными между государствами и иными субъектами международного права. По кругу участников их обычно делят на многосторонние, региональные и двусторонние международные договоры. Наиболее влиятельными и значимыми источниками инвестиционного права, безусловно, являются многосторонние международные договоры. Многосторонняя система регулирования иностранных инвестиций позволяет обеспечить сохранность капиталовложений на межгосударственном уровне. Рассмотрим некоторые примеры подробнее.

Конвенция о порядке разрешения инвестиционных споров

В историческом прошлом инвесторы, которые вкладывали капитал в экономику иностранного государства, в случае изменения политической ситуации в государстве-реципиенте могли лишиться вложенных средств и имущества, имея только два варианта защиты нарушенных прав. В связи с этим вторую половину XX века международное сообщество пыталось выработать механизм, защищающий права инвесторов от нарушений со стороны таких государств.

Одним из наиболее влиятельных международных договоров, регулирующих международную инвестиционную деятельность, является Вашингтонская конвенция по урегулированию инвестиционных споров между государствами и иностранными лицами, подписанная 18 марта 1965 года.

Являясь универсальным источником международного права, она стала фундаментом, на котором основана система мер по разрешению инвестиционных споров. Российская Федерация подписала Конвенцию 16 июня 1992 года, но до настоящего времени не ратифицировала. На данный момент участниками Вашингтонской конвенции являются более 150 государств.

Читайте также:  Коэффициент окупаемости рентабельности инвестиций

Главным ее достижением является создание автономного Международного центра по урегулированию инвестиционных споров. Центр стремится устранить все внешнеэкономические препятствия на пути частных инвестиций и рассматривается как одно из самых авторитетных международных арбитражных учреждений, где все споры разрешаются путем примирительных процедур либо путем арбитража.

Конвенция об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций

Как уже было отмечено выше, страна-реципиент зарубежного капитала, не всегда может обеспечить ему надлежащую защиту, но развитие новых форм сотрудничества привело к учреждению более действенных механизмов защиты инвестиций – страхованию.

Результатом данного процесса стала Сеульская конвенция об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций, подписанная 11 октября 1985 года. Наряду с Вашингтонской конвенцией, Сеульская является важнейшим документом в вопросе защиты инвестиций. Гарантии, предоставляемые инвесторам со стороны Агентства, призваны защитить их от большинства неэкономических рисков при инвестиционной деятельности в странах–членах конвенции. Единственное, от чего не страхует агентство, – это от экономических рисков, в том числе банкротства. Агентство выступает гарантом того, что права инвесторов не будут нарушены.

Одним из участников Сеульской конвенции является Россия, которая ратифицировала ее в 1992 г.

Международные договоры в рамках СНГ

Наряду с многосторонними международными договорами нельзя не обратить внимание на региональные международные соглашения, заключаемые Россией в рамках СНГ. За 26 лет существования Содружества его членами их было подписано около 500, многие из которых касались инвестиционной деятельности, например:

  • Соглашение о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности (1993).
  • Конвенция СНГ о защите прав инвестора (1997).
  • Договор о Евразийском экономическом союзе (2014).

Следует учитывать, что все эти договоры и соглашения действуют лишь в рамках регионального сотрудничества стран СНГ, поскольку представленные в них положения устанавливают некоторые привилегии представителям стран СНГ.

Меры государственного регулирования зарубежных инвестиций

В силу действия ст. 4 Закона «Об иностранных инвестициях в РФ» и установленного ею национального правового режима для иностранных инвестиций, деятельность зарубежных инвесторов находится под такой же защитой законодательства, как и деятельность российских компаний. Применяемый к иностранным компаниям правовой режим не может быть менее благоприятным.

Несмотря на одинаковые меры регулирования в области иностранных инвестиций, законодатель не исключает возможности применения стимулирующих или ограничительных изъятий. Правда, ограничения возможны лишь в целях защиты конституционного строя, безопасности государства, а также прав и законных интересов других лиц.

В то же время стимулирование в виде льгот для инвесторов может быть установлено законодательством в интересах социально-экономического развития страны. Каких-либо запретительных мер в отношении экономических инвестиций закон предусматривать не может. Кроме того, меры государственного регулирования могут быть выражены в форме государственных гарантий.

Государственные гарантии иностранным инвесторам

Законодательство РФ посредством федеральных законов, обязательств по международным договорам и иным нормативно-правовым актам гарантирует полную и всеобъемлющую защиту прав и интересов зарубежных инвесторов. Одним из основных нормативно-правовых актов, предусматривающих государственное гарантирование иностранных инвестиций, является Закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации».

Вышеуказанный закон наделяет инвесторов следующими правами:

  • осуществление инвестиционной деятельности в любых не запрещенных законодательством формах;
  • обладание правосубъектностью на территории РФ;
  • защита от неблагоприятных изменений законодательства;
  • объективное правосудие;
  • использование правомерных доходов по собственному усмотрению;
  • беспрепятственный вывоз документов и имущества, ввезенных в качестве инвестиций;
  • покупка ценных бумаг и участие в приватизации;
  • получение льгот.

Правительственные органы, контролирующие инвестиции

В соответствии с Законом «О порядке осуществления иностранных инвестиций» и постановлением Правительства РФ от 06.07.2008 № 510, Кабинетом министров образована Правительственная комиссия по контролю за осуществлением иностранных инвестиций. Ее состав определяется Правительством РФ, главой считается премьер-министр.

В число основных задач Комиссии входит предварительное согласование сделок, которые могут повлечь установление контроля иностранных инвесторов над хозяйственными обществами, имеющими стратегическое значение, согласование возможности установления такого контроля, а также отказ в согласовании.

При рассмотрении ходатайств инвесторов и выполнении иных функций она запрашивает в органах исполнительной власти требуемую информацию, заслушивает экспертов и принимает решения большинством голосов.

Иностранные инвестиции в стратегические отрасли экономики

Одним из исключений для иностранных инвесторов является ограничение возможности их участия в уставных капиталах хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение для экономики, безопасности, обороны страны и иных стратегических направлений. Изъятие не носит запретительный характер, поэтому допуск к участию иностранных инвесторов в инвестиционной деятельности по отношению к стратегическим отраслям не запрещен, но требует соблюдения некоторых условий.

Так, ст. 4 Закона «О порядке осуществления иностранных инвестиций» допускает совершение подобных инвестиционных сделок, которые могут повлечь установление контроля иностранцами, лишь при условии, если разрешение на то даст вышеуказанная Правительственная комиссия.

Допуск зарубежных инвесторов к инвестированию в стратегические отрасли возможен по их ходатайству, поданному в Комиссию со всеми необходимыми документами, указанными в ст. 8 закона. Она проверяет поданные документы, получает необходимые заключения и запрашивает необходимые материалы относительно угрозы стратегическим отраслям у других уполномоченных органов и только после этого принимает решение о предварительном согласовании сделки, согласовании установления контроля или отказе в них.

Решение должно быть принято в течение трех месяцев с момента подачи ходатайства. Ст. 6 закона определяет 45 видов деятельности, которые имеют стратегическое значение для обороны и безопасности страны.

Правовое регулирование инвестиционной деятельности: актуальные проблемы

Несмотря на весьма внушительную, подробную и многообразную нормативно-правовую базу, правовое регулирование иностранных инвестиций нередко характеризуется наличием ряда проблемных вопросов. Все они по большей части касаются инвестиционного законодательства. Нам удалось выделить наиболее приоритетные проблемные вопросы.

  1. Отсутствие конкретизации ряда государственных гарантий, предоставляемых зарубежным субъектам инвестиционной деятельности: например, государство гарантирует стабильность законодательства, но, согласно ст. 9 Закона «Об иностранных инвестициях в РФ», не более чем на протяжении 7 лет.
  2. Необходимость нормативного регулирования инвестиций не только на федеральном, но и на региональном уровне.
  3. Отсутствие в отечественном законодательстве каких-либо правоприменительных аспектов, касающихся разрешения споров на межгосударственном уровне, и действенных механизмов выхода на международный инвестиционный арбитраж.
  4. Отсутствие правовых институтов, прямо ответственных за реализацию государственных гарантий в отношении зарубежных компаний, осуществляющих инвестиционную деятельность, а также за рассмотрение жалоб с их стороны и защиту их прав и интересов и т. д.

Зачем России иностранные инвестиции: Видео

Источник

Оцените статью