Особенности иностранных инвестиций международное право

Международное частное право

Правовое регулирование иностранных инвестиций

Иностранные инвестиции — это материальные и нематериальные ценности, принадлежащие юридическим и физическим лицам одного государства и находящиеся на территории другого государства с целью извлечения прибыли. Инвестиции можно разделить на прямые и косвенные (портфельные). Прямые инвестиции — это создание совместных предприятий и предприятий, на сто процентов принадлежащих иностранным инвесторам.

Иностранные инвесторы прямо и непосредственно участвуют в управлении предприятием. Портфельные инвестиции не предусматривают непосредственного участия в управлении компанией, а предполагают получение иностранными инвесторами дивидендов на акции и ценные бумаги (т.е. на капитал, вложенный в эти предприятия).

В структуре правового регулирования инвестиционных отношений можно выделить два уровня: международно-правовой (заключение международных соглашений) и внутригосударственный (основа — национальное законодательство принимающего государства). Международно-правовое регулирование инвестиций осуществляется на универсальном, региональном и двустороннем уровнях.

Универсальное регулирование предусмотрено в Вашингтонской конвенции о порядке разрешения инвестиционных споров между государствами и иностранными лицами 1965 г. и в Сеульской конвенции 1985 г. об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций.

В соответствии с Вашингтонской конвенцией 1965 г. при МБРР был учрежден МЦУИС — Международный центр по урегулированию инвестиционных споров между государствами и частными иностранными инвесторами. Разрешение инвестиционных споров производится путем проведения примирительной процедуры (гл. III Конвенции) либо путем арбитражного производства. В целях избежания споров принимающие государства обязаны предоставлять национальные гарантии иностранных инвестиций.

Более действенный способ защиты иностранных инвестиций — это страхование. Сеульская конвенция 1985 г. об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций (МИГА) предоставляет иностранным инвесторам финансовые гарантии путем страхования инвестиций от некоммерческих рисков. Функции МИГА — заключение договоров страхования и перестрахования иностранных инвесторов от некоммерческих рисков.

В Сеульской конвенции закреплено понятие традиционных некоммерческих рисков — это риски, связанные с переводом валют (кроме девальвации местной валюты), экспроприацией или аналогичными мерами, войной, революцией, государственными переворотами и гражданскими беспорядками (кроме террористических актов, направленных непосредственно против владельца гарантий). Кроме традиционных некоммерческих рисков, Сеульская конвенция предусматривает покрытие риска нарушения договора со стороны принимающего государства.

В соответствии с Конвенцией создана система государственного и частного страхования на национальном уровне, дополненная международной многосторонней системой страхования иностранных инвестиций. С 1993 г. на территории РФ действует Международное агентство по страхованию иностранных инвестиций в РФ от некоммерческих рисков.

В качестве примеров региональных инвестиционных соглашений можно привести договоры, заключенные в рамках СНГ. Соглашение СНГ о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности 1993 г. предусматривает сотрудничество сторон в сфере инвестиционной политики, пресечения недобросовестной конкуренции на международном и внутреннем рынках; предоставление иностранным инвесторам права на приобретение национальных ценных бумаг, аренду помещений, пользование землей; заключение концессионных договоров и создание свободных экономических зон. Соглашение распространяется не только на частное, но и на государственное иностранное инвестирование.

Конвенция СНГ о защите прав инвестора 1997 г. определила правовые основы осуществления различных видов инвестиций и гарантии прав инвесторов. Для иностранных инвесторов устанавливается национальный режим (за исключением изъятий, определенных в национальном законодательстве государств-участников). Инвесторам предоставляются гарантии от изменения законодательства, защита от национализации; право на использование доходов, приобретение акций и ценных бумаг, участие в приватизации, приобретение вещных прав на земельные участки, природные ресурсы и недвижимое имущество; заключение концессионных договоров и соглашений о разделе продукции в отношении объектов, относящихся к монополии принимающего государства.

Наиболее гибким инструментом регулирования инвестиционных отношений являются двусторонние международные соглашения о взаимном поощрении и защите иностранных капиталовложений. Цель таких соглашений — обеспечить на территории одного договаривающегося государства максимальную защиту капиталовложений другого договаривающегося государства, предоставление гарантий беспрепятственного вывоза валютной части прибыли и гарантий от некоммерческих рисков.

В двусторонних международных договорах о взаимной защите инвестиций предусматривается взаимная обязанность государств не проводить принудительного изъятия капиталовложений путем национализации, реквизиций или конфискации в административном порядке. Инвестиционные споры должны рассматриваться в арбитражном порядке. Двусторонние соглашения о взаимной защите и поощрении инвестиций связывают большинство государств мира (РФ заключила более 30 подобных соглашений — с Финляндией, Францией, Канадой, США, Италией, Австрией, Данией, Грецией и др.).

Инвестированию иностранного капитала в экономику принимающего государства в значительной степени способствуют соглашения об избежании двойного налогообложения. Эти соглашения призваны разделить налоговую юрисдикцию государств, согласовать наиболее важные в налоговом праве термины, установить круг налогооблагаемых доходов и налоговый режим. Все это создает дополнительные гарантии для иностранных инвесторов. Россия участвует почти в 90 двусторонних соглашениях об избежании двойного налогообложения (с Великобританией, Канадой, Кипром, Испанией, Италией, Бельгией, Австрией, Японией, ФРГ, США и др.).

В большинстве государств отсутствует кодифицированное национальное законодательство об иностранных инвестициях — к ним применяется общее законодательство (антимонопольное, антитрестовское, налоговое, гражданское, валютное, банковское). Специальные законодательные акты об иностранных инвестициях приняты практически во всех государствах и устанавливают порядок инвестирования, правовой режим иностранной собственности, организацию иностранных капиталовложений, режимы иностранных инвестиций, льготы для них, полную и безусловную правовую защиту иностранных инвесторов.

Каждое государство самостоятельно устанавливает порядок допуска иностранного капитала на свою территорию — в одних странах действует разрешительная или лицензионная система (Индия, страны Латинской Америки), в других установлен режим свободного допуска иностранного капитала. Государства, проводящие политику наиболее активного привлечения иностранного капитала, принимают специальные инвестиционные кодексы (Китай, Польша, Венгрия, Аргентина, Мексика). Повсеместно правовое регулирование иностранных инвестиций осуществляется не коллизионным методом, а непосредственно материально-правовым (в основном с использованием национальных материально-правовых норм).

В любом случае принимающее государство обязано создавать для иностранных инвесторов стабильные, равноправные, благоприятные и гласные условия. Договор 1994 г. к Энергетической хартии предписывает принимающим государствам устанавливать для иностранных инвесторов национальный режим или режим наибольшего благоприятствования.

Изъятия из этих режимов должны быть сведены к минимуму. Как правило, в национальном законодательстве предусмотрено несколько видов режимов иностранного инвестирования. Кроме режимов наибольшего благоприятствования и национального, может устанавливаться и особо льготный (преференциальный) режим. Преференциальный режим предусматривается для иностранных инвесторов, производящих инвестирование в особо крупных размерах либо в особо важные и капиталоемкие отрасли национальной экономики. Такой режим предполагает предоставление определенных льгот: освобождение от некоторых налогов и сборов, от налога на прибыль, предоставление особых гарантий на случай национализации.

В законодательстве большинства государств есть «дедушкина» (стабилизационная) оговорка о применении к иностранным инвесторам более благоприятного для них законодательства. В законодательстве Армении, Молдовы, Казахстана закреплено положение о том, что, если новое законодательство ухудшает положение иностранного инвестора, к нему применяется автоматически прежнее законодательство вплоть до истечения срока инвестиционного соглашения.

В российском законодательстве «дедушкина» оговорка сформулирована несколько иначе: иностранный инвестор в случае ухудшения своего положения вследствие изменения законодательства сам должен обратиться в компетентные органы с требованием о применении к нему прежнего законодательства.

Принимающие государства, как правило, устанавливают возможность ограничения допуска иностранного капитала: запрещение допуска иностранных инвестиций в определенные отрасли экономики; введение особого контроля за допуском иностранного капитала к разработке недр и естественных ресурсов; обязательное долевое участие государства в создаваемых иностранными инвесторами предприятиях; установление специального фискального режима; определение концессионной политики.

Серьезным препятствием для осуществления иностранного инвестирования является проблема национализации имущества иностранных частных лиц. В современном международном праве признается недопустимость национализации имущества иностранного государства и правомерность национализации иностранной частной собственности. Проведение национализации — это право каждого суверенного государства. Условия и основания проведения национализации устанавливаются во внутригосударственном праве.

С точки зрения правовой природы национализация представляет собой акт суверенной государственной власти, социально-экономическую меру общего характера, а не наказание отдельных лиц. В современном праве и практике закреплена безусловная обязанность государства выплатить иностранному лицу быструю, эффективную и адекватную компенсацию в случае национализации его собственности. Двусторонние договоры о взаимной защите инвестиций, как правило, предусматривают отказ принимающего государства от принудительного изъятия иностранных капиталовложений путем национализации, конфискации или реквизиции в административном порядке.

В России отсутствует систематизированное инвестиционное законодательство. Правовой базой выступают специальные федеральные законы «О соглашениях о разделе продукции» 1995 г., «Об иностранных инвестициях» 1999 г., «Об иностранных инвестициях в форме капиталовложений» 1999 г., отдельные отраслевые законы, указы Президента и постановления Правительства; во многих субъектах Федерации принято собственное инвестиционное законодательство.

Под иностранными инвестициями понимается вложение иностранного капитала в объекты предпринимательской деятельности на территории РФ в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, — деньги, ценные бумаги, иное имущество и имущественные права, имеющие денежную оценку, исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, услуги и информация.

Иностранные инвесторы на территории РФ пользуются национальным режимом. Изъятия из него могут быть установлены только федеральным законом и только в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обороны и безопасности РФ. В интересах социально-экономического развития отдельным иностранным инвесторам может быть предоставлен преференциальный режим.

Российское законодательство закрепляет целый комплекс мер, гарантирующих стабильность правового положения иностранных инвесторов: правовую защиту на территории РФ; различные формы осуществления инвестиционной деятельности; возможность передачи прав и обязанностей иностранного инвестора другому лицу; защита от неблагоприятного изменения законодательства; свободный перевод прибыли за границу; обеспечение надлежащего разрешения инвестиционных споров; право на приобретение ценных бумаг и участие в приватизации; предоставление прав на недвижимое имущество.

В свое время национализация, произведенная в России после Октябрьской революции, была признана другими государствами в соответствии с двусторонними международными соглашениями — договоры между СССР и Германией (1922 г.), США (1933 г.), Норвегией (1959 г.), Швецией (1941 и 1964 гг.), Данией (1964 г.), Великобританией (1968 г.). Принцип взаимного зачета финансовых и имущественных претензий, возникших до 9 мая 1945 г., положен в основу Соглашения между РФ и Францией об окончательном урегулировании взаимных финансовых и имущественных претензий 1997 г.

Французская сторона обязалась не предъявлять и не поддерживать требований, касающихся претензий по займам и облигациям, интересам и активам, в отношении которых французские лица были лишены права собственности или владения, претензий по долгам царского правительства и правительства СССР. Россия со своей стороны обязалась не предъявлять требований в отношении ущер6а, причиненного во время интервенции 1918-1922 гг., требований в отношении активов во Франции и переданного золота (в том числе «колчаковского» золота).

В возмещение претензий Россия должна была до 2000 г. выплатить Франции определенную сумму. Полученные средства должны быть распределены во Франции среди французских физических и юридических лиц по французскому праву. Соответственно, у французских держателей облигаций по российским займам и лиц, собственность которых была национализирована в России без выплаты компенсации, должны возникнуть соответствующие отношения с правительством Франции, а не России.

В современном российском законодательстве сохраняется право РФ на национализацию, но устанавливается принцип быстрой, адекватной и эффективной компенсации в пользу иностранного собственника. Выплата компенсации производится в той валюте, в которой было произведено инвестирование, либо в любой другой валюте по желанию инвестора. К спорам о национализации должно применяться российское право, а сами споры — рассматриваться в российских правоприменительных органах.

Читайте также:  Объем инвестиций непосредственно зависит от величины ренты

Естественно резко отрицательное отношение иностранных инвесторов к подобным установлениям нашего национального права и их нежелание рисковать своими капиталами, вкладывая их в российскую экономику. Право РФ на национализацию является серьезным тормозом притока иностранных капиталовложений.

Источник

Международные инвестиции

Сложности с внедрением многих перспективных проектов вызваны существующими проблемами в области финансирования. Не редки случаи, когда для решения масштабной задачи недостаточно денежных средств внутри одной страны и необходимы международные инвестиции.

Что собой представляют международные инвестиции

Понятие инвестиции предполагает такое размещение имеющегося в наличии капитала, которое позволит сохранить его в полном объеме или получить определенный процент прироста в будущем.

Движение мировых финансов основано на неизменности международного капитала, которая определяется различным уровнем материальных средств в странах мира, сложившимися историческими условиями, степенью развития производственно-хозяйственных и рыночных отношений.

В общем понимании международные иностранные инвестиции — это финансовые вложения при условии взаимодействия представителей различных мировых государств. Классификация мирового движения финансов осуществляется по следующим основным признакам:

  • Источники получения капитала;
  • Характер применения финансовых средств;
  • Период размещения капитала;
  • Целевая направленность финансирования.

В зависимости от вышеперечисленных признаков инвестирование может быть представлено в нескольких формах, о которых пойдет речь в данной статье. Можно выделить следующие преимущества инвестиций международного характера:

  • Предоставляемая государством возможность создания предприятий с иностранным капиталом;
  • Льготные условия размещения иностранного капитала, обеспечивающее отсутствие переплат по процентам;
  • Минимальный контроль со стороны государственных органов страны размещения финансов;
  • Отсутствие разграничений по учету дохода от внутренних и внешних финансовых;
  • Полное отсутствие или минимальные ставки налогообложения;
  • Выплата полученных доходов инвестору не производится в короткие сроки, что дает больше возможностей для развития проекта.

Какие различают виды иностранных инвестиций

Иностранные инвестиции в международном частном праве классифицируются по наиболее важным факторам:

— По форме собственности иностранного капитала:

  • Частные – международные инвестиции частных субъектов, размещенных за пределами государства;
  • Государственные – финансы, инвестируемые по распоряжению государственных органов;
  • Смешанные – смешанные инвестиции с присутствием частного и государственного капитала.

— По форме активов в составе инвестируемых финансов:

  • Реальные – вложение финансовых средств в длительные проекты, связанные с закупкой оборудования в других странах;
  • Нематериальные – приобретение лицензий, прав и иных активов нематериального характера;
  • Финансовые – инвестиции в акции, ценные бумаги и др.

— По характеру объектов размещения капитала:

  • Прямые – наиболее популярный вид иностранных инвестиций, предусматривающих целевое размещение финансов и систематический контроль проекта со стороны инвестора;
  • Портфельные – вид иностранных инвестиций, когда происходит приобретение части акций с целью получения дивидендов;
  • Прочие – включают широкий перечень инвестиций иностранного характера, в том числе и размещение финансов на банковских счетах, предоставление кредитов и т.д.

— По способу применения иностранных инвестиций:

  • Ссудные – финансовые ресурсы передаются на условии займа для получения дохода в виде процентов;
  • Предпринимательские – финансовые ресурсы направляются в качестве иностранных инвестиций для получения дивидендов от прибыли.

Все формы иностранных инвестиций в свою очередь можно разделить на 2 категории:

  1. Финансовые – иностранные инвестиции включающие финансовые ресурсы и ценные бумаги.
  2. Основные фонды – иностранные инвестиции, направленные на покупку зданий, оборудования, производственных средств и др.
  • Электронная коммерция в международной торговле

Про прямые иностранные инвестиции подробнее

Прямые иностранные инвестиции (ПИИ) — денежный вклад с целью получения долгосрочной экономической выгоды в стране вложения капитала и гарантирующий инвестору контроль над размещенным капиталом.

Следовательно, под прямыми иностранными инвестициями подразумевают любую приобретенную инвестором за рубежом собственность и последующие коммерческие сделки, совершенные между инвестором и организацией, в которую был инвестирован капитал.

К основной категории прямых иностранных инвестиций относятся открытие компаний, организаций, филиалов и дочерних предприятий за рубежом, а также приобретение контрольного пакета ценных бумаг или акций какой-либо компании в стране-доноре и другие формы инвестиций.

Организация с иностранными инвестициями может быть:

— Дочерней компанией – организация, где прямой инвестор, не являющийся резидентом, владеет не меньше 50% акций;

— Ассоциированной организацией – предприятие, в котором инвестор, не являющийся резидентом страны-донора, владеет менее чем 50% акций;

— Филиалом – компания, которая является собственностью инвестора.

Прямой инвестор — частная или государственная организация, юридическое или физическое лицо, а также их совместное владение акциями зарубежной компании.

Сегодня акции компаний настолько разбросаны, что контрольный пакет самой компании уже не составляет 50% акций. В некоторых случаях, даже владельцу 5% акций дает решающее право голоса в управлении, поскольку у остальных владельцев на руках может быть меньший процент акций. В такой стране, как США, прямыми инвестициями может считаться доля в уставном капитале предприятия от 10% и выше. Количество акций менее 10% относится к категории портфельных инвестиций.

Ограничение ставки до 10% для предприятий с иностранным капиталом установлено международными организациями с целью эквивалентного передвижения прямых и портфельных инвестиций.

Взаимосвязь международной торговли и прямых иностранных инвестиций

Торговая политика использует разные методы воздействия для стимулирования прямых иностранных инвестиций. Существующие условия высоких тарифных ставок создают предпосылки для развития иностранных инвестиций, способствующих развитию экономического рынка в той стране, где они осуществляются. Также этому могут способствовать и другие ограничения, созданные за рубежом. То, что японские компании перевели свое производство в страны Европейского Содружества и в Америку, не случайно. Это обусловлено ограничениями, якобы добровольными, на основании которых было установлено ограничение на количество экспортируемых из Японии автомобилей.

ПИИ также могут быть использованы для нейтрализации протекционизма. Инвестиционные отношения, которые базируются на принципе «ты — мне, я — тебе» основываются на убеждении, что наценка на стоимость товара, изготовленного за рубежом, с лихвой окупается при большой вероятности введения новых незначительных ограничений в стране на экспорт данной категории товара. В качестве примера имеются предположения, что вероятная угроза протекционизма в свое время способствовала воздействию японских ПИИ в Америке в конце 19 столетия на снижение протекционистских мер, которые были результатом антидемпинговых решений, а также решений с клаузулой вероятностью отказа.

В тот период, когда инвестируемые страны намеренно устанавливают высокие тарифы как стимул для инвестиций, выгоды от таких ограничений лимитированы. ПИИ, которые привлекаются на протекционистские рынки, со временем превращаются в отдельные производства, зависящие от внутреннего рынка без конкурентных возможностей изготовления товаров на экспорт. Высокие наценки на ввоз импортного сырья и комплектующие детали позволяют только снизить конкурентную способность на мировом рынке, особенно при высоких ценах на местное сырье или при его плохом качестве, что дает возможность защитить отечественного производителя данного товара. Нежелательное воздействие высоких тарифов на импорт материалов и сырья можно нейтрализовать, используя на таможне льготные схемы на импорт сырья, используемого для изготовления товаров на экспорт. Эти льготы являются стандартным пакетом, который предлагается иностранным инвесторам тех стран, где инвестируемые производства изготавливают продукцию на экспорт.

Прослеживается четкая взаимосвязь международной торговли и прямых иностранных инвестиций. Невысокие тарифные ставки на импорт всегда служат фактором, позволяющим привлечь высокие объемы ПИИ. Особенно привлекательным для международных иностранных инвестиций выглядит обязательный характер таких ставок. В этом случае низкие тарифы даже более привлекательны, чем таможенные льготы. В ходе недавнего исследования, направленного на сравнение прямых международных инвестиций государств азиатского региона с латиноамериканскими государствами, была получена картина, демонстрирующая привлекательность для международных иностранных инвестиций, направленных на экспортное производство относительно открытых рынков (Азия), и привлекательность для ПИИ, направленных на удовлетворение внутренних потребностей для относительно защищенных рынков. Такие данные совпадают с выводами еще одного исследования, которое было проведено в 1992 году, согласно которому:

— Объем экспорта в общем потоке продаж японских предприятий в Азии составляет 45%;

— Объем экспорта в общем потоке продаж японских предприятий в Латинской Америке составляет 23%.

Все это позволяет утверждать, что низкая тарифная политика является эффективным инструментом для государств, которые ставят задачу глубокой интеграции с международным рынком, особенно в случае обязательности низких тарифов.

Это можно объяснить также долгосрочным характером прямых международных инвестиций. Дело в том, что таможенные льготы обычно носят временных характер, а для инвестиций неопределенность по срокам всегда является негативным фактором.

Региональные торговые соглашения и ПИИ. Размер рынка служит решающим фактором в принятии положительного решения международной компанией по осуществлению прямых иностранных инвестиций. Именно поэтому снятие таможенных барьеров, формирование свободных экономических зон, создание таможенных союзов и другие подобные процессы дают возможность предприятиям работать на интегрированном рынке и использовать эффект масштаба для получения личных преимуществ. Такая ситуация положительно сказывается на международных иностранных инвестициях. Политика единого рынка, реализуемого ЕС, стимулирует масштабные международные иностранные инвестиции в этом регионе. Такая тенденция наблюдается по иностранным инвестициям как со стороны членов ЕС, так и со стороны других государств. Такое же влияние на иностранные инвестиции оказывали и некоторые другие региональные торговые договоры.

Наиболее часто используемой формой региональных торговых договоров выступают зоны свободной торговли (ЗСТ). В отличие от таможенных союзов для соглашений по зонам свободной торговли присуще сохранением собственной системы внешней тарификации для участников ЗСТ. При таких условиях возникает необходимость формирования нормативов по установлению происхождения товара. Необходимо установить применимость правил, которые приняты для продукции, выпускаемой на территории стран-участниц ЗСТ. Нужно установить по каждому товару, который импортирован государством ЗСТ и подвергнут последующей переработке, является ли страной его происхождения третье государство, либо он уже перешел в разряд продукции государства ЗСТ.

Необходимо учесть протекционистский характер правил установления происхождения продукции. Они, иногда даже и не преднамеренно, могут формировать направление движения иностранных инвестиций. К примеру, одежда, выпускаемая на мексиканской территории, согласно нормам Североатлантического соглашения о свободной торговле (НАФТА), не облагается пошлинами при поступлении на рынок Соединенных Штатов, если при ее производстве полностью использовалось сырье, поставленной из Северной Америки. В результате мексиканские компании, работающие на рынке одежды стоят перед выбором:

— Закупить сырье в Североамериканском регионе и обеспечить себе преимущества беспошлинного ввоза продукции на крупнейший рынок;

— Найти поставщиков сырья вне НАФТА по более низкой цене и потерять возможность беспошлинного ввоза.

Учитывая достаточно высокие ставки ввозных пошлин на готовую одежду в Соединенных Штатах, мексиканские производители вынуждены закупать сырье в пределах соглашения НАФТА и не заниматься поиском более дешевых предложений. Такая ситуация создает привлекательность для иностранных инвестиций со стороны производителей текстиля из третьих стран в производственные мощности на территории НАФТА для возмещения потерянных прибылей. При этом, стимул для иностранных инвестиций в этой ситуации намного сильнее, чем от льготных условий установления происхождения товара.

Ряд соглашений по региональной интеграции привели к формированию систем с единым центром, от которого отходят лучи. Примером такого образования может служить Таможенный Союз ТС. В этом случае участники соглашения могут подписывать торговые договора со странами, которые не имеют торговых соглашений между собой. В результате они являются как-бы лучами от единого центра ТС, не связанными между собой. Подобные схемы нарушают структуры прямых иностранных инвестиций, так как стимулируют инвестиции в центр системы, в результате которых можно получить преимущества беспошлинной торговли на рынках всех стран «лучиков». Данный пример демонстрирует существенное влияние торговой политики на иностранные инвестиции, но справедливо и обратное утверждение.

Читайте также:  Приложение для инвестиций quick

Влияние иностранных прямых инвестиций на торговлю. Существует мнение, что прямые иностранные инвестиции служат причиной снижения объема экспорта продукции из определенного государства, являющегося источником ПИИ, и, наоборот, способствуют росту экспортных операций в стране инвестирования. С объемами импорта наблюдается обратная ситуация, поэтому рост импорта в стране происхождения иностранных инвестиций отрицательно сказывается на проценте занятости населения и платежном балансе.

Такое мнение основано на традиционном взгляде на иностранные инвестиции, согласно которому иностранное зарубежное производство используется в качестве альтернативы экспорту на иностранные рынки. Мнение о замещении прямыми иностранными инвестициями экспорта основано на следующих фактах:

— Согласно статье, опубликованной в 1957 году, свобода перемещения капитала может служить альтернативой свободной торговли. В упрощенном понимании это говорит о том, что свободное перемещение средств производства приводит к таким же результатам, как и свободное перемещение продукции или услуг;

— До 80-х годов прошлого века в развивающихся странах была популярна политика по замещению импортных операций. Устанавливая преграды для импорта, власти таких стран стимулировали увеличение прямых иностранных инвестиций. Результатом таких действий становилось замещение импорта внутренним производством.

Нужно ответить, что вышеописанное традиционное представление об иностранных инвестициях и международной торговле как о замещающихся факторах не учитывает целый комплекс устоявшихся связей в современной мировой экономике. Прямые иностранные инвестиции, замещая некоторую часть объемов экспорта в инвестируемой стране, могут и не приводить к снижению объемов экспорта в государство инвестирования. Для иллюстрации данного утверждения можно привести пример компании, которая не имеет разрешения на осуществление иностранных инвестиций и, поэтому, экспортирует продукцию на конкретный рынок. Если в будущем предприятие получает возможность совершения иностранных инвестиций, то объемы экспорта государства источника иностранных инвестиций будут определяться следующими факторами. При сохранении объемов производства компании экспорт будет замещен организацией производства в стране инвестирования. Такая ситуация может привести к росту объемов экспорта промежуточной продукции и услуг из государства источника иностранных инвестиций. Если объемы производства при этом не меняются, то «промежуточный» экспорт не сможет существенно повлиять на снижения экспортных объемов.

В то же время, как правило, основная задача международных иностранных инвестиций заключается в повышении уровня конкурентоспособности компании перед другими компаниями в данной нише бизнеса. Повысить показатели конкурентоспособности можно несколькими способами:

— Доступ к недорогому сырью и дешевым трудовым ресурсам;

— Снижение затратной части за счет приближения производства к рынку потребления.

Учитывая вышесказанное, можно отметить, что иностранные инвестиции приводят к росту объемов продаж, так как при этом растет потребность в промежуточных ресурсах и средствах производства. Такая ситуация способствует увеличению экспорта из страны источника иностранных инвестиций, потому что филиалы компаний импортируют промежуточную продукцию и услуги в увеличивающихся объемах. В зависимости от степени потребности филиала в закупке средств производства и сырье из страны источника иностранных инвестиций, а также от роста объемов продаж международной корпорации происходит прирост объемов экспорта (при изменении структуры экспорта за счет увеличения части промежуточных продуктов). Прямые иностранные инвестиции способствуют экономическому развитию страны инвестирования, в результате которого происходит повышение спроса на импорт продукции из страны источника иностранных инвестиций.

Рассмотрим также воздействие прямых иностранных инвестиций на импорт государства источника инвестиций. Определенный процент, а возможно и полный объем, ресурсов и средств производства, которые импортировались до внедрения иностранных инвестиций перестанут импортироваться в страну источник иностранных инвестиций. В то же время филиал, размещенный в стране инвестирования, может через некоторое время начать обслуживание внутреннего рынка страны источника иностранных инвестиций. Это приведет к росту объемов импорта готовой продукции. Учитывая описанные выше, а также ряд других факторов, можно сказать, что утверждения о взаимном вытеснении прямых иностранных инвестиций и импорта инвестирующей страны являются безосновательными.

Дискуссии о взаимном влиянии прямых иностранных инвестиций и торговли государства источника инвестиций продолжаются до настоящего времени. Нужно понимать сложность установления связей между иностранными инвестициями и торговлей государства инвестирования. Характер взаимосвязей может определяться эмпирическим путем в процессе анализа данных. Это утверждение подкрепляется тем фактом, что динамика влияния иностранных инвестиций на государство объект инвестирования может меняться под влиянием факторов стимулирования внедрения инноваций, повышения конкурентоспособности, производительности труда и так далее. Факторы воздействия прямых иностранных инвестиций имеют важное значение для формирования состава импорта и его объема. Установить связь иностранных инвестиций с объемами импорта и торговли в целом намного сложнее, чем может показаться на первый взгляд.

Положительное влияние. Существующие исследования демонстрируют незначительное преобладание положительных моментов во влиянии прямых иностранных инвестиций на экспорт страны источника инвестиций. Нет существенных эмпирических подтверждений негативного воздействия иностранных инвестиций на объемы экспорта из государства инвестора. Еще меньше можно привести доказательств связи иностранных инвестиций с импортом государства инвестора, но и они в большей части оказывают положительный эффект.

Существующие данные демонстрируют отсутствие конкуренции между прямыми иностранными инвестициями и экспортом государства объекта инвестирования, а также, хоть и небольшое, но все же положительное влияние иностранных инвестиций на импорт такого государства.

Международно-правовое регулирование иностранных инвестиций

Современная правовая доктрина РФ предполагает внутреннее и внешнее (международное) регулирование иностранных инвестиций. С учетом основных положений Конституции можно отметить главенствующую роль имплементированных международных положений, поэтому анализ правовой базы логичнее проводить, начиная с исследования договоров и соглашений международного характера.

Международно-правовое регулирование иностранных инвестиций имеет 2 конвенции, представляющие наибольшую ценность для инвесторов в РФ. Это Сеульская (МИГА) и Вашингтонская конвенции. Первая была подписана и ратифицирована РФ еще в 1992 году, а вторая, хоть и подписана представителями России, но до сих пор не ратифицирована. Кроме этих основных актов существует много других договоров между правительствами России и других государств, цель которых заключается в двухстороннем управлении иностранными инвестициями.

Вашингтонская конвенция, цель которой — международная защита иностранных инвестиций, направлена на регулирование отношений страны-реципиента (государство, законодательство которого регулирует процессы инвестирования) и частных инвесторов. Согласно этому документу, предусмотрено, что судебные разбирательства по таким делам происходят не в законодательном поле страны или в национальных судебных учреждениях, а подчиняются специально сформированному для таких целей органу, которым управляет МБРР (Международный банк реконструкции и развития). Эта конвенция, подписанная Россией в 1993 году, но не ратифицированная до этого времени, гарантирует частным инвесторам справедливое, незаангажированное рассмотрение споров, связанных с иностранными инвестициями.

Сеульская конвенция направлена на защиту иностранных инвестиций от потенциальных рисков некоммерческого характера. В ее рамках сформирована международная организация, обеспечивающая страхование рисков иностранных инвестиций (Международное агентство гарантии инвестиций, МАГИ). Предоставление таких гарантий возможно в случае обоснованности иностранных инвестиций с предоставлением соответствующих доказательств. МАГИ может гарантировать покрытие таких рисков, как общественные беспорядки, военные операции, годарственные экспроприации и т.д. В 2013 году МАГИ насчитывало более 170 участников.

В СНГ был разработан свой документ, обеспечивающий гарантии для международных инвестиций — Конвенция о защите прав инвестора, подписанная в российской столице в 1997 году. Не углубляясь в тонкости данного акта можно выделить его основную суть, заключающуюся в соединении основных принципов двух перечисленных выше конвенций и права государств членов СНГ. РФ с 2007 года не входит в данную конвенцию, так как взаимоотношения с иностранными инвесторами регулируются двухсторонними соглашениями с конкретными государствами по отдельности.

Законодательная база России включает десятки договоренностей по защите иностранных инвестиций со странами ЕС, Балтики, Скандинавии, Азиатского региона и Японией. На базе анализа большинства международных договоров можно сформировать вывод о наличии определенных закономерностей. Это проявляется в присутствии правил, обеспечивающих гарантированную страховую защиту от потерь при иностранных инвестициях. Кроме того, во многих соглашениях предусмотрена защита от двойного налогообложения при иностранных инвестициях, что положительно сказывается на их объемах.

Как происходит регулирование иностранных инвестиций в России

Разработанные нормативы, механизмы и международные правовые акты, целью которых является защита иностранных инвестиций, отличаются эффективностью и непредвзятостью. В то же время и национальное законодательство играет существенную роль в регуляторной политике страны в отношении иностранных коммерческих инвестиций. С 90-х годов и в отечественном праве появился целый ряд законодательных актов, регулирующих иностранные инвестиции. Наиболее значимыми в этом перечне являются ФЗ 39 «Об инвестиционной деятельности» и Закон «Об иностранных инвестициях». Оба законодательных акта изданы еще в 1999 году. В законе об иностранных инвестициях определяется особое положение иностранных инвесторов, ограниченное по видам деятельности, и предусмотрены варианты изъятия инвестированного капитала в описанных законодательством ситуациях. Кроме ограничительных положений данный закон содержит ряд пунктов по предоставлению гарантий иностранным инвесторам.

Несмотря на высокий уровень законодательства по иностранным инвестициям, в нем существует целый ряд коллизий. До настоящего времени нет четкого правового регулирования договоров концессии для иностранных инвестиций, отсутствуют описания механизма предоставления гарантий по рискам, связанным с иностранными инвестициями и т.д.

Существование таких казусов служит для иностранных инвесторов индикатором отношения государства к тем, кто имеет желание вложить капитал в конкретную отрасль. Существует общепринятая система оценивания безопасности иностранных инвестиций, которая основана на анализе уровня развития законодательной базы, социального и экономического развития, государственной власти. Поэтому, невзирая на декларирование государством благоприятной политики в отношении иностранных инвестиций, можно отметить наличие существенного препятствия в виде законодательства.

Регулирование иностранных инвестиций в РФ с точки зрения права в основном выражается в общих позициях государства по вопросам капиталовложений со стороны иностранцев. Но, для того чтобы привлечь иностранные инвестиции простого декларирования намерений с общими формулировками явно недостаточно. Для этого следует работать над созданием условий благоприятствования стабильности в области экономики, политики и права.

В законе об иностранных инвестициях закреплены некоторые положения, обеспечивающие гарантии по иностранным инвестициям в РФ:

  • Возможность выбора той или иной формы иностранных инвестиций на территории РФ, которые не противоречат законодательным нормам.
  • Возможность передачи всех прав по иностранным инвестициям между субъектами. Если подобное предусмотрено положениями соглашения, инвестор имеет право на уступку прав требований и на перевод имеющихся долговых обязательств. Кроме того, такие операции могут быть выполнены в соответствии с решением судебных органов или при других условиях, закрепленных в гражданском праве.
  • Возможность компенсировать имущество или его стоимость после его изъятия и национализации. Законодательство предусматривает запрет принудительного изъятия имущественных средств, помимо случаев, прямо предусмотренных в законодательных актах.
  • Гарантии для иностранных инвестиций со стороны частных лиц от нежелательных изменений существующего законодательства. Правовые нормы закрепляют права иностранного инвестора на благоприятное законодательство на весь срок окупаемости проекта с иностранными инвестициями (7 лет). В течение этого срока невозможно разрушить проект с помощью принятия новых правовых актов.
  • Возможность пользоваться полученной прибылью как на территории страны инвестирования, так и за ее пределами. Согласно 11 статье Закона об инвестициях, предусмотрен вывод всех средств из дохода от иностранных инвестиций либо их оборот внутри сраны с последующим реинвестированием.
  • Доступность для вывоза за территорию страны наряду с финансовыми средствами документов и ценной информации на всех видах носителей, а также ввоз такой информации в качестве средств иностранных инвестиций.
  • Права на покупку акций и ценных бумаг. Иностранным инвесторам дается возможность приобретения любых ценных бумаг.
  • Право на приватизацию объектов и имущества. Субъекты иностранных инвестиций имеют право покупки акций государственной собственности, а также приобретать доли в уставном капитале предприятий.
  • Право на приобретение всех видов недвижимого имущества.
  • Патент на объекты интеллектуальной собственности в России
Читайте также:  Msi afterburner curve майнинг

Интересные особенности международных иностранных инвестиций

Можно отметить перечень специфических моментов, характерных для международных инвестиций в России, оказывающих негативное воздействие на их устойчивость и характер.

Во-первых, большая доля международных инвестиций в РФ торговыми или другими видами кредитов. Более 30% кредитных средств российских компаний, работающих в нефинансовой сфере, а также свыше 50% долгосрочных кредитов имеют зарубежное происхождение. Эти показатели намного уступают аналогичной статистике ведущих государств, где прямые или портфельные международные инвестиции превышают 0,9 общих объемов кредитования. Если оценить вклад международных инвестиций прямого характера в валовом приросте основного капитала в РФ, то получим достаточно низкий показатель (не более 5%). В других государствах эти показатели будут значительно выше:

— Соединенные Штаты до 18%;

Особенно выделяется в этом перечне Казахстан, где в определенные периоды доля международных инвестиций в приросте капитала достигала 55%.

Следует отметить, что именно международные инвестиции в виде займов несут угрозу стабильности, что подтвердил международный финансовый кризис, при котором наблюдался массовый отток иностранных капиталов.

Во-вторых, международные инвестиции привлекаются преимущественно в сырьевой сектор, пищепром и торговлю. Примеры таких международных инвестиций:

— В 2004 году участники проекта «Сахалин-1» для разработки месторождения инвестировали порядка 1,8 млрд долларов США;

— Предприятие из Норвегии Orkla купило компанию «СладКо»;

— Компания InBev (Бельгия) при поглощении SUNInterhrew вложила 650 долларов;

— В 2006 году Sinopec (Китай) провела одну из крупнейших сделок по покупке ОАО «Удмуртнефть»;

— В этом же году французская компания Societe General приобрела акции Росбанка;

— В 2008 году бренд «Ашан» выкупил часть торговых площадей «Рамстор»;

— Компания PepsiCo произвела покупку ОАО «Лебедянский».

Нашей стране необходимы международные инвестиции в области высоких технологий и внедрения передовых достижений в области науки и техники. В то же время на практике чаще всего привлечение иностранных финансов происходит в те сектора экономики, которые привязаны к месторождениям природных ископаемых и рынкам сбыта, а, следовательно, такой бизнес не может развиваться в других регионах.

В-третьих, международные инвестиции в реальные области отечественной экономики не способствуют снижению объемов вывоза капитала. Увеличение объемов валютной выручки за счет увеличения экспорта товаров сопровождается выводом капитала с использованием «серых схем». Анализируя такую ситуацию, можно отметить, что очень часто в виде международных инвестиций в экономику России возвращаются средства «российского» происхождения, которые за счет невозврата валютной выручки и фиктивных импортных операций были выведены из-под контроля налоговых органов.

Эксперты, невзирая на положительный инвестиционный рейтинг, основанный на долговых обязательствах, присвоеный ведущими мировыми организациями S&P, Moody’s и Fitch, указывают на преимущественно неблагоприятные условия бизнеса в России. Это обусловлено политическими рисками, закрытостью отечественных корпораций, низким уровнем проведения реформ экономического и конституционного характера.

Главным фактором, снижающим инвестиционную привлекательность российского рынка, подавляющее большинство инвесторов считают коррупцию. По данным ежегодного анализа уровня коррупции в разных государствах мира, который проводится Transparency International, в 2015 году наша страна занимала 119 место из 168. Естественно, что такая оценка является сигналом для владельцев и управляющих крупных мировых предприятий о рисках ведения бизнеса в России.

Объем иностранных инвестиций, поступающих в российскую экономику, сдерживается также из-за бюрократических тенденций, которые приводят к увеличению затратной части бизнеса. Сложности с получением лицензий, разрешительной документации, согласований и других документов существенно усложняют работу компаний и ведут к затягиванию сроков реализации проектов с международными инвестициями. Решить проблему призвано упрощение данных процедур для иностранных компаний или предприятий смешанных фирм.

Существенным барьеров для иностранных инвестиций в России является несовершенное законодательство и отсутствие надлежащей правовой практики в этой области. В мировом рейтинге Всемирного экономического форума за 2015 год наша страна занимает 45 место, что на 8 пунктов выше предыдущего года. РФ соседствует с Маврикием и Латвией. Доклад ВЭФ (Восточный экономический форум) отмечает, что повышение рейтинга инвестиционной привлекательности связано с факторами, имеющими макроэкономический характер, и в том числе с пересмотром Международным Валютным Фондом покупательной способности национальных валют. Даже несмотря на нахождение в состоянии рецессии, основные макроэкономические показатели отечественной экономики превосходят показатели целого ряда государств. Авторы доклада к преимуществам экономики РФ отнесли уровень высшего образования и вовлеченность в него населения, развитую инфраструктуру, повышение уровня внутренней конкуренции. Для того чтобы воспользоваться такими конкурентными преимуществами Россия должна повысить эффективность функционирования государственных институтов, потенциал в области инноваций, уровень доверия иностранных инвесторов и уровень развития рынка финансов.

К негативным факторам, оказывающим влияние на иностранные инвестиции в настоящее время добавилось падение спроса на внутреннем рынке, а также экономические санкции и снижение мировых цен на нефть. Все это в совокупности с традиционными явлениями российской экономики – коррупцией, неэффективностью госуправления, высокими налогами снижает конкурентоспособность и создает существенные препятствия на пути иностранных инвестиций.

В сложившихся условиях повысить рейтинг РФ на мировом рынке, достойно выйти из кризиса можно, только улучшив имидж страны и проводя политику привлечения иностранных инвестиций. Решение таких задач предполагает эффективное проведение экономико-административных реформ, преодоление коррупции, развитие права и практики применения законодательных норм.

Как осуществляется защита иностранных инвестиций

Международная защита иностранных инвестиций предполагает удовлетворение заинтересованности инвестора в рассмотрении споров не в национальных судебных организациях, а в третейском суде – коммерческом международном арбитраже. Этот вариант рассмотрения споров может предусматриваться договором между инвестором и правительством, международными соглашениями (при участии конкретной страны) или многосторонними договорами.

Для того чтобы стимулировать иностранные инвестиции государства, заключают соглашения, регулирующие защиту капиталовложений. Эти акты имеют много общего. Впервые такое соглашение появилось в 1959 году. Сейчас в мире насчитывается более полутора тысяч соглашений в области иностранных инвестиций. В РФ существует около пятидесяти таких актов, при этом у России отсутствуют ратифицированные соглашения с Соединенными Штатами.

К числу самых интересных для инвестора пунктов соглашений об иностранных инвестициях относятся положения по экспроприации. В стандартном варианте соглашения запрещают экспроприацию, кроме ситуаций, когда такие действия необходимы для общественных интересов, не носят дискриминационных характер и сопровождаются выплатой без задержки соответствующей и эффективной компенсации. Предусматривается также технология разрешения спорных вопросов международных арбитражных инстанциях как постоянных, так и ad hoc. Так, в британско-российский договор 1991 года предполагает возможность для инвестора совершить передачу спора:

— В Арбитраж Торговой Палаты Стокгольма;

— В международный арбитраж или суд ad hoc, который назначается по отдельной договоренности или формируемый Арбитражным регламентом Комиссии ООН по праву международной торговли.

В большинстве подобных договоров инстанцией разрешения споров определяется Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС), специализированное учреждение под эгидой ООН и Всемирного банка. Данное учреждение основано по Вашингтонской Конвенции 1992 года и является обязательным для всех ее участников. МЦУИС объединяет около 160 стран, включая практически все развитые страны, за исключением РФ. Можно привести также договора международного сотрудничества многостороннего характера в конкретных экономических сферах, в которых также представлены положения по экспроприации и арбитражном порядке разрешения споров. Это, к примеру, Энергетическая хартия и Договор к энергетической хартии ДЭХ (1994 год), которые являются договорами относительно иностранных инвестиций в энергетике. Второй документ подписали более 50 государств и Европейский Союз. Он подписан и Россией, но пока не ратифицирован.

ДЭХ подписала 51 страна и ЕС, но 5 стран, включая РФ, его не ратифицировали. В ДЭХ включены стандартные положения, запрещающие экспроприации:

— Кроме случаев, когда экспроприация необходима в государственных интересах;

— Кроме случаев присутствия дискриминации;

— Без соблюдения предусмотренных юридических процедур;

— Без своевременной и адекватной компенсации.

В договоре представлены также возможности по разрешению спорных ситуаций в арбитраже. Относительно РФ ситуация здесь такая же – ДЭХ подписан, но не ратифицирован. Согласно 45-й статье этого соглашения, в течении срока от подписания до ратификации соглашения оно обязательно для применения при условии отсутствия противоречий с конституцией государства его законами. Консультации по вопросам присоединения РФ к ДЭХ велись между Евросоюзом и РФ почти до 2004 года, после чего наша страна отошла от этого вопроса. А в последствии в 2009 году Россия и вовсе заявила об отсутствии намерений ратифицировать ДЭХ. Поэтому, сказать с большой вероятностью о применении/неприменении ДЭХ к нарушениям в области иностранных инвестиций в РФ невозможно.

В средине 90-х правительство Венесуэлы проводило политику содействия иностранным инвестициям вплоть до прихода к власти Уго Чавеса в 1999 году. Через 2 года после этого правительство ввело ограничения на участие частных иностранных инвестиций в нефтяных корпорациях, а также были сильно увеличены налоги на добычу «черного золота». Все это привело к национализации нефтяного капитала (при этом нельзя говорить об их экспроприации). Венесуэла участвовала как в Вашингтонской конвенции, так и в международных договорах по иностранным инвестициям. Иски по сложившейся ситуации были отправлены во многие мировые арбитражи, в том числе и в МЦУИС. В 2012 году Венесуэла вышла из Вашингтонской конвенции. И несмотря на этот выход, МЦУИС продолжает рассматривать сделанные ранее обращения по спорам. Среди таких дел можно отметить:

— Иск на 30 млрд долларов США от ConocoPhillips;

— Иск на 15 млрд долларов от ExxonMobil.

Есть подобные иски и в других арбитражных инстанциях. Арбитраж Международной торговой палаты по аналогичному иску выставил Венесуэле к возмещению более 900 млн долларов в пользу ExxonMobil. Подобные решения могут приниматься в любой стране, где наличествуют активы Венесуэлы.

Немец Франц Зедельмайер создал в 1991 году совместную компанию с ГУВД Санкт-Петербурга. Согласно договору, ГУВД вносило недвижимое имущество, на реконструкцию которого 2 млн долларов выделил бизнесмен. В 1995 году реконструированное здание изъяли в пользу Управления делами президента РФ, а Зедельмайеру отказали в визе. Стокгольмский арбитраж вынес решение о возмещении бизнесмену 2 350 000 долларов, которые Франц взыскал в виде недвижимых объектов на территории Германии. Это была собственность торгового представительства СССР. Россия пыталась опротестовать данное решение, указывая на дипломатический иммунитет сооружения. Суд Германии подтвердил возможность использования здания в коммерческих целях, после чего РФ вынуждена была выкупать свою собственность в ходе аукциона.

Огромные налоговые требования к ЮКОСу были выдвинуты в 2003 году. Глава концерна Михаил Ходорковский был осужден на 10 лет по различным статьям УК. Это привело к банкротству компании, состояние которой оценивалось в 40 млрд долларов США. Активы ЮКОСА были выкуплены «Байкалфинансгрупп», а в дальнейшем перепроданы Роснефти. Совладельцы обанкроченной компании на основании норм ДЭХ подали иск в 2005 году. Размер требований составил 114 млрд долларов. Через 4 года РФ заявила об отказе ратифицировать данную конвенцию. Гаагский Арбитраж в 2014 году все же удовлетворил данный иск. Согласно принятому решению, действия России эквивалентны процессу экспроприации, что нарушает 13 статью ДЭХ. Согласно решению арбитража, с учетом возмещения судебных издержек, Россия должна выплатить 50 млрд долларов.

Источник

Оцените статью