Основы правового регулирования криптовалют

Содержание
  1. Законодательное регулирование криптовалюты: каким оно может быть?
  2. Законность криптовалюты: правовое регулирование в России и в мире
  3. Предпосылки правового регулирования крипторынка
  4. Финансовые пирамиды
  5. Криптоджекинг
  6. Кража конфиденциальных данных с помощью мобильных приложений и ПО
  7. Недобросовестные обменные площадки
  8. Появление вредоносных приложений для доступа к кошелькам с криптовалютой
  9. Мошеннические сайты, которые копируют дизайн криптовалютных кошельков
  10. Мировой опыт правового регулирования криптовалюты
  11. Особенности законодательного регулирования оборота виртуальных валют в США
  12. Японский подход к регулированию криптовалюты
  13. Либеральная политика Южной Кореи, Сингапура, Швейцарии, Австралии
  14. Противостояние Китая, Венесуэлы и Индии обороту цифровых активов
  15. Регулирование рынка цифровых активов в России и странах СНГ
  16. Беларусь
  17. Украина
  18. Прочие страны
  19. Последние новости регуляторов
  20. Отечественные эксперты о будущем крипторынка

Законодательное регулирование криптовалюты: каким оно может быть?

Криптовалюты – тема, которая на устах уже не первый год. Банк России не раз предупреждал о высоких рисках при инвестициях в криптовалюты. В начале октября Владимир Путин на совещании, посвященном вопросам использования цифровых технологий в финансовой сфере, также отметил серьезные риски при ее обороте. В то же время Президент РФ считает необходимым использовать преимущества, которые дают новые технологические решения в банковской сфере. Портал ГАРАНТ.РУ опросил экспертов, каким может стать правовое регулирование криптовалюты, и что для этого необходимо сделать.

Светлана Васильева, младший юрисконсульт компании Alta Via:

В российском правовом поле до сих пор отсутствует не только четкий механизм оборота виртуальной валюты, но и терминологический минимум. С юридической точки зрения мы не можем рассматривать криптовалюту как абсолютно легальную валюту, так как согласно ст. 27 Федерального закона от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и ст. 75 Конституции РФ официальной денежной единицей в стране является рубль, а введение других денежных единиц и выпуск денежных суррогатов запрещено. Официальные позиции по этому вопросу сформулировали ФНС России в письме от 3 октября 2016 г. № ОА-18-17/1027 и Банк России в релизе «Об использовании частных «виртуальных валют» (криптовалют)». И те, и другие указывают на риски выпуска и обращения криптовалют. Также ФНС России в своем письме напоминает о запрете выпуска денежных суррогатов. Но что такое «денежные суррогаты» и «криптовалюты»? Как относить последнюю к суррогатам, если понятия не определены?

Очевидно, что сейчас все операции с криптовалютами рискованны. Но считать их противоправными, руководствуясь общими принципами права и здравым смыслом, нельзя, так как консерватизм и нерасторопность в принятии новых явлений и, как следствие, разработке законов, проблема власти, а не участников рынка.

Представляется, что при разработке нормативного правового акта следует в первую очередь определиться с содержанием ключевых понятий, сформулировать категориальный аппарат: «виртуальная валюта», «криптовалюта», «денежные суррогаты», «ICO-проекты», «токен», «майнер», «краудфандинг» и другие.

Далее необходимо определить законный механизм выпуска и продажи криптовалюты.

ICO (англ. Initial Coin Offering)– это выпуск и продажа криптовалюты для привлечения средств в проекты, стартапы. ICO представляет возможность бизнесу получить инвестиции здесь и сейчас, не предоставляя гарантий покупателям криптовалюты. При разработке законопроекта следует подумать о способах защиты покупателей криптовалюты, не допустить превращения таких проектов в финансовые пирамиды.

Выпуск криптовалюты сопровождается рекламными кампаниями в Интернете (например, в социальных сетях и т.д.). Известные блогеры могут без вложения личных средств заработать на участии в ICO-проекте. На мой взгляд, помимо закона о криптовалюте, необходимо продумать и доработать законодательство о рекламе, так как привлекательные предложения о заработке на виртуальной валюте могут вводить в заблуждение доверчивых граждан. Возможно, на первоначальном этапе понадобится более жесткий контроль со стороны ФАС России.

ФНС России в письме указала на то, что операции с криптовалютами должны осуществляться через счета резидентов, открытых в уполномоченных банках. Тем не менее действующие нормы валютного законодательства не позволяют контролирующим органам получать информацию о проведенных операциях. Участники системы сверяют данные по специальным алгоритмам, которые зашифрованы ключом, доступ к которому есть у ограниченного количества лиц. Таким образом необходимо также внести изменения в Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», а также в Налоговый кодекс, так как следует конкретизировать порядок уплаты налогов с доходов от криптовалюты.

В России действует Федеральный закон от 27 июня 2011 г. № 161-ФЗ «О национальной платежной системе», которым регулируется сфера оказания платежных услуг, перевода денежных средств, безналичной оплаты товаров/работ/услуг. Следовательно, если будет принят закон о криптовалюте, то понадобится определить статус такой валюты в системе платежных инструментов, внести изменения в порядок организации деятельности субъектов национальной платежной системы.

Владимир Попов, юрист проекта Descrow.org и Synergis:

Правовое регулирование криптовалюты, в первую очередь, должно быть поэтапным.

Искренне не понимаю, зачем сейчас создавать законы, в том числе рамочные: гражданское законодательство – гибкий инструмент, которое позволяет нам любые правовые сущности оборачивать во что-то легитимное с помощью принципов свободы договора, автономии воли сторон и т.д. (ст. 1 Гражданского кодекса).

Главное, что нужно сделать:

  1. Налоги нужны, но минимальные. Важно – первые три года, скажем, ICO от налогов освободить. И тогда страна получит: а) огромную ликвидность (одно ICO – бюджет региона или даже нескольких маленьких); б) новые средства на депозитах; в) новых субъектов бизнеса; г) огромный рынок труда; д) дополнительные средства от смежных услуг (покупка трафика, оплата работы специалистов).
  2. Майнинг. Разделить его на промышленный и домашний. Скажем, по мощности: до 15 Квт – домашний, свыше – профессиональный. Я всегда привожу в пример хостинг: за домашний хостинг никаких налогов не плачу, лицензий не получаю. Другое дело, когда это поставлено на широкую ногу.
  3. Обучение. Бесплатное и для всех: этим мы снимем вопрос профессиональности инвесторов, за которых (якобы) переживают многие чиновники. Боитесь, что человек вложится в ICO и прогорит? Так научите его, как этого не делать: запреты не станут заслоном – Forex уже это доказал, а бинарные опционы поставили точку.
  4. Никакого вмешательства в зону полной виртуальности: контроль только над точками входа и выхода. Зачем заходить туда, где все равно нет компетенции? Даже Япония, а это страна уж точно даст на две форы по технологичности, отказалась от регулирования этого аспекта.
  5. И главное – перестать смотреть на криптовалюты как на нечто несуразное: это – будущее, которое наступило. Все, что нужно – не мешать ему развиваться, иначе мы опять проиграем, как это было с банковскими картами, Интернетом, онлайн-сервисами, разработкой ПК и т.д.

Минфин России еще в 2015 году предлагал обозначать криптовалюты через имущественные права: и это правильно. Ведь что есть имущественное право? Это право требования, а когда мы говорим о криптоактивах, это всегда право требования. Тем более что государство не сильно волнует вопрос переводов формата «цифровые деньги – цифровые деньги», но очень заботит вопрос о вводе и выводе. Все, что нужно – не вводить уголовную ответственность. Это, безусловно, был шаг необдуманный.

Читайте также:  Nvidia geforce gtx 760 для майнинга

Усложнение законодательства в данном случае ничего не даст: в период 2014-2017 годов малый и средний бизнес, услышав о том, что мир цифровых денег, как их назвал Банк России, может в России быть табуирован, просто покинул территорию страны. И кому от этого стало легче? Бюджету, который не дополучил новые средства, или бизнесу, которому приходится уходить в Эстонию, Швейцарию, на худой конец на Каймановы Острова или даже остров Мэн, чтобы работать и развиваться?

Лев Глухов, партнер KDS Legal:

Криптовалюты стали новым этапом развития мира Интернета, уникальным явлением эры информации, потому что принципиально отличаются и от национальных валют, и от электронных денежных средств, – законодательное регулирование криптовалют, безусловно, необходимо. Однако сегодня такого регулирования нет. Максимально близкое к криптовалютам понятие существует лишь в ст. 3 Федерального закона от 27 июня 2011 г. № 161-ФЗ «О национальной платежной системе», где дается определение электронным деньгам. Напомню, под ними понимаются имущественные обязательства одного лица, предварительного принявшего денежные средства другого лица для исполнения его будущих денежных обязательств.

Электронные деньги обеспечивают своим существованием функционирование систем электронной коммерции, позволяя учитывать средства пользователей на их лицевых счетах, открытых на различных электронных площадках для совершения покупок. Эти денежные средства находятся в рамках регулирования, поскольку есть возможность точно идентифицировать эмитента средств, а также контролировать системы их централизованного учета.

Криптовалюты по своей сущности ближе к обычным денежным средствам, потому что, в отличие от электронных денег, не представляют собой способ учета предварительного переданных эмитенту денежных средств. Но в силу того, что подчиняются криптовалюты законам математики, они по идее должны быть стабильнее национальных валют.

Если говорить о сложностях, которые возникают при государственном контроле криптовалют, можно выделить несколько проблем.

Первое – это вопрос учета и подтверждения подлинности.

В основе криптовалют лежит система распределенных баз данных, где гарантами истинности являются множественные экземпляры базы, которые хранятся на компьютерах участников сети верификации. Вывод об истинности можно сделать, только сопоставив экземпляры, имеющие одни и те же временные метки, друг с другом.

С точки зрения и праворегулирования, и правоиспользования это создает запрос на методы и инструменты верификации. На данный момент у России нет своего верифицирующего сервиса, иностранные же программы функционируют вне российского правового поля и распространяют свое действие на конкретные криптовалюты.

Как следствие, возникает проблема подтверждения права на криптовалюту в суде, поскольку предоставить имеющие законную в России силу выписки (по аналогии с обычными денежными средствами, владение которыми подтверждается банковскими организациями) владелец криптовалюты не в состоянии.

Перечисленные выше проблемы напрямую связаны с отсутствием в стране государственного центра или сети лицензированных центров верификации, которые могли бы хранить экземпляры баз данных криптовалют и подтверждать права владельцев на криптовалюту. Проблема отсутствующего в России верификационного сервиса выходит, таким образом, на первый план: без него обеспечение эффективного правового регулирования криптовалют будет затруднительным.

Следующей проблемой является то, что для полноценного закрепления цифровой валюты на уровне законов, ее необходимо определить как объект права. С появлением криптовалюты возникла необходимость введения в законодательстве отдельного объекта права, так как права владельцев блоков криптовалют не подходят ни под одно из существующих понятий, в том числе интеллектуальную собственность.

Помимо этого, следует ввести классификацию цифровой валюты для разграничения типов криптовалют на такие валюты, как биткойн, ценность которого заключается в использовании в качестве средства расчетов за товары и услуги, и криптовалюты, которые только размещаются на ICO, поэтому неразрывно связаны с эмитентом и пока выступают скорее средством займа для развития новой системы, еще не являясь при этом самостоятельной валютой. В этом смысле они остаются ближе к понятию электронных денежных средств, уже закрепленном в ст. 3 Федерального закона от 27 июня 2011 г. № 161-ФЗ «О национальной платежной системе».

Тем не менее все эти проблемы могут быть решены на государственном уровне в рамках одной страны. Но, помимо этого, есть еще вопрос технической, цифровой природы криптовалют, который может быть решен только на международном уровне. Это вопрос признания, вопрос международной регистрации технических стандартов: используемых криптоалгоритмов, систем управления, видов баз данных и протоколов передачи данных.

Возможные варианты международного регулирования пока достаточно туманны. Будут ли криптовалюты вовлекаться в сферу регулирования международного права, или же будут созданы международные негосударственные корпорации, сходные с ICANN (корпорации по управлению доменными именами и IP адресами), будет ли проблема регулирования передана науке или бизнесу – покажет время.

Источник

Законность криптовалюты: правовое регулирование в России и в мире

Криптовалюта — это инструмент для инвестирования средств и сохранения собственного капитала, также она может использоваться для проведения платежей. Однако, государственные органы имеют исключительное право на выпуск фиатных денег и судя по всему не собираются отказываться от своей монополии. Поэтому правительства разными путями пытаются внедрить правовое регулирование криптовалюты и поставить её под контроль. Кроме того, законодательство позволит разрешить спорные моменты, которые могут возникнуть между субъектами финансовых отношений.

Предпосылки правового регулирования крипторынка

Виртуальные активы могут рассматриваться в качестве:

  • виртуального имущества;
  • электронной валюты;
  • ценной бумаги;
  • товара.

То есть криптовалюта пытается взять на себя функцию инструмента для накопления капитала, а также выступить в роли платёжного средства. Такое сочетание характеристик требует внедрения методов правового контроля на законодательном уровне.

Одной из основных причин возникновения необходимости государственного регулирования криптовалютного рынка являются мошеннические схемы для отмывания денег. Отсутствие должного внимания со стороны контролирующих органов к цифровой валюте позволяет мошенникам незаконно обогащаться.

Анализ ситуации на рынке цифровых валют в 2018 году позволил выявить несколько основных методов незаконного обогащения.

Одним из самых известных видов мошенничества на криптовалютом рынке считаются различные аферы, связанные с привлечением инвестиционных капиталов.

По инициативе недобросовестных создателей стартапов в убытках оказалось множестов инвесторов. Согласно исследованию, проведённому в конце 2018 года Satis Group LLC, 81 % ICO, которые они проанализировали, были признаны мошенническими, 6 % фактически потерпели неудачу и только 8 % торгуются на бирже. При этом законодательной базы для регулирования этого направления до сих пор нет во многих странах.

Ситуация усугубляется тем, что добросовестные команды создателей тоже не всегда могут качественно разработать и запустить собственный проект. В результате чего инвесторы опять-таки оказываются с убытками, а возврат средств гарантировать невозможно.

Финансовые пирамиды

Ярким примером таких мошеннических схем можно считать компанию Bitconnect, которая, казалось бы, вела успешную деятельность, а запущенная ею цифровая валюта BCC некоторое время находилась в двадцатке крупнейших по капитализации криптовалютных активов.

Стоимость проекта во время его успешного функционирования оценивалась в более чем миллиард долларов США. Но в какой-то момент владельцы закрыли доступ к большинству сервисов, которые использовались для взаимодействия с сообществом. После чего в течение следующих нескольких дней произошло резкое обесценивание токена, который больше не восстановился.

Криптоджекинг

Суть данной схемы незаконного обогащения заключается в распространении вирусов для мобильных устройств и персональных компьютеров. Вредоносная программа использует ресурсы гаджета для майнинга криптовалют. Владелец о происходящем чаще всего не догадывается.

Читайте также:  Налог с инвестиций физических лиц 2021 год

Основные симптомы появления вируса скрытого майнинга:

  • устройство начинает медленнее работать;
  • происходит быстрая разрядка батареи;
  • случаются поломки, связанные с перегрузкой системы.

Предпринимаются попытки предупредить распространение подобных вирусов, но скрытый майнинг продолжает развиваться. Вредоносное программное обеспечение совершенствуется, поэтому обнаружить угрозу становится сложнее.

Кража конфиденциальных данных с помощью мобильных приложений и ПО

Отсутствие правового регулирования позволяет авторам стартапов обманывать своих вкладчиков путём распространения приложений, которые предназначены для кражи персональной информации пользователей. Такие программы могут появляться на официальных ресурсах, в том числе в Google Play.

Повышенную опасность несёт появление в магазинах приложений неофициальных версий программного обеспечения известных криптовалютных бирж. Например, в прошлом году было зафиксировано распространение четырёх разных вариантов программного обеспечения от торговой платформы Poloniex. Хотя в реальности биржа не выпускала приложений.

Недобросовестные обменные площадки

Серьёзный общественный резонанс вызвала афера, связанная с южнокорейской биржей HTS Coin. Использование мошеннических схем позволило сотрудникам компании обворовать своих инвесторов. Прямая кража денег происходила благодаря возможности изъятия средств с клиентских банковских счетов, при этом у финансового регулятора отсутствовали законные причины для блокировок.

После этого случая во многих странах начали активно обсуждать вопрос правового регулирования рынка криптовалют. Некоторые финансовые компании тут же получили запрет на использование цифровой валюты для платежей.

Появление вредоносных приложений для доступа к кошелькам с криптовалютой

Для хранения цифровой валюты используются специальные кошельки. В сети распространены различные виды программного обеспечение для кражи виртуальных монет с программных счетов. Поддержка со стороны банков и государственных органов могла бы обеспечить дополнительную защиту для владельцев электронных сбережений.

Мошеннические сайты, которые копируют дизайн криптовалютных кошельков

Использование фишингового программного обеспечения или мошеннических сайтов приводит к краже данных для доступа к кошелькам. Подобные случаи не редкость среди держателей виртуальной валюты. Пользователю достаточно ввести свой приватный ключ или пароль на сайте-двойнике и данные тут же будут использованы для кражи средств.

Таким образом, законодательное регулирование криптопространства — назревшая необходимость, способная уберечь многих инвесторов от потери капитала.

Мировой опыт правового регулирования криптовалюты

Использование правовых рычагов позволяет защитить от обмана инвесторов в цифровые активы. В различных странах мира подход к регулированию криптовалюты отличается, но особое внимание уделяется контролю работы бирж.

Особенности законодательного регулирования оборота виртуальных валют в США

США — одна из первых стран, где законодатели всерьёз отнеслись к рынку цифровых технологий.

В Соединенных Штатах существуют следующие методы влияния на оборот цифровых активов:

  • законодательство, утверждающее порядок лицензирования криптовалютных бирж;
  • закон об обороте ценных бумаг, который распространяется на виртуальную валюту;
  • другие правила в рамках компетенции SEC;
  • налог на операции с криптовалютой.

Легализация биржи на территории США происходит по специальной процедуре. Компания должна предварительно зарегистрироваться в качестве оператора по управлению транзакциями в FinCEN. Помимо этой регистрации, придётся получить лицензию на использование цифровых активов. Также организации нужно успешно пройти проверку в Комиссии по ценным бумагам и биржам (SEC).

Избежать уплаты налогов владельцам криптовалютных бирж не удастся. Информация о проведении операций с цифровыми монетами передаётся в государственные органы США. Доходы в этой валюте обязательно декларируются. Закон о налогообложении действует в том числе на заработную плату в криптовалюте и проведение различных транзакций по договорам.

Из-за жестких регуляций многие обвиняют правительство США в торможении развития инновационной технологии. Но в действительности Соединенные Штаты — это одна из первых стран в мире, которая поддержала развитие криптовалютного рынка и предоставила возможность использовать цифровые активы законно. Жёсткий контроль со стороны государственных органов позволяет обеспечить безопасность инвесторов, избежать использования мошеннических схем обогащения, пополнять государственную казну.

Японский подход к регулированию криптовалюты

В Японии жестко контролируется оборот виртуальных активов и для урегулирования отношений субъектов рынка была проведена работа в нескольких направлениях:

  1. Власти дали юридическое определение понятию «Биткоин» и «Виртуальная валюта». Предприниматели получили возможность проводить расчёты с помощью цифровых монет. Криптовалюта стала официальным платёжным средством.
  2. Обязательное лицензирования бирж и других организаций, которые проводят обменные операции в виртуальной валюте. Получившие лицензию учреждения работают по стандартам KYC/AML. Каждая биржа проходит регистрацию в Агентстве по финансовым услугам Японии.
  3. Внедрение налогообложения для операций с криптомонетами. Инвестор должен заплатить налог на доход от бизнеса.

Толчком к законодательному регулированию оборота криптовалют в Японии стало банкротство биржи MtGox еще в 2014 году.

Либеральная политика Южной Кореи, Сингапура, Швейцарии, Австралии

Резиденты Южной Кореи, Сингапура, Швейцарии и Австралии могут беспрепятственно использовать криптовалюту для различных транзакций. В странах действует государственное регулирование оборота цифровых активов, которое в том числе предполагает специальную процедуру регистрации бирж.

Посильную поддержку рынку виртуальной валюты оказывает Сингапур. Правительство страны не видит опасности в использовании цифровых монет для расчётов и платежей. Жесткий контроль происходит только в сфере обмена криптовалюты на фиатные деньги и наоборот, поскольку именно в данном сегменте чаще всего происходит мошенничество.

Противостояние Китая, Венесуэлы и Индии обороту цифровых активов

С 2013 по 2017 год в Китае официально было запрещено использование криптовалюты для проведения платежей, все биржи были закрыты либо переехали за рубеж. С появлением законодательства, регулирующего оборот виртуальных валют, стала доступна регистрация утилитарных токенов, но без права их продажи. При этом ситуация с лицензированием бирж по-прежнему остается сложной.

В Индии деятельность криптовалютных бирж и распространение цифровых активов пока находится в подвешенном состоянии. Центральный банк страны запретил торговлю цифровыми монетами. Также власти страны неоднократно обсуждали вопросы запрета приватных криптовалют, но чёткой законодательной базы так и не создано. Учитывая, что прямых запретов пока нет, биржи продолжают работать.

Несколько лет назад в Венесуэле инвестирование в цифровые активы также было под запретом. Но сегодня ситуация кардинально изменилась — в стране активно ведется торговля Биткоином, а также была выпущена собственная государственная криптовалюта Petro.

Регулирование рынка цифровых активов в России и странах СНГ

В России в 2017 году был принят ряд актов для развития цифровой сферы, но до сегодняшнего дня криптовалюта не получила официального статуса. Работа бирж пока также не контролируется государственными регуляторами.

Однако разрабатываются законопроекты для контроля операций, связанных с криптовалютой. По предварительным данным:

  • регламентировать частные сделки с использованием виртуальных активов пока не планируется;
  • на майнеров распространится Налоговый кодекс Российской Федерации;
  • смарт-контракты будут иметь юридическую силу;
  • совершать покупку/продажу биткоинов и другой криптовалюты смогут лишь квалифицированные инвесторы;
  • токены будут считаться инвестиционным инструментом;
  • Росфинмониторинг станет отлеживать все криптовалютные сделки с целью пресечения отмывания денег;
  • будут установлены правила проведения ICO;
  • появятся определения «цифрового права» и «цифровых денег»;
  • физическим лицам придется платить налог на прибыль за торговлю цифровыми активами.

Все эти законопроекты пока существуют только на бумаге, но в конце февраля, президент России Владимир Путин приказал принять правила регулирования критовалют до 1 июля 2019 года.

Читайте также:  Если звонят с предложением инвестировать

Однако инициативы Министерства финансов не поддерживаются многими экспертами. Например, Андрей Варнавский, директор блокчечейн лаборатории БИ Финансового Университета, считает предложенные законопроекты «утопией». По его словам результатом принятия подобных правил станет ситуация, когда приобрести криптовалюту в тени (нарушив закон), будет проще, дешевле и даже безопаснее, чем сделать это легально.

Однако Варнавский отмечает, что использование опыта других стран — поставить под надзор юридические лица, которые в свою очередь будут законно сотрудничать с физическими лицами — может стать отличным вариантом регулирования. Государственная криптовалютная биржа послужила бы отличным инструментом в руках регуляторов. Но вариант, предложенный Минфином, приведёт к тому, что юридические компании просто начнут массово переезжать за рубеж.

Минэкономразвития предложило запустить «песочницу» — площадку с особым правовым режимом, который будет позволять использовать различные инновационные технологии (не только криптовалюту) с целью их тестирования и внедрения.

В данный момент развитие цифровой экономики замедляется из-за отсутствия регулирующих правил. Поэтому Министерство предлагает создать специальные координационные группы, задачей которых будет позволить юридическим и физическим лицам тестировать прогрессивные технологии, «не обращая внимания на регуляторов». А в дальнейшем — отбрасывать недееспособные проекты и создавать благоприятное регулирование для рабочих инноваций.

В апреле 2018 года, Центробанк России запустил собственную песочницу, а сентябре было проведено тестовое ICO на её основе.

Беларусь

РБ считается одной из наиболее продвинутых стран СНГ в плане регулирования криптовалютного рынка. Здесь был принят декрет №8 «О развитии цифровой экономики» — инициатива Александра Лукашенко, направленная на либерализацию предпринимательской деятельности в области IT-технологий.

Идея была предложена бизнесменом Виктором Прокопеней и реализована Парком высоких технологий в сотрудничестве с другими представителями белорусского IT-рынка.

Благодаря этой инициативе физические и юридические лица имеют возможность:

  • легально добывать криптовалюту;
  • проводить платежи с использованием цифровых активов.

Для работы с криптомонетами не нужно получать лицензию или платить налоги.

Но самое яркое нововведение заключается в том, что Беларусь стала первой страной в мире, в которой смарт-контракты получили законную правовую силу. При этом функционирование всех сфер рынка находится под надзором государственных органов.

Украина

Правительство только планирует легализовать криптовалюту и рассматривает её как инструмент учёта и приумножения капитала. Признание цифровой валюты средством платежа пока не планируется.

Также в данный момент отсутствуют нормативные акты для регулирования оборота виртуальных денег, но случаются попытки «подогнать» эту сферу под существующие правила ведения предпринимательской деятельности, Налогового кодекса или финансового регулирования, в том числе:

  • признание некоторых видов криптовалют и токенов финансовыми инструментами;
  • лицензирование различных криптовалютных сервисов НКЦПФР (Национальной комиссий по ценным бумагам и фондовому рынку);
  • взыскание НДФЛ за майнинг;
  • некоторые госчиновники, подавая декларации, указывают имеющуюся у них криптовалюту как имущество.

Никаких постановлений пока не принято, но ВР предложено на рассмотрение два законопроекта: «Об обращении криптовалют в Украине» и «О стимулировании рынка криптовалют и их производных в Украине».

Тем не менее, Украина входит в ТОП-десятку стран по активности криптотрейдинга, а майнинговый сегмент в стране превышает $100 млн в год.

Прочие страны

На других территориях СНГ отношение к использованию виртуальной валюты тоже различно:

  • Власти Казахстана планируют запретить цифровые деньги по той причине, что криптовалюта получила распространение среди мошенников и в основном используется для незаконного обогащения.
  • Активное развитие рынка виртуальных валют происходит в Азербайджане. Планируется введение специальной системы налогообложения для физических лиц и предприятий. Уже действует закон по регулированию оборота криптовалюты.
  • В Кыргызстане правительство не препятствует обороту виртуальной валюты, но относится к рынку с опасениями, неоднократно озвученными госчиновниками.
  • Молдова активно поддерживает развитие цифровых валют, в стране работает собственная биржа Drachmae Market.

Пока криптовалютный рынок слабо развивается на постсоветских территориях. Отсутствие должного контроля со стороны компетентных органов делает инвесторов более уязвимыми перед мошенниками.

Последние новости регуляторов

В 2019 году деятельность регуляторов по отношению к криптовалютному рынку направлена на расширение возможностей потенциальных инвесторов и обеспечение их безопасности. Прилагаются усилия для лицензированных бирж. Регуляторы начинают работу по контролю токенизации ценных бумаг, а также расчётов предприятий в цифровых активах.

FATF — международная группа по противодействию отмыванию денег и финансированию терроризма, обнародовала документ, содержащий 8 предложений по контролю криптовалютного рынка. Хотя представленный акт носит рекомендательный характер, его с большой долей вероятности будут использовать 36 стран (участников FATF) и он получит статус международного закона.

После утверждения нового постановления, на территории 36 государств будут приняты следующие меры:

  • лицензирование юридических лиц, работающих с криптвоалютой: бирж, обменников, онлайн-кошельков и т.д.;
  • внесены изменения в уголовном и гражданском кодексах;
  • обязательная верификации всех пользователей, которые зарегистрированы на любых площадках, предоставляющих услуги, связанные с цифровыми активами;
  • обязательное хранение данных обо всех транзакциях пользователей;
  • по первому требованию регуляторов (в том числе международных), организациям придется предоставлять информацию о своих клиентах;
  • по указанию правоохранительных органов компании должны будут заморозить криптовалютные счета.

Также в течение следующего года будет происходить активное регулирование процессов ICO. Предполагается создание нормативной базы для контроля на основе уже имеющихся правовых актов об инвестиционных мероприятиях.

Отечественные эксперты о будущем крипторынка

Мнения специалистов о последствиях регулирования рынка виртуальных валют в 2019 году очень схожи.

Генеральный директор Crypto-A Алена Нариньяни уверена в подорожании виртуальных активов за счёт внедрения новых правил для регулирования цифровой сферы. Признание криптовалюты в качестве финансового инструмента приведет к её популяризации.

Данил Яковлев — менеджер по торговому развитию компании Zichain — высказал мнение о том, что за 3 месяца 2019 года на рынке криптовалют ничего особого не произошло, но появился ряд негативных факторов:

  • тревожная ситуация с USDT (финансовый отчёт не подтвердил наличие обеспечения в полном объеме);
  • отложенный запуск платформы Bakkt;
  • SEC в очередной раз переносит решение по запуску ETF.

Поэтому аналитик выражает сомнение в том, что в ближайшее время может случиться серьеёзный прорыв. Однако он считает, что не стоит руководствоваться краткосрочными прогнозами: если в 2018 году не было сформировано чётких законодательных норм, то 2019 год может все кардинально изменить и новые законы привлекут на цифровой рынок крупных игроков.

Регулирование оборота криптовалют на законодательном уровне позволит увеличить спрос на крипто-активы, снизить волатильность рынка и сделать инвесторов более защищёнными от потерь и мошеннических действий. Пока рынок цифровых валют более развит за рубежом, страны СНГ только начинают знакомиться с особенностями работы с виртуальными монетами, а также с тем, как их можно поставить под надзор или легализовать.

Ранее многие государства принимали различные законы, позволяющие контролировать криптовалюту в отдельных регионах. Со временем таких стран становится всё больше. Но теперь ожидается, что в ближайшие месяцы будут приняты единые международные правила, направленные на глобальное регулирование. Эксперты ожидают, что улучшение юридической защиты криптовалютных активов привлечёт крупных инвесторов и ускорит развитие индустрии.

Источник

Оцените статью