Основы государственного управления инвестициями

2.1.3. ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ИНВЕСТИЦИЯМИ

Управление инвестициями (инвестиционный менеджмент) представляет собой процесс управления всеми аспектами инвестиционной деятельности. Управление инвестициями включает в себя: •

управление инвестиционной деятельностью в государственных масштабах, что предполагает регулирование, контроль, стимулирование и сдерживание инвестиционной деятельности законодательными и регламентирующими методами; •

управление отдельными инвестиционными проектами, включающее деятельность по планированию, организации, координации, мотивации и контролю на протяжении жизненного цикла проекта путем применения системы современных методов и техники управления, которая имеет целью обеспечение наиболее эффективной реализации определенных в инвестиционном проекте результатов по составу и объему работ, стоимости, качеству и удовлетворению участников инвестиционного проекта; •

управление инвестиционной деятельностью отдельного хозяйствующего субъекта—предприятия, предполагающее управление инвестиционным портфелем предприятия (его формирование, мониторинг, оценки качества, реинвестирование и пр.), управление оборотным капиталом (краткосрочные инвестиции) и пр.

Управление инвестиционной деятельностью включает такие стандартные функции управления, как: •

анализ и прогнозирование, •

стратегическое, текущее и оперативное планирование, •

мониторинг (контроль) и регулирование деятельности.

Конкретное содержание этих функций существенно различается в

зависимости от уровня субъекта управления.

На уровне государства управление инвестиционной деятельностью направлено на социально-экономическое и научно-техническое развитие РФ и осуществляется: •

в соответствии с федеральными целевыми инвестиционными программами; •

путем прямого управления государственными инвестициями; •

законодательными мерами стимулирования и сдерживания (например, введением системы налогообложения с дифференцированием налоговых ставок и льгот, установления системы платежей за пользование определенными ресурсами и пр.); •

проведением финансовой и кредитной политики, политики ценообразования (в том числе выпуском в обращение ценных бумаг), амортизационной политики; •

контролем за соблюдением государственных норм и стандартов, а также за соблюдением правил обязательной сертификации; •

антимонопольными мерами, приватизацией объектов государственной собственности, в том числе объектов незавершенного строительства; •

экспертизой инвестиционных проектов.

На уровне государства (субъектов Федерации, регионов и пр.) функции управления инвестициями включают следующее: •

анализ и прогнозирование развития инвестиционного рынка, включая его конъюнктуру и общегосударственные потребности в результатах инвестиционной деятельности; •

разработку стратегических направлений инвестиционной политики с учетом целевых направлений развития страны (субъекта Федерации, региона и пр.) и инвестиционных возможностей, в том числе разработку государственных целевых инвестиционных программ; •

законодательную деятельность в области стимулирования, регулирования, сдерживания и контроля инвестиционной деятельности; •

мониторинг инвестиционной деятельности и реализацию конкретных мер регулирования инвестиционной деятельности на всех уровнях, включая поддержку и финансирование отдельных инвестиционных проектов.

Основные задачи управления инвестициями на уровне государства, субъектов Федерации, регионов включают: •

обеспечение высоких темпов экономического развития страны (субъектов Федерации, регионов и пр.) за счет эффективной инвестиционной деятельности; •

максимизацию части национального дохода, определяемого инвестиционной деятельностью; •

сведение к минимуму рисков инвестиционной деятельности.

На уровне предприятия управление инвестиционной деятельностью

осуществляется в соответствии с планами инвестиционной деятельности предприятия и включает реализацию следующих основных целей: • обеспечение высоких темпов экономического развития предприятия за счет эффективной инвестиционной деятельности; •

максимизацию доходов (прибыли) от инвестиционной деятельности; •

минимизацию рисков инвестиционной деятельности; •

обеспечение финансовой устойчивости и платежеспособности предприятия в процессе инвестиционной деятельности.

Управление инвестициями на уровне предприятия включает выполнение следующих функций: •

анализ и прогнозирование развития инвестиционного рынка; •

разработку стратегических направлений инвестиционной деятельности предприятия с учетом целевых направлений его развития и инвестиционных возможностей в части наличия собственных и возможностей привлечения внешних инвестиционных ресурсов, а также участия в инвестиционных проектах и целевых инвестиционных федеральных программах; •

Читайте также:  Посмотреть историю кошелька bitcoin

формирование инвестиционного портфеля по критериям доходности, риска и ликвидности, включая отбор объектов инвестирования, оценку их инвестиционных качеств, оптимизацию состава инвестиционного портфеля; •

текущее планирование и управление реализацией конкретных инвестиционных проектов и программ в составе инвестиционного портфеля, в том числе разработка календарных планов реализации отдельных инвестиционных проектов и их бюджетов; •

мониторинг и реализацию конкретных мер регулирования инвестиционной деятельности всех инвестиционных проектов и программ инвестиционного портфеля; •

подготовку решений о своевременном закрытии неэффективных инвестиционных проектов, продаже отдельных финансовых инструментов и реинвестировании капитала. Определяются формы выхода из проектов и осуществляется корректировка инвестиционного портфеля (реинвестирование капитала).

Управление отдельными инвестиционными проектами рассматривается в 2.3 и в части 3 книги.

Источник

Теория и методология государственного управления инвестиционной деятельностью

Разработка системной концепции государственного управления инвестициями и соответствующей методологии. Обоснование инструментов и основных направлений государственного регулирования инвестиционной деятельности при реализации инфраструктурных проектов.

Рубрика Государство и право
Вид автореферат
Язык русский
Дата добавления 27.02.2018
Размер файла 432,5 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Теория и методология государственного управления инвестиционной деятельностью

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

государственный управление инвестиция

Актуальность темы. Стабилизация экономической и политической ситуации, характерная для последних лет социально-экономического развития России, привела к активизации инвестиционной деятельности. В 2007 г. физический объем инвестиций в основной капитал вырос на 21 % по сравнению с 2006 г. За первый квартал 2008 г. инвестиции в основной капитал выросли на 20,2 % по сравнению с аналогичным периодом предшествующего года и составили 50 % от общего объема инвестиций, вложенных в основной капитал за весь 2007 г. Следует признать, что многолетние усилия правительства по формированию условий, благоприятных для инвестиционной деятельности, начали приносить результаты. В то же время, основные проблемы реального сектора экономики предшествующих лет, решение которых в условиях инвестиционного дефицита связывали с притоком инвестиционного капитала, остаются по-прежнему актуальными. Так, степень износа основных производственных фондов на конец 2006 г. составляла 53,3 %, а доля полностью изношенных основных производственных фондов — 21,5 %.

Проблемы воспроизводства основных фондов промышленных предприятий, необходимость развития транспортной, энергетической и коммуникационной инфраструктуры, замедление темпов развития социальной инфраструктуры обосновывают потребность в формировании новых подходов к государственному регулированию инвестиционной деятельности и управлению инвестиционной деятельностью государства.

Несмотря на то, что в документах, посвященных проблемам формирования инвестиционной политики РФ, неоднократно декларировался постепенный отказ от прямого финансирования инвестиционных проектов, практика показывает, что низкорентабельные социально значимые проекты нуждаются в государственной поддержке в виде инвестирования бюджетных средств. 20 мая 2008 г. Правительство РФ приняло программу развития транспортной системы страны на 2010 — 2015 гг. Объем ее финансирования превысит 13 трлн. руб., в том числе 4,7 трлн. руб. поступит из федерального бюджета. Таким образом, актуальной остается задача формирования эффективной методологии государственного управления инвестиционной деятельностью. Принципиальный вопрос, составляющий научную проблему исследования, заключается в том, как обеспечить эффективность государственного управления инвестиционной деятельностью, используя рыночные механизмы управления и методы государственного регулирования.

Государственное управление экономикой в широком смысле — это система воздействия управляющей подсистемы (государства) на управляемую. В данном случае управляемой подсистемой выступают инвестиции, как часть экономических отношений общества. Государственное управление инвестициями выражается в разработке определенных структурных компонентов подсистемы управления и определенной программы действий общегосударственного значения, иначе инвестиционной политики.

Использование системного подхода позволяет рассмотреть и наметить пути решения накопившихся в данной области проблем: экономической неэффективности действующих в инвестиционной сфере правовых норм; конфликта между нормативно-правовой базой и поведением экономических субъектов; отсутствия долгосрочной политики государства в инвестиционной сфере; размытости и рассредоточенности функций государственного регулирования и координации инвестиционной деятельности в Российской Федерации между многими федеральными учреждениями и органами.

Читайте также:  Через вывоз прямых инвестиций инвесторы учреждают за рубежом новую фирму

В последние годы предметом научной дискуссии стал вопрос о целесообразности сохранения системы государственных капитальных вложений. Ряд специалистов полагает, что государство должно полностью отказаться от программы прямых государственных инвестиций и перейти исключительно к методам косвенного регулирования инвестиций. Их оппоненты придерживаются мнения о необходимости усиления государственного участия в реальном инвестировании, прежде всего стратегически значимых отраслей производственной сферы и объектов социальной инфраструктуры. Значительное внимание в последнее время уделяется государственно-частному партнерству (ГЧП). Данная форма сотрудничества государства и частных инвесторов может осуществляться на контрактной или концессионной основах. Преимущества данного подхода к реализации социально значимых проектов, имеющих потенциал коммерциализации, заключаются в сокращении доли расходов бюджетов всех уровней на финансирование проектов при достижении желаемого экономического социального эффектов.

Серьезной проблемой, возникающей в ходе вовлечения средств частных инвесторов в реализацию социально значимых проектов, выступает необходимость согласования интересов всех участников проекта на всех уровнях иерархии. При этом, на первый взгляд, очевидное противоречие между социальной направленностью и коммерческой эффективностью проекта необходимо разрешать таким образом, который бы способствовал оптимальной реализации социально значимых проектов — достижению цели социально значимого проекта при минимально возможных, при существующих ограничениях, материальных, трудовых, финансовых и временных затратах. Роль государственного управления инвестициями в разрешении данного противоречия, прежде всего, состоит в формировании условий инвестиционной деятельности, стимулирующих участие инвесторов к участию в государственно-частных партнерствах.

Степень разработанности научной проблемы. Проблемы государственного управления экономикой имеют длительную историю исследования. Эти вопросы исследовались в работах К. Бюхера, Б.Р. Грегори, Б. Гильденбранта, Дж.М. Кейнса, Р. Коуза, К. Маркса, А. Маршалла, Д. Норта, Ф. Нигро, Л. Нигро, В. Ойкена, Д. Рикардо, С. Сисмонди, А. Смита, О. Уильямсона, Й. Шумпетера, Г. Шмоллера, Ф. Энгельса. Существенный вклад в разработку этих проблем внесли В. Бакуменко, И.А. Василенко, М.С. Жилкина, В. Князев, Г.Б. Клейнер, Г.Б. Новосельцева, Ю. Сурмин и др.

Вопросам оценки эффективности инвестиций, в том числе государственных, и проблемам формирования инвестиционной политики государства посвящены труды многих отечественных и зарубежных экономистов — И.А. Бланка, Ю. Блеха, М. Бромвича, В.В. Бузырева, В. Беренса, В.А. Воротилова, А.В. Воронцовского, А.А. Горбунова, П.Н. Завлина, В.В. Ковалева, Д.С. Львова, В.В. Новожилова, П.М. Хавранека, Р. Холта, В.Д. Шапиро, У. Шарпа, А.Х. Шидова и др.

Теоретические и практические аспекты государственно-частных партнерств рассматриваются в работах В.Г. Варнавского, М.А. Дерябиной, С.Е. Литовченко, В.А. Михеева, С. Сильвестрова, В. Тепермана, Н. Холодкова и др.

Однако в отечественной и зарубежной теории и практике в настоящее время вопросы государственного управления инвестиционной деятельностью требуют дальнейшей разработки. В частности, необходимо разработать и обосновать системную концепцию государственного управления инвестиционной деятельностью и сформировать методологию управления инвестиционной деятельностью, позволяющую повысить эффективность государственного регулирования инвестиционной деятельности и прямого участия государства в инвестиционных процессах. Нерешенность этих важных научных и практических проблем, в совокупности со значимостью эффективного управления инвестиционной деятельностью государства для развития экономики страны в целом, обусловливают актуальность темы диссертационного исследования.

Целю диссертационного исследования является исследование теоретических и методологических проблем государственного управления инвестиционной деятельностью, разработка системной концепции государственного управления инвестиционной деятельностью и соответствующей ей методологии и обоснование методов управления государственными инвестициям в при реализации инфраструктурных проектов.

Источник

Государственное управление инвестициями

Вы будете перенаправлены на Автор24

Инвестиции как объект государственного управления

Под инвестициями понимают вложение капитала, находящегося в государственной или частной собственности, на длительный срок в целях извлечения дохода в различные сферы бизнеса, предпринимательские проекты, инновационные проекты, реализацию социально-экономических программ.

Инвестиции предполагают долгосрочное осуществление вложения капитала с целью последующего наращивание дохода.

Инвестиции классифицируются по различным основаниям:

во-первых, по критерию источников получения инвестиционных средств. В соответствии с этим критерием инвестиции делятся на три вида:

  1. иностранные инвестиции, то есть инвестиции, которые осуществляются юридическими или физическими лицами, зарегистрированными или проживающими на территории другого государства;
  2. государственные инвестиции, то есть инвестиции, в которых инвестором выступает государство;
  3. частные инвестиции, то есть инвестиции, в которых инвестором выступают юридические и физические лица – резиденты данного государства;
Читайте также:  Bitcoin and the irs

во-вторых, по критерию содержания. В соответствии с этим критерием инвестиции делятся на два вида:

  1. финансовые инвестиции, то есть инвестиции, предполагающее приобретение различного вида ценных бумаг или размещение денежных средств на депозитных счетах под проценты;
  2. реальные инвестиции, то есть вложения капитала в создание, расширение, развитие производства;

в-третьих, по критерию объектов инвестирования. В соответствии с этим критерием инвестиции делятся на два вида:

  1. производственные инвестиции, то есть те, которые предполагают вложения в производственные предприятия
  2. интеллектуальные инвестиции, то есть те, которые предполагают вложения в науку и наукоемкие отрасли;

в-четвертых, по критерию характера использования капитала. В соответствии с этим критерием инвестиции делятся на три вида:

  1. нетто-инвестиции, то есть начальные инвестиции, осуществляемые в соответствии с инвестиционным проектом или при приобретении предприятия;
  2. брутто-инвестиции, то есть нетто-инвестиции, увеличенные на сумму реинвестированных средств;
  3. валовые инвестиции, то есть новые инвестиции, направляемые на увеличение или модернизация основного капитала;

в-пятых, по критерию характера участия инвестора в инвестировании. В соответствии с этим критерием инвестиции делятся на два вида:

  1. прямые инвестиции, то есть инвестиции, в которых предполагается непосредственное участие инвестора в инвестировании путем изменения материальных активов и осуществление вклада в уставный капитал предприятия;
  2. косвенные инвестиции, то есть вложение средств через посредников.

Помощь со студенческой работой на тему
Государственное управление инвестициями

Сущность и необходимость государственного управления инвестициями

Государство участвует в инвестиционном процессе двумя способами:

  • во-первых, она выступает в качестве регулятора инвестиционного рынка;
  • во-вторых, государство выступает в качестве инвестора.

Инвестиции составляют основу развития экономики, позволяя создавать и развивать производство, совершать научные открытия, разрабатывать новые технологии и так далее.

Государственное управление инвестициями представляет собой совокупность мер, направляемых на формирование условий, необходимых для осуществления инвестирования, обеспечения доступности инвестиционных ресурсов для предприятий и их эффективного использования.

Государственное управление инвестициями эффективно только тогда, когда оно подчинено реализации общеэкономической цели развития производственного потенциала страны. Экономический рост государства напрямую связан с активизацией инвестиционной деятельности.

Основным методом государственного управления инвестициями являются формирование правовой базы, обеспечивающей приток инвестиций как со стороны национального бизнеса и населения, так и со стороны иностранных инвесторов.

Законодательство должно обеспечивать благоприятные условия для осуществления инвестиционной деятельности, гарантировать защиту интересов инвесторов и минимизировать их риски.

Инструменты государственного управления инвестициями

Инструменты, применяемые государством для осуществления государственного управления инвестициями можно подразделить на следующие группы:

  • во-первых, макроэкономические инструменты – это те инструменты ты, которые определяют экономический климат инвестирования, то есть влияют на уровень процентной ставки, темпы экономического роста, условия внешнеторговой деятельности;
  • во-вторых, микроэкономические инструменты, под которыми понимаются меры, обеспечивающие воздействие на отдельные элементы инвестиций или определенные отрасли экономики. Примером таких инструментов являются нормы амортизации, ставки налогов, льготные условия кредитования, гарантии;
  • в-третьих, институциональные инструменты, под которыми понимаются средства, обеспечивающие достижение координации инвестиционных программ частных инвесторов. Примерами таких инструментов являются государственные органы, ответственные за реализацию инвестиционной политики, союзы предпринимателей, информационные системы.

Осуществление государственных инвестиций также выступает средством управления инвестициями. Суть данного метода состоит в том, что государство выделяет на бюджетные средства на реализацию определенных инвестиционных проектов, как правило, имеющих высокий уровень риска, но обеспечивающих в перспективе решение значимых с точки зрения государства задач.

Также немаловажной составляющей государственного управления инвестициями является выработка инвестиционной стратегии государства.

Инвестиционная стратегия – это совокупность целей и задач, достижение которых обеспечивается посредством расходования инвестиционных средств.

Инвестиционная стратегия государства определяет цели регулирования инвестиционного процесса, его приоритетные направления, предполагаемую эффективность.

Источник

Оцените статью