Лекция 6. Правовое регулирование иностранных инвестиций
6.3. Режим иностранных инвестиций
В законодательстве об иностранных инвестициях, а также международных договорах применяются различные подходы к определению понятия режима иностранных инвестиций. В одном варианте речь идет о национальном режиме. В этом случае иностранным инвесторам предоставляется режим не менее благоприятный, чем отечественным инвесторам, иными словами, иностранные инвесторы приравниваются к отечественным. В другом варианте инвесторам одной страны предоставляется режим не менее благоприятный по сравнению с тем, который предоставляется инвесторам иного иностранного государства.
Возможно и одновременное применение обоих этих режимов (например, Соглашение России с Японией 1998 г.). Согласно российскому Закону об иностранных инвестициях 1999 г. правовой режим деятельности иностранных инвесторов и использования полученной от инвестиций прибыли не может быть менее благоприятным, чем правовой режим деятельности и использования полученной от инвестиций прибыли, предоставленной российским инвесторам, за изъятиями, устанавливаемыми федеральными законами (п. 1 ст. 4). Закон 1999 г. предусматривает два вида изъятий из действия принципа национального режима: изъятия стимулирующего характера в виде предоставления определенных льгот и изъятия ограничительного характера.
Предоставление иностранным инвесторам соответствующего режима означает, и это прямо предусмотрено в международных договорах, что не должна допускаться дискриминация. В международных документах, касающихся режима иностранных инвестиций, подчеркивается, что равный режим для инвесторов, действующих в равных обстоятельствах, а также свободная конкуренция между ними являются условиями для создания благоприятного инвестиционного климата, а правовой режим определяется как справедливый и равноправный (Руководство МБРР). Согласно Руководству по регулированию прямых иностранных инвестиций МБРР, под «справедливым режимом» понимается режим не менее благоприятный, чем режим, предоставляемый государством национальным инвесторам в аналогичных обстоятельствах. Это касается прежде всего защиты права собственности инвесторов, контроля и извлечения материальной выгоды, выдачи разрешения на наем рабочей силы, лицензирования экспорта, импорта и других юридических аспектов. В то же время в отношении других вопросов, не касающихся национальных инвесторов, «режим, определяемый в законодательстве государства, а также отдельные правила регулирования не должны носить дискриминационного характера для иностранных инвесторов из разных государств, т.е. не должны применяться с учетом их национальной (государственной) принадлежности».
В Руководстве по регулированию прямых иностранных инвестиций обращается внимание и на то, что принимающее государство должно избегать создания неоправданно сложной процедуры регулирования или установления в законе условий, выполнение которых необходимо для осуществления допуска. Предоставление соответствующего режима не исключает, как уже отмечалось выше, установления изъятий ограничительного характера для иностранных инвестиций или же установления специального лицензирования, все дело в том, насколько широк будет перечень отраслей, включенных в этот список. Общепризнано, что государственный контроль должен осуществляться в области добычи полезных ископаемых и разработки недр.
В России действует так называемый явочно-нормативный порядок для иностранных инвестиций, согласно которому предварительного разрешения для допуска иностранных инвестиций не требуется. При таком порядке применяется лицензионная система, согласно которой для осуществления отдельных видов экономической деятельности требуется получение лицензии (разрешения) от определенных государственных органов.
Закон об иностранных инвестициях 1999 г. предусматривает ряд гарантий для иностранных инвесторов на территории России, а именно:
— гарантию правовой защиты деятельности иностранных инвесторов (ст. 5);
— гарантию использования иностранным инвестором различных форм осуществления инвестиций (ст. 6);
— гарантию права иностранного инвестора на приобретение ценных бумаг (ст. 13);
— гарантию участия иностранного инвестора в приватизации (ст. 14);
— гарантию перехода прав и обязанностей иностранного инвестора другому лицу (ст. 7);
— гарантию обеспечения надлежащего разрешения спора, возникшего в связи с осуществлением инвестиций и предпринимательской деятельности на территории РФ иностранным инвестором (ст. 10);
— гарантию права иностранного инвестора на беспрепятственный вывоз за пределы России имущества и информации в документальной форме или в форме записи на электронных носителях, которые были первоначально ввезены на территорию РФ в качестве иностранной инвестиции (ст. 12);
— гарантию использования на территории России и перевода за пределы России доходов, прибыли и других правомерно полученных денежных сумм (ст. 11);
— особо следует отметить наличие в Законе гарантий компенсации при национализации и реквизиции имущества иностранного инвестора или коммерческой организации с иностранными инвестициями (ст. 8).
Гарантия компенсации при национализации и реквизиции в Законе 1999 г. формулируется следующим образом: имущество иностранного инвестора или коммерческой организации с иностранными инвестициями не подлежит принудительному изъятию, в том числе национализации, реквизиции, за исключением случаев и по основаниям, которые установлены федеральным законом или международным договором РФ.
При реквизиции иностранному инвестору или коммерческой организации с иностранными инвестициями выплачивается стоимость реквизируемого имущества. При прекращении действия обстоятельств, в связи с которыми произведена реквизиция, иностранный инвестор или коммерческая организация с иностранными инвестициями вправе требовать в судебном порядке возврата сохранившегося имущества, но при этом обязаны возвратить полученную ими сумму компенсации с учетом потерь от снижения стоимости имущества.
При национализации иностранному инвестору или коммерческой организации с иностранными инвестициями возмещаются стоимость национализируемого имущества и другие убытки.
В отношении гарантии предоставления права на земельные участки ст. 15 Закона 1999 г. отсылает к законодательству РФ и субъектов РФ. В литературе отмечалось, что в этом и в ряде других случаев примененный в Законе об инвестициях термин «гарантия» носит условный характер. Здесь, скорее, есть основания говорить об ограничениях.
При создании предприятия с иностранными инвестициями или при участии иностранного инвестора в приватизации возникает вопрос о том, имеет ли такое предприятие право собственности на земельный участок, на котором находится или будет построено соответствующее здание, или же такой участок предоставляется только на условиях пользования.
Согласно ЗК РФ иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица — собственники зданий, строений, сооружений, находящихся на чужом земельном участке, имеют преимущественное право покупки или аренды земельного участка, однако Кодекс устанавливает определенные ограничения в отношении приобретения ими этих участков в собственность. Так, они не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях и на иных установленных особо территориях РФ в соответствии с федеральными законами. Перечень приграничных территорий устанавливается Президентом РФ. До установления такого перечня право собственности иностранцев на приграничных территориях не допускается. Под особыми территориями понимаются территории, на которых находятся, в частности, объекты стратегического назначения, военные объекты.
Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут предоставляться иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам в собственность только за плату, размер которой установлен ЗК РФ.
В случаях приватизации установлены ограничения в отношении приобретения иностранцами прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых находятся здания, строения и сооружения, находящиеся в их собственности.
Участки недр, континентального шельфа, лесного фонда не могут находиться в собственности иностранных граждан и юридических лиц, они могут быть предоставлены им только на правах пользования или аренды, при условии, что эти лица наделены правом заниматься соответствующей деятельностью.
Особый режим, установленный в России для иностранцев и иностранных юридических лиц в отношении права собственности на сельскохозяйственные земельные участки, полностью распространяется на иностранных инвесторов. Они вообще не могут иметь право собственности на участки такого рода. Согласно правилам Федерального закона от 24 июля 2002 г. (вступившим в силу 27 января 2003 г.) «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» они могут обладать такими участками только на праве аренды (п. 3 ст. 1, п. 2 ст. 2, ст. 3). Кроме того, только право аренды земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения предоставляется юридическим лицам, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более 50%. Таким образом, если иностранный инвестор участвует в предприятии с иностранными инвестициями, созданном в России в качестве юридического лица российского права, и если иностранцу принадлежит более 50% капитала такого предприятия (независимо от того, в какой правовой форме оно создано: в форме акционерного общества, общества с ограниченной ответственностью), оно не может иметь право собственности на землю.
В отличие от права собственности на землю, аренда сельскохозяйственных участков иностранными инвесторами допускается. Договор аренды может быть заключен на срок, не превышающий 49 лет.
Право аренды земельного участка может быть приобретено коммерческой организацией с иностранными инвестициями, согласно ст. 15 Закона об иностранных инвестициях 1999 г., на торгах (аукционе, конкурсе).
Практическое значение для иностранных инвесторов имеет признание их прав собственности на городские земли и участки, на которых находятся промышленные, торговые и иные объекты. Несмотря на наличие изъятий, иностранные лица сохраняют право собственности на земельные участки, приобретенные ими в результате совершения гражданско-правовых сделок, в том числе в порядке приватизации.
Ранее в ряде регионов России земельные участки продавались российским юридическим лицам, контроль над которыми осуществляли иностранные инвесторы.
Из положений Земельного кодекса РФ и Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения 2002 г. может быть сделан вывод о том, что в отношении иностранных юридических лиц, прежде всего иностранных инвесторов, обеспечивается большая правовая стабильность, чем ранее, когда соответствующие вопросы определялись многочисленными указами президента и законодательством субъектов Федерации, часто противоречивых по своему содержанию.
Однако установленная в Законе об обороте земель сельскохозяйственного назначения обязанность иностранного инвестора произвести отчуждение земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения или доли в праве общей собственности на такой участок, которые не могут иностранному инвестору принадлежать на праве собственности в силу ст. 3 и 5 этого Закона, распространяется на иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства, а также на российских юридических лиц, в уставном капитале которых доля этих лиц составляет более чем 50%. Отчуждение должно быть осуществлено в течение года после вступления в силу Закона или, если участок был приобретен позднее, в течение года со дня возникновения права собственности у таких лиц.
Такое правило, установленное ст. 5 Закона, ослабляет правовую стабильность, поскольку прямо предусматривает обратное действие условий, менее льготных для инвесторов, чем это было ранее.
Важное значение имеет признание в Законе об иностранных инвестициях 1999 г. принципа суброгации, применяемого при международном страховании иностранных инвестиций от политических рисков. Согласно этому Закону, если иностранное государство или уполномоченный им государственный орган производят платеж в пользу иностранного инвестора по гарантии (договору страхования), предоставленной иностранному инвестору в отношении инвестиций, осуществленных им на территории РФ, и к этому иностранному государству или уполномоченному им государственному органу переходят права (уступаются требования) иностранного инвестора на указанные инвестиции, то в Российской Федерации такой переход прав (уступка требований) признается правомерным (п. 2 ст. 7).
Признание суброгации, как отмечалось в литературе, практически означает признание обязанности уплатить компенсацию за утраченные инвестиции иностранному государству как правопреемнику (цессионарию) инвестора.
Соответственно, государство, признающее суброгацию, будет проявлять повышенную осторожность в отношении иностранных инвестиций, чтобы избежать затем конфронтации с государством, которому инвестор цедирует свои права требования после выплаты ему страхового возмещения.
В международной практике помимо таких традиционных некоммерческих рисков, как риск от экспроприации, национализации собственности, риск причинения ущерба инвестициям в результате военных действий или гражданских беспорядков, в последнее время появились неизвестные ранее категории рисков, которые связаны с введением неконвертируемости валюты, валютных ограничений, применением определенных административных мер. Так, в специальной литературе появилось понятие так называемой ползучей экспроприации, под которой понимается введение принимающим государством запретов на репатриацию прибыли или же назначение государственного управляющего для предприятий с иностранными инвестициями.
Для решения сложных проблем, связанных как с предотвращением некоммерческих рисков, так и с компенсацией инвесторам в случае их наступления, применяется сочетание международно-правовых и гражданско-правовых методов.
Источник
Тема: Режим иностранных инвестиций
Режим иностранных инвестиций — это установленные государством правила допуска, защиты и прекращения инвестиций на своей территории.
Установление того или иного режима инвестиций является суверенным правом государства.
Виды режимов:
— национальный — это режим, устанавливающий, что иностранным инвесторам предоставляются те же самые права, что и инвесторам резидентам принимающего государства. Предоставление этого режима является обычным правилом регулирования иностранных инвестиций в национальных законодательствах и общим принципом регулирования международных экономических отношений. ст. 4 ФЗ об иностранных инвестициях «правовой режим деятельности иностранных инвесторов и использование полученной ими прибыли не может быть менее благоприятным, чем правовой режим деятельности и использования прибыли, предоставленный российским инвесторам за изъятиями, установленными ФЗ». Отсутствие указанного режима в международных соглашениях не означает, как правило, его неприменения, поскольку он устанавливается национальным законодательством.
— режим наиболее благоприятствуемой нации — является по своей природе договорным режимом, который, как правило предоставляется в рамках двусторонних соглашений о защите и поощрении капиталовложений. Указанный режим является льготным по отношению к национальному режиму. Предоставление данного режима предполагает, что каждое из договаривающихся государств обязуется предоставить другому договаривающемуся государству в той или иной сфере их отношений права, преимущества и привилегии, столь же благоприятные, как и те, которые оно предоставляет или предоставит в будущем любому третьему государству. Как правило, в двухсторонних инвестиционных соглашениях устанавливается перечень тех преимуществ, в отношении которых не распространяется данный режим. В соответствии с типовым соглашением о защите и поощрении капиталовложений РФ с другими государствами РНБ не распространяется на преимущества, которые государство предоставляет или предоставит в будущем: 1. в связи с участием в зоне свободной торговли, таможенном или экономическом союзе. 2. на основе соглашений об избежании двойного налогообложения или других договоренностей по вопросам налогообложения. 3.в соответствии с соглашениями РФ с другими государствами, ранее входившими в состав СССР.
Суть принципа недискриминации состоит в праве требовать таких условий, какими пользуются все.
— режим абсолютного стандарта. Теоретическая конструкция. Общая характеристика предоставляемого иностранным инвестициям режима, как равноправного, справедливого режима, обеспечивающего полную и безусловную защиту инвестиций в соответствии со стандартами, которые приняты в международном праве. Соглашение между РФ и Францией.
Давая общую характеристику указанным режимам, следует отметить, что в соглашениях и защите и поощрении капиталовложений может предусматриваться как применение одного из указанных режимов, так и комбинация этих режимов в зависимости от той или иной сферы правового регулирования. Так например в отношении порядка учреждения компании для иностранных инвесторов может быть установлен национальный режим, а для перевода валют и иных платежей — РНБ. Предоставление любого из указанных режимов не ограничивает суверенного права государства устанавливать определенные изъятия из указанных режимов. Считается, что государство вправе устанавливать специальные правила допуска иностранных инвестиций в определенной сфере экономики. Указанные изъятия ограничительного характера в РФ могут быть установлены только ФЗ. В соответствии со ст. 4 изъятия ограничительного характера для иностранных инвесторов могут быть установлены ФЗ только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны и защиты государства.
В соглашении РФ а Таиландом установление изъятий ограничительного характера сформулировано так: каждое из договаривающихся государств оставляет за собой право вводить изъятия из национального режима и РНБ для инвесторов другого договаривающегося государства и их капиталовложений в целях поддержания публичного порядка им общественной безопасности. Установление определенных изъятий ограничительного характера как ограничение деятельности инвесторов, ущемление их прав.
Соглашение о защите и поощрении инвестиций РФ-США перечисляет те сферы экономики, в которых могут устанавливаться ограничения для иностранного инвестора. РФ по данному соглашению оставляет право устанавливать изъятия из национального режима в отраслях электроэнергетики, производство урана, собственность на землю, пользование недрами, воздушный транспорт, банковская деятельность, страхование и т.д.
Перечень отраслей экономики, в отношении которых могут устанавливаться изъятия из национального режима может предусматриваться как двусторонними соглашениями, так и национальными законодательствами. Может в комбинации. Изъятия устанавливаются с целью защиты экономических интересов государства, принимающего инвестиции и служит средством защиты таким государствам наиболее важных отраслей экономики.
Одним из основных нормативных актов РФ, определяющих порядок допуска иностранных инвестиций является ФЗ №57 от 29.04.2008 года о порядке осуществления иностранных инвестиций хозяйственными обществами, имеющими стратегическое значение. Для обеспечения обороны страны и безопасности государства. Данный ФЗ установил систему разрешительного доступа в определенные сферы экономики. К таким сферам отнесены сооружение ядерных установок, разработка и производство вооружений, космическая деятельность, разработка и производство авиационной техники, осуществление радиовещания, геологическая разведка и добыча полезных ископаемых. Предварительному согласованию с гос. органами подлежат сделки, в результате которых иностранный инвестор или группа лиц приобретают прямо или косвенно право распоряжаться более чем 50% голосующих акций такого общества. То же самое касается пользования участками недр федерального значения (в отношении 10% и более).
Действующее международное право не содержит общих критериев, позволяющих установить, в каких случаях изъятия из национального режима будут считаться неправомерными, нарушающими права инвестора и несовместимым с предоставлением национального режима иностранным инвесторам. т.е. Нет критериев правомерности изъятий из национального режима. Единственным документом, который содержит критерии, является соглашение по связанным с торговлей инвестиционным мерам 1994 года — ТРИМс. Там содержится перечень мер, которые рассматриваются как несовместимые с положениями ГАТТ ВТО, касающимися предоставления национального режима. В число таких фактически запрещаемых мер входят следующие: требование закупки или использования в процессе производства предприятием с иностранным участием конкретных товаров, работ, услуг отечественного происхождения в определенных объемах или по стоимости (потребление местного компонента); требование, чтобы закупка или использование импортных товаров увязывались с объемом или стоимостью экспорта местной продукции (требование в отношении сбалансированной торговли); требование об ограничении импорта товара для целей производства путем увязки его с объемом валютных поступлений на счет данного предприятия (требование в отношении баланса иностранной валюты); требование об ограничении экспорта в размере фиксированного объема или доли производимой предприятием продукции (требование экспортного компонента). Установление в законодательстве указанных требований является нарушением правил ВТО, касающихся предоставление национального режима иностранным инвесторам. Установление данных требований государствами, не являющимися членами ВТО не является нарушением каких-либо требований и международных норм. Соглашением о разделе продукции, например установлено требование для инвестора приобретать в определенной доле товары национального происхождения и использовать услуги национальных подрядчиков. С момента вступления РФ в ВТО данные ограничения будут сняты.
Риски, связанные с иностранным инвестированием.
Риск — это любая неопределенность (экономическая, политическая или правовая), связанная с осуществлением иностранным инвестором деятельности на территории принимающего государства. Риск является неотъемлемым элементом инвестиционной деятельности. Наличие рисков предполагает разработку гарантий, нацеленных на их минимизацию. Политические риски являются наиболее опасными для иностранных инвестиций и означают неопределенность, связанную с возможными действиями принимающего государства, которые могут прямо или косвенно повлиять на способность иностранного инвестора владеть, пользоваться и распоряжаться своими инвестициями. К таким рискам относят экспроприацию (национализацию), одностороннее прекращение действия договоров, военные действия, гражданские беспорядки. К экономическим рискам относят процессы, которые напрямую связаны с экономической политикой, проводимой данным государством — девальвация национальной или иностранной валюты, риск не достижения запроектированных показателей инвестиционного проекта. Риск стихийных бедствий и наступление иных природных катаклизмов. Правовые риски — различия правовых систем, различия в основаниях признания и исполнения решений арбитража.
Наиболее серьезным является все же риск национализации.
С точки зрения международного права, национализация — это внутренняя прерогатива государства. Она не считается нарушением норм и принципов международного права, если она осуществляется в общественных интересах, в соответствии с законом, на не дискриминационной основе, и сопровождается выплатой компенсации. Это законное действие государства по изъятию частной собственности в пользу государства, осуществляемое в общественных интересах, на не дискриминационной основе и с выплатой компенсации.
Основные доктрины по поводу национализации:
- доктрина стран-импортеров капитала — формула Халла (госсекретарь США 30х годов). Данная доктрина признавая неотъемлемое право государства на национализацию, устанавливает определенные жесткие требования к условиям выплаты компенсации. Компенсация должна быть адекватная, не зависеть от фактической прибыльности проекта и выплачиваться в кратчайшие сроки
- доктрина стран-экспортеров капитала — национализация должна сопровождаться выплатой надлежащей компенсации, при ее определении должны учитываться такие факторы, как прибыль, период осуществления инвестиций, условия инвестиционных контрактов. Доктрина надлежащей компенсации, поэтому в соглашениях чаще используются понятия справедливой и обоснованной компенсации. Причина такого подхода в том, ЧТО в различных странах различны подходы к объемам и порядку проведения компенсации.
ФЗ об иностранных инвестициях предусматривает возмещение стоимости национализированного имущества и другие убытки, определяемые, как правило, в арбитражном порядке.
Национализация и экспроприация — термины синонимы.
— косвенная (ползучая) — означает такое ограничение прав инвесторов, установленное национальным законодательством, которое фактически приводит к невозможности инвестора свободно распоряжаться своей собственностью (установление заведомо невыгодного порядка налогообложения, установление ограничений на вывоз капитала).
Правовые гарантии иностранных инвестиций – обязательство государства, принимающего инвестиции по обеспечению сохранности иностранной собственности. В соответствии с ФЗ об иностранных инвестициях выделяют следующие виды гарантий:
— стабилизационная оговорка (гарантия от неблагоприятного изменения законодательства) – гарантия перехода прав и обязанностей иностранного инвестора другому лицу
— гарантии компенсации при национализации и реквизиции имущества.
— гарантии использования на территории РФ и перевода за пределы РФ полученных иностранным инвестором доходов
— гарантия участия иностранного инвестора в приватизации
— гарантии прав на земельные участки
— гарантии правовой защиты государства, принимающего инвестиции по установленным рискам.
Гарантия от неблагоприятного изменения законодательства– в случае, если государством принмаются законы, ухудшающие положение иностранного инвестора по сравнению с тем положением, которое существовало на момент начала осуществления инвестиции, то указанные законы не применяются в данного инвестора в течение определенного времени (ст.9 ФЗ Об инвестициях).Критерии признания изменения «неблагоприятным» устанавливаются Правительством РФ.
Данная гарантия практически не применяется, правоприменительной практики нет.
Гарантия перехода прав и обязанностей инвестора другому лицу (частным случаем такого перехода является суброгация по договору страхования) – указанная гарантия означает, что если иностранное государство или уполномоченный государственный орган производит платеж в пользу иностранного инвестора по гарантии (договор страхования), предоставленные иностранному инвестору в отношении инвестиций, осуществленных им на территории РФ и к этому иностранному государству или иностранному органу переходят права иностранного инвестора на указанные инвестиции, то в РФ такой переход прав признается правомерным.
Страховщик – государство, резидентом которого является инвестор, либо международная страховая организация.
Страхователь – инвестор, осуществляющий инвестиции на территории третьего государства.
Страховой случай – факт нарушения третьим государством прав инвестора, повлекший причинение ему убытков.
Страховое возмещение – сумма, выплачиваемая страховщиком в пользу страхователя. Факт наступления страхового случая и выплаты страховой суммы является основанием для перехода к страховщику прав страхователя, связанных с возмещением убытков, которые он имеет по отношению к третьему государству.
Ведущую роль в страховании политических рисков выполняет многостороннее агентство по гарантиям и инвестициям, учрежденное на основании Сеульской Конвенции 1985 (РФ участвует). Указанное агентство страхует исключительно политические (некоммерческие) риски и относит к ним:
- риск перевода валюты – введение по инициативе принимающего государства ограничений на перевод валюты за пределы данного государства
- риск экспроприации или аналогичной меры
- риск нарушения договора – трактуется как отказ в правосудии (инвестор не может обратиться к судебному или арбитражному органу для принятия решения или такой орган не принимает решения в течение разумного срока или такое решение не может быть осуществлено).
- Риск войны и гражданских беспорядков
Обязательным предварительным условием страхования инвестиций Многосторонним Агентством является одобрение указанного страхования принимающим государством. Принимающее государство должно заключить соответствующие соглашения с агентством и согласиться с тем перечнем рисков, в отношении которых предоставляется страховая защита.
Основная особенность страхования, осуществляемого Многосторонним Агентством заключается в том, что при наступлении страхового случая, права частного инвестора передаются субъекту МП и защищаются на межгосударственном уровне. Тем самым облегчается положение инвестора, который при наступлении риска, не должен вступать в отношения с государственными органами принимающего государства.
Одним из методов минимизации рисков иностранного инвестора в международной практикеявляется устранение двойного налогообложения.
Двойное налогообложения – обложение в двух и более государствах одного и того же налогоплательщика в отношение одного и того же объекта одним и тем же или аналогичным налогом. Причиной возникновения суверенное право государства, резидентом котором является инвестор устанавливать и взимать налоги с инвесторов и с другой стороны – суверенное право другого государства на территории которого иностранный инвестор получает доход – также устанавливать и взимать налоги с доходов, полученных от осуществления деятельности на его территории.
Основной источник регулирования – двусторонние соглашения об избежании двойного налогообложения, применяемые вместе с национальным законодательством и в части регулирования налоговых отношений с иностранным элементом обладают приоритетом над нормами национального права.
Многосторонние международно-правовые акты:
-> Типовая конвенция организации экономического сотрудничества и развития об устранении двойного налогообложения. Применяется в качестве типовой для соглашений, заключаемых странами Европы, в т.ч. и РФ.
-> Типовая Конвенция ООН об устранении двойного налогообложения 1979
-> Типовая Конвенция США об устранении двойного налогообложение 1996
Cсоответствующие двусторонние соглашения устанавливают перечень налогов, которые являются равнозначными в каждом из государств-участников соглашения (доходы от международных перевозок, доходы от недвижимости, гонорары, дивиденды, вознаграждения членам совета директоров), а также метод устранения двойного налогообложения.
Соглашения об избежании двойного налогообложения заключаются в отношении прямых налогов на доходы и капиталы и не охватывают косвенные (НДС, акцизы, иные налоги с оборота) и социальные налоги (ЕСН).
Методы устранения двойного налогообложения устанавливаются государством резидентом которого является получатель дохода. Мировая практика различает следующие методы:
— метод налогового освобождения – государство-место пребывания инвестора предоставляет налоговое освобождение в отношение определенных категорий доходов, полученных из иностранных источников.Доходы полученные на территории иностранного государства облагаются налогом на территории государства резидента.
— метод налогового зачета – государство место — пребывания инвестора облагает налогом доход полученный в другом государстве, при этом в бюджет государствам уплачивает сумма налога за вычетом налога, уплаченного налогоплательщиков в другом государстве. В соглашениях об избежании двойного налогообложения договаривающимися государствами в отношении своих резидентов может устанавливаться либо один из указанных методов, либо их сочетание. В отношение резидентов РФ в соглашениях об избежаниях налогообложения обычно указывается метод налогового зачета (метод налогового кредита).
Источник