Необходимость, основные направления и цели государственного регулирования иностранных инвестиций
Движение капитала поверх национальных границ сегодня ведущий вид международных экономических отношений. Поэтому для России, вставшей на путь активной интеграции в мировое хозяйство, формирования открытой экономики, очень важно полноценное включение в процессы международной миграции капитала в качестве как реципиента, так и источника инвестиций.
Система государственного регулирования иностранных инвестиций.Международное движение капитала оказывает многостороннее влияние на экономику стран — экспортеров и импортеров. Поэтому эта сфера предпринимательской деятельности в сложившейся мировой практике — объект внимания со стороны государства. Национальное государственное регулирование в этой области представлено двумя основными направлениями: регулированием поступления иностранных инвестиций в национальную экономику (с точки зрения масштабов, форм, территориального и отраслевого распределения) и регулированием вывоза капитала из страны. Система государственного регулирования экспорта-импорта включает принятие соответствующих законодательных актов, содержащих стимулирующие и ограничительные меры, формирование государственных органов, призванных контролировать практическую реализацию данного законодательства, дополнительные государственные меры (заключение межгосударственных договоров, государственное участие в страховании иностранных инвестиций, в финансировании перспективных проектов, оказание разного рода информационной и организационной поддержки и т. п.)- Важное условие обоснованности и эффективности государственной политики в рассматриваемой области — наличие соответствующей достоверной статистической информации.
Государственная политика в отношении приема иностранных инвестиций в целом должна отражать осознание обществом роли и значения иностранного капитала в решении задач национальной экономики. Она обязана учитывать противоречия между интересами иностранных инвесторов и интересами принимающей страны, ее национальных предпринимателей. Иностранные инвесторы в конечном счете всегда руководствуются собственной выгодой, а она не всегда совпадает с выгодой другой стороны. Государство должно стремиться разрешить указанное противоречие, по возможности состыковать интересы сторон.
Мотивы и формы зарубежного инвестирования.Современная мировая практика знает различные формы иностранного участия в национальной экономике. Среди них: международная кооперация производства, сопровождающаяся передачей технологии; предоставление зарубежных кредитов, в том числе на компенсационной основе; получение иностранного оборудования на основе лизинга; создание совместных и полностью принадлежащих иностранному капиталу предприятий; создание контрактных совместных предприятий; участие на основе концессий и договоров о разделе продукции.
Важнейшие мотивы зарубежного инвестирования — оптимизация размеров компаний и экономия за счет эффекта масштаба, неосуществимые в рамках национальной экономики; использование преимуществ международного разделения труда; доступ к зарубежным природным ресурсам, дешевой рабочей силе; преодоление таможенных барьеров; рационализация налогообложения.
С точки зрения степени контроля над зарубежными вложениями инвестиции принято делить на прямые (обеспечивают не только доход, но и контроль) и портфельные (обеспечивают только доход). Доля прямых и портфельных инвестиций варьирует от 10 до 25% в совокупном капитале зарубежных компаний.
По методике Госкомстата РФ прямые иностранные инвестиции (ПИИ) охватывают все виды вложений зарубежных инвесторов, которые либо полностью владеют предприятиями, либо контролируют не менее 10% акций или уставного капитала. Эти инвестиции включают: 1) взносы в уставный капитал в виде материальных и нематериальных активов, а также денежных средств; 2) финансовый лизинг и кредиты, полученные от зарубежных совладельцев предприятия; 3) прочие прямые инвестиции (покупка акций учредителями и др.). Для оценки инвестиционного вклада иностранных предпринимателей в реальные производственные активы (современные машины, оборудование и материализуемые на их основе передовые технологии) Госкомстат РФ выделяет инвестиции в основной капитал, которые подразделяются на: 1) кредиты иностранных инвесторов и 2) иностранные инвестиции.
Прямые и портфельные инвестиции с точки зрения национальных интересов имеют плюсы и минусы. Прямые инвестиции в форме вложений в основной капитал представляют собой долгосрочные стратегические вложения, способствующие повышению деловой активности в стране, но означают экспорт контроля над активами. Портфельные же инвестиции часто имеют спекулятивный характер и могут стать фактором нестабильности финансового рынка.
Инвестиционный климат.Частные инвесторы принимают решения об инвестировании, руководствуясь двумя ориентирами — доходностью и риском. Эти ориентиры зависят от разнообразных факторов (положительных и отрицательных), формирующих инвестиционный климат. Последний характеризует степень благоприятности ситуации, складывающейся в той или иной стране (регионе, отрасли) по отношению к инвестициям, условия, влияющие на реализацию цели инвестора и учитываемые им при выборе географического объекта приложения капитала.
При оценке инвестиционного климата обычно применяются выходные параметры — приток и отток капитала, уровень инфляции и процентных ставок, доля сбережений в ВВП, а также входные параметры, характеризующие потенциал страны по освоению инвестиций и риск их реализации. К выходным параметрам также относятся: природные ресурсы и состояние экологии; качество трудовых ресурсов; уровень развития и доступность объектов инфраструктуры; политическая стабильность и предсказуемость; макроэкономическая стабильность; состояние бюджета, платежный баланс, государственный долг; качество государственного управления, политика центральных и местных властей; законодательство, полнота и качество регулирования экономической жизни, степень либерализации; уровень соблюдения законности и правопорядка, преступность и коррупция; защита прав собственности, уровень корпоративного управления; обязательность исполнения партнерами контрактов; качество налоговой системы и уровень налогового бремени; качество банковской системы и других финансовых институтов; доступность кредитования; открытость экономики, правила торговли с зарубежными странами; административные, технические, информационные и другие барьеры входа на рынок; уровень монополизации экономики. Очевидно, что инвестиционный климат в значительной мере зависит от государства и его политики.
Инвестиционный климат по сложившимся методикам количественно оценивается в баллах, которые специалисты проставляют каждому его слагаемому, положительным и отрицательным факторам. Последние определяют степень рискованности вложений, вероятность финансовых потерь (политические и экономические риски). От состояния инвестиционного климата зависят инвестиционная активность в стране, масштабы вложений национальных предпринимателей, приток иностранного капитала, отток капитала из страны.
Основные субъекты вывоза капитала.Основные субъекты вывоза капитала — транснациональные корпорации (ТНК). Современные ТНК контролируют до половины мирового промышленного производства, 63% внешней торговли, а также примерно 4Д патентов и лицензий на новую технику, технологии и ноу-хау. Под контролем ТНК находится 90% мирового рынка пшеницы, кофе, кукурузы, лесоматериалов, табака, джута и железной руды, 85% рынка меди и бокситов, 80% — чая и олова, 75% — бананов, натурального каучука и сырой нефти. По оценкам журнала «Экономист», пять крупнейших ТНК в соответствующих отраслях контролируют более половины мирового производства товаров длительного пользования, а также самолетов, электронного оборудования, автомобилей. Особенно значительна степень концентрации в отраслях, связанных с информационными технологиями, например две-три компании контролируют практически всю международную сеть телекоммуникаций.
Ядро ТНК составляют примерно 500 крупнейших компаний, обладающих колоссальной экономической властью. Масштабы деятельности ведущих ТНК сравнимы с ВВП средних государств, и они в состоянии диктовать свою волю многим странам.
Транснациональный капитал — явление глубоко противоречивое. С одной стороны, он несет с собой новые товары, высокие технологии, культуру производства, с другой стороны, усиливает неустойчивость мировой экономики. Значительная часть свободно перемещающегося в современном экономическом пространстве транснационального капитала имеет спекулятивный характер. Если в 1990 г. в денежные спекуляции вовлекались 600 млрд. долл. ежедневно, то в 1997 г. уже более 1 трлн, долл., что в 29—30 раз превышает стоимость продаваемых за день товаров и услуг. Эта масса капитала, переливающаяся из страны в страну, способна подорвать финансовые рынки стран и регионов, спровоцировать мировой финансовый кризис.
Экономическая мощь и космополитический характер ТНК делают регулирование их деятельности на уровне национального хозяйства весьма затруднительным. Специалисты заявляют о формировании в мире (прежде всего в развивающемся) системы двоевластия национального государства и транснационального капитала. Считается, что в перспективе проблему в состоянии решить лишь международные организации, которые будут брать на себя все больше функций мирового правительства.
Среди разнообразных мер по поддержке транснационального капитала выделяются следующие: предоставление государственных гарантий и страхование прямых инвестиций; поддержка в урегулировании инвестиционных споров и создание специализированных институтов международного арбитража в инвестиционной сфере (Международная конвенция по урегулированию инвестиционных споров подписана 115 странами); создание справедливых и недискриминационных условий для инвесторов, исключение двойного налогообложения, административная, консультативная и дипломатическая поддержка отечественных ТНК при освоении зарубежных рынков.
Общие задачи государственного регулирования иностранных инвестиций.Общие задачи и смысл государственного регулирования притока иностранных инвестиций — стимулировать или ограничить участие иностранного капитала в экономике, направить его в нужное русло (в отраслевом и территориальном разрезе) и обеспечить развитие наиболее предпочтительных форм участия. Иностранный капитал призван прежде всего заполнить ниши в экономике, не освоенные или недостаточно освоенные национальным капиталом, способствовать демонополизации хозяйства. При этом государство обязано поддерживать национальных производителей, содействовать повышению уровня конкурентоспособности их продукции. Только в этом случае национальные интересы будут соблюдаться в полной мере.
Мировой опыт показывает, что при разумной стратегии и тактике иностранный капитал способен внести существенный вклад в экономическое развитие страны. Привлечение из-за рубежа инвестиций в производство гораздо выгоднее, чем получение кредитов для покупки готовой заграничной продукции, которые растрачиваются (а часто разворовываются) и только умножают внешний долг. С другой стороны, недостаточное внимание со стороны государства принимающей страны к притоку иностранного капитала, стихийные, недостаточно контролируемые и направляемые потоки иностранных инвестиций способны нанести ущерб экономической безопасности страны и в лучшем случае обеспечить развитие капитализма колониального типа.
В современных условиях возрастания роли внешнеэкономического фактора развития национальных хозяйств в мире господствует тенденция к либерализации экономических связей, повышению степени открытости экономик. Вместе с тем практически во всех странах мира вложения иностранного капитала в той или иной форме регламентируются для недопущения незаконного обогащения и нанесения ущерба национальным интересам.
Что касается вывоза капитала из страны, то отношение к нему государства зависит от ряда обстоятельств: характера явления, его причин, масштабов, экономических проблем и задач страны на данном этапе исторического развития.
Источник
Государственное регулирование иностранных инвестиций в России
Существенное значение имеет привлечение иностранного капитала и совершенствование форм его участия в экономике России. Прежде всего это совместные предприятия, прямые и портфельные инвестиции.
Движение капитала поверх национальных границ — ведущий вид международных экономических отношений. Международное движение капитала оказывает большое влияние на экономики стран-экспортеров и импортеров. Поэтому подобная предпринимательская деятельность является предметом особого внимания со стороны государства.
Национальное государственное регулирование в этой области ведется в двух направлениях: регулирование поступления иностранных инвестиций (масштабы, формы, территориальное и отраслевое распределение) и регулирование вывоза капитала из страны.
Общие задачи государственного регулирования притока — стимулировать или ограничивать участие иностранного капитала в экономике, направить его в нужные отрасли, обеспечить наиболее предпочтительные формы участия.
Система регулирования включает принятие нормативных актов, которые содержат стимулирующие и ограничительные меры, формирование контролирующих государственных органов, дополнительные меры (заключение международных договоров, участие в страховании иностранных инвестиций, финансирование перспективных проектов, разного рода организационная и информационная поддержка).
Государственная политика в этом направлении должна разрешать противоречия между интересами иностранных инвесторов (собственная выгода предпринимателя, не всегда совпадающая с выгодой другой стороны) и национальными интересами.
К мотивам зарубежного инвестирования относятся: оптимизация размеров компаний и экономия за счет масштабов, неосуществимая в границах национальной экономики; использование преимуществ международного разделения труда; доступ к зарубежным природным ресурсам, дешевой рабочей силе; преодоление таможенных барьеров; рационализация налогообложения.
Формы зарубежного инвестирования — это международная кооперация производства, передача технологии, предоставление зарубежных кредитов, получение оборудования на основе лизинга, создание совместных или полностью контролируемых иностранным капиталом предприятий, участие на основе концессий и договоров о разделе продукции.
Выгоды и недостатки различных форм иностранного инвестирования. Прямые инвестиции являются долгосрочными вложениями, способствуют повышению деловой активности в стране, но вызывают экспорт контроля над активами. Портфельные инвестиции часто имеют спекулятивный характер и могут стать фактором нестабильности финансового рынка.Правительством поддерживается курс на привлечение капитала в страну. По оценкам специалистов, в ближайшие 5-7 лет в экономику России необходимо вливание 200-300 млрд долл.Законодательная база регулирования насчитывает до 100 различных нормативных документов. Но все они базируются на основе Федерального закона «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации». Нормы закона последовательно совершенствуются, но сохраняется общая тенденция в изменениях законодательства — либерализация и снятие ограничений.
Система льгот иностранному капиталу базируется на следующих принципах: льготы предоставляются прямым инвестициям, приоритет имеют крупные и особо значимые для национального хозяйства проекты. Имущество иностранного инвестора не подлежит национализации, кроме особых случаев, при которых инвестору выплачивается компенсация. Инвесторам выплачивается возмещение убытков, включая упущенную выгоду, причиненных в результате действий правительства и государственных органов России.
В экономически развитых странах регулирование сводится к поддержке национальных фирм и помощи в продвижении за рубеж. В России в связи с иными условиями, масштабами и причинами этого процесса осуществляется другой подход. Здесь наблюдается новый феномен — регулярный отток инвестиций. Статистика точно не определяет его размеры, но уверенно можно сказать: существует значительное превышение вывоза капитала над ввозом.
Главная форма вывоза капитала — ссудная (в виде кредитов, вложений на счета кредитных организаций). Активно покупаются гражданами России также ценные бумаги, недвижимость за рубежом.
Такой отток капитала противоречит национальным интересам России, сокращая финансово-инвестиционный потенциал. Годовая утечка превышает в 4 раза ежегодные платежи страны по внешнему долгу и составляет до 25% экспортной выручки страны.
При решении проблемы «бегства капитала» выделяются два крайних подхода: либерально-рыночный и административно-государственный. Сторонники первого подхода считают, что проблема является следствием незрелости рыночной экономики и в будущем разрешится сама собой. Административно-государственный подход предполагает в качестве причины общую криминализацию экономики. Предполагается совершенствовать административно-государственный контроль во внешнеэкономической сфере, стимулировать репатриацию капиталов. Реализация двух подходов в комплексе составляет суть политики государства в этом направлении.
Защита национальной экономики в связи с иностранными инвестициями. Под защитой национального хозяйства в связи с осуществлением иностранных инвестиций понимается защита:
— от создания экологически грязных производств;
— от оттока валютных средств из экономики;
— стратегически важных отраслей национальной экономики от засилья иностранного капитала;
— природных ресурсов от их нерационального использования.
Определенные виды деятельности являются государственной монополией и закрыты для иностранных инвестиций.
— производство любых видов оружия, боевых припасов, взрывчатых веществ, пиротехнических изделий, а также ремонт боевого оружия;
— изготовление и реализация наркотических, сильнодействующих и ядовитых веществ;
— посев, возделывание и сбыт культур, содержащих наркотические и ядовитыевещества;- переработка руд драгоценных металлов, радиоактивных и редкоземельных элементов;
— производство ликероводочных, табачных изделий и др.
Ограничение на деятельность иностранных компаний существует и в западных странах. Смысл подобных ограничений состоит в том, чтобы держать под национальным контролем важнейшие системы жизнеобеспечения страны, а также избежать чрезмерной зависимости некоторых особенно важных отраслей экономики от решений, принимаемых за пределами национальных рубежей.
Ключевые термины: инвестиции; инвестиционный процесс; источники финансирования; капитальные вложения; структура капитальных вложений; амортизация; инвестиционный климат; иностранные инвестиции; импорт капитала; экспорт капитала.
1. Каковы особенности инвестиционной политики государства в переходной экономике?
2. Как классифицируется структура инвестиций по видам?
3. Назовите главные источники инвестиций и их ограничения.
4. В чем суть амортизационной политики как инструмента государственного регулирования воспроизводства основного капитала?
5. Какова роль государственного финансирования инвестиций?
6. Назовите формы и методы государственного регулирования инвестиционной деятельности.
7. Каковы направления правового регулирования инвестиционного процесса в России?
8. В чем заключается государственное регулирование иностранных инвестиций в национальную экономику?
9. Каковы главные причины оттока капитала из России?
Источник