Разработка механизмов привлечения инвестиций в национальную экономику
Рубрика: Экономика и управление
Статья просмотрена: 4375 раз
Библиографическое описание:
Шакуров, Р. М. Разработка механизмов привлечения инвестиций в национальную экономику / Р. М. Шакуров. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 1 (48). — С. 204-207. — URL: https://moluch.ru/archive/48/6002/ (дата обращения: 12.06.2021).
В современной экономической ситуации, характеризующейся в том числе острым дефицитом ресурсов для производственного инвестирования и модернизации экономики, значимость долгосрочных, не спекулятивных инвестиций для экономики России трудно переоценить. Учитывая серьезное технологическое отставание российской экономики по большинству позиций, России необходимы финансовые ресурсы, которые могли бы принести новые (для России) технологии и современные методы управления, а также способствовать развитию отечественных инвестиций.
В настоящее время организационно-экономическими механизмами привлечения инвестиций в экономику Российской Федерации являются:
федеральные целевые программы;
внедрение механизмов государственно-частного партнерства (ГЧП);
образование государственной корпорации «Банк развития»;
региональные агентства по привлечению инвестиций;
подготовка специальных площадок для застройки инвесторами;
венчурные инструменты и т. п.
Остановимся подробнее на этих механизмах.
Инвестиционный фонд и механизмы ГЧП
Государственно-частное партнерство (ГЧП) — важнейший и наиболее универсальный механизм государственной инвестиционной политики, реализация которого в России с каждым годом набирает обороты.
Используя механизмы ГЧП, государство может привлечь частные деньги для осуществления приоритетных проектов, повысить эффективность управления инфраструктурой. Стимулировать развитие инноваций. Бизнес, со своей стороны, получает допуск к новым сегментам рынка, повышает рентабельность проекта и возможность реализации масштабных проектов, которые невозможно профинансировать на рыночных условиях.
Области применения ГЧП разнообразны — от совместной выработки стратегических направлений развития национальной экономики до реализации конкретных инвестиционных проектов [1, c .18].
Инвестиционный фонд Российской Федерации — один из важнейших инструментов реализации масштабных инвестиционных проектов, имеющих общегосударственное значение и осуществляемых на условиях государственно — частного партнерства.
Государственная поддержка из Фонда предоставляется в форм
софинансирования на договорных условиях инвестиционных проектов с формированием прав собственности Российской Федерации;
направления средств в уставные капиталы юридических лиц;
предоставление государственных гарантий Российской Федерации под инвестиционные проекты.
Предоставление поддержки в виде софинансирования на договорных условиях пользуется наибольшей востребованностью среди инициаторов инвестиционных проектов — около 85 % поступивших заявок.
По подавляющему большинству одобренных инвестиционных проектов государственные вложения направляются на создание объектов федеральной инфраструктуры. Развитая инфраструктура страны существенно повышает ее рейтинг инвестиционной привлекательности. В последующем, по завершении реализации подобных инвестиционных проектов они будут играть роль катализаторов для привлечения новых инвестиций и новых проектов в смежных отраслях.
В начале 2006 г. вступил в силу Федеральный закон «О концессионных соглашениях». С точки зрения повышения эффективности бюджетных расходов бесспорным преимуществом концессионной схемы реализации инвестиционных проектов является то, что привлекаемые средства частных инвесторов в полном объеме направляются на улучшение и (или) создание государственного имущества. Как показывает мировой опыт концессионного взаимодействия, концессионер, вкладывая собственные средства в объекты инфраструктуры, стремится и действительно обеспечивает максимальную эффективность на всех стадиях реализации проектов — как на инвестиционной, так и на операционной. В настоящее время соглашения достаточно активно используются в ЖКХ, при строительстве и реконструкции инфраструктурных объектов и т. д.
Следует отметить, что сохраняются некоторые сложности по реализации концессионных проектов, в частности, неадаптированность бюджетного законодательства к совместному инвестированию государством и частными компаниями в объекты концессионных соглашений, а также процедурные расхождения между основными правовыми актами, регулирующими концессионные соглашения и функционирование Инвестиционного фонда Российской Федерации.
Федеральные целевые программы
Федеральные целевые программы (ФЦП) представляют собой увязанный по задачам, ресурсам и срокам осуществления комплекс мероприятий, обеспечивающий эффективное решение системных проблем в области государственного, экономического, социального, культурного развития Российской Федерации.
В контексте государственной инвестиционной политики ФЦП может служить достаточно гибким инструментом для повышения инвестиционной привлекательности страны. Однако его использование возможно лишь в исключительных случаях, когда речь идет о депрессивных территориях страны, не имеющих объективных возможностей реализовывать инвестиционную политику своими силами.
Основными достоинствами и особенностями федеральных целевых программ являются:
концентрация ресурсов на решение приоритетных комплексных задач;
возможность в рамках программы комбинировать и объединять усилия федеральных, региональных органов исполнительной власти и частного сектора экономики;
длительный горизонт планирования, сопоставимый со сроками отдачи и окупаемости инвестиций и позволяющий оценивать среднесрочные и долгосрочные социально-экономические эффекты;
системный подход к формированию комплекса взаимосвязанных по ресурсам и срокам реализации мероприятий для достижения поставленных целей;
высокая степень прозрачности государственных заказов и закупок в рамках программных мероприятий;
обеспечение контроля за эффективностью расходования средств государственного бюджета, а также иных средств.
Эти программы направлены на формирование необходимой инфраструктуры территорий и благоприятного инвестиционного климата для развития приоритетных отраслей экономики [2, c .142–145].
В мае 2007 г. Федеральный закон «О Банке развития» подписан Президентом Российской Федерации. Закон предусматривает создание госкорпораций на базе Внешэкономбанка, а также капиталов Российского банка развития и Российского экспортно-импортного банка. Целью создания банка является среднесрочное и долгосрочное финансирование инвестпроектов в приоритетных отраслях экономики, а также финансовая поддержка экспортно-импортной политики. Банк сможет выдавать гарантии от коммерческих и политических рисков участникам проектов, которые реализуются банком.
Банк развития выступает не в качестве источника государственных ресурсов для заведомо убыточных проектов, а в роли катализатора процессов финансирования приоритетных секторов, предприятий и сфер бизнеса с привлечением ресурсов частного бизнеса. С его деятельностью связано более равномерное распределение инвестиционных ресурсов по регионам страны.
В соответствии с государственной программой «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий» осуществляется подготовка инфраструктуры для строительства технопарков ы РФ. Технопарки в сфере высоких технологий, био- и медицинских технологий, приборостроении, машиностроении, электронной техники, новых материалов.
Реализация этой программы будет способствовать повышению инвестиционной привлекательности страны.
Для реализации в России была выбрана модель создания государственного фонда венчурных фондов — «Российской венчурной компании», которая предполагает существование трехуровневой структуры взаимодействия государства, частных управляющих компаний и стартапов, т. е. непосредственно производителей технологий.
На Российскую венчурную компанию возложены две основные функции: отбор лучших венчурных управляющих компаний на конкурсной основе и приобретение паев венчурных фондов, создаваемых этими компаниями. Российская венчурная компания — государственный фонд венчурных фондов Российской Федерации. Российская венчурная компания инвестирует свои средства в инновационный сектор через частные венчурные фонды, предоставляя каждому из них 49 % от инвестиционных ресурсов [3, c .26].
Функции органов исполнительной власти субъектов РФ в использовании этого инструмента могут заключаться в выделении и продвижении наиболее перспективных инновационных проектов и наработок на федеральном уровне, что может на практике выражаться в их административной и консультативной поддержке, создание региональных инкубаторов, предоставлении дополнительных налоговых и административных преференций субъектам малого и среднего бизнеса, работающим в hi — tech сегменте.
Задачей Российского инвестиционного фонда информационно-коммуникационных технологий является поддержка перспективных проектов в сфере ИКТ на начальном этапе их развития. Из федерального бюджета в капитал фонда предусмотрено выделение около 1,5 млрд. руб. Первоначально фонд будет полностью государственным. В дальнейшем, по мере привлечения частных инвесторов, планируется постепенный выход государства из капитала фонда.
Региональные агентства по привлечению инвестиций
В настоящее время в большинстве регионов существуют специализированные органы государственной власти или агентства (корпорации) по привлечению инвестиций, занимающиеся вопросами сопровождения проектов, то есть внимательного и своевременного решения административно-правовых вопросов, возникающих у инвестора в ходе подготовки и реализации проектов, создании площадок для инвестиций и проведения мероприятий по улучшения имиджа региона и распространению информации об инвестиционном климате в регионе.
Международный опыт показывает, что агентства по привлечению инвестиций могут быть действенным средством по работе с инвесторами. Российским региональным агентствам на сегодняшний момент часто не хватает опыта и знаний лучшей мировой практики работы с инвесторами, а также финансовых ресурсов, необходимых для подготовки площадок для инвестиций. К решению этих проблем может быть привлечен федеральный центр. В частности необходима организация обучающих программ и программ обмена опытом между региональными агентствами. Следует также рассмотреть возможность создания специального фонда, который на конкурсной основе мог бы оказать регионам финансовую помощь в создании площадок для реализации инвестиционных проектов и других мероприятий, направленных на привлечение инвестиций в регион.
Беляева И. В. Методологические основы формирования благоприятного инновационно-инвестиционного климата в стране// Вестник Тамбовского университета: Гуманитарные науки.2010.Т.83.№ 3.С.18–23.
Юзович Л. И. Формирование инвестиционных ресурсов в российской экономике и их распределение между субъектами экономических отношений // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета.2010.№ 2. С. 142–145
Ведев А., Данилов Ю., Масленников Н., Моисеев С. Структурная модернизация финансовой системы России // Вопросы экономики. 2010. № 5. С. 26–42.
Источник
Частные инвестиции: механизм привлечения
Вот уже более 200-х лет в экономическом сообществе не утихают споры о приоритете частных и государственных инвестиций и роли каждой из них в развитии производственного потенциала любой социальной группы. Начиная с времен Адама Смита, Карла Маркса и опыта «успешного» построения социализма в отдельно взятой стране и заканчивая современными постулатами построения информационной экономики постмодерна, так и нет единого мнения на счет того, должна ли быть экономика построена полностью на принципах частной инициативы или все таки государственные корпорации должны быть определяющими производственными силами.
Опыт становления экономики, например Китая (одна страна две системы), наглядно показал, насколько призрачна грань между многоукладной частной экономикой и государственным корпоративизмом. В этой статье будет рассказано о том, что понимается под категорией «инвестиции частные», какие они имеют формы и какие необходимы условия для привлечения инвестиций в частное предпринимательство.
Общее понятие феномена частных инвестиций
В расширенном экономическом определении частные инвестиции это — финансовые, материальные и интеллектуальные ресурсы принадлежащих на неотъемлемом (защищенном) праве собственности, используемые для вложения в перспективные проекты (бизнесы) и активы с целью получения как материально выраженных благ, так и целей связанных с социальными или гуманитарными потребностями
Во многом частные инвестиции как область человеческой (предпринимательской) деятельности определяется такими факторами как:
- общее состояние делового климата в стране, в первую очередь наличие неоспариваемого права частной собственности, не коррумпированной судебной и правоохранительной системы
- доступность инвестиционных ресурсов (заемного капитала, например),
- развитостью финансовой инфраструктуры – наличие мощной банковской системы, фондовых рынков, системы оборота рыночных активов
- отсутствие монополий, как на общегосударственном уровне, так и на местных локальных рынках, защита и развитие конкуренции как основного принципа развития частной инициативы
- система доступности предпринимателей (и тех, кто хочет ими стать) к независимым источникам информации, распространенность экономических знаний, общий уровень финансовой грамотности населения как потребителя и агента инвестиционного рынка
Как видно из всего вышеперечисленного, значимых факторов для развития инвестиционной активности много и главная роль здесь отводится не только государству, но и во многом важна роль самого общества, готового уйти от архаических форм патерналистского существования и готового сделать ставку на частную инициативу и предприимчивость.
Если обратиться к статистическим данным за последние несколько лет, то процесс развития частного инвестиционного поведения всех субъектов предпринимательской деятельности в России находится всего лишь на половине пути к созданию конкурентной частной экономики.
Как видно из таблицы основными агентами на инвестиционном рынке страны являются субъекты частной формы, достигнув более половины всех источников развития инвестированного капитала. С одной стороны это явный прогресс по сравнению со многими развитыми странами. Но если брать для сравнения, например передовые страны, то корпорация частных инвестиций США насчитывает более 70% в общей структуре экономики.
Таким образом есть в России еще над чем работать в этом направлении, хотя надо признать, что в последнее время нарастают негативные тенденции сокращения доли малого и среднего бизнеса и такой эффект вытеснения частных инвестиций непременно скажется на высоком уровне потребительских цен, за счет возрастающей монополизации российской экономики.
Основные инвестиционные инструменты частного бизнеса, виды и краткая характеристика
В достаточной степени благодаря развитию современных коммуникационных технологий и практического отсутствия ограничений на трансграничное перемещение капитала, для частных инвесторов существует большое количество инвестиционных активов, о которых совсем недавно многие предприниматели могли лишь только мечтать.
В общем виде инструменты для частного инвестирования можно представить несколькими основными группами активов:
- Капитальные активы или инвестиции, имеющие основное направление для развития средств производства. К ним относятся:
- Объекты капитального строительства имеющих производственное значение или для оказания услуг – это здания сооружения и коммуникации, которые могут быть в частной собственности
- Земельные участки (за исключением недр — как государственного актива), со всеми атрибутами собственности и распоряжения ими (управление, наследство и прочее)
- Права на капитальные объекты и землю имеющие формы, например, долгосрочной аренды, концессии или бессрочного пользования
- Промышленное оборудование, объекты транспорта и различные материальные активы, используемые непосредственно в деловом обороте.
К этой категории можно отнести, например, ряд инвестиционных привилегий, предоставляемых государством для ведения бизнеса в значимых отраслях промышленности. Например, государственные гарантии и льготные кредиты как механизм привлечения частных инвестиций в ЖКХ являются, несомненно, инвестиционным инструментом, при умелом использовании которого можно достичь определенного конкурентного преимущества на инвестиционном рынке.
- Финансовые инвестиционные ресурсы. Наиболее многочисленная группа инвестиционных инструментов, применяемая любым видом бизнеса. Привлекательность финансовых активов в первую очередь обусловлена их самой высокой ликвидностью, возможность быстрого и беспрепятственного трансграничного обмена, большой капиталоемкостью. Другой стороной этой группы является более высокие риски, связанные с выпуском, обращением или хранением. Например, всем хорошо известны риски российской банковской системы с многомиллиардными финансовыми убытками, риски связанные с валютой и т.п. Тем не менее, финансовые активы являются самыми востребованными на инвестиционном рынке и к ним относятся:
- Денежные активы в виде банковских депозитов и кредитов (частные инвестиционные займы), различных схем финансирования инвестиций за счет собственных активов бизнеса (резервы, амортизационные отчисления)
- Ценные бумаги в виде акций, облигаций и других эквивалентов денежного обращения. Причем надо отметить, что для инвестиционных целей не все ценные бумаги могут быть использованы по своему определению. Например, акция как ценная бумага выступает инвестицией, если она используется для вложения капитала с целью получения дивидендов или участия в доле акционерного капитала (например, для получения контроля над бизнесом). Если же акции приобретаются на фондовой бирже с целью дальнейшей перепродажи (в краткосрочном периоде времени), то такое вложение не подпадает под категорию инвестиций
- Нематериальные активы или интеллектуальная собственность как перспективные активы будущего. Это группа инвестиционных инструментов, которая будет главенствующей в обозримой перспективе и темпы ее роста во всей мировой экономике довольно впечатляющие. Стоит только посмотреть на динамику стоимости акций таких компаний как Гугл, Фэйсбук, Юбер или Амазон и на уровень их капитализации, то становится ясно, что знания действительно стали активом, за который инвесторы готовы платить очень большие деньги.
В эту группу инвестиционных активов могут входить:
- Активы, инвестируемые в создание и приобретение компьютерного программного обеспечения как для компьютерных систем (включая программные продукты, на которые организации не имеют исключительных прав, а также плату за установку программных средств), так и для прикладного программного обеспечения и баз данных
- Инвестиции, направленные на создание и приобретение оригиналов фильмов, произведений живописи, скульптуры, графики, дизайна, графических рассказов, комиксов и других произведений изобразительного искусства, оригиналы авторских рукописей (автографов) литературных и музыкальных произведений.
- Инвестиционный капитал, вкладываемый в научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы, выполняемые коммерческими организациями (за исключением кредитных), собственными силами, или являющимися по договору заказчиками указанных работ, по которым получены результаты, подлежащие правовой охране, т.е. патентное право.
Как можно заметить, что даже достаточно поверхностный и общий перечень частных инвестиционных активов включает в себя практически весь спектр доступных материальных и нематериальных активов, даже такой, как управление частными инвестициями. Под этим термином следует понимать, как способность менеджмента компании реализовывать поставленные инвестиционные задачи, так и теми возможностями, которые предоставляет государство в виде его политики в отношении частного предпринимательства.
Источник