Льготы для иностранных инвесторов
В соответствии со ст. 16. Федерального закона РФ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» льготы по уплате таможенных платежей предоставляются иностранным инвесторам и коммерческим организациям с иностранными инвестициями при осуществлении ими приоритетного инвестиционного проекта в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Так, в соответствии со ст. 150 Налогового кодекса РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) ввоз на таможенную территорию РФ технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к оборудованию, ввозимых в качестве вклада в уставные (складочные) капиталы организаций. Порядок предоставления тарифных льгот иностранному инвестору соответствует ст. 37 Закона РФ от 21.05.1993 г. № 5003-1 «О таможенном тарифе».
Законодательство РФ предусматривает для иностранных инвесторов также льготы нетарифного характера, в частности, иностранные инвесторы и коммерческие организации, в уставном капитале которых иностранные инвестиции составляют не менее 30%, имеют право без лицензии экспортировать произведенную продукцию, за исключением случаев, предусмотренных международными договорами, действующими в РФ.
На региональном уровне субъекты Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции могут предоставлять иностранным инвесторам льготы и гарантии, осуществлять финансирование и оказывать поддержку инвестиционного проекта, осуществляемого иностранным инвестором, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, а также внебюджетных средств.
Источник
Основные льготы при иностранных инвестициях
Проблема льгот для зарубежных инвесторов и предприятий с иностранными инвестициями (ПИИ) обсуждается весь период их применения в России.
Проблема льгот для зарубежных инвесторов и предприятий с иностранными инвестициями (ПИИ) обсуждается весь период их применения в России. Так, было значительно скорректировано право иностранного партнера беспошлинно ввозить имущество, предназначенное для формирования уставного капитала предприятия, что способствует привлечению прямых инвестиций и созданию современных производственных мощностей.
По мнению инвесторов, основной причиной нестабильности является нечетко сформулированная норма закона «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», в котором указано, что иностранным инвесторам и контролируемым ими предприятиям «могут быть предоставлены» таможенные льготы, согласно Таможенному кодексу России.
Но если фирма воспользуется Таможенным кодексом, то в соответствующих разделах (например, ст. 37) не будет вполне раскрыт их смысл (сведения о содержании преференции содержатся в подзаконных актах, и, как правило, в документах Федеральной таможенной службы).
Основное условие льготного ввоза в РФ имущества иностранного партнера ПИИ следующее. Товары, ввозимые на таможенную территорию России в качестве вклада иностранного учредителя ПИИ в уставные капиталы, освобождаются от обложения таможенными пошлинами, если они не являются подакцизными, относятся к основным производственным фондам (основным средствам) и ввозятся в сроки, установленные учредительными документами для формирования уставного капитала.
Главным критерием отнесения активов к основным либо оборотным средствам (фондам) является срок полезного использования (эксплуатации). Стоимостные характеристики в этих целях не применяются, т. е. признается недействующим прежнее положение, согласно которому к основным средствам не относились предметы стоимостью менее 100-кратного размера установленного российским законодательством минимального размера месячной оплаты труда за единицу.
Тарифные льготы предоставляются, если товары декларировались как вклад иностранного учредителя в уставный капитал ПИИ, и были ввезены в точно определенный период (до истечения сроков формирования уставного капитала, определенных учредительными документами, либо в соответствии с законодательством РФ). Как правило, срок не может превышать одного года с даты государственной регистрации ПИИ. Совершать любые, в том числе такие, действия предприятия могут лишь получив юридическую дееспособность, т. е. будучи зарегистрированными и внесенными в Единый государственный реестр юридических лиц.
Льготы по уплате таможенной пошлины могут предоставляться при первоначальном формировании уставного капитала ПИИ, а также его увеличении. Такие операции могут совершаться, если внесены и зарегистрированы изменения в учредительные документы ПИИ. Причем любые изменения регистрируются в органах государственной регистрации юридических лиц, от¬носящихся к налоговой системе РФ. Это означает, что только после окончания данной процедуры ПИИ может подавать документы для предоставления льготного порядка таможенного оформления. До завершения государственной регистрации изменений и дополнений в учредительные документы предприятия тарифные льготы в отношении таких товаров не предоставляются.
Важно что, согласно закону об иностранных инвестициях, таможенные льготы предоставляются только инвесторам и ПИИ, участвующим в реализации приоритетных инвестиционных проектов. К ним относятся проекты, включенные в перечень, утверждаемый правительством РФ, которые могут быть двух видов: проекты с суммарным объемом иностранных инвестиций не менее 1 млрд. руб. и проекты, в которых минимальная доля иностранных инвесторов в уставном капитале составляет не менее 100 млн. руб.
Следует отметить, что в письме ФТС России № 01-06/34547 от 4 октября 2006 г. указано, что право на освобождение от уплаты таможенных пошлин и НДС при ввозе иностранным партнером имущества, составляющего его долю в уставном капитале предприятия, может получить ПИИ, зарегистрированное в форме общества с ограниченной ответственностью (ООО), если оно представит таможне учредительные документы, прошедшие регистрацию в связи с будущим пополнением уставного капитала. Регистрация проводится в соответствии с положениями закона о государственной регистрации юридических лиц.
Таможенная льгота предоставляется по усмотрению таможенного ведомства, и нередко для таможенного оформления товара — вклада в уставный капитал необходимо представить заключение Минздравсоцразвития, Минэкономразвития, Минприроды и других министерств и ведомств, хотя такой порядок ни в каких документах не зафиксирован.
Отмечается, что постепенно были отменены льготы для иностранных инвесторов, касающиеся налогообложения (фактически они не применялись). Особый режим взимания налогов был установлен в 2002 -2004 гг. ревизиями Налогового кодекса РФ для участников соглашений о разделе продукции (СРП).
Многие регионы используют такие инструменты привлечения инвесторов, как освобождение или отсрочка платежей налогов в местные бюджеты, освобождение от налогообложения части прибыли, направляемой на инвестиции, а также различные гарантии инвесторам и др. Регионы, имеющие собственное инвестиционное законодательство, создавали его для инвесторов вообще, а не для иностранных или российских. При поддержке местной администрации в ряде регионов успешно действуют ПИИ в некоторых отраслях промышленности (автосборочные, кондитерские, табачные, пивоваренные, по производству строительных материалов и др.).
Своеобразной льготой можно считать систему гарантий, предоставляемых иностранным инвесторам. По мнению экспертов, закон об иностранных инвестициях является по сути документом о системе государственных гарантий, предоставляемых иностранным инвесторам и предприятиям с их участием.
Одной из важнейших является гарантия от неблагоприятного изменения для иностранного инвестора и предприятия с его участием законодательства РФ — «стабилизационная оговорка» («дедушкина»). На нее могут рассчитывать лишь ПИИ, в уставном капитале которых доля иностранного инвестора превышает 25%, и они осуществляют приоритетные инвестиционные проекты (независимо от долей иностранцев в уставных капиталах).
Основные положения этой гарантии следующие. Новые федеральные законы и иные нормативные акты, а также вносимые в них изменения и дополнения не применяются, если принимаются новые федеральные законы и иные нормативные акты, изменяющие:
ставки ввозных таможенных пошлин, за исключением таможенных пошлин, вызванных применением мер по защите экономических интересов РФ;
ставки федеральных налогов, за исключением акцизов и налога на добавленную стоимость на товары, произведенные на территории России;
ставки взносов в государственные внебюджетные фонды, за исключением взносов в Пенсионный фонд, либо в действующие нормативные акты вносятся изменения и дополнения, приводящие к увеличению совокупной налоговой нагрузки на деятельность иностранных инвесторов и ПИИ, реализующих приоритетные инвестиционные проекты, или же устанавливающие режим запретов и ограничений в отношении иностранных инвестиций в России по сравнению с совокупной налоговой нагрузкой и режимом, действовавшими в соответствии с российскими нормативными актами на день начала финансирования приоритетного инвестиционного проекта.
Стабильность для указанных инвесторов гарантируется в течение срока окупаемости инвестиционного проекта, но не более чем на 7 лет с даты начала его финансирования за счет иностранных инвестиций. В исключительных случаях, т. е. при реализации приоритетного инвестиционного проекта в сфере производства или создания транспортной либо иной инфраструктуры с суммарным объемом иностранных инвестиций не менее 1 млрд. руб., срок окупаемости которого превышает 7 лет, правительство РФ принимает решение о его увеличении. Однако стабилизационная оговорка не действует, если новые нормативные акты, а также изменения и дополнения, вносимые в действующие акты, имеют целью защиту основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других с лиц, обеспечение обороноспособности и безопасности страны.
В принятом в 2005 г. концессионном законодательстве также содержится норма, которую с определенной долей условности можно квалифицировать как «стабилизационную оговорку», суть которой в следующем. Во-первых, концессионер должен обеспечить, чтобы в тексте концессионного соглашения содержалась ссылка на соответствующую статью закона (ст. 20) и была прописана процедура ее применения. Во-вторых, статья не содержит конкретных указаний на законодательные акты и содержащиеся в них нормы, на которые концессионер может «не обращать внимания», т. е. если принимаются нормативные акты, «ухудшающие положение концессионера таким образом, что он в значительной степени лишается того, на что рассчитывал при заключении концессионного соглашения, стороны изменяют условия соглашения в целях обеспечения имущественных интересов концессионера на дату заключения соглашения». В-третьих, если концессионер работает с товарами или услугами, тарифы на которые регулируются, то при их изменении в период действия соглашения и при условии, что при этом концессионеру наносится ущерб, он вправе потребовать их пересмотра
В системе российского законодательства, касающегося иностранных инвесторов, важное значение имеют преференции, предоставляемые автомобильным компаниям. В соответствии с постановлением правительства РФ № 166 от 29 марта 2005 г. и другими документами на большинство видов автомобильных компонентов (части кузова, шасси, двигатели, амортизаторы, глушители и др.) ставки ввозных пошлин с 2005 г. снижены с 5 — 20 до 0 — 5%, т. е. большинство товаров ввозятся беспошлинно (или ставки пошлин невелики). Такие льготы могут предоставляться только автомобильным заводам (с участием иностранного партнера или без него), которые намерены заниматься промышленной сборкой (к ней относится система серийного производства с проектной мощностью предприятия не менее 25 тыс. автомобилей в год).
Другим обязательным моментом для получения льгот является постепенное выполнение автосборочным предприятием следующих условий:
обязательство организовать сварку, окраску и сборку кузова не позднее чем через 18 месяцев (для действующих предприятий), а для вновь создаваемых производств не позднее чем через 30 месяцев;
не позднее чем через два года после организации на предприятии сварки, окраски и сборки кузова российские предприятия должны сократить ввоз автокомпонентов в стоимостном исчислении от общей стоимости не менее чем на 10%. Через 3,5 года производитель обязан на 10% сократить ввоз автокомпонентов и на столько же — через 4,5 года. Благодаря такой системе российский автопром постепенно перейдет к созданию отечественного производства аналогов ввозимых в настоящее время в РФ автокомпонентов.
Другим проявлением льготного режима является современное законодательство об особых экономических зонах (ОЭЗ) в Российской Федерации, причем после принятия в 2005 — 2006 гг. новых нормативных актов перечень преференций увеличился.
Первой официально образованной ОЭЗ в России была Калининградская. В 2006 г. был принят новый закон об этой зоне, заменивший закон 1996 г. В настоящее время для резидентов этой зоны установлены следующие преференции.
На территории Калининградской области устанавливается таможенный режим свободной таможенной зоны (СТЗ), при котором иностранные товары ввозятся на территорию ОЭЗ и используются в ней без уплаты таможенных пошлин и налогов, применения запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности. Важно, что режим СТЗ действует в отношении иностранных товаров, ввозимых на территорию Калининградской области и используемых на этой территории только юридическими лицами, государственная регистрация которых осуществлена в области в порядке, установленном законодательством РФ, т. е. резидентами зоны. Размещенные таким образом товары, а также продукты их переработки могут потребляться исключительно на территории области. Это не означает, что такая продукция не может быть вывезена с территории ОЭЗ, однако в этом случае действие режима СТЗ прекращается с такими последствиями, как уплата таможенных платежей, налогов и др.
Допустимые операции по переработке товаров, помещенных под таможенный режим СТЗ, применяемый в Калининградской области, включают переработку или обработку товаров; изготовление новых товаров, в том числе монтаж, сборку или разборку; ремонт изделий, включая их восстановление, замену частей, восстановление потребительских свойств; переработку товаров, используемых в процессе производства товарной продукции или способствующих выпуску, даже если они полностью или частично потребляются в процессе переработки.
Режим СТЗ может быть завершен выпуском для свободного обращения ввезенных товаров и (или) продуктов их переработки. Как только данная продукция помещается под таможенный режим выпуска для внутреннего потребления либо под иной таможенный режим в соответствии с Таможенным кодексом, режим СТЗ для ввезенных иностранных товаров перестает действовать.
В дальнейшем таможенное обложение этих товаров может осуществляться следующим образом.
Выпуск ввезенных товаров для свободного обращения. В этом случае уплачиваются суммы таможенных пошлин и налогов, которые подлежали бы уплате, если бы ввезенные товары были заявлены к выпуску для свободного обращения в день помещения товаров под таможенный режим СТЗ. Общая налогооблагаемая база при этом определяется исходя из таможенной стоимости и (или) количества иностранных товаров на день принятия таможенным органом таможенной декларации с заявленным таможенным режимом. Курс иностранной валюты по отношению к российской валюте устанавливается Банком России для целей учета таможенных платежей.
Выпуск для свободного обращения продуктов переработки при условии идентификации ввезенных товаров. В отношении такой продукции уплачиваются суммы таможенных пошлин и налогов, которые подлежали бы уплате, если бы ввезенные и использованные в процессе переработки товары (материалы, сырье, комплектующие) были заявлены к выпуску для свободного обращения в день помещения товаров под таможенный режим СТЗ, применяемый в Калининградской области. Определение налогооблагаемой базы и курса валют рассчитывается аналогично указанной методике.
При отсутствии идентификации (проставление заявителем, переработчиком или должностным лицом таможенного органа печатей, штампов, цифровой или другой маркировки на ввезенные товары; подробное описание ввезенных товаров, их фотографирование, изображение в масштабе; сопоставление результатов исследования проб или образцов ввезенных товаров и продуктов их переработки; использование серийных номеров или другой маркировки производителя ввезенных товаров) положения предыдущего абзаца применяются в случае, если декларант представит документы и сведения, подтверждающие таможенную стоимость и (или) количество иностранных товаров, помещенных под таможенный режим СТЗ.
Хотя закон 1996 г. утратил силу с июля 2006 г., юридические лица, осуществляющие деятельность в ОЭЗ (на основании закона 1996 г.), могут воспользоваться некоторыми особенностями применения современного таможенного режима СТЗ.
Во-первых, при выпуске для свободного обращения продуктов переработки товаров, ввезенных в соответствии с режимом СТЗ, таможенные пошлины и налоги не уплачиваются, если товары соответствуют критериям достаточной переработки, установленным законом 2006 г. о Калининградской ОЭЗ. Таких критериев два: в результате осуществления операций по переработке или изготовлению товаров произошло изменение классификационного кода товаров по ТН ВЭД на уровне любого из первых четырех знаков; в результате переработки или изготовления товаров произошло изменение стоимости товаров при достижении доли добавленной стоимости в 30%.
Во-вторых, при вывозе с территории ОЭЗ продукции, полученной в результате переработки товаров, ввезенных в соответствии с режимом СТЗ, вывозные таможенные пошлины не уплачиваются, если выполнены указанные условия достаточной переработки.
Таким образом, данные правила применяются только в отношении юридических лиц, зарегистрированных в соответствии с законом 1996 г., в течение 10 лет со дня вступления в силу закона 2006 г. После истечения этого срока режим СТЗ с отмеченными особенностями не применяется.
С апреля 2006 г. на территории Калининградской ОЭЗ действует особый порядок уплаты налогов на прибыль и имущество организаций. В течение первых 6 лет фирма, включенная в список резидентов, будет уплачивать налоги по нулевой ставке, затем еще 6 лет лишь в размере 50% от ставки, определенной налоговым законодательством (для налога на прибыль ставка составляет 24%).
Эти льготы относятся к части прибыли, полученной от реализа¬ции инвестиционного проекта, и к имуществу, созданному или приобретенному для его реализации. Указанные льготы действительны лишь в течение 25 лет — срока действия федерального закона (начиная с даты его вступления в силу — 1 апреля 2006 г.).
С вступлением в силу в 2005 г. закона «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» (с дополнениями и изменениями 2006 г.) появилась возможность организовывать ОЭЗ новых типов. Согласно закону, могут создаваться промышленно-производственные (ППЗ), технико-внедренческие (ТВЗ) и туристско-рекреационные (ТРЗ) особые экономические зоны, и каждая из них наделена своими привилегиями.
Налогообложение. Согласно законодательству об ОЭЗ, налогообложение резидентов ОЭЗ осуществляется в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах. Подробные сведения о фискальных особенностях в отношении резидентов зон приведены в законе «О внесении изменений в некоторые законодательные акты в связи с принятием Федерального закона «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» (№ 117-ФЗ от 22 июля 2005 г.). Кроме этого, следует руководствоваться законом № 75 от 3 июня 2006 г. «О внесении изменений в часть вторую Налого¬вого кодекса Российской Федерации. «.
Согласно законодательству о зонах, регионам и муниципалитетам разрешено предоставлять участникам ОЭЗ дополнительно собственные льготы (в пределах своей компетенции), что подтверждает опыт Московской области.
В г. Дубна Московской области создается технико-внедренческая особая экономическая зона, основными направлениями деятельности которой являются: нанотехнологии и новые материалы, заказное программное обеспечение; программные комплексы разведки и мониторинга месторождений нефти и газа; программно-аппаратные комплексы для таможенной службы; цифровые системы защиты информации; системы контроля и управления доступом; сетевые вычислительные системы; дизайн и центры обработки данных; силовая электроника; биотехнологии (инсулины и интерфероны), проектирование летательных аппаратов.
В декабре 2006 г. в закон Московской области «О льготном налогообложении в Московской области» были внесены изменения, устанавливающие налоговые льготы для резидентов ОЭЗ (снижение ставки налога на прибыль организаций на четыре процентных пункта, освобождение от уплаты транспортного налога, кроме легковых автомобилей, а также водных и воз¬душных транспортных средств).
Условием использования льгот является направление высвобожденных средств на развитие резидентов. Кроме того, резиденты могут применять льготы с первого числа квартала, следующего за датой признания их резидентами ОЭЗ, по 31 декабря 2010 г.
Таможенный режим. На территориях, принадлежащих ОЭЗ промышленного и технико-внедренческого типов, применяется режим свободной таможенной зоны (СТЗ), при котором иностранные товары размещаются и используются в зоне без уплаты таможенных пошлин и НДС, а российские — на условиях, применяемых к вывозу в соответствии с режимом экспорта с уплатой акцизов (но без уплаты вывозных пошлин). Эти правила распространяются лишь на продукцию, необходимую резидентам для ведения их деятельности (промышленной, или технико-внедренческой). При вывозе товаров, помещенных под режим СТЗ, за пределы зоны или при передаче их нерезиденту использование данного таможенного режима прекращается. Исключением является перемещение таких товаров из одной зоны в другую, но в целях использования в режиме СТЗ.
С размещенными таким образом товарами разрешается проводить любые операции в соответствии с условиями заключенных соглашений о ведении конкретной деятельности. Правительство РФ может устанавливать перечни запрещенных операций с ввозимой продукцией.
На срок существования ППЗ и ТВЗ под режим СТЗ могут быть помещены товары: ввозимые на таможенную территорию России с территорий иностранных государств; ввозимые на территорию ОЭЗ с остальной территории РФ; размещенные на территории ОЭЗ и приобретаемые у лиц, не являющихся их резидентами.
Если под режим СТЗ помещаются зарубежные товары, ввозимые с остальной территории России или приобретенные у нерезидентов, суммы уплаченных таможенных пошлин и НДС возвращаются таможенными органами, но при условии, что такая льгота предусмотрена таможенным законодательством России при фактическом вывозе этих товаров с таможенной территории страны.
С иностранных товаров, а также продуктов их переработки, помещенных ранее под режим СТЗ и выпускаемых из зоны для свободного обращения на остальную территорию РФ или передаваемых нерезидентам зоны, таможенные пошлины, НДС и акцизы взимаются по ставкам, действующим на дату принятия таможенной декларации. В отношении таких же, но российских товаров, перемещаемых аналогичным образом, таможня взимает лишь НДС и акцизы.
Следующий вариант трансграничных перемещений — вывоз российских и иностранных товаров с территории ОЭЗ за пределы таможенной территории РФ. В такой ситуации ввозные таможенные пошлины и налоги не взимаются, а вывозные пошлины подлежат уплате в соответствии с таможенным режимом экспорта. Исключение составляют товары иностранного происхождения, ввезенные на территорию ОЭЗ с территории другого государства, если они экспортируются из России в неизменном состоянии.
Оборудование и объекты недвижимости, ввезенные в зону в соответствии с режимом СТЗ, или товары, изготовленные из размещенных подобным образом комплектующих, полуфабрикатов и другой продукции, на момент прекращения деятельности зоны получают статус находящихся в свободном обращении на таможенной территории РФ, считаются и остаются собственностью лиц, бывших резидентами зоны. Таможенные налоги и сборы при этом не уплачиваются.
Особо следует рассмотреть таможенные льготы для участников ТРЗ, так как на резидентов этих зон не распространяется режим СТЗ при ввозе товаров на ее территорию, поскольку в соответствии с поправками 2006 г. к «базовому» закону о зонах 2005 г. это есть привилегия только резидентов ППЗ и ТВЗ.
О гарантиях. Резидентам всех типов особых зон государство предоставляет гарантию — «стабилизационную оговорку», суть которой в том, что акты законодательства РФ о налогах и сборах, нормативные документы аналогичного содержания субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, ухудшающие положение налогоплательщиков — резидентов зон, не применяются к ним в течение срока действия соглашений о ведении промышленно-производственной, технико-внедренческой и туристско-рекреационной деятельности. Исключение составляют нормативные акты, касающиеся налогообложения акцизной продукции.
Источник