Основные функции иностранных инвестиций
ЛЕКЦИЯ № 3. Иностранные инвестиции
1. Отток капитала
За последние годы в России появились предприятия и предприниматели, накопившие крупные капиталы. Крупные средства переводятся в западные банки из-за неустойчивого экономического положения в стране. Ожидалось, что Россия станет обращаться к зарубежным кредиторам для финансирования больших инвестиций по мере того, как страна акклиматизируется к рыночным отношеням. Этого не происходит, поэтому отток денежных ресурсов из России в несколько раз превышает их приток.
В 1993 г. Россия выдала более крупные кредиты зарубежным заемщикам, чем заняла сама.
Сальдо по активу текущего платежного баланса России (когда граждане ссужают больше денег, чем занимают) составило около 10 млрд долларов.
Это усилило инвестиционный «голод» в стране и привело к дальнейшему ослаблению национальной валюты.
Значительная часть накопленных российскими бизнесменами средств под влиянием риска возможного социального взрыва, при инфляции и непрерывном падения курса рубля, переправляется в западные банки или используется для покупки ценных бумаг и недвижимости.
Экономика России слишком нестабильна для осуществления долгосрочных инвестиций.
В связи с этим предприятия используют свои средства не для капиталовложения внутри страны, а для выдачи кредитов за рубеж.
Компании-экспортеры в основном хранят свои доходы на счетах в зарубежных банках вместо того, чтобы они находились в России и направлялись на новые инвестиции.
Этот процесс, известный как утечка капитала, в большинстве случаев носит противозаконный характер.
И все-таки гораздо надежнее помещать капитал в зарубежный банк со стабильной экономикой, чем в нестабильную российскую экономику.
Крупномасштабный отток иностранной валюты за пределы России вынудил принять организационно-правовые меры по усилению контроля за возвратом валютной выручки в страну.
Для того чтобы российские предприятия не боялись инвестировать средства в экономику России, нужно создать условия для уменьшения инвестиционного риска.
Величина риска может быть уменьшена за счет снижения инфляции, принятия стабильного экономического законодательства, основанного на рыночных потенциалах.
Главные источники оттока капитала могут быть как легитимными, так и нелегитимными.
В число легитимных источников включаются санкционированные инвестиции в экономику прочих стран в качестве создания совместных предприятий или дочерних фирм.
Совокупные масштабы оттока валюты не могут точно измеряться, так как финансовая статистика, естественно, учитывает только их легальную часть.
Технология проведения рыночных реформ предполагает последовательность.
Вместе со стимулированием притока капитала сразу же должны приниматься меры, препятствующие оттоку капитала заграницу.
2. Виды иностранных инвестиций
Осуществляемые на основе эффективного сотрудничества между странами потоки инвестиционного капитала приобретают все большее значение.
Иностранные инвестиции – это вклад иностранного капитала в активы национальных компаний.
Это может осуществляться как в денежной, так и в товарной форме.
Иностранные инвестиции – это то, что помогает стабилизировать экономику страны и способствует ее росту.
Классификация иностранных инвестиций
Финансовые ресурсы компании недолговечны, поэтому их очень сложно восполнить путем привлечения различных кредитов и займов. На это влияют высокая норма прибыли и низкий уровень налогообложения.
Выход из строя основных производственных фондов не должен превышать 25 % производственных мощностей. В 2006 г. он составил 50 %.
Поэтому для того, чтобы обеспечить процесс воспроизводства, объем инвестиций ежегодно должен составлять от 100 до 170 млн долларов. Существует ряд преимуществ привлечения в страну иностранных инвестиций:
1) возможность получения дополнительного финансирования крупных инвестиционных проектов;
2) передача опыта, накапливаемого страной-инвестором на мировом рынке;
3) стимуляция развития и роста внутренних инвестиций;
4) получение доступа к новейшим технологиям и методам организации производства;
5) помощь в разрешении денежных затруднений страны.
На территории Российской Федерации вложения иностранного капитала в объекты предпринимательской деятельности осуществляются на основе Федерального закона от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации».
Иностранным инвестором могут быть: иностранные юридические лица, организации, не являющиеся юридическим лицом, граждане, постоянно проживающие за рубежом, а также иностранные государства.
Иностранные инвестиции в России могут осуществляться путем:
1) долевого участия в предприятиях совместно с гражданами страны;
2) создания новых предприятий, принадлежащих иностранным инвесторам;
3) приобретения имущества и ценных бумаг;
4) получение прав на пользования землей и природными ресурсами;
5) заключение договоров, предусматривающих другие формы применения иностранных инвестиций.
Иностранные инвестиции подразделяются на: прямые, портфельные и пр.
Прямые иностранные инвестиции – это вложения, предусматривающие долговременные отношения между партнерами. Прямые зарубежные инвестиции – это больше, чем просто финансирование капиталовложений в экономику, хотя и необходимое России.
Эти инвестиции представляют также способ повышения производительности и технического уровня российских предприятий. Иностранная компания приносит с собой новые способы организации производства, новые технологии и прямой выход на мировой рынок.
Воздействуя на национальную экономику в целом, прямые иностранные инвестиции имеют преимущественное значение. Их роль заключается в следующем:
1) способность расширить инвестиционные процессы, поднять и оживить экономику;
2) передача опыта, обучение различным ноу-хау;
3) стимуляция производственных вложений;
4) помощь в развитии среднего и малого бизнеса;
5) устранение безработицы и повышение уровня доходов населения.
Портфельные иностранные инвестиции – приобретение прав на будущий доход посредством вложения капитала в акции иностранных предприятий без приобретения пакета акций. В этом случае необязательно создание новых производственных мощностей и контроль за ними.
Способы портфельного инвестирования:
1) покупка ценных бумаг на рынке заграничных государств;
2) покупка ценных бумаг в своей стране;
3) вклад капитала в иностранные паевые фонды.
Портфельные инвестиции отличаются от прямых тем, что перед ними не ставится задача контроля над предприятием.
Прочие инвестиции – кредиты иностранных финансовых организаций под гарантию правительства страны-заемщика. Этот вид иностранных инвестиций занимает более 57 % от общего объема инвестиций.
Государство гарантирует экспорт частного капитала. Страхование частных инвесторов государством практикуется во многих странах. Регулирование иностранных инвестиций между странами осуществляется заключением международных договоров. Есть ряд причин, по которым на сегодняшний день в России затруднено привлечение иностранного капитала:
1) отсутствие стабильной правовой базы затрудняет регулирование деятельности иностранных инвесторов;
2) ухудшение материального положения большей части населения;
3) активный рост коррупции и криминала в предпринимательской деятельности;
4) неразвитая инфраструктура, в том числе транспорт, связь, система коммуникаций, гостиничный сервис;
5) нестабильная политическая ситуация;
6) большие налоги и пошлины.
Но Россия может заинтересовать иностранных инвесторов:
1) богатые и недорогие природные ресурсы;
2) молодые высококвалифицированные и быстро обучаемые кадры;
3) большой внутренний рынок;
4) дешевая рабочая сила;
5) возможность участия иностранных инвесторов в приватизации;
6) быстрая сверхприбыль.
При правильном использовании возможностей Россия может выйти на первое место среди других западноевропейских стран. Официальная политика предполагает оказание поддержки прямым зарубежным инвестициям, но в силу вышеописанных причин иностранные компании испытывают большие затруднения, вкладывая капитал в российскую экономику.
Ранжирование стран мирового сообщества по индексу инвестиционного климата или обратному ему индексу риска являются обобщающим критерием инвестиционной привлекательности страны и критерием для зарубежных инвесторов.
Сегодня в России правовые условия для деятельности иностранных инвесторов являются критическими по сравнению с иными странами. В настоящее время правительство разрабатывает поправки к Закону об иностранных инвестициях.
Планируется освободить организации с иностранными инвестициями от уплаты импортных пошлин и налогов на необходимые производственные материалы и предоставить им право собственности на землю при создании новых предприятий.
Благодаря этому инвестиции из-за границы должны оказаться более перспективными.
3. Пути и меры по привлечению иностранных инвестиций
Привлечение инвестиций (как национальных, так и иностранных) в экономику России является необходимым средством устранения инвестиционного «голода» в государстве.
Важным моментом является страхование инвестиций от некоммерческих рисков.
Присоединение России к Многостороннему агентству по гарантиям инвестиций (МИГА), страхующему деятельность от политических и прочих некоммерческих рисков, является важным ходом в этой сфере.
Правила и законы, должны давать гарантию их применения к деятельности потенциальных инвесторов.
Правовой режим в России непостоянен, так как находится в стадии постоянного реформирования. Потребность государства в иностранных инвестициях составляет 10–12 млрд долларов в год. Хотя для того, чтобы иностранные инвесторы сделали такие вложения, нужны очень существенные преобразования в инвестиционном климате.
В ближайшем будущем законодательная база функционирования иностранных инвестиций должна будет улучшиться за счет принятия новейших редакций Закона об инвестициях, Закона о свободных экономических зонах и Закона о концессиях.
Большое значение также окажет законодательное определение прав собственности на землю.
Чтобы облегчить доступ иностранных инвесторов к информации о положении на инвестиционном рынке России, был создан Государственный информационный центр содействия инвестициям, организовавший банк предложений российской стороны по объектам инвестирования.
Для улучшения инвестиционного климата и стабилизации экономики требуется принятие ряда существенных мер, которые направлены на формирование в стране как общих условий развития цивилизованных рыночных отношений, так и специфических, непосредственно относящихся к решению вопроса о привлечении иностранных инвестиций.
Первоочередными мерами, имеющими общий характер, являются:
1) достижение между различными структурами власти, политическими партиями и прочими общественными организациями национального согласия;
2) ускорение работы Государственной думы над уголовным законодательством и Гражданским кодексом, целями которой является создание цивилизованного некриминального рынка в стране;
3) радикализация борьбы с преступностью;
4) ограничение темпов инфляции всеми мерами, известным в мировой практике, за исключением невыплаты работающим зарплаты;
5) пересмотр налогового законодательства в области стимулирования производства, а также его упрощение;
6) мобилизация свободных средств населения и предприятий на инвестиционные нужды с помощью увеличения процентных ставок по депозитам и вкладам;
7) внедрение в строительство системы оплаты объектов за конечную строительную продукцию;
8) запуск предусмотренного законодательством механизма банкротства;
9) предоставление налоговых льгот банкам, иностранным и отечественным инвесторам, которые идут на долгосрочные инвестиции, с тем, чтобы целиком компенсировать им убытки от очень медленного оборота капитала по сравнению с другими направлениями их деятельности;
10) формирование общего рынка со свободным перемещением товаров, капитала и рабочей силы в республиках бывшего СССР.
В числе мер по активизации инвестиций надо отметить:
1) срочное рассмотрение и принятие Думой нового закона об иностранных инвестициях в России;
2) принятие законов о концессиях и свободных экономических зонах;
3) создание системы приема иностранного капитала, которая включает конкурентную и широкую сеть институтов государства, коммерческих банков и страховых организаций, страхующих иностранный капитал от коммерческих и политических рисков, информационно-посреднических центров, которые занимаются подбором и заказом актуальных проектов для России, поиском инвесторов, заинтересованных в их реализации и оперативном оформлении сделок «под ключ»;
4) создание в России за короткие сроки национальной системы мониторинга инвестиционного климата;
5) разработка и принятие программы укрепления курса рубля и перехода к его полной конвертируемости.
Эти меры существенно помогают притоку иностранных и национальных инвестиций.
Источник
Реферат: Сущность и виды иностранных инвестиций
Название: Сущность и виды иностранных инвестиций Раздел: Рефераты по банковскому делу Тип: реферат Добавлен 19:43:35 22 июня 2011 Похожие работы Просмотров: 1322 Комментариев: 14 Оценило: 3 человек Средний балл: 5 Оценка: неизвестно Скачать | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2000 | 2005 | 2006 | 2007 | |
ПРИТОК | ||||
млрд. долл. | 11,0 | 53,7 | 55,1 | 81,1 |
в % к ВВП | 4,2 | 7,0 | 5,6 | 6,8 |
в % к 2000 г. | 100,0 | 488,2 | 500,9 | 737,3 |
ОТТОК | ||||
млрд. долл. | 15,1 | 31,1 | 51,9 | 76,4 |
в % к ВВП | 5,8 | 4,1 | 5,3 | 5,8 |
в % к 2000 г. | 100,0 | 206,0 | 343,7 | 494,0 |
Нетто приток (+) и отток (-) | -4,2 | +22,5 | +3,2 | +6,5 |
Справочно: | ||||
динамика импорта | 100,0 | 278,6 | 365,0 | 444,8 |
динамика экспорта | 100,0 | 233,5 | 290,0 | 336,2 |
Влияние притока иностранного капитала на экономику страны определяется не только его объемами, но и структурой привлеченных средств, их местом в отечественном воспроизводственном процессе. Пока же прямые (производственные) иностранные инвестиции (ПИИ) составляют в общем притоке лишь небольшую долю при росте портфельных (спекулятивных) инвестиций и господстве «прочих» (см. табл. 2). Так называемые прочие инвестиции в основном состоят из торговых кредитов и имеют лишь косвенное отношение к накоплению капитала, и потому в их случае правильнее говорить о кредитовании, а не об инвестировании в экономику, тем более что значительная часть этих кредитов реализуется в торговле неинвестиционными товарами.
Таблица 2. Структура и динамика иностранных инвестиций в экономику России
2000 | 2003 | 2005 | 2006 | 2007 | |
Прямые | 40,4 | 22,8 | 24,4 | 24,8 | 23,0 |
Портфельные | 2,3 | 1,4 | 0,8 | 5,8 | 3,5 |
Прочие | 58,3 | 75,8 | 74,8 | 69,4 | 73,5 |
Прямые инвестиции, % к ВВП | 1,7 | 1,6 | 1,7 | 1,4 | 1,4 |
Продолжая анализ, на базе статистики ЮНКТАД[8] , можно отметить, что ПИИ в Россию носят более производительный характер, чем в среднем в мире. До 70% их объема в нашей стране идет на накопление, а не тратиться на поглощения и сравнения (то есть на перераспределение собственности), тогда как в среднем в мире картина обратная.
В Росси вдвое чаще инвестиционные проекты с участием иностранного капитала начинались в форме нового строительства. В 2004-2006 гг. при общей доле страны в привлеченных мировых ПИИ в 1,9%, в объеме нового строительства она превысила 4%. При этом из 172 крупнейших трансграничных поглощений с суммой активов более 1 млрд. долл. в 2006 г. на долю России пришлось лишь одно – китайская Sinopek поглотила ОАО «Удмуртнефть» за 3, 5 млрд. долл. возможно это объясняется пока еще небольшими индивидуальными размерами и низкой капитализацией поглощаемых отечественных предприятий.
Наконец, прямые иностранные инвестиции достаточно быстро (на 89% в течение 2006 г.) осваивались в экономике и тратились преимущественно по своему прямому производственному назначению. Вложения в основные фонды и капитальный ремонт составили 12, 8 млрд. долл. (или 23,3% к итогу); на оплату сырья, материалов, комплектующих, работ и услуг соответственно – 13,0 (24,5); на аренду и обязательные платежи – 0,63 (1,9); на погашение кредитов – 4,4 (7,9) и лишь 3,9 млрд. долл. (или 7,3% к итогу) пошли на инвестиции в нефинансовые активы, покупку ценных бумаг и предоставление заемных средств.[9]
Другая важная особенность России как принимающей страны – относительно узкий круг зарубежных государств-инвесторов, а также своеобразие их иерархии. В сумме накопленных к 2007 г. ПИИ 33,6% приходилось на Кипр, 28,3 – на Нидерланды, 25 – на Люксембург, 6,8 – на США, 4,9 – на Германию, 4,3 – на Великобританию, 3,6 на Виргинские острова и 2% – на Швейцарию. Весомое представительство оффшоров в этом перечне дает основание полагать: примерно 1/3 поступающих в Россию инвестиций – реимпорт ранее выведенных отечественных активов.[10] Это означает, что российская экономика пока мало подпитывается средствами новых стран-инвесторов, хотя во всемирном экспорте капитала доля таких стран приближается к 1/10. В целом по сумме привлеченных ПИИ в 2007 г. Россия занимала 13-е место в мире и 2-ое место (после КНР) среди стран с переходной экономикой.
В части экспорта капитала дело обстоит пока существенно скромное. Если не принимать во внимание несанкционированные утечки, эти операции применяются российским бизнесом в основном с целью создания зарубежных маркетинговых сетей, доступа к передовым технологиям, приобретения источников сырья и собственных перерабатывающих (дополняющих) мощностей за рубежом, в том числе через поглощения или альянсы с конкурентами. Поглощения и слияния финансируются главным образом за счет заемных средств и географически сосредоточены на рынках основных торговых партнеров страны. Наконец, эти операции пока не имеют, вопреки общепринятой мировой практике, страховой, кредитной или налоговой поддержки со стороны государства.
По данным ЮНКТАД, только прямые российские инвестиции за рубежом в 2004 г. достигали 13,9 млрд. долл., в 2005 г. – 12,8 и в 2006 г. – 20, 0 млрд. долл., что отвлекло соответственно 12,8, 9,2 и 10,2% фонда производственного накопления в России. В накопленном счете это составило 120 млрд. долл., или 16,0% к ВВП в 2006 г., против 7,8% в 2000 г., что ставит Россию как инвестора на 15-е место в мире и на 3-е – среди стран вне ОЭСР.
Экспорт капитала, конечно же, отвлекает ресурсы из фонда накопления страны, однако он необходим, ибо без должной зарубежной базы подготовки, продвижения, маркетинга и обслуживания ныне невозможен не только промышленный, но даже современный углеводородный экспорт. К тому же доходы от российских инвестиций за рубежом заметно возросли – с 6,2 млрд. долл. в 2005 г. до 24,8 млрд. в 2006 г. хотя перевод прибылей по иностранным капиталовложениям в Россию (около 40 млрд. долл.) еще превышает зарубежные доходы отечественных инвесторов, но этот разрыв постепенно сокращается. В целом иностранные инвестиции в Россию пока приносят их владельцам более высокую норму прибыли, чем российские за границей, правда, эта норма существенно колеблется по отдельным периодам.[11]
2.3.Состояние развития нормативно-правовой базы инвестиционной деятельности
Современную правовую базу для иностранных инвестиций в России составляют ряд законов и указов Президента. Действует также ряд конкретных ведомственных инструкций. По своему характеру эти документы подразделяются на 2 группы.
Первая группа – это базисные законы России, нацеленные на переход страны от социалистического способа производства к рыночному хозяйству. Часть из них была принята в 1991 – 1997 гг. Основным Законом России является Конституция Российской Федерации, принятая 12 декабря 1993 г., провозгласившая основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина. Законодательным органом является Федеральное Собрание – Государственная Дума (парламент) РФ, исполнительным – Президент и Правительство РФ.
Вторая группа – это документы, касающиеся непосредственно иностранных инвестиций. Главные среди них – это Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ. Этот закон определяет основные гарантии прав инвесторов, определяет правовые и экономические основы привлечения иностранных инвестиций на территории РФ. Положения закона действуют на территории РФ применительно по всем иностранным инвесторам и предприятиям с иностранными инвестициями. Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ, определяет, кто может быть инвестором в России.[12]
В соответствии с Федеральным законом «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» иностранными инвесторами могут быть:
· иностранные юридические лица, включая, в частности, любые компании, фирмы, предприятия, организации или ассоциации, созданные и правомочные осуществлять инвестиции в соответствии с законодательством страны своего местонахождения;
· иностранные граждане, лица без гражданства, советские граждане, имеющие постоянное местожительство за границей, при условии, что они зарегистрированы для ведения хозяйственной деятельности в стране их гражданства или постоянного местожительства;
Иностранным инвесторам предоставлено право осуществлять инвестирование на территории России путем:
· долевого участия в предприятиях, создаваемых совместно с юридическими лицами и гражданами РФ и других республик;
· создания предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам, а также филиалов иностранных юридических лиц;
· приобретения предприятий, имущественных комплексов, зданий, сооружений, долей участия в предприятиях, паев, акций, облигаций и других ценных бумаг, а также иного имущества;
· приобретения прав пользования землей и иными природными ресурсами;
· приобретения иных имущественных прав;
· иной деятельности по осуществлению инвестиций, не запрещенной действующим на территории РФ законодательством.
Валюта РФ используется иностранными инвесторами для осуществления инвестиций в порядке и на условиях, определяемых действующим на территории РФ законодательством.
Отношения, связанные с иностранными инвестициями в РФ, регулируются Федеральным законом «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», а также иными действующими на территории РФ законодательными актами и международными договорами. Если международным договором, действующим на территории РФ, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в законодательных актах РФ, применяются правила международных договоров.
Российское государство законодательно создало гарантии защиты иностранных инвестиций.
Иностранные инвестиции на территории РФ пользуются полной и безусловной правовой защитой, которая обеспечивается Федеральным законом «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», указами президента РФ и другими законодательными актами и международными договорами.
Правовой режим иностранных инвестиций, а также деятельности иностранных инвесторов по их осуществлению не может быть менее благоприятным, чем правовой режим инвестиционной деятельности юридических лиц и граждан РФ, за исключениями, предусмотренными федеральными законами.
Российское государство гарантирует иностранных инвесторов от принудительных изъятий их имущества.
Иностранные инвестиции в РФ не подлежат национализации и не могут быть подвергнуты реквизиции или конфискации, кроме как в исключительных, предусмотренных законодательными актами случаях, когда эти меры принимаются в общественных интересах. В случаях национализации или реквизиции иностранному инвестору выплачивается быстрая, адекватная и эффективная компенсация.
Решение о национализации принимается верховной законодательной властью РФ. Решения о реквизиции и конфискации принимаются в порядке, установленном действующим на территории РФ законодательством.
Решения органов государственного управления об изъятии иностранных инвестиций могут быть обжалованы в суды РФ.
Иностранные инвестиции имеют право на возмещение убытков, включая упущенную выгоду, причиненных им в результате выполнения противоречащих действующему на территории РФ законодательству указаний государственных органов РФ либо их должностных лиц, а также вследствие ненадлежащего осуществления такими органами или их должностными лицами предусмотренных законодательством обязанностей по отношению к иностранному инвестору или предприятию с иностранными инвестициями.
Компенсация, выплачиваемая иностранному инвестору, должна соответствовать реальной стоимости национализируемых или реквизируемых инвестиций.
Компенсация должна выплачиваться без обоснованной задержке в той валюте, в которой первоначально были осуществлены инвестиции, или в любой другой иностранной валюте, приемлемой для иностранного инвестора. До момента выплаты на сумму компенсации начисляются проценты согласно действующей на территории РФ процентной ставке.
Государство предоставляет иностранным инвесторам гарантии перевода платежей с иностранными инвестициями. Иностранным инвесторам после уплаты соответствующих налогов и сборов гарантируется беспрепятственный перевод за границу платежей в связи с осуществляемыми ими инвестициями, если эти платежи получены в иностранной валюте.
Компенсация, выплачиваемая иностранному инвестору, должна соответствовать реальной стоимости национализируемых иностранных инвестиций.
Для хранения денежных средств иностранные инвесторы могут иметь текущие и расчетные счета в банках на территории РФ без права перевода сумм с указанных счетов за границу.
В соответствии с российским законодательством на территории РФ предприятия с иностранными инвестициями создаются и действуют в форме акционерных обществ и других хозяйственных обществ и товариществ, предусмотренных Гражданским кодексом РФ и другими законодательными актами.
На территории РФ могут создаваться и действовать следующие предприятия:
· предприятия с долевым участием иностранных инвестиций (совместные предприятия), а также их дочерние предприятия и филиалы;
· предприятия, полностью принадлежащие иностранным инвесторам, а также их дочерние предприятия и филиалы;
· филиалы иностранных юридических лиц.
Установлен следующий порядок создания предприятий с иностранными инвестициями. Предприятие с иностранными инвестициями может быть создано либо путем его учреждения, либо в результате приобретения иностранным инвестором доли участия (пая, акций) в ранее учрежденном предприятии без иностранных инвестиций или приобретения такого предприятия полностью.
Предприятие с иностранными инвестициями учреждается в порядке, предусмотренном действующим на территории РФ законодательством – ГК РФ и Федеральным законом «Об иностранных инвестициях в РФ».
Государственная регистрация предприятия с иностранными инвестициями осуществляется Министерством финансов РФ или иными уполномоченным на то государственным органом.[13]
МИНФИН РФ или иной уполномоченный орган обязаны в установленные законом сроки с момента подачи заявления зарегистрировать предприятие с иностранными инвестициями или сообщить заявителю о причинах отказа.
Предприятие с иностранными инвестициями может осуществлять любые виды деятельности, отвечающие целям, предусмотренным в уставе предприятия, за исключением запрещенных действующим на территории РФ законодательством.
Предприятие с иностранными инвестициями может на договорной основе определять условия реализации производимой им продукции (работ, услуг) на рынке России, включая цену на нее, а также условия поставок товаров и услуг с этого рынка. Оплата предприятием с иностранными инвестициями поставок товаров и услуг с рынка РФ, в том числе плата за пользование жильем и нежилыми помещениями на территории РФ, производится в валюте РФ.
Предприятия с иностранными инвестициями могут на добровольных началах объединяться в союзы, ассоциации, концерны, межотраслевые, региональные объединения на условиях, не противоречащих антимонопольному законодательству, действующему на территории РФ,
Глава 3. Направления совершенствования иностранных инвестиций в современных условиях
3.1. Направления развития прямых иностранных инвестиций в экономике России
Принято считать, что наиболее важным для экономики страны являются прямые иностранные инвестиции (ПИИ) . Субъектами прямого иностранного инвестирования являются иностранный инвестор и коммерческая организация с иностранными инвестициями, созданная на территории РФ, в которой иностранный инвестор (или инвесторы) владеют не менее сем 10% долей в уставном капитале. Выбранный критерий для отнесения иностранной инвестиции к прямой – 10% доли в уставном капитале – является в значительной мере условным, хотя он и соответствует аналогичным показателям в законодательствах других стран, в частности США. Для Росси владение пакетом акций в 10% является, как правило, недостаточным для обеспечения существенного влияния на принимаемые решения, так как существует сильная распыленность капитала.
Росту спроса российских компаний на ПИИ способствует ряд факторов: дефицит внутренних инвестиций, повышение спроса на импортное сырье и комплектующие, доступ к новым технологиям, повышение конкурентоспособности продукции. Но имеется ряд факторов, которые действуют в обратном направлении, в частности высокая стоимость иностранного капитала, существенные различия между системами корпоративного управления в России и развитых странах, преимущественная ориентация на государственную поддержку и др.
Проведенные исследования показали, что зарубежные инвесторы готовы принимать риск инвестирования в Россию при дополнительной доходности в 10 – 30% годовых и общей доходности в 35 – 48% в зависимости от типа инвестиционных проектов.[14]
За последние годы объемы ПИИ увеличились практически во всех странах. ПИИ оказывают огромное воздействие на экономику любой страны в целом. Они не только влияют на функционирование как отечественных, так и совместных предприятий, но изменяют структуру иностранной торговли, а также сказываются на экономическом росте.
Основными способами привлечения прямых иностранных вложений в экономику России являются следующие:
· создание совместных предприятий (в том числе путем продажи зарубежным инвесторам крупных пакетов акций российских акционерных обществ);
· регистрация на территории России предприятий, полностью принадлежащих иностранному капиталу;
· привлечение иностранного капитала на основе концессий или соглашений о разделе продукции;
· создание свободных экономических зон (СЭЗ), направленное на активное привлечение зарубежных инвесторов в определенные регионы страны.
На первом этапе привлечения иностранных инвестиций в экономику бывшего СССР, в 1987-1991 гг. преобладало создание совместных предприятий (СП) российских юридических лиц с зарубежными партнерами, создающихся в форме закрытых корпораций. В дальнейшем превалирующей формой вложения в России стало приобретение крупных пакетов акций открытых АО или создание 100%-ных дочерних предприятий.
Иностранные инвесторы в 1990-х гг. предпочитали инвестиции в некапиталоемкие отрасли с быстрой окупаемостью инвестиционных проектов, в частности в торговлю, общественное питание (35,4% всех иностранных инвестиций в Россию в 2003 г.), отрасли перерабатывающей промышленности (2,8%). В то же время инвестиции в капиталоемкие отрасли, а также отрасли, определяющие развитие НТП, были незначительны. Существенный объем ПИИ приходится в России на топливную промышленность (17,9%), поскольку она ориентирована на экспорт продукции в развитые и другие страны. В этом случае иностранные инвесторы фактически решают проблему сырьевого обеспечения своих стран. Однако для России эта тенденция в стратегическом плане вряд ли может быть оценена позитивно, поскольку она ведет к усилению зависимости страны от экспорта ряда сырьевых товаров, особенно нефти и газа.
В настоящее время в структуре организационных форм деятельности прямых иностранных инвесторов в России преобладают совместные и иностранные предприятия. Филиалы иностранных юридических лиц не распространены. Следует принять также во внимание, что количество реально функционирующих в российской экономике предприятий с участием иностранного капитала не превышало по разным оценкам 40 – 50% от числа зарегистрированных.
До сих пор в России концессии и соглашения о разделе продукции (СРП) мало распространены. В настоящее время на основе СРП работают нефтяные месторождения «Сахалин-1» и «Сахалин-2», Приобское месторождение, хотя в других странах эта форма привлечения иностранных инвесторов успешно применяется для разработки недр, лесных и водных ресурсов, использования государственных земель.
Должного развития в России не получили и свободные экономические зоны. Из-за отсутствия нормально действующего закона о СЭЗ возникают постоянные конфликты между местными и федеральными властями, происходит произвольное введение или отмена льгот для инвесторов и т. д. После принятия закона об особых экономических зонах (ОЭЗ), возможно, ситуация изменится и выделенные территории начнут быстро развиваться на основе НТП.
3.2. Портфельные иностранные инвестиции как важный фактор развития фондового рынка России
В современной экономике состояние и динамика национального фондового рынка практически любой страны находится под воздействием иностранных инвесторов. В условиях интеграции России в мировое хозяйство и конвертируемости рубля это воздействие в будущем, по-видимому, будет усиливаться.
Цель портфельных инвестиций – вложение средств инвесторов в ценные бумаги наиболее прибыльно работающих предприятий. Портфельный инвестор в отличие от прямого занимает позиции стороннего наблюдателя по отношению к предприятию-объекту и, как правило, не вмешивается в управление им.
Сейчас иностранные портфельные инвестиции не играют существенной роли в экономике России, сто связано с недостаточно развитым российским фондовым рынком. Так, в 2007 г. на прямые инвестиции пришлось 23% всех иностранных инвестиций, на прочие формы (торговые кредиты, кредиты международных финансовых организаций, банковские вклады и др.) — 73,5%, а на портфельные инвестиции – только 3,5%.[15] Максимальную долю портфельные инвестиции составляли в 1997 г. (5,5%), после того как иностранные инвесторы были допущены на рынки государственных ценных бумаг России (ГКО). Однако после финансового кризиса августа 1998 г. присутствие портфельных инвесторов в России стало минимальным.[16]
Иностранный капитал осуществляет портфельные инвестиции на российском рынке корпоративных ценных бумаг (КЦБ) через посредство институтов коллективного инвестирования, к которым относятся инвестиционные фонды; негосударственные пенсионные фонды; страховые организации; фонды прямых инвестиций; взаимные фонды и другие подобные структуры.
В своем большинстве зарубежные фонды, непосредственно действующие на российском фондовом рынке, относятся к категории так называемых «хедж-фондов». Фактически хедж-фонд представляет собой пул денежных средств, принадлежащих частным лицам (имеющим инвестиции свыше 5 млн. долл.) и (или) группе так называемых «квалифицированных покупателей» (вложения в ценные бумаги на сумму не менее 25 млн. долл.) и предназначенных для инвестирования в ценные бумаги и другие финансовые инструменты с целью извлечения дохода. По сути дела, хедж-фонд – это закрытый клуб богатых инвесторов с минимальным порогом для вступления в диапазоне от 100 тыс. до 5 млн. долл. Многие хедж-фонды зарегистрированы в оффшорных зонах, что позволяет им избегать уплаты налогов.[17]
Основная масса иностранных фондов пришла на российский рынок в 1995 – начале 1997 г. Новая волна их прихода на этот рынок началась с 2002 г. – после преодоления последствий дефолта 1998 г. и по мере повышения кредитных рейтингов России. По полученным данным на начало 2007 г. стоимость вложений иностранных портфельных инвестиционных фондов в Россию составляла около 23 млрд. долл., а по сведениям российской компании «Тройка Диалог» — порядка 35 млрд. долл. правда к июню 2007 г. объем соответствующих зарубежных инвестиций уменьшился, по данным указанной компании, до уровня менее 30 млрд. долл. Это было связано с проблемами, возникшими на мировых финансовых рынках, резким ростом рыночной цены или дохода этих рынков, что ограничивало возможности нерезидентов вкладываться в российские ценные бумаги.
Главным объектом иностранных операций на российском фондовом рынке являются акции. Однако практически покупки нерезидентами акций российских компаний производятся на биржах не только самой России, но и во многих случаях ведущих стран Запада. Выход российских компаний за рубеж осуществляется посредством выпуска так называемых «депозитарных расписок». В стране эмитента акции приобретаются и депонируются в специальном банке-кастодиане, а в другой стране на эти акции специальным депозитарным банком выпускаются новые ценные бумаги – депозитарные расписки.
3.3. Направления развития инвестиционной привлекательности регионов России
Таблица 3. Структура иностранных инвестиций по экономическим регионам России, %[18]
Регион | 2005 г. | 2006 г. | 2007 г. |
Северный | 2,7 | 1,3 | 0,5 |
Северо-Западный | 6,8 | 5,3 | 4,1 |
Центральный | 57,9 | 73 | 71,1 |
Москва | 46,9 | 65,5 | 68,9 |
Волго-Вятский | 2,2 | 2,5 | 1,4 |
Центральночерноземный | 0,2 | 0,4 | 1 |
Поволжский | 9,6 | 2,8 | 7,1 |
Северо-Кавказский | 1,7 | 1,1 | 0,7 |
Уральский | 2,1 | 1 | 1,2 |
Западносибирский | 8,8 | 6,2 | 7 |
Восточносибирский | 0,8 | 0,2 | 3,6 |
Дальневосточный | 6,6 | 5,9 | 2,2 |
Калининградская область | 0,5 | 0,3 | 0,1 |
Распределение иностранных инвестиций по субъектам Российской Федерации по-прежнему характеризуется сохранением позиций Центрального федерального округа, и, прежде всего, Москвы. Также наибольшие объемы иностранных инвестиций привлекаются в сырьевые регионы (Омская обл., Сахалинская обл., Тюменская обл. и др.), крупные промышленные центры (Самарская обл., Свердловская обл., Татарстан, Челябинская обл. и др.), регионы с развитой инфраструктурой и высоким потребительским потенциалом, помимо Москвы (Санкт-Петербург, Московская обл. и др.)[19] .
Активность зарубежных инвесторов наблюдается в тех регионах России, которые обладают огромной сырьевой базой углеводородов, либо являются финансовыми монополистами. Вместе с тем в последнее время можно утверждать, что регионы России, обладающие значительным рыночным потенциалом, развитой инфраструктурой, получившие существенный уровень внутренних частных инвестиций и имеющие адекватную региональную экономическую политику, привлекаю все большее количество иностранных инвестиций.
Иностранные инвестициииграют особую роль среди форм движения капитала. Между странами перемещается государственный и частный, предпринимательский и ссудный, долгосрочный, среднесрочный и краткосрочный капитал. С практической точки зрения наиболее важным является функциональное деление капитала на прямые инвестиции, портфельные инвестиции и прочие инвестиции, среди которых основную роль играют международные займы и банковские депозиты.
Прямые иностранные инвестиции представляют собойприобретение длительного интереса резидентом одной страны (прямым инвестором) в предприятии – резиденте другой страны (предприятии с прямыми инвестициями). Их главной причиной является стремление разместить капитал в той стране и в той отрасли, где он будет приносить максимальную прибыль, и диверсифицировать риск. Подавляющая часть прямых зарубежных инвестиций осуществляется между развитыми странами в форме перекрестного инвестирования.
Иностранные портфельные инвестиции представляют собой вложения капитала в иностранные ценные бумаги, не дающие инвестору право реального контроля над объектом инвестирования. Эти бумаги могут быть либо акционерными ценными бумагами, либо долговыми ценными бумагами, удостоверяющими отношение займа. Главная причина осуществления портфельных инвестиций – стремление разместить капитал в той стране и в таких ценных бумагах, в которых он будет приносить максимальную прибыль при допустимом уровне риска. Более 90% портфельных зарубежных инвестиций осуществляются между развитыми странами, и расту темпами, значительно опережающими прямые инвестиции.
В настоящее время современную правовую базу для иностранных инвестиций в России составляют ряд законов и указов Президента. Действует также ряд конкретных ведомственных инструкций. По своему характеру эти документы подразделяются на 2 группы. К первой группе относятся базисные законы России, нацеленные на переход страны от социалистического способа производства к рыночному хозяйству. Основным Законом России является Конституция Российской Федерации, принятая 12 декабря 1993 г., провозгласившая основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина. Законодательным органом является Федеральное Собрание – Государственная Дума (парламент) РФ, исполнительным – Президент и Правительство РФ. Ко второй группе относятся документы, касающиеся непосредственно иностранных инвестиций. Главные среди них – это Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ. Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ, определяет, кто может быть инвестором в России.
Анализ динамики развития иностранных инвестиций показывает, что объем накопленных иностранных инвестиций в нашу страну возрос с 42,3 млрд. долл. на 1 января 2003 г. до 178,5 млрд. долл. на 1 июля 2007 г. инвесторов притягивают внушительные объемы ее внутреннего рынка, политическая стабильность, наличие дефицитных природных ресурсов.
Россия находится на периферии международных инвестиционных процессов. Ее доля в накопленном мировом объеме ввоза и вывоза прямых инвестиций в середине текущего десятилетия достигла 0,5 и 1% соответственно.
Занять достойное место в мировой экономике страна может, лишь проводя грамотную и последовательную политику в области регулирования иностранных инвестиций. Такая политика должна включать, прежде всего, комплекс мер по привлечению иностранных инвестиций.
1. Киреев А. П. Международная экономика. В 2 ч. Ч. I. Международная экономика: движение товаров и факторов производства : учеб. пособие для вузов. М. : Междунар. отношения, 1998. С. 293.
2. Хмыз О.В. Привлечение иностранных инвестиций в Россию. Особенности. М.: Книга-сервис, 2002. С. 14.
3. Ивасенко А.Г. Инвестиции: источники и методы финансирования/ А.Г. Ивасенко, Я.И. Никонова. 3-е изд., перераб. и доп. М: ОМЕГА-Л, 2009. С.93.
4. Аксенова Н.И. Иностранные инвестиции : учеб.-метод. комплекс для студентов. Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2006. С. 21.
5. Экономическая политика России: XXI век. 2008 №4. С. 55.
6. Эксперт. 2007. №48. С. 76.
7. Внешнеэкономический комплекс России. ВНИКИ. 2007. №1. С. 32.
8. Эксперт. 2007. №23. С. 103.
9. UNCTAD. World Investment Report. 2007/ Geneva, 2007. P. 254, 258
10. Мировая экономика и международные отношения, 2009, №1. С. 3-5
11. Нешитой А.С. Инвестиции: Учебник / А.С. Нешитой. – 8-е изд., перераб. и испр. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2009. С. 347-353
12. Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ.
13. Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ.
14. Политика привлечения прямых иностранных инвестиций в российскую экономику. М.: Бюро экономического анализа, ТЭИС, 2001
15. Российский статистический ежегодник, 2007: стат. об. / Росстат. М., 2007.
16. Российский статистический ежегодник, 2004: стат. об. / Росстат России. М., 2004.
17. Смыслов Д.В. Иностранный капитал на фондовом рынке России // Деньги и кредит, 2008. №1. С. 17.
19. Международная экономика, 2009, №12
[1] Киреев А. П. Международная экономика. В 2 ч. Ч. I. Международная экономика: движение товаров и факторов производства : учеб. пособие для вузов. М. : Междунар. отношения, 1998. С. 292.
[2] Киреев А. П. Международная экономика. В 2 ч. Ч. I. Международная экономика: движение товаров и факторов производства : учеб. пособие для вузов. М. : Междунар. Отношения, 1998. С. 293.
[3] Хмыз О.В. Привлечение иностранных инвестиций в Россию. Особенности. М.: Книга-сервис, 2002. С. 14.
[4] Ивасенко А.Г. Инвестиции: источники и методы финансирования/ А.Г. Ивасенко, Я.И. Никонова. 3-е изд., перераб. и доп. М: ОМЕГА-Л, 2009. С.93.
[5] Аксенова Н.И. Иностранные инвестиции : учеб.-метод. комплекс для студентов. Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2006. С. 21.
[6] Экономическая политика России: XXI век. 2008 №4. С. 55.
[7] Эксперт. 2007. №48. С. 76.
[8] UNCTAD. WorldInvestmentReport. 2007/ Geneva, 2007. P. 254, 258
[9] Внешнеэкономический комплекс России. ВНИКИ. 2007. №1. С. 32.
[10] Эксперт. 2007. №23. С. 103.
[11] Мировая экономика и международные отношения, 2009, №1. С. 3-5
[12] Нешитой А.С. Инвестиции: Учебник / А.С. Нешитой. – 8-е изд., перераб. и испр. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2009. С. 347-353
[13] В соответствии с ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ».
[14] Политика привлечения прямых иностранных инвестиций в российскую экономику. М.: Бюро экономического анализа, ТЭИС, 2001
[15] Российский статистический ежегодник, 2007: стат. об. / Росстат. М., 2007.
[16] Российский статистический ежегодник, 2004: стат. об. / Росстат России. М., 2004.
[17] Смыслов Д.В. Иностранный капитал на фондовом рынке России // Деньги и кредит, 2008. №1. С. 17.
Источник