- Тема 1.3. Общение в сестринском деле
- Медицина. Сестринское дело.
- ОБЩЕНИЕ В СЕСТРИНСКОМ ДЕЛЕ
- В общении выделяют:
- По содержанию выделяют общение:
- По целям общение делится:
- Средства общения:
- Виды общения:
- Уровни общения:
- Способы передачи информации:
- Вербальное общение.
- Невербальное общение.
- ОБУЧЕНИЕ В СЕСТРИНСКОМ ДЕЛЕ
- Способы обучения:
- Методы обучения Словесный
- Функции м/с как педагога:
- Сферы обучения:
- Условия эффективности обучения:
- Факторы, влияющие на желание и готовность к обучению:
- Факторы, влияющие на способность к обучению:
- Факторы, влияющие на окружающую обстановку:
- Обязанности м/с:
- Этапы обучения:
- I ЭТАП Оценка исходного уровня знаний и умений обучаемого.
- II ЭТАП Определение целей, планирование содержания, методы и сферы обучения.
- III ЭТАП Реализация плана обучения.
- IV ЭТАП Оценка результатов обучения.
- Виды обратной связи:
- ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЩЕНИЯ В СЕСТРИНСКОМ ДЕЛЕ
Тема 1.3. Общение в сестринском деле
Зная взаимные друг на друга действия души и
тела, долгом своим почитаю сказать, что есть
и душевные лекарства, которые врачуют тело.
Они почерпаются из науки мудрости.
Сим искусством печального утешишь,
сердитого умягчишь, нетерпеливого
успокоишь, робкого сделаешьсмелым,
скрытного откровенным, отчаянного
благонадежным. Сим искусством сообщается
твердость духа, которая побеждает телесные
боли, тоску, метания.
М.Я. Мудров
План лекции:
1. Общение в сестринском деле.
2. Уровни общения.
3. Функции общения.
5. Факторы, способствующие и препятствующие общению.
6. Стили общения.
7. Эффективность общения.
9. Поддержание связи с пациентами, неспособными к вербальному общению.
10. Правила эффективного знакомства с пациентом.
11. 10 «ДА» терапевтического общения.
12. 10 «НЕТ» терапевтического общения.
Общение — все способы поведения, которые один человек использует сознательно или бессознательно для воздействия на другого.
Общение в сестринском деле — обмен информацией и (или) эмоциями между медсестрой и пациентом.
Уровни общения:
— межличностный (между двумя и более людьми)
— общественный (между большими группами)
Функции общения:
1. Информационная.
Получение и сообщение необходимой информации. Медсестре необходима информация о самочувствии пациента, его реакции на медперсонал, лечение и пребывание в стационаре. В свою очередь, медсестра сообщает пациенту информацию о схеме приема лекарственных препаратов, характере подготовки к предстоящему инструментальному исследованию и др.
2. экспрессивная(эмоциональная).
Пациенты ждут от медсестры эмоционального отклика, сочувствия, душевного тепла. Не следует излишне ахать и причитать над пациентом, но холодность и отчужденность, привычка постоянно контролировать свои эмоции создают впечатление черствости
и бездушности. С другой стороны, любые эмоции, и в первую очередь отрицательные, заразительны и быстро распространяются на окружающих.
3. регулятивная.
В процессе общения медсестра воздействует на сознание и поведение пациентов, используя их жизненные ценности и интересы, эмоциональный фон и другие «рычаги управления» людьми. В свою очередь медсестра также испытывает влияние своих пациентов. Например, медсестры в отделениях реанимации зачастую работают в условиях хронического стресса.
Типы общения:
1. словесный(вербальный) — наиболее распространенное средство общения между людьми с помощью речи.
Беседа с пациентом — целая наука и настоящее искусство. Овладеть им в совершенстве невозможно без высокой культуры профессиональной речи. Необходимо не только иметь глубокие знания по специальности, но и хорошо владеть литературным языком, уметь грамотно излагать свои мысли. Диалог с пациентом следует вести так, чтобы все сказанное воспринималось легко и однозначно, чтобы разъяснения и ответы на вопросы были правильно сформулированы и убедительны. Избегайте языковых стандартов, всевозможного словесного мусора, профессионального жаргона, развязности.
Вот рецепт, выписанный для больного одним из героев стихотворения Юны Мориц:
«Таблетки, микстура и теплое слово,
Горчичники, банки и нежное слово,
Ни капли холодного, острого, злого!
Без доброго слова, без теплого слова,
Без нежного слова — не лечат больного!»
2. бессловесный (невербальный)
Данный тип общения представляет более достоверное выражение чувств, так как межличностный контакт происходит на подсознательном уровне. Вспомните общение матери и младенца — они прекрасно понимают друг друга, хотя речь матери не осмысливается ребенком.
К невербальному типу общения относятся:
а) внешний вид, манера держать себяи одежда.
Внешний вид и поведение отражают некоторые аспекты личности медицинского работника, в частности степень его заботы, внимания к больному, способность к сопереживанию. Еще Гиппократ указывал, что «следует держать себя чисто, иметь хорошую одежду и натираться благоухающими мазями, ибо все это обыкновенно приятно для больных». Яркая губная помада, ультрамодная прическа, унизанные кольцами руки, высокие каблуки — все это напоминает тяжелому больному радости, которых он временно или навсегда лишился. У него возникает жалость к себе, невольная зависть, ощущение своей ущербности, недовольство медсестрой. Страдание усугубляется.
б) выражение лица, мимика и жесты («язык тела»).
в) положение тела в пространстве по отношении к пациенту
Соблюдайте дистанцию «психологического комфорта». Обычно выделяют четыре психологических расстояния:
— интимное — менее 40 см,
— личное — 40см — 2 м,
— социальное — 2 — 4 м,
— открытое — более 4 м.
Для того, чтобы общение между медсестрой и пациентом было комфортным, они должны впустить друг друга в свою личную зону. Если больной подвигается к вам или отодвигается, то это важный признак того, насколько успешна ваша попытка осуществить процесс понимающего общения. Беседуя с пациентом, «не нависайте» над ним, лучше присядьте возле кровати. Полезно расположиться так, чтобы ваши глаза с пациентом были на одном уровне.
г) время общения.
Пациент никогда не будет доверителен и откровенен с медсестрой, которая торопится, всем своим видом выражая нетерпение и озабоченность. Общаясь с пациентом, медсестра должна тщательно контролировать невербальную информацию, передаваемую пациенту. Например, если у пациента началась рвота, ему будет крайне неприятно и тягостно наблюдать выражение брезгливости и отвращения на лице медсестры, даже если она профессионально окажет ему необходимую помощь.
— паралингвистические эффекты:
Источник
Медицина. Сестринское дело.
На сайте вы узнаете все о сестринском деле, уходе, манипуляциях
ОБЩЕНИЕ В СЕСТРИНСКОМ ДЕЛЕ
ОБЩЕНИЕ В СЕСТРИНСКОМ ДЕЛЕ
Общение – это процесс взаимодействия между людьми, в котором происходит обмен информацией, опытом, результатами деятельности, формирование эмоционально-психологических отношений, осуществляется взаимное влияние друг на друга, а также взаимное сопереживание и понимание.
В общении выделяют:
Содержание
Цель
Средства
Виды
Функции
Формы
Стороны
Барьеры
По содержанию выделяют общение:
материальное
когнитивное
деятельное
кондиционное
мотивационное
По целям общение делится:
Средства общения:
• терапевтические (пристальное внимание, прикосновение, контакт глаз);
• нетерапевтические (избирательное, невнимательное выслушивание, констатация заключения, безличное отношение, неоправданное доверие, утаивание информации, фальшивое успокаивание, критика, угрозы).
Виды общения:
Уровни общения:
Способы передачи информации:
Вербальное общение.
Основная форма вербального общения – это беседа.
Важные компоненты беседы:
интонация
скорость речи
громкость речи
пауза
Виды слушания:
• метод Сократовского диалога
Невербальное общение.
Для того, чтобы правильно понять пациента, важно учитывать следующие факторы:
• Расположение собеседников в пространстве
• Позы
• Движения и жесты
• Мимика
• Глаза. Контакт глаз.
Выделяют 4 зоны расположения:
Интимная зона (15-45 см)
Личная (персональная) зона (45-120 см)
Социальная зона (120 – 360 см)
Публичная (общественная) зона — более 360 см
Движения и жесты.
Виды жестов:
коммуникативные
выразительные
ОБУЧЕНИЕ В СЕСТРИНСКОМ ДЕЛЕ
Способы обучения:
Методы обучения
Словесный
Функции м/с как педагога:
• Обучение пациента в поддержании собственного здоровья;
• Умение планировать с пациентом мероприятия по уходу;
Процесс обучения должен быть мотивирован.
Устойчивую положительную мотивацию формируют двумя путями:
• Соответствующим подбором содержания обучения
• Разнообразием формы обучения:
лекция
деловая игра
проблемный метод
беседа и т.д.
Сферы обучения:
Условия эффективности обучения:
• Наличие чёткой цели и мотивации к получению знаний;
• Доброжелательное отношение м/с к обучающимся;
• Создание ассоциативной связи между новой информацией и прошлым опытом;
• Обязательная практическая отработка полученных знаний.
И необходимо учитывать:
• желание и готовность обучаемого к обучению;
• способность его к обучению;
Факторы, влияющие на желание и готовность к обучению:
умственные способности;
внимание;
состояние здоровья;
возраст
Беспокойство, боль, усталость, жажда и т.д. -мешают процессу обучения!
Факторы, влияющие на способность к обучению:
психологические особенности личности
социальный статус (образование, культура, духовность и т.д.)
Факторы, влияющие на окружающую обстановку:
температура воздуха, освещение, шум, вентиляция и т.д.
Обязанности м/с:
использовать технику эффективного общения
выслушивать всё, что ей говорят или спрашивают
хвалить за успехи в обучении
при необходимости делать перерывы.
Этапы обучения:
• Оценка исходного уровня знаний и умений обучаемого.
• Определение целей, планирование содержания, методы и сферы обучения.
• Реализация плана обучения.
• Оценка результатов обучения.
I ЭТАП
Оценка исходного уровня знаний и умений обучаемого.
необходимо учитывать:
возраст
образование и уровень знаний
нынешнее состояние здоровья, самочувствие
врачебный диагноз.
II ЭТАП
Определение целей, планирование содержания, методы и сферы обучения.
Цель содержит 3 компонента:
• действие
• условие
• критерий.
ФОРМУЛИРОВКА ЦЕЛЕЙ
• В психомоторной сфере: «Иван Петрович должен проходить 50 м утром ежедневно самостоятельно».
• В познавательной сфере: «Иван Петрович понимает, почему ему следует ограничить жидкость и соль в рационе».
• В эмоциональной сфере: «Иван Петрович адекватно реагирует на наличие колостомы».
III ЭТАП
Реализация плана обучения.
• правильно выбрать время
• у м/с должно быть достаточно времени
• комфортная обстановка
• перерывы
• терпение, спокойствие
• использовать наглядную литературу
• задавать пациенту много вопросов
• поддерживать интерес к материалу
• проверить правильно ли понял пациент м/с.
IV ЭТАП
Оценка результатов обучения.
Результат положительный, если:
• активизировать возможность пациента в плане его самопомощи;
• предотвращено развитие потенциальных проблем;
• решены актуальные проблемы;
• снята острота проблемы, которую невозможно решить.
Виды обратной связи:
Продуктивная Деструктивная
Позитивная Негативная
Источник
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЩЕНИЯ В СЕСТРИНСКОМ ДЕЛЕ
Общение в сестринском деле – это обмен информацией и (или) эмоциями между медсестрой и пациентом, основанный на взаимоотношении между ними.
Функции общения в сестринском деле:
1. информационная (получение и сообщение необходимой информации). Медсестре необходима информация о самочувствие пациента, его реакции на пребывание в медицинском учреждении, лечение. В свою очередь, медсестра сообщает пациенту информацию о схеме приёма лекарственных препаратов, характере подготовки к предстоящему исследованию, и другое.
2. экспрессивная (эмоциональная). Пациенты ждут от медсестры эмоционального отклика, сочувствия, душевного тепла. Холодность и отчуждённость, привычка постоянно контролировать любые свои эмоции создают впечатление чёрствости и бездушности.
3. регулятивная (воздействие на сознание и поведение). В процессе общения медсестра воздействует на сознание и поведение пациентов, используя их жизненные ценности и интересы, эмоциональный фон и другие «рычаги управления» людьми. В свою очередь, медсестра также испытывает влияние своих пациентов.
Уровни общения:
1. внутриличностное – общение человека с самим собой (внутренний диалог): обдумывает проблемы, анализирует ситуацию, вырабатывает планы, но вслух не произносит (например, составление плана ухода за пациентом, подготовка к предстоящей беседе с пациентом);
2. межличностное – между двумя и более людьми: общение представляет собой взаимную передачу информации и принятие решений (например, получение нужных сведений в процессе обследования пациента, согласование плана ухода с пациентом и его близкими);
3. общественное – общение одного человека с группой людей, коллективом, большой аудиторией (например, проведение санитарно-просветительской работы со школьниками параллельных классов).
Следует тщательно готовиться к межличностному и общественному общению. Правильное общение усиливает взаимопонимание между людьми.
ТИПЫ ОБЩЕНИЯ
(каналы общения, способы коммуникации)
Словесный (вербальный) – устная и письменная речь.
Бессловесный (невербальный) – неречевое сообщение (мимика, жесты, позы, действия, прикосновения).
ВИДЫ ОБЩЕНИЯ
Различают 2 вида общения:
- терапевтическое, эффективное;
- нетерапевтическое, не эффективное.
Терапевтическое общение – благоприятное воздействие, оказываемое на психику пациента.
Фундамент терапевтического общения – доброжелательное отношение к людям!
Цели терапевтического общения:
· Предоставление пациенту информации о его состоянии в согласованных с врачом и близкими пределах.
· Снятие страха перед заболеванием и его лечением.
· Вселение надежды и уверенности в улучшении самочувствия.
Таким образом,главная цель общения в сестринском деле— помощь пациенту в преодолении дезадаптации, связанной с болезнью.
Терапевтические средства общения:
· Пристальное внимание к пациенту (не оставлять одного, успокаивать, ободрять, вовремя реагировать на его просьбы и т.п.).
· Терапевтическое прикосновение (знаки одобрения, сочувствия, поддержки).
· Контакт глаз (способствует взамопониманию, символизирует внимание к собеседнику).
В процессе терапевтического общения имеет значение социальная поддержка (помогает закрепить поведение человека, которое положительно влияет на его здоровье):
· вербальная социальная поддержка: положительное высказывание в адрес пациента, похвала, благодарность и т.п.
· невербальная: прикосновение, объятие, кивок головы, улыбка и т.п.
Нетерапевтические средства общения:
· избирательное или невнимательное выслушивание,
· стойкое и испуганное молчание,
· критика, насмешка, угроза.
ТЕХНИКА ОБЩЕНИЯ
ЭЛЕМЕНТЫ ЭФФЕКТИВНОГО ОБЩЕНИЯ:
1. Отправитель – человек, который хочет передать информацию.
2. Сообщение – информация, посланная этим человеком.
3. Канал – способ отправки сообщения, с помощью устной речи, неречевых компонентов или в письменном виде.
4. Получатель – человек, которому посылается сообщение.
5. Подтверждение – способ, с помощью которого получатель даёт знать отправителю, что сообщение получено.
ВЕРБАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ
Устное общение может быть эффективным, если:
- привлечь внимание получателя сообщением;
- говорить медленно, чётко произносить слова;
- грамотно излагать свои мысли, но не злоупотреблять медицинскими терминами;
- говорить простыми, короткими фразами;
- правильно выбирать время для общения (учитывать интерес пациента к беседе);
- не начинать беседу с неприятного;
- следить за интонацией голоса (интонация должна соответствовать содержанию);
- выбирать нужную громкость;
- использовать корректный юмор;
- правильно формулировать вопросы и по возможности задавать открытые вопросы.
* Для медицинской сестры очень важно умение задавать вопросы. Умение правильно формулировать вопросы помогает достичь лучшего взаимопонимания с пациентом, направлять беседу в нужное русло, сократить время сбора необходимой информации. С помощью правильных вопросов можно успешно передать свои мысли, построить цепочку умозаключений, приводящую к нужным выводам.
Вопросы бывают следующих видов:
Закрытые вопросы. Целью закрытых вопросов является получение однозначного ответа (согласия или отказа собеседника), «да» или «нет». Такие вопросы хороши, только в случае, когда необходимо четко и ясно определить наличие чего-либо в настоящем, прошлом, и иногда в будущем («Вы применяете это?», «Вы это применяли?», «Хотите попробовать?»), или отношение к чему-либо («Вам понравилось?», «Вас устраивает это?»), чтобы понять, как дальше действовать. Закрытые вопросы (и ответы на них «да» или «нет») переключают наши усилия в определенное направление.
Открытые вопросы. Они не предполагают однозначного ответа, заставляют человека задуматься, лучше выявляют его отношение к вашему предложению. Открытые вопросы, это хороший способ получения новой, подробной информации, которую очень сложно получить с помощью закрытых вопросов. Следовательно, в разговоре надо чаще использовать открытые вопросы, в различных их вариациях.*
В Вашей практике могут встретиться пациенты, глухонемые от рождения или потерявшие речь в результате заболевания (инсульт, следствие травмы черепа и др.). Вы можете общаться с ними письменно.
Эффективность письменного общения зависит от того, умеет ли человек читать, понимать, видеть написанное сообщение.
ПИСЬМЕННОЕ ОБЩЕНИЕ
Письменное общение может быть эффективным, если:
· писать аккуратно (если у вас плохой почерк, пишите печатными буквами);
· выбирать правильно размер и цвет букв (человеку со слабым зрением пишите ручкой с черной или синей пастой, печатными буквами на белой бумаге);
· включать в записку всю необходимую информацию;
· писать грамотно (ошибки подрывают авторитет медицинской сестры);
· выбирать простые и понятные слова;
· точно указывать время;
· обязательно подписывать сообщение;
· человеку, не умеющему читать, рисовать рисунки.
Если пациент не слышит, не может прочитать сообщение, не понимает язык общения, не может ответить, можно общаться:
• посредством карточек с рисунками(это вариант письменного общения);
• через физический контакт (предложите Вашему пациенту закрывать глаза или пожать Вашу руку каждый раз, когда он хочет ответить на ваш вопрос «Да»).
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.
Источник