Основной тип общения используемый медицинской сестрой своей деятельности

Содержание
  1. Тема 1.3. Общение в сестринском деле
  2. Медицина. Сестринское дело.
  3. ОБЩЕНИЕ В СЕСТРИНСКОМ ДЕЛЕ
  4. В общении выделяют:
  5. По содержанию выделяют общение:
  6. По целям общение делится:
  7. Средства общения:
  8. Виды общения:
  9. Уровни общения:
  10. Способы передачи информации:
  11. Вербальное общение.
  12. Невербальное общение.
  13. ОБУЧЕНИЕ В СЕСТРИНСКОМ ДЕЛЕ
  14. Способы обучения:
  15. Методы обучения  Словесный
  16. Функции м/с как педагога:
  17. Сферы обучения:
  18. Условия эффективности обучения:
  19. Факторы, влияющие на желание и готовность к обучению:
  20. Факторы, влияющие на способность к обучению:
  21. Факторы, влияющие на окружающую обстановку:
  22. Обязанности м/с:
  23. Этапы обучения:
  24. I ЭТАП Оценка исходного уровня знаний и умений обучаемого.
  25. II ЭТАП Определение целей, планирование содержания, методы и сферы обучения.
  26. III ЭТАП Реализация плана обучения.
  27. IV ЭТАП Оценка результатов обучения.
  28. Виды обратной связи:
  29. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЩЕНИЯ В СЕСТРИНСКОМ ДЕЛЕ

Тема 1.3. Общение в сестринском деле

Зная взаимные друг на друга действия души и

тела, долгом своим почитаю сказать, что есть

и душевные лекарства, которые врачуют тело.

Они почерпаются из науки мудрости.

Сим искус­ством печального утешишь,

сердитого умягчишь, нетерпеливого

успокоишь, робкого сделаешьсмелым,

скрытного откровенным, отчаянного

благонадежным. Сим искусством сообщается

твердость духа, которая побеждает телесные

боли, тоску, метания.

М.Я. Мудров

План лекции:

1. Общение в сестринском деле.

2. Уровни общения.

3. Функции общения.

5. Факторы, способствующие и препятствующие общению.

6. Стили общения.

7. Эффективность общения.

9. Поддержание связи с пациентами, неспособными к вербальному общению.

10. Правила эффективного знакомства с пациентом.

11. 10 «ДА» терапевтического общения.

12. 10 «НЕТ» терапевтического общения.

Общение — все способы поведения, которые один человек ис­пользует сознательно или бессознательно для воздействия на дру­гого.

Общение в сестринском деле — обмен информацией и (или) эмоциями между медсестрой и пациентом.

Уровни общения:

— межличностный (между двумя и более людьми)

— общественный (между большими группами)

Функции общения:

1. Информационная.

Получение и сообщение необходимой информации. Медсест­ре необходима информация о самочувствии пациента, его реакции на медперсонал, лечение и пребывание в стационаре. В свою оче­редь, медсестра сообщает пациенту информацию о схеме приема лекарственных препаратов, характере подготовки к предстоящему инструментальному исследованию и др.

2. экспрессивная(эмоциональная).

Пациенты ждут от медсестры эмоционального отклика, со­чувствия, душевного тепла. Не следует излишне ахать и причитать над пациентом, но холодность и отчужденность, привычка посто­янно контролировать свои эмоции создают впечатление черствости

и бездушности. С другой стороны, любые эмоции, и в первую оче­редь отрицательные, заразительны и быстро распространяются на окружающих.

3. регулятивная.

В процессе общения медсестра воздействует на сознание и поведение пациентов, используя их жизненные ценности и интере­сы, эмоциональный фон и другие «рычаги управления» людьми. В свою очередь медсестра также испытывает влияние своих пациен­тов. Например, медсестры в отделениях реанимации зачастую рабо­тают в условиях хронического стресса.

Типы общения:

1. словесный(вербальный) — наиболее распространен­ное средство общения между людьми с помощью речи.

Беседа с пациентом — целая наука и настоящее искусство. Ов­ладеть им в совершенстве невозможно без высокой культуры про­фессиональной речи. Необходимо не только иметь глубокие знания по специальности, но и хорошо владеть литературным языком, уметь грамотно излагать свои мысли. Диалог с пациентом следует вести так, чтобы все сказанное воспринималось легко и однозначно, чтобы разъяснения и ответы на вопросы были правильно сформу­лированы и убедительны. Избегайте языковых стандартов, всевоз­можного словесного мусора, профессионального жаргона, развяз­ности.

Вот рецепт, выписанный для больного одним из героев стихотворения Юны Мориц:

«Таблетки, микстура и теплое слово,

Горчичники, банки и нежное слово,

Ни капли холодного, острого, злого!

Без доброго слова, без теплого слова,

Без нежного слова — не лечат больного!»

2. бессловесный (невербальный)

Данный тип общения представляет более достоверное выра­жение чувств, так как межличностный контакт происходит на подсознательном уровне. Вспомните общение матери и младенца — они прекрасно понимают друг друга, хотя речь матери не осмысливает­ся ребенком.

К невербальному типу общения относятся:

а) внешний вид, манера держать себяи одежда.

Внешний вид и поведение отражают некоторые аспекты лич­ности медицинского работника, в частности степень его заботы, внимания к больному, способность к сопереживанию. Еще Гиппо­крат указывал, что «следует держать себя чисто, иметь хорошую одежду и натираться благоухающими мазями, ибо все это обыкно­венно приятно для больных». Яркая губная помада, ультрамодная прическа, унизанные кольцами руки, высокие каблуки — все это на­поминает тяжелому больному радости, которых он временно или навсегда лишился. У него возникает жалость к себе, невольная за­висть, ощущение своей ущербности, недовольство медсестрой. Страдание усугубляется.

Читайте также:  Как правильно создать муниципальное унитарное предприятие

б) выражение лица, мимика и жесты («язык тела»).

в) положение тела в пространстве по отношении к пациенту

Соблюдайте дистанцию «психологического комфорта». Обычно выделяют четыре психологических расстояния:

— интимное — менее 40 см,

— личное — 40см — 2 м,

— социальное — 2 — 4 м,

— открытое — более 4 м.

Для того, чтобы общение между медсестрой и пациентом было комфортным, они должны впустить друг друга в свою личную зону. Если больной подвигается к вам или отодвигается, то это важный признак того, насколько успешна ваша попытка осуществить процесс понимаю­щего общения. Беседуя с пациентом, «не нависайте» над ним, лучше присядьте возле кровати. Полезно расположиться так, чтобы ваши глаза с пациентом были на одном уровне.

г) время общения.

Пациент никогда не будет доверителен и откровенен с медсе­строй, которая торопится, всем своим видом выражая нетерпение и озабоченность. Общаясь с пациентом, медсестра должна тщательно контролировать невербальную информацию, передаваемую паци­енту. Например, если у пациента началась рвота, ему будет крайне неприятно и тягостно наблюдать выражение брезгливости и от­вращения на лице медсестры, даже если она профессионально ока­жет ему необходимую помощь.

паралингвистические эффекты:

Источник

Медицина. Сестринское дело.

На сайте вы узнаете все о сестринском деле, уходе, манипуляциях

ОБЩЕНИЕ В СЕСТРИНСКОМ ДЕЛЕ

ОБЩЕНИЕ В СЕСТРИНСКОМ ДЕЛЕ
Общение – это процесс взаимодействия между людьми, в котором происходит обмен информацией, опытом, результатами деятельности, формирование эмоционально-психологических отношений, осуществляется взаимное влияние друг на друга, а также взаимное сопереживание и понимание.

В общении выделяют:

 Содержание
 Цель
 Средства
 Виды
 Функции
 Формы
 Стороны
 Барьеры

По содержанию выделяют общение:

 материальное
 когнитивное
 деятельное
 кондиционное
 мотивационное

По целям общение делится:

Средства общения:

• терапевтические (пристальное внимание, прикосновение, контакт глаз);

• нетерапевтические (избирательное, невнимательное выслушивание, констатация заключения, безличное отношение, неоправданное доверие, утаивание информации, фальшивое успокаивание, критика, угрозы).

Виды общения:

Уровни общения:

Способы передачи информации:

Вербальное общение.

Основная форма вербального общения – это беседа.

Важные компоненты беседы:
 интонация
 скорость речи
 громкость речи
 пауза
Виды слушания:

• метод Сократовского диалога

Невербальное общение.

Для того, чтобы правильно понять пациента, важно учитывать следующие факторы:

• Расположение собеседников в пространстве
• Позы
• Движения и жесты
• Мимика
• Глаза. Контакт глаз.

Выделяют 4 зоны расположения:

 Интимная зона (15-45 см)

 Личная (персональная) зона (45-120 см)

 Социальная зона (120 – 360 см)

 Публичная (общественная) зона — более 360 см

Движения и жесты.

Виды жестов:
 коммуникативные
 выразительные

ОБУЧЕНИЕ В СЕСТРИНСКОМ ДЕЛЕ

Способы обучения:

Методы обучения
 Словесный

Функции м/с как педагога:

• Обучение пациента в поддержании собственного здоровья;

• Умение планировать с пациентом мероприятия по уходу;

Процесс обучения должен быть мотивирован.
Устойчивую положительную мотивацию формируют двумя путями:
• Соответствующим подбором содержания обучения
• Разнообразием формы обучения:
 лекция
 деловая игра
 проблемный метод
 беседа и т.д.

Сферы обучения:

Условия эффективности обучения:

• Наличие чёткой цели и мотивации к получению знаний;

• Доброжелательное отношение м/с к обучающимся;

• Создание ассоциативной связи между новой информацией и прошлым опытом;

• Обязательная практическая отработка полученных знаний.

И необходимо учитывать:

• желание и готовность обучаемого к обучению;

• способность его к обучению;

Факторы, влияющие на желание и готовность к обучению:

 умственные способности;
 внимание;
 состояние здоровья;
 возраст

Беспокойство, боль, усталость, жажда и т.д. -мешают процессу обучения!

Факторы, влияющие на способность к обучению:

 психологические особенности личности

Читайте также:  Как открыть фирму по взысканию долгов

 социальный статус (образование, культура, духовность и т.д.)

Факторы, влияющие на окружающую обстановку:

 температура воздуха, освещение, шум, вентиляция и т.д.

Обязанности м/с:

 использовать технику эффективного общения

 выслушивать всё, что ей говорят или спрашивают

 хвалить за успехи в обучении

 при необходимости делать перерывы.

Этапы обучения:

• Оценка исходного уровня знаний и умений обучаемого.

• Определение целей, планирование содержания, методы и сферы обучения.

• Реализация плана обучения.

• Оценка результатов обучения.

I ЭТАП
Оценка исходного уровня знаний и умений обучаемого.

необходимо учитывать:
 возраст
 образование и уровень знаний
 нынешнее состояние здоровья, самочувствие
 врачебный диагноз.

II ЭТАП
Определение целей, планирование содержания, методы и сферы обучения.

Цель содержит 3 компонента:
• действие
• условие
• критерий.
ФОРМУЛИРОВКА ЦЕЛЕЙ
• В психомоторной сфере: «Иван Петрович должен проходить 50 м утром ежедневно самостоятельно».

• В познавательной сфере: «Иван Петрович понимает, почему ему следует ограничить жидкость и соль в рационе».

• В эмоциональной сфере: «Иван Петрович адекватно реагирует на наличие колостомы».

III ЭТАП
Реализация плана обучения.

• правильно выбрать время
• у м/с должно быть достаточно времени
• комфортная обстановка
• перерывы
• терпение, спокойствие
• использовать наглядную литературу
• задавать пациенту много вопросов
• поддерживать интерес к материалу
• проверить правильно ли понял пациент м/с.

IV ЭТАП
Оценка результатов обучения.

Результат положительный, если:
• активизировать возможность пациента в плане его самопомощи;
• предотвращено развитие потенциальных проблем;
• решены актуальные проблемы;
• снята острота проблемы, которую невозможно решить.

Виды обратной связи:

Продуктивная Деструктивная
Позитивная Негативная

Источник

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЩЕНИЯ В СЕСТРИНСКОМ ДЕЛЕ

Общение в сестринском деле – это обмен информацией и (или) эмоциями между медсестрой и пациентом, основанный на взаимоотношении между ними.

Функции общения в сестринском деле:

1. информационная (получение и сообщение необходимой информации). Медсестре необходима информация о самочувствие пациента, его реакции на пребывание в медицинском учреждении, лечение. В свою очередь, медсестра сообщает пациенту информацию о схеме приёма лекарственных препаратов, характере подготовки к предстоящему исследованию, и другое.

2. экспрессивная (эмоциональная). Пациенты ждут от медсестры эмоционального отклика, сочувствия, душевного тепла. Холодность и отчуждённость, привычка постоянно контролировать любые свои эмоции создают впечатление чёрствости и бездушности.

3. регулятивная (воздействие на сознание и поведение). В процессе общения медсестра воздействует на сознание и поведение пациентов, используя их жизненные ценности и интересы, эмоциональный фон и другие «рычаги управления» людьми. В свою очередь, медсестра также испытывает влияние своих пациентов.

Уровни общения:

1. внутриличностное – общение человека с самим собой (внутренний диалог): обдумывает проблемы, анализирует ситуацию, вырабатывает планы, но вслух не произносит (например, составление плана ухода за пациентом, подготовка к предстоящей беседе с пациентом);

2. межличностное – между двумя и более людьми: общение представляет собой взаимную передачу информации и принятие решений (например, получение нужных сведений в процессе обследования пациента, согласование плана ухода с пациентом и его близкими);

3. общественное – общение одного человека с группой людей, коллективом, большой аудиторией (например, проведение санитарно-просветительской работы со школьниками параллельных классов).

Следует тщательно готовиться к межличностному и общественному общению. Правильное общение усиливает взаимопонимание между людьми.

ТИПЫ ОБЩЕНИЯ

(каналы общения, способы коммуникации)

Словесный (вербальный) – устная и письменная речь.

Бессловесный (невербальный) – неречевое сообщение (мимика, жесты, позы, действия, прикосновения).

ВИДЫ ОБЩЕНИЯ

Различают 2 вида общения:

  • терапевтическое, эффективное;
  • нетерапевтическое, не эффективное.

Терапевтическое общение – благоприятное воздействие, оказываемое на психику пациента.

Фундамент терапевтического общения – доброжелательное отношение к людям!

Цели терапевтического общения:

· Предоставление пациенту информации о его состоянии в со­гласованных с врачом и близкими пределах.

· Снятие страха перед заболеванием и его лечением.

· Вселение надежды и уверенности в улучшении самочувствия.

Таким образом,главная цель общения в сестринском деле— помощь пациен­ту в преодолении дезадаптации, связанной с болезнью.

Терапевтические средства общения:

· Пристальное внимание к пациенту (не оставлять одного, успокаивать, ободрять, вовремя реагировать на его просьбы и т.п.).

Читайте также:  Если фирма захочет пополнить свой ассортимент женской

· Терапевтическое прикосновение (знаки одобрения, сочувствия, поддержки).

· Контакт глаз (способствует взамопониманию, символизирует внимание к собеседнику).

В процессе терапевтического общения имеет значение социальная поддержка (помогает закрепить поведение человека, которое положительно влияет на его здоровье):

· вербальная социальная поддержка: положительное высказывание в адрес пациента, похвала, благодарность и т.п.

· невербальная: прикосновение, объятие, кивок головы, улыбка и т.п.

Нетерапевтические средства общения:

· избирательное или невнимательное выслушивание,

· стойкое и испуганное молчание,

· критика, насмешка, угроза.

ТЕХНИКА ОБЩЕНИЯ

ЭЛЕМЕНТЫ ЭФФЕКТИВНОГО ОБЩЕНИЯ:

1. Отправитель – человек, который хочет передать информацию.

2. Сообщение – информация, посланная этим человеком.

3. Канал – способ отправки сообщения, с помощью устной речи, неречевых компонентов или в письменном виде.

4. Получатель – человек, которому посылается сообщение.

5. Подтверждение – способ, с помощью которого получатель даёт знать отправителю, что сообщение получено.

ВЕРБАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ

Устное общение может быть эффективным, если:

  • привлечь внимание получателя сообщением;
  • говорить медленно, чётко произносить слова;
  • грамотно излагать свои мысли, но не злоупотреблять медицинскими терминами;
  • говорить простыми, короткими фразами;
  • правильно выбирать время для общения (учитывать интерес пациента к беседе);
  • не начинать беседу с неприятного;
  • следить за интонацией голоса (интонация должна соответствовать содержанию);
  • выбирать нужную громкость;
  • использовать корректный юмор;
  • правильно формулировать вопросы и по возможности задавать открытые вопросы.

* Для медицинской сестры очень важно умение задавать вопросы. Умение правильно формулировать вопросы помогает достичь лучшего взаимопонимания с пациентом, направлять беседу в нужное русло, сократить время сбора необходимой информации. С помощью правильных вопросов можно успешно передать свои мысли, построить цепочку умозаключений, приводящую к нужным выводам.

Вопросы бывают следующих видов:

Закрытые вопросы. Целью закрытых вопросов является получение однозначного ответа (согласия или отказа собеседника), «да» или «нет». Такие вопросы хороши, только в случае, когда необходимо четко и ясно определить наличие чего-либо в настоящем, прошлом, и иногда в будущем («Вы применяете это?», «Вы это применяли?», «Хотите попробовать?»), или отношение к чему-либо («Вам понравилось?», «Вас устраивает это?»), чтобы понять, как дальше действовать. Закрытые вопросы (и ответы на них «да» или «нет») переключают наши усилия в определенное направление.

Открытые вопросы. Они не предполагают однозначного ответа, заставляют человека задуматься, лучше выявляют его отношение к вашему предложению. Открытые вопросы, это хороший способ получения новой, подробной информации, которую очень сложно получить с помощью закрытых вопросов. Следовательно, в разговоре надо чаще использовать открытые вопросы, в различных их вариациях.*

В Вашей практике могут встретиться пациенты, глухонемые от рождения или потерявшие речь в результате заболевания (инсульт, следствие травмы черепа и др.). Вы можете общаться с ними письменно.

Эффективность письменного общения зависит от того, умеет ли человек читать, понимать, видеть написанное сообщение.

ПИСЬМЕННОЕ ОБЩЕНИЕ

Письменное общение может быть эффективным, если:

· писать аккуратно (если у вас плохой почерк, пишите печатными буквами);

· выбирать правильно размер и цвет букв (человеку со слабым зрением пишите ручкой с черной или синей пастой, печатными буквами на белой бумаге);

· включать в записку всю необходимую информацию;

· писать грамотно (ошибки подрывают авторитет медицинской сестры);

· выбирать простые и понятные слова;

· точно указывать время;

· обязательно подписывать сообщение;

· человеку, не умеющему читать, рисовать рисунки.

Если пациент не слышит, не может прочитать сообщение, не понимает язык общения, не может ответить, можно общаться:

посредством карточек с рисунками(это вариант письменного общения);

через физический контакт (предложите Вашему пациенту закрывать глаза или пожать Вашу руку каждый раз, когда он хочет ответить на ваш вопрос «Да»).

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Источник

Оцените статью