Классификация бизнес-планов
Бизнес-план является рабочим инструментом не только действующих, но и вновь создаваемых предприятий. Используется он во всех сферах предпринимательской деятельности независимо от масштабов, форм собственности и организационно-правовых форм предприятий. Прежде чем приступить к разработке бизнес-плана, необходимо определить миссию (цели) данной разработки. И уже на основании этого оценивать бизнес-план по различным признакам (критериям), что позволит четко организовать процесс планирования с наименьшими затратами.
Классификация бизнес-планов осуществляется по следующим критериям:
1. По целям разработки бизнес-планы бывают:
- инвестиционные – направлены на внедрение инноваций в виде новых технологий, продуктов или выход на рынок с традиционным продуктом. Осуществляется это через новое строительство или расширение действующего предприятия либо проведения реконструкции, модернизации, технического перевооружения
- для выработки стратегии развития организации
- для планирования деятельности организации
- для финансового оздоровления действующего предприятия
2. По объекту планирования. В бизнес-плане может планироваться деятельность следующих субъектов:
- предприятия в целом (нового или действующего)
- объединений (группы) предприятий
- инвестиционного проекта (направления бизнеса)
3. По конечным потребителям. Бизнес-планы могут быть предназначены:
- для внутреннего пользования самого предпринимателя или руководства фирмы (как средство самоорганизации);
- банкам, инвесторам, акционерам;
- региональной администрации;
- бизнес-партнерам (покупателям, спонсорам, лизингодателям и др.).
4. По продолжительности решаемых задач (горизонту планирования) выделяют следующие виды бизнес-планов:
- стратегические (долгосрочные), представляющие совокупность основных целей предприятия и способов их достижения на протяжении длительного периода времени;
- тактические (среднесрочные), охватывающие более короткий период (3-5 лет), используются для поддержки стратегических планов, содержат более точные определения действий, больше деталей и спецификаций;
- оперативные (краткосрочные), представляющие собой систему бюджетирования деятельности предприятия в целом и его подразделений на ближайший финансовый год с выделением плановых заданий по обеспечению всех направлений финансово-хозяйственной деятельности организации.
5. По сложности проекта различают проекты простые, сложные и очень сложные.
6. По условиям конфиденциальности формируют бизнес-план:
- официальный – предназначен для перспективных партнеров, инвесторов, спонсоров и дает понятие об общей цели;
- рабочий – представляет собой повседневный рабочий документ для руководителя предприятия, команды разработчиков и консультантов. Рабочий бизнес-план должен быть особо конфиденциальным, так как обычно содержит информацию, которую не включают в официальный бизнес-план, например, капитал, направляемый в бизнес, сведения о конкурентах или маркетинговая стратегия. Информация в рабочем бизнес-плане должна быть расположена под теми же заголовками, что и в официальном, чтобы было легко пользоваться обоими документами и вносить в них изменения.
7. По гибкости планов различают планирование:
- директивное (статическое) – сверху вниз с четко заданными показателями;
- индикативное – направляющее планирование с нечеткими рамками и возможностью внесения корректировок.
8. По стадии развития организации различают бизнес-планы:
- для зрелой фирмы – масштабные;
- на начальной стадии развития фирмы – нечеткие и небольшие.
9. По стадии развития проекта на момент составления бизнес-плана различают: идею, эскизный проект, рабочий проект, опытная партия, действующее производство.
10. По объему различают сжатые и развернутые бизнес-планы.
11. По особенностям оформления бизнес-планы бывают с приложениями и без них.
12. По подходу к разработке бизнес-план может разрабатываться
- наемной группой специалистов, а инициаторы проекта участвуют в подготовке исходных данных;
- инициаторами проекта, а методические рекомендации получаются у специалистов (банкиров, юристов, аудиторов), возможных потребителей, инвесторов.
13. По используемой программе финансового моделирования:
- Project Expert
- Alt Invest
- ТЭО-Инвест
- COMFAR Expert
- ИНЭК-Аналитик
- расчеты на базе Excel, в т. ч. с использованием шаблонов финансовых моделей (например, FinModel Expert)
Заказать бизнес-план
Для получения более подробной информации по услуге бизнес-планирования, свяжитесь с нами по телефону или по электронной почте.
Источник
В рамках одной организации может разрабатываться и общий стратегический план, включающий весь комплекс целей, и отдельные бизнеспланы по приведенной выше типологии.
Бизнес-планы ориентированы, прежде всего, на нововведения, в отличие от стратегического плана имеют четко очерченные временные границы с конкретными проработками, в то время как стратегический план по мере выполнения очередного годового плана и проведения соответствующего ситуационного анализа может пересматриваться и корректироваться.
Эффективная предпринимательская идея, будучи реализованной, приводит к тому, что и фирма, и инвестор получат достаточную ожидаемую прибыль.
Если через NПИ обозначить достаточную норму прибыли для инвестора, а через NПФ , достаточную норму прибыли для фирмы, то математически модель эффективного бизнес-плана выглядит так:
где КИ — капитал инвестора; КФ — капитал фирмы; ОК — общий капитал, предназначенный для осуществления бизнес-идеи (ОК= КИ + КФ); ПИ — прибыль инвестора; ПФ — прибыль фирмы; ОП — общая прибыль, подлежащая распределению между участниками бизнес-проекта (ОП = ПИ + ПФ);
NПИ — норма прибыли капитала инвестора, причем
NПФ — норма прибыли капитала фирмы, причем Учитывая (1) и (2), можно записать:
NОП — общая норма достаточной для фирмы и инвестора прибыли от реализации бизнес-идеи.
Из условий (1) — (4) можно вывести уравнение для определения долей инвестора и фирмы в общей норме прибыли:
NОП* dКИ + NПФ* dКФ ³ NОП (6)
Отсюда доли инвестора dИОП и фирмы dФОП в общей норме прибыли вычисляются так:
dИОП = (NПИ * dКИ)/NОП (7)
dФОП = (NПФ * dКФ)/NОП (8)
Обычно фирма сталкивается с ситуацией, когда имеется не одна, а много бизнес – идей.
Какая из них является оптимальной и приносит максимальную прибыль? Исходя из модели бизнес-планирования это та идея, для которой справедлива такая целевая функция:
Таким образом, из множества вариантов осуществления бизнес-идеи выбирается тот, который при данных общем капитале и достаточной норме прибыли для инвестора способен принести максимальную общую прибыль.
Во всем мире общепризнанно, что эффективный бизнес-план не только служит источником немалых предпринимательских доходов, но и:
· реализует интересы инвесторов через увеличение их доходов по акциям, облигациям, процентам;
· не наносит ущерба экологическим, социальным и политическим интересам граждан.
Любой бизнес-план должен давать убедительные ответы для самого предпринимателя и его возможных партнеров, по крайней мере, на пять основных вопросов.
В рыночной экономике существует множество версий бизнес-планов по форме, содержанию, структуре и т.д. Их можно классифицировать по различным основаниям.
Выделены следующие основания классификации бизнес-планов:
· тип плана – по основным сферам деятельности, в которых осуществляется план;
· класс плана – по составу и структуре плана и его предметной области;
· масштабы – по размерам плана, численности его участников и степени влияния на окружающий мир;
· длительность – по продолжительности периода осуществления плана;
· по объектам бизнеса.
Характеристика основных видов планов, сгруппированных по первым четырем основаниям, представлена в табл. 2.
Технический, организационный, экономический, социальный, смешанный
Монопланы – отдельные планы различного типа, вида и масштаба. Мультипланы – комплексные планы, состоящие из ряда монопланов и требующие применения многопланового управления. Мегапланы – целевые программы развития регионов, отраслей и других образований, состоящие из ряда монои мультипланов
Малый, средний, крупный, очень крупный. Это разделение условное. Масштабы планов можно конкретизировать – межгосударственный, международный, национальный (государственный), межрегиональный и региональный, межотраслевой и отраслевой, корпоративный, ведомственный, план одного предприятия
Краткосрочный (до трех лет), среднесрочный (от трех до пяти лет), долгосрочный (свыше пяти лет)
Широкое распространение в экономической литературе получила классификация бизнес-планов по объектам бизнеса.
Бизнес – план финансового оздоровления предприятия составляется для неплатежеспособных предприятий и имеет свою особую структуру и логику изложения. Он создается в обязательном порядке и служит:
· для выработки стратегии выживания предприятия;
· составления плана проведения реорганизационных процедур;
· организации управления предприятием в условия кризиса или в его предвидении;
· обоснования необходимости и возможности предоставления предприятию государственной поддержки.
Большая часть бизнес-планов носит инвестиционный (затратный) характер. Величина инвестиций, необходимых для осуществления бизнес-плана, зависит от всех перечисленных оснований их классификации, прежде всего от масштаба и длительности.
К инвестиционным обычно относят планы или проекты, главной целью которых является вложение средств в различные виды бизнеса для получения прибыли. В этой группе бизнес-планов выделяют инновационные проекты, к которым относят систему различных нововведений, обеспечивающих непрерывное развитие организационно-экономических систем.
Инвестиционные проекты можно дифференцировать по ряду классификационных признаков:
1. По масштабу (размеру) различают:
· малые проекты, которые невелики по объёму. Это, например, создание опытно-промышленных установок, строительство небольших зданий, сооружений, предприятий небольшой мощности;
· мегапроекты – это целевые программы, содержащие множество взаимосвязанных проектов, объединённых общей целью, выделенными для реализации ресурсами и отпущенным на их выполнение временем. Они могут быть международными, государственными, национальными, региональными, межотраслевыми, отраслевыми.
2. По срокам реализации выделяют:
· краткосрочные проекты (на срок до 3-х лет);
· среднесрочные проекты (на срок от 3-х до 5-ти лет);
· долгосрочные проекты (на срок свыше 5-ти лет).
· По степени ограниченности используемых ресурсов выделяют:
· проекты, для которых заранее не устанавливаются ограничения по ресурсам (например, проекты стратегического характера);
· проекты с ограничением по некоторым видам ресурсов (по времени исполнения проекта;
· проекты с ограничением по многим видам ресурсов (по времени, стоимости проекта, его трудоёмкости и т.д.)
Близок к бизнес-плану и такой привычный ранее российским предпринимателям документ, как технико-экономическое обоснование (ТЭО). Но главное отличие бизнес-плана – в его стратегической направленности, предпринимательском характере, гибком сочетании производственного, технического, финансового и рыночного аспектов деятельности на основе внутренних возможностей организации и внешнего окружения.
3.2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ МЕТОДИК БИЗНЕС—ПЛАНИРОВАНИЯ
Для разработки бизнес-плана используются методики или пособия, выбор которых для инициаторов проекта сейчас достаточно широк. Эта литература является, в основном, нужной и полезной, хотя и встречаются методики явно недоработанные, а некоторые с ошибками. Многих из них объединяет следующее:
· в основе методики лежит описание структуры бизнес-плана (последовательность разделов);
· в общих чертах говорится о том , как и что нужно написать в каждом разделе;
· приводятся примеры написания бизнес-плана;
· в приложении указывается структура затрат и приводятся нормативные акты;
· рассчитаны на руководителей, которые должны изучить методики и целый ряд сопутствующей литературы, собрать информацию по общей схеме и, исходя из общих рекомендаций, разработать бизнес-план.
Наиболее распространенными методиками по разработке бизнеспланов являются зарубежные методики: Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), Мирового банка реконструкции и развития (МБРР), Международной финансовой корпорации (МФК) — структуры Мирового Валютного Фонда, а также UNIDO (разработка венской лаборатории) и др. (см. табл. 3).
Различие между методиками вытекает из того, что в каждом из них считается наиболее важным. В методиках МФК, ЕБРР и UNIDO большее внимание уделяется обоснованию экономической эффективности проекта, в методике МБРР — оценке ситуации на рынке, где действует или предполагает действовать предприятие, являющееся разработчиком проекта.
Выбор конкретной методики разработки бизнес-плана, глубина и временной горизонт его проработки, вариантность закладываемых в него решений, объем, наличие прилагаемых документов и справок зависят от многих факторов. Среди них можно отметить:
· величину предполагаемых инвестиций по конкретному проекту и специфику потенциального инвестора (его интересы, специализацию, психологию, опыт инвестирования, национальную принадлежность);
· является ли целью написания бизнес-плана получение банковского кредита (коммерческие банки не имеют единого подхода к разработке бизнес-планов и, почти каждый крупный банк старается разработать собственную методику, в которую закладывает свои требования);
· разрабатывается ли бизнес-план для получения государственной поддержки в виде налоговых льгот, частичного финансирования из государственных источников, в форме гарантий Правительства по кредитам либо для преобразования государственных (арендных) предприятий (предприятие приватизируется);
· планируется ли вложить собственные средства в создание нового или развитие уже существующего бизнеса (разработается бизнес-план на основе глубоких маркетинговых исследований для внутреннего пользования, с учетом рисков, связанных с реализацией проекта и выводами о реальной эффективности планируемых инвестиций, а также разрабатывается модель проекта, которая позволит управлять проектом во время его реализации).
Основные характеристики зарубежных методик разработки бизнес-плана
Источник