Основания классификации бизнес планов

Классификация бизнес-планов

Бизнес-план является рабочим инструментом не только действующих, но и вновь создаваемых предприятий. Используется он во всех сферах предпринимательской деятельности независимо от масштабов, форм собственности и организационно-правовых форм предприятий. Прежде чем приступить к разработке бизнес-плана, необходимо определить миссию (цели) данной разработки. И уже на основании этого оценивать бизнес-план по различным признакам (критериям), что позволит четко организовать процесс планирования с наименьшими затратами.

Классификация бизнес-планов осуществляется по следующим критериям:

1. По целям разработки бизнес-планы бывают:

  1. инвестиционные – направлены на внедрение инноваций в виде новых технологий, продуктов или выход на рынок с традиционным продуктом. Осуществляется это через новое строительство или расширение действующего предприятия либо проведения реконструкции, модернизации, технического перевооружения
  2. для выработки стратегии развития организации
  3. для планирования деятельности организации
  4. для финансового оздоровления действующего предприятия

2. По объекту планирования. В бизнес-плане может планироваться деятельность следующих субъектов:

  1. предприятия в целом (нового или действующего)
  2. объединений (группы) предприятий
  3. инвестиционного проекта (направления бизнеса)

3. По конечным потребителям. Бизнес-планы могут быть предназначены:

  1. для внутреннего пользования самого предпринимателя или руководства фирмы (как средство самоорганизации);
  2. банкам, инвесторам, акционерам;
  3. региональной администрации;
  4. бизнес-партнерам (покупателям, спонсорам, лизингодателям и др.).

4. По продолжительности решаемых задач (горизонту планирования) выделяют следующие виды бизнес-планов:

  1. стратегические (долгосрочные), представляющие совокупность основных целей предприятия и способов их достижения на протяжении длительного периода времени;
  2. тактические (среднесрочные), охватывающие более короткий период (3-5 лет), используются для поддержки стратегических планов, содержат более точные определения действий, больше деталей и спецификаций;
  3. оперативные (краткосрочные), представляющие собой систему бюджетирования деятельности предприятия в целом и его подразделений на ближайший финансовый год с выделением плановых заданий по обеспечению всех направлений финансово-хозяйственной деятельности организации.

5. По сложности проекта различают проекты простые, сложные и очень сложные.

6. По условиям конфиденциальности формируют бизнес-план:

  1. официальный – предназначен для перспективных партнеров, инвесторов, спонсоров и дает понятие об общей цели;
  2. рабочий – представляет собой повседневный рабочий документ для руководителя предприятия, команды разработчиков и консультантов. Рабочий бизнес-план должен быть особо конфиденциальным, так как обычно содержит информацию, которую не включают в официальный бизнес-план, например, капитал, направляемый в бизнес, сведения о конкурентах или маркетинговая стратегия. Информация в рабочем бизнес-плане должна быть расположена под теми же заголовками, что и в официальном, чтобы было легко пользоваться обоими документами и вносить в них изменения.

7. По гибкости планов различают планирование:

  1. директивное (статическое) – сверху вниз с четко заданными показателями;
  2. индикативное – направляющее планирование с нечеткими рамками и возможностью внесения корректировок.

8. По стадии развития организации различают бизнес-планы:

  1. для зрелой фирмы – масштабные;
  2. на начальной стадии развития фирмы – нечеткие и небольшие.

9. По стадии развития проекта на момент составления бизнес-плана различают: идею, эскизный проект, рабочий проект, опытная партия, действующее производство.

10. По объему различают сжатые и развернутые бизнес-планы.

Читайте также:  Кризисные стратегии бизнес плана

11. По особенностям оформления бизнес-планы бывают с приложениями и без них.

12. По подходу к разработке бизнес-план может разрабатываться

  1. наемной группой специалистов, а инициаторы проекта участвуют в подготовке исходных данных;
  2. инициаторами проекта, а методические рекомендации получаются у специалистов (банкиров, юристов, аудиторов), возможных потребителей, инвесторов.

13. По используемой программе финансового моделирования:

  1. Project Expert
  2. Alt Invest
  3. ТЭО-Инвест
  4. COMFAR Expert
  5. ИНЭК-Аналитик
  6. расчеты на базе Excel, в т. ч. с использованием шаблонов финансовых моделей (например, FinModel Expert)

Заказать бизнес-план

Для получения более подробной информации по услуге бизнес-планирования, свяжитесь с нами по телефону или по электронной почте.

Источник

В рамках одной организации может разрабатываться и общий стратегический план, включающий весь комплекс целей, и отдельные бизнеспланы по приведенной выше типологии.

Бизнес-планы ориентированы, прежде всего, на нововведения, в отличие от стратегического плана имеют четко очерченные временные границы с конкретными проработками, в то время как стратегический план по мере выполнения очередного годового плана и проведения соответствующего ситуационного анализа может пересматриваться и корректироваться.

Эффективная предпринимательская идея, будучи реализованной, приводит к тому, что и фирма, и инвестор получат достаточную ожидаемую прибыль.

Если через NПИ обозначить достаточную норму прибыли для инвестора, а через NПФ , достаточную норму прибыли для фирмы, то математически модель эффективного бизнес-плана выглядит так:

где КИ — капитал инвестора; КФ — капитал фирмы; ОК — общий капитал, предназначенный для осуществления бизнес-идеи (ОК= КИ + КФ); ПИ — прибыль инвестора; ПФ — прибыль фирмы; ОП — общая прибыль, подлежащая распределению между участниками бизнес-проекта (ОП = ПИ + ПФ);

NПИ — норма прибыли капитала инвестора, причем

NПФ — норма прибыли капитала фирмы, причем Учитывая (1) и (2), можно записать:

NОП — общая норма достаточной для фирмы и инвестора прибыли от реализации бизнес-идеи.

Из условий (1) — (4) можно вывести уравнение для определения долей инвестора и фирмы в общей норме прибыли:

NОП* dКИ + NПФ* dКФ ³ NОП (6)

Отсюда доли инвестора dИОП и фирмы dФОП в общей норме прибыли вычисляются так:

dИОП = (NПИ * dКИ)/NОП (7)

dФОП = (NПФ * dКФ)/NОП (8)

Обычно фирма сталкивается с ситуацией, когда имеется не одна, а много бизнес – идей.

Какая из них является оптимальной и приносит максимальную прибыль? Исходя из модели бизнес-планирования это та идея, для которой справедлива такая целевая функция:

Таким образом, из множества вариантов осуществления бизнес-идеи выбирается тот, который при данных общем капитале и достаточной норме прибыли для инвестора способен принести максимальную общую прибыль.

Во всем мире общепризнанно, что эффективный бизнес-план не только служит источником немалых предпринимательских доходов, но и:

· реализует интересы инвесторов через увеличение их доходов по акциям, облигациям, процентам;

· не наносит ущерба экологическим, социальным и политическим интересам граждан.

Любой бизнес-план должен давать убедительные ответы для самого предпринимателя и его возможных партнеров, по крайней мере, на пять основных вопросов.

Читайте также:  Структура бизнес плана филиала

В рыночной экономике существует множество версий бизнес-планов по форме, содержанию, структуре и т.д. Их можно классифицировать по различным основаниям.

Выделены следующие основания классификации бизнес-планов:

· тип плана – по основным сферам деятельности, в которых осуществляется план;

· класс плана – по составу и структуре плана и его предметной области;

· масштабы – по размерам плана, численности его участников и степени влияния на окружающий мир;

· длительность – по продолжительности периода осуществления плана;

· по объектам бизнеса.

Характеристика основных видов планов, сгруппированных по первым четырем основаниям, представлена в табл. 2.

Технический, организационный, экономический, социальный, смешанный

Монопланы – отдельные планы различного типа, вида и масштаба. Мультипланы – комплексные планы, состоящие из ряда монопланов и требующие применения многопланового управления. Мегапланы – целевые программы развития регионов, отраслей и других образований, состоящие из ряда монои мультипланов

Малый, средний, крупный, очень крупный. Это разделение условное. Масштабы планов можно конкретизировать – межгосударственный, международный, национальный (государственный), межрегиональный и региональный, межотраслевой и отраслевой, корпоративный, ведомственный, план одного предприятия

Краткосрочный (до трех лет), среднесрочный (от трех до пяти лет), долгосрочный (свыше пяти лет)

Широкое распространение в экономической литературе получила классификация бизнес-планов по объектам бизнеса.

Бизнес – план финансового оздоровления предприятия составляется для неплатежеспособных предприятий и имеет свою особую структуру и логику изложения. Он создается в обязательном порядке и служит:

· для выработки стратегии выживания предприятия;

· составления плана проведения реорганизационных процедур;

· организации управления предприятием в условия кризиса или в его предвидении;

· обоснования необходимости и возможности предоставления предприятию государственной поддержки.

Большая часть бизнес-планов носит инвестиционный (затратный) характер. Величина инвестиций, необходимых для осуществления бизнес-плана, зависит от всех перечисленных оснований их классификации, прежде всего от масштаба и длительности.

К инвестиционным обычно относят планы или проекты, главной целью которых является вложение средств в различные виды бизнеса для получения прибыли. В этой группе бизнес-планов выделяют инновационные проекты, к которым относят систему различных нововведений, обеспечивающих непрерывное развитие организационно-экономических систем.

Инвестиционные проекты можно дифференцировать по ряду классификационных признаков:

1. По масштабу (размеру) различают:

· малые проекты, которые невелики по объёму. Это, например, создание опытно-промышленных установок, строительство небольших зданий, сооружений, предприятий небольшой мощности;

· мегапроекты – это целевые программы, содержащие множество взаимосвязанных проектов, объединённых общей целью, выделенными для реализации ресурсами и отпущенным на их выполнение временем. Они могут быть международными, государственными, национальными, региональными, межотраслевыми, отраслевыми.

2. По срокам реализации выделяют:

· краткосрочные проекты (на срок до 3-х лет);

· среднесрочные проекты (на срок от 3-х до 5-ти лет);

· долгосрочные проекты (на срок свыше 5-ти лет).

· По степени ограниченности используемых ресурсов выделяют:

· проекты, для которых заранее не устанавливаются ограничения по ресурсам (например, проекты стратегического характера);

· проекты с ограничением по некоторым видам ресурсов (по времени исполнения проекта;

Читайте также:  Бизнес план ювелирной компании

· проекты с ограничением по многим видам ресурсов (по времени, стоимости проекта, его трудоёмкости и т.д.)

Близок к бизнес-плану и такой привычный ранее российским предпринимателям документ, как технико-экономическое обоснование (ТЭО). Но главное отличие бизнес-плана – в его стратегической направленности, предпринимательском характере, гибком сочетании производственного, технического, финансового и рыночного аспектов деятельности на основе внутренних возможностей организации и внешнего окружения.

3.2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ МЕТОДИК БИЗНЕСПЛАНИРОВАНИЯ

Для разработки бизнес-плана используются методики или пособия, выбор которых для инициаторов проекта сейчас достаточно широк. Эта литература является, в основном, нужной и полезной, хотя и встречаются методики явно недоработанные, а некоторые с ошибками. Многих из них объединяет следующее:

· в основе методики лежит описание структуры бизнес-плана (последовательность разделов);

· в общих чертах говорится о том , как и что нужно написать в каждом разделе;

· приводятся примеры написания бизнес-плана;

· в приложении указывается структура затрат и приводятся нормативные акты;

· рассчитаны на руководителей, которые должны изучить методики и целый ряд сопутствующей литературы, собрать информацию по общей схеме и, исходя из общих рекомендаций, разработать бизнес-план.

Наиболее распространенными методиками по разработке бизнеспланов являются зарубежные методики: Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), Мирового банка реконструкции и развития (МБРР), Международной финансовой корпорации (МФК) — структуры Мирового Валютного Фонда, а также UNIDO (разработка венской лаборатории) и др. (см. табл. 3).

Различие между методиками вытекает из того, что в каждом из них считается наиболее важным. В методиках МФК, ЕБРР и UNIDO большее внимание уделяется обоснованию экономической эффективности проекта, в методике МБРР — оценке ситуации на рынке, где действует или предполагает действовать предприятие, являющееся разработчиком проекта.

Выбор конкретной методики разработки бизнес-плана, глубина и временной горизонт его проработки, вариантность закладываемых в него решений, объем, наличие прилагаемых документов и справок зависят от многих факторов. Среди них можно отметить:

· величину предполагаемых инвестиций по конкретному проекту и специфику потенциального инвестора (его интересы, специализацию, психологию, опыт инвестирования, национальную принадлежность);

· является ли целью написания бизнес-плана получение банковского кредита (коммерческие банки не имеют единого подхода к разработке бизнес-планов и, почти каждый крупный банк старается разработать собственную методику, в которую закладывает свои требования);

· разрабатывается ли бизнес-план для получения государственной поддержки в виде налоговых льгот, частичного финансирования из государственных источников, в форме гарантий Правительства по кредитам либо для преобразования государственных (арендных) предприятий (предприятие приватизируется);

· планируется ли вложить собственные средства в создание нового или развитие уже существующего бизнеса (разработается бизнес-план на основе глубоких маркетинговых исследований для внутреннего пользования, с учетом рисков, связанных с реализацией проекта и выводами о реальной эффективности планируемых инвестиций, а также разрабатывается модель проекта, которая позволит управлять проектом во время его реализации).

Основные характеристики зарубежных методик разработки бизнес-плана

Источник

Оцените статью