Организация учредила свое сми

Организация учредила свое сми

Порядок регистрации СМИ

Порядок регистрации СМИ

— В соответствии со статьей 12 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» не требуется регистрация:

— средств массовой информации, учреждаемых органами государственной власти и органами местного самоуправления исключительно для издания их официальных сообщений и материалов, нормативных и иных актов;

— периодических печатных изданий тиражом менее одной тысячи экземпляров;

— радио- и телепрограмм, распространяемых по кабельным сетям, ограниченным помещением и территорией одного государственного учреждения, одной образовательной организации или одного промышленного предприятия либо имеющим не более десяти абонентов;

— аудио- и видеопрограмм, распространяемых в записи тиражом не более десяти экземпляров.

Учредителем (соучредителем) СМИ может быть:

Учредителем (соучредителем) средства массовой информации может быть гражданин, объединение граждан, организация, государственный орган. Учредителем (соучредителем) печатного средства массовой информации и сетевого издания в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» может быть орган местного самоуправления.

Не может выступать учредителем:

— гражданин, отбывающий наказание в местах лишения свободы либо имеющий судимость за совершение преступлений с использованием средств массовой информации или информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», или за совершение преступлений, связанных с осуществлением экстремистской деятельности, а также гражданин, не достигший восемнадцатилетнего возраста или признанный судом недееспособным;

— объединение граждан, предприятие, учреждение, организация, деятельность которых запрещена по закону;

— гражданин другого государства или лицо без гражданства, не проживающее постоянно в Российской Федерации.

Ограничения, связанные с учреждением средства массовой информации, организации (юридического лица), осуществляющей вещание

Если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации, иностранное государство, международная организация, а также находящаяся под их контролем организация, иностранное юридическое лицо, российское юридическое лицо с иностранным участием, иностранный гражданин, лицо без гражданства, гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство другого государства, в совокупности или каждый в отдельности, не вправе выступать учредителем (участником) средства массовой информации, являться редакцией средства массовой информации, организацией (юридическим лицом), осуществляющей вещание.

Если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации, иностранное государство, международная организация, а также находящаяся под их контролем организация, иностранное юридическое лицо, российское юридическое лицо, доля иностранного участия в уставном капитале которого составляет более 20 процентов, иностранный гражданин, лицо без гражданства, гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство другого государства, в совокупности или каждый в отдельности, не вправе осуществлять владение, управление либо контроль прямо или косвенно (в том числе через подконтрольных лиц или посредством владения в совокупности более 20 процентами долей (акций) любого лица) в отношении более 20 процентов долей (акций) в уставном капитале лица, являющегося участником (членом, акционером) учредителя средства массовой информации, редакции средства массовой информации, организации (юридического лица), осуществляющей вещание.

Перечень документов, свидетельствующих о соблюдении требований настоящей статьи, утверждается Правительством Российской Федерации и подлежит предоставлению лицами, определенными настоящим Законом.

Соучредители выступают в качестве учредителя совместно.

Заявление о регистрации СМИ, продукция которого предназначена для распространения преимущественно на всей территории Российской Федерации и за ее пределами, подается в регистрирующий орган в соответствии с частью 3 статьи 8 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации».

Заявление о регистрации СМИ, продукция которого предназначена для распространения преимущественно на территории субъекта Российской Федерации, территории муниципального образования, подается в территориальный орган в соответствии с частью 3 статьи 8 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации».

Заявление о регистрации СМИ, продукция которого предназначена для распространения преимущественно на территориях двух и более субъектов Российской Федерации, входящих в один федеральный округ, подается в территориальный орган по соответствующему федеральному округу в соответствии с пунктом 4 Порядка подачи заявления о регистрации средства массовой информации, продукция которого предназначена для распространения преимущественно на территориях двух и более субъектов Российской Федерации, утвержденного приказом Роскомнадзора от 18.12.2017 N 255 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 27.04.2018, регистрационный N 50938).

Читайте также:  Как понять что ты профессионал своего дела

В случае если продукция СМИ предназначена для распространения преимущественно на территориях двух и более субъектов Российской Федерации, входящих в различные федеральные округа, заявление подается в территориальный орган по Центральному федеральному округу в соответствии с пунктом 5 Порядка.

Заявление о регистрации средства массовой информации и прилагаемые к нему документы представляются в регистрирующий орган непосредственно или направляются заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении. Заявитель вправе направить указанные заявление и документы в регистрирующий орган в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью, в том числе с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг.

Для регистрации СМИ (внесения изменений в запись о регистрации СМИ) заявитель предоставляет заявление, подписанное заявителем или его представителем (форма заявления приведена в приложении N 1 к Административному регламенту).

В случае внесения изменений в запись о регистрации СМИ в заявлении указывается причина внесения изменений в запись о регистрации СМИ.

Внесение изменений в запись о регистрации средства массовой информации осуществляется в том же порядке, что и регистрация средства массовой информации:

Смена учредителя, изменение состава соучредителей, наименования (названия), языка (языков), примерной тематики и (или) специализации средства массовой информации, территории распространения продукции средства массовой информации, доменного имени сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (для сетевого издания), а также формы и (или) вида периодического распространения массовой информации допускаются лишь при условии внесения соответствующих изменений в запись о регистрации средства массовой информации.

Источник

Глава 7. Институт учреждения средства массовой информации

Особенности процедуры учреждения СМИ. Правила учреждения и регистрации СМИ, необходимые для оформ­ления юридического факта рождения нового СМИ и призна­ния за ним правового состояния средства массовой информа­ции, несколько отличаются от правил, касающихся создания юридических лиц и закрепленных в Гражданском кодексе РФ.

Если же редакция организуется в форме юридического лица, то она подлежит регистрации по общим правилам Гражданского Кодекса РФ, но только после регистрации СМИ. Наконец, в-третьих, если бы правовое состояние СМИ как разновидность юридических фактов не порождало ни­каких специфических прав и обязанностей, то смысла не было бы ни в особых процедурах учреждения и регистра­ции, ни в самом существовании Закона о СМИ. Там, где СМИ юридически неотличимы от других субъектов права, нет необходимости и в законах о СМИ.

Категория правового статуса СМИ призвана отразить юри­дическое опосредование их фактического положения. Его структура может быть представлена как композиция следующих основных элементов: правовое состояние, правосубъ­ектность, статутарные права и обязанности, гарантии их реализации. При этом мы имеем в виду, что юридический статус не сводится к содержанию соответствующих право­вых норм и представляет собой не только формально-норма­тивную предпосылку включения субъекта права в конкрет­ные правоотношения, но и «своеобразную эманацию этих отношений, прав и обязанностей их участников»1.

Обретение правового состояния средства массовой ин­формации проходит через стадии учреждения и регистра­ции СМИ.

Первая стадия — учреждение СМИ, совершаемое по во­леизъявлению правомочного физического или юридичес­кого лица.

По контрасту со старыми порядками, когда любое СМИ могло появиться на свет только по решению или с разреше­ния Секретариата ЦК КПСС, закон признал право быть учредителем за широким кругом субъектов.

Во-первых, учредителем СМИ может быть любой совер­шеннолетний, т.е. достигший 18-летнего возраста, гражда­нин Российской Федерации, за исключением отбывающих наказание в местах лишения свободы по приговору суда и душевнобольных, признанных судом недееспособными. На лиц без гражданства (апатридов), постоянно проживающих на территории Российской Федерации, распространяется национальный режим и таким образом они приравнивают­ся к российским гражданам. Иностранцы, напротив, этого права лишены, однако ничто не мешает им законным путем приобрести предприятие или учредить российское юриди­ческое лицо, которое выступит в качестве учредителя СМИ. Этот запрет представляется тем более нелогичным, что за иностранными юридическими лицами Закон о СМИ при­знает право учреждать СМИ на территории Российской Федерации.

Читайте также:  Торговля медом свой бизнес

Во-вторых, правом на учреждение СМИ обладают объе­динения граждан: общественные, религиозные, трудовые и журналистские коллективы и т.д. При этом, как отмеча­лось выше, им вовсе не обязательно являться юридически­ми лицами.

В-третьих, учреждать СМИ вправе предприятия, учреж­дения, организации (корпорации, банки, клубы, библиоте­ки, университеты, научные центры и т.д.). Единственное существующее здесь ограничение: деятельность таких пред­приятий, учреждений и организаций не должна быть зап­рещена в соответствии с законом. Иными словами, напри­мер, общественная организация, в отношении которой имеется вступившее в законную силу решение суда о лик­видации, утрачивает право быть учредителем СМИ.

Наконец, в-четвертых, учредителями СМИ могут быть государственные органы.

В качестве примера возьмем постановление Президиума Верховного Совета Российской Федерации «Об учреждении газеты Верховного Совета Российской Федерации «Юриди­ческая газета России» от 23 июля 1993 г. № 5573-1. В этом акте сошлось сразу несколько нарушений Закона о СМИ. Во-первых, Президиум как государственный орган был вправе учредить газету, но только свою. Действовать же от имени Верховного Совета как учредителя СМИ он мог лишь при наличии соответствующих полномочий, каковые из текста ст. 114 действовавшей в тот период Конституции Российской Федерации не вытекали. Во-вторых, «осуще­ствить регистрацию» газеты поручалось парламентскому комитету по СМИ, что противоречило ст. 8 Закона о СМИ, в которой исчерпывающим образом перечислены регистри­рующие органы. В-третьих, постановлением утверждался главный редактор (О. А. Финько), которому поручалось разработать и представить в Президиум проекты устава газеты и договора между учредителем и редакцией. Это противоре­чило ст. 20 Закона о СМИ, согласно которой устав редакции (а не газеты) сначала принимается на общем собрании кол­лектива журналистов и только затем утверждается учреди­телем. Причем, именно в уставе должен определяться поря­док назначения главного редактора.

Соучредительство. Учредителей может быть несколь­ко. В этом случае каждый из них считается соучредителем и только совместно они могут выступать в качестве учреди­теля. Согласно ч. 1 ст. 22 Закона о СМИ, соучредители заключают договор, в котором определяются их взаимные права, обязанности, ответственность, порядок, условия и юридические последствия изменения состава соучредите­лей, процедура разрешения споров между ними.

Споры об учредительстве были особенно распространены в первые месяцы после введения в действие с 1 августа 1990 года Закона СССР «О печати и других средствах массовой информации». Позднее такие споры возникали, как прави­ло, уже не в связи с регистрацией, а чаще — попытками передела рынка СМИ, смены редакционной политики и т.п. Примечательный пример — дело, рассмотренное Конститу­ционным Судом Российской Федерации по индивидуальной жалобе членов журналистского коллектива редакции газе­ты «Известия» в связи с постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 17 июля 1992 г. «О газете «Из­вестия»». Конституционный Суд Российской Федерации охарактеризовал решение парламента возобновить изда­ние газеты представительных органов власти с названием «Известия Советов народных депутатов Российской Фе­дерации» как непосредственно затрагивающее интересы су­ществующей газеты «Известия», учрежденной 23 августа 1991 г. журналистским коллективом ее редакции.

«Решение Верховного Совета, — говорится в постанов­лении Конституционного Суда Российской Федерации, — не исключало вынужденного преобразования газеты «Изве­стия» в газету представительных органов государственной власти Российской Федерации или привело бы к ограниче­нию прав выпускаемой газеты «Известия», связанных с использованием ее прежнего названия и материально-про­изводственной базы. Решения, влекущие такие послед­ствия, способствуют оказанию давления на газету, затруд­няют ее существование как независимого средства массовой информации и ограничивают тем самым свободу массовой информации»2.

Признав парламентское постановление неконституци­онным, Конституционный Суд Российской Федерации тем самым создал прецедент защиты интересов СМИ на основе приоритета свободы массовой информации и обеспечения плюрализма.

Постановление Конституционного Суда Российской Федерации по делу газеты «Известия» имеет принципиаль­ное значение по двум основным позициям. Во-первых, оно определяет неконституционность любого правопримени­тельного акта, который НЕ ИСКЛЮЧАЕТ вынужденного изменения редакционной политики и МОЖЕТ ПРИВЕСТИ к ограничению прав по выпуску средства массовой инфор­мации. Во-вторых, оно устанавливает, что ограничения сво­боды массовой информации, основания и порядок их при­менения определяются в Законе Российской Федерации «О средствах массовой информации». Иными словами, пра­воприменитель — будь то суд или собрание акционеров — при применении любого закона к такому объекту права как СМИ обязан соразмерять свои действия с требованиями Закона о СМИ.

Читайте также:  Рассмотрите рисунки расскажи чем занимаются мастера своего дела

В частности, в известном конфликте апреля 2001 г. вок­руг ОАО «Телекомпания НТВ» Газпром-Медиа как один из крупнейших акционеров опирался исключительно на поло­жения Федерального закона «Об акционерных обществах» (о том, соблюдался ли на самом деле этот закон, исполня­лись ли судебные определения по обеспечении иска и т.д. -особый разговор). Но Телекомпания НТВ — это не обычное акционерное общество, выпускающее товары ширпотреба, а ее коллектив — это не обслуживающий персонал конвейе­ра. Телекомпания является организацией, осуществляю­щей производство и выпуск средства массовой информа­ции — телеканала НТВ, а ее сотрудники составляют коллектив редакции. Вот почему как НТВ, так и ее акцио­неры обязаны руководствоваться Законом о СМИ.

Следует подчеркнуть, что право учреждать СМИ являет­ся именно субъективным правом, реализация (или отказ от реализации) которого целиком находится в сфере усмотре­ния управомоченного субъекта.

Дело в том, что в п. 2 постановления говорилось: «Пред­ставительные органы государственной власти являются со­учредителями государственных телерадиовещательных компаний, учрежденных соответствующими органами ис­полнительной власти». Но можно ли стать соучредителем СМИ ipso jure, в силу закона, или ex officio, по должности? Нет, нельзя, так как учреждение средства массовой инфор­мации — дело добровольное, и каждый соучредитель реа­лизует свое право самостоятельно. Более того, согласно ч. 4 ст. 18 Закона о СМИ именно и только учредитель имеет право передать свои права или их часть третьему лицу. Если соучредителей, скажем, двое, то появление третьего возможно лишь при передаче ему части их полномочий. Причем для этого требуется согласие редакции и всех соуч­редителей.

Следует обратить внимание также на ст. 17 Закона о СМИ, где устанавливается, что права и обязанности учредителя возникают с момента регистрации средства массо­вой информации. Соответственно, появление нового соуч­редителя допускается лишь при условии перерегистрации СМИ (ч. 1 ст. 11). Следовательно, юридически некоррект­ной будет, например, формула, использованная в решении Смоленской областной думы «О журнале «Край Смолен­ский»» от 26 апреля 1994 года: «Считать областную Думу соучредителем журнала». На самом же деле, Дума может стать соучредителем лишь с согласия других соучредите­лей и редакции и только после перерегистрации СМИ, а не с момента принятия Думой данного решения.

В процессе совершенствования законодательства о СМИ предстоит во всех деталях продумать вопрос о будущем института учредителя. Подготовленный в конце 2000 года инициативный авторский проект новой редакции Закона о СМИ сохраняет этот институт, хотя и в урезанном виде. Видимо, он должен сохраниться для тех случаев, когда учреждение и выпуск СМИ осуществляется без образования юридического лица, то есть когда все отношения складыва­ются исключительно между физическими лицами. В осталь­ных случаях речь должна вестись об учредителе не СМИ, а организации, осуществляющей выпуск СМИ. И тогда уже не имеет принципиального значения, кто уведомит регистри­рующий орган о начале выпуска нового средства массовой информации — учредитель или созданная им организация. В любом случае права на СМИ как на результат интеллекту­альной деятельности будут входить как нематериальные ак­тивы в имущественный комплекс организации, а учредителю будут принадлежать обязательственные права в отношении данного юридического лица в целом.

[1] Явич Л.С. Сущность права. Социально-философское понимание гене­зиса, развития и функционирования юридической формы общественных отношений. Л., 1985. С. 63.

[2] Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. 1994. № 2.

[3] Поленина C.B. Указ. Соч. С. 55.

[4] См.: Теория государства и права: Курс лекций / Отв. ред. Н.И. Матузов и А.В. Малько. М., 1997. С. 454.

Источник

Оцените статью