Организация учредила свое сми
Порядок регистрации СМИ
Порядок регистрации СМИ
— В соответствии со статьей 12 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» не требуется регистрация:
— средств массовой информации, учреждаемых органами государственной власти и органами местного самоуправления исключительно для издания их официальных сообщений и материалов, нормативных и иных актов;
— периодических печатных изданий тиражом менее одной тысячи экземпляров;
— радио- и телепрограмм, распространяемых по кабельным сетям, ограниченным помещением и территорией одного государственного учреждения, одной образовательной организации или одного промышленного предприятия либо имеющим не более десяти абонентов;
— аудио- и видеопрограмм, распространяемых в записи тиражом не более десяти экземпляров.
Учредителем (соучредителем) СМИ может быть:
Учредителем (соучредителем) средства массовой информации может быть гражданин, объединение граждан, организация, государственный орган. Учредителем (соучредителем) печатного средства массовой информации и сетевого издания в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» может быть орган местного самоуправления.
Не может выступать учредителем:
— гражданин, отбывающий наказание в местах лишения свободы либо имеющий судимость за совершение преступлений с использованием средств массовой информации или информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», или за совершение преступлений, связанных с осуществлением экстремистской деятельности, а также гражданин, не достигший восемнадцатилетнего возраста или признанный судом недееспособным;
— объединение граждан, предприятие, учреждение, организация, деятельность которых запрещена по закону;
— гражданин другого государства или лицо без гражданства, не проживающее постоянно в Российской Федерации.
Ограничения, связанные с учреждением средства массовой информации, организации (юридического лица), осуществляющей вещание
Если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации, иностранное государство, международная организация, а также находящаяся под их контролем организация, иностранное юридическое лицо, российское юридическое лицо с иностранным участием, иностранный гражданин, лицо без гражданства, гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство другого государства, в совокупности или каждый в отдельности, не вправе выступать учредителем (участником) средства массовой информации, являться редакцией средства массовой информации, организацией (юридическим лицом), осуществляющей вещание.
Если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации, иностранное государство, международная организация, а также находящаяся под их контролем организация, иностранное юридическое лицо, российское юридическое лицо, доля иностранного участия в уставном капитале которого составляет более 20 процентов, иностранный гражданин, лицо без гражданства, гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство другого государства, в совокупности или каждый в отдельности, не вправе осуществлять владение, управление либо контроль прямо или косвенно (в том числе через подконтрольных лиц или посредством владения в совокупности более 20 процентами долей (акций) любого лица) в отношении более 20 процентов долей (акций) в уставном капитале лица, являющегося участником (членом, акционером) учредителя средства массовой информации, редакции средства массовой информации, организации (юридического лица), осуществляющей вещание.
Перечень документов, свидетельствующих о соблюдении требований настоящей статьи, утверждается Правительством Российской Федерации и подлежит предоставлению лицами, определенными настоящим Законом.
Соучредители выступают в качестве учредителя совместно.
Заявление о регистрации СМИ, продукция которого предназначена для распространения преимущественно на всей территории Российской Федерации и за ее пределами, подается в регистрирующий орган в соответствии с частью 3 статьи 8 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации».
Заявление о регистрации СМИ, продукция которого предназначена для распространения преимущественно на территории субъекта Российской Федерации, территории муниципального образования, подается в территориальный орган в соответствии с частью 3 статьи 8 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации».
Заявление о регистрации СМИ, продукция которого предназначена для распространения преимущественно на территориях двух и более субъектов Российской Федерации, входящих в один федеральный округ, подается в территориальный орган по соответствующему федеральному округу в соответствии с пунктом 4 Порядка подачи заявления о регистрации средства массовой информации, продукция которого предназначена для распространения преимущественно на территориях двух и более субъектов Российской Федерации, утвержденного приказом Роскомнадзора от 18.12.2017 N 255 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 27.04.2018, регистрационный N 50938).
В случае если продукция СМИ предназначена для распространения преимущественно на территориях двух и более субъектов Российской Федерации, входящих в различные федеральные округа, заявление подается в территориальный орган по Центральному федеральному округу в соответствии с пунктом 5 Порядка.
Заявление о регистрации средства массовой информации и прилагаемые к нему документы представляются в регистрирующий орган непосредственно или направляются заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении. Заявитель вправе направить указанные заявление и документы в регистрирующий орган в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью, в том числе с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг.
Для регистрации СМИ (внесения изменений в запись о регистрации СМИ) заявитель предоставляет заявление, подписанное заявителем или его представителем (форма заявления приведена в приложении N 1 к Административному регламенту).
В случае внесения изменений в запись о регистрации СМИ в заявлении указывается причина внесения изменений в запись о регистрации СМИ.
Внесение изменений в запись о регистрации средства массовой информации осуществляется в том же порядке, что и регистрация средства массовой информации:
Смена учредителя, изменение состава соучредителей, наименования (названия), языка (языков), примерной тематики и (или) специализации средства массовой информации, территории распространения продукции средства массовой информации, доменного имени сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (для сетевого издания), а также формы и (или) вида периодического распространения массовой информации допускаются лишь при условии внесения соответствующих изменений в запись о регистрации средства массовой информации.
Источник
Глава 7. Институт учреждения средства массовой информации
Особенности процедуры учреждения СМИ. Правила учреждения и регистрации СМИ, необходимые для оформления юридического факта рождения нового СМИ и признания за ним правового состояния средства массовой информации, несколько отличаются от правил, касающихся создания юридических лиц и закрепленных в Гражданском кодексе РФ.
Если же редакция организуется в форме юридического лица, то она подлежит регистрации по общим правилам Гражданского Кодекса РФ, но только после регистрации СМИ. Наконец, в-третьих, если бы правовое состояние СМИ как разновидность юридических фактов не порождало никаких специфических прав и обязанностей, то смысла не было бы ни в особых процедурах учреждения и регистрации, ни в самом существовании Закона о СМИ. Там, где СМИ юридически неотличимы от других субъектов права, нет необходимости и в законах о СМИ.
Категория правового статуса СМИ призвана отразить юридическое опосредование их фактического положения. Его структура может быть представлена как композиция следующих основных элементов: правовое состояние, правосубъектность, статутарные права и обязанности, гарантии их реализации. При этом мы имеем в виду, что юридический статус не сводится к содержанию соответствующих правовых норм и представляет собой не только формально-нормативную предпосылку включения субъекта права в конкретные правоотношения, но и «своеобразную эманацию этих отношений, прав и обязанностей их участников»1.
Обретение правового состояния средства массовой информации проходит через стадии учреждения и регистрации СМИ.
Первая стадия — учреждение СМИ, совершаемое по волеизъявлению правомочного физического или юридического лица.
По контрасту со старыми порядками, когда любое СМИ могло появиться на свет только по решению или с разрешения Секретариата ЦК КПСС, закон признал право быть учредителем за широким кругом субъектов.
Во-первых, учредителем СМИ может быть любой совершеннолетний, т.е. достигший 18-летнего возраста, гражданин Российской Федерации, за исключением отбывающих наказание в местах лишения свободы по приговору суда и душевнобольных, признанных судом недееспособными. На лиц без гражданства (апатридов), постоянно проживающих на территории Российской Федерации, распространяется национальный режим и таким образом они приравниваются к российским гражданам. Иностранцы, напротив, этого права лишены, однако ничто не мешает им законным путем приобрести предприятие или учредить российское юридическое лицо, которое выступит в качестве учредителя СМИ. Этот запрет представляется тем более нелогичным, что за иностранными юридическими лицами Закон о СМИ признает право учреждать СМИ на территории Российской Федерации.
Во-вторых, правом на учреждение СМИ обладают объединения граждан: общественные, религиозные, трудовые и журналистские коллективы и т.д. При этом, как отмечалось выше, им вовсе не обязательно являться юридическими лицами.
В-третьих, учреждать СМИ вправе предприятия, учреждения, организации (корпорации, банки, клубы, библиотеки, университеты, научные центры и т.д.). Единственное существующее здесь ограничение: деятельность таких предприятий, учреждений и организаций не должна быть запрещена в соответствии с законом. Иными словами, например, общественная организация, в отношении которой имеется вступившее в законную силу решение суда о ликвидации, утрачивает право быть учредителем СМИ.
Наконец, в-четвертых, учредителями СМИ могут быть государственные органы.
В качестве примера возьмем постановление Президиума Верховного Совета Российской Федерации «Об учреждении газеты Верховного Совета Российской Федерации «Юридическая газета России» от 23 июля 1993 г. № 5573-1. В этом акте сошлось сразу несколько нарушений Закона о СМИ. Во-первых, Президиум как государственный орган был вправе учредить газету, но только свою. Действовать же от имени Верховного Совета как учредителя СМИ он мог лишь при наличии соответствующих полномочий, каковые из текста ст. 114 действовавшей в тот период Конституции Российской Федерации не вытекали. Во-вторых, «осуществить регистрацию» газеты поручалось парламентскому комитету по СМИ, что противоречило ст. 8 Закона о СМИ, в которой исчерпывающим образом перечислены регистрирующие органы. В-третьих, постановлением утверждался главный редактор (О. А. Финько), которому поручалось разработать и представить в Президиум проекты устава газеты и договора между учредителем и редакцией. Это противоречило ст. 20 Закона о СМИ, согласно которой устав редакции (а не газеты) сначала принимается на общем собрании коллектива журналистов и только затем утверждается учредителем. Причем, именно в уставе должен определяться порядок назначения главного редактора.
Соучредительство. Учредителей может быть несколько. В этом случае каждый из них считается соучредителем и только совместно они могут выступать в качестве учредителя. Согласно ч. 1 ст. 22 Закона о СМИ, соучредители заключают договор, в котором определяются их взаимные права, обязанности, ответственность, порядок, условия и юридические последствия изменения состава соучредителей, процедура разрешения споров между ними.
Споры об учредительстве были особенно распространены в первые месяцы после введения в действие с 1 августа 1990 года Закона СССР «О печати и других средствах массовой информации». Позднее такие споры возникали, как правило, уже не в связи с регистрацией, а чаще — попытками передела рынка СМИ, смены редакционной политики и т.п. Примечательный пример — дело, рассмотренное Конституционным Судом Российской Федерации по индивидуальной жалобе членов журналистского коллектива редакции газеты «Известия» в связи с постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 17 июля 1992 г. «О газете «Известия»». Конституционный Суд Российской Федерации охарактеризовал решение парламента возобновить издание газеты представительных органов власти с названием «Известия Советов народных депутатов Российской Федерации» как непосредственно затрагивающее интересы существующей газеты «Известия», учрежденной 23 августа 1991 г. журналистским коллективом ее редакции.
«Решение Верховного Совета, — говорится в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации, — не исключало вынужденного преобразования газеты «Известия» в газету представительных органов государственной власти Российской Федерации или привело бы к ограничению прав выпускаемой газеты «Известия», связанных с использованием ее прежнего названия и материально-производственной базы. Решения, влекущие такие последствия, способствуют оказанию давления на газету, затрудняют ее существование как независимого средства массовой информации и ограничивают тем самым свободу массовой информации»2.
Признав парламентское постановление неконституционным, Конституционный Суд Российской Федерации тем самым создал прецедент защиты интересов СМИ на основе приоритета свободы массовой информации и обеспечения плюрализма.
Постановление Конституционного Суда Российской Федерации по делу газеты «Известия» имеет принципиальное значение по двум основным позициям. Во-первых, оно определяет неконституционность любого правоприменительного акта, который НЕ ИСКЛЮЧАЕТ вынужденного изменения редакционной политики и МОЖЕТ ПРИВЕСТИ к ограничению прав по выпуску средства массовой информации. Во-вторых, оно устанавливает, что ограничения свободы массовой информации, основания и порядок их применения определяются в Законе Российской Федерации «О средствах массовой информации». Иными словами, правоприменитель — будь то суд или собрание акционеров — при применении любого закона к такому объекту права как СМИ обязан соразмерять свои действия с требованиями Закона о СМИ.
В частности, в известном конфликте апреля 2001 г. вокруг ОАО «Телекомпания НТВ» Газпром-Медиа как один из крупнейших акционеров опирался исключительно на положения Федерального закона «Об акционерных обществах» (о том, соблюдался ли на самом деле этот закон, исполнялись ли судебные определения по обеспечении иска и т.д. -особый разговор). Но Телекомпания НТВ — это не обычное акционерное общество, выпускающее товары ширпотреба, а ее коллектив — это не обслуживающий персонал конвейера. Телекомпания является организацией, осуществляющей производство и выпуск средства массовой информации — телеканала НТВ, а ее сотрудники составляют коллектив редакции. Вот почему как НТВ, так и ее акционеры обязаны руководствоваться Законом о СМИ.
Следует подчеркнуть, что право учреждать СМИ является именно субъективным правом, реализация (или отказ от реализации) которого целиком находится в сфере усмотрения управомоченного субъекта.
Дело в том, что в п. 2 постановления говорилось: «Представительные органы государственной власти являются соучредителями государственных телерадиовещательных компаний, учрежденных соответствующими органами исполнительной власти». Но можно ли стать соучредителем СМИ ipso jure, в силу закона, или ex officio, по должности? Нет, нельзя, так как учреждение средства массовой информации — дело добровольное, и каждый соучредитель реализует свое право самостоятельно. Более того, согласно ч. 4 ст. 18 Закона о СМИ именно и только учредитель имеет право передать свои права или их часть третьему лицу. Если соучредителей, скажем, двое, то появление третьего возможно лишь при передаче ему части их полномочий. Причем для этого требуется согласие редакции и всех соучредителей.
Следует обратить внимание также на ст. 17 Закона о СМИ, где устанавливается, что права и обязанности учредителя возникают с момента регистрации средства массовой информации. Соответственно, появление нового соучредителя допускается лишь при условии перерегистрации СМИ (ч. 1 ст. 11). Следовательно, юридически некорректной будет, например, формула, использованная в решении Смоленской областной думы «О журнале «Край Смоленский»» от 26 апреля 1994 года: «Считать областную Думу соучредителем журнала». На самом же деле, Дума может стать соучредителем лишь с согласия других соучредителей и редакции и только после перерегистрации СМИ, а не с момента принятия Думой данного решения.
В процессе совершенствования законодательства о СМИ предстоит во всех деталях продумать вопрос о будущем института учредителя. Подготовленный в конце 2000 года инициативный авторский проект новой редакции Закона о СМИ сохраняет этот институт, хотя и в урезанном виде. Видимо, он должен сохраниться для тех случаев, когда учреждение и выпуск СМИ осуществляется без образования юридического лица, то есть когда все отношения складываются исключительно между физическими лицами. В остальных случаях речь должна вестись об учредителе не СМИ, а организации, осуществляющей выпуск СМИ. И тогда уже не имеет принципиального значения, кто уведомит регистрирующий орган о начале выпуска нового средства массовой информации — учредитель или созданная им организация. В любом случае права на СМИ как на результат интеллектуальной деятельности будут входить как нематериальные активы в имущественный комплекс организации, а учредителю будут принадлежать обязательственные права в отношении данного юридического лица в целом.
[1] Явич Л.С. Сущность права. Социально-философское понимание генезиса, развития и функционирования юридической формы общественных отношений. Л., 1985. С. 63.
[2] Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. 1994. № 2.
[3] Поленина C.B. Указ. Соч. С. 55.
[4] См.: Теория государства и права: Курс лекций / Отв. ред. Н.И. Матузов и А.В. Малько. М., 1997. С. 454.
Источник