Организация своей работы старшим воспитателем

Организация своей работы старшим воспитателем

Деятельность старшего воспитателя в детском саду

К основным обязанностям старшего воспитателя относится руководство деятельностью всех педагогов, работающих с детьми . Он занимается организацией и проведением педагогических советов, родительских собраний и всех остальных мероприятий, запланированных в детском саду. Два раза в год совместно с воспитателями проводит мониторинг для выявления уровня освоения программы каждым ребенком.

Старший воспитатель принимает участие в подборе кандидатов на должность воспитателя, узких специалистов, младшего воспитателя, содействует в создании хорошего психологического климата в коллективе сотрудников детского сада.

В обязанности старшего воспитателя входит ведение всей методической документации: годовой план, анализ работы за год, циклограмма, различные мониторинги и многое другое. Он должен следить за уровнем образования педагогических работников, своевременным повышением их квалификации, помогать в подготовке к прохождению аттестации, а также активизировать воспитателей к участию в различных мероприятиях и конкурсах на районном и федеральном уровне.

Основные направления в деятельности старшего воспитателя, направленные на повышение качества образовательного процесса:

Старший воспитатель осуществляет планирование:

— годового плана ДОУ;
— перспективного плана по разделам программы;
— перспективного плана по различным направлениям деятельности ДОУ;
-перспективного и календарного плана деятельности старшего воспитателя.

Одним из условий полноценного планирования является мониторинг деятельности дошкольного учреждения и включает в себя следующую информацию:

— выполнение и усвоение детьми программного материала по всем направлениям;
— уровень готовности детей подготовительных групп к обучению в школе;
— мониторинг участия педагогов в методических мероприятиях;
— создание условий комфортного пребывания детей и т.д.

Организация воспитательно-образовательного процесса

включает в себя:
— распределение видов деятельности согласно возрастным особенностям детей;
— организацию работы педагогов;
— обеспечение выполнения программы;
— постоянный анализ состояния учебно-методической и воспитательной работы и принятие на его основе конкретных мер повышения эффективности методической работы.

Работа с педагогами

Работа с коллективом разнообразна и включает в себя следующие направления:
— анкетирование;
— консультации разных форм: индивидуальные, групповые;
— педагогические советы, семинары, практикумы и другие формы организационно-методических мероприятий;
— открытые просмотры ООД, взаимопосещения;
— обмен опытом (наставничество, педагогическая практика);
— участие педагогов в работе методических объединений;
— повышение квалификации педагогов.

Старший воспитатель осуществляет контроль за работой педагогов:
— систематически проверяет планы учебно-воспитательной работы;
— по графику посещает ООД в группах;
— следит за выполнением годового плана работы, решений, принятых на заседаниях педсовета. И, конечно, каждый контроль имеет логическое завершение в виде обсуждения, рекомендаций, поощрения, внедрения и выявления опыта.

Работа с родителями и социумом — важное направление в деятельности старшего воспитателя, которое заключается в следующем:
— информирование родителей на родительских собраниях о содержании работы с детьми по разделам программы;
— подготовка стендов, папок-передвижек, посвященных семейному воспитанию и пр.;
— налаживание контактов с социокультурными учреждениями.

Создание предметно-развивающей среды:
— организация пространства методического кабинета;
— приобретение пособий, методической литературы, игрушек;
— оформление стендов, выставок.

Источник

СОВЕТЫ СТАРШЕМУ ВОСПИТАТЕЛЮ

НАСТОЛЬНАЯКНИГА

СТАРШЕГО ВОСПИТАТЕЛЯ

Документация

Старшего воспитателя,

Работа с кадрами

УДК 373.2 ББК 74.104 КТК4110 Е50

ПРЕДИСЛОВИЕ

Елжова Н.В.

Е50 Настольная книга старшего воспитателя: доку­ментация старшего воспитателя, работа с кадрами / Н.В. Елжова. — Ростов н/Д : Феникс, 2013. — 221, [1] с. — (Сердце отдаю детям).

Вы стали старшим воспитателем или методистом, как нас до сих пор называют в дошкольных учреждениях. Квалифи­кационные требования у должностей «воспитатель» и «стар­ший воспитатель» одинаковы, но содержание работы разное. Должность старшего воспитателя напоминает деятельность заместителя заведующего по учебно-воспитательной работе.

Читайте также:  Как сменить свою деятельность

Теперь ваша работа будет тесно связана с коллективом педагогов, работой по приказам ДОУ и вышестоящих орга­низаций, заключением договоров с учреждениями и другой деятельностью, которой вы раньше никогда не занимались, работая воспитателем. «С чего начать?» — этот вопрос зада­ют себе начинающие методисты (старшие воспитатели), его задавал себе и автор этой книги 20 лет назад, когда стал стар­шим воспитателем. Данная книга поможет постичь азы вы­бранной вами профессии, а опытным старшим воспитателям познакомиться с методической работой другого дошкольного i учреждения.

УДК 373.2 ББК 74.104
Елжова Н.В.,2012 ООО «Феникс», оформление, 2013

Вы стали старшим воспитателем. Это признание ва­шего педагогического опыта, таланта, умения руководить и управлять педагогическим коллективом. Итальянский мыслитель Никколо Макиавелли писал: «Управлять — это значит верить». Верить в себя, в людей, в свое дело, в его ус­пех. Руководить — это значит заставлять делать правильные шаги, а управлять — помогать их делать.

Как оправдать доверие руководителя и педагогического коллектива? Как показать себя профессиональным работ­ником?

Методист, старший воспитатель, воспитатель-методист, технолог образовательного процесса — определения одной и той же должности. В разное время нашу должность назы­вали по-разному. Но воспитатели называют нас методиста­ми. А методист — это специалист по методике. Ему необ­ходимо знать методику, теорию и практику педагогического процесса. Работа методиста — это планы, диагностические карты, самоанализы, отчеты, педчасы, педсоветы, приказы вышестоящих организаций, городские мероприятия и кон­курсы. Надо все успеть.

Рядом с вами работают педагоги, которые будут помо­гать вам в реализации намеченных мероприятий. Но они не только педагоги, а еще и женщины. А самое трудное в управлении — руководить женским коллективом. За ру­бежом на должности управляющих женским коллективом назначают мужчин и повышают им зарплату. Психологи отмечают, когда женским коллективом руководит мужчина, среди женщин уменьшается число конфликтов. Я наблю­дала изменения в коллективе педагогов, когда среди на­ших сотрудников появился мужчина — охранник. Даже те

Настольная книга старшего воспитателя

воспитатели, которые не пользовались косметикой, начали приходить на работу с макияжем.

Если в коллективе работают одни женщины, знайте, что будут происходить интриги. Трудно управлять коллек­тивом, если у вас и большей части педагогов разный темпе­рамент. Значит, скорость совместных дел будет разная и это надо учитывать.

Помните, что с вами работают воспитатели, но они еще являются мамами, женами, бабушками. И у них бы­вают проблемы дома. Есть такая закономерность: если у женщины в семье порядок, то будет порядок и на работе. А у мужчин, наоборот, если порядок на работе, значит, будет порядок и в доме. Поэтому старший воспитатель дол­жен быть еще и психологом, чтобы вовремя помочь своим воспитателям. Если женщина изложила свою проблему, ей уже стало легче. Умейте найти вовремя доброе слово, как известно — оно лечит.

Я хочу привести интервью одного старшего воспитателя, когда она уходила на заслуженный отдых.

— Мечтали ли Вы работать методистом?

— Нет. Я мечтала стать воспитателем.

— Почему же Вы стали старшим воспитателем?

— Я хорошо работала воспитателем. Потом заведующая
уговорила меня стать методистом.

— Я знаю, что Вас приглашали на заведование ДОУ.
Почему отказались?

Читайте также:  Дальнобойщики профессионалы своего дела

— Это не мое. Я замещала руководителя. Это приказы,
сантехника, вечно текущая кровля. И никакого твор­
чества. Скучно!

— Какие черты характера нужны методисту?

— Человечность, любознательность, требовательность,
честность, справедливость.

— Ваши пожелания начинающим коллегам.

— Оставаться всегда Человеком. Много читать, ибо
педагогический рынок пересыщен дошкольной ли­
тературой. Быть требовательным и справедливым,
постоянно находиться в творческом поиске. Мето­
дист, работая в женском коллективе, должен быть

еще и психологом. О любви к детям и воспитателям можно не напоминать.

Старший воспитатель (методист) — это заместитель заведующего по учебно-воспитательной работе. Работает в тесном контакте с руководителем и под его руководством. Оба несут ответственность за жизнь и здоровье воспитанни­ков, за всестороннее развитие всех групп детей и каждого ребенка в отдельности. Он создает условия для творческого роста и повышения квалификации педагогического кол­лектива и каждого педагога в отдельности. В центр всей об­разовательной работы учреждения этот специалист ставит не планы, программы, методики и технологии, а ребенка и его развитие.

Из нашего детского сада за два года старшими воспи­тателями ушли работать четыре педагога. И уходя, они спрашивают: «С чего начинать? Вы нам поможете?» Когда уходят воспитатели на повышение, мне жаль с ними рас­ставаться, потому что в каждого из них вложила часть своей души. Но всегда им говорю: «Счастливого пути! Вам надо расти» и отпускаю их с легким сердцем.

Я вспоминаю себя, когда меня уговорили стать старшим воспитателем: и радость, что это другая работа, и смятение, а с чего начать? Я вспоминаю свой первый рабочий день, когда меня руководитель привел в методический кабинет и сказал: «Разбирайте бумаги. Приводите все в порядок». Неделю разбирала множество шкафов, забитых рукопис­ными бумагами. Компьютеров не было, не было и печатной машинки. Разобрала. А что дальше?

В этой книге я хочу ответить на вопросы, которые зада­ют все начинающие старшие воспитатели.

Советы старшему воспитателю

СОВЕТЫ СТАРШЕМУ ВОСПИТАТЕЛЮ

1. Известная пословица советует: «Век живи — век
учись». Учитесь искусству руководства постоянно.
Находитесь в постоянном творческом поиске: со­
вершенствуйте стиль своей работы, анализируйте
и устраняйте недостатки. Ищите новые методы
и формы руководства коллективом.

2. Помните, вы являетесь примером в работе для всего
коллектива: вы должны быть компетентны в своей
деятельности и обладать высокой культурой.

3. В работе ставьте конкретные цели и задачи, направ­
ленные на совершенствование образовательного про­
цесса.

4. Учитесь быстро принимать решения, но в спокойном
состоянии. Ибо решения, принятые в спешке, приво­
дят к ошибкам.

5. Умейте нравиться людям, это облегчит сплочение
коллектива.

6. Не забывайте хвалить педагогов за их достижения
и успехи. Это укрепляет веру в себя.

7. Научитесь делегировать свои полномочия коллекти­
ву. Ваша главная цель: уметь правильно руководить.

8. Требовательность — это дисциплина и слаженность
работы всего коллектива. Требовательность должна
быть систематична. • .

9. Не приказывайте воспитателям, а убеждайте, проси­
те, разъясняйте.

10. Используйте индивидуальный подход к каждому чле­
ну своего коллектива.

11. Оценивайте людей по их делам и поступкам, а не слу­
хам. Главный путь познания педагога — наблюдение
и анализ его деятельности.

12. Анализ начинайте с положительного. Умейте видеть
хорошее в каждом педагоге.

Читайте также:  Свое дело производство перчаток

13. Помните, публичная критика не нравится никому.

14. Будьте терпимы, никогда не теряйте чувство собст­
венного достоинства и самообладания. Крик — это
признак слабости, а не силы.

15. Не забывайте дарить улыбки, это так просто! Улыбка
обладает свойством возвращаться к тому, кто ее по­
дарил.

16. Все члены коллектива для вас должны быть равны. На­
личие «хороших» и «плохих» воспитателей — слабость
руководителя и его неспособность к руководству.

17. Запомните, оптимисты живут долго и являются дви­
гателями прогресса.

18. Будьте терпимы к критике. Если она несправедлива,
то докажите это делом.

19. Научитесь правильно планировать свою работу,
не забывая о резерве времени.

20. Помните, точность — вежливость королей. Будьте
сами точны и требуйте этого от своих подчиненных.’

21. Доверяйте, но проверяйте, так как функция контроля
очень важна для повышения качества педагогическо­
го процесса.

22. Не забывайте о том, что труднее всего руководить
женским коллективом. Будьте не только руководите­
лем, но и психологом.

23. Горите на работе, но не сгорайте. Пусть огонь вашей
души освещает путь всего коллектива.

24. Помните, что самая большая ценность — умно оце­
нить опыт мудрых, взять себе в дорогу жизни то,
о чем никогда не следует забывать:

«— Самый большой грех — страх.

— Самый лучший день — сегодня.

— Самый лучший город, где живешь, преуспеваешь.

— Самая лучшая работа — та, которую любишь.

— Самая большая утрата — потеря надежды.

— Самая большая слабость — ненависть.

— Самая нелепая черта характера — сомнение.

— Самый опасный человек — лжец.

— Самая большая потребность — общение.

— Самое большое богатство — здоровье».

(Из книги «Здоровьесберегающие технологии» И. В. Чупах, Е.З. Пу-жаева, И.Ю. Соколова)

Настольная книга старшего воспитателя

Иеще один совет. Напечатайте для себя список дней рождения ваших педагогов. В день рождения воспитателя с утра зайдите в группу и поздравьте его совместно с детьми. Это всегда приятно, когда о тебе помнят.

И пусть эта молитва великого педагога помогает вам в вашей работе.

Молитва воспитателя

Я не возношу Тебе длинных молитв, о Господи. Не посылаю бесчисленных вздохов.

Не бью низкие поклоны.

Не приношу богатые жертвы во славу Твою и хвалу. Не стремлюсь вкрасться к Тебе в милость.

Не прошу почестей. Нет у меня мыслей-крыльев, которые вознесли бы

Песнь мою в небеса. Слова мои не красочны и не благовонны — не цветисты.

Устал я, измучен.

Глаза мои потускнели, спина согнулась под грузом забот. И все-таки обращаюсь к Тебе, Господи,

с сердечной просьбой.

Ибо есть у меня драгоценность,

которую не хочу доверить брату-человеку.

Боюсь — не поймет, не проникнется,

пренебрежет, высмеет. Всегда перед Тобой я — смирейнейший из смиренных,

Но в этой просьбе моей буду неуступчив.

Всегда говорю с тобой тишайшим шепотом,

Но эту просьбу мою выскажу непреклонно.

Повелительный взор свой устремляю в высь небесную.

Распрямляю спину и требую — ибо не для себя требую.

Ниспошли детям счастливую долю, помоги,

благослови их усилия. Нелегким путем их направи, но прекрасным.

А взалог этой просьбы прими мое единственное сокровище: печаль.

Печаль и труд.
,’:, Януш Корчак

Источник

Оцените статью