7 правил рационального использования времени
В сутках всего 24 часа, и у вас есть возможность сделать день максимально продуктивным. Как научиться рационально использовать время? Это не так сложно, если знать и применять 7 простых правил, о которых мы расскажем далее.
Тайм-менеджмент в действии
Искусство управлять своим временем подвластно каждому. Изучайте технологию организации времени и повышения эффективности его использования и постепенно внедряйте тайм-менеджмент в свою жизнь. По началу может быть нелегко, но упорство и желание стать более продуктивным и успевать больше покроют все сложности. Итак, как рационально использовать время? Ловите 7 правил!
Странное правило, особенно когда речь идет о возможности успевать больше, не правда ли? Но нет! Это правило не зря занимает первое место.
Когда мы выполняем много дел, в спешке не замечаем их значимость. Если немного притормозить, то можно осознать значимость каждого действия. Все, что вы делаете обретет больше смысла. Тогда и желание успевать делать больше значимых дел увеличится. А это мотивирует на скорейшее внедрение тайм-менеджмента в повседневную жизнь.
Пример: вы гуляете в парке с ребенком, а у вас еще очень много дел. Если вы при этом будете постоянно думать, когда же пройдут эти полчаса или час, выделенные на прогулку, как вы придете домой и сразу же начнете что-то делать важное, вы не осознаете ценность прогулки. Освободите свои мысли на это время от других задач, полюбуйтесь природой, вслушайтесь в ее звуки, почувствуйте свежесть воздуха. Тогда эта прогулка даст положительные эмоции и будет ценной.
- Создавайте структуру свободного времени
Психологи и эксперты утверждают, что во время работы человек сосредоточен, так как рабочее время структурировано. Поэтому рекомендуется структурировать и свободное время, хоть это и не совсем логично. Просто попробуйте задавать цель и определять для себя важность всего, что делаете в свободное время. Пусть это даже будет обычное лежание на диване и просмотр сериала. Когда даже, казалось бы, бесполезные действия, будут иметь смысл, вы будете чувствовать себя более счастливым и продуктивным. Главный принцип тайм-менеджмента – у всего должны быть цель и смысл.
- Заведите дневник времени
Записывайте все ваши действия в течение дня и указывайте потраченное на них время. Так вы сможете найти положительные и отрицательные закономерности и тенденции в том, как используете время, увидеть, что и как влияет на вашу продуктивность, понять, соответствуют ли ваши действия приоритетам. Учет времени поможет понять, какие изменения нужно внести, чтобы стать более продуктивным.
- Делайте меньше, но качественнее
Разнообразная и насыщенная жизнь – это с одной стороны хорошо. Но чем больше у нас дел, тем менее качественно мы выполняем каждое из них. Вы можете иметь основную работу и дополнительную, заниматься развитием собственного блога, ходить на курсы и тренинги, изучать и пытаться создать свой бизнес-проект и многое другое. Но подумайте, может быть, необходимо сосредоточиться только на наиболее важном, уделить максимум внимания чему-то одному? Может, стоит отказаться от чего-то, и тем самым повысить продуктивность?
Часто люди плывут по течению: много работают, стараются уделять время своим интересам, семье, не забывать о друзьях. При этом редко задумываются, в то ли русло направляют они максимум своих сил и времени. И каждый день они разрываются между работой, семьей и другими важными аспектами своей жизни, не понимая, что имеет наивысшую значимость. Подумайте, что вам важнее – работа или, например, семья? И вкладывайтесь по максимуму в то, что сделает вас счастливым.
Есть интересное правило, согласно которому всего 20% усилий приносят 80% результата. Ваши действия имеют разную отдачу. Чем она выше, тем лучше результат.
Приведем простой пример. Если каждый день 3 часа вы отдаете просмотру телевизора, то потратите на это в целом 10 лет жизни при условии, что проживете до 80 лет. Подумайте, так ли важен телевизор, если он заберет у вас столько времени. Сколько всего вы могли бы сделать за 10 лет? Это время можно потратить на то, что принесет больше удовольствия.
- Думайте, что у вас очень мало времени
Вы будете успевать значительно больше и получать лучшие результаты, если каждое утро будете осознавать, что у вас ВСЕГО 24 часа, а не ЦЕЛЫХ 24 часа. Посчитайте, сколько времени вы тратите на работу, на сон, на обязательные дела по дому и прочие занятия, которые невозможно отменить. И вы поймете, что на отдых, развлечения, интересы у вас совсем немного времени. Осознавая это, вы сможете убирать из своего распорядка лишнее и тратить время на самые значимые и желанные действия.
Постепенно тайм-менеджмент приведет вас к тому, что вы будете довольны тем, как проводите каждый свой день. Попробуйте научиться все успевать. И не забывайте тренировать мозг, ведь давая ему полезную нагрузку, вы улучшаете внимание, память и концентрацию, соответственно, повышаете продуктивность. Используйте тренажеры Викиум ежедневно, и результата долго ждать не придется.
Источник
Эффективная организация свободного времени человеком в условиях современного общества (сквозь призму социологии досуга)
Дата публикации: 21.01.2017 2017-01-21
Статья просмотрена: 5001 раз
Библиографическое описание:
Рудакова, Ю. Е. Эффективная организация свободного времени человеком в условиях современного общества (сквозь призму социологии досуга) / Ю. Е. Рудакова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 3 (137). — С. 519-521. — URL: https://moluch.ru/archive/137/38518/ (дата обращения: 12.06.2021).
В условиях современного общества жизнь человека протекает в очень быстром ритме. Сейчас каждая минута у человека на счету. Когда у нас появляется свободное время, оно ценится на вес золота. В связи с этим проблема правильной организации свободного времени представляет интерес для исследования и является актуальной как для школьников, так и для взрослого населения.
Ключевые слова: досуговая деятельность, свободное время, планирование
Объектом исследования является досуговая деятельность современного человека.
Предметом исследования является роль правильной организации свободного времени в жизни современного человека.
Цель исследования:
Изучить организацию деятельности людей в их свободное время в условиях жизни в современном обществе.
Задачи исследования:
1) Проанализировать содержание деятельности в свободное время современных людей.
2) Выяснить значение правильной организации свободного времени в жизни современного человека.
3) Разработать рекомендации по правильному планированию свободного времени.
Методы исследования: анализ статистических данных, изучение литературы и интернет — источников по данной теме, метод интервью.
Гипотезы исследования:
1) Большинство людей в современном обществе признают значимость свободного времени в их жизни;
2) Большинство людей считают, что свободное время нужно проводить с пользой.
Практическая значимость инаучная новизна работы связана с тем, что её выводы могут быть учтены для эффективности планирования свободного времени современным человеком.
Определение понятия «свободное время» в научной мысли.
Из курса обществознания мы знаем, что свободное время — это время, свободное от основных занятий, когда личность может сама выбрать направления своей деятельности, тем самым удовлетворяя свои интересы и потребности.
На первом этапе нашего исследования нами был проведён анализ научной литературы по теме нашего исследования.
О свободном времени говорил известный русский писатель и педагог Константин Дмитриевич Ушинский. В своём труде «Человек как предмет воспитания» учёный писал о том, что если человек не знает, что ему делать в часы своего досуга, то у него «портится» голова, сердце и нравственность. [1]
Социолог и культуролог Эльмар Владимирович Соколов в книге «Свободное время и культура досуга» писал о том, что без достаточного количества свободного времени, игр, развлечений у человека быстро истощаются силы, он становится неспособен к творческой и возвышенной деятельности. [2]
Анализируя эти высказывания, можно сделать вывод о том, что свободное время — это важная часть жизни человека, которая даёт ему возможность не только отдохнуть от повседневных забот, но и проявить себя в каком-либо виде активности, самореализоваться, расширить кругозор.
Значение свободного времени в жизни современного человека.
Мы уже узнали, что свободное время — это время, которое находится в распоряжение самого человека, когда он сам выбирает себе род занятий. Люди используют своё свободное время по — разному. Некоторые предпочитают активный отдых, некоторые — саморазвитие, а некоторые — просмотр развлекательных передач и игру за компьютером. Мы задались вопросом: «Насколько важно для современного человека планировать своё свободное время». Продолжая анализ литературы и интернет — источников по данной теме, нами были найдены афоризмы и цитаты известных людей о свободном времени.
Английский философ Бертран Рассел писал о том, что умение с умом распорядиться досугом является высшей степенью цивилизованности человека.
Великий академик, физиолог Иван Павлов рассуждали о том, что лучшим отдыхом является не пассивный отдых, а смена деятельности с умственной на физическую. Его мнение схоже с мнением педагога и учёного Константина Ушинского [3]
Американский писатель Джеймс Купер также развивал мысль о том, что безделье не является отдыхом, а является пустой тратой времени [4]
Таким образом, мы делаем вывод о том, что свободное время является очень ценным для человека, особенно в современном мире. Поэтому нужно уметь правильно планировать своё свободное время, не тратить его впустую, направлять на активную, творческую, познавательную деятельность.
Анализ деятельности современного человека всвободное время.
На втором этапе нашего исследования мы использовали метод анкетирования и глубинного интервью.
При помощи одноклассников методом анкетирования нами было опрошено 100 учащихся МАОУ «Куровская СОШ № 6» на тему того, чем они занимаются в свободное время. Мы получили следующие данные:
1) Ходят гулять – 12 %;
2) Сморят фильмы с родителями / друзьями — 6 %;
3) Играют в настольные, развивающие игры — 9 %;
4) Путешествуют — 7 %;
5) Ходят по магазинам – 6 %;
6) Читают познавательную и художественную литературу — 15 %;
7) Занимаются спортом — 25 %;
8) Занимаются творчеством (рукоделие, рисование и т. д.) –20 %.
На третьем этапе исследования мы опросили взрослую аудиторию (учителей, знакомых, родственников, родителей одноклассников, прохожих) методом глубинного интервью. 100 человек ответили на следующие вопросы:
1) Как Вы проводите своё свободное время?
2) Как Вы считаете, важно ли правильно планировать своё свободное время?
3) Обычно Вы планируете своё время заранее или действуете спонтанно?
Мы получили следующие данные: Большинство людей проводят время с пользой для себя, заранее планируют свой досуг, считают планирование досуга очень важной частью своей жизни. Однако, присутствует процент и тех, кто считает планирование досуга совершенно не важным, но этот процент меньше.
Таким образом, цели исследования были достигнуты, гипотезы нашего исследования подтвердились. Большинство людей в современном обществе отводят важную роль в своей жизни свободному времени.
Рекомендации по планированию свободного времени.
Опираясь на полученные в ходе исследования данные, мы разработали ряд рекомендаций по планированию свободного времени в современных условиях, когда свободного времени часто не хватает.
− Правильно чередуйте время работы и отдыха.
− (Сделал дело — гуляй смело! Делу время, а потехе час!)
− Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня!
− Правильно планируйте время (составляйте распорядок дня).
− Рассчитывай свои силы! (Принцип слона и бифштексов!)
− Умей делать в день одно неприятное дело (Съешь лягушку!)
Заключение.
На основе проведённого нами исследования мы сделали вывод о том, что роль свободного времени в жизни современного человека, безусловно, велика. Время — это очень ценный ресурс, и поэтому, очень важно уметь планировать время своего досуга, ведь его в современных условиях быстрого жизненного ритма бывает не так много. Правильное планирование свободного времени даст человеку в итоге больше свободы!
- Архангельский Г. Тайм-драйв. Как успевать жить и работать. — М.: Манн, Иванов и Фарбер, 2007.
- Воловик А. Ф., Воловик В. А., Педагогика досуга: Учебник. – М.: Флинта.
- Орлов Г. П. Свободное время и личность. – Свердловск, 2013.
- Соколов Э. В. Свободное время и культура досуга — М., 2011.
- Ушинский К. Д. «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии».
Источник
НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА — РЕФЕРАТЫ — Социология свободного времени
«Социология свободного времени»
I. Структура и классификация свободного времени
В системе социологического знания существуют понятия необходимого и свободного времени. Необходимое время определяет границы пространства внешней необходимости. Оно жестко детерминировано.
Свободное время — это часть внерабочего времени, остающегося у человека за вычетом необходимых затрат времени для свободного развития личности. Свободное время более пластично.
1. Классификация академика Струмлина
В отечественной социологии деление на необходимое и свободное время в рамках всего бюджета времени было введено в 20-е годы академиком С. Г. Струмилиным. Выберем из его классификации бюджета времени показатели только свободного времени:
ь физическое развитие: физкультура и спорт, прогулки, туризм;
ь культурная самодеятельность: общественные обязанности, учеба, посещение лекций, музеев, чтение книг, газет, художественная самодеятельность;
ь культурный отдых: кино, театр и прочие зрелища, домашние игры, шахматы, шашки и др.;
ь прочие развлечения: прием гостей и хождение в гости, прочие потери времени;
ь бездеятельный отдых и прочее.
Все затраты времени — необходимого и свободного — для общества и для личности очень важны. Но затраты свободного времени имеют качественно иной характер: они обусловлены не нуждой и внешними обстоятельствами, а внутренними, осознанными потребностями развития личности. Деятельность человека в свободное время направлена на непосредственное формирование индивидуальности человека, т.е. на то, что делает его личностью. Свободное время, как правило, направлено на развитие творческих способностей и задатков, повышение культурного уровня, на эстетическое, нравственное, физическое совершенствование человека. По мере роста производительных сил общества сокращаются границы необходимого и расширяется сфера свободного времени. В этом проявляется закон экономии общественного времени.
По данным С. Г. Струмилина, в структуре буднего дня в 1924 г. у городских рабочих СССР необходимое время составляло у мужчин 85,3%, у женщин — 92,4%. Соответственно свободное время у мужчин занимало 14,7% и у женщин — 7,6% суточного фонда времени. В 1963 г., по данным ЦСУ РСФСР, в структуре буднего дня необходимое время у мужчин составляло 82,2%, а у женщин — 90,4%, а свободное время — 16,8% и 9,6% соответственно. К середине 80-х годов свободное время, по данным отечественных социологов, у мужчин составляло около 20%, у женщин — около 15%. Если же расчеты производились исходя из годового фонда, то сдвиги в приросте свободного времени были более значимыми.
Достаточное наличие и рациональное использование свободного времени для повышения образования, культурного уровня, овладения наукой, участия в социальной деятельности обусловливают реальную возможность расширенного воспроизводства как рабочей силы, так и духовных сил общества.
Следует оговориться, что методика расчета фондов необходимого и свободного времени у различных социологических направлений и школ весьма различна. В некоторых концепциях свободное время резко противопоставляется труду, в его определении абсолютизируется элемент свободы. Свободное время рафинируется, очищается от всяких обязанностей: профессиональных, общественных, семейных.
Важно отметить, что в исследованиях проблемы свободного времени сложились два основных подхода: экономический и социологический.
2. Социологический подход к изучению свободного времени
Социологический подход требует методологического обоснования, в котором далеко не последнее место занимает определение круга постановочных вопросов. Их мы и пытаемся обрисовать.
На наш взгляд, свободное время должно рассматриваться как социальный феномен, представляющий собой необходимое условие расширенного духовного воспроизводства личности.
Социологический подход включает четыре основных направления изучения феномена свободного времени.
1. Рассмотрение комплекса материальных и организационных условий увеличения массы свободного времени.
2. Исследование объективных факторов его реализации (наличие театров, клубов, библиотек, спортплощадок и т.д.). Здесь главное — исследование содержания работы институтов управления свободным временем.
Изучение субъективных факторов использования свободного времени (интересы, желания, стремления, ориентации различных социальных и демографических групп). Особенность этого направления — в выяснении отношения личности к тому или иному виду деятельности (или их совокупности) в свободное время.
Разработка плановых и прогностических моделей бюджетов свободного времени различных социально-демографических групп в разных социально-территориальных общностях (предприятии, поселении, в частности, городе или селе, области, регионе, стране в целом) для целей социального планирования и прогнозирования.
Представляется, что регулирование свободного времени наиболее целесообразно в рамках социального планирования и прогнозирования на уровне как региона, так и отдельных предприятий. В связи с этим можно отметить, что величина, структура и содержание свободного времени могут и должны быть в числе показателей измерения уровня социальной организации предприятия, поселка, города и т.д.
Всестороннее развитие личности требует не дифференцированного, а интегрированного учета воздействия указанных условий. Поэтому речь следует вести о культурно-техническом уровне трудящихся как сводном социально-экономическом показателе. В нем в известной мере сконцентрированы две глобальные проблемы. Это, с одной стороны, человек и эффективность производства, а с другой — человек и его духовное совершенство. Успешное решение этих двух проблем реально возможно лишь через преломление во времени, точнее — через совершенствование личности за счет разнообразных видов деятельности в свободное время.
Свободное время состоит из двух частей. Одна часть — это время, расходуемое на необходимую общественную, творческую и иную деятельность (повышение квалификации, учеба, занятия с детьми и т.п.). Другая часть — это собственно досуг (любительский труд, потребление духовных благ, занятия физической культурой, спортом, встречи с родственниками, друзьями, пассивный отдых и др.).
Социологи, осмысливая проблемы рационального использования свободного времени, взаимосвязи личного и общественного, ввели термин культура свободного времени и тем самым весьма точно подчеркнули уровень его освоения и перспективы развития. Культура свободного времени — понятие далеко не однозначное. Оно определяется во многом материально-технической базой культуры.
Отличительная черта города и городского образа жизни — достаточное число разнообразных социальных институтов образования и культуры. Каждый город — это определенный тип «культурной среды», где в окружении материальных, вещественных предметов, являющихся достижением определенного уровня культуры предшествовавших поколений, живет и развивается человек. Кроме того, это социальные институты различных уровней организации. Важное значение для характеристики культуры городов имеет социальный состав населения, так как он предопределяет степень образования, круг интересов и систему ценностных ориентации в данной области. Неравномерность культурного развития трудящихся, проживающих в различных населенных пунктах, связана не только с наличием культурных учреждений, но и со степенью развития духовных потребностей самого человека. Важны не только доступность ценностей культуры, но и потребность в их освоении.
3. Общественно-организационное и индивидуально-организационное свободное время
В сфере свободного времени, как и в сфере необходимого, существует деление на общественно-организованное и индивидуально-организованное. Такое разделение бюджета времени нужно для того, чтобы найти пути, средства, способы защиты наиболее обездоленных групп населения, улучшения их материального благосостояния и роста культурного уровня с целью решения проблем строительства социальной инфраструктуры. Важно также знать, с кем проводит время человек: один, с членами семьи, в компании, в большом коллективе. Это позволит изучить ценностные ориентации человека, его установки, поможет сформировать рациональные подходы организации свободного времени, активного отдыха и времяпрепровождения.
Здесь мы касаемся сложнейшей проблемы определения критерия рациональности в организации свободного времени. Критерием рациональности видов деятельности и затрат внерабочего времени социологи считают степень их соответствия всестороннему и гармоническому развитию личности. В макроструктуре внерабочего времени наиболее рационально свободное время, которое идет на удовлетворение духовных, интеллектуальных и социальных потребностей людей. Наименее рациональны затраты внерабочего времени, связанные с поездками, работой в домашнем и подсобном хозяйстве. Затраты времени на домашний труд и труд в подсобном хозяйстве, на передвижение к месту работы и обратно малоэффективны с общественной точки зрения. В 1996 г. они составляли в среднем 25—30% недельного фонда внерабочего времени, а в 1999 г. — до 35%.
Все процессы труда, быта, отдыха населения совершаются в конкретных условиях, определенных рамках материальной структуры — природных, искусственно созданных (городов, сел, деревень, хуторов). На них влияет пространственная организация (схема расселения, размещения отдельных элементов застройки — магазинов, культурных, спортивных учреждений и т.д.). Каждый процесс жизнедеятельности, как правило, состоит из отдельных операций, которые совершаются в различных помещениях. Поэтому расположение зданий, планировка отдельного помещения, комплекса сооружений, их величина форма и т.д. могут экономить время человека или, наоборот, способствовать его нерациональному расходованию.
Большинство социологов рассматривают использование свободного времени в двух аспектах: как физическую деятельность, связанную с физическим развитием, и как духовную, направленную на духовное развитие человека. При этом одна и та же деятельность может быть квалифицирована и как активная, и как пассивная: это зависит от точки зрения ее рассмотрения. Как оценить чтение газеты, журнала, книги, просмотр остросюжетного фильма по телевидению? Духовно — это активная форма восприятия, физически — пассивная. И наоборот, занятия спортом — активная физическая деятельность и пассивная духовная. К активному свободному времени чаще относят виды деятельности, носящие созидательное начало, а к пассивному — потребительское.
II. Свободное время в жизни общества
1. Свободное время и социальное развитие субъекта
Рационально использованное свободное время превращает человека в «иного», более социально развитого субъекта. Совокупность таких субъектов — основа для качественных изменений социальной структуры общества. В обществе сейчас идет достаточно активный процесс дифференциации социальной структуры, формирование новых социальных групп и слоев: предпринимателей, арендаторов, менеджеров, посредников, инженерно-технических работников нового типа и др. Отсюда понятно, что вхождение личности во вновь родившиеся, нарождающиеся социальные слои и группы связано с изменением социальных показателей, в том числе показателя использования рабочего и свободного времени.
Реальный социальный рост человека происходит в связи с изменением, точнее, повышением его культурно-технической грамотности. Эти элементы есть не что иное, как показатели, индикаторы социального продвижения. Повышение показателей культурно-технической грамотности работников, как правило, способствует переходу их к более сложным социально-экономическим видам трудовой деятельности и, следовательно, обусловливает в значительной степени социальное продвижение.
Изменение показателей социального статуса теснейшим образом связано со свободным временем и определяется наличным фондом, сложившейся структурой и содержанием (набором видов деятельности) свободного времени. К середине 80-х годов бюджет времени населения страны был наиболее оптимальным. Свободное время у мужчин по сравнению с 1924 г. выросло на 25%, у женщин — почти на 50%.
Однако было бы неправильно (с точки зрения теории и практики) сводить роль свободного времени в процессе развития индивида только к количеству. В данном случае количество переходит в новое качество. Так, затраты времени на учебу в 1924 г. составляли у мужчин 168 ч, а у женщин — 87 ч в год. В середине 80-х годов эти затраты превышали 350 ч у мужчин и 240 ч у женщин. Но в 1924 г. затраты были связаны в основном с ликвидацией неграмотности, а в 80-х годах — с повышением квалификации, получением высшего и среднего специального образования, освоением новых технологий, профессиональных навыков. Это совершенно иное качество. Это тот «лифт», который способен перенести и чаще всего переносит человека на более высокий уровень социальной структуры.
Вместе с тем использование свободного времени в поселениях различных типов может способствовать или препятствовать социальному продвижению. Кроме того, его использование членами различных социально-демографических групп ускоряет или, напротив, тормозит их социальное продвижение.
Социальное движение работников связано с целым рядом проблем, носящих сложный, комплексный характер. Они затрагивают широкий круг вопросов, связанных с экономическим профилем изучаемого региона, уровнем и комплексностью его развития, ориентацией населения, влиянием окружающей среды на тот или ной вид трудовой деятельности, последующим трудоустройством в соответствии с возросшими личностными ориентациями.
Успешное решение указанных проблем имеет социальные и экономические последствия: 1) значительно улучшается комплектование трудовых ресурсов высококвалифицированными кадрами, что способствует ускорению темпов научно-технического прогресса и обеспечивает рост производительности труда; 2) создаются реальные предпосылки полного сочетания потребностей личности и общества, совершенствуется социальная структура населения, наращивается социальный потенциал, идет процесс стирания различий между умственным и физическим трудом.
Для стимулирования данного процесса важно знать структуру свободного времени различных социальных групп. Знание фонда и структуры свободного времени рабочих и инженерно-технических работников, мужчин и женщин, различных возрастных групп населения, учет их интересов и ориентации на различные виды деятельности в свободное время, целенаправленное воспитание прогрессивных тенденций в использовании свободного времени для отдыха, развития и пользования своими правами выступают как необходимая предпосылка достижения более полного социального равенства.
У рабочих и ИТР рабочее время составляет 8 ч; время, связанное с домашним трудом, равно 2,67 ч у рабочих и 2,56 ч у ИТР; время, связанное с удовлетворением естественных потребностей 8,8 и 8,44 ч соответственно; свободное время — 3,68 ч у рабочих и 3,82 ч у ИТР.
По данным выборочных исследований, в 1990 г. в суточном фонде времени доля рабочего времени и времени, связанного с производством, составляла примерно 37,5%, доля времени на удовлетворение физиологических потребностей — 41,6%, доля времени, затрачиваемого на различные домашние дела, — 8,4%, доля же свободного времени, которое человек использует для повышения своего культурного, духовного, эстетического уровня, — всего 12,5%, т.е. лишь 1/8 всего суточного фонда времени.
Анализ распределения свободного времени между мужчинами и женщинами, между горожанами и селянами показывает, что у женщин остается намного меньше времени для досуга, чем у мужчин, как в рабочие, так и в выходные дни, особенно в сельской местности. Следовательно, меньше времени остается для совершенствования личности.
Однозначно решить проблему более рационального использования бюджета времени невозможно, особенно в наше время, когда происходит ломка старых устоев в обществе и зарождение новых. Это многофакторная проблема.
Чтобы увеличить долю свободного времени в суточном фонде, необходимо уменьшить долю необходимых затрат времени, т.е. решить проблемы «марафонов по магазинам» в поисках более дешевых и качественных продуктов питания, передвижения к месту работы и обратно. В городах, где социальная инфраструктура более развита, у людей остается больше свободного времени, которое они тратят (по своему усмотрению) на активный и пассивный отдых.
Сейчас, когда резко снизился жизненный уровень населения, рядовому гражданину, человеку все труднее становится повышать свой культурный и духовный уровень, совершенствоваться, развиваться как гармоничной личности. Немалую роль играет в этом и падение нравов как следствие обрушившейся на нас с экранов, со страниц книг и газет лавины ужасов, порнографии и скандалов.
Различия в проведении свободного времени обусловлены еще и географическими особенностями, т.е. тем, что отличает один регион от другого: природные условия, климат, специализация в развитии производительных сил и т.д. В силу пространственных различий объекты управления свободным временем приобретают специфические особенности. Изучение данных особенностей — одно из важнейших условий управления свободным временем.
На суточное распределение времени большое влияние оказывает материальное обеспечение жителей города и деревни. По данным социологических исследований, проведенных в конце 1995 г. в Пскове группой ученых Института социологии РАН, свое материальное обеспечение работающие жители Пскова оценивают очень низко: его индекс составил 2,26 (в 1986 г. — 3,26) из 5 баллов. Весьма низко оценили псковитяне торговое обслуживание — его индекс равен 2,82, индекс бытового обслуживания — 2,42 балла (в 1986 г. — 3,08). Невысоко были оценены возможности проведения свободного времени. Так, индекс возможностей для развлечений и отдыха составил 2,45, занятий физкультурой и слотом — 2,55, культурного обслуживания — 2,5 (в 1986 г. — 3,23), общения — 3,20 (в 1986 г. — 3,42). Все 16 показателей, характеризующих различные стороны жизни, зафиксированные в обследовании 1995 г., ниже, чем в 1986 г.
Ухудшение жизни горожан (Псков — типичный российский город с развитой промышленностью, сферой культуры и быта, по структуре занятости и уровню жизни населения не отличается от других провинциальных российских городов) в обозримой перспективе будет отрицательно сказываться на количестве свободного времени и его использовании. Особенно это касается студентов, безработных, служащих, не имеющих специального образования, работников науки, здравоохранения, педагогов. Существенное снижение жизненного уровня обусловило необходимость поиска дополнительных источников существования, что повлияло на их деятельность в сфере домашнего хозяйства.
У 40% жителей Пскова (как мужчин, так и женщин) возросли затраты времени на работу по дому (приготовление пищи, уборка, стирка, починка, шитье, вязание, занятия с детьми, все виды ремонта своими силами, работы в саду, огороде и т.п.). Эта тенденция полностью совпадает с данными, полученными в ходе исследования бюджета времени рабочих и служащих, проведенного в Москве в 1995 г.: 2/3 респондентов-москвичей указали, что перестали пользоваться услугами предприятий бытового обслуживания или делают это значительно реже чем в 1994 г. Причин несколько, но в первую очередь — значительно возросшие цены на услуги прачечных, химчисток, парикмахерских и т.п. Большой процент опрошенных (72%) «производят» услуги для самих себя.
Земельные участки, которые имеют более 70% опрошенных, а 12% пользуются участками родственников, дают необходимые продукты питания, «съедая» большую часть свободного времени. О том, насколько интенсивно трудятся на земле горожане, свидетельствует тот факт, что даже в зимний период 18% респондентов выполняют какие-то виды работ на своих участках каждую субботу и воскресенье, а 32% — несколько раз в месяц. Кроме того, среди работающих жителей Пскова и Москвы, имеющих участок земли, подрабатывают в других местах еще более 24%. По сравнению с 1986 г. произошло почти пятикратное увеличение числа людей, имеющих дополнительную работу1. Земельный надел выполняет сегодня для семьи функции источника дополнительного дохода, оздоровительного учреждения, спортивного зала или стадиона, полигона для любительского вида деятельности и т.д.
III. Факторы, влияющие на свободное время
По расчетам автора, в 1999 г. в суточном фонде времени россиянина доля рабочего времени, связанного с непосредственным трудовым процессом, составляет в среднем более 41,5%; доля времени на удовлетворение физиологических потребностей осталась приблизительно такой же — 42,1%; доля времени, затрачиваемая на различные домашние дела, превысила 12%; доля же свободного времени, которое человек использует для повышения своего культурного, духовного уровня, уменьшилась до 8%. Досуг стал занимать менее 1/10 всего суточного фонда времени. Кроме того, произошли резкие перемены в качестве использования досуга.
Структура свободного времени среднестатистического россиянина за последние годы продолжает ухудшаться, так как все большее число трудоспособного населения включается в поиски заработка. Особенно сильно подтолкнул жителей средних и малых городов к активному поиску дополнительных средств к существованию августовский кризис 1998 г. К сожалению, данные официальной статистики и самооценки респондентов своих расходов значительно расходятся. Например, в 1997 г. в Петербурге статистически рассчитанный прожиточный минимум составлял около 450 тыс. руб. Сами же петербуржцы оценили прожиточный минимум в 538 тыс. руб.2
Кризис 1998 г. особенно ударил по самым бедным: нетрудоспособным, инвалидам, больным и т.д. Если им позволяет физическое состояние, то они свое «свободное время» занимают поиском элементарного пропитания: попрошайничеством, сбором пустых бутылок, поиском на помойках остатков пищи и мало-мальски сносной одежды. Более сильные «новые бедные» ищут вторую или третью работу, не надеясь на социальную помощь, социальную поддержку и социальную защиту. Это прежде всего семьи работников бюджетных сфер, отраслей народного хозяйства, имеющих двух или более детей, представители ряда других профессий, не имеющих возможности обеспечить семьи необходимыми жизненными средствами за счет традиционной для них деятельности, а также семьи, оказавшиеся на краю финансовой пропасти из-за систематической задержки в оплате труда. В основном это люди работающие, старше 28 лет, имеющие высшее или среднее специальное образование. По данным социологов, из общего числа семей с тремя и более детьми 70% являются бедными, а с четырьмя и более — свыше 90%*. По данным различных научных центров, оценки доли бедных в составе населения колеблются от 50 до 80%2. Доля заработной платы в структуре денежных доходов россиян составляет около 40%, что значительно меньше, чем в развитых странах, где она составляет около 60%. А в структуре расходов на питание в суммарном доходе бедных семей составляет 72— 73%3.
Проблема бедности, во многом определяющая структуру рабочего и свободного времени, возникает в результате нарушения объективно обусловленных пропорций социального воспроизводства:
пропорций деятельности (соотношения занятого и незанятого в общественном производстве населения);
пропорций состояния (дифференциация населения по уровню обеспеченности материальными, духовными и социальными благами, соотношение между элементами благосостояния и фазами его воспроизводства);
пропорций отношений (человек — общество — природа, человек — социальная группа — класс — общество).
В их основе лежит ключевая пропорция между производительной и потребительной силой общества, выражением которой является соотношение рабочего и свободного времен.
Необходимо отметить еще один важный феномен бедности: ее связь с социальными формами отчуждения человека от человека, от предпосылок и результатов труда, с существенным ограничением потребления материальных и духовных благ. Человеку, отработавшему в двух-трех местах, или от восхода и до захода солнца — на дачном участке, на ферме — подчас становится не мил даже белый свет, собственные родные и близкие — жена, дети, а не только политическая борьба, партии, их союзы, партийные уставы и программы, цели и задачи, митинги и демонстрации и т.п.
Мы вкратце говорили о значительном ухудшении качества свободного времени, качества времяпровождения. Есть необходимость особо отметить тревожную тенденцию — рост потребления алкоголя, наркотиков. По данным академика Ф.Г. Углова, потребление алкоголя в России за минувшие 13 лет возросло более чем в два раза: с 8 л спирта до 17—18 л в год на одного человека. Почти 30% детей, подростков, юношей знакомы или регулярно потребляют наркотики или заменяющие их вещества. Кроме того, нищета, алкоголизация населения и др. порождают жестокость, порой совершенно немотивированную. Идет криминализация российской семьи. Россия по уровню жизни в 1998 г. сравнялась с Анголой и Коста-Рикой, занимающими 73—74-е место в мире.
Фонд и структуру внерабочего и свободного времени обусловливают общие (неспецифические) и специфические факторы.
К общим относятся такие, как состав населения по полу и возрасту, размер семьи, уровень доходов на одного члена семьи, размеры жилой площади, объем и качество коммунальных услуг, оказываемых населению, образование и т.д. Например, относительно высокий процент молодых специалистов и малосемейных граждан населения Севера повышают фонд свободного времени, а более высокий уровень доходов населения увеличивает свободное время и долю его затрат на культурный досуг и развлечения. Безусловно, для реализации данной тенденции необходима соответствующая материальная база.
Другая группа факторов — специфические — в решающей степени влияет на фонд, макро- и микроструктуру внерабочего и свободного времени. Это влияние испытывают даже бюджеты времени социально и демографически однородных групп населения. К таким факторам прежде всего относятся природно-климатические условия, проживание в городе или сельской местности, некоторые национальные особенности уклада жизни населения. Например, имеются свои, особые закономерности расселения в местах освоения районов Тюмени, Якутии, Красноярского края и Магаданской области, а также в Таджикистане, Узбекистане, на Северном Кавказе и т.д. И когда на Север приезжает человек из южных мест, у него неизбежно меняется подход к использованию свободного времени, на его психическое состояние оказывает большое влияние годовой ход времени, климат, особенности ритма жизни, однообразие внешних впечатлений, отсутствие привычных условий для учебы, самообразования, отдыха, развлечений. Минимум внешних впечатлений, долгое пребывание в кругу одних и тех же людей (часто по два-три года и более) нередко вызывают апатию, сужают круг социальных интересов, нарушают межличностные контакты и в конечном итоге приводят к снижению трудовой, социальной активности.
Культурная среда, в которой вращается человек, предопределяет его контакты. Чем шире представлена социальная и социально-профессиональная структура в поселении, тем более разнообразна его культурная среда. Там, где преимущественно развиваются одна-две отрасли (монокультура, например, хлопок), межличностные контакты беднее. Таким образом, культурная среда является той призмой, через которую воздействует на личность общая социальная среда, экономические общественные отношения, духовная жизнь общества. И поселение выступает в данном случае как социальная организация: с ним во многом связан жизненный путь человека, а для молодого человека — его становление. Жизненные идеалы находятся в прямой или косвенной зависимости от культурной и социальной атмосферы, сложившейся в данном поселении.
Высокая занятость человека многими видами культурной деятельности говорит о широте его кругозора, географии общения, включенности в различные виды общности. Но само по себе количество избранных в часы досуга занятий еще не является доказательством развития духовных потребностей. Только в том случае, если какой-то вид деятельности повторяется устойчиво, т.е. у человека выработалась потребность, привычка к позитивному виду занятий, можно говорить о социально-полезной избирательности.
Учет общих и специфических факторов очень важен для построения региональной модели системы материальных, организационных и личностных факторов, способствующих или препятствующих оптимальному использованию свободного времени, выбору видов социальной деятельности человека, нравственному формированию индивида. Эта работа должна строиться по-своему в каждом регионе исходя из структуры бюджета времени. Например, горожане Молдовы при опросе на первое место поставили культурные потребности, на второе — общение, преимущественно семейное, на третье — физическое совершенствование личности, на четвертое — пассивный отдых, на пятое — более возвышенную деятельность. Последнее место в структуре свободного времени занимают любительские занятия.
Велики затраты времени на бездеятельный отдых, особенно у молодежи. С преодолением 30-летнего возрастного барьера как у мужчин, так и у женщин подобные затраты уменьшаются, хотя общие затраты времени на бездеятельный отдых выше затрат времени на общественную работу, физкультуру и спорт вместе взятые. Но эта количественная сторона не раскрывает существа происходящего социального явления. Бездеятельный отдых — форма реализации социально и гигиенически неоправданных затрат времени отдыха, зачастую связанных с различными асоциальными эксцессами (алкоголизмом, противоправным поведением, правонарушениями).
Из всего сказанного следует, что реализация экономической реформы, переход к новым экономическим и другим общественным отношениям со всей необходимостью ставят вопрос рационального использования свободного времени на уровне каждой личности, семьи, а также широких общностей и организаций.
Источник