- Функциональная бизнес-схема
- Как организовать свой бизнес: организация работы на предприятии
- Как организовать работу коллектива и распределять ответственность?
- Налаживание коммуникационных каналов в бизнесе
- Как организовать работу с поставщиками и партнерами?
- План-конспект «Создание собственного бизнеса»
- План-конспект открытого урока
- на тему:
- Создание собственного бизнеса
Функциональная бизнес-схема
Как организовать свой бизнес – это не вопрос регистрации формы бизнеса и формального старта собственного дела (по крайней мере, не в настоящем тексте и не на Предприниматель-Про). В данной статье мы будем говорить не о том, как открыть свое дело, а как организовать свой (уже существующий или только-только начинающий существовать) бизнес с точки зрения практического налаживания бизнес-процессов в самом старте малого бизнеса. Если вас интересует, как открыть свой бизнес и с чего начать, то вам сюда.
Организовать собственный бизнес – это не получить бумаги и сказать «Я предприниматель», а реально наладить все насущные вопросы (или хотя бы большинство) в самом начале собственного дела. Тот, кто думает, что я неправ, может дальше не читать. Итак, давайте по порядку.
Как организовать свой бизнес?
В принципе, первое, что вы должны были сделать, вы уже сделали, надеюсь. Это найти и снять офис и подобрать персонал, мы об этом уже говорили. Дело остается за малым – наладить реальную работу предприятия. Впрочем, давайте обо всем по порядку.
Как организовать свой бизнес: организация работы на предприятии
Под «как организовать работу на предприятии» я понимаю 2 основных направления – внешние и внутренние бизнес-процессы. Не знаю, насколько это правильно, но мне нравится их разделять чисто с практической точки зрения. Внутренние процессы в бизнесе следующие:
- организовать работу коллектива (если он есть, естественно);
- распределить задачи и зоны ответственности сотрудников;
- наладить коммуникационные каналы в бизнесе.
Внешние бизнес-процессы следующие:
- организация работы с поставщиками и партнерами;
- организация работы с клиентами.
Как организовать работу коллектива и распределять ответственность?
Я соединил два пункта в одном, потому что их обязательно надо решать одновременно, иначе не получится. Если у вас при этом возникает вопрос, почему тогда должны быть отдельные пункты вообще, отвечаю: коллектива может не быть, а, допустим, есть единственный сотрудник – помощник. Ему тоже надо определить зоны ответственности, нет :-)?
Я не HR специалист и даже не профессиональный руководитель (советы руководителю), просто есть немного опыта ведения и организации собственного дела. Поэтому и не буду описывать вам процессы управления персоналом, для этого есть хорошие учебники. Здесь я вкратце поделюсь своим опытом и мнением о том, как грамотно организовать свой бизнес с самого начала.
Организация работы персонала начинается, по сути, намного раньше – еще при выборе сотрудников. Как это делать, надеюсь, вы уже читали в статье «Как найти и подобрать персонал?». И если вы это сделали грамотно, если выбрали того, кто вам реально нужен, то все намного проще.
А дальше все просто на самом деле. Дальше нужно только грамотно распоряжаться своими полномочиями. Если коротко, то суть заключается в следующем: ставить задачи – выбрать исполнителя – проконтролировать выполнение. Все. На деле, конечно, не так уж просто все-таки. Это надо уметь. Но сам принцип простой и понятен.
Задачи надо ставить четкие, конкретные, без возможности недопонимания. Это очень важно, поверьте. Всегда убедитесь, что сотрудник понял полностью, что надо делать, даже если вам кажется, что это простейшая задача. Пусть расскажет, что он понял и что должно получиться в итоге. Только так вы можете быть уверенными, что вас действительно поняли, и что ни минута не пройдет впустую.
Делегирование задач должно соответствовать принципу «Результат-правила-ресурсы-отчетность-сроки-последствия». Объясняю. Вы даете задачу и четко называете, какой должен быть результат. Т.е., что именно должно получиться из этого в итоге. Всегда, когда это возможно, пользуйтесь цифрами. Это и есть конкретика. Конечно, важно, чтобы задачи были реально выполнимыми – ставить сверх требования ни к чему хорошему не приведет.
Назовите правила и ресурсы – что можно, что нельзя, чем пользоваться, какие возможности и т. п. Пусть исполнитель всегда знает, что у него есть в распоряжении для выполнения задачи. Также объясните, когда и каким образом сотрудник должен отчитываться, держать вас в курсе, как идет выполнение задачи. Определите точные сроки, как промежуточных отчетов, так и завершения задачи. И последствия – что будет в случае удачного выполнения задачи, и что в случае неудачного.
Все должно быть понятно сразу – так будете лучше взаимодействовать и добиваться лучших результатов. Не меняйте правила игры по ходу пьесы. Только тогда можно говорить, что бизнес организован правильно.
Налаживание коммуникационных каналов в бизнесе
Чтобы бизнес был успешным и работа эффективна, должна быть хорошая коммуникация между участниками. Конечно, вы можете быть единственным участником, и тогда коммуникация налажена по умолчанию :-). Но если в команде – несколько людей, то стоит озаботиться этим вопросом.
Здесь не будем говорить о том, каким именно средством вы будете это решать. Коммуникационных каналов на самом деле масса – от простых записных книжек, электронной почты и телефона, личных бесед и фирменных досок объявлений до дорогих программных решений. Как вы будете организовывать свой бизнес, и в частности, каналы коммуникации в нем, зависит от размеров вашего бизнеса, его особенностей и ваших предпочтений.
Мне кажется, важнее другое – какой бы тип коммуникации не выбрали, нужно наладить процесс взаимодействия в нем, довести до автоматизма, приобрести стабильность. Что имею в виду? А то, что каждый должен четко знать свою роль в этой системе и понимать, что и когда обязан делать. Очень мало процессов выполняется по одиночке и очень много несколькими людьми. Поэтому каждый должен знать, какова его роль, что он должен сделать и когда. Другими словами, поток информации должен быть постоянный и общедоступный (но только для тех, кто работает над конкретной задачей), чтобы все участники процесса были в курсе о ходе и выполнении бизнес-задач, а также результатов. Тогда ваш бизнес будет эффективнее.
Как организовать работу с поставщиками и партнерами?
Во-первых, давайте поговорим о том, какие могут быть поставщики. Это могут быть посредники (может быть даже какого-то уровня) и производители. Вам нужны и те, и те. С первыми проще договариваться, у вторых -обычно ниже цены. Хотя и там, и там есть разные игроки, так что все относительно. Например, иногда гораздо проще договориться о поставках с не самым большим производителем, чем с большим оптовиком-посредником. И это не редко, на самом деле.
Дальше рассмотрим несколько вариантов работы с товарами.
1. Дропшиппинг – продажа до поставки
Это очень хороший вариант для начала ведения бизнеса в интернете. Вы, по сути, продаете то, что еще даже не имеете. Т.е. сначала находите покупателя, а уж потом сам товар. Это работает, не думайте, что так не бывает. Бывает, еще как. Есть, конечно, минусы. Самый значимый – существенное продление срока доставки товара конечному потребителю. Еще, конечно, такой вариант никак не подойдет для розничного магазина, это понятно :-).
2. Продажа после закупки
Все просто: вы закупаете товары у поставщика, а потом продаете со своего склада. Основной минус – требуются определенные вложения (в зависимости от вида бизнеса, бывает по-разному, причем вложения, как в товарный запас, так и в складское помещение).
Основное преимущество – вы полностью контролируете процесс, в частности, время доставки. Вариант этот классический, подходящий для розничных магазинов.
3. Комбинация обоих вариантов
Нечего даже сказать, все понятно и так :-). Во многих случаях, самый лучший выбор.
И, в-третьих, приводим несколько примеров, где искать поставщиков.
- В интернете (торговые площадки: tiu.ru, pulscen.ru, rosfirm.ru, vashdom.ru, elec.ru, unipack.ru, доски объявлений и аукционы: avito.ru, molotok.ru, справочники: 2gis).
- На рынке (подходящий вариант для торговли в интернете, допустим, но не только). Вы находите на рынке продавцов, закупаетесь или договариваетесь о реализации и дальше продаете с наценкой.
- На отраслевых выставках и прочих мероприятиях. В принципе, очень похож не предыдущий вариант, только обстоятельства могут быть другими :-).
Список, конечно, не исчерпывающий.
В конце рассказа о поставщиках хотелось бы отметить и следующее: отношения с поставщиками могут быть, как чисто экономическими, так и партнерскими. Оба варианта сотрудничества имеют свои преимущества, так что имейте в запасе несколько поставщиков, отношения с которыми построены разным образом. Это поможет вам организовать свой бизнес правильно.
Организацию работы с клиентами, хотя я и отнес ко внешним бизнес-процессам, в данной статье рассматривать не будем. Почему? Потому что это огромнейшая тема без конца, наверное, а статья уже и так довольно большая, может быть, уже устали читать :-). Не хочу сказать, что остальные моменты мы полностью обсудили, нет, конечно. Но, действительно, работа с клиентами – это целый мир. На эту тему еще не раз буду писать, не переживайте :-).
Друзья! Научиться организовывать свой бизнес, прочитав данную статью, вы не могли, я понимаю. Одной статьей это не делается. Но надеюсь, что хотя бы есть понимание того, насколько важно организовать свой бизнес грамотно с самого начала собственного дела. А дальше – следить и совершенствовать. Это и есть ваша главная задача! А здесь я писал, что такое бизнес на самом деле и надо ли вам.
Источник
План-конспект «Создание собственного бизнеса»
специалист в области арт-терапии
План-конспект открытого урока
на тему:
Создание собственного бизнеса
ОП.07. Основы экономики
Формируемые профессиональные и общие компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ПК 3.1. Участвовать в планировании работы персонала производственного подразделения.
Тема урока: Создание собственного бизнеса
Цели урока: Сф ормировать представления у обучающихся о стартапе, бизнес-идее, венчурном инвесторе, бизнес-плане, обобщить и систематизировать полученные знания о создании бизнеса.
1. Обучающая: Ознакомить с базовыми понятиями: стартап, бизнес-идея, венчурный инвестор, бизнес-план.
2. Развивающая: Сформировать у обучающихся логическое мышление при изучении создания бизнеса, бизнес-идеи.
3. Воспитывающая: Стимулировать формирование интереса к созданию собственного бизнеса.
Тип урока: комбинированный
Вид урока: лекция, беседа, презентация
Метод обучения: Частично-поисковый, объяснительно–иллюстративный, словесный, наглядный.
Межпредметная связь: ОУД.11. Обществознание, ОП.08. Правовые основы профессиональной деятельности, МДК.03.01. Планирование и организация работы структурного подразделения
Внутрипредметная связь: Сущность предпринимательства, субъекты и объекты предпринимательской деятельности.
Материально- техническое оснащение:
1. Мультимедийный проектор
1. Каджаева М.Р. Финансовая грамотность: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / М.Р. Каджаева, С.В.Дубровская, А.Р.Елисеева. – М.: Издательский центр «Академия», 2019. – 288 с.
1. Организационный момент.
— Взаимные приветствия преподавателя и обучающихся.
— Проверка внешнего состояния классного помещения.
— Проверка подготовленности обучающихся к уроку.
— Организация внимания и внутренней готовности к уроку.
2. Этап всесторонней проверки знаний, умений, навыков 3 мин
— Вспомним, что такое экономика?
— Для чего существует производство?
— Какие факторы производство вы знаете?
— Как вы думаете, какой из этих факторов является самым главным?
— Что такое предпринимательская деятельность?
— Кто такой предприниматель?
— Что такое бизнес?
3. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала
Проведение беседы по вопросам (вовлечение обучающихся в формулирование целей и задач урока):
— Как вы думаете с чего начать свой бизнес, чтобы он был успешным?
Сообщение темы урока:
Тема нашего занятия сегодня – Создание собственного бизнеса.
4. Изучение нового материала.
Рассказ с элементами беседы, сопровождаемый презентацией
В последнее время стал весьма популярным термин startup с английского переводится как «запуск процесса» или «старт».
Стапртап — это только что созданная компания, находящаяся на стадии развития и строящая свой бизнес либо на основе новых инновационных идей, либо на основе только что появившихся технологий. Это некий уникальный коммерческий проект, который создается с целью получения прибыли от бизнеса в результате успешного развития.
Доклад обучающегося – История создания стартапа и успешные стартапы последних лет.
Автор термина «стартап» — американский предприниматель Стивен Бланк, создатель ряда успешных стартапов. Впервые термин «стартап» появился в США в 1939 г. В те времена студенты Стэнфордского университета Дэвид Паккард и Уильям Хьюлетт, создали в гараже свой небольшой проект. Позднее этот стартап превратился огромную и успешную корпорацию, как Хьюлетт-Паккард ( Hewlett — Packard ). В связи с этой историей за рубежом бизнес-проекты, которые создаются студентами, часто называют «гаражными», «гаражным бизнесом».
Успешные стартапы последних лет:
1. Airbnb – это быстрый и удобный сервис, с помощью которого туристы имеют возможность арендовать жилье непосредственно у владельцев, не прибегая к услугам различных агентов.
2. Uber – служба онлайн-вызова такси.
3. Snapchat – это мобильное приложение, предназначенное для обмена сообщениями с прикрепленными к ним фотографиями.
4. WhatsApp – популярная бесплатная система мгновенного обмена текстовыми сообщениями для мобильных и других платформ с поддержкой – голосовой и видеосвязи, которая позволяет пересылать текстовые сообщения, изображения, видео и аудио через Интернет.
— Стартап должен основываться на удачной идее, пользующейся спросом, тогда может появиться возможность привлечь целую аудиторию, а вместе с ней деньги венчурных инвесторов. Английский глагол venture можно перевести на русский язык как «отважиться», «решиться», «рискнуть». Венчурные инвесторы, их еще называют венчурные капиталисты, финансируют бизнес-идею или новую технологию, в результате чего могут заработать хорошую прибыль или потерять все.
Если у вас имеется уникальная идея и вы хотите ее реализовать, используйте для поиска потенциального инвестора специализированные форумы, выставки, конференции. Именно сюда приходят возможные инвесторы с конкретным желанием вложить свои средства. Помимо этого, на подобных мероприятиях вы сможете получить экспертную оценку вашего проекта, представить его большой аудитории и даже найти первых клиентов. Не забывайте и об интернет-ресурсах.
Итак, у вас есть бизнес-идея, вы готовы начать свое дело.
— Как вы думаете, для реализации бизнес-идеи что нужно разрабатывать?
Успех в любом деле — это, безусловно, результат удачного планирования. Статистически доказано, что стартапы с бизнес-планом имеют вдвое больше шансов на успех, чем без него.
Бизнес-план (англ. business plan) — план осуществления бизнес-операций, действий фирмы, содержащий сведения о фирме, товаре, его производстве, рынках сбыта, маркетинге, организации операций и их эффективности.
Вот как выглядит структура бизнес-плана
2. Основные сведения о предприятии
3. Виды товаров (услуг)
4. Анализ отрасли и рынка
5. Плановый маркетинг
6. Производственный план
7. Организационный план
8. Анализ рисков
Изучение каждого раздела будем проходить на уроках МДК.03.01. Планирование и организация работы структурного подразделения.
5. Проверка понимания обучающимися нового материала.
Преподаватель: Сегодня на занятии мы с вами рассмотрели тему «Создание собственного бизнеса». Предлагается обучащимся ответить на следующие вопросы:
— Что такое стартап?
— С чего стоит начать прежде чем открыть свой бизнес?
— Кто такие венчурные инвесторы?
— Что такое бизнес-план?
6. Закрепление нового материала. Формирование знаний и умения.
Самостоятельная работа обучающихся.
Заполнение таблицы вопросы для разработки бизнес-плана
ЗАДАНИЕ — заполнить вторую колонку таблицы
Ваш предполагаемый бизнес
1. Определитесь с выбором бизнеса, которым вы хотели бы заняться.
2. Определите организационно-правовую форму вашей будущей компании (т.е. ИП, ООО, др.).
3. Выберите название вашей компании.
4. Нарисуйте логотип
5. Проведите анализ своей будущей сферы деятельности, потенциальных клиентов, конкурентов,
6. Оцените возможное расположение компании. Проверьте физическое состояние помещений, их пригодность, наличие транспортных потоков, развязок и мест для парковки.
7. Раздобудьте необходимый стартовый капитал.
8. Приобретите необходимые помещения, оборудование, мебель, вывески (рекламные щиты, знаки), принадлежности, складские помещения.
9. Наймите необходимый вам персонал, используя современные методы подбора и найма персонала.
10. Определите часы работы вашего предприятия.
11. Рекламируйте ваше новое предприятие, продукцию, услуги, персонал.
7. Этап информирования учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Изучение структуры бизнес-плана в интернет-ресурсах,
8. Подведение итогов урока. Рефлексия.
Анализ урока, аргументированное выставление оценок, рефлексия
Источник