- СОУТ нового рабочего места
- Новые рабочие места
- СОУТ при переименовании должности
- Сроки СОУТ на новых рабочих местах
- СОУТ на новом рабочем месте: разбираемся в логике чиновников
- Разъяснения чиновников
- Судебная практика
- Цена вопроса и некоторые особенности выбора оценщика
- Спецоценка условий труда: реальная экономия
- Новая организация: когда проводить СОУТ?
СОУТ нового рабочего места
4,27 (Проголосовало: 39)
Проведение СОУТ является обязанностью большинства работодателей. Такое требование установлено положениями федерального закона № 426-ФЗ. Исключением из этого правила являются только работодатели-физические лица, а также компании, которые используют только труд надомных или удаленных сотрудников. Наличие должным образом оформленных результатов спецоценки предусматривается для каждого рабочего места в организации.
Проведение СОУТ является обязанностью большинства работодателей. Такое требование установлено положениями федерального закона № 426-ФЗ. Исключением из этого правила являются только работодатели-физические лица, а также компании, которые используют только труд надомных или удаленных сотрудников. Наличие должным образом оформленных результатов спецоценки предусматривается для каждого рабочего места в организации. Поэтому для новых мест работы необходимо организовать спецоценку в сжатые сроки.
Новые рабочие места
Под новыми местами работы в соответствии с 426-ФЗ понимаются позиции, которые ранее отсутсвовали в организации и были впервые организованы. Кроме того, новыми будут считаться также места работы, на которых произошло существенное изменение условий труда. В этих ситуациях для данных позиций необходимо проводить СОУТ новых рабочих мест.
СОУТ при переименовании должности
Однако ст. 17 426-ФЗ предусматривает ряд случаев, когда изменения, затрагивающие определенную должностную позицию, признаются незначительными. К этим случаям относятся:
- изменение личных данных работодателя, в роли которого выступает индивидуальный предприниматель. Под личными данными понимаются его фамилия, имя и отчество;
- реорганизация компании и изменение организационных условий работы на данной позиции, которые не затронули характера технологического процесса;
- изменение наименования должности без внесения новаций в состав производственной технологии на данном месте работы.
Окончательное решение о том, являются ли произведенные изменения существенными или незначительными, принимает специальная комиссия, организованная работодателем. Если в компании действует профсоюзная организация, такое решение целесообразно согласовать с ее представителями. Соответствующее решение стоит зафиксировать в письменной форме в виде локального правового документа. Специального образца для такого решения действующее законодательство не предусматривает. Поэтому комиссия вправе оформить его в произвольном виде. Следует позаботиться о том, чтобы оно было подписано председателем организации и всеми ее членами, на нем была обозначена дата. В документе должно быть четко сформулировано указание об отсутствии необходимости в проведение спецоценки на данном рабочем месте или нескольких местах.
Сроки СОУТ на новых рабочих местах
Порядок организации СОУТ для новых сотрудников описан в ст. 17 федерального закона 426-ФЗ. Он устанавливает, что в соответствии с ч.2 указанной статьи данного нормативного документа сроки СОУТ для нового рабочего места должны составлять не более 12 месяцев. Проведение спецоценки в этом случае расценивается как внеплановое. Поэтому даже если в организации имеется действующий документ, подтверждающий проведение СОУТ на всех других местах работы, выполнение спецоценки в данном случае является обязательным.
Уточняем, что если организованное рабочее место еще не занято, то СОУТ проводить не имеет никакого смысла. Когда на вакантное место найден сотрудник, работодатель договаривается с ним о гарантиях и компенсациях, которые определены результатами проведения СОУТ. После спецоценки нужно добавить класс условий труда в договор и, при необходимости, все компенсации и гарантии, которые полагаются работнику по закону.
Источник
СОУТ на новом рабочем месте: разбираемся в логике чиновников
Специальная оценка условий труда на рабочих местах — процедура, которая, по закону, должна была завершиться не позже 31.12.2018. И после новогодних праздников во многих компаниях опасаются штрафов, поскольку не все рабочие места подверглись экспертизе. Однако переживать не стоит: чиновники из Минтруда пообещали, что пока наказывать никого не будут. Кроме того, для проверки новых рабочих мест введены иные сроки. В статье разберемся, какое рабочее место считается вновь введенным, с точки зрения чиновников и судей, и когда надо завершить СОУТ на них.
Работодатели обязаны проводить на новых рабочих местах специальную оценку условий труда, чтобы в дальнейшем определить класс их опасности и, соответственно, тариф взносов на соцстрахование, вид и объемы компенсаций для сотрудников.
Методика проведения спецоценки условий труда на новом рабочем месте не отличается от процедуры анализа производственных факторов в остальных случаях. Но на этот раз работодатель обязан помнить о сроках проведения СОУТ, а также понимать, когда именно он должен проводить внеплановую спецоценку.
Разъяснения чиновников
С момента вступления в силу Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» прошло уже несколько лет. За это время чиновники и эксперты выпустили много разъяснений относительно проведения СОУТ на вновь организованных рабочих местах.
Одним из таких разъяснений стало Письмо Департамента условий и охраны труда Минтруда от 23.01.2017 № 15-1/ООГ-169. В этом документе чиновники напомнили, что внеплановая спецоценка условий труда в связи с перемещением, созданием нового рабочего места должна проводиться по нормам статьи 17 закона № 426-ФЗ, из которой следует, что СОУТ необходимо провести в течение 12 месяцев со дня ввода в эксплуатацию вновь организованного рабочего места.
Чиновники подчеркивают, что под вводом в эксплуатацию надо понимать дату начала штатного производственного процесса на новых местах или в новом помещении, например при переезде в новый офис.
Очень важно: проводить СОУТ на вновь организованном рабочем месте, которое вакантно, нецелесообразно. Поэтому даже если рабочее место создано, но на нем никто не трудится, оценивать его не стоит, говорят в Минтруде.
Когда на вакантную должность будет трудоустраиваться гражданин, работодателю надо договориться с ним о гарантиях и компенсациях на основании результатов СОУТ на аналогичных местах, предлагают чиновники. После проведения спецоценки трудовой договор дополняется сведениями о классе (подклассе) условий труда. В нем также уточняются полагающиеся работнику по закону гарантии и компенсации (при необходимости).
Что касается ранее созданных мест, то еще 5 лет назад в их отношении должна была проводиться аттестация, которую позже заменили спецоценкой условий труда. В отношении таких мест СОУТ действительно имеет конкретный срок завершения — 31.12.2018.
Судебная практика
В большинстве случаев чиновники признают, что их разъяснения не являются окончательной трактовкой законодательных норм. Правоприменительная практика строится все-таки на решениях судов. В каких же случаях, по мнению судей, работодатель должен провести внеплановую СОУТ в связи с введением в эксплуатацию нового рабочего места?
Исходя из Постановления Самарского областного суда от 12.02.2016 по делу № 4А-75/2016, ввод в эксплуатацию рабочего места — это дата утверждения штатного расписания с указанием должности сотрудника либо даты принятия иных документов, подтверждающих наличие рабочего места (например, утверждения инструкции по охране труда или должностной инструкции). Если руководствоваться этим правилом, то с даты появления в штатном расписании работодателя нового рабочего места надо начинать отсчет 12 месяцев, предоставленных на проведение спецоценки условий труда.
При этом суды считают, что не является поводом для внепланового проведения СОУТ следующие ситуации (см. Решение Тамбовского областного суда от 09.11.2015 по делу № 7-353/2015, Решение Красноярского краевого суда от 24.12.2015 по делу № 7р-1262/2015):
- работник фактически осуществляет свои трудовые функции на прежнем рабочем месте, но наименование его должности было изменено и внесены поправки в штатное расписание;
- организация-работодатель была переименована или реорганизована.
Отдельно следует сказать о введении в эксплуатацию аналогичных рабочих мест. Они тоже считаются вновь организованными. Но комиссия по проведению спецоценки может решить, что такие места являются аналогичными тем, в отношении которых уже проводилась СОУТ, а значит, проводить оценку в их отношении не надо. Такое решение обязательно должно быть оформлено протоколом.
Цена вопроса и некоторые особенности выбора оценщика
Интернет пестрит предложениями о проведении оценки условий труда на одном рабочем месте за 500-600 рублей. В иных случаях оценщики берут больше — от 1500 рублей, акцентируя внимание на том, что стоимость работы зависит от количества рабочих мест, объема и трудоемкости необходимых измерений, количества привлекаемых экспертов, удаленности производства и прочих факторов.
Сколько платить за СОУТ — дело индивидуальное, но здесь надо помнить о нескольких моментах. Во-первых, организация или эксперт, который будет проводить спецоценку условий труда, должны быть аккредитованы. Данные об оценщике должны быть внесены в специальный реестр, который ведет Минтруд (вся актуальная информация доступна на сайте). Во-вторых, необходимо учитывать удаленность оценщика от рабочих мест, поскольку все командировочные расходы в итоге лягут на заказчика. Еще один немаловажный момент — надо избегать ошибок при проведении СОУТ, иначе ее результаты могут быть признаны недействительными.
Исходя из судебной практики, среди наиболее частых нарушений при проведении СОУТ являются (более подробно см. Апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 19.11.2014 по делу № 33-9563/14, Апелляционное определение СК по административным делам Свердловского областного суда от 08.07.2015 по делу № 33- 9418/2015, Апелляционное определение СК по гражданским делам ВС Республики Коми от 21.09.2015 по делу № 33-5055/2015):
- несоблюдение права работников присутствовать при проведении спецоценки и давать предложения по идентификации потенциально вредных и(или) опасных производственных факторов (статья 5 закона № 426-ФЗ);
- неознакомление работников с результатами СОУТ в письменном виде в установленный срок (статья 4 и п. 5 статьи 15 закона № 426-ФЗ);
- отсутствие сведений, подтверждающих проведение исследований (испытаний) в отношении не менее 20 % рабочих мест (в случае аналогичности) (статья 16 закона № 426-ФЗ);
- несоответствие дат составления различных документов, что является нарушением методологии проведения СОУТ.
Если вам попадется недобросовестный оценщик, деньги по договору в судебном порядке, конечно, вернут (см. решение Арбитражного суда Московской области от 22.12.2015 по делу № А41-71418/2015). Однако это не избавит от необходимости провести качественную спецоценку, по результатам которой будет определен объем дополнительных обязанностей работодателя.
Спецоценка условий труда: реальная экономия
Тем, кто пока не увидел выгоды от СОУТ, эксперты Клинского института охраны и условий труда предлагают посмотреть на реальную экономию после ее проведения. По их подсчетам, выгода работодателей по разным видам компенсаций варьирует от 45 до 5 процентов. На чем можно сэкономить и сколько, см. график.
Если «пряник» работодателю не нравится, у властей всегда наготове «кнут». Согласно п. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ, ответственность работодателей за отказ проводить спецоценку условий труда существенная: штраф от 60 000 до 80 000 рублей — для организаций, а для должностных лиц — до 10 000 рублей.
При этом практика показывает, что за непроведение СОУТ в совокупности санкции могут составить до 400 000 рублей. И поскольку нарушение правил охраны труда — проступок, который суды расценивают как значительный (см., например, решение Московского городского суда от 14.12.2015 № 7-13480/15), избежать наказания вряд ли удастся.
Отметим, что в Роструде уже готовятся проводить рейды с целью выявить компании, где не проводилась СОУТ либо были допущены какие-то нарушения. Такие внеплановые визиты могут закончиться также привлечением к административной ответственности и штрафам. Если же рабочее место пока вакантно либо оно создано менее 12 месяцев назад, инспекторы ГИТ наказать за непроведение спецоценки не смогут.
Вместе с тем, в Министерстве труда заверили, что штрафовать всех работодателей в 2020 году не будут. Чиновники намерены воспользоваться так называемым механизмом предупреждения о недопустимости нарушения требований по охране труда. Это значит, что если в компании не проведен СОУТ, то ей вынесут предупреждение с указанием сроков, в течение которых нужно устранить нарушение. Если организация откажется следовать предписанию, только тогда ее можно будет оштрафовать.
В Министерстве труда уверены, что это позволит «добросовестному и ответственному работодателю устранить нарушение без наложения на него предусмотренных Кодексом штрафов». Но фактически это еще одна небольшая уступка со стороны властей, которой, на наш взгляд, было бы глупо не воспользоваться.
Источник
Новая организация: когда проводить СОУТ?
В какие сроки необходимо провести во вновь созданной организации специальную оценку условий труда? С момента регистрации организации или с момента приема сотрудников?
Провести специальную оценку условий труда необходимо в течение 12 месяцев с момента ввода в эксплуатацию рабочих мест.
На вакантном рабочем месте (т. е. при отсутствии работника) специальная оценка условий труда не проводится.
В ст. 22 Трудового кодекса РФ закреплены основные права и обязанности работодателя, в том числе обязанность обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.
Условия труда на рабочих местах для вновь зарегистрированной организации подлежат специальной оценке (ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»).
Часть 1 ст. 17 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» определяет, что внеплановая специальная оценка условий труда должна проводиться, в том числе, в случае ввода в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест.
Идентифицированные фактические значения вредных или опасных факторов подлежат исследованиям и измерениям, которые проводятся в ходе штатных производственных (технологических) процессов или штатной деятельности работодателя с учетом используемого работником производственного оборудования, материалов и сырья (п. п. 12, 15 Методики проведения специальной оценки условий труда, утвержденной Приказом Минтруда России от 24.01.2014 N 33н).
Поэтому на вакантном рабочем месте нельзя провести СОУТ, так как при отсутствии работника штатные производственные (технологические) процессы на его рабочем месте не осуществляются. Провести спецоценку получится только после прихода сотрудника на вакантное рабочее место.
Если работодатель не исполнил обязанность по проведению специальной оценки условий труда и контролирующие органы обнаружат это, то на работодателя могут наложить административный штраф по ч. 2 ст. 5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в которой предусмотрена ответственность за непроведение специальной оценки условий труда.