Организация находится не по месту своей регистрации

5 советов, если компания находится не по юридическому адресу

В тех ситуациях, когда фактический адрес вашего бизнеса полностью соответствует юридическому – тогда особых причин для беспокойства нет. По меньшей мере, в этом вопросе у сотрудников ИФНС претензий к вам точно не возникнет. Но, если организация не находится по юридическому адресу, то этот материал специально для вас.

Более года тому назад Федеральная налоговая служба Российской Федерации своим официальным письмом от 25.06.2014 г. за № СА-4-14/12088 обнародовала свои детальные разъяснения о том, что нужно делать сотрудникам ИФНС с теми субъектами хозяйственной деятельности, которые не размещены по своему юр. адресу. Забежим вперед и поясним, что основной целью таких мероприятий является полная ликвидация таких налогоплательщиков.

ООО не находится по юридическому адресу – последствия

Итак, выяснив, что организация не занимается хоздеятельностью по своему юр. адресу, сотрудники ИФНС обязаны ее ликвидировать. Однако это является конечной целью, а чтобы до нее дойти необходимо осуществить целый ряд комплексных мер. Здесь необходимо подчеркнуть, что на практике у фискалов это получается крайне редко, и данный факт даже признает сама налоговая служба в своих внутренних документах. Узнаем, какие же реальные последствия, если фирма не находится по юридическому адресу.

Причиной неудач фискалов в успешном проведении ликвидационных процедур является некачественная подготовка для суда фактических имеющихся доказательств. Отметим, что ликвидировать в судебном порядке можно только функционирующую компанию. Т.е. ту, которая на протяжении последнего календарного года сдавала налоговую отчетность и проводила через свой банковский счет материальные средства. В ином случае фискалы имеют полное право исключить компанию как нефункционирующую из Единого Госреестра юр. лиц единолично в административном порядке.

Итак, какие доказательства фискалы должны предоставить суду для открытия арбитражного производства об ее ликвидации:

  • В первую очередь – собрать доказательства, что связаться с компанией по юр. адресу невозможно (т.е. вся отправленная по адресу корреспонденция возвращается обратно назад отправителю). С этим, как говорится, проблем не должно возникнуть, если налогоплательщик не позаботился о получении корреспонденции.
  • А далее – посложнее. Работники налоговой обязаны отправить организации уведомление о ее предстоящей ликвидации в том случае, если она не сменит свой адрес на реальный. Притом, как мы понимаем, отправить письменное уведомление необходимо опять же по легализированному юр. адресу. Естественно, все письма опять же возвратятся назад, и потому фискалы дополнительно еще их отправляют на домашние адреса всех соучредителей, а также руководителя.
  • Также фискалам необходимо доказать, что компания нефункционирующая, и такие доказательства они возьмут из обслуживающего компанию банка.
  • И уж если с организацией так и не получится связаться или обязать изменить в Госреестре внесенный там адрес на достоверный – фискальные органы подадут судебный иск о ее ликвидации. Такое право в полной мере подтверждено Пленумом Высшего Арбитражного суда Российской Федерации. Однако из той же арбитражной практики вытекает, что нахождение компании по недостоверному адресу является устранимым нарушением, а не безусловным основанием для ее ликвидации. Но тут причин для радости не так уж и много, поскольку помешать компании свободно заниматься хозяйственной деятельностью могут и иные факторы.

Обязано ли ООО находиться по юридическому адресу?

Добиться ликвидации организации с недостоверным адресом – дело очень нелегкое и весьма кропотливое, и поэтому фискалы попытаются иными методами заставить компанию унифицировать свой фактический адрес с юридическим.

Читайте также:  Свой бизнес обучение вождению

А уж эти мероприятия в действительности повлекут за собой множество весьма негативных факторов:

  1. Во-первых, блокировка банковского счета. У ФНС имеются в наличии данные обо всех открытых в российских финучреждениях счетах организации. И на протяжении 10 календарных дней после того, как налоговая обнаружит, что ООО находится не по юридическому адресу – она уведомит об этом обслуживающее банковское учреждение. А уж тогда банк может в одностороннем порядке расторгнуть договор об обслуживании расчетного счета, если компания не сообщит свой реальный адрес. Правомерность такого действия также подтверждена множественными судебными решениями.
  2. Во вторую очередьнеисполнение письменных требований фискалов, которые все равно они будут отправлять по юр. адресу, даже зная, что предприятие реально уже давно там не находится. И как итог, административно-штрафные санкции за непредоставление в указанный ИФНС срок каждого документа – 200 рублей. Размер таких штрафных санкций может на практике оказаться очень существенным, в том случае когда, объем истребованной по почте документации очень большой.
  3. В третью очередьпроблемы с НДС. Так, может быть на будущее дан отказ в вычете налога на добавленную стоимость. В соответствии с действующим налоговым законодательством в счетах должен быть отображен адрес покупателя, отображенный в его учредительной документации. Из-за наличия таких двух адресов продавец может ошибочно отобразить в фактуре реальный, а не юр. адрес. И тогда при осуществлении проверки ИФНС весьма правомерно откажет компании в налоговом вычете.
  4. В четвертую очередьпубличная огласка. Немедленно после выявления такого факта налоговики внесут данные о недостоверности юр. адреса на свой официальный веб-портал. Находясь в таком «черном списке» у предприятия сразу возникает серьезный риск, что вероятный партнер откажется с ним сотрудничать, считая его недобросовестным.

Подытоживая вышесказанное с оглядкой на все возможные санкции, можно легко найти ответ на вопрос, обязана ли организация находиться по юридическому адресу. Но существуют и легальные способы, как, не находясь по своему юридическому адресу, не претерпеть на себе все вышеперечисленные негативные последствия.

Советы, что делать если организация не находится по юридическому адресу

В этом случае у предприятия есть пять вариантов выхода из имеющейся ситуации:

  1. Первыйпровести госрегистрацию по месту своего реального размещения. Для организации это самый идеальный вариант, поскольку он полностью соответствует сегодняшним требованиям фискалов.
  2. Второй – в местном отделении почтовой связи заключить договор о переадресации всей почтовой корреспонденции на другой – реальный адрес. Стоимость такой услуги порядка 600 рублей за календарный год. С такой услугой можно обеспечить получение писем из ИФНС по своему реальному адресу. Однако это не идеальный способ, поскольку фискалы могут прийти на юр. адрес и заактировать отсутствие компании.
  3. Третийсделать юридическим адрес проживания гендиректора предприятия. Это вполне правомерно, а главное – тогда будет выполнено условие о том, что по адресу находится исполнительный орган организации.
  4. Четвертыйлегализировать по реальному адресу отдельное обособленное подразделение. Однако тогда там постоянно должен присутствовать представитель компании.
  5. И пятый, последний и самый верный вариант – обратиться за помощью в специализированную организацию и взять юр. адрес в аренду, при этом не забыть подписать договор о почтовом обслуживании. Данное решение в полной мере обезопасит вас от негативных последствий со стороны фискальных и иных федеральных органов.

Источник

Осуществление бизнесом деятельности не по месту регистрации: риски резко возросли

В настоящей рассылке мы затронем тему «обособленную» (данное слово будет часто встречаться далее по тексту, поэтому привыкаем сразу), которая в последние полгода стала в настораживающе гипертрофированных формах развиваться нашими Областными ИФНС при проведении контрольных мероприятий.

Читайте также:  Идей бизнеса для творческих людей

Но все по порядку, приведем немного теории, необходимой для понимания проблемы.

В Налоговом кодексе есть определение «обособленного подразделения» — это любое территориально обособленное от организации подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места (ст. 11 НК РФ).

В целях проведения налогового контроля организации подлежат постановке на учет в налоговых органах, и в том числе по месту нахождения ее обособленных подразделений (ст. 85 НК РФ).

При этом законодательство не содержит критериев этой территориальной обособленности, что позволяет трактовать данное определение буквально, т.е. это нахождение подразделения в любом ином месте, чем сама организация (письмо Министра Финансов РФ от 21 декабря 2009 г. №03-02-07/1-550).

Получается, если организация зарегистрирована, что весьма распространено, по адресу прописки ее руководителя или учредителя, то по месту фактического осуществления деятельности необходимо регистрировать обособленное подразделение.

Налоговые органы ранее никогда не подходили столь формально к этому вопросу, но в последнее время, возможно ввиду катастрофического дефицита в бюджете, стали распространяться дела, в рамках которых налогоплательщиков привлекают к ответственности именно за ведение деятельности без регистрации подразделения по месту фактического осуществления деятельности, и, внимание(!), даже если адреса (юридический и фактический) находятся в районе, администрируемом одной Инспекцией.

Цена крайне высока — штраф 10% от всех доходов, полученных от работы незарегистрированного обособленного подразделения, но не менее 40 тыс. руб. (п. 2 ст. 116 НК РФ). В рассматриваемом нами случае это могут быть буквально «все» доходы организации.

Согласитесь, крайне заманчивая перспектива для Инспекций: административные издержки минимальные, достаточно установить несовпадение юридического и фактического адресов без соответствующего обособления последнего, а доходность для бюджета от таких мероприятий несоизмеримо высока, «просто составь акт».

Все еще усугубляется и в связи со сложившейся негативной для Налогоплательщиков арбитражной практикой по похожим делам, когда обособленные подразделения не регистрировались в удаленных от места основной деятельности муниципальных районах или регионах.

И даже вполне разумные доводы относительно отсутствия при таком нарушении неблагоприятных экономических последствий для бюджета, когда все доходы организации задекларированы по основному месту регистрации, и что наказание в связи с этим является несоразмерным, отстраняются хладнокровной Фемидой. Суды отмечают, что характер ответственности за ведение деятельности через обособленное подразделение без постановки на учет не поставлен Налоговым кодексом в зависимость от своевременного исполнения налогоплательщиком обязанностей по уплате налогов и сборов. Аналогичный подход у Судов и в ситуациях, когда подразделение работает в убыток и реального дохода Организации не приносит, от штрафных санкций, рассчитанных с выручки, это не спасет (пример, Решение АС Свердловской области от 03.06.2014 по делу № А60-16729/2014).

Тем не менее, данными аргументам при оспаривании действий налоговых органов пренебрегать не стоит, поскольку отсутствие ущерба и намерений налогоплательщика скрыть свои доходы на обособленном подразделении могут быть (подчеркиваем, могут и не быть) расценены Судом как смягчающие и достаточными для снижения штрафа более чем 2 раза. В ряде дел Суды все же учитывают, что меры воздействия в виде штрафных санкций не должны превращаться в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности (примеры, Решение АС Свердловской области от 31.10.2013г. по делу № А60-30533/2013, Решение АС Архангельской области от 07.08.2014г. по делу № А05-4601/2014).

Вот такие вот дела, и теперь каждый может оценить актуальность проблемы для себя.

А мы далее на этой волне все же попытаемся сформулировать возможные пути решения обозначенной проблемы:

1) Начнем с вопиющего требования Налоговых органов регистрировать обособленное подразделение даже в пределах одного с организацией муниципального образования, улицы или даже соседнего строения. Считаем, что в данном случае о таком формальном подходе к определению обособленного подразделения не может быть и речи, и действия налоговых органов неправомерны.

Читайте также:  Невозможно вести свой бизнес

При толковании норм закона ключевое значение имеет то, что непосредственно хотел вложить в их содержание Законодатель, и здесь нам поможет Законопроект под № 505706-6, пусть и не реализовавшийся, но крайне ценный в плане трактовки интересующего нас понятия.

Итак, депутат С. Е. Вайнштейн, который решил исключить подобную несправедливость (хорошо, что такие еще есть) внес Законопроект «О внесении изменения в ст 11 части первой НК РФ или об уточнении понятия обособленного подразделения организации», согласно которому: «Обособленное подразделение организации — любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места, за исключением случаев его нахождения в пределах территории действия налогового органа на учете которого стоит организация».

Его менее сердобольные коллеги сочли, что данные изменения являются излишними, но при этом в своем заключении на проект отметили, что согласно п. 1 ст. 83 НК РФ организация обязана встать на учет по месту нахождения обособленного подразделения, если эта организация не состоит на учете в налоговом органе по месту нахождения этого обособленного подразделения по основаниям, предусмотренным НК РФ, а следовательно регистрационные действия в рассматриваемом случае не требуются и без дополнительных поправок.

Считаем, что ссылка на приведенную норму НК РФ со своеобразными разъяснениями Законодателя являются железным аргументом в отстаивании своих прав в этой части.

Увы, судебные дела именно с ситуацией, когда административные районы нахождения организации и его обособленного подразделения совпадают, привести не можем, ввиду пока еще несформировавшейся арбитражной практики, но соответствующие Решения налоговых инспекций регулярно появляются, те, с которыми сталкивались мы, до суда не дошли.

2) Теперь перейдем к ситуации, когда организация и ее подразделение находятся на территории разных муниципальных образований. Здесь, как вы понимаете, оспорить саму необходимость регистрации обособленного подразделения не получится.

Совет такой: пока налоговые органы не пришли к вам с проверкой, подайте сообщение о регистрации обособленного подразделения или, на крайний случай, держите наготове, чтобы в случае необходимости направить его по адресу до того как Инспектора произведут какие-либо контрольные мероприятия в этом направлении (обычно проводятся вне рамок выездных проверок специальным Отделом оперативного контроля Инспекции). В последнем случае все же имеется риск упустить момент.

При таком раскладе налоговые органы не смогут квалифицировать нарушение как ведение деятельности без постановки на учет, а лишь как несвоевременное предоставление документов.

Тут есть приятный нюанс: за несвоевременное предоставление сообщения о создании обособленного подразделения, не являющегося филиалом или представительством (1), взыскивается штраф не 10 тыс. руб. (п. 1. ст. 116 НК РФ), а всего 200 руб. (п. 1 ст. 126 НК РФ), как за один документ (письмо Минфина от 17.04.2013 № 03-02-07/1/12946).

(1) Создание филиала или представительства подаются с заявлением о внесении изменений в учредительные документы. Налоговые органы на основании сведений из ЕГРЮЛ сами ставят филиал (представительство) на налоговый учет. Филиалы и представительства в данной рассылке не рассматриваются.

В любом случае, каких-то иных универсальных способов избежать привлечения к ответственности за ведение деятельности путем организации рабочих мест сроком более 1 месяца без регистрации обособленного подразделения, нет. В этом случае при оспаривании налоговых санкций можно отталкиваться исключительно от фактуры конкретного дела. Например, при подрядных работах многое зависит от того, кто организует рабочие места, подрядчик или заказчик, в каком графике эти работы выполняются и т.п. — но это уже совсем другая история.

Источник

Оцените статью