Организационно правовые вопросы бизнес плана

Организационно правовые аспекты бизнес плана

Как было установлено выше, под бизнес-планом понимается самостоятельно разрабатываемый и утверждаемый на предприятии (предпринимателем) документ, определяющий основные организационные, экономические, финансовые, трудовые и иные аналитические показатели (параметры), характеризующие условия будущего производства и сбыт продукции, определяющие стратегию и тактику деятельности предприятия в условиях рынка, прогнозирующие возникающие при этом проблемы и предусматривающие направления, способы и методы их решения.

Признано, что цель составления бизнес-плана заключается в том, чтобы дать предпринимателю, руководству предприятия наиболее полную картину существующего положения предприятия и возможностей его развития. Кроме того, тщательное обоснование бизнес-плана создает у будущих инвесторов уверенность в надежности своих инвестиций и, что не менее важно, доверие к руководству компании. Качество бизнес-плана должно убеждать инвесторов в том, что они имеют дело с высококвалифицированными профессионалами, которым можно доверять.

Как правило, бизнес-план организации разрабатывается на 3-5 лет по следующим направлениям (разделам):

— анализ рынка и маркетинговая стратегия;

— развитие системы управления фирмой и собственности;

— финансовая (экономическая) стратегия.

После тщательной проработки всех разделов плана составляется краткий реферат (резюме), которым предваряется бизнес-план. Назначение реферата — дать концентрированное изложение цели развития организации для широкого круга лиц, которым не обязательно знать детали плана, часто являющиеся коммерческой тайной. Полный бизнес-план содержит реферат и разделы основного плана и предоставляется обычно ограниченному кругу лиц, пользующихся доверием организации.

Хотя законодательство о предпринимательской деятельности не предусматривает непосредственно обязанности предприятия (предпринимателя) разрабатывать бизнес-план, опыт свидетельствует о том, что использование бизнес-планов является необходимым элементом самого содержания предпринимательства.

— самому предпринимателю — при оценке возможности и эффективности создания собственного дела, с тем чтобы более четко его организовать, оценить возможные результаты с затратами, предупредить риск;

— контрагентам предпринимателя — при оценке целесообразности вклада и ином инвестировании средств капитала в уже созданные коммерческие структуры; при заключении серьезных контрактов с предпринимателями;

— банкам и иным кредитным учреждениям — при оценке возможности и целесообразности выдачи кредитов:

— страховым организациям — при оценке целесообразности страхования различного рода рисков;

— организациям-эмитентам — при составлении проспектов эмиссии ценных бумаг и др.

Составление бизнес-плана позволяет профессионально обосновать предложения по приватизации государственного и муниципального имущества.

Бизнес-план является юридическим документом, порождающим соответствующие права и обязанности для работников предприятия (предпринимателя). Он может:

— предопределять компетенцию органов управления, менеджеров, иных работников;

— служить основой при решении вопросов инвестирования средств;

— учитываться при заключении договоров с контрагентами и т.д.

Показатели бизнес-плана могут иметь определяющее правовое значение при заключении контрактов с управляющим и менеджерами. Неспособность реализовать бизнес-план может рассматриваться как основание для расторжения контракта собственника с предпринимателем по контракту, а предпринимателя — с менеджерами.

Перейти на страницу: 1 2

Общие принципы юридического сопровождения разработки бизнес-плана. В современных условиях одним из важнейших аспектов разработки бизнес-плана является подготовка юридических заключений по правовым вопросам. Правовая экспертиза бизнес-проекта1 или видов деятельности компаний ставит своей целью достоверно определить истинный объем прав на реализуемый проект или вид деятельности. Кроме того, такой экспертизой определяется правомерность использования (привлечения) связан-ных с этим проектом таких факторов, как:
ресурсы (материальные, финансовые, трудовые и т.д.);
те или иные физические и юридические лица — субъекты предстоящей совместной деятельности;
научно-технические, организационные и иные инновации.
В этом смысле важно определить не только правовой режим самого бизнес-проекта, но и правовое положение всех его участников, элементов и составляющих. Представляется целесообразным проследить всю цепочку взаимоотношений объекта бизнес-плана с субъектами, формирующими его и ожидающими реализации не только общих, но и собственных интересов.
При проведении правовой экспертизы трудности вызывает не только нестабильность и противоречивость действующего законодательства, но и низкий
‘Под бизнес-проектом понимается весь процесс налаживания какой-либо предпринимательской деятельности, начиная с концептуальной проработки организационных вопросов и кончая графиком конкретных мероприятий, которые обеспечивают реализацию идеи. Процесс разработки бизнес-плана является одной из составляющих зггого процесса и его задача — обеспечить расчетными данными обоснование всех возникающих вариантов реализации бизнес-проекта.
правовой уровень самих законодателей и субъектов гражданских правоотношений.
Безусловно, в рамках подготовки бизнес-плана не представляется возможным полностью преодолеть вышеназванные проблемы, однако акцентировать внимание на некоторых из них, найти обходные пути — одна из задач всего процесса его разработки.
В процессе проработки юридической составляющей бизнес-плана необходимо сконцентрироваться на решении следующих главных вопросов-
определение правового режима объекта бизнес- плана, юридически грамотная формулировка цели и объема правоустанавливающих документов,
* проведение анализа документов, необходимых для создания бизнес-плана и реализации поставленной в нем цели,
формулирование (определение) вопросов для правовой экспертизы и включение в бизнес-план не- 4 обходимых заключений юриста-эксперта.
С юридической точки зрения процесс подготовки и реализации бизнес-проектов регламентируется системой правовых австов, которые включают в себя прежде всего Конституцию Российской Федерации, законы РФ и республик в ее составе, указы Прези-дента РФ, акты Правительства РФ и иных органов федеральной исполнительной власти, а также решения представительных и исполнительных органов государственной власти субъектов Федерации
Разработчику бизнес-плана (будущему собственнику или арендатору формируемого имущественного комплекса) полезно знать, как начать дело, зарегистрировать предприятие и действовать в условиях рыночной среды1. Здесь помогают законы о статусе предпринимателей разных видов деятельности — производственных предприятий, банков, товарных бирж и др. В них регулируются права, обязанности, взаи-
‘ Порядок регистрации вновь создаваемой малой фирмы показан в разделе 18
моотношения хозяйствующих субъектов Вновь провозглашается известный правовой принцип: «дозволено все, что прямо не запрещено законом». Реализации этого принципа соответствуют полномочия собственника в части владения, пользования и распоряжения имуществом, денежными средствами, акциями и нематериальными активами, землей, условиями получения и возврата кредитов и т.п.
Использование законов, регулирующих экономические отношения, — важнейший, но отнюдь не единственный канал правового обеспечения работы при разработке бизнес-плана. Если в прошлые годы участники хозяйственной жизни опирались в своей работе в основном на подзаконные акты, забывая порой об их основе — законах, то теперь часто бывает наоборот, т.е. недооценивается роль подзаконных актов, развивающих и конкретизирующих законы, обеспечивающие их действие.
Особую роль играют акты государства и правительства указы Президента РФ; президентов республик, входящих в состав Российской Федерации; по-становления Правительства РФ, органов исполнительной власти краев и областей, правительств республик, входящих в Федерацию. Они регулируют важнейшие экономические отношения в разных сферах предпринимательской деятельности применительно к конкретным региональным условиям При их непосредственном участии формируются рамки и правила приватизации государственной и муниципальной собственности, отношения собственности, охрана прав участников хозяйственных отношений, регистрация отдельных видов предприятий и видов деятельности, контроль за ценами, определение размеров штрафов, регистрационных сборов, установление договорных, трудовых, финансовых и иных отношений
113
Юридическое воздействие на деятельность предприятий, бирж, банков, граждан-предпринимателей, других участников бизнес-проектов оказывают нор-
§-3704
мативные акты центральных органов управления (федеральных и субъектов Федерации), среди которых: акты Министерства по налогам и сборам, Министерства финансов, Государственного таможенного комитета, Министерства труда, Антимонопольного комитета и других центральных ведомств Российской Федерации. Эти документы разъясняют правила применения законодательства, конкретизируют и детализируют правовые нормы, содержащиеся в законах и актах органов исполнительной власти. Территориальные структуры таких органов тоже принимают решения, обязательные к исполнению на соответствующих территориях.
Большое значение для регулирования работы по бизнес-проектам предприятий в конкретных регионах имеют также правовые решения органов местного самоуправления местных администраций. Такими актами могут, например, вводиться местные налоги и сборы, определяться порядок их исчисления и уплаты, решаться вопросы лицензирования отдельных видов хозяйственной деятельности и т.п.
Еще одна разновидность актов, обеспечивающих работу предприятия по бизнес-проектам, — акты, принятые самими участниками (субъектами) управления хозяйственными процессами в рамках своей собственности. Такие акты трансформируют требования законов и подзаконных актов применительно к условиям конкретного проекта. Так, нормы трудового законодательства реализуются в принимаемых на предприятии положениях о персонале, о заключении трудовых контрактов, при разработке типовых форм трудовых договоров. Это объясняется тем, что сегодня меняется регулирование трудовых отношений, установление и соблюдение государственного минимума (стандарта) сочетается с их самостоятельной регламентацией каждым собственником или уполномоченным им органом.
Как в текущем управлении, так и при разработке и реализации бизнес-планов необходимо знать и применять на практике юридически определенные
правила предпринимательской деятельности, которые содержатся в законодательстве Российской Федерации. К ним относятся правовые акты и нормы о режиме собственности в России, видах договоров, финансово-кредитных сделках, инвестициях, налогах и т.д. Другая группа актов посвящена общим условиям предпринимательской деятельности типа антимонопольных требований, обеспечения стандартизации, сертификации продукции и услуг, использованию контрольно-кассовых аппаратов. Уточняются и периодически дополняются правила ведения внешнеэкономической деятельности, таможенные правила и нормы. Для любого вида бизнеса стали обязательны требования экологического законодательства.
Особо следует подчеркнуть наличие в законодательстве юридических способов поддержки предпринимательства и бизнес-проектов в России со стороны государства. К ним относятся правовые механизмы защиты нарушенных прав, программы развития хозяйственных комплексов, предпринимательства, малого и среднего бизнеса, обязанности центральных, региональных и местных органов в данной сфере. С сожалением приходится констатировать, что указанные механизмы реализуются крайне медленно, неэффективно, подчас носят чисто декларативный характер. Элементами правовой защиты бизнеса являются гарантированные законом права предпринимателя обращаться в суд и арбитражный суд; требовать от- — мены актов, причиняющих ему вред, возмещения ущерба; запрет незаконной реквизиции или конфискации собственности и т.п.

Читайте также:  Финансовое моделирование бизнес плана

Источник

Особенности отдельных организационно-правовых вопросов, влияющих на разработку бизнес-плана

Основные правила первичной и постоянной регистрации акционерных обществ (АО). Как правило, регистрация малой фирмы осуществляется параллельно с разработкой бизнес-плана для конкретного проекта (идеи). Вариант, по которому разработчик (заказчик) бизнес-плана определяет форму ведения соответствующего бизнеса, обосновывает для себя наиболее выгодный способ воздействия на принимаемые решения и использование финансовых и материальных потоков, необходимо знать для того, чтобы наиболее точно рассчитать приемлемые условия получения кредитов, риски их возврата и размеры собственных (в том числе личных) доходов.

На первый взгляд самым «желательным» вариантом организации деятельности должны быть различные льготные варианты типа производственных подразделений общественных организаций (ликвидаторов-чернобыльцев, ветеранов-интернационалистов, различных групп населения с ограниченной трудоспособностью, особо защищаемых социальных групп населения и др.). Однако наиболее распространенным является все же организация бизнеса в виде акционерных обществ различного типа. В целом порядок и период их регистрации в значительной степени варьируются в зависимости от региональных особенностей такой регистрации, а на местах — нередко и от личных отношений предпринимателя с местной администрацией. Судя по учредительным документам, которые авторам довелось использовать при разработке бизнес-планов, процесс регистрации и совместной организационно-аналитической работы административных органов с предпринимателями на уровне регионов идет достаточно самостийно, часто носит формальный характер, далеко не полностью соблюдается правовая чистота оформления документов. В качестве одной из наиболее точно отработанных схем регистрации самостоятельных фирм (в форме акционерных обществ) предлагается порядок, используемый в Москве.

В целом процесс регистрации проходит три основных стадии: первичная регистрация, постоянная регистрация и этап регистрации выпуска ценных бумаг АО.

Первичная регистрация акционерных обществ (АО) осуществляется с целью получения Временного свидетельства о регистрации. Необходимость данного этапа заключается в последовательном прохождении регистрационных процедур во всех государственных инстанциях и органах, с тем, чтобы постоянное свидетельство о регистрации фирмы подтверждалось наличием соответствующих идентификационных номеров.

Читайте также:  Разделы обычного бизнес плана

Основополагающими нормативными документами по этому вопросу являются Гражданский кодекс РФ (ч.1) и Закон РФ «Об акционерных обществах», принятые Государственной Думой соответственно 21 октября 1994 г. и 24 ноября 1995 г., а также нормативные документы правительства Москвы. (На региональном уровне период пребывания фирмы в статусе «временного свидетельства» сокращается до минимума, а порой и вовсе не включается в процесс регистрации, т.е. не оформляется соответствующими государственными бумагами.) Московская регистрационная палата входит в состав правительства Москвы и имеет соответствующее подчинение.

Перечень документов, необходимых для временной регистрации, включает:

1. Заявление учредителя (ей) с просьбой зарегистрировать фирму в г. Москве под таким-то названием.

2. Устав акционерного общества.

3. Учредительный договор акционерного общества.

4. Протокол учредительного собрания.

5. Платежные документы, подтверждающие уплату регистрационной пошлины.

6.Справку из банка о внесении 50% уставного фонда.

8. Платежные документы, подтверждающие уплату за внесение оттиска печати в городской реестр печатей

9. Справку о проверке на неповторяемость наименования регистрируемого акционерного общества в Московском реестре

Заявление учредителя составляется по типовой форме (ф. № 6), которая выдается в центральной части или филиалах Московской регистрационной палаты. Если акционерное общество (АО) организуется не физическими, а юридическими лицами, то требуется заполнение специальной формы, в которой подаются сведения о юридических лицах-учредителях, включая названия, адреса, имена руководителей, банковские реквизиты.

Устав общества готовится, как правило, самими учредителями (или специально уполномоченными специалистами) и в основном повторяет типовую форму устава акционерного общества. При этом изначально ставится задача указать в уставе такой широкий спектр деятельности, что общее перечисление их видов не позволяет отнести будущее предприятие к какой бы то ни было отрасли экономики. Рассредоточенность усилий дает для будущего руководства определенный простор в деятельности и некоторые гарантии дополнительной устойчивости. Однако при подготовке бизнес-планов это выливается в довольно существенные вопросы, ибо оказывается, что руководство и кадровый состав самой фирмы не готовы профессионально заниматься заявленной деятельностью, реализовывать намечаемые проекты. В современных условиях рынка это создает дополнительные проблемы в отношениях с независимыми структурами коммерческих инвесторов, подрядными и консалтинговыми организациями, так как в этом случае невысока гарантированность ритмичного выполнения обязательств и квалифицированной организации текущего управления.

Согласно последним требованиям в уставе следует указывать как место нахождения руководящих органов АО, так и место хранения его учредительных и бухгалтерских документов. Работники Регистрационной палаты могут потребовать приложения отдельного уведомления о месте хранения документации.

Учредительный договор и протокол учредительного собрания формируются учредителями на основе типовых аналогов, но в целом оформляются в достаточно свободной форме.

По типовым условиям уставный фонд АО должен быть не менее 100 минимальных размеров оплаты труда. Уставный фонд может вноситься как непосредственно деньгами, так и имуществом, оцененным в денежном эквиваленте. Расчетный счет, на который вносятся средства уставного фонда и на котором в дальнейшем будет отражаться вся (или часть) основной деятельности фирмы, открывается в любом банке, выбранном учредителем, до получения свидетельства о временной регистрации. Для этого достаточно предоставления копий устава АО и учредительного договора. Справку банка об открытии расчетного счета необходимо в 5-дневный срок представить в налоговую инспекцию,

Помимо основного названия АО необходимо иметь еще одно-два дополнительных — на случай, если фирма с выбранным вами названием уже существует. Если процессом регистрации занимается уполномоченный агент (т.е. человек, который не является учредителем АО), то ему необходимо иметь правильно оформленную доверенность на совершение действий по регистрации, а также ксерокопии паспортов всех учредителей.

Изготовлением как эскизов печатей, так и самих печатей имеют право заниматься только уполномоченные фирмы. Перечень таких организаций определяется Регистрационной палатой и вывешивается на стендах в Центральной части, а также в каждом из филиалов Московской регистрационной палаты.

Читайте также:  Бизнес плане грузовой компании

Оформление и сдача документов для регистрации АО могут проводиться как в Центральной части, так и в любом из 25 филиалов Московской регистрационной палаты независимо от юридического адреса создаваемого АО. В современных условиях государственная регистрация независимых фирм на региональном уровне постепенно приобретает вес, необходимый для формирования деловой репутации и определенных гарантий соответствующих фирм. Для средних и малых предприятий по-прежнему одним из наиболее важных условий существования остается теснота связей с местной администрацией и возможность имущественной и финансовой поддержки со стороны последней.

Если учредитель (ли) не хотят сами оформлять необходимую документацию по регистрации АО, то можно воспользоваться услугами достаточно большого числа фирм, занимающихся этими вопросами. Эти же фирмы отдельно предоставляют такую услугу, как приобретение юридического адреса для АО.

Если учредитель (ли) заключает договор аренды помещения на срок, превышающий 9 месяцев, то соответствующий договор необходимо зарегистрировать в Москомимуществе.

Вся консалтинговая информация по вопросам госрегистрации является платной. Единственную бесплатную информацию по оформлению документов для создания АО можно получить по справочным телефонам (301-14-18, 302-35-40).

После получения временного свидетельства о регистрации фирмы в течение 10 дней необходимо:

встать на учет в налоговой инспекции по месту официального расположения регистрируемого АО. За несоблюдение этого срока налоговой инспекцией налагается штраф до 5 тыс. руб ;

встать на учет в четырех государственных социальных фондах (перечень см, ниже);

сделать готовую печать АО по ранее утвержденному эскизу;

получить в Московском городском комитете по статистике коды ОКПО, ОКОНХ, ОКФС и др.;

зарегистрировать условия эмиссии ценных бумаг АО в Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг России (ФКЦБ).

Если процедура регистрации выходит за рамки 10-дневного интервала, то до истечения 10 дней следует получить в налоговой инспекции дополнительную отметку о продлении этого срока.

После получения «Временного свидетельства о регистрации» АО и «Свидетельства о постановке на учет в налоговом органе» необходимо встать на учет в следующих фондах:

Фонд медицинского страхования;

Фонд социального страхования;

В принципе пройти постановку на учет во всех этих фондах можно за один день. Жесткая территориальная привязка к месту нахождения АО не требуется. Первый из указанных фондов является отделением Центрального административного округа, остальные — организациями общегородского назначения. Постановка на учет фиксируется выдачей свидетельства соответствующего фонда.

Наиболее сложной и трудоемкой процедурой можно считать прохождение регистрации проспекта эмиссии акций фирмы в Московском региональном отделении Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг России (ФКЦБ).

Начало работ по оформлению государственной регистрации выпуска ценных бумаг целесообразно начинать сразу после получения временного свидетельства о регистрации и присвоения кодов ОКПО. Перечень документов, необходимых для первичной регистрации в ФКЦБ, состоит из 24 наименований. Информация представляется как в традиционном виде, так и на двух магнитных носителях. Основная сложность заключается в том, что необходимо заполнить приложения к постановлению №47 от 11.11.98 ФКЦБ РФ. Если ваш компьютер не подключен к информационным системам (например, «Консультант плюс»), то вам придется приобрести две дискеты в киоске, расположенном в Московском региональном отделении ФКЦБ РФ. Опыт показывает, что с первого раза правильно заполнить приложения этого Постановления практически невозможно.

Через 10 дней после сдачи документов в ФКЦБ вы получаете предварительное уведомление о принятии документов для регистрации выпуска акций, распределенных среди учредителей АО при его создании.

В Регистрационную палату для получения постоянного свидетельства о регистрации АО сдаются:

нотариально заверенные копии —

уведомления о принятии документов для регистрации выпуска акций;

свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;

документа, подтверждающего право аренды помещения;

а также оригиналы —

временного свидетельства о регистрации;

справки банка об открытии расчетного счета;

декларации об изготовлении печати,

квитанции об оплате за бланк постоянного свидетельства о регистрации АО.

Нормативный срок получения постоянного свидетельства (10 дней) соблюдается преимущественно в случае подготовки соответствующих документов специализированными фирмами. В среднем же прохождение всего цикла регистрации составляет до трех недель.

После получения постоянного свидетельства о регистрации его нотариально заверенные копии необходимо сдать в налоговую инспекцию и ФКЦБ. После этого ФКЦБ выдает: окончательное уведомление о государственной регистрации выпуска ценных бумаг, включая решение о выпуске ценных бумаг и отчет об итогах выпуска ценных бумаг, которые учредители готовили на первичном этапе обращения в региональное Московское отделение ФКЦБ.

Последовательность действий, связанных с организацией любого предприятия неакционерного типа, совпадает с указанной выше, за исключением прохождения регистрации в ФКЦБ. Это сокращает период полной регистрации не менее чем на две недели, но требует внимательного отношения к формированию учредительных документов.

Следует помнить, что временное свидетельство о регистрации действительно в течение 45 дней. Если вы не укладываетесь в этот срок, то в Регистрационной палате следует написать заявление с просьбой о его продлении с указанием причин.

Источник

Оцените статью