Организационно правовые формы привлечения иностранных инвестиций

Правовые формы осуществления иностранных инвестиций

а) Организации с иностранными инвестициями. Организации с иностранными инвестициями создаются в организационноправовой форме хозяйственного общества, товарищества, хозяйственного партнерства.

Независимо от размера доли участия в уставном капитале иностранного инвестора такие организации имеют с момента их государственной регистрации статус организации — юридического лица с иностранными инвестициями.

Регистрация таких организаций осуществляется в общем порядке — налоговыми органами.

Кроме общих документов, которые требуются для регистрации любого юридического лица, здесь необходима также выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица — учредителя (ст. 12 Федерального закона от 8 августа 2001 г. «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).

Иностранный инвестор может приобрести доли участия в уставном капитале хозяйственных обществ, ранее созданных и действующих на территории РФ. В таком случае с момента вхождения в ее состав иностранного участника организация приобретает статус коммерческой организации с иностранными инвестициями. С этого дня такая организация пользуется правовой защитой, льготами и гарантиями, установленными законом об иностранных инвестициях (п. 6 ст. 4 Закона об иностранных инвестициях). При этом реальных иностранных инвестиций на баланс организации может и не поступить. Например, российский участник общества с ограниченной ответственностью продал свою долю иностранному юридическому лицу. Стоимость доли от иностранного инвестора получило не общество, а выходящий из его состава российский участник. Тем не менее организация считается юридическим лицом с участием иностранного инвестора.

Зарегистрированные в РФ организации с участием иностранных инвестиций в свою очередь могут создавать в России дочерние и зависимые общества, но последние не пользуются правовой защитой, льготами и гарантиями, установленными законом об иностранных инвестициях (п. 4 ст. 6 указанного Закона).

Создание организаций с участием иностранных инвестиций предоставляет российским участникам такой организации возможность получать прибыль в виде дивидендов за счет производства из российского сырья товаров, оказания услуг с использованием зарубежных технологий, передового управленческого опыта, при этом созданная организация, как правило, пользуется торговой маркой иностранного инвестора.

Например, всем известная продукция — напиток Кока-Кола в России производится ООО «КОКА-КОЛА Боттлерс Евразия». Это российская коммерческая организация с иностранными инвестициями, входящая в соответствующий международный концерн.

б) Деятельность иностранного инвестора на территории РФ через филиалы. Филиалы — это обособленные подразделения юридического лица, расположенные вне его места нахождения и осуществляющие все его функции или их часть, включая функции представительства (ст. 55 ГК РФ). Филиал действует от имени создавшего его иностранного юридического лица (головной организации) — коммерческой организации (п. 3 ст. 4 Закона об иностранных инвестициях).

Представительства и филиалы наделяются имуществом, создавшим их юридическим лицом, и действуют на основании утвержденных им положений.

В положении о филиале иностранного юридического лица должны быть указаны наименование филиала и его головной организации, организационно-правовая форма головной организации, место нахождения филиала на территории РФ и юридический адрес головной организации, цели создания и виды деятельности филиала, состав, объем и сроки вложения капитала в основные фонды филиала, порядок управления им (ст. 22 Закона об иностранных инвестициях).

Представительства и филиалы должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица (ст. 55 ГК РФ).

В соответствии с Законом об иностранных инвестициях филиал иностранного юридического лица подлежит аккредитации и приобретает право осуществлять предпринимательскую деятельность в России со дня его аккредитации (п. 4 ст. 22 Закона об иностранных инвестициях).

Аккредитация филиалов возложена на Министерство юстиции РФ, которое делегировало это право Государственной регистрационной палате при этом министерстве.

Филиал осуществляет предпринимательскую деятельность, те ее виды, которыми занимается головная организация, т. е. создавшее его юридическое лицо.

Деятельность филиала — это продолжение предпринимательской деятельности иностранной коммерческой организации, но уже на территории РФ.

в) Договорные формы осуществления иностранных инвестиций в РФ. В международной практике применяют весьма широкий спектр договоров: купли-продажи, бартерные сделки, перевозки, страхования, лизинга и иной аренды, о выполнении подрядных работ, включая строительный подряд, договоры о выполнении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, факторинга, коммерческой концессии, об агентировании и др.

Не все договоры являются правовыми формами инвестиционного сотрудничества, а только — обладающие определенными признаками.

1. Они носят долгосрочный характер. Например, иностранная компания передает российской организации оборудование в лизинг на несколько лет, обычно на срок, совпадающий со сроком амортизации оборудования. Или по соглашению о разделе продукции инвестор обустраивает участок, организует и оплачивает буровые работы, прокладывает трубопроводы. Этап с момента начала финансирования инвестиционного проекта до добычи полезных ископаемых в объеме, достаточном для компенсации инвестиционных затрат инвестора, может занять несколько лет.

Читайте также:  Инвестиции это гражданский кодекс

2. Существует инвестиционный риск — вероятность невозможности возместить затраты в инвестиционный проект и получить прибыль на вложенный капитал. Например, поиск полезных ископаемых не принес ожидаемого объема их добычи, в результате затраты инвестора оказались невозмещенными.

3. Направленность на получение прибыли, иного результата, который может стать общим имуществом с последующим разделом его пропорционально вкладу в общее дело. Например, прибыль, полученная товарищами в результате совместной деятельности, распределяется пропорционально стоимости вкладов товарищей в общее дело, если иной принцип распределения прибыли не предусмотрен их соглашением (ст. 1048 ГК РФ).

К сожалению, надо отметить, что Закон об иностранных инвестициях называет только одну договорную форму инвестиционного сотрудничества — финансовую аренду (лизинг). Не упоминается в нем о концессионных договорах (как это было в Законе об иностранных инвестициях 1991 г.), не говорится в нем и о соглашениях о разделе продукции.

Соответственно возникает вопрос, распространяется ли Закон об иностранных инвестициях на другие виды договорных инвестиций? Положительный ответ на этот вопрос дает ст. 6 указанного Закона, которая называется «Гарантии использования иностранным инвестором различных форм осуществления инвестиций на территории Российской Федерации», и она гласит: иностранный инвестор имеет право осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации в любых формах, не запрещенных законодательством РФ. Таким образом, любые законные договоры инвестиционного характера могут использоваться иностранными инвесторами для инвестирования в экономику РФ.

Источник

2.2. Организационно-правовые формы иностранных инвестиций

Коммерческие организации с иностранными инвестициями.

С принятием ГК РФ, а позже и Закона 1999 г. происходит новое изменение терминологии: предприятия с иностранными инве­стициями стали называться коммерческими организациями с иностранными инвестициями (КОИИ).

Согласно ст. 20 Закона 1999 г. КОИИ создается и ликвиди­руется на условиях и в порядке, предусмотренных ГК РФ и дру­гими федеральными законами, за изъятиями, которые могут быть установлены федеральными законами в соответствии с п. 2 ст. 4 Закона 1999 г.

КОИИ может быть создана в форме хозяйственного товари­щества или общества, т.е. в тех же формах, что и предприятия, в которых нет иностранного капитала, в соответствии с граждан­ским законодательством РФ. Государственный контроль за ино­странными инвестициями сведен лишь к государственной ре­гистрации, т.е. контролю за учреждением КОИИ, а не за ее дея­тельностью и не за поступлением инвестиций или их оттоком из Российской Федерации.

КОИИ признается созданной в качестве субъекта права в определенной правовой форме — чаще акционерного общества или ООО — с момента государственной регистрации. Государ­ственная регистрация имеет, согласно общему принципу, кон­ститутивное значение. КОИИ регистрируется Государственной регистрационной палатой при Министерстве юстиции РФ. Правовой статус КОИИ в Законе 1999 г. четко не определен; отдельные положения об этом разбросаны по разным статьям и часто не согласованы между собой.

Из Закона 1999 г.

В п. 5 ст. 4 предусматривается, что лишь те КОИИ при осу­ществлении ими реинвестирования «пользуются в полном объе­ме правовой защитой, гарантиями и льготами, установленны­ми настоящим Федеральным законом», в которых иностранный инвестор владеет не менее чем 10% ее уставного капитала. В п. 6 той же статьи говорится, что «российская коммерческая орга­низация получает статус коммерческой организации с иност­ранными инвестициями со дня вхождения в состав ее участни­ков иностранного инвестора».

Далеко не все статьи Закона 1999 г. о гарантиях распростра­няются на КОИИ, что не всегда оправданно. Так, понятно, что гарантии перевода прибылей распространяются только на ино­странного инвестора. Однако трудно объяснить, почему гаран­тия правовой защиты деятельности (ст. 5) относится лишь к иностранному инвестору и не относится к КОИИ, будучи общей нормой и предусматривающей, в частности, право на возмеще­ние убытков, причиненных действием (бездействием) государ­ственных органов. В то же время ст. 8 Закона 1999 г., предусмат­ривающая гарантии при национализации и реквизиции иму­щества, распространяется, и справедливо, на КОИИ.

В п. 4 ст. 4 Закона 1999 г. специально оговаривается, что до­черние и зависимые общества КОИИ не пользуются правовой защитой, гарантиями и льготами, установленными законом об иностранных инвестициях, при осуществлении ими предпри­нимательской деятельности на территории Российской Феде­рации.

Читайте также:  Какую криптовалюту выпускает илон маск

Закон 1999 г. содержит единственную ст. 16 отсылочного характера, где говорится: «Льготы по уплате таможенных пла­тежей предоставляются иностранным инвесторам и коммерче­ским организациям с иностранными инвестициями при осу­ществлении ими приоритетного инвестиционного проекта в соответствии с таможенным законодательством Российской Фе­дерации и законодательством Российской Федерации о нало­гах и сборах».

Создание и ликвидация КОИИ регулируются ГК РФ, Феде­ральным законом от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акцио­нерных обществах» или Федеральным законом от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», в зависимости от того, какую правовую форму избрала для себя КОИИ. Отсылка к такому законодательству вполне правомер­на, поскольку в настоящее время процесс создания и ликвида­ции предприятий всех форм собственности, включая иностран­ную, регулируется едиными нормами, за очень редким исклю­чением.

Иностранные инвестиции в ОЭЗ. В целях привлечения в эко­номику России иностранных инвестиций, передовой зарубеж­ной техники, технологий и управленческого опыта, развития экс­портного потенциала России на ее территории создаются ОЭЗ. ОЭЗ — часть территории страны, на которой устанавливается льготный, по сравнению с общим, режим хозяйственной дея­тельности для иностранных инвесторов и предприятий с инос­транными инвестициями.

Иностранным инвесторам и предприятиям с иностранны­ми капиталами, осуществляющим хозяйственную деятельность в ОЭЗ, помимо прав и гарантий, предусмотренных действую­щим законодательством, могут предоставляться дополнитель­ные льготы:

• упрощенный порядок регистрации предприятий с инос­транными инвестициями; предприятия с объемом инос­транных инвестиций до 75 млн руб. подлежат регистра­ции в уполномоченных на то органах непосредственно в ОЭЗ;

• льготный налоговый режим; иностранные инвесторы и предприятия с иностранными инвестициями облагают­ся налогом по сниженным ставкам, включая налог на пе­реводимую за границу прибыль. При этом ставки нало­гов не могут составлять менее 50% действующих на территории Российской Федерации налоговых ставок для иностранных инвесторов и предприятий с иностранны­ми инвестициями;

• сниженные ставки платы за пользование землей и ины­ми природными ресурсами, предоставление прав на дол­госрочную аренду сроком до 70 лет с правом субаренды;

• особый таможенный режим, включающий сниженные таможенные пошлины на ввоз и вывоз товаров, упрощен­ный порядок пересечения границы;

• упрощенный порядок въезда иностранных граждан, в том числе и безвизовый.

Таким образом, ОЭЗ — это ограниченная территория, в ко­торой действуют особо льготные таможенные пошлины на вво­зимые товары, торговлю и инвестирование капиталов.

ОЭЗ создаются на части территории страны, на которой раз­решается совместное предпринимательство ряда стран в различ­ных формах. Такие зоны определяются органами законодатель­ной или исполнительной власти государства.

В марте 2005 г. Правительство РФ одобрило законопроект «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», а 22 июля 2005 г. он был принят. В 2006 и 2007 гг. были приняты еще два закона, связанные с деятельностью ОЭЗ, — Федераль­ный закон от 3 июня 2006 г. № 76-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон »Об особых экономических зонах в Россий­ской Федерации»» и Федеральный закон от 30 октября 2007 г. № 240-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон »Об особых экономических зонах в Российской Федерации» и дру­гие законодательные акты Российской Федерации». В соответ­ствии с этими законами предполагается создание ОЭЗ, функ­ционирующих на основе особого налогового режима.

В настоящее время существуют ОЭЗ трех типов: технико- внедренческие, промышленно-производственные и туристско- рекреационные. Кроме того, в ближайшее время планируется организация еще одного типа ОЭЗ — портовых зон. Создание должно финансироваться на паритетных началах (50 на 50) из федерального бюджета и бюджета субъекта РФ. На данных тер­риториях предусмотрен целый ряд налоговых и таможенных послаблений, главное из которых — режим свободной таможен­ной зоны (иностранные товары будут ввозиться для использо­вания на территории зоны без уплаты налогов и пошлин, на них не будут распространяться правила, действующие на террито­рии Российской Федерации).

Соглашение о разделе продукции (СРП). В России понятие «соглашение о разделе продукции» впервые было официаль­но оформлено Федеральным законом от 30 декабря 1995 г. № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции».

СРП — договор, в соответствии с которым Российская Фе­дерация предоставляет субъекту предпринимательской деятель­ности (инвестору) на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиски, разведку, добычу мине­рального сырья на участке недр, указанном в соглашении, и на ведение связанных с этим работ, а инвестор обязуется осуще­ствлять проведение указанных работ за свой счет и на свой риск.

Читайте также:  Топ лучших брокеров для инвестиций

Сторонами соглашения являются:

• Российская Федерация, от имени которой в соглашении выступают Правительство РФ и орган исполнительной власти субъекта, на территории которого расположен пре­доставляемый в пользование участок недр, или уполно­моченные ими органы;

• инвесторы — граждане России, иностранные граждане, юридические лица и создаваемые на основе договора о совместной деятельности и не имеющие статуса юриди­ческого лица объединения юридических лиц, осуществ­ляющие вложения собственных, заемных или привлечен­ных средств (имущества и (или) имущественных прав) на поиски, разведку и добычу минерального сырья и явля­ющиеся пользователями недр на условиях соглашения.

Право пользования участками недр на условиях раздела про­дукции предоставляется инвестору на основе соглашения. После подписания соглашения выдается лицензия на пользование участком недр.

Перечни участков недр, право пользования которыми на ус­ловиях раздела продукции может быть предоставлено инвесто­рам, устанавливаются федеральными законами. Первый из по­добных законов был принят 21 июля 1997 г.

Этим законом определяются следующие месторождения полезных ископаемых: нефтегазовые месторождения в Архан­гельской области (Северный район), в Республике Татарстан (Поволжский район), в Ханты-Мансийском автономном окру­ге (Западно-Сибирский район) и на острове Сахалин (Дальне­восточный район), а также месторождение железной руды в Белгородской области (Центрально-Черноземный район) и группа месторождений золота в Республике Саха-Якутия (Даль­невосточный район).

Распоряжением Правительства РФ в ноябре 1997 г. были со­зданы рабочие комиссии по разработке условий пользования и подготовке проектов СРП по Ханты-Мансийским месторож­дениям (Самотлорское и Красноленинское), месторождениям острова Сахалин, а также Приразломному и Ромашкинскому месторождениям нефти, расположенным соответственно в Ар­хангельской области и Республике Татарстан.

Согласно основополагающему принципу СРП инвестор ос­вобождается от части российских налогов, отдавая при этом государству определенную долю добытого и (или) переработан­ного сырья либо его денежный эквивалент.

В настоящее время наиболее активно на условиях раздела продукции разрабатываются сахалинские месторождения. В качестве иностранных инвесторов выступают известные за­рубежные компании, среди которых Exxon, MacDermot, Shell, Mitsubishi, British Petroleum, Oxy и др.

Вместе с тем нельзя не отметить, что работа по освоению природных богатств России на условиях СРП до сих пор сдер­живается рядом существенных факторов. Раздел продукции может эффективно осуществляться только при условии, что ему сопутствуют оперативно принимаемые специфические феде­ральные законы.

Кроме того, некоторые положения Закона содержали несо­ответствия и противоречия со статьями ряда других россий­ских нормативных актов, в основном касающихся правил пользования и налогообложения.

В Федеральном законе от 7 января 1999 г. № 19-ФЗ «О вне­сении изменений и дополнений в Федеральный закон »О со­глашениях о разделе продукции»» отражены следующие значи­мые новации.

1. Важное упрощение для участников СРП заключается в том, что право пользования недрами может быть предоставле­но инвесторам на основании не только федеральных законов, но и решения Правительства РФ, а также решения органа го­сударственной власти соответствующего субъекта РФ.

2. Независимо от того, кто будет утверждать списки место­рождений, предлагаемых для сотрудничества, они должны от­вечать определенным критериям. При этом приоритет будет отдаваться тем месторождениям, в отношении разработки ко­торых Российская Федерация имеет обязательства о проведе­нии соответствующих переговоров об условиях соглашений, а также имеются результаты проведения конкурсов или аукцио­нов по предоставлению участков недр в пользование на усло­виях СРП.

3. Российские юридические лица имеют преимущественное право участвовать в СРП в качестве подрядчиков, перевозчи­ков, поставщиков и т.д. на основании соответствующих дого­воров с инвесторами. Настоящий Закон требует, чтобы число работников — граждан России, участвующих в реализации со­глашений, составляло не менее 80% состава всех привлекаемых работников. Не менее 70% общей стоимости заказов на изго­товление оборудования, технических средств и материалов, не­обходимых для работ по СРП, должно заключаться с россий­скими юридическими лицами или иностранными юридически­ми лицами, осуществляющими соответствующую деятельность и зарегистрированными в качестве налогоплательщиков на тер­ритории Российской Федерации.

При этом российские товары, оборудование, технические средства и материалы в отношении надежности, безопасности, качества и сроков поставки должны быть конкурентоспособ­ными по отношению к аналогичным иностранным товарам.

Законодательство в области прямых иностранных инвести­ций и сильные государственные структуры — это важные ин­дикаторы возможности привлечения иностранных инвесторов. Количество нормативных актов, относящихся к прямым инос­транным инвестициям, отражает роль исполнительной власти и внимание, которое она уделяет созданию дружественного инвесторам правового окружения.

Источник

Оцените статью