Правовые формы осуществления иностранных инвестиций
а) Организации с иностранными инвестициями. Организации с иностранными инвестициями создаются в организационноправовой форме хозяйственного общества, товарищества, хозяйственного партнерства.
Независимо от размера доли участия в уставном капитале иностранного инвестора такие организации имеют с момента их государственной регистрации статус организации — юридического лица с иностранными инвестициями.
Регистрация таких организаций осуществляется в общем порядке — налоговыми органами.
Кроме общих документов, которые требуются для регистрации любого юридического лица, здесь необходима также выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица — учредителя (ст. 12 Федерального закона от 8 августа 2001 г. «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).
Иностранный инвестор может приобрести доли участия в уставном капитале хозяйственных обществ, ранее созданных и действующих на территории РФ. В таком случае с момента вхождения в ее состав иностранного участника организация приобретает статус коммерческой организации с иностранными инвестициями. С этого дня такая организация пользуется правовой защитой, льготами и гарантиями, установленными законом об иностранных инвестициях (п. 6 ст. 4 Закона об иностранных инвестициях). При этом реальных иностранных инвестиций на баланс организации может и не поступить. Например, российский участник общества с ограниченной ответственностью продал свою долю иностранному юридическому лицу. Стоимость доли от иностранного инвестора получило не общество, а выходящий из его состава российский участник. Тем не менее организация считается юридическим лицом с участием иностранного инвестора.
Зарегистрированные в РФ организации с участием иностранных инвестиций в свою очередь могут создавать в России дочерние и зависимые общества, но последние не пользуются правовой защитой, льготами и гарантиями, установленными законом об иностранных инвестициях (п. 4 ст. 6 указанного Закона).
Создание организаций с участием иностранных инвестиций предоставляет российским участникам такой организации возможность получать прибыль в виде дивидендов за счет производства из российского сырья товаров, оказания услуг с использованием зарубежных технологий, передового управленческого опыта, при этом созданная организация, как правило, пользуется торговой маркой иностранного инвестора.
Например, всем известная продукция — напиток Кока-Кола в России производится ООО «КОКА-КОЛА Боттлерс Евразия». Это российская коммерческая организация с иностранными инвестициями, входящая в соответствующий международный концерн.
б) Деятельность иностранного инвестора на территории РФ через филиалы. Филиалы — это обособленные подразделения юридического лица, расположенные вне его места нахождения и осуществляющие все его функции или их часть, включая функции представительства (ст. 55 ГК РФ). Филиал действует от имени создавшего его иностранного юридического лица (головной организации) — коммерческой организации (п. 3 ст. 4 Закона об иностранных инвестициях).
Представительства и филиалы наделяются имуществом, создавшим их юридическим лицом, и действуют на основании утвержденных им положений.
В положении о филиале иностранного юридического лица должны быть указаны наименование филиала и его головной организации, организационно-правовая форма головной организации, место нахождения филиала на территории РФ и юридический адрес головной организации, цели создания и виды деятельности филиала, состав, объем и сроки вложения капитала в основные фонды филиала, порядок управления им (ст. 22 Закона об иностранных инвестициях).
Представительства и филиалы должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица (ст. 55 ГК РФ).
В соответствии с Законом об иностранных инвестициях филиал иностранного юридического лица подлежит аккредитации и приобретает право осуществлять предпринимательскую деятельность в России со дня его аккредитации (п. 4 ст. 22 Закона об иностранных инвестициях).
Аккредитация филиалов возложена на Министерство юстиции РФ, которое делегировало это право Государственной регистрационной палате при этом министерстве.
Филиал осуществляет предпринимательскую деятельность, те ее виды, которыми занимается головная организация, т. е. создавшее его юридическое лицо.
Деятельность филиала — это продолжение предпринимательской деятельности иностранной коммерческой организации, но уже на территории РФ.
в) Договорные формы осуществления иностранных инвестиций в РФ. В международной практике применяют весьма широкий спектр договоров: купли-продажи, бартерные сделки, перевозки, страхования, лизинга и иной аренды, о выполнении подрядных работ, включая строительный подряд, договоры о выполнении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, факторинга, коммерческой концессии, об агентировании и др.
Не все договоры являются правовыми формами инвестиционного сотрудничества, а только — обладающие определенными признаками.
1. Они носят долгосрочный характер. Например, иностранная компания передает российской организации оборудование в лизинг на несколько лет, обычно на срок, совпадающий со сроком амортизации оборудования. Или по соглашению о разделе продукции инвестор обустраивает участок, организует и оплачивает буровые работы, прокладывает трубопроводы. Этап с момента начала финансирования инвестиционного проекта до добычи полезных ископаемых в объеме, достаточном для компенсации инвестиционных затрат инвестора, может занять несколько лет.
2. Существует инвестиционный риск — вероятность невозможности возместить затраты в инвестиционный проект и получить прибыль на вложенный капитал. Например, поиск полезных ископаемых не принес ожидаемого объема их добычи, в результате затраты инвестора оказались невозмещенными.
3. Направленность на получение прибыли, иного результата, который может стать общим имуществом с последующим разделом его пропорционально вкладу в общее дело. Например, прибыль, полученная товарищами в результате совместной деятельности, распределяется пропорционально стоимости вкладов товарищей в общее дело, если иной принцип распределения прибыли не предусмотрен их соглашением (ст. 1048 ГК РФ).
К сожалению, надо отметить, что Закон об иностранных инвестициях называет только одну договорную форму инвестиционного сотрудничества — финансовую аренду (лизинг). Не упоминается в нем о концессионных договорах (как это было в Законе об иностранных инвестициях 1991 г.), не говорится в нем и о соглашениях о разделе продукции.
Соответственно возникает вопрос, распространяется ли Закон об иностранных инвестициях на другие виды договорных инвестиций? Положительный ответ на этот вопрос дает ст. 6 указанного Закона, которая называется «Гарантии использования иностранным инвестором различных форм осуществления инвестиций на территории Российской Федерации», и она гласит: иностранный инвестор имеет право осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации в любых формах, не запрещенных законодательством РФ. Таким образом, любые законные договоры инвестиционного характера могут использоваться иностранными инвесторами для инвестирования в экономику РФ.
Источник
2.2. Организационно-правовые формы иностранных инвестиций
Коммерческие организации с иностранными инвестициями.
С принятием ГК РФ, а позже и Закона 1999 г. происходит новое изменение терминологии: предприятия с иностранными инвестициями стали называться коммерческими организациями с иностранными инвестициями (КОИИ).
Согласно ст. 20 Закона 1999 г. КОИИ создается и ликвидируется на условиях и в порядке, предусмотренных ГК РФ и другими федеральными законами, за изъятиями, которые могут быть установлены федеральными законами в соответствии с п. 2 ст. 4 Закона 1999 г.
КОИИ может быть создана в форме хозяйственного товарищества или общества, т.е. в тех же формах, что и предприятия, в которых нет иностранного капитала, в соответствии с гражданским законодательством РФ. Государственный контроль за иностранными инвестициями сведен лишь к государственной регистрации, т.е. контролю за учреждением КОИИ, а не за ее деятельностью и не за поступлением инвестиций или их оттоком из Российской Федерации.
КОИИ признается созданной в качестве субъекта права в определенной правовой форме — чаще акционерного общества или ООО — с момента государственной регистрации. Государственная регистрация имеет, согласно общему принципу, конститутивное значение. КОИИ регистрируется Государственной регистрационной палатой при Министерстве юстиции РФ. Правовой статус КОИИ в Законе 1999 г. четко не определен; отдельные положения об этом разбросаны по разным статьям и часто не согласованы между собой.
Из Закона 1999 г.
В п. 5 ст. 4 предусматривается, что лишь те КОИИ при осуществлении ими реинвестирования «пользуются в полном объеме правовой защитой, гарантиями и льготами, установленными настоящим Федеральным законом», в которых иностранный инвестор владеет не менее чем 10% ее уставного капитала. В п. 6 той же статьи говорится, что «российская коммерческая организация получает статус коммерческой организации с иностранными инвестициями со дня вхождения в состав ее участников иностранного инвестора».
Далеко не все статьи Закона 1999 г. о гарантиях распространяются на КОИИ, что не всегда оправданно. Так, понятно, что гарантии перевода прибылей распространяются только на иностранного инвестора. Однако трудно объяснить, почему гарантия правовой защиты деятельности (ст. 5) относится лишь к иностранному инвестору и не относится к КОИИ, будучи общей нормой и предусматривающей, в частности, право на возмещение убытков, причиненных действием (бездействием) государственных органов. В то же время ст. 8 Закона 1999 г., предусматривающая гарантии при национализации и реквизиции имущества, распространяется, и справедливо, на КОИИ.
В п. 4 ст. 4 Закона 1999 г. специально оговаривается, что дочерние и зависимые общества КОИИ не пользуются правовой защитой, гарантиями и льготами, установленными законом об иностранных инвестициях, при осуществлении ими предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации.
Закон 1999 г. содержит единственную ст. 16 отсылочного характера, где говорится: «Льготы по уплате таможенных платежей предоставляются иностранным инвесторам и коммерческим организациям с иностранными инвестициями при осуществлении ими приоритетного инвестиционного проекта в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о налогах и сборах».
Создание и ликвидация КОИИ регулируются ГК РФ, Федеральным законом от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» или Федеральным законом от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», в зависимости от того, какую правовую форму избрала для себя КОИИ. Отсылка к такому законодательству вполне правомерна, поскольку в настоящее время процесс создания и ликвидации предприятий всех форм собственности, включая иностранную, регулируется едиными нормами, за очень редким исключением.
Иностранные инвестиции в ОЭЗ. В целях привлечения в экономику России иностранных инвестиций, передовой зарубежной техники, технологий и управленческого опыта, развития экспортного потенциала России на ее территории создаются ОЭЗ. ОЭЗ — часть территории страны, на которой устанавливается льготный, по сравнению с общим, режим хозяйственной деятельности для иностранных инвесторов и предприятий с иностранными инвестициями.
Иностранным инвесторам и предприятиям с иностранными капиталами, осуществляющим хозяйственную деятельность в ОЭЗ, помимо прав и гарантий, предусмотренных действующим законодательством, могут предоставляться дополнительные льготы:
• упрощенный порядок регистрации предприятий с иностранными инвестициями; предприятия с объемом иностранных инвестиций до 75 млн руб. подлежат регистрации в уполномоченных на то органах непосредственно в ОЭЗ;
• льготный налоговый режим; иностранные инвесторы и предприятия с иностранными инвестициями облагаются налогом по сниженным ставкам, включая налог на переводимую за границу прибыль. При этом ставки налогов не могут составлять менее 50% действующих на территории Российской Федерации налоговых ставок для иностранных инвесторов и предприятий с иностранными инвестициями;
• сниженные ставки платы за пользование землей и иными природными ресурсами, предоставление прав на долгосрочную аренду сроком до 70 лет с правом субаренды;
• особый таможенный режим, включающий сниженные таможенные пошлины на ввоз и вывоз товаров, упрощенный порядок пересечения границы;
• упрощенный порядок въезда иностранных граждан, в том числе и безвизовый.
Таким образом, ОЭЗ — это ограниченная территория, в которой действуют особо льготные таможенные пошлины на ввозимые товары, торговлю и инвестирование капиталов.
ОЭЗ создаются на части территории страны, на которой разрешается совместное предпринимательство ряда стран в различных формах. Такие зоны определяются органами законодательной или исполнительной власти государства.
В марте 2005 г. Правительство РФ одобрило законопроект «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», а 22 июля 2005 г. он был принят. В 2006 и 2007 гг. были приняты еще два закона, связанные с деятельностью ОЭЗ, — Федеральный закон от 3 июня 2006 г. № 76-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон »Об особых экономических зонах в Российской Федерации»» и Федеральный закон от 30 октября 2007 г. № 240-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон »Об особых экономических зонах в Российской Федерации» и другие законодательные акты Российской Федерации». В соответствии с этими законами предполагается создание ОЭЗ, функционирующих на основе особого налогового режима.
В настоящее время существуют ОЭЗ трех типов: технико- внедренческие, промышленно-производственные и туристско- рекреационные. Кроме того, в ближайшее время планируется организация еще одного типа ОЭЗ — портовых зон. Создание должно финансироваться на паритетных началах (50 на 50) из федерального бюджета и бюджета субъекта РФ. На данных территориях предусмотрен целый ряд налоговых и таможенных послаблений, главное из которых — режим свободной таможенной зоны (иностранные товары будут ввозиться для использования на территории зоны без уплаты налогов и пошлин, на них не будут распространяться правила, действующие на территории Российской Федерации).
Соглашение о разделе продукции (СРП). В России понятие «соглашение о разделе продукции» впервые было официально оформлено Федеральным законом от 30 декабря 1995 г. № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции».
СРП — договор, в соответствии с которым Российская Федерация предоставляет субъекту предпринимательской деятельности (инвестору) на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиски, разведку, добычу минерального сырья на участке недр, указанном в соглашении, и на ведение связанных с этим работ, а инвестор обязуется осуществлять проведение указанных работ за свой счет и на свой риск.
Сторонами соглашения являются:
• Российская Федерация, от имени которой в соглашении выступают Правительство РФ и орган исполнительной власти субъекта, на территории которого расположен предоставляемый в пользование участок недр, или уполномоченные ими органы;
• инвесторы — граждане России, иностранные граждане, юридические лица и создаваемые на основе договора о совместной деятельности и не имеющие статуса юридического лица объединения юридических лиц, осуществляющие вложения собственных, заемных или привлеченных средств (имущества и (или) имущественных прав) на поиски, разведку и добычу минерального сырья и являющиеся пользователями недр на условиях соглашения.
Право пользования участками недр на условиях раздела продукции предоставляется инвестору на основе соглашения. После подписания соглашения выдается лицензия на пользование участком недр.
Перечни участков недр, право пользования которыми на условиях раздела продукции может быть предоставлено инвесторам, устанавливаются федеральными законами. Первый из подобных законов был принят 21 июля 1997 г.
Этим законом определяются следующие месторождения полезных ископаемых: нефтегазовые месторождения в Архангельской области (Северный район), в Республике Татарстан (Поволжский район), в Ханты-Мансийском автономном округе (Западно-Сибирский район) и на острове Сахалин (Дальневосточный район), а также месторождение железной руды в Белгородской области (Центрально-Черноземный район) и группа месторождений золота в Республике Саха-Якутия (Дальневосточный район).
Распоряжением Правительства РФ в ноябре 1997 г. были созданы рабочие комиссии по разработке условий пользования и подготовке проектов СРП по Ханты-Мансийским месторождениям (Самотлорское и Красноленинское), месторождениям острова Сахалин, а также Приразломному и Ромашкинскому месторождениям нефти, расположенным соответственно в Архангельской области и Республике Татарстан.
Согласно основополагающему принципу СРП инвестор освобождается от части российских налогов, отдавая при этом государству определенную долю добытого и (или) переработанного сырья либо его денежный эквивалент.
В настоящее время наиболее активно на условиях раздела продукции разрабатываются сахалинские месторождения. В качестве иностранных инвесторов выступают известные зарубежные компании, среди которых Exxon, MacDermot, Shell, Mitsubishi, British Petroleum, Oxy и др.
Вместе с тем нельзя не отметить, что работа по освоению природных богатств России на условиях СРП до сих пор сдерживается рядом существенных факторов. Раздел продукции может эффективно осуществляться только при условии, что ему сопутствуют оперативно принимаемые специфические федеральные законы.
Кроме того, некоторые положения Закона содержали несоответствия и противоречия со статьями ряда других российских нормативных актов, в основном касающихся правил пользования и налогообложения.
В Федеральном законе от 7 января 1999 г. № 19-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон »О соглашениях о разделе продукции»» отражены следующие значимые новации.
1. Важное упрощение для участников СРП заключается в том, что право пользования недрами может быть предоставлено инвесторам на основании не только федеральных законов, но и решения Правительства РФ, а также решения органа государственной власти соответствующего субъекта РФ.
2. Независимо от того, кто будет утверждать списки месторождений, предлагаемых для сотрудничества, они должны отвечать определенным критериям. При этом приоритет будет отдаваться тем месторождениям, в отношении разработки которых Российская Федерация имеет обязательства о проведении соответствующих переговоров об условиях соглашений, а также имеются результаты проведения конкурсов или аукционов по предоставлению участков недр в пользование на условиях СРП.
3. Российские юридические лица имеют преимущественное право участвовать в СРП в качестве подрядчиков, перевозчиков, поставщиков и т.д. на основании соответствующих договоров с инвесторами. Настоящий Закон требует, чтобы число работников — граждан России, участвующих в реализации соглашений, составляло не менее 80% состава всех привлекаемых работников. Не менее 70% общей стоимости заказов на изготовление оборудования, технических средств и материалов, необходимых для работ по СРП, должно заключаться с российскими юридическими лицами или иностранными юридическими лицами, осуществляющими соответствующую деятельность и зарегистрированными в качестве налогоплательщиков на территории Российской Федерации.
При этом российские товары, оборудование, технические средства и материалы в отношении надежности, безопасности, качества и сроков поставки должны быть конкурентоспособными по отношению к аналогичным иностранным товарам.
Законодательство в области прямых иностранных инвестиций и сильные государственные структуры — это важные индикаторы возможности привлечения иностранных инвесторов. Количество нормативных актов, относящихся к прямым иностранным инвестициям, отражает роль исполнительной власти и внимание, которое она уделяет созданию дружественного инвесторам правового окружения.
Источник