- Организации осуществляющие свою деятельность вне рамок законодательства
- Какая ответственность грозит бюджетному учреждению, если оно заключит договор возмездного оказания услуг в качестве исполнителя по виду деятельности, не указанному в уставе и ОКВЭД?
- Поправки о просветительской деятельности: экспертные разногласия и нерешенные вопросы
Организации осуществляющие свою деятельность вне рамок законодательства
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Какая ответственность грозит бюджетному учреждению, если оно заключит договор возмездного оказания услуг в качестве исполнителя по виду деятельности, не указанному в уставе и ОКВЭД?
Согласно п. 1 ст. 24 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон о некоммерческих организациях) некоммерческая организация может осуществлять один вид деятельности или несколько видов деятельности, не запрещенных законодательством РФ и соответствующих целям деятельности некоммерческой организации, которые предусмотрены ее учредительными документами. Основной деятельностью бюджетного учреждения признается деятельность, непосредственно направленная на достижение целей, ради которых оно создано. Исчерпывающий перечень видов деятельности, которые бюджетное учреждение может осуществлять в соответствии с целями их создания, определяется учредительными документами учреждения. Бюджетное учреждение может осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана, и соответствует указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах (п. 2 ст. 24, п.п. 2, 4 ст. 9.2, абзац 5 п. 3 ст. 14 Закона о некоммерческих организациях, п. 4 ст. 50 ГК РФ).
Из вышеизложенного следует, что заключение бюджетным учреждением договоров, предполагающих осуществление им тех видов деятельности, которые не предусмотрены его уставом, противоречит действующему законодательству.
Вместе с тем следует иметь в виду, что законодательство не устанавливает какой-либо отдельной ответственности для учреждения или его должностных лиц за само по себе заключение такого договора. Более того, не предусмотрена ответственность и за сам факт осуществления учреждением деятельности, не упомянутой в его учредительных документах. Исключение могут составлять лишь те случаи, когда осуществление определенной деятельности требует наличия специальных разрешений (лицензий) либо членства (допуска) в СРО при их отсутствии у названного учреждения (смотрите, например, ч. 1 ст. 9.5.1, ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ, ст. 171, ст. 171.3 УК РФ).
Однако мы не можем исключить того, что лицо, заключившее соответствующий договор и являющееся сотрудником такого учреждения, может быть привлечено к дисциплинарной ответственности в порядке, установленном трудовым законодательством (ст.ст. 192-193 ТК РФ), за ненадлежащее исполнение своих трудовых обязанностей. В частности, к такой ответственности может быть привлечен руководитель учреждения, поскольку законодательство прямо обязывает его осуществлять свою трудовую функцию в том числе в соответствии с уставом возглавляемого им учреждения (ст. 274 ТК РФ).
Кроме того, необходимо учитывать, что соответствующий договор на основании ст. 173 ГК РФ может быть признан недействительным в судебном порядке по иску учреждения или его учредителя, если заключение такого договора противоречит целям деятельности учреждения, определенно ограниченным в его уставе.
Что же касается несоответствия осуществляемой учреждением деятельности кодам ОКВЭД, указанным в ЕГРЮЛ, то здесь необходимо помнить, что ни одним нормативным актом не предусмотрено указание в учредительных документах юридического лица (в том числе бюджетного учреждения) видов допустимой к осуществлению деятельности строго в соответствии с формулировками, использованными в ОКВЭД или каком-либо ином классификаторе, равно как с указанием конкретных кодов ОКВЭД. Арбитражные суды неоднократно указывали, что ОКВЭД предназначен исключительно для классификации и кодирования видов экономической деятельности и информации о них и не влияет на правоспособность того или иного юридического лица (смотрите, например, постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 20.11.2007 N А58-3238/07-Ф02-8696/2007, ФАС Северо-Западного округа от 30.03.2010 N Ф07-2477/2010, постановления АС Центрального округа от 06.09.2016 N Ф10-1446/15, Седьмого ААС от 24.04.2015 N 07АП-1643/15). Соответственно, указывать в уставе учреждения виды деятельности, которые вправе осуществлять такое учреждение в соответствии с формулировками, использованными в ОКВЭД с указанием конкретных кодов, не нужно (смотрите, например, решение Нижегородского областного суда от 29.10.2010 N 7-695/2010).
Поэтому в той ситуации, когда в уставе бюджетного учреждения виды разрешенной учреждению деятельности сформулированы более широко, нежели в ОКВЭД, и деятельность, осуществляемая бюджетным учреждением по указанному в вопросе договору, находится в рамках видов деятельности, указанных в уставе, ее несоответствие кодам ОКВЭД, указанным в ЕГРЮЛ, не является основанием для признания такой деятельности неправомерной.
В этом случае учреждению необходимо лишь в течение трех рабочих дней с момента начала осуществления соответствующей деятельности уведомить ФНС об изменениях сведений о кодах ОКВЭД, указанных в ЕГРЮЛ (пп. «п» п. 1, п. 5 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат юридических наук Широков Сергей
Ответ прошел контроль качества
17 октября 2018 г.
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.
Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.
ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.
8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)
Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru
Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит
Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Источник
Поправки о просветительской деятельности: экспертные разногласия и нерешенные вопросы
slalomop / Depositphotos.com |
На прошлой неделе Президент РФ Владимир Путин подписал Федеральный закон от 5 апреля 2021 г. № 85 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон № 85-ФЗ). Документ ввел в законодательство понятие «просветительская деятельность» и определил общие требования к осуществлению такой деятельности. Несмотря на то что против инициативы была создана общественная петиция, которая набрала более 248 тыс. голосов в поддержку, закон уже подписан и с 1 июня вступит в силу.
Однако в экспертном сообществе продолжаются дискуссии о целесообразности принятия указанного закона, его эффективности и потенциальных последствиях реализации. Вчера состоялось очередное обсуждение в формате пресс-конференции на тему: «Закон о просветительской деятельности: цензура для всех – от академиков до ведьм». Его участниками выступили Первый зампредседателя комиссии по экспертизе общественно значимых законопроектов и иных правовых инициатив Общественной палаты РФ Артём Кирьянов, основатель международной оккультной организации ИСВ и Международного Университета магии и колдовства Алёна Полынь и исполнительный директор Национального Родительского Комитета Юрий Оболонский.
На предпосылках, содержании поправок и мнении экспертов о них остановимся более подробно.
Необходимость разработки поправок в Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании) обусловлена отсутствием в действующем российском законодательстве положений, определяющих правовые основы просветительской деятельности, порядок ее осуществления, требования к участникам. А такой правовой пробел законодатель считает предпосылкой для бесконтрольной реализации антироссийскими силами в школьной и студенческой среде под видом просветительской деятельности широкого круга пропагандистских мероприятий, в том числе направленных на дискредитацию проводимой в России государственной политики, пересмотр истории, подрыв конституционного строя. Между тем, новые нормы о координации участия образовательных организаций в международном сотрудничестве путем выдачи уполномоченными федеральными органами соответствующих заключений призваны пресечь негативное иностранное вмешательство в образовательный процесс.
Ожидается, что реализация поправок позволит не только противодействовать распространению противоправной информации и антироссийской пропаганде в школьной и студенческой среде, но и полноценно реализовывать в рамках правового поля возможности образовательных организаций по распространению среди различных слоев населения достижений отечественной науки и культуры, исторического наследия, иных социально значимых сведений. Это, в свою очередь, будет способствовать созданию дополнительных условий для развития культуры человека, социализации личности, мотивации ее на формирование активной гражданской позиции.
Первым нововведением Закона № 85-ФЗ является закрепление в Законе об образовании понятия «просветительская деятельность». Под таковой понимается осуществляемая вне рамок образовательных программ деятельность, направленная на распространение знаний, опыта, формирование умений, навыков, ценностных установок, компетенции в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов и затрагивающая отношения, регулируемые российским законодательством.
Кроме того, поправками установлены общие требования к осуществлению просветительской деятельности. Они касаются:
- субъектов, которые должны и могут осуществлять просветительскую деятельность – должны этим заниматься органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, уполномоченные ими организации, а вправе – физические лица, ИП и юрлица при соблюдении установленных требований;
- ограничений на осуществление просветительской деятельности – не допускается ее использование для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни, для агитации, пропагандирующей исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, их отношения к религии, в том числе посредством сообщения недостоверных сведений об исторических, о национальных, религиозных и культурных традициях народов, а также для побуждения к действиям, противоречащим Конституции Российской Федерации;
- нормативного регулирования просветительской деятельности – порядок, условия и формы ее осуществления, а также порядок проведения контроля за ней установит Правительство РФ.
Второе нововведение связано с регулированием участия организаций, входящих в систему образования, в международном сотрудничестве в сфере образования. В частности, к полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере образования отнесена координация участия образовательных организаций в международном сотрудничестве. Помимо этого, введено требование наличия заключения Минпросвещения России и Минобрнауки России на заключение образовательными организациями договоров по вопросам образования с иностранными организациями и гражданами, кроме договоров об оказании образовательных услуг иностранным гражданам. Исключение предусмотрено также для федеральных государственных образовательных организаций, находящихся в ведении федеральных госорганов, – им заключения будут выдавать сами госорганы, в ведении которых они находятся. Порядок подготовки и получения заключений определит Правительство РФ.
Допускается ли использование иностранных документов об образовании на территории России? Ответ на этот вопрос можно узнать из «Энциклопедии решений. Трудовые отношения, кадры» в системе ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!
Закон предписывает образовательным организациям до 1 сентября 2022 года получить заключения на заключенные ими до 1 июня 2021 года договоры. Это требование не касается договоров, срок действия которых истекает до 1 сентября следующего года, и договоров об оказании образовательных услуг иностранным гражданам. Отметим, речь идет о договорах по вопросам образования с иностранными организациями и гражданами, в частности по направлениям:
- разработки и реализации совместно с международными или иностранными организациями образовательных и научных программ в сфере образования;
- обмена обучающимися, педагогическими и научными работниками, включая международный академический обмен;
- проведения совместных научных исследований, осуществления фундаментальных и прикладных научных исследований в сфере образования, совместного осуществления инновационной деятельности;
- участия в сетевой форме реализации образовательных программ;
- участия в деятельности международных организаций и проведении международных образовательных, научно-исследовательских и научно-технических проектов, конгрессов, симпозиумов, конференций, семинаров или самостоятельного проведения указанных мероприятий, а также обмена учебно-научной литературой на двусторонней и многосторонней основе (ч. 3 ст. 105 Закона об образовании).
Третьей новеллой является требование о включении организаций, осуществляющих научно-методическое и методическое обеспечение образовательной деятельности в государственных региональных и муниципальных образовательных организациях, в специальный перечень организаций, осуществляющих научно-методическое и методическое обеспечение образовательной деятельности по реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с ФГОС. Порядок отбора таких организаций и их перечень должно утвердить Минпросвещения России.
Федеральный закон вступит в силу с 1 июня 2021 года. До этого момента в целях его реализации должна быть сформирована подзаконная нормативная правовая база.
Среди экспертов пока нет единого мнения по поводу принятых поправок о просветительской деятельности, как нет и полного понимания содержания и возможных последствий реализации соответствующих изменений. Такое непонимание сами они связывают с тем, что закон не проходил широкого публичного обсуждения, нацеленного на формирование в обществе и профессиональном сообществе понимания позиции законодателя по данному вопросу.
Артём Кирьянов в целом поддерживает принятый закон. Он считает, что поправки помогут очистить в первую очередь онлайн-пространство от мошеннических курсов, онлайн-семинаров и иных мероприятий. В качестве примера общественник привел распространение в Интернете информации о курсах, семинарах по налоговому праву, нацеленных на платное обучение людей тому, как нарушать налоговое законодательство, как уходить от налогов, то есть как обманывать государство. Участники подобных курсов, получившие новые знания и применившие их на практике, столкнулись не только с проблемами со стороны налоговых органов, но и с уголовным законом, так как уклонение от налогов является преступлением. Подобные курсы, по мнению общественника, не только вредят государственной политике (в данном случае – налоговой), но и подрывают основы конституционного строя, а курсы и семинары «околомедицинской» тематики могут нести и прямые угрозы здоровью людей. В связи с этим эксперт считает, что любые программы, которые называются просветительскими или обучающими, должны быть верифицированы с точки зрения той отрасли, в рамках которой они проводятся.
Эксперт считает закон полезным в сегодняшних условиях. «Я вижу здесь попытку оградить людей различных возрастов от недостоверной информации в Интернете, от недостоверных сведений, которые могут навредить не только их финансовому благосостоянию, но и жизни, попытку оградить граждан и юрлиц от мошенничества», – заключил он, добавив, что закон точно не про цензуру. При этом Артём Кирьянов убежден, что для нормальной реализации поправок требуются максимально простые и понятные для граждан разъяснения новых норм. Поскольку общественные обсуждения принятых поправок организованы не были, общественник считает необходимым провести общественные обсуждения разрабатываемой в целях реализации закона подзаконной нормативной правовой базы. Он готов направить соответствующие запросы в Минобрнауки России, Минпросвещения России и Рособрнадзор, а также инициировать проведение дискуссий на базе ОП РФ. По итогам этих мероприятий общественники планируют выработать рекомендации законодателю для подготовки подзаконной нормативной базы.
В свою очередь, Юрий Оболонский пока не выработал четкой позиции относительно принятых поправок, хотя посыл законодателя в части пресечения влияния на молодежь аполитичных организаций ему вполне ясен. «Мы категорически против того, чтобы странные люди заходили в школы и институты и занимались полуполитической, полумедицинской или подобной деятельностью», – подчеркнул эксперт. Однако он считает, что для борьбы с неугодными организациями и гражданами, осуществляющими незаконную просветительскую деятельность, вполне достаточно имеющихся законодательных механизмов, и можно было не вводить новые правила, а усовершенствовать действующие нормы. Но раз уж поправки приняты, то их суть необходимо донести до правоприменителя и общества. «Нужно проще объяснять народу весь замысел законотворцев, потому что последние и работают для народа», – заключил Юрий Оболонский, поддержав идею широкого обсуждения поправок для того, чтобы закон был прозрачен и понятен как в формальном плане, так и в части механизма его реализации.
Что касается Алёны Полынь, то она категорически против внесенных поправок, так как они нарушают ст. 29 Конституции РФ, которая провозглашает свободу слова и мысли, гарантирует свободу массовой информации и запрещает цензуру. «Этот закон станет лишним капканом для тех, кто не угоден кому-то у власти», – уверена эксперт. К тому же, будет сложно отследить и отфильтровать информацию, подпадающую под новые нормы, в Интернете, либо придется переходить на замкнутый российский Интернет, «а это – утопия». Алёна Полынь считает, что принятый закон – это возврат к цензуре и мера борьбы с неугодными организациями и гражданами. По ее мнению, приоритетом государства должно быть не возвращение цензуры, а пропаганда семейных ценностей, патриотизма и т. п. «Важно, чтобы все наши ресурсы были задействованы на то, чтобы страна поднималась с колен, а не вставала на колени», – подытожила она.
В ходе мероприятия участники обсуждения озвучили и ряд вопросов, которые в контексте рассматриваемых поправок требуют четких ответов:
- где грань между законными и незаконными курсами, семинарами и т. п.?
- как будут определять, что можно, а чего нельзя, то есть по каким основаниям и критериям будет отбор?
- подпадут ли под просветительскую деятельность эзотерические или религиозные программы?
- какие мероприятия будут расцениваться как дискредитирующие государственную политику?
- кто будет определять, насколько опасны конкретные курсы, семинары для государства и общества?
- как и кто будет оценивать конкретные отрасли?
- кто будет отвечать за соответствие просветительской деятельности установленным требованиям?
- как будет проходить согласование с органами власти и какие документы для этого потребуются?
- какая роль в реализации поправок будет отведена общественному контролю?
Не исключено, что на эти и другие вопросы законодатель ответит в процессе принятия нормативных правовых актов в целях реализации закона. Напомним, Правительство РФ до даты вступления поправок в силу должно разработать и утвердить порядок, условия и формы осуществления просветительской деятельности, а также порядок проведения контроля за ней. Эти документы, по мнению Артёма Кирьянова, будут даже более значимыми, чем сам принятый закон.
Пока по поводу поправок о просветительской деятельности у экспертного сообщества больше вопросов, чем ответов. Но поскольку новые нормы начнут действовать только с 1 июня текущего года, у законодателя еще есть время для разъяснения механизма реализации изменений и подготовки понятной подзаконной базы.
Отметим, на состоявшемся в конце марта в Совете Федерации совещании по обсуждению рассматриваемых поправок эксперты акцентировали внимание на необходимости подготовки качественной нормативно-правовой базы для реализации принятого закона, а Председатель Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Лилия Гумерова заверила, что все вопросы, возникающие у представителей научного сообщества, получат разрешение при разработке профильными министерствами подзаконных актов. В дальнейшем сенаторы планируют держать на контроле и вопросы правоприменения документа.
Кроме того, в ходе мероприятия была высказана инициатива о разработке отдельного законопроекта, непосредственно касающегося просветительской деятельности. Так что есть предпосылки полагать, что тема законодательного регулирования просветительской деятельности не ограничится только поправками в Закон об образовании, работа над ней будет продолжена.
Источник