Организации имеющие свой подвижной состав

Автотранспортное предприятие — структура и организация процесса

Автотранспортное предприятие (АТП) — организация, осуществляющая перевозки автомобильным транспортом, а также хранение, техническое обслуживание (ТО) и ремонт подвижного состава.

АТП решает вопросы, связанные с доставкой, т.е. выбор вида транспорта, методы организации перевозок, тип транспортных средств, участие в организации погрузочно-разгрузочных работ, использование современных технологий в организации размещения, учета товаров и запасов на складах и терминалах.

Классификация автотранспортных предприятий:

1) по роду выполняемых работ

— пассажирские (автобусные, таксомоторные, легковых автомобилей),

— специальные (скорой медицинской помощи, коммунального обслуживания и др.).

2) по организации производственной деятельности

— автобаза — АТП малых размеров, как правило, вспомогательное подразделение крупного предприятия или крупной организации.

— автоколонна (автоотряд) — группа автомобилей, работающая в отрыве от основного АТП.

— автокомбинат — комплексное АТП с количеством автомобилей 700 и более, состоящее из основного предприятия и нескольких филиалов, расположенных в районах обслуживания перевозками.

— автопарк — АТП со стоянкой и техническим обслуживанием пассажирского транспорта общего пользования.

Основными задачами автотранспортного предприятия являются:

  • организация и выполнение перевозок в соответствии с планом и заданиями;
  • хранение, техническое обслуживание и ремонт подвижного состава;
  • материально-техническое снабжение предприятия.

Построение правильной организационной структуры является главной задачей любого автотранспортного предприятия (АТП). От рационального состава подразделений органов управления, их связи между собой и взаимодействия с производственными подразделениями в значительной степени зависит эффективность работы предприятия в целом.

Признаками оптимальной структуры управления являются:

— небольшое количество подразделений с высококвалифицированным персоналом;

— небольшое количество уровней управления;

— наличие в структуре управления групп специалистов;

— ориентация графика работ на заказчика;

— быстрота реакции на изменения;

— высокая производительность и низкие затраты.

В стандартной организационной системе управления автотранспортным предприятием можно выделить три самостоятельных блока управления: эксплуатационный, технический и экономический, каждый из которых подчиняется соответствующему руководителю.

Основными процессами производственной деятельности автотранспортного предприятия являются:

  • основное производство;
  • вспомогательное производство;
  • обслуживающее производство;
  • управление производством.

Основное производство на автомобильном транспорте — выполнение перевозок, что является определяющим для автотранспортного предприятия. Однако основное производство нуждается в обслуживании и выполнении комплекса вспомогательных работ.

Вспомогательное производство автотранспортного предприятия — это совокупность производственных процессов, имеющих свой результат труда в виде определенной технической готовности подвижного состава, который используется в основном производстве.

Обслуживающие производства материального продукта не создают. Они обеспечивают основное и вспомогательное производство энергоресурсами, информационным обслуживанием, контролируют качество технического обслуживания и ремонта.

Основой работы предприятия являются функциональные обязанности подразделений. Именно они в итоге и составляют совокупную деятельность предприятия.

Для нормального функционирования АТП необходимо, чтобы все его подразделения работали в нужном графике и в соответствии с потребностями рынка, т.е. должны быть гибкими, а также вовремя и в полном объеме выполнили свои функции.

Техническая служба АТП комплексного типа организует работу по поддержанию транспортных средств в технически исправном состоянии, развивая для этого производственную базу и осуществляя материально-техническое снабжение.

Читайте также:  Свой бизнес как открыть автомойку с нуля бизнес

Функции технической службы:

— организация технической подготовки подвижного состава;

— оперативное планирование ТО и ТР подвижного состава, контроль за их выполнением;

— организация ТО и ТР и контроль;

— осуществление технического учета и отчетности по подвижному составу, шинам и другим производственным фондам;

— хранение, выдача и учета топлива, запчастей;

— изучение и распространение передового опыта;

— разработка и реализация организационно-технических мероприятий.

Исходя из вышеперечисленных задач техническая служба имеет право контролировать техническое состояние подвижного состава, снимать его с эксплуатации, планировать и проводить профилактические и ремонтные работы, привлекать к материальной ответственности за неправильную эксплуатацию подвижного состава, зданий, сооружений, оборудования и т.д., а также лимитировать расходы ГСМ.

Техническая служба включает следующие подразделения:

  • производственно-вспомогательные цехи или участки: (агрегатный, слесарно-механический электротехнический аккумуляторный топливной аппаратуры ремонта холодильных установок шиномонтажный кузнечно-рессорный мойки и смазки сварочный медницкий кузовной малярный);
  • зону текущего ремонта;
  • зону первого технического обслуживания;
  • зону второго технического обслуживания;
  • зону ежедневного осмотра.

Производственная структура формируется на основе результатов технологического расчета и определяется перечнем видов и объемами работ, выполняемыми технической службой АТП, с учетом внешней кооперации. При этом учитываются количество и структура подвижного состава, имеющийся комплекс производственно-технической базы и сложившийся контингент рабочих кадров.

При полном и стабильном удовлетворении потребности в каких-либо работах по внешней кооперации (на предприятиях автосервиса или на специализированных авторемонтных и других предприятиях) производство этих работ на АТП не организуется.

Если АТП все работы ТО и ремонта полностью выполняет на стороне, то, по сути, производственная структура технической службы отсутствует. Имеются лишь исполнители по планированию ТО, контролю технического состояния подвижного состава и управлению внешними связями с автосервисом.

К обслуживающей службе относятся:

  • гараж-стоянка;
  • автозаправочный пункт;
  • контрольно-технический пункт.

Хозяйственная служба осуществляет эксплуатацию, содержание и ремонт зданий на территории АТП.

Отдел кадров осуществляет прием, увольнение и ведение личных дел персонала предприятия, следит за продвижением работников по службе.

Эти функциональные подразделения нуждаются в информации о состоянии своего объекта ответственности. Полученная информация требует анализа, а в случае внештатной ситуации — воздействия путем принятия решения. Это определяет необходимость управления.

Управление осуществляет генеральный директор. Он имеет право распоряжаться средствами и имуществом предприятия, заключать договоры, открывать счета и распоряжаться ими, издавать приказы по предприятию, принимать и увольнять работников, применять к ним меры поощрения и налагать взыскания. Вместе с тем, генеральный директор отвечает за правильное и эффективное использование материальных и трудовых ресурсов предприятия, улучшение условий и охрану труда. Если же говорить в целом, то генеральный директор организует работу коллектива предприятия, а также несет полную ответственность за состояние предприятия и его деятельность.

В ведении начальников колонн (отрядов) находятся такие ведущие вопросы как:

— осуществление оперативно-технического руководства;

— организация правильного хранения и эксплуатации подвижного состава отрядов;

— осуществление подбора и расстановки водителей;

— ведение личных карточек водителей;

— контроль работы водителей, привлеченных к ремонту автомобилей, и водителей на линии.

Читайте также:  Как открыть свою охранную компанию

Важное место в хозяйственном руководстве и улучшении качественных показателей работы предприятия отводится экономической службе. На основе систематического анализа работы предприятия, автоколонн и других подразделений и исходя из объемных показателей перевозок, их ресурсного обеспечения, экономическая служба определяет пути, по которым должны разрабатываться технические и организационные мероприятия, направленные на повышение технической готовности подвижного состава и совершенствование эксплуатационной и коммерческой деятельности АТП.

В состав экономической службы обычно входит бухгалтерия. Этот отдел во главе с главным бухгалтером проводит учет наличия средств, выделенных в распоряжение АТП, их сохранности и уровня использования, организует выполнение финансового плана, проверяет финансовое состояние предприятия, проводит большую оперативную работу по организации расчетов с клиентурой, поставщиками и финансовыми органами, организует первичный учет расходования материальных ресурсов и денежных средств. Главный бухгалтер несет ответственность за целесообразность и законность расходования средств, и соблюдение финансовой дисциплины.

Размеры автотранспортного предприятия определяют организацию этих служб. В крупных населенных пунктах несколько АТП образуют производственные объединения грузового (пассажирского) автомобильного транспорта.

АТП с числом автомобилей меньше 25 подразделения объединяются. Например, начальник такого АТП одновременно является главным инженером, начальником гаража и начальником службы эксплуатации.

Грузовые АТП в настоящее время в значительной степени специализируются на перевозках определенного рода груза. Это позволяет использовать определенный тип специализированного подвижного состава и получать экономический эффект за счет улучшения его использования, повышения сохранности груза и др.

Источник

Подвижной состав предприятия

Подвижной состав автотранспортного предприятия (при количестве автомобилей 150 и более) объединяется в автоколонны по типам и маркам автомобилей или по целевому назначению (для перевозки строительных материалов, грузов торговой сети и т. д.).

Подвижной состав автомобильного транспорта подразделяется на транспортный (грузовой и пассажирский) и специальный (пожарные, автокраны, топливозаправщики, уборочные, компрессоры, автолавки).

Транспортный подвижной состав делится на подвижной состав общего назначения и специализированный.

Грузовые автомобили, прицепы и полуприцепы общего назначения имеют бортовую платформу и используются для перевозки всех видов грузов, кроме жидких без тары.

К специализированному подвижному составу относятся грузовые автомобили, прицепы и полуприцепы, кузова которых приспособлены для перевозки определенных видов грузов (самосвалы, фургоны, цистерны, специальные платформы и т. д.).

По проходимости автомобили подразделяются на: автомобили обычной проходимости, предназначенные для работы в основном по благоустроенным дорогам, и повышенной проходимости — для систематической работы по неблагоустроенным дорогам и в отдельных случаях вне дорог.

Пассажирские автомобили разделяются на легковые автомобили и автобусы. Легковые автомобили подразделяются по рабочему объему цилиндров двигателя на: микролитражные (до 1 л), малолитражные (от 1,0 до 1,7 л), среднего литража (от 1,7 до 3 л) и большого литража (более 3 л).

Автобусы подразделяются по размерам, определяющим (в зависимости от принятой планировки) вместимость, на: особо малые (габаритная длина 4,5—5,0 м), малые (7,0—7,5 м), средние (8,0— 9,5 м), большие (10—11 м), особо большие (12 м) и сочлененные (16,5 л).

Эффективность и удобство использования автомобиля определяются его эксплуатационными свойствами : вместимостью, динамичностью, топливной экономичностью, проходимостью, устойчивостью и управляемостью, надежностью и долговечностью, удобством и простотой управления.

Читайте также:  Основные понятия бизнес стартап бизнес план бизнес идея

Грузовместимость автомобиля определяется его грузоподъемностью и внутренними размерами кузова, пассажировместимость — количеством пассажиров, которое может одновременно перевозить автобус или легковой автомобиль.

Динамичность автомобиля, т. е. его способность перевозить грузы и пассажиров с максимально возможной средней скоростью в заданных дорожных условиях, зависит от динамических (тяговых) и тормозных свойств автомобиля.

Топливная экономичность — свойство автомобиля рационально использовать энергию сжигаемого топлива.

Проходимость — свойство автомобиля работать в трудных дорожных условиях и по бездорожью.

Устойчивость — свойство автомобиля сохранять направление движения (курсовая устойчивость) и противостоять опрокидыванию и заносу.

Управляемость — свойство автомобиля, позволяющее изменять (или сохранять) направление движения по желанию водителя.

Под надежностью понимают свойство автомобиля выполнять заданные функции (перевозку грузов или пассажиров), сохраняя свои эксплуатационные показатели (показатели производительности, экономичности, рентабельности и др.) в течение требуемого промежутка времени.

Надежность обусловливается безотказностью, ремонтопригодностью, сохраняемостью, а также долговечностью частей автомобиля.

Долговечностью автомобиля называют его свойство длительно сохранять работоспособность до предельного состояния с необходимыми перерывами на техническое обслуживание и ремонт.

Предельное состояние автомобиля определяется невозможностью его дальнейшей эксплуатации или обусловленным снижением эффективности, или требованиями безопасности движения и оговаривается в технических условиях.

Показателями долговечности могут служить срок службы или ресурс, т. е. продолжительность работы автомобиля (агрегата) до предельного состояния, оговоренного в технической документации.

Удобство и простота управления автомобилем и его обслуживания зависят от: величины усилий для приведения в дейстиие органов управления и частоты пользования ими; надежности и точности контрольно-измерительных приборов, световой и звуковой сигнализации; удобства сиденья водителя, отопления и вентиляции кабины, обзорности дороги; защищенности водителя от колебаний, вибраций и шума; простоты выполнения разворотов и маневрирования; легкости пуска двигателя, доступности точек смазки и регулировки, периодичности и легкости выполнения операций технического обслуживания; простоты снятия и установки агрегатов, их разборки и сборки.

Эксплуатационные свойства автомобиля зависят от конструкции автомобиля и его агрегатов, условий эксплуатации, качества топлива и смазочных материалов, технического состояния автомобиля и мастерства вождения.

Для лучшего использования динамических свойств автомобиля и повышенияего топливной экономичности водитель должен стремиться полнее использовать грузоподъемность автомобиля и применять прицепы, использовать разгон и движение накатом, правильно устанавливать передачи в коробке передач, реже пользоваться тормозами.

Повышение полезной нагрузки автомобиля, буксирование прицепов и рациональное использование разгона приводят к работе двигателя с большей нагрузкой, соответствующей наиболее экономичным его режимам.

Тормозные свойства, устойчивость и управляемость определяют возможность производительного использования автомобиля при сохранении безопасности движения.

Правильные приемы вождения в тяжелых дорожных условиях позволяют преодолеть трудный участок дороги и обеспечить своевременную доставку грузов и пассажиров.

Следовательно, водитель может непосредственно влиять на эксплуатационные свойства автомобиля и их лучшее использование, повышая безопасность движения и осуществляя перевозку с наименьшими материальными и трудовыми затратами.

Источник

Оцените статью